«фрегат». бпла, россия. Беспилотник для Арктики: какие задачи способен решать конвертоплан «Фрегат

На авиасалоне МАКС-2015 группа компаний "Кронштадт" (авиационное подразделение выведенное под отдельное управление в результате реорганизации группы компаний "Транзас") представила скоростной беспилотный летательный аппарат (БПЛА) "Фрегат. Основной особенностью "Фрегата" являются поворотные двигатели, позволяющие отнести БПЛА к категории конвертопланов ...

По словам его создателей, аппарат сможет совершать вертикальные взлет и посадку, а также взлетать и садиться по-самолетному. Что позволяет использовать его при отсутствии подготовленных площадок и аэроромов. "Фрегат" сможет нести от 1 (при вертолетном взлете) до 1,7 (при взлете по-самолетному) тонн полезной нагрузки и находиться в воздухе до 10 часов. При этом енго скорость будет достигать недоступные для современных вертолетов 600-700 км/ч.


Применять аппарат планируется для задач воздушной разведки и для переброски грузов. Как заявили представители "Кронштадта", серийное производство "Фрегатов" будет налажено к 2022 году, а в финансировании разработки примут участие Фонд перспективных исследований (ФПИ) и ВЭБ.

Опытный образец многоцелевого тяжелого беспилотника "Фрегат" вертикального взлета и посадки планируется создать к 2020 году. Об этом ТАСС рассказал генеральный директор АО "Технологии для авиации" (входит в группу компаний "Кронштадт") Вадим Смирнов."Мы серьезно развиваем проект гражданской версии беспилотника "Фрегат" многоцелевого применения. Ориентировочно в районе 2020 года будет создан опытный образец", - сказал он.


"Фрегат" относится к тяжелым беспилотникам, на его основе планируется развивать целую линейку таких аппаратов весом свыше 1 тонны, отметил Смирнов. Их дальность составит свыше 1 тысячи километров. Находиться в воздухе подобный беспилотник сможет до 8-10 часов. По словам Смирнова, недавно прошли испытания экспериментальной летной модели. "У него очень серьезная грузоподьемность и скорость полета cвыше 500 км/ч, он относится к БЛА самолетного типа, но способен садиться и взлетать как с места, так и с ограниченных площадок с коротким разбегом", - отметил собеседник агентства. Он уточнил, что беспилотник разрабатывается в инициативном порядке, его могут предложить заказчикам не только в России, но и за рубежом. "Сфера применения такого беспилотника чрезвычайно широка. Это нефтяная и газовая отрасли, мониторинг, перевозка грузов", - пояснил глава компании. По его словам, наиболее эффективным применение "Фрегата" будет на территориях, где не развита аэродромная инфраструктура, например, в Арктике. При этом для силовых ведомств предусмотрена возможность его палубного базирования. "Управление таким аппаратом - максимально автоматическое, хотя в перспективе возможно создание опционально-пилотируемой версии", - резюмировал собеседник агентства.

Компания «Кронштадт» создала летающую модель беспилотного конвертоплана «Фрегат». Об этом в интервью агентству «РИА Новости» рассказал заместитель гендиректора компании и начальник Центра перспективных исследований Владимир Воронов.

«Кронштадт» создал беспилотник, который может летать как по-самолетному, так и по-вертолетному. Благодаря этому качеству дальность его полета увеличена в три раза по сравнению в вертолетным беспилотником», — заявил Воронов.

Он отметил, что благодаря совмещению качеств самолета и вертолета дальность полета беспилотника будет увеличена. По словам Воронова, подобная конструкция конвертопланов является мировым трендом. «Аппарат вертикального взлета — это священный «грааль» современной авиации. Над этим работают Agusta Westland и Lockheed Martin, а также другие мировые авиационные лидеры», — подчеркнул Воронов.

«Создание летающей модели демонстрирует реализуемость концепции создания аппарата подобной схемы в целом, что в свою очередь открывает путь к началу работ по более тяжелым вариантам БЛА — беспилотным летательным аппаратам», — рассказал агентству эксперт в области беспилотных летательных аппаратов Денис Федутинов.

Конвертоплан «Фрегат» предназначен для воздушного мониторинга, доставки грузов и выполнение авиационных работ на большом расстоянии от мест базирования войск. В зависимости от конфигурации, взлетная масса аппарата при вертикальном взлете составляет от 500 кг до 1400 кг, при горизонтальном — от 650 до 1800 кг.

Полезная нагрузка беспилотника варьируется от 125 до 300 кг. Размах крыла — от 4 до 7 м. Скорость полета составляет в среднем 60-70 км/ч. Дальность полета колеблется от 1,5 до 3 км. Продолжительность полета составляет от 4 до 7 часов.

Главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев , что в России начали работать над созданием тяжелых БПЛА и конвертопланов для армейских нужд.

«Работы в России идут по всем направлениям: и малые, и средние, и большой беспилотник, и конвертопланы», — заявил Бондарев. По его словам, в будущем беспилотники будут работать в единой системе управления и выполнять задачи «стаей». Он отметил, что создание такой сетецентрической системы в дальнейшем удешевит подготовку операторов беспилотников.

«Беспилотная тематика развивается. Как бы там ни было, обучить летчика дороже, чем поставить на самолет хороший автопилот. Если уже сейчас оператор может управлять одним-двумя беспилотниками, то со временем с развитием наземной составляющей он сможет управлять пятью, а то и десятью аппаратами, поэтому это будет еще дешевле», — добавил главнокомандующий ВКС.

Группа «Кронштадт» представила на выставке «Роботизация в вооруженных силах» комплекс беспилотных систем, в том числе перспективный БПЛА безаэродромного базирования «Фрегат», рассказал телеканалу «Звезда» руководитель департамента внешних коммуникаций группы «Кронштадт» Станислав Вартанян.«Аппарат создан по схеме конвертоплана и сочетает возможности вертолетной схемы – вертикального взлета, а также преимущества самолетной схемы – большую скорость и дальность полета», – рассказал Вартанян.«Фрегат» предназначен для рассредоточенного применения авиационных сил и средств в районах с отсутствующей аэродромной инфраструктурой, а также при палубном базировании для решения задач кораблей и соединений ВМФ.Вертикальные взлет и посадка обеспечиваются поворотными высоконапорными вентиляторами. При этом аппарат представлен в двух размерностях. У модели с размахом крыльев семь метров максимальная дальность полета составляет 3 000 километров, а максимальная взлетная масса при вертикальном взлете – 1 400 килограммов. При этом «Фрегат» может находиться в воздухе до семи часов.Вартанян уточнил, что применение «Фрегата», разрабатываемого в рамках дорожной карты «Аэронет» «Агентства стратегических инициатив», не ограничивается только военной сферой.«Его применение достаточно широкое – любые задачи, связанные с беспилотными летательными аппаратами в условиях ограниченной наземной инфраструктуры. Так как аппарату не нужна взлетно-посадочная полоса, он может выполнять задачи в труднодоступных районах Арктики, где отсутствует развитая аэродромная инфраструктура», – пояснил Вартанян.Он также добавил, что палубное базирование может выполняться не только в интересах Минобороны, но и в интересах шельфовой добычи полезных ископаемых.«В таком случае палубное базирование может выражаться в нефтеналивной платформе, и той вертолетной площадки, которой обычно оснащаются платформы, вполне достаточно, чтобы выполнить весь набор авиационных задач», – рассказал Вартанян.Пока, по его словам, государственного заказа на аппарат еще нет, но интерес к нему достаточно большой.Кроме того, сообщил Вартанян, компания представила на выставке беспилотный комплекс малой размерности «Вяхирь», который позволяет выполнять любой спектр задач, который не связан с большой полезной нагрузкой.Данный аппарат может вести мониторинг зданий и сооружений, мониторинг дорожной ситуации и массовых мероприятий, экологический мониторинг, мониторинг в интересах сельского хозяйства, а также решать целый комплекс задач по поисково-спасательным работам.Аппарат массой шесть килограммов может нести инфракрасную камеру, цифровую видео-, фотокамеру высокого разрешения, мультиспектральную камеру и измерительное оборудование.«Мы разрабатываем также разные варианты полезной нагрузки для беспилотных комплексов, как для тех, которые разрабатываются у нас в группе, так и в целом для отрасли беспилотных летательных аппаратов. Одна из таких разработок – бортовой радиолокационный комплекс», – рассказал представитель группы «Кронштадт».Кроме беспилотных систем, компания представила на выставке универсальный манипулятор, который позволяет управлять пилотируемыми БПЛА. Он представляет собой роботизированную руку, при помощи которой оператор управляет БПЛА и полезной нагрузкой.
Фото: Группа «Кронштадт»

В ходе Международного авиационно-космического салона МАКС-2015 Группа «Кронштадт» провела презентацию перспективного скоростного беспилотного летательного аппарата без аэродромного базирования «Фрегат».
В рамках программы создания беспилотных авиационных комплексов АО «Кронштадт» начинает разработку скоростного БПЛА без аэродромного базирования «Фрегат». Согласно техническому замыслу, «Фрегат» будет сочетать универсальность применения вертикального взлета и посадки с летно-техническими характеристиками самолетной схемы, что сделает возможным выполнение авиаработ в районах с неразвитой авиационной инфраструктурой на большом удалении от мест базирования, пояснили в компании.


БПЛА «Фрегат» предназначенный для решения задач воздушной разведки и доставки грузов, будет способен нести до 1700 кг полезной нагрузки при взлете по самолетному и до 1000 кг – при вертолетном взлете. Максимальная высота полета составит 8000 метров, ожидаемая продолжительность – около 10 часов.
Реализация проекта будет проходить в несколько этапов. На первом этапе создается летная модель-демонстратор для апробации основных технических решений. На втором этапе проводится разработка и испытания экспериментального образца ограниченных возможностей на базе серийного авиадвигателя. В зависимости от результатов второго этапа будет принято решение о выполнении ОКР по созданию опытного образца, отметили в компании.

На всех стадиях проекта будут задействованы ресурсы и компетенции Группы «Кронштадт», полученные в ходе реализации других проектов в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных комплексов.
«Разработка БПЛА без аэродромного базирования «Фрегат» отвечает современным трендам развития авиационной техники, – отметил генеральный директор беспилотного направления АО «Кронштадт» Николай Долженков. – Аппарат с подобными характеристиками имеет серьезные перспективы и будет востребован широким кругом потребителей для выполнения различных задач: от воздушного мониторинга до оперативной доставки грузов».
«Серийное производство «Фрегата» будет налажено в 2022 году», – добавил Долженков.


ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах, м: 19, со сложенными консолями - 10;
Высота, м: 3,1;
Продолжительность полета, ч: 10;
Практическая дальность, км: 5000;
Макс полезная нагрузка при взлете по самолетному, кг: 1700;
Макс полезная нагрузка при вертикальном взлете, кг: 1000;
Взлетная масса при вертикальном взлете, кг: 7000;
Диапазон скоростей полета км/ч: 0-600;
Максимальная высота полета, м: 8000

В плане энергетики предполагается трехэтапная реализация:
-демонстрационная модель с электрическим приводом;
-модель с дизельным двигателем, который позволит реализовать размерность порядка 1500 кг;
-в конечном счете будет использоваться двигатель ТВ7-117, который обеспечит функционирование БЛА в размерности до 7000 кг, при этом, будет обеспечена тяга винтов - 2 х 4,3 т.с., фенестрон - на 125 кВт, скороподъемность при вертикальном взлете - 5 м/с.
На всех этапах будет использоваться уже существующий (серийный) основной двигатель для удешевления работ.

«Фрегат»
Представленный проект БЛА «Фрегат» – разработка более дальней перспективы.
«Его создание ведется совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ) и «Внешэкономбанком» (ВЭБ). Аппарат является концентрацией инновационных технологий, основанных на разработанных совместно с ЦАГИ высоконапорных подъемного и маршевых вентиляторов», - охарактеризовал изюминки проекта Николай Долженков. Кроме того, к передовым составляющим проекта он отнес изготовление конструкции планера по угольной инфузионной технологии и новую комплексную систему управления (КСУ).
Скоростной БЛА безаэродромного базирования «Фрегат» (термин «конвертоплан» в компании предпочитают не произносить), по мнению Долженкова, сможет сочетать в себе преимущества самолета и вертолета благодаря вертикальному взлету и большей транспортной эффективности в сравнении с вертолетом. Скорость БЛА будет достигать 600…700 км/ч, что нереализуемо на ЛА вертолетной схемы. Вертикальный взлет/посадка позволят использовать аппарат в районах со слабо развитой инфраструктурой, к примеру, в Западной и Восточной Сибири, на большом удалении от мест базирования (практическая дальность - 5000 км). Летательный аппарат сможет использоваться для решения задач воздушной разведки и доставки грузов, будет способен нести до 1700 кг полезной нагрузки при взлете по-самолетному и до 1000 кг - при вертикальном взлете. Максимальная высота полета составит 8000 метров, а продолжительность - около 10 часов.
«Аппарат с подобными характеристиками имеет серьезные перспективы и будет востребован широким кругом потребителей для выполнения различных задач: от воздушного мониторинга до оперативной доставки, - отметил генеральный директор беспилотного направления АО «Кронштадт» Николай Долженков по поводу круга потенциальных заказчиков и эксплуатантов. – Проведены маркетинговые работы: мы говорим с «Газпромом» на эту тему, «Юг-Нефтью», другими предприятиями, и видим определенную заинтересованность». Конечно, это не афишируется, но столь амбициозный проект не может быть ориентирован лишь на гражданский рынок, который все-таки ограничен единичными потребностями в силу специфики и цены такого БЛА. На это указывает и известный эксперт в области БЛА Денис Федутинов: «В случае успешной реализации аппарат сможет найти применение как в военных задачах, так и в гражданской сфере». Конечно, лишь случайное совпадение, что на крыле представленной модели красовались звезды Российских ВВС.
Согласно пресс-релиза, реализация проекта будет проходить в несколько этапов. На первом этапе планируется создать летную модель-демонстратор для апробации основных технических решений. На втором этапе - провести разработку и испытания экспериментального образца с ограниченными возможностями на базе серийного авиадвигателя. Далее, в зависимости от результатов второго этапа будет принято решение о выполнении ОКР по созданию опытного образца. На словах Долженков этот процесс охарактеризовал следующим образом: «у нас имеется внятный поэтапный план работ, обеспечивающий создание концептуальной модели, демонстрационного образца, проведения ОКР и выхода на серийное производство после 2022 года». В настоящее время компания только приступает к разработке.
Уже по предварительной (кстати, запатентованной) компоновке представленной модели можно видеть, что аппарат будет иметь весьма оригинальную схему. Касательно особенностей силовой установки стало известно, что два подъемномаршевых вентилятора в профилированном кольце получат многолопастные винты с изменяемым шагом с независимо управляемым приводом поворота. Силовая установка будет включать один двигатель с узлом передачи вращающего момента (механический редуктор). Управление тангажом будет осуществляться с помощью двигателя с фенестроном, расположенным в хвостовой части фюзеляжа. Долженков отметил, что в плане энергетики предполагается трехэтапная реализация: демонстрационная модель с электрическим приводом; модель с дизельным двигателем, который позволит реализовать размерность порядка 1500 кг; в конечном счете будет использоваться двигатель ТВ7-117, который обеспечит функционирование БЛА в размерности до 7000 кг, при этом, будет обеспечена тяга винтов - 2 х 4,3 т.с., фенестрон - на 125 кВт, скороподъемность при вертикальном взлете - 5 м/с. На всех этапах будет использоваться уже существующий (серийный) основной двигатель для удешевления работ.

Характеристики БЛА «Фрегат» (табличка):
Размах - 19 м
Размах со сложенными консолями - 10 м
Высота - 3,1 м
Продолжительность полета - 10 ч
Практическая дальность - 5000 км
Макс. полезная нагрузка, при взлете по-самолетному - 1700 кг
Макс. полезная нагрузка, при вертикальном взлете - 1000 кг
Макс. масса топлива - 2400 кг
Взлетная масса (вертикальный взлет) - 7000 кг
Диапазон скоростей полета - 0…600 км/ч
Максимальная высота - 8000 м