Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте. Пассат, малый ракетный корабль Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

В предыдущей статье мы немного коснулись состояния «москитных» сил нашего флота на примере малых противолодочных кораблей и вынуждены были констатировать, что данный класс в ВМФ РФ возобновления и развития не получил. Как мы уже говорили ранее, в составе ВМФ РФ было 99 МПК водоизмещением от 320 до 830 т, а к концу 2015 г. в строю оставалось 27 единиц, построенных в 80-е года прошлого столетия, которым также скоро «пора на пенсию», тем более что их возможности против подводных лодок 4-го поколения крайне сомнительны. Но новых МПК не строят: создание кораблей этого класса прекращено, видимо, в расчете на то, что их роль выполнят корветы. Которые, увы, в силу своей малочисленности, разумеется, не смогут решать задачи советских СКР и МПК хоть в сколько-то полном объеме.

Ну а сейчас посмотрим на ударную компоненту «москитных» сил – малые ракетные корабли (МРК) и катера (РК). Дабы не травмировать психику, не будем вспоминать о том, сколько МРК и РК несло службу под советским флагом, а примем за точку отсчета 1 декабря 2015 г. и перечислим только те корабли, которые закладывались еще в СССР.

МРК проекта 1239 «Сивуч» - 2 ед.

Уникальные корабли на воздушной подушке скегового типа, т.е, по сути, катамараны с двумя узкими корпусами и широкой палубой. Скорость – 55 узлов (интересно, что на сайте Зеленодольского завода указано «около 45 уз». Опечатка?), вооружение – 8 ПКР «Москит», ЗРК «Оса-М», одна 76-мм установка АК-176 и две 30-мм АК-630. Помимо впечатляющей скорости, обладают вполне приемлемой мореходностью: МРК этого типа могут применять свое при волнении 5 баллов на скорости 30-40 узлов и в водоизмещающем положении – до 8 баллов включительно.

Заложены в СССР в 80-ых годах, достроены уже в РФ в 1997-1999 гг., так что можно рассчитывать, что корабли этого типа прослужат еще лет 15-20. И это замечательно. Возобновление создания кораблей данного типа вряд ли рационально, поскольку стоимость их наверняка очень и очень высока (специфический корпус, сверхмощная энергетическая установка), но те, что уже построены следует сохранять в составе ВМФ РФ как можно дольше, своевременно производя ремонт и модернизации.

МРК проекта 1234.1 «Овод» (по классификации НАТО) – 12 ед.

Имея стандартное водоизмещение 610 т, эти корабли располагали весьма развитым и сбалансированным по составу вооружением, включающим в себя две строенные пусковые установки для противокорабельных ракет П-120 «Малахит», один двухбалочный ЗРК «Оса-МА», 76-мм артиллерийскую установку и 30-мм «металлорезку». Скорость МРК данного проекта тоже внушала уважение – 35 узлов, при том, что ракетное оружие могло применяться при волнении до 5 баллов.

Эти корабли закладывались в период с 1975 по 1989 гг., а те из них, что до сих пор остались в строю, пополнили ряды флота в период с 1979 по 1992 гг. Соответственно, на сегодняшний день их возраст составляет от 26 до 40 лет, причем 9 «Оводов» еще не перешагнули тридцатилетнего рубежа. Исходя из этого можно предполагать, что существует техническая возможность сохранять их в составе флота еще в пределах десятилетия. Другой вопрос, нужно ли это делать?

Дело в том, что основное оружие МРК, ПКР П-120 «Малахит», разрабатывалась еще в 60-х годах прошлого столетия и даже на момент развала СССР оно находилось уже далеко не на пике технического прогресса. Его предельная дальность полета составляла 150 км, скорость (по различным данным) 0,9-1 М, высота полета на маршевом участке – 60 м. Однозначными плюсами ракеты являлось смешанное самонаведение (активная радиолокационная ГСН дополнялась инфракрасным датчиком "Дрофа"), и очень мощная 800-кг боевая часть, но на сегодняшний день эта ПКР совершенно устарела. В то же время модернизировать почти тридцатилетние корабли под новые ракеты особого смысла уже не имеет, так что дальнейшее их нахождение в составе флота будет носить больше декоративную, нежели практическую функцию.

МРК проекта 1234.7 «Накат» – 1 ед.

Тот же МРК «Овод», только вместо шести П-120 «Малахит» нес 12 (!) П-800 «Оникс». Вероятно, был опытным кораблем, на сегодняшний день выведен из состава флота. По некоторым данным, был списан еще в 2012 г., но справочник С.С. Бережнова, на который ориентируется автор статьи, числит его на конец 2015 г. в составе ВМФ, поэтому все же «Накат» попадает в наш список.

МРК проекта 11661 и 11661М «Татарстан» - 2 ед.

Корабли этого типа создавались как замена малым противолодочным кораблям проекта 1124, но, будучи заложены в 1990-1991 гг. достраивались уже в РФ как сторожевые (и ракетные) корабли. «Татарстан» имел стандартное водоизмещение 1 560 т, скорость 28 уз, вооружался восемью ПКР «Уран», ЗРК «Оса-МА», одна 76-мм артустановка, два 30-мм АК-630 и столько же 14,5 пулеметов КПВТ. «Дагестан» обладал теми же характеристиками, но вместо «Уран» получил восемь «Калибров», а вместо «металлорезок» - ЗАК «Палаш». «Татарстан» вступил в строй в 2003 г, «Дагестан» - в 2012 г., оба корабля служат в Каспийской флотилии.

Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-М) «Молния» – 18 ед.

Основной ракетный катер ВМФ РФ. Стандартное водоизмещение – 392 т, 42 узла, четыре сверхзвуковых П-270 «Москита», 76-мм АК-176 и две 30-мм АК-630. На один из катеров («Буря») вместо двух «металлорезок» установлен ЗАК «Палаш». Основная масса этих катеров вступала в строй в 1988-1992 гг, один – в 1994 г, а «Чувашия», заложенный в 1991 г – даже и в 2000 г. Соответственно, возраст 16 ракетных катеров составляет 26-30 лет, благодаря оснащению ПКР «Москит» корабли все еще сохраняют свою актуальность и, по всей видимости, могут быть сохранены в составе флота еще 7-10 лет. В составе ВМФ РФ находится и девятнадцатый корабль этого типа, но с него демонтированы пусковые установки для «Москитов», отчего числить его в ракетных катерах было бы неправильно.

РК проекта 12411 (1241-Т) – 4 ед

Игнорируем малозначимые нюансы. Получилось так: в СССР был разработан ракетный катер под новейшие сверхзвуковые ракеты «Москит», но ПКР несколько запаздывали, отчего первая серия «Молний» была вооружена старенькими «Термитами» при той же артиллерии. Корабли вводились в строй в 1984-1986 гг, на сегодняшний день им от 32 до 34 лет, а их основное вооружение утратило боевое значение в 80-х годах прошлого столетия. Модернизировать эти корабли бессмысленно в силу их возраста, сохранять в составе ВМФ – тоже, так что следует ожидать их списания в ближайшие 5 лет.

РК проекта 1241.7 «Шуя» - 1 ед.

Вступил в строй в 1985 г. «Молния» первой серии с «Термитами», но с демонтированными «металлорезками» и установленным вместо них ЗРАК «Кортик», который, впоследствии, также был демонтирован. Очевидно, этот корабль в ближайшие 5 лет ждет вывод из состава флота.

РК проекта 206 МР – 2 ед.

Маленькие (233 т) катера на подводных крыльях. 42 узла, 2 ракеты «Термит», 76-мм артустановка и один автомат АК-630. Оба катера вошли в строй в 1983 г, сейчас им 35 лет и оба очевидные кандидаты на списание в самом ближайшем будущем.

Таким образом, из «советского наследия» по состоянию на 1 декабря 2015 г. в ВМФ РФ служили 44 малых ракетных корабля и ракетных катера, из которых реальной боевую ценностью обладали 22, в т.ч. два «Сивуча» и 18 «Молний», вооруженных ПКР «Москит», а также два каспийских «Татарстана». Тем не менее, до 2025 г основная масса этих кораблей вполне может оставаться в строю – на сегодня из состава флота выбыл «Накат», и следует ожидать, что за ним в самом скором времени последуют 7 катеров, вооруженных ракетами «Термит», но остальные вполне могут служить до 2025 г. и далее.

Возможно, именно поэтому ГПВ 2011-2020 гг. не предусматривала массового строительства ударных «москитных» сил – предполагалось ввести в строй только несколько кораблей проекта 21631 «Буян-М». Данные корабли представляют собой увеличенный и «ракетизированный» вариант малого артиллерийского корабля проекта 21630. При водоизмещении 949 т «Буян-М» способен развить 25 узлов, вооружение его составляют УКСК с 8 ячейками, способная применять семейство ракет «Калибр», 100-мм АУ-190 и 30-мм АК-630М-2 «Дуэт» и ЗРК «Гибка-Р» с ракетами 9М39 «Игла».

Но, с учетом малой скорости и того, что «Буян-М» относится к кораблям класса «река - море», его вряд ли можно рассматривать как замену малым ракетным кораблям и катерам, ориентированным на удары по корабельным группам противника в нашей ближней морской зоне. Вероятнее всего «Буян-М» - это просто «чехол» для крылатых (не противокорабельных!) ракет «Калибр». Как известно, наземное развертывание крылатых ракет малой (500-1 000 км) и средней (1 000 – 5 500 км) дальности запрещено договором РСМД от 8 декабря 1987 года, тем не менее вооруженные силы США и РФ, безусловно, испытывают потребность в подобных боеприпасах. Американцы компенсировали отсутствие подобных ракет развертыванием КР «Томагавк» морского базирования, у нас же, после гибели флота СССР подобной возможности не было. В этой ситуации превращение наших «Калибров» в ракеты «речного развертывания» является логичным, и не нарушающим международные договоры шагом. Система речных каналов Российской Федерации позволяет перемещать «Буяны-М» между Каспийским, Черным и Балтийским морями, на реках эти корабли могут быть надежно прикрыты наземными ЗРК и авиацией, а осуществлять пуски ракет они могут из любой точки маршрута.

Вероятно, при крайней необходимости «Буяны-М» в состоянии действовать и в море, получив на вооружение противокорабельный вариант «Калибров», но, очевидно, что это не их профиль. На это же «намекает» их состав радиолокационного вооружения, но об этом мы поговорим чуть позже.

Настоящим восстановлением «москитного» флота можно считать строительство серии малых ракетных кораблей проекта 22380 «Каракурт». Это небольшие, узкоспециализированные ударные корабли, полное водоизмещение которых не достигает и 800 т. В качестве энергетической установки используются три дизельных двигателя М-507Д-1 производства ПАО «Звезда», мощностью по 8 000 л.с. каждый – вместе они сообщают «Каракурту» скорость около 30 узлов. Основное вооружение корабля – УКСК на 8 ячеек для ракет «Калибр»/«Оникс», 76-мм артиллерийская установка АК-176МА и ЗРАК «Панцирь-МЕ», а также два 12,7-мм пулемета «Корд». На первых двух кораблях серии, вместо «Панциря» устанавливались два 30-мм АК-630.

В ряде источников указывается, что в дополнение к «металлорезкам» МРК оснащаются ПЗРК, но здесь, судя по всему, речь идет не о «Гибке», а просто об обычном ПЗРК (труба на плече).

Радиолокационное вооружение проекта 22800 подчеркивает его ударную, противокорабельную направленность. На «Каракурты» устанавливается РЛС общего обнаружения «Минерал-М», возможности которой чрезвычайно велики для корабля, чье водоизмещение «не дотягивает» даже до 1 000 т.

Помимо обычных для РЛС такого типа задач обнаружения и сопровождения надводных и воздушных целей, «Минерал-М» способен осуществлять:

1) автоматизированный прием, обработка и отображение информации по надводной обстановке, поступающей от совместимых комплексов, размещенных на наземных средствах или кораблях тактической группы, от внешних источников (командных систем управления, выносных наблюдательных пунктов, размещенных на кораблях, вертолетах и других летательных аппаратах), используя внешние средства радиосвязи;

2) прием, обработку и отображение информации по надводной обстановке, поступающей от корабельных источников информации: боевых информационно-управляющих систем, радиолокационных станций, навигационных станций, гидроакустических систем;

3) управление совместными боевыми действиями кораблей тактической группы.

Иными словами, «Минерал-М» до ужаса сетецентричен: он может получать (и очевидно, предоставлять) информацию группировке разнородных сил, реализуя принцип «видит один – видят все», и может выступить в роли координационного центра, но и это еще не все достоинства данного комплекса. Дело в том, что «Минерал-М» умеет работать не только в активном, но и в пассивном режиме, ничего не излучая самостоятельно, но обнаруживая и определяя местоположение неприятеля по его излучению. При этом, в зависимости от диапазона излучения, дальность обнаружения радиолокационых систем колеблется от 80 до 450 км. В активном режиме РЛС «Минерал-М» способна давать загоризонтное целеуказание, дальность обнаружения цели размером с эсминец достигает 250 км. Здесь, конечно, следует отметить, что «загоризонтный» режим работы РЛС возможен далеко не всегда и зависит от состояния атмосферы. Приведенные 250 км дальности, например, возможны только при условии сверхрефракции. Тем не менее, полезность этого режима работы РЛС для носителя дальнобойных противокорабельных ракет невозможно переоценить. В целом же можно констатировать, что подобная РЛС весьма неплохо смотрелась бы даже на куда более крупном корабле.

А вот на «Буяне-М» размещается РЛС МР-352 «Позитив», представляющая собой (как смог понять автор, не являющийся экспертом в области радиолокации) РЛС общего назначения в традиционном понимании этих слов, т.е. без многочисленных «плюшек» - загоризонтного целеуказания и т.д. То есть «Позитив» обеспечивает освещения воздушной и надводной обстановки на дистанции до 128 км, и не предназначен для управления оружием. В принципе, «Позитив» может давать целеуказание и для ракет, и для артиллерийской стрельбы, но делает это не так хорошо, как специализированные РЛС, потому что это для него все же побочная функция. Отсутствие на «Буяне-М» РЛС наподобие «Минерала-М» как раз и позволяет предположить, что данный МРК не рассматривается руководством флота как средство морского боя.

Темпы строительства «москитного» флота для ВМФ РФ весьма впечатляют, и значительно превосходят планы ГПВ 2011-2020 гг. Начиная с 2010 г заложено 10 МРК типа «Буян-М», а еще на два подписан контракт. Пять кораблей этого типа вошли в состав флота в 2015-2017гг, при этом длительность постройки составляет порядка трех лет. Мягко говоря, это не слишком хороший показатель для серийных кораблей водоизмещением менее 1 000 т, тем более – серийных, но во всяком случае не приходиться сомневаться, что остальные пять, крайний из которых – «Град» - войдут в состав флота до 2020 г.

Что же до «Каракуртов», то первая их пара была заложена в декабре 2015 г, оба спущены на воду в 2017 г, сдача их флоту планируется на 2018 г и, в принципе, эти сроки реалистичны. А всего в настоящее время строится девять «Каракуртов» (7 – на «Пелле» и 2 – на Зеленодольском заводе), готовится закладка десятого, и еще на три подписан контракт. Итого – тринадцать кораблей проекта 22800, но ожидается заключение контракта с Амурским судостроительным заводом еще на шесть кораблей этого типа. Соответственно, вполне можно ожидать что до 2020 г в состав ВМФ РФ войдут девять «Каракуртов», а до 2025 г их станет как минимум 19, и это если не будет принято решение о дальнейшем строительстве МРК данного типа.

В целом же можно говорить о том, что постройкой «Буянов-М» Российская Федерация обеспечила себе абсолютное превосходство в Каспийском море и в известной мере усилила арсенал дальнобойного высокоточного оружия отечественных вооруженных сил, но говорить о «Буянах-М» как о средстве противокорабельной борьбы, по мнению автора, все же нельзя.

Но и без учета «Буянов» широко развернутое строительство «Каракуртов», в общем-то, гарантирует воспроизводство отечественных москитных сил. Как мы уже говорили выше, критическая, «обвальная» точка для них наступит через 7-10 лет, когда сроки службы ракетных катеров типа «Молния» вплотную подойдут к 40 годам и их необходимо будет выводить из состава флота. Прочие МРК и ракетные катера, за исключением «Самум», «Бора», «Татарстан» и «Дагестан», нужно будет списывать еще раньше, таким образом «наследство СССР» к 2025-2028 гг сократится на порядок (с 44 по состоянию на 01.12.2015 до 4 единиц).

Тем не менее, если все же будет заключен контракт на строительство шести кораблей проекта 22800 для Тихоокеанского флота, то 19 «Каракуртов» заменят 18 «Молний», а прочие ракетные катера и МРК типа «Овод» уже сегодня практически не имеют боевой ценности в силу крайней устарелости вооружения. Таким образом, можно говорить о том, что сокращение численности наших МРК и РК не приведет к падению уровня их боеспособности. Наоборот, благодаря тому, что в строй будут вводиться корабли с самым современным ракетным вооружением (не нужно забывать и о том, что мифический «Циркон» может быть использован из стандартных УВП для «Оникса» и «Калибра») следует говорить о расширении возможностей ударной компоненты нашего «москитного» флота. Кроме того, со вступлением в строй «Каракуртов» «москитный флот» приобретет возможность наносить удары дальнобойными крылатыми ракетами по сухопутной инфраструктуре неприятеля - так, как это было сделано в Сирии.

К сожалению, невозможно предсказать, сколько «Каракуртов» будет заложено в ближайшие годы по новой ГПВ 2018-2025 гг. Тут, возможно, как увеличение серии до 25-30 кораблей, так и отказ от их дальнейшего строительства, ограничивающий серию 13 кораблями. Тем не менее, есть как минимум 2 причины, по которым стоит ожидать постройки тихоокеанских «Каракуртов».

Во-первых, руководство страны после демонстрации возможностей Каспийской флотилии по поражению целей в Сирии должно смотреть на малые ракетные корабли благосклонно. Во-вторых, адмиралы нашего ВМФ, имея чудовищный провал по надводным кораблям, за неимением фрегатов и корветов, очевидно будут рады усилить флот хотя бы «Каракуртами».

Соответственно, будущее нашего «москитного» флота как будто не вызывает опасений… Однако автор настоящей статьи рискнет поставить другой вопрос, который для многих будет выглядеть настоящей крамолой

А нужен ли вообще России морской ударный «москитный» флот?

Для начала постараемся разобраться со стоимостью данных кораблей. Проще всего определить стоимость «Буянов-М». Как печатало РИА « »:

«Подписанный на форуме "Армия-2016" контракт между Минобороны и Зеленодольским судостроительным заводом составляет 27 миллиардов рублей и предусматривает строительство трех кораблей класса "Буян-М", сообщил РИА Новости гендиректор завода Ренат Мистахов».

Соответственно, один корабль проекта 21631 стоит 9 млрд. руб.

Во многих публикациях указывается, что цена одного «Каракурта» составляет 2 млрд. руб. Однако, в большинстве случаев, в качестве источника этой информации указывают оценку заместителя Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова. К сожалению автору не удалось найти документы, которые подтвердили бы правомерность данной оценки. С другой стороны, ряд источников называет совершенно иные цифры. Так, например, Сергей Веревкин, исполнительный директор обособленного подразделения Ленинградского судостроительного завода «Пелла» утверждал, что:

«Стоимость таких кораблей в три раза меньше, чем фрегата».

И даже если мы возьмем самый дешевый отечественный фрегат (проекта 11356) по докризисным ценам – это 18 млрд. руб., соответственно «Каракурт», согласно заявлению С. Веревкина, стоит не менее 6 млрд. руб. Это вроде бы подтверждается также и сообщениями о том, что «Пелла» передала феодосийскому судозаводу «Море» заказ на строительство одного «Каракурта», причем стоимость контракта составит 5-6 млрд. руб., но вопрос в том, что сумма не точна – новость ссылается на мнение неназванных экспертов.

А что, если С. Веревкин имел ввиду не фрегат «адмиральской» серии проекта 11356, а новейший 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»?

Ведь цифра в 6 млрд. руб. за один «Каракурт» вызывает большие сомнения. Да, «Буян-М» несколько крупнее корабля проекта 22800, но при этом «Каракурт» несет куда более сложное, а значит и дорогое вооружение (ЗРАК «Панцирь-МЕ» и оборудование (РЛС «Минерал-М»), правда, на «Буяне-М» реализован водометный движитель, что, вероятно, дороже классического. Но в целом следует ожидать, что «Каракурт» стоит никак не меньше, а даже больше «Буяна-М».

Основная полезность «Буяна-М» заключается в том, что он представляет собой мобильную пусковую установку для дальнобойных крылатых ракет. Но следует принять во внимание, что 9 млрд. руб. за подобную мобильность выглядят чрезмерно дорого. А ведь есть и другие варианты: например,… те самые контейнерные установки «Калибров», о которые в свое время было сломано столько копий.

По мнению людей, незнакомых с морской тематикой, подобные контейнеры представляют собой убервундерваффе, которое легко скрыть на палубе океанского контейнеровоза, а в случае начала войны – быстренько «помножить на ноль» АУГ США. Мы не будем никого разочаровывать, напоминая о том, что вооруженное торговое судно, не несущее военно-морского флага какой-либо страны, является пиратским, со всеми вытекающими отсюда последствиями для его самого и его экипажа, а просто вспомним о том, что «мирному речному контейнеровозу», плывущему себе где-то посреди Волги, никто и никогда не выдвинет обвинения в пиратстве. Для соблюдения договора РСМД Российской Федерации достаточно будет включить в состав флота несколько «вспомогательных речных крейсеров», а вот в случае реального обострения отношений с НАТО, подобные контейнеры могу быть размещены на любых подходящих речных судах.

Более того. Поскольку в том случае, если на горизонте замаячит реальное столкновение с США и НАТО, то на договоры уже никто не будет обращать внимания, а в этом случае, кто мешает установить контейнер с ракетами… скажем, на поезде? Или вообще вот так:

Таким образом, мы можем констатировать, что задача насыщения отечественных вооруженных сил крылатыми ракетами дальностью от 500 до 5 500 км вполне может быть решена без участия «Буянов-М». Для того, чтобы обеспечить нам абсолютное превосходство на Каспии, в дополнение к уже имеющимся кораблям хватило бы 4-5 «Буянов-М», причем их не обязательно было бы вооружать «Калибрами» - для поражения катеров, составляющих основу прочих каспийских флотов, «Уран» более чем достаточен. Цена вопроса? Отказ от 5-6 «Буянов-М» позволил бы ВМФ РФ профинансировать покупку полка морской авиации (речь о Су-35, стоявших порядка 2 млрд. руб. в том же 2016г), что, по мнению автора настоящей статьи, было бы для флота намного полезнее.

С «Каракуртами» тоже не все однозначно. Дело в том, что ракетные катера появились как средство борьбы с надводными силами противника в прибрежной зоне, но сегодня весьма сложно представить себе надводные корабли неприятеля рядом с нашим побережьем. С учетом чрезвычайной опасности, которую для современных кораблей представляет авиация, «заглянуть на огонек» к нам способна разве что авианосная ударная группировка, но и той нет смысла подходить ближе, чем на несколько сотен километров до нашей береговой черты. Но отправлять в море соединение «Каракуртов» против АУГ сродни самоубийству: если морских сражений нас чему-то учит, так только крайне низкой устойчивости малых ракетных кораблей (корветов и ракетных катеров) к средствам воздушного нападения. Достаточно вспомнить, например, разгром иракского флота в ирано-иракской войне, когда два иранских F-4 «Фантом» едва ли не за пять минут пустили ко дну 4 торпедных и ракетный катер ВМС Ирака, а еще 2 ракетных катера повредили – хотя не располагали специализированным противокорабельным оружием. Да, наши корабли проекта 22800 оснащены «Панцирями-МЕ», это очень серьезное оружие, но нужно учитывать, что кораблик водоизмещением менее 800 т – крайне неустойчивая платформа для подобной техники.

Кроме того, как ни печально, но «Каракурты» не обладают достаточной скоростью для лихих «кавалерийских» атак. Для них указывают скорость «около 30 узлов», и это весьма немного, особенно если вспомнить, что при волнении малые корабли сильно теряют в скорости. Иными словами, в условиях того же Дальнего востока наши «Каракурты» окажутся заведомо тихоходнее, чем, скажем, «Арли Берк» - у того максимальная скорость 32 узла, но в условиях волнения он теряет ее намного меньше маленьких кораблей проекта 22800.

Конечно, кроме глобальных, бывают еще и локальные конфликты, но дело в том, что для них мощь «Каракуртов» избыточна. Так, например, в общеизвестном эпизоде столкновения отряда надводных кораблей черноморского флота РФ с катерами Грузии применение ПКР «Калибр» было бы совершенно не оправдано. Может быть было бы преувеличением заявить, что все пять грузинских катеров стоили дешевле одной такой ракеты, но…

По мнению автора, в полномасштабном конфликте с НАТО «Каракурт» может быть использован разве что в качестве мобильной ракетной батареи береговой обороны, при помощи которой можно относительно быстро прикрыть объекты, которым угрожает атака с моря. Но в этом качестве они едва ли не проигрывают автомобильным комплексам по скорости перемещения, кроме этого наземный комплекс проще маскировать. В общем, и тут приходится констатировать, что полк современных истребителей-бомбардировщиков был бы для флота много полезнее, чем 6 «Каракуртов», а по стоимости они, по всей видимости, вполне сопоставимы.

И тем не менее, автор предполагает, что в будущем нас ждут новости об увеличении производства «Каракуртов». По той причине, что количество надводных кораблей нашего ВМФ, способных выйти в море, сокращается год от году, и промышленность продолжает срывать все мыслимые сроки строительства новых кораблей - от корвета и выше. И если первые корабли проекта 22800 войдут в строй по графику (что подтвердит нашу способность строить их относительно быстро), то будут новые заказы. Не потому, что «Каракурты» являются вундерваффе или панацеей, а потому, что хоть какие-то надводные корабли флоту все же нужны.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Спуск на воду и прием в боевой состав Российского Флота нового корабля - это всегда событие. Чем больше водоизмещение, разнообразнее системы вооружений и внушительнее мореходные качества, тем ярче освещается торжественная церемония средствами массовой информации. В 2014 году к празднованию Дня Военно-Морского Флота была приурочена сдача оборонному ведомству двух новых единиц, усиливающих Каспийскую флотилию. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», получившие в название имена старинных русских городов «Углич» и «Град Свияжск», на первый взгляд, не внушают такого почтения, как атомные крейсера и подводные ракетоносцы. Но их роль в обороноспособности России еще предстоит оценить по достоинству.

Корабль для закрытых морей

Проект «Буян-М» изначально задумывался как тип корабля, предназначенного не для океанских просторов, а для действий в закрытом море. Об этом сегодня известно из открытых источников, но специалисту по судам и так ясно, что водоизмещение в 950 тонн при довольно низких бортах и небольшой осадке не предполагает плаванья в водах с возможным волнением свыше пяти баллов. Закрытых морей, омывающих берега Российской Федерации, всего три: Каспийское, Черное и Азовское. Последние два водных объекта, кстати, совсем недавно представляли в аспекте национальной безопасности довольно небольшой интерес. Рост активности флотов стран НАТО в черноморском бассейне наблюдается лишь в последнее время, после начала известных событий в Украине.

Обстановка на Каспии

Что касается то флотилия, отвечающая за стабильность морской обстановки в регионе, безусловно, нуждалась в обновлении и усилении. Именно для этого оперативного сектора и предназначались корабли проекта 21631 «Буян-М». При этом в качестве вероятного противника рассматривались отнюдь не Республика Казахстан - стратегический партнер России и проводит дружественную внешнюю политику. На настоящий момент Азербайджан (тоже не враждебный) практически не имеет военно-морского потенциала. Туркмения закупает технику в Российской Федерации и, проводя независимую внешнеполитическую линию, заинтересована во взаимовыгодных торгово-экономических отношениях и сотрудничестве в оборонной сфере. Эти страны, бывшие в исторически недавнем прошлом республиками Советского Союза, угрозы безопасности нашим границам не представляют. Остается только Иран. Это находится в экономической изоляции, и заподозрить его в агрессивных поползновениях по отношению к великому северному соседу тоже очень трудно. Что называется, своих забот хватает.

Можно было бы сделать вывод об отсутствии региональных угроз для России в прикаспийском пространстве. Так зачем же нужен здесь малый ракетный корабль проекта 21631? Для ответа на этот вопрос следует изучить характеристики его систем вооружений, мореходные данные и особенности конструкции.

Река-море

Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, - фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.

Артиллерия и ПВО

Радиус боевого применения относительно невелик. Автономность составляет десять суток. Малый ракетный корабль проекта 21631 может осуществлять плавание в не более, чем на две с половиной тысячи миль. Помимо уже упомянутых 100-мм орудий «Универсал» (А-190М), бортовая артиллерия представлена спаренной установкой «Дуэт» на корме, двумя тумбовыми пулеметными установками МТПУ калибра 14,5 мм и еще тремя скорострельными 7,62-мм стволами.

Средствами корабельной ПВО служат две установки «Гибка», в основе которой - распространенные в сухопутных войсках и эффективные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Для отражения массированной воздушной атаки этого оружия может не хватить, оно предназначено для борьбы со штурмовой авиацией и ударными вертолетами. Главная ставка сделана на другие приемы, позволяющие избежать авиаудара, но об этом несколько позже.

Главный калибр

МРК проекта 21631 «Буян-М» создавался для ведения ракетного огня по кораблям и береговым базам вероятного противника. Для этого и предназначено его основное вооружение, составляющее в совокупности УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс). В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет, как дозвуковых (противокорабельных 3М54, класса «поверхность - суша» 3М14, противолодочных 91РТ), так и сверхзвуковых («Оникс» 3М55). Таким образом, при очень скромных размерах и малочисленном экипаже (примерно 35 человек) малые ракетные крейсеры «Буян-М» проекта 21631 могут оказаться очень опасным противникам для морских целей намного большего тоннажа.

Стратегический корвет

Комплекс «Калибр», платформой для которого могут стать ракетные корабли проекта 21631, оснащен крылатыми ракетами с дальностью боевого применения, равной 2600 км. С географической точки зрения, это означает, что «Оникс», запущенный из точек, расположенных в акваториях Каспийского и Черного морей, теоретически может достигнуть целей, находящихся в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях и в других метах, очерченных на карте Евразии окружностью указанного радиуса, включая и стратегически важный Суэцкий канал.

Традиционно корветы, к классу которых относится проект 21631 (шифр «Буян-М»), считаются боевыми единицами тактического звена. Характеристики вооружений «Града Свияжска» и «Углича», состоящих в настоящее время на вооружении Каспийской флотилии, ненавязчиво намекают на их стратегическую природу.

Корабль-невидимка

Очертания современного малого ракетного корабля в сочетании с его высокой скоростью, водометом и относительно небольшими размерами (74 метра), дают основания рассчитывать на то, что обнаружить его в водах, насыщенных самыми разными судами, будет непросто. На экране радара отличить «Буян-М» проекта 21631 от рыболовецкого сейнера или даже крупной яхты трудно. К тому же он, как и все строившиеся в России боевые корабли, снабжен всем комплексом электронного противодействия, способным вывести из строя системы связи и РЛС средств поражения вероятного противника. Поглощающие высокочастотные излучения покрытия и наклонные плоскости силуэта еще более уменьшают вероятность обнаружения этого быстрого и маневренного корабля с мощным ракетным вооружением.

Ситуация на Черном море

В процессе постройки или ходовых испытаний сейчас пребывают пять кораблей «Буян-М» проекта 21631. Это «Великий Устюг», «Вышний Волочек», «Серпухов», «Орехово-Зуево» и «Зеленый Дол». Первоначально все они предназначались для службы на Каспии, но стремительно изменившаяся в последний год геополитическая картина в районе черноморского бассейна побудило командование Российского флота пересмотреть эти намерения. «Серпухов» и «Зеленый Дол» будут направлены в Севастополь. Морские силы ЧФ нуждаются в пополнении новейшими единицами, способными оказывать противодействие так называемой «минно-тральной группе НАТО», составляющей немалую силу. Разумеется, в случае военного конфликта Крым не остался бы беззащитным, и при нынешнем положении дел его прикрытие могли бы обеспечить комплексы «Бал» и «Бастион», способные контролировать всю акваторию вплоть до Босфорского пролива, но для надежного обеспечения мира требуется постоянное присутствие боевых единиц и демонстрация их возможностей. Основная нагрузка выполнения этой задачи ляжет на фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и РК «Москва», но и «Буянам» работы хватит.

Прибрежные корабли с дальним прицелом

Из истории флотов и морских сражения вдумчивый политик может сделать вывод о том, что не бывает универсального оружия, годящегося на все случаи и способного успешно действовать при любых сценариях развития конфликта. В некоторых ситуациях нужны мощные крейсера и линкоры больших размеров, в других не обойтись без авианосных соединений, в третьих наиболее эффективным средством могут стать только подводные лодки. В наш неспокойный век мобильные ракетные корабли «Буян-М» проекта 21631 также занимают свое место во флотском строю, защищающим интересы России в непосредственной близости от ее берегов, но с дальним прицелом.

Заказно еще пять кораблей этого типа.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания - корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж - более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.


Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции - корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.


Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 - это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.


Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.


На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.


Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.


Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства.Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта - «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.


Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

1 - 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 - 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 - четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 -обтекатель навигационной РЛС; 5 - обтекатель антенны РЛСцелеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 -носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 - обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 - стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 - обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 - антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 - станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 - выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

. «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

. «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

Стандартное — 850

Полное— 1.050

Основные размерения , м

Длина наибольшая (по КВЛ) — 63,9

Ширина наибольшая (по КВЛ) — 17,2

Осадка на ходу на воздушной подушке — >1

Осадка на ходу в водоизмещающем режиме— 3,3

Главная энергетическая установка :ДГТУ

2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 36.000 (26.500)

2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

Газотурбогенераторы, мощность, кВтн/д

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

Скорость хода, уз:

Наибольшая — 53

Экономическая— 12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)2500 (12)

800 (45)

Автономность, сут.10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)68 (9)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» — 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn»)— 8

Зенитное ракетное:

ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» — 1 Х 2

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko»)— 20

Артиллерийское:

76,2-мм АУ АК-176— 1 Х 1

30-мм ЗАК АК-630М—2 Х 6

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения1 х «Позитив» (Cross Dome)

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

НРЛС 1 х н/д

средства РЭБ. «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

комплексы выстреливаемых помех2 Х 16 ПУ ПК-16

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

2 Х(Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

средства связи. «Буран-7» комплекс

РЛС госопознавания. «Нихром» (Square Head; Salt Pot)


Возможная модернизация.

С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень? Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей ?

В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю.

Тем не менее, необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу?

Достоинства и недостатки

Для начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям.

Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение . Главный калибр МРК проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 км, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР).

Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы.

Однако у ракет П-120 есть и существенные недочёты . Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 км соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок.

Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей.

Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность . Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее, для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна.

И еще один немаловажный фактор – производственный . Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера.

Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков:

— первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха . Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 км. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией.

— Второй недостаток – малая живучесть МРК : как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп.

Возможности применения

Как ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный. В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК:

— в силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120;

— используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО;

— сопровождение и защита собственных конвоев.

Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 км и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 км.

Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например, широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 км соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки.

Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики.

Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания , а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолёт-целеуказатель.

Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона . Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей.

Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР).

Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов :
— меньшая уязвимость перед встречным огнем противника (напомним, что дальность авиационных ПКР позволяет не входить в зону поражения ПВО противника);
— большая скорость и мобильность;
— отсутствие необходимости проводить длительное время в угрожаемой зоне;
— гибкость и многофункциональность.

Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения.

Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника . Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.

В итоге получается, что малые ракетные корабли действительно остаются не у дел: сегодня созданы более совершенные средства поражения вражеских кораблей, способные атаковать быстрее и эффективнее. Однако все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль . Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта.

Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом.

Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения.

Иначе говоря, МРК проекта 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью . Совсем другое дело – , которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях.

Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет . Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания.

Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет, как минимум, не уступать выводимым в отстой.

Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом , представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм , он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон.

Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно.

Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца.

Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2019 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2019 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».