Интересные тренинговые задания для старшеклассников. Тренинг навыков конструктивного общения для старшеклассников. Упражнение «Пять шагов»

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

психологические упражнения для тренингов

Социально-психологический тренинг эффективного общения для старшеклассников

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Знакомство

«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

Упражнение «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Вопросы для обсуждения : «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

Принятие правил

Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

2. Правило искренности.

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило круга.

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь».

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.

В начале занятий могут быть проведены психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренингов ой группы.

Упражнение «Меняются местами»

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция : «Сейчас у нас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Вопросы для обсуждения : «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

Ожидания и опасения

Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки. Зачитывает их и по ходу поясняет цели предстоящей работы, комментируя насколько обоснованы те или иные ожидания и опасения.

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

  • устанавливать контакт с другими людьми;
  • умению эффективно предавать информацию;
  • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
  • потренируемся давать и получать обратную связь.

Упражнение «Встать по числу» (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция : «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Упражнение «Путаница»

Участники становятся в круг.

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

  1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).
  2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
  3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения. Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение полезно в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать ею надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.

Психогимнастические упражнения, которые можно использовать в содержательных частях тренинга.

Упражнение «Арифмометр»

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах, например, пятидесяти.

Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие – знаки, поэтому после 2-3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.

В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.

Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

Упражнение «Телеграф»

Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например «волк», а потом, хлопнув 2 раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

Блок 1 «Установление контакта»

Упражнение 1

Все участники располагаются большим полукругом.

«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Упражнение 2

Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Вопросы для обсуждения : В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

Упражнение 3

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

  • участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;
  • участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;
  • участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

Упражнение 4

Упражнение выполняется в группах по 3 или 4 человека.

Инструкция : «Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал – менеджера в крупной фирме. Отбор проводится в несколько этапов, на каждый из которых вместе собираются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом кто устанавливает контакт, заинтересован в получении информации относительно отбора, а те, к кому он обращается, ее занимают примерно такую позицию: ситуация отпора для вас очень важна, и вы хотите успешно пройти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это.

Тренер называет имена тех, кто в 1 групп должен на первом этапе работ попытку установить контакт. Через 3-4 минуты тренер останавливает разыгрывание ситуации и предлагает, оставаясь в малых группах, обсудить полученный результат. После этого тренер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разговор. Таким образом, если работа проходит в тройках, то в тренинговой группе из двенадцати человек потребуется три этапа для того, чтобы каждый побывал в активной позиции. Обсуждение: Обратите внимание на те вербальные и невербальные аспекты, которые способствуют установлению контакта. Все участники становятся по кругу.

Блок 2 «Умение передавать информацию»

Упражнение 1

На счет «раз» каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет «два» надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет «раз», и начать выполнять то движение, которое на счет «раз» делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору». Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин искажений передаваемых движении и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило. Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.

Упражнение 2

Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.

«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Вариант текста : «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Упражнение 3

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Упражнение 4

Участники объединяются в пары.

«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

Блок 3. Умение слушать

Предлагаемые упражнения предполагают использование следующих приемов:

    Безмолвное слушание, выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.

    Уточнение – обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова ужасно себя ведет»).

    Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

    Дальнейшее развитие мыслей собеседника «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу мори. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на бите дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что бы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

    Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

    Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

    После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

    Упражнение

    Участники садятся в круг.

    «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста.

    Правила:

  1. Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
  3. Не давай советов.
  4. Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой – «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону. Итак, «А» говорит в течении 5 минут «В» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать «В» что в его поведении помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ».

После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.

«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «В» в течении предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«В» за 5 минут должен повторить «А» , что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильное поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.

Заключительная часть тренинга

Вопросы для рефлексии (письменно)

  • Что было самым полезным в тренинге?
  • Что было самым приятным в тренинге?
  • Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему?
  • Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
  • Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
  • Чтобы вы хотели пожелать себе?
  • Чтобы вы хотели пожелать тренеру?

«Чемодан» : Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.


17.01.2011
Наталья
Очень эффективные занятия, на мой взгляд.
Кристина
хороший тренинг!!! думаю, он мне поможет в работе с детишками)))
05.02.2012
Ерболат
спасибо вам коллеги!
13.03.2012
Алина
спасибо огромное
04.10.2012
екатерина
очень хорошие упражнения, спасибо!
23.11.2012
таня
спасибо
18.12.2013
Екатерина
Спасибо огромное! Безумно интересно и очень помогли! Приступаю к работе! :) :)
13.01.2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Надыма»

«Программа тренинга общения для старшеклассников»


возраст детей – 13-16 лет
срок реализации – 1 год

воспитатель в ГПД МОУ «Гимназия г. Надыма»

Надым
2014

Пояснительная записка

Введение

Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией.

Проблема личностного и профессионального «Я» встает перед ребенком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей сложности.

Эффективным средством для решения многих психологических проблем школьников являются методы групповой работы, когда помощь приходит не от навязчивого взрослого, а от самих ребят. Принципиально новыми формами проведения групповых занятий с детьми, опирающимися на активные методы обучения, являются тренинги по развитию самосознания.

Предлагаемая программа тренинга общения для старшеклассников преследует две цели: с одной стороны, — развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личной позиции и, с другой, — развитие коммуникативной компетентности, освоение разных методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности.

Актуальность данной образовательной программы «Программа тренинга общения для старшеклассников» заключается в том, что она направлена на создание условий для психотерапевтического взаимодействия, обеспечивающего позитивную групповую динамику, развитие творческой личности ребенка через осознанное освоение основ тренинговых технологий, формирование у обучающихся системного и логического мышления, что способствует более успешной самореализации в современном информационном обществе.

Программа также способствует повышению уровня эрудированности и общей осведомленности детей, развитию творческого и логического мышления учащихся. Решение жизненных ситуаций, предлагаемых на практических занятиях, требуют применения не только теоретических знаний, но и нетривиальных мыслительных операций, фантазии, логики и смекалки. Каждое занятие – живое, активное, непредсказуемое взаимодействие. Программа может меняться по ходу тренинга – направление дискуссии, упражнения и пр. При проведении занятий используются различные короткие двигательные игры – упражнения. Задача этих упражнений – снять напряжение и усталость участников, переключить их деятельность, усилить групповое взаимодействие на невербальном уровне. Такие упражнения включены в каждое занятие.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ходе обучения навыкам тренинговых технологий используются новые формы, что позволит дать сильный толчок ребенку в выборе профессии.

Образовательная программа «Программа тренинга общения для старшеклассников» адресована подросткам, проявляющим интерес к подлинному познанию себя. Групповой процесс в тренинге предстает как путь участников к своему «Я», и через него – к «Я» других людей.

Уровень освоения программы – общекультурный.

Цель программы

Содействовать обучающимся в приобретении опыта развития коммуникативной компетентности в общении.

Задачи программы

Обучающие:

    расширить знания обучающихся об тренинговых технологиях;

    дать представление о психологии как научной и практической дисциплины;

    ознакомить обучающихся с основными принципами – нормами общения в группе;

    сформировать навыки анализа и решения различных жизненных ситуаций с учетом особенности их реализации в жизни;

    сформировать навыки групповой работы.

Развивающие:

    развить системное и логическое мышление;

    развить коммуникативные качества учащихся, чувство товарищества и взаимопомощи.

Воспитательные:

    познакомить с особенностями различных профессий с целью выработки жизненной позиции относительно данной профессии;

    воспитать ответственное и уважительное отношение к своей деятельности и деятельности других;

    содействовать обогащению опыта межличностного общения.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Программа ориентирована на детей в возрасте от 13 до 16 лет.

В этом возрасте подростки стремятся развивать представление о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции, понять логику явлений, отказываются что-либо принимать на веру, требуют системы доказательств.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. Значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического и системного осмысления.

Изучение тренинговых технологий как нельзя лучше способствует развитию перечисленных качеств и формирует соответствующие навыки познания окружающего мира.

Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 11 часов.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в месяц по 1 учебному часу с группой обучающихся во внеурочное время. В «группу общения» набираются по желанию несколько старшеклассников. Важным условием для успешной работы группы является принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в своих собственных изменениях. Желательно участие каждого во всем цикле занятий.

Форма проведения занятий – групповая, численность группы – 8-10 участников.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По окончании обучения, учащиеся:

    получат представление о том, что такое тренинговые технологии;

    получат навыки работы в группе;

    изучат основные базовые понятия теории тренинга и приобретут практический опыт их использования;

    приобретут опыт решения различных ситуаций, требующих нестандартного творческого подхода, системного подхода и логического мышления;

    приобретут опыт сотрудничества и взаимопомощи в рамках коллектива при совместном решении жизненных задач и преодолении трудностей, возникающих в ходе отработки практических упражнений;

    научатся ценить результаты своей интеллектуальной работы и работы других учащихся, брать на себя ответственность за принимаемые решения;

    обогатят и расширят личный опыт общения за счет вовлечения в новую для них деятельность.

Результативность отслеживается по мере освоения теоретического материала на протяжении всего учебного года. Для проверки усвоения материала учащиеся выполняют и защищают определенные задания.

Также используются такие формы, как: педагогическое наблюдение, качественная оценка работ учащихся, самоконтроль, тестирование.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

При подведении итогов реализации программы используются такие формы как групповые дискуссии, итоговое собеседование, круглый стол, упражнения,различные короткие двигательные игры, представление портфолио выполненных домашних заданий.

Материально-техническое обеспечение

Аппаратное обеспечение:

Персональный компьютер класса Pentium-III.

Мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:

Операционная система Windows XP.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Программа тренинга общения для обучающихся

11

Введение. Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство.

Представление о себе.

Представление о себе.

Овладение способами невербального общения.

Развитие наблюдательности в общении.

7.

Развитие умения слушать другого.

Развитие навыков точной передачи информации.

Мои права и права других людей.

10 -11.

Завершение работы группы.

Шляпы мышления.

Итого часов:

11

8

Занятие 1.

Тема: Введение. Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство.

Ход занятия.

Теория

Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство.

Рассказ ведущего о целях занятий, форме их проведения.

Небольшая дискуссия о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования общения (примеры из повседневной жизни).

Рассказ о правилах, по которым будет работать группа.

Практика

Упражнение. Каждому раздается карточка с булавкой. Участников просят написать на карточке какое-нибудь вымышленное имя, которым будет называться этот человек на протяжении всего тренинга, и приколоть карточку на груди.

ПРАВИЛА:

1). Активное участие в работе группы каждого участника.

2). Общение по принципу «здесь и теперь».

3). Добровольность участия (если не хочешь говорить о чем-то, не делай этого, но сообщи об этом открыто или с помощью условного знака).

4). Конфиденциальность. Нельзя вне занятий обсуждать и рассказывать кому-то о поведении участников и то, что они узнают друг о друге в ходе занятий. Все, что происходит на занятиях, остается нашей общей тайной.

5). Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивать по принципу «хорошо-плохо», или «правильно-неправильно».

Принятие правил. Ведущий сам обещает выполнять эти правила и просит дать такое же обещание каждого участника.

Выработка общего клича. Ведущий просит участников за 10 минут в ходе совместного обсуждения выработать общий клич – общее восклицание, которым будет начинаться, и заканчиваться каждое занятие. После выработки совместного решения группа выполняет этот клич.

Знакомство. Каждый участник по кругу рассказывает «свою биографию» — вымышленную историю жизни своего персонажа.

Дискуссия по упражнению. Какие рассказы запомнились? Что именно привлекает внимание в рассказе – содержание, манера рассказа, эмоциональность, оригинальность.

Заключительная дискуссия. Что было важным в сегодняшнем занятии? Что запомнилось? Какие мысли и чувства? Какие выводы можно сделать для себя?

Занятие 2.

Тема: Представление о себе.

Ход занятия.

1.Участники прикалывают карточки, садятся в круг и выполняют клич.

3.Упражнение «Представление о себе». Участникам раздаются листы бумаги. Участники рассаживаются по комнате. Каждый получает задание написать 8-10 предложений о себе, не указывая на легкоузнаваемые внешние признаки. Ведущий зачитывает описания, не называя фамилий. Задача участников – угадать, кому принадлежит зачитываемая характеристика.

4.Дискуссия по упражнению. У кого совпало представление о себе с мнением окружающих? В чем причина несовпадения?

5.Упражнение «Нарисуй радость».(5-10 мин.)

6.Дискуссия по упражнению. Мысли и чувства по поводу рисунков. Обсуждаются различия в понимании и представлении разными людьми одного и того же понятия.

7.Заключительная дискуссия.

8.Клич.

Занятие 3.

Тема: Представление о себе.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия о себе.

2.Упражнение «Ассоциации». Один из участников выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются по ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? Музыкой? Обычно задаются 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. В случае верного ответа загаданный участник становится водящим, а в случае неверного ответа – водящий выполняет это упражнение еще раз.

3.Дискуссия по упражнению. Легко ли было угадывать? С чем это связано? Легко ли давать ассоциации на человека? Совпадают ли ассоциации у разных людей?

4.Дискуссия перед упражнением «Футболка с надписью». Ведущий задает тему обсуждения о подаче себя в надписях на футболках, значках, сумках. Участники приводят примеры.

5.Упражнение «Футболка с надписью». Участникам раздаются листы бумаги, на которых просят написать надпись на своей футболке, так, чтобы она говорила что-либо о человеке – о его занятиях, играх, отношениях к миру и др. Можно придумать несколько надписей. На работу дается 5-10 минут. После этого участники рассказывают о своих надписях.

6.Дискуссия по упражнению. О чем говорят эти надписи? Что мы хотим сообщить о себе другим людям? Какие надписи можно придумать разным участникам?

7.Заключительная дискуссия.

Занятие 4.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2.Небольшая дискуссия о чувствах и эмоциях, их роли в жизни обучающихся. Зачем нужны эмоции? Можно ли ими управлять? Примеры из жизни.

3.Упражнение «Спектр чувств». Участникам раздаются листы бумаги, и предлагается написать как можно больше названий эмоций, переживаемых в реальной жизни. Названия эмоций следует писать в два столбика: слева – положительные эмоции, справа – отрицательные. Затем все зачитывают свои списки.

4.Дискуссия по упражнению. У кого больше всего написано эмоций? У кого есть совпадающие? Подводится к выводу о разнообразии эмоций, большом спектре переживаемых чувств и т.д.

5.Упражнение «Дай мне стакан воды».

6.Дискуссия по упражнению.

7.Упражнение «Угадай эмоцию». Обучающиеся рассаживаются в парами, лицом друг к другу. Задание: один участник в течение 15 секунд показывает какую-либо эмоцию, другой – угадывает. Затем меняются ролями.

8.Дискуссия по упражнению.

Занятие 5.

Тема: Овладение способами невербального общения.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Передай другому». Обучающиеся сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он передает уже другой, свой предмет следующему по кругу.

3.Дискуссия по упражнению.

4. Упражнение «Разговор через стекло». Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Участникам выдается инструкция.

5.Дискуссия по упражнению.

6. Упражнение «Инсценировка песни». Участники разделяются на 2-3 команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Остальные участники должны угадать.

7. Дискуссия по упражнению.

Занятие 6.

Тема: Развитие наблюдательности в общении.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Что помню?». Один из членов группы садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего – как можно подробнее описать внешний вид загаданного.

3. Дискуссия по упражнению. Легко или трудно было описывать внешность? Кому было легко выполнять это упражнение?

4. Упражнение «Найти отличия». Задача: найти отличия в позах.

5. Дискуссия по упражнению. Участники обсуждают впечатления.

6. Упражнение «Таможня».

7. Дискуссия по упражнению.

8. Заключительная дискуссия.

Занятие 7.

Тема: Развитие умения слушать другого.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Спина к спине». Двое участников по желанию садятся на стулья друг к другу. Их задача – вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные участники исполняют роль молчаливых зрителей.

3. Дискуссия по упражнению.

4. Упражнение «Умение слушать».

5. Дискуссия по упражнению.

6. Упражнение «Я вас слушаю». Участникам раздаются листы бумаги. Они рассаживаются по комнате. Задача каждого участника – ответить в письменном виде на ряд вопросов. Вопросы заранее написать на доске или на листе бумаги. После завершения работы участники садятся в круг, листы ответов не сдаются. Происходит обсуждение мнений по упражнению.

7. Заключительная дискуссия.

Занятие 8.

Тема: Развитие навыков точной передачи информации.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Пересказ текста». Участникам предлагается инструкция по выполнению данного упражнения.

3. Дискуссия по упражнению.

4. Упражнение «Диалог». Участникам раздаются листы бумаги. Ведущий зачитывает начало диалога и просит участников записать на листе бумаги, какой ответ они дадут вместо второго участника диалога. Так повторяется 2-3 раза с разными диалогами. После этого все зачитывают свои ответы по каждому диалогу.

5. Дискуссия по упражнению. Обсуждается возможность получения различных реакций на один и тот же пусковой стимул. Следует подвести участников к тому, что процесс общения является сложным по своей природе, включающим в себя как элементы говорения, так и элементы слушания и понимания.

6. Упражнение «Кто быстрее?».

7. Дискуссия по упражнению.

8. Заключительная дискуссия.

Занятие 9.

Тема: Мои права и права других людей.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2.Короткая дискуссия об особенностях общения: как общаться, чтобы не ущемлять права другого?

3. Упражнение «Мои права». Участникам предлагается разделиться на три группы. Две группы будут заниматься выработкой «Декларации о правах старшеклассника», третья группа будет «Конституционной комиссией», которая будет утверждать Декларацию. Всем группам на выполнение задания дается 15-20 минут.

4. Дискуссия о соотношении собственных прав и прав других людей.

5.Домашнее задание. Составить контракт с самим собой с перечнем прав, которые обучающийся предлагает реализовать.

6. Заключительная дискуссия.

Занятие 10.

Тема: Завершение работы группы.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия по предыдущему занятию.

2.Короткая дискуссия по индивидуальным контрактам. В ходе дискуссии участникам разрешается что-то сменить в своем контракте.

3. Упражнение «Новогодняя елка». Все участники группы должны выстроить из группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то игрушками и т.д. Главное, чтобы все участники группы участвовали в постройке, и чтобы каждый был удовлетворен своим местом.

4. Дискуссия по упражнению. Участники делятся чувствами, пережитыми в ходе упражнения.

5. Упражнение «Телеграммы». Для каждого участника на его «телеграмме» написать самое хорошее, что каждый узнал о нем, чем этот человек помог в ходе тренинга, в чем была его важная заслуга.

6. Дискуссия по телеграммам. Раздать телеграммы адресатам, каждый читает свои телеграммы. После этого участники делятся чувствами.

Занятие 11.

Тема: Шляпы мышления.

Ход занятия.

Звучит музыка – звуки леса.

Приветствие.

Ведущий : «Все вы слышали, как в лесу удаляется эхо. Пусть оно поприветствует нас, а мы подхватим его!»

Инструкция : первый участник группы называет одно слово приветствия, следующий повторяет чуть тише, но сохраняя интонацию первого. Так эхо проходит по кругу и заканчивается самым тихим эхом.

Разминка.

Ведущий : «Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно отгадать ребус!»

Инструкция : Каждый получает карточку определённого цвета (показываю). На ней написана цифра и буква. Разгадать слова можно, если участники объединятся в группы по цвету. Справа от ведущего встанут те, у кого карточки зелёного цвета; слева – те, у кого карточки красного; за ними – те, у кого синего цвета. Потом участники встают по порядку, в соответствии со своим номером, и громко каждый называет свою букву. «Какие слова у нас получились?»

Звучит спокойная музыка.

Притча о старом шляпнике.

Ведущий : «Я хочу рассказать вам об одном мастере. Жил-был старый мудрый Шляпник. Он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы, шапки. Настало время, когда ушёл в иной мир старый Шляпник, оставив своим сыновьям три грациозные шляпы. Чёрную, фиолетовую и разноцветную шляпу. «Я возьму себе чёрную шляпу. Она так изящна, восхитительна и прекрасны, я буду в ней красоваться на балах и приёмах», — сказал первый сын. «Пусть моей станет разноцветная шляпа, чтобы мною любовались и восхищались. А в этой шляпе я буду неотразим!» — воскликнул второй сын. «Тысячу раз я летал во сне над землёй, быть может, эта шляпа поможет осуществиться моей мечте» – мечтательно произнёс третий сын. Владелец чёрной шляпы стал довольно важным членом. Факты, цифры были для него важнее всего на свете, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Он стал точным, проницательным, умел логически рассуждать. Обладатель разноцветной шляпы отныне жил во власти эмоций. Он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и презирал. Обладатель третьей шляпы оказался в удивительном мире. Всё, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, пьесы для театра и кинематографа. Однако наступил тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь они стали понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство их родитель, великий мастер».

Ведущий : «Добрыми, умеющими прощать и любить, смелыми и находчивыми людьми, которые не боятся чувствовать, творить, такими хочу видеть вас и я. Поэтому принесла я сегодня три волшебные шляпы. Но шляпы эти для взрослых, а вы пока что ещё только дети. Так давайте представим, какими взрослыми вы станете».

Продолжает звучать тихая спокойная музыка.

Взрослое имя и мое будещее.

Инструкция : «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что думаете, какие люди вас окружают. Сядьте так, как будто вы уже стали взрослыми. Человеком какой профессии вы стали? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени-отчеству? Откройте глаза».

Музыка меняется (ритмичная).

Ведущий : «Теперь каждый из вас по очереди встанет, подойдёт к участнику группы, который сидит напротив и представится, например: «Здравствуй, меня зовут Виктор Николаевич!» После этого каждый из вас может выбрать ту шляпу, которая подходит вам больше всего. Назовите свою профессию, а ребята произнесут волшебное заклинание: Ты продавец! Ты водитель!»

Вопросы для обсуждения :

Понравилось ли вам быть в роли взрослых?

Что вы чувствовали?

Кто из ребят лучше всех справился с ролью взрослого?

Наглядный пример.

На доске нарисована фантастическая шляпа водопроводчика.

Ведущий : «Посмотрите, какой удивительный головной убор здесь нарисован. Здесь есть кисти и палитра, карандаши и краски, а также видна рамка для картины».

Вопросы для обсуждения :

Как вы думаете, человеку какой профессии принадлежит эта шляпа?

Почему вы так считаете?

Назовите, что именно доказывает правильность вашего ответа?

Творческое задание.

Ведущий : «Сегодня я приготовила для вас задание-сюрприз. Прочитайте название работы. Прочитайте, что нужно сделать. Ребята, вы можете придумать любые три профессии (можете взять те, что назвали ребята или придумать свои собственные). Нарисуйте для каждой из них шляпу. А четвёртый головной убор нарисуйте в подарок своему лучшему другу. Работаем!»

Звучит ритмичная мелодия, и дети выполняют задание.

Вернисаж.

Ведущий : «Из получившихся работ я предлагаю составить вернисаж».

Вопросы для обсуждения :

Какая из шляп фантастичная?

Чья шляпа для лучшего друга самая яркая?

Чьи работы самые добрые?

Урок подходит к своему концу, и ведущий организует детей в круг.

Ритуал прощания.

Ведущий : «Пришло время прощаться!»

Инструкция : дети встают в круг, выбирают из тех шляп, которые им нравятся, ту, что нравится больше всего и мысленно одеваю её.

Ведущий : «Теперь пожелайте всей группе и друг другу то, что может пожелать хозяин этой шляпы. Например, я – врач, и я желаю вам здоровья!»

Дети высказываются по кругу. По окончанию пожеланий, ведущий говорит: «Спасибо, до новых встреч!»

Список литературы

Литература, использованная при написании программы:

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ.1998.

2.Большаков В.Ю. Психотренинг. С-Пб, 2004, 316 с.

3.Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Москва, 2004, 80 с.

4.Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления.

5.Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамики. Московский психотерапевтический журнал. – 2000. – 3. – С.5-24.

6. Психология. Учебник./ Под ред.А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1999.

7.Тиима М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 2000

8.Шавырина Г.В. Исследование системы познавательной саморегуляции в процессе решения пространственно-комбинаторных задач. Кандид. диссерт. М.

МБОУ «Большереченская СОШ №2»

педагог-психолог

Отраднова Светлана Александровна.

Коммуникативный тренинг для старшеклассников

«Я - хороший, ты - хороший»

«Хорошими людьми становятся

больше от упражнений,

чем от природы».

Демокрит

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Рассмотреть значение понятия «общение»;

Научиться устанавливать контакты с другими людьми;

Получить навык эффективной самопрезентации;

Потренироваться давать и получать обратную связь.

Продолжительность тренинга: совмещенная пара уроков (1,5 часа).

Ход тренинга.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Вы вместе уже более десяти лет. За это время вы многое узнали друг о друге. Вам легко общаться? Не всегда! А совсем скоро каждый из вас попадёт в совершенно незнакомое окружение. Это будет студенческая группа, соседи в общежитии или рабочий коллектив. Тому как научиться успешно общаться с другими людьми и будет посвящено наше занятие. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила поведения в тренинге:

  1. Активное участие в работе группы.
  2. Общение по принципу «здесь и сейчас»
  3. Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно»
  4. Конфиденциальность. Всё, что происходит на тренинге, не выносится за пределы группы.

Упражнение 1. «Представление имени»

Время: 10 минут

Цель: создать благоприятную обстановку в группе.

Группа встает в круг.

Инструкция: каждый участник поочередно выходит в центр круга и называет своё имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы произволен – по желанию участника. Главное в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека.

Затем идет групповое обсуждение.

Упражнение 2. «Мы картина»

Время: 15 минут

Цель: создать эмоциональное единство группы.

Инструкция: Группе предлагается создать «картину» из самих себя. Каждый участник решает, кем он будет на этой «картине». Он выходит, и, называя себя, занимает место, затем следующий участник должен дополнить сюжет «картины», выбрав себе роль и т. д., пока «картина» не будет закончена.

Психолог: Когда вы работаете в группе, очень важно уметь слушать друг друга и чувствовать друг друга. Этому учит данное упражнение.

Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте выясним, что же для каждого из вас означает слово «общение».

Высказывание участников фиксируются на доске.

Психолог: А теперь посмотрите, как понятие «общение» трактуется в психологии:

Общение – это процесс, имеющий три составляющие: перцептивную (восприятие человека человеком), коммуникативную (передачу и обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие, взаимовлияние).

Давайте попробуем проиграть каждую из сторон процесса общения.

Упражнение 4. «Волшебный стул»

Время: 10 минут

Цель: развитие наблюдательности в общении, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

Инструкция: Один из ребят по желанию садится на «волшебный стул» в центре класса. Так как стул волшебный, человек «превращается» в растение, время года, музыкальный инструмент. Каждый участник, глядя на сидящего на «волшебном стуле», называет с каким растением, временем года, музыкальным инструментом он его ассоциирует.

Участники обсуждают впечатления. Легко или трудно было подбирать ассоциации? В чем были трудности восприятия человека?

Психолог: Итак. В первые минуты общения мы воспринимаем друг друга, обращаем внимание на внешность человека, его выражение лица, позу, жесты. Мы ещё ни слова не сказали друг другу, а так называемое, первое впечатление, уже сложилось! Обмен информацией может проходить при помощи слов, вербально, так и без них. Большую часть информации в процессе общения мы получаем именно невербально.

Упражнение 5. «Инсценировка песни»

Время: 15 минут

Цель: развитие навыков невербального общения, умения устанавливать контакты с другими людьми.

Инструкция: группа делится на две команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Инсценировка происходит без слов. Участники должны угадать эту песню.

Психолог: Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Какие трудности были при передаче и расшифровке информации? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

Упражнение на расслабление.

Психолог: Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

Психолог: Продолжаем нашу работу.

Упражнение «Последний билет»

Время: 20 минут

Цель: отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.

Инструкция: Для этого упражнения по желанию выбирается подгруппа из 6-7 участников. Они будут играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.

В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.

Психолог: Почему билет достался именно этому человеку? Кто не согласен с решением кассира?

Известно, что люди, вступая в отношения с другими людьми, занимают определенную позицию. Английский психолог Эрик Берн определил 4 позиции по отношению к себе и к другим:

  1. Я - хороший, ты - хороший. (Человек не ругает себя, не зацикливается, оптимист, творческая личность, в ладу с самим собой и с окружающими.)
  2. Я - хороший, ты - плохой. (Человек смотрит на других сверху вниз. Самооценка завышена, способности других им явно занижаются)
  3. Я - плохой, ты - хороший. (Человек себя считает менее удачливым, менее способным; заниженная самооценка.)
  4. Я - плохой, ты – плохой. (Человек думает, что всё плохо, полный пессимист.)

Узнал ли кто-нибудь из вас, какую позицию по отношению к нашему кассиру занимал победитель? В общении с окружающими мы должны стремиться к взаимодействию на равных, «я-хороший и ты-хороший»!

Упражнение «Ладошка»

Время: 10 минут

Цель: получение обратной связи, рефлексия.

Инструкция: участникам на листах бумаги предлагается нарисовать свою ладонь. На каждом пальце им необходимо дописать незаконченное предложение:

Большой палец - «Мне понравилось…»

указательный – «Я узнал…»

средний – «Меня удивило…»

безымянный – «Я понял…»

мизинец – «Я почувствовал…»

Завершение тренинга: Все участники встают в круг, руки кладут друг другу на плечи и по очереди говорят соседу справа пожелание на букву его имени. Затем все участники хором кричат «Спасибо!» и аплодируют.

«Совет директоров»

Игра предназначена для школьников старшего возраста.

Большинство ребят представляют, что такое совет директоров, по фильмам. Можно предложить им устроить нечто подобное дома.

Ведущий должен заранее придумать для каждого играющего роль, изложить на отдельных листочках цели и возможности каждого персонажа и раздать листы игрокам. Чтобы игра получилась захватывающей, необходимо, чтобы у некоторых участников были противоположные интересы.

Правила игры следующие: разрешается вступать в союзы с другими играющими, запрещается отступать от цели, подставлять других игроков и превышать полномочия, полученные в начале игры.

Выигрывают те, кто раньше добьется своей цели. Именно у этих игроков сильнее всех развиты лидерские способности.

Ведущий должен обратить внимание на то, как участники игры разговаривают, чтобы понять, какие их качества нужно развивать в первую очередь.

«Куры и лисы»

Для детей старшего школьного возраста и подростков. Максимальное число игроков не ограничено, но не должно быть менее 11 человек.

Выбирается ведущий, игроки делятся на две равные команды, дают каждой из них название: «куры» и «лисы». Проводится длинная линия, параллельно которой на расстоянии 1 м выстраиваются две команды. На линию встает ведущий. Когда он произносит команду: «Куры!», начинают убегать «куры», а «лисы» их догоняют. Команда, которая догоняет, должна поймать убегающих или дотронуться до них. Чем больше атакующая команда поймает «кур», тем лучше.

Ведущий может атакующими сделать и команду «кур», чтобы игроки не привыкали к тому, что они всегда убегают, а «лисы» – атакуют, а потому были настороже.

Фильмы и актеры

Выбирается ведущий. Он берет мяч, остальные заключают его в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков и называет любой фильм – российский или зарубежный. Игрок, получивший мяч, должен быстро назвать какого-либо актера, который занят в нем, и отдать мяч обратно ведущему. Если игрок не сумел вовремя сориентироваться и назвать актера, он выходит из игры. То же самое происходит, если игрок назвал актера, но не успел вовремя отдать мяч.

Играть можно и по-другому. Например, ведущий называет актера, а игрок – фильм, в котором этот актер снимался. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок – победитель.

«Гример»

Для детей старшего школьного возраста.

Есть два способа проведения игры. В первом случае состояние человека играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором – через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изобразит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения – парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить результат труда. То есть – выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.

«Создай эмоциональный образ»

Для детей среднего и старшего школьного возраста. Число участников от четырех человек.

Перед началом игры всем раздают по 3 листа бумаги и по карандашу.

Ведущий предлагает игрокам нарисовать по одному человеческому лицу на каждом листе бумаги, причем это лицо должно выражать какую-либо эмоцию: радость, печаль, злобу, недовольство и т. д., по выбору самого игрока. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. После этого ведущий собирает рисунки у игроков, перемешивает их. Все рассаживаются полукругом возле ведущего, так, чтобы его было хорошо видно. Ведущий достает по одному рисунку и показывает (предъявляет) его всем игрокам. Ребята в свою очередь должны постараться определить. какую именно эмоцию выражает данное лицо. Игрок, являющийся автором этого рисунка, не должен подсказывать остальным.

Если игроки правильно угадывают эмоцию, то автор рисунка получает очко.

Но может получиться так, что, отражая на бумаге эмоциональный образ, автор рисунка имеет в виду одну эмоцию, а остальные дети увидели в нем другую. В этом случае у игрока минусуется одно очко.

При подведении итогов победителем игры считается участник, набравший больше всего очков.

Радость или грусть?

Для детей старшего школьного возраста.

Все присутствующие делятся на две команды. Первая команда должна выйти из комнаты, их участие в игре ограничивается ролью стороннего наблюдателя. Вторая команда начинает игру. Ведущий задает игрокам различные вопросы области литературы, математики, искусства. Участники игры отвечают на них.

Если ответ верный, игрок получает небольшой приз – конфету, игрушку или сувенир.

После завершения ответов на вопросы приходит вторая команда. Задача участников – по поведению друзей угадать, кто из них правильно ответил на вопросы, а кто нет. Суть игры проста: далеко не все дети могут сдержать свою радость по поводу удачного ответа на вопрос или, наоборот, грусть из-за незнания верного ответа. Вторая команда пытается угадать эмоции членов первой команды.

Разумеется, далеко не все члены второй команды смогут догадаться об этом, руководствуясь только поведением ребят из первой. Если кто-то смог выполнить это условие, ему присуждается определенное количество очков. Отмечаются также те ребята из первой команды, которые сумели сдержать свои эмоции. Победителями становятся те, кто набирает больше очков.

Точный расчет

Для детей старшего школьного возраста.

Дети должны уметь анализировать какую-то ситуацию, взглянув на нее с позиции стороннего наблюдателя. Разумеется, при этом не должно быть места эмоциям, которые только вредят пристальному анализу. Чтобы научить детей подобному, можно использовать следующую игру.

К игре надо подготовиться заранее. Суть ее в том, что ведущий читает или рассказывает какую-то историю, которая вызывает у всех живейший отклик. Задача ребят – высказать свое мнение по поводу поведения различных героев этой истории. Но высказывания должны быть предельно сдержанными, в них нежелательны какие-то эмоции.

А чтобы рассказ ведущего вызывал наиболее живой отклик среди всех ребят, его можно снабдить множеством деталей и подробностей. Словом, можно рассказать как бы историю из своей жизни, добавив к ней множество различных деталей.

Ведущий внимательно следит за высказыванием каждого. Если игрок говорит спокойно, анализируя рассказ с точки зрения стороннего наблюдателя, не проявляя при этом таких эмоций, как радость, гнев или неприязнь, то ведущий может высоко оценить его ответы. Если участнику игры не удается сдержать свои эмоции – соответственно, он получает меньше очков. В конце игры подводятся итоги. Те, кто наберет больше очков, могут считаться победителями.

«Бедные и богатые»

Для детей старшего школьного возраста.

Современные дети четко осознают разницу между материальным положением различных семей. Они точно знают, чьи родители зарабатывают много, а чьи – мало. Игра поможет детям преодолеть мучительный комплекс из-за недостаточного благополучия своей семьи.

Ведущий может рассказать небольшую историю о какой-то семье. Можно использовать историю из литературного произведения или фильма и включить в нее упоминание о какой-то бедной или богатой семье. Затем он предлагает побеседовать на эту тему. Вопросы могут быть самыми разными, например: «Кто более счастлив – тот, у кого больше денег, или тот, кто умеет довольствоваться малым?»

Каждый ребенок имеет право высказаться. Например, ребята могут привести собственные примеры о влиянии денег на жизнь. По ходу беседы все должны уяснить, что много денег – это еще не самое главное в жизни. В качестве примера ведущий может рассказать истории из жизни знаменитых людей, чье материальное благополучие не принесло им счастья.

Игру можно несколько разнообразить. Например, каждый начинает фантазировать на тему, как он представляет свою будущую жизнь. Он может сказать, кем хочет быть, когда вырастет, сколько он хотел бы зарабатывать и как хотел бы устроить свой дом и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право на свое мнение.

Общение с незнакомыми людьми

Для детей старшего школьного возраста.

Дети часто испытывают трудности в общении с незнакомыми людьми. Например, в магазине они стесняются спросить продавца о чем-то или на улице не могут набраться смелости и спросить, как пройти по нужному адресу. Игра поможет со временем избавиться от этого комплекса. Суть игры проста. Ведущий и кто-то из участников игры должны завести беседу с кем-то из незнакомых людей. Это может происходить следующим образом: они подходят в магазине к продавцу. Ведущий при этом сохраняет молчание, а игрок сам должен подробно расспросить продавца о чем-то.

Например, можно выбрать какую-то заводную игрушку и узнать все о том, как она работает. Когда игрок подробно расспросит продавца о чем-то, ведущий оценивает уровень его общения по балльной системе. Остальные ребята могут находиться рядом, а могут ожидать товарищей недалеко от магазина. Игра продолжается, но теперь завести беседу должен другой игрок.

Варианты беседы самые разные: например, можно расспросить о чем-нибудь старушку на лавочке, дворника, милиционера и т. д. За умение завести разговор с незнакомым человеком ведущий присуждает каждому игроку определенное количество баллов. Разумеется, в игре нет победителей и побежденных, но тот, кто наберет больше баллов, может быть поощрен каким-то призом.