I. Шаг первый. Читаем задание.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?"»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фрагмент.
(1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похожа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опилок. (4)Работа было самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё - и расползётся доска на две части.
(5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война... (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.
(15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшься - и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот, кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, всё хотел побежать и не мог...
(23)А в ушах звенело: «Убило! Убило! Убило!..»
(24)Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (25)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:
(26)- Кто же это в нашей жизни хнычет, а?
(27)Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (28)Я от испуга переставал плакать.
(29)Я стал поправляться. (ЗО)Иногда страшная врачиха задерживалась у моей кровати. (31)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.
(32)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:
(33)- Отца с матерью нет? (34)А где жил? (35)Папиросами торговал... (36)Да, гадко. (37)А вот учиться надо.
(38)Нет, всё-таки я её очень боялся. (39)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.
(40)- Она хорошая. (41)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (42)А она вон басит, как будто ничего и не было...
(43)Скоро меня выписали. (44)Сама врачиха вышла меня проводить. (45)Она курила папиросы и говорила резковато:
(46)- В детдоме будешь жить, я договорилась. (47)Учись. (48)Это нужно. (49)Может, я когда зайду... - (50)Она осеклась.
(51)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (52)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: (53)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»
(А. Приставкин)
III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.
Приведённые слова отражают изменение отношения мальчика к врачу: за её суровой внешностью скрывается заботливая женщина, пережившая личную трагедию и сама нуждающаяся в поддержке.
«Фраза, с которой на протяжении всего рассказа врач обращается к пациентам, в конце текста адресована самой героине, за грубой внешностью которой мальчик разглядел заботливого человека с израненной душой».
IV. Шаг четвёртый. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят
ваши мысли по поводу содержания данного фрагмента.
«Мы видим, как вначале „врачиха" пугает мальчика своим грубым голосом, запахом табака и „железными пальцами" (предложения 6-7). Однако после слов нянечки „Она хорошая. У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер" (предложения 40-41) герой понимает, как много страданий и горя носит эта женщина в своей душе».
V. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
Вывод.
«Таким образом, приведённая фраза показывает желание мальчика поддержать женщину, которая, несмотря на все свои беды, не утратила способности заботиться об окружающих».
В сочинении возможен также иной путь рассуждения - от анализа текста к аргументам, которые помогают раскрыть смысл его финала. Предлагаем вам прочитать сочинение, написанное именно по такой схеме.
«Повествование в этом коротком рассказе ведётся от лица мальчика-сироты, работающего во время Великой Отечественной войны в тылу на заводе. В суровое военное время дети становились к станкам и трудились наравне со взрослыми.
Фразу „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?" произносила врач, обращаясь к детям. Герой текста боялся эту „страшную врачиху", как её называли в цехе: она была с „железными пальцами" и грубым прокуренным голосом. Но за суровой внешностью женщина скрывала свою семейную трагедию - гибель мужа на фронте и смерть ребёнка - и жалость к пациентам, которых война лишила детства. Об этом мы узнаём из предложений 40-42.
Наверное, маленький пациент, попавший в аварию на заводе, напомнил её умершего ребёнка, поэтому она приняла такое участие в его судьбе. Об этом мы читаем в предложениях 46-50, показывающих её глубоко спрятанные эмоции.
Вот почему рассказчику так хочется сказать ей её любимую фразу: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?", чтобы поддержать эту удивительную женщину, проявить к ней сострадание». (158 слов)
А теперь прочитайте несколько сочинений девятиклассников, проанализированных экспертом. Обратите внимание на комментарий эксперта и на выставленные им баллы. Сочинения написаны по тексту В. Крапивина (см. с. 43-45).
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет работу по четырём критериям:
С 2 К1. Понимание смысла фрагмента текста: верно ли ученик понял и объяснил содержание фрагмента текста.
С 2 К2. Наличие примеров-аргументов: правильно ли приведены примеры-аргументы из текста и соответствуют ли они объяснению содержания фрагмента.
С,КЗ. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения: проверяется связность текста - логика построения текста, правильно ли текст разбит на абзацы.
С 2 К4. Композиционная стройность работы: проверяется правильность построения работы.
Сочинение 1
Сочинение | Комментарий эксперта | Баллы |
Смысл данного фрагмента текста Крапивина В. П. я понимаю так. «Это старые мудрые книги, в них есть душа. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями». | Объяснение содержания фрагмента в работе ученика отсутствует. | С 2 К1- 0 баллов |
Раскроем смысл фрагмента. Журка рассматривал интересную книгу «Три мушкетёра», которую ему передал его дедушка. Мальчик нашёл между страницами письмо, где дед пишет, что передаёт ему все свои книги. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
Он хочет, чтобы внук полюбил книги и дорожил ими. Это самый ценный подарок для Журки. Придёт время, и он прочитает все подаренные ему книги, и они станут ему друзьями. Таким образом, дедушка хочет приучить внука любить и дорожить книгами. Вез них человек был бы глупым и необразованным. (105 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Грамматическая ошибка: «любить и дорожить книгами». В работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена ошибка в построении текста. | с 2 кз- 1 балл С 2 К4- 1 балл |
Всего: 4 балла | ||
Сочинение 2 | ||
Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: книги - друзья человека, которые учат жизни. Они общаются с читателем, и, читая их, человек погружается в мир героев, чувствует их судьбу и вникает в мельчайшие подробности. | С 2 К1- 2 балла | |
Приведём примеры из текста советского и российского детского писателя В. Крапивина. Так, в предложении № 20 говорится о том, как внимательно слушал Журка рассказы о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как они повлияли на него. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
Письмо, написанное Журке его дедушкой, звучало как завещание. В тексте показано, как сильно дедушка желает передать свой опыт Журке, а это возможно только через книги. Так, мы раскрыли фрагмент текста В. Крапивина. (100 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | С 2 КЗ- 2 балла С 2 К4- 2 балла |
Всего: 8 баллов | ||
Сочинение 3 | ||
Я считаю, что мысль данного фрагмента заключается в том, что книги, которые собирал дедушка, были очень дороги для него. Ведь книги воспитывают, учат человека, и дедушка хотел, чтобы его внук тоже прошёл свой жизненный путь в сопровождении книг | Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | С 2 К1- 2 балла |
Действительно, книги и в нашей жизни всегда сопровождают и учат нас. Мы набираемся опыта, переживаем, радуемся вместе с героями книг. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В. Крапивина. Так, в предложении № 5 мы видим радостную реакцию мальчика, на взятую им книгу. | Ученик привёл из текста два примера-аргумента,которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
«Это были старые друзья», - пишет автор. А в предложениях N° 17, 18, 19 показано бережное отношение дедушки к книгам. Он действительнолюбит их. Каждая книга очень важна и дорога для него. Итак, мы доказали, что книги очень важны для нас, и каждая книга имеет свою душу. (126 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется ком- позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в по- строении текста нет. | с 2 кз- 2 балла С 2 К4- 2 балла |
Всего: 9 баллов |
При написании сочинения не забывайте также о типовых конструк циях(см. с. 55).
Осторожно, ошибка!
Обратите внимание на то, что типовые конструкции для сочинения 15.2 несколько отличаются от подобных им, перечисленным в первой главе книги для сочинения по заданию 15.1. Часто ученики выучивают только некоторые из этих конструкций и используют в сочинениях всех типов, не вникая в смысл этих клише.
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2 | |||
Типовые конструкции для введения | Типовые конструкции для основной части | Типовые конструкции для заключения | |
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания | Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвердить примером... | Таким образом, итак, в заключение, как видим... | |
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем:.. | Примером может стать фрагмент из текста, в котором | Итак, можно увидеть, что... | |
Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю так:... | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к... предложению текста. | Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. | |
Смысл последних строк текста (финала текста) заключается в | Подтвердить данную мысль можно примером из... предложения текста. | В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что... | |
Автор данного текста (или фамилия автора) приглашает читателя к размышлению над тем, ... | Справедливость этого вывода можно доказать на примере... предложения. | Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моей трактовки (моего объяснения) фрагмента текста. | |
Текст заканчивается словами: «...». На мой взгляд, речь идет о том, что... | В подтверждение собственных выводов приведу пример из... предложения прочитанного мною текста. |
Внимание!
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинения к варианту 1 (текст Ю. Олеши)
Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» …
Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.
Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики .
Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши . Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».
Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?
Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию ». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.
Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …
Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…
Именно о таких друзьях рассказывает . Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.
«Ведь я знаю, что ты добрый друг », — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину. Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).
Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».
Задание 15.3
ДРУЖБА «Что такое дружба?»
Что такое дружба?
Проиллюстрируем роль экспрессивной лексики на примерах из текста Владимира Железникова . Ребята возмущены предательством Димки Сомова. По их мнению, он заслуживает презрения и самого жестокого наказания. «Садани его по роже!» — кричит Лохматый, обращаясь к Ленке. Грубые просторечные слова «садани» и «рожа» — это не только средство речевой характеристики мальчика, они выражают его резко отрицательное отношение к однокласснику.
Железная Кнопка рада, что «час расплаты» для предателя Димки наконец-то настал. «Справедливость восторжествовала!» — кричит девочка. В данном случае экспрессивно окрашенным является книжное слово «восторжествовала». Оно передаёт бурную радость героини и выражает положительную оценку произошедшего.
Итак, анализ языковых особенностей текста В. Железникова показывает, что экспрессивная лексика действительно «создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому ».
Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить… Хоть убейте! » …
В тексте Владимира Железникова рассказывается о том наказании, которому подвергают одноклассники предателя Димку Сомова. По мнению ребят, его подлость нельзя ни оправдать, ни простить.
И только Ленка понимает, что чувствует Димка. Она сама была в подобной ситуации, а потому находит в себе силы простить одноклассника. «Я была на костре… И по улице меня гоняли », — так объясняет девочка ребятам свой отказ объявить Димке «самый жестокий бойкот». Она не станет мстить Сомову, хотя сама пострадала именно из-за него: «А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте ». Финальные фразы текста характеризуют Лену как человека очень благородного.
Именно так поступает героиня рассказа Розы Госман . Ленка, лучшая подруга, ведёт себя непорядочно по отношению к Ольге – рассказывает всем о стихах, которые пишет девушка, и высмеивает их нелепость. Для героини предательство подруги становится тяжёлым потрясением. Однако она находит в себе силы для прощения: «Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю». Героиня, несмотря ни на что, дорожит Ленкой, которая по-прежнему остаётся её подругой.
А в повести Владимира Железникова «Чучело» Лена Бессольцева прощает предателя Димку Сомова, хотя когда-то сильно пострадала из-за его подлости. Девочка отказывается мстить, поступая не только как благородный человек, но и как настоящий друг.
Вывод очевиден: дружбу надо ценить и беречь. Иногда ради неё приходится переступать через обиды и прощать. Но она этого стоит: ведь одинокому человеку жить на свете непросто, а того, кто имеет друзей, можно считать счастливым.
Сочинения к варианту 4 (текст А. Иванова)
Задание 15.1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского: «Язык — удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли » …
Человека отличает от других живых существ способность к общению, в ходе которого происходит обмен разнообразной информацией. Разговаривая друг с другом, мы выражаем определённые мысли, и в этом нам помогают различные средства языка. Думаю, именно такой смысл вкладывал в свои слова лингвист Л. Успенский .
Писатель нигде прямо не говорит о своём отношении к героям, о своих ощущениях и переживаниях. Однако мы отлично понимаем то, что хотел сказать автор. А значит, язык действительно можно назвать «удивительным орудием, посредством которого люди передают друг другу свои мысли ».
Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- Он ведь спас нас!.. — потрясённо говорит Люська » …
В экстремальной ситуации открывается истинное лицо человека. Близость опасности делает ненужными всяческие маски, и мы предстаём такими, какие есть, без прикрас. Одни оказываются трусами и слабаками, другие проявляют подлинный , спасая товарищей с риском для собственной жизни.
Подобную ситуацию изображает Алексей Иванов . Несколько друзей переправляются на катамаране через реку Поныш. Судно затягивает под поваленные ледоходом деревья, и ребятам угрожает смертельная опасность. Друзей спасает Овечкин: он с риском для жизни обрубает ствол дерева и освобождает катамаран. Осознав, что произошло, Люська потрясённо произносит: «Он ведь спас нас!.. »
Овечкин поступает как герой. Спасая друзей, он действует решительно и молниеносно (предложения 45 – 46). Овечкин осознаёт, что может погибнуть. Его психологическое состояние передано через детали портрета в предложениях 49 – 50: «Лицо его побелело. На лбу по-мужицки вздулись вены». Однако этот мужественный человек сумел преодолеть страх, ведь на кону были жизни товарищей.
Самоотверженный поступок Овечкина – подвиг, который герой совершил во имя друзей и который, безусловно, заслуживает восхищения.
Задание 15.3
Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…
Что такое дружба? На этот вопрос отвечают по-разному. Но неоспоримо одно: настоящий друг никогда не бросит в беде, пожертвует ради тебя многим, даже собственной жизнью.
Именно таков Овечкин, герой произведения Алексея Иванова . Во время сплава по реке катамаран попадает под сваленные деревья – находящимся в нём ребятам угрожает страшная опасность. Овечкин спасает товарищей, хотя сам рискует жизнью. В этот момент он совсем не думает о себе. Главное для него – любой ценой отвести угрозу от друзей.
Пример верной дружбы – отношения Д’Артаньяна и трёх мушкетёров в романе Александра Дюма. Гасконец и его товарищи готовы в любой момент отдать жизни друг за друга. Они повторяют слова: «Один — за всех, и все — за одного». Вот девиз настоящих друзей!
Таким образом, дружбой можно назвать отношения между людьми, способными, если потребуется, пожертвовать собой для спасения друзей. Истинная дружба, к сожалению, встречается нечасто. А потому дружеские отношения нужно ценить. Ведь без верных друзей жить на свете непросто.
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “Да и как можно обманывать друга?”
Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.
Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга,
Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки предложения 6, 11. , но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих предложения 25-28. .
Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. 162 слова.
Крюкова М. А.
ТЕКСТ 5.1
1. В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 3. Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. 4. Ничего этого больше не будет! 5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
6. Тревожно на душе у Динки. 7. Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. 8. Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. 9. “Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!” – сказал он тогда. 10. И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
11. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… 12. И обманывать их бесполезно. 13. Да и как можно обманывать друга?
14. Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. 15. Но ведь всё это было другое. 16. А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. 17. Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
18. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 19. “Как я скажу Андрею?” – мучительно думала Динка. 20. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
21. Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– 22. Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – 23. Слышишь меня?..
– 24. Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – 25. Я, конечно, всё понимаю, Лёня… 26. Нас было трое друзей. 27. А теперь должно быть двое! 28. И из нас троих нельзя обмануть никого! По В. Осеевой.
Осеева-Хмелёва Валентина Александровна 1902–1969. – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести “Динка”, “Динка прощается с детством”.
Другие работы по этой теме:
- Что такое дружба? Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни...
- Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”. “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”, – такими...
- Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Настоящее искусство, согласно статье “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова, – это “творческое отражение, воспроизведение действительности в...
- Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, настоящее искусство – это отражение действительности в живописи, кинематографе, литературе, архитектуре и во многом...
- Что такое настоящее искусство? Настоящее искусство - это отражение действительности в художественных образах. По моему мнению, произведения искусства - это “воспроизведение” души человека, его сущности,...
- Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение...
- Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? Это действительность, которая отразилась во всех сферах культуры и деятельности человека. Это учебник, по которому человек учится...
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
На что нужно обратить внимание:
- нужно объяснить, как Вы понимаете смысл высказывания из текста. Чтобы это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте себе на вопросы: что это значит? другими словами это что? что на самом деле произошло/происходило? в чем причина описанного? что испытывает герой и почему? Вопрос к каждому высказыванию должен быть свой, ведь все зависит от его содержания, но смысл вопроса должен быть примерно такой. Можно просто перефразировать данный отрывок синонимичными словами;
- лучше всего разделить сочинение на 4 абзаца:
1 - вступление, тезис;
2 - первый аргумент;
3 - второй аргумент;
4 - вывод; - всегда два аргумента;
- каждый из них приводится из текста. Находите предложения или шруппы предложений, которые подтверждают, что поизошло именно то или что герой чувствует именно то, о чем Вы написали в первом абзаце, и указываете их номер;
- после указания номера Вы должны кратко передать содержание выбранного предложения. Почему Вы выбрали именно это предложение? Что в нем говорится? Как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?
- рекомендуемый объем сочинения от 70 до 95 слов.
Структура сочинения 15.2
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда - с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, - громко пожаловалась Оксана. - (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? - одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, - объявил Корольков. - (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, - пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос - тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь - как праздник.
(По В. Токаревой) *
* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) - современный русский прозаик и сценарист.
1 абзац
Это вступление. Тут закладывается та Ваша мысль, которую Вы будете доказывать, а доказывать Вам нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а Ваше понимание. Само высказывание в 1 абзац рекомендуем вообще не переписывать. Начинаем сразу с Вашего понимания:
Смысл данного высказывания я понимаю так: базис всей дальнейшей жизни ребёнка закладывается в подростковом возрасте. Автор утверждает, что именно в это время маленькому человеку больше всего нужны мудрые и ответственные родители. Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.
2 абзац
Это первый аргумент. Ищем такое предложение в тексте, которое докажет, что Ваше понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы: почему Вы выбрали именно это предложение? что в нем говорится? как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис? Получается:
В предложениях 24-28 приводится неоспоримое доказательство того, что родители особенно нужны ребенку в переходный подростковый период: главная героиня стала законченной эгоисткой из-за отсутствия своевременного внимания со стороны взрослых.
3 абзац
Это второй аргумент. Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце. Получается:
Предложение 29 показывает контраст между прекрасным внешним видом главной героини и её внутренним несовершенством, которое также является результатом того, что девочку "перелюбили" и недовоспитали.
4 абзац
Вывод. Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об этом. Можно на этом и остановиться.
Таким образом, данное в задание высказывание было интерпретировано верно.
А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том, что именно Вы поняли. Получается:
Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется, родители должны быть рядом с ребенком морально и физически всегда, не только в подростковый период, но эта стадия жизни - особенная, в ней мудрое сознание должно принять активное участие, чтобы ребёнок вырос человеком.
Отметим, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.