Авиация россии. Учебно-боевой самолет - выгодное решение или трагическая ошибка? Особенности конструкции учебно-боевой машины

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Мы настолько любим халяву, что готовы отдать за нее любые деньги.
- Михаил Задорнов



80% боевых потерь советских ВВС в Афганистане пришлись на долю пулеметов ДШК и зенитной артиллерии моджахедов
- статистика


Замаскированная землянка была обнаружена в лесном массиве Веденского района в среду, 24 октября, при проведении оперативно-розыскных мероприятий на территории Чеченской Республики. В тайнике обнаружен ПЗРК, тип комплекса не уточняется.
- сообщение РИА , от 25.10.2012 г.

Для каждого пилота шаг в небо начинается с полета на учебно-тренировочном самолете (УТС) – максимально упрощенной машине с низкой стоимостью и эксплуатационными затратами. При этом УТС должен быть прост в управлении и способствовать развитию пилотажных навыков у новоиспеченных «икаров».
Конструкций УТС великое множество, наиболее известные - чешский L-39 «Альбатрос» (основной УТС Варшавского блока), американская легенда Т-38 Talon, британский «Хоук», современные «братья-близнецы» - российский Як-130 и итальянский М-346 Master. За 100 лет существования авиации, учебная авиатехника проделала путь от фанерных бипланов «Фарман» и У-2 до сверхзвуковых реактивных машин, мало уступающих по летным характеристикам и приборному оснащению настоящим боевым самолетам. И каждый раз конструкторы авиатехники, как и сами авиаторы, задумывались над возможностью применения учебно-тренировочных машин в качестве боевой техники: действительно, если УТС – суть тот же самолет, то почему бы не использовать его во время военных действий, пусть даже на «второй линии» для решения вспомогательных задач.

46-й (Таманский) гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, 23672 боевых вылета, 2 902 980 кг сброшенных бомб – уникальный женский авиационный полк в годы Великой Отечественной войны, воевавший на самолетах У-2.

Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы).
Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. - «Нас называли ночными ведьмами»


Полк «ночных ведьм» создавался не от хороших условий – вынужденная мера в тяжелейшие времена. Несмотря на действия исключительно в темное время суток, мастерство летчиц и отсутствие у немцев РЛС, боевые потери за линией фронта составили 32 человека, очень много для одного авиаполка.

Во время штурма Окинавы японцы использовали все, что могло летать для проведения самоубийственных атак камикадзе, – от новейших истребителей до поплавковых гидросамолетов и старых учебных бипланов Ki-79. Обтянутые полотном Ki-79 едва держались в воздухе, однако были почти невидимы для американских радаров, что давало некоторый шанс на успешное выполнение задания.
Камикадзе – отчаянных и отчаявшихся, в хорошие времена японцы бы ни за что не отправили учебные машины в бой.

В Эру реактивной авиации идея применения учебных самолетов в качестве боевых машин получила второе рождение – скачкообразный рост скорости и грузоподъемности авиатехники давал самые оптимистичные прогнозы на высокую эффективность применения реактивных УТС в горячих конфликтах, особенно, против наземных целей. В техническом плане идея выглядела проще простого: установить на учебный самолет пару пилонов для подвески неуправляемых боеприпасов и оснастить рабочее место пилота примитивным прицелом. Появился даже специальный термин – учебно-боевой самолет. Дешево и сердито!

Однако, при внимательном анализе этой теории, возникает ряд противоречивых моментов. И поставим вопрос прямо: возможно ли вообще создание эффективного учебно-боевого самолета?
Для начала стоит выделить основные задачи, стоящие перед учебно-боевой машиной:

1. Обучение и тренировка летного состава: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых порядках днём и в условиях визуальной видимости, отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям.Следовательно, к УТС предъявляются очевидные требования: простота пилотирования, надежность, низкая стоимость машины и ее эксплуатационных расходов. Общие компоновочные идеи: двухместная кабина (обучающийся + инструктор), дублирующий комплект органов управления и пилотажно-навигационных приборов.

2. Применение в горячих конфликтах. Следовательно, обязательно наличие: высоких летных характеристик, полноценного комплекса приборно-навигационного оборудования и бортовой электроники, радиолокационной станции, точек подвески вооружения и качественного прицельного комплекса. Боевой самолет должен обладать повышенной живучестью и, в идеале, протектированными топливными баками, а также иметь бронирование кабины пилотов и важнейших агрегатов. Не стоит сбрасывать со счетов возможность применения подвесных топливных баков для увеличения радиуса боевого действия самолета, как вариант – систему дозаправки в воздухе. Для полетов в зоне вражеской ПВО становится исключительно важным наличие на борту: системы предупреждения об облучении радаром, автомата отстрела тепловых ловушек, опционально – станции постановки активных помех.

Оправдания, что учебно-боевому самолету можно сделать послабления, не выдерживают критики. Вы же хотите получить реальную боевую машину, а не бесполезный «летающий гроб». Учебно-боевой самолет должен уметь выполнять хоть какие-то боевые задачи, а для этого без всего вышеперечисленного не обойтись. По факту, мы получаем первое противоречие – требования к боевой машине крепко не сходятся с требованиями к упрощенному тренировочному самолету.

Возможно, я чересчур строг к учебно-боевым самолетам. Каждое средство создается под определенные задачи, давайте посмотрим, какие задачи могут выполнять учебно-тренировочный самолет:

Воздушный бой, перехват воздушных целей. Мда… даже самому воспаленному воображению не поддается «карусель» из «Альбатросов» и F-16, или пара Як-130, идущих на перехват Су-27. Это нонсенс. Сверхзвуковым сверхманевренным истребителям, оснащенным подчас самым современным вооружением и БРЭО, не всегда удается выйти победителем из воздушной схватки. Выставлять же против них медлительные учебно-боевые машины – это нонсенс. Учебные машины лишены РЛС, а без радара и управляемых ракет «воздух-воздух» идти в современный воздушный бой – бессмысленное самоубийство.

Хотя … в есть реальный боевой эпизод, когда 25 октября 1994 года восемь дудаевских L-39 неожиданно атаковали залпом неуправляемых ракет группу вертолетов Ми-24 федеральных сил. В скоротечном воздушном бою два «Крокодила» были сбиты, однако остальные, обнаружив противника, тут же взяли реванш, расстреляв пару учебно-боевых «Альбатросов».
Исключение лишь подтверждает общее правило. При этом бой «самолет против вертолета» как бы изначально подразумевает преимущество самолета – чего в тот раз совсем не наблюдалось.


Белорусские L-39

Нанесение ударов по наземным целям. Обычно это и имеют в виду сторонники «учебно-боевых машин». Ясно, что использовать учебно-боевой самолет в условиях вражеского превосходства в воздухе совершенно нереально. Как нереально и его применение против целей с мощной противовоздушной обороной – учебно-боевой самолет не в силах укрыться на предельно малых высотах – для него такой режим полета связан со смертельным риском, ввиду отсутствия совершенного пилотажно-навигационного комплекса и бортовой РЛС.

Остается последний шанс – применение учебно-боевых машин в конфликтах низкой интенсивности. А что, идея неплоха! На первый взгляд, поднимать мощный истребитель-бомбардировщик или противотанковый штурмовик для уничтожения разрозненных групп террористов, к примеру, в горных районах Северного Кавказа или Афганистана – слишком глупо и расточительно. С такими задачами вполне справится маленький дешевый учебно-боевой самолет с блоком НУРС или контейнером кассетных бомб. В итоге мы получаем солидную экономию на ведении противопартизанских боевых действий.

Однако … 80% боевых потерь советских ВВС в Афганистане пришлись на долю пулеметов ДШК и зенитной артиллерии моджахедов. Этот тревожный факт уже однозначно показывает, что применение бронированного штурмовика Су-25 вполне оправдано при проведении антитеррористических операций. Как оправдано и применение истребителей-бомбардировщиков F-16, выслеживающих моджахедов в афганских горах.


Кабина F-16, на ИЛС проектируется картинка, полученная с помощью средств LANTIRN

Дело в том, что многие сторонники «учебно-боевых самолетов» забывают об одной важной детали – даже специализированным ударным машинам подчас тяжело обнаружить точечную цель (группу боевиков, одиночный джип, следы погасшего костра), особенно в сложных условиях горной местности. Для решения подобных задач используются сложнейшие системы, например, подвесные контейнеры прицельно-навигационного комплекса LANTIRN. Комплекс усиливает свет звезд в 25 тысяч раз и, по впечатлениям НАТОвских летчиков, позволяет видеть и делать совершенно фантастические вещи; обратная сторона – два подвесных контейнера, навигационный (содержит тепловизор и радар для слежения за рельефом) и прицельный (тепловизор с большим разрешением, лазерный дальномер и оптические датчики слежения за целью), - весь этот комплект тянет на $5 миллионов, треть стоимости учебно-боевого Як-130!

Российский аналог LANIRN"a – более дешевый, но не менее сложный встроенный цифровой комплекс СВП-24 (тема «Гефест») - прицельно-навигационная система на лазерных гироскопах, с поддержкой спутниковой навигации и трехмерной индикацией на ИЛС. Комплект СВП-24 устанавливается на модернизированных фронтовых бомбардировщиках Су-24.

Для комплексной разведки территории еще со времен афганской войны применяются тепловые и радиотехнические системы для пеленгации портативных радиостанций противника. А подвесные контейнеры комплекса «Зима» были способны обнаружить в ночное время даже следы проехавшего недавно автомобиля!


Что и говорить, после таких удивительных фактов, возможности учебно-боевых машин, чьи пилоты ограничены при поиске точечных наземных целей лишь визуальными средствами, не идут ни в какое сравнение с настоящими боевыми машинами.
Наконец, не стоит забывать, что уж у кого, а у басмачей никогда не было дефицита переносных зенитно-ракетных комплексах, а также более примитивных, но не менее грозных зенитных средств: ДШК, автоматических пушек, ручного стрелкового оружия.
С учетом всех вышеназванных фактов, становится очевидно, что «учебно-боевые самолеты» годятся лишь для расстрела безоружных в светлое время суток на открытой местности.

Показательный пример – один из лучших учебно-тренировочных самолетов Т-38 «Тэлон» за 50 лет своей эксплуатации никогда не
применялся в зоне военных действий. Хотя, казалось бы, «Тэлон» имел все шансы на развитие военной карьеры. Отличная родословная – «Тэлон» создан на базе легкого F-5 «Тайгер», основного истребителя капиталистического мира в годы Холодной войны. Как результат – сверхзвуковая скорость полета (1,3М), отличная маневренность и летные характеристики, огромная скороподъемность – 170 м/с. Самолет оборудован подфюзеляжными держателями для подвесных баков и специального оборудования. Новые модификации получили «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями и современным навигационным оборудованием. Всего было построено 1146 экземпляров учебного самолета, имеется гражданская версия Т-38 и версия для подготовки астронавтов НАСА.


Сами обстоятельства будто бы способствовали военной карьере «Тэлона» - США часто и плодотворно вело локальные войны во всех уголках Земли. Гренада, Панама, колумбийские наркокартели, Афганистан, Ирак и Югославия… И тем не менее, Т-38 «Тэлон» никогда, ни при каких обстоятельствах не находил военного применения.


"Стеклянная кабина" современной модификации T-38 Talon

Ограниченное боевое применение L-39 «Albatros» в локальных конфликтах на территории бывшего СССР также показали бесперспективность данной тактики: Абхазия, Чечня, Киргизия – учебно-боевые самолеты изредка бомбили крупные цели (жилые кварталы, где проживала враждебная этническая группа), однако, пользы от этих «смертоносных» авиаударов не наблюдалось. Авиация чеченских боевиков, до своего полного уничтожения в декабре 1994 г., совершила несколько безрезультатных рейдов на позиции федеральных сил. Точность бомбометания, вкупе с малой мощностью боеприпасов (50-кг и 100-кг бомбы) делала бесполезными все усилия летчиков.

Зато по пилотажным характеристикам L-39 среди учебно-тренировочных самолетов не было равных, уникальные ЛТХ «Альбатросов» позволили сформировать из них пилотажную группу «Русь». А летчики бывшего СССР и стран Варшавского блока наверняка хорошо помнят этот простой и легкий учебный самолет, на котором они впервые поднялись в воздух.

В настоящее время в Липецкий авиацентр боевого применения и переучивания летного состава продолжают прибывать новые самолеты Як-130, которые позиционируются, как учебно-боевые машины. Необычайно элегантный самолет для начальной и основной летной подготовки летчиков. Иногда от летчиков можно слышать недовольство этим самолетом – слишком дорог и сложен Як-130 для учебного самолета. Хотя нужно помнить, что на дворе 13-й год ХХI века, и авиатехника уже не может быть простой, как биплан У-2. А за качество и высокие ЛТХ нужно платить. Главное - не переусердствовать. «Як» отличный учебно-тренировочный самолет, но по поводу его боевых характеристик существуют некоторые сомнения.
Я категорический противник любых «ассиметричных» ответов и прочих решений в духе «дешево и сердито». Если не хватает денег на настоящее оружие – то лучше не воевать вообще. Как показывает практика, большинство эрзац-проектов и применение неподготовленной техники в боевых условиях приводит лишь к катастрофическому увеличению потерь.


Aermacchi M-346 Master изначально разрабатывался совместно со специалистами ОКБ им. Яковлева. Впоследствии из-за разногласий, проект разделился на российскую (Як-130) и итальянскую (М-346) части. "Аермакки" отличается от "Яка" новым двигателем, широким применением композитов и титана, в остальном они очень близки.



"Стеклянная кабина" Як-130

Важнейшим фактором успеха в современном воздушном бою является мастерство летчика. Современный боевой самолет – это невероятно сложная система, которая требует от пилота высочайших профессиональных навыков и квалификации. Основой подготовки курсантов летным училищ во всех армиях мира являются тренировочные полеты. Для них используются специальные тренировочные самолеты, созданные именно для этой цели.

Использование для обучения новейших боевых машин типа МиГ-29 или Су-27 очень дорого, применение специальных учебных самолетов обходится на порядок дешевле. Учебно-тренировочный самолет можно использовать в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.

Общее описание

Як-130 – это настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов четвертого и пятого поколения, включая такие машины, как истребитель Су-27, истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25 .

На этом самолете курсанты могут отработать взлет и посадку, управление самолетом на предельных режимах полета, навигацию, действия при нештатных ситуациях, выполнение боевых заданий, полеты в составе группы и многие другие задачи.

Тяговооруженность самолета и его аэродинамические качества позволяют Як-130 выполнять задачи во всех режимах, которые свойственны новейшим самолетам четвертого и пятого поколения. Эта машина отличается прекрасной маневренностью, отлично ведет себя на малых скоростях, имеет высокие характеристики скороподъемности, имеет возможность применять высокоточное оружие, обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками.

На этом самолете можно обучать пилотов таких машин, как МиГ-29, Су-30 , F-16 , F-22 , «Мираж», «Хариер», F-15, JSF. По соотношению цены и качества эта машина является одной из лучших в настоящее время на мировом рынке. Можно сказать, что Як-130 – это учебно-тренировочный комплекс нового поколения.

Самолет имеет классическую схему компоновки со среднерасположенным крылом с развитыми наплывами на передней кромке. Воздухозаборники находятся под наплывами крыльев. Горизонтальное оперение – цельноповоротное. Высокие аэродинамические свойства крыла и фюзеляжа позволяют самолету выполнять маневры на больших углах атаки.

Самолет оснащен двумя двигателями АИ-222-25, которые имеют высокие технические характеристики, есть еще и вспомогательная силовая установка, обеспечивающая запуск маршевого двигателя, электропитание и подачу воздуха в кабину.

Баки находятся в крыльях и фюзеляже, возможно использование подвесных топливных баков. Самолет имеет просторную и удобную двухместную кабину, в которой инструктор находится сзади и немного выше курсанта. В кабине установлены два катапультируемых кресла, которые обеспечивают надежную эвакуацию экипажа на всех режимах полета и скоростях.

Концепция этого учебно-боевого самолета предполагает возможность размещения на нем самых разных типов вооружения. Як-130 имеет восемь точек подвески под крыльями и одну, расположенную под фюзеляжем. Полезная боевая нагрузка – 3000 килограмм.

Як-130 имеет трехопорное шасси, которое обеспечивает взлет и посадку даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Этот самолет оборудован системой управления КСУ-130, которая позволяет выполнять функции активной системы безопасности полета и его автоматического управления. С ее помощью можно менять полетные характеристики самолета, в зависимости от типа самолета, для которого обучается будущий пилот. В кабине расположены несколько удобных жидкокристаллических мониторов, на которые поступает подробная о работе систем самолета.

Навигационная система машины включает в себя инер­ци­аль­но-с­пут­ни­ко­вую сис­те­му, ра­дио­на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му, ра­дио­вы­со­то­мер, при­ём­ник спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы.

Чтобы повысить ремонтопригодность создатели самолета полностью отказались от композитных материалов, машина сделана полностью из алюминия.

До 2019 года в ВВС России должно быть передано 65 самолетов Як-130.

Технические характеристики

Ниже указаны ттх самолета Як-130.

Взлётная масса, кг:
Нормальная 5700
Максимальная 9000
Длина, м 11,49
Размах крыла, м 9,72
Площадь крыла, м2 23,5
Высота, м 4,76
Запас топлива, кг:
Максимальный 1750
максимальный с 2 ПТБ 2650
Практическая дальность (без ПТБ), км 2000
Взлётная тяга, кгс 2х2500
Двигатель 2 × ТРД АИ-222-25
Тяговооружённость до 0,88
Скорость, км/ч:
максимальная для горизонтального полёта 1050
взлётная 200
посадочная 195
Длина разбега, м 380
Длина пробега, м 670
Максимальная высота полёта, м 12500
Эксплуатационная перегрузка +8/-3

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В российских ВВС продолжается освоение новых учебно-боевых самолётов Як-130 , предназначенных для замены чешских учебных самолётов L-39 Albatros. «Альбатросы» более 40 лет служили и продолжают служить для подготовки пилотов во многих странах мира, но уже не удовлетворяют требованиям текущего дня. Для их замены в России был создан новый учебно-боевой самолет Як-130, обеспечивающий высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит летать на истребителях поколения 4+ и авиакомплексах пятого поколения (, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, ).

Самолет Як-130 оснащён электродистанционной системой управления , которая способна самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. При этом максимальный угол атаки составляет 35 градусов.

Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,72 м
Высота: 4,76 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 5700 кг
Максимальная взлётная масса: 10290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
Тяговооружённость: 0,9

Вооружение
Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом - 2-4 шт
Боевая нагрузка: 3000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 - 2-4 шт
Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 - 2-4 шт
Бомбы: корректируемые и обычные

Двигательная установка самолёта состоит из двух современных экономичных двигателей АИ-222-25 , обеспечивающих Як-130 высокую тяговооруженность, и вспомогательной силовой установки, повышающей автономность эксплуатации самолета. Кабина, оборудованная большими (15х20 см) цветными многофункциональными индикаторами, полностью соответствует концепции «стеклянная кабина», а органы управления – концепции HOTAS.

Важной особенностью Як-130 является возможность имитации для обучаемого пилота реальной боевой обстановки . На многофункциональном индикаторе в реальном времени имитируются метки целей от РЛС, сообщения об отказах оборудования и прочее. Ресурс планера у самолёта Як-130 составляет 10000 часов, а срок службы – 30 лет . При этом эксплуатация самолета осуществляется «по состоянию», что существенно снижает эксплуатационные расходы. Российские специалисты подсчитали, что стоимость эксплуатации Як-130 в 6-7 раз ниже, чем, например, МиГ-29УБ .

Помимо использования в качестве учебного Як-130 может эффективно применяться как лёгкий боевой самолёт . В номенклатуре применяемого вооружения управляемые ракеты «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы, авиапушка. Вооружение общей массой до 3000 кг может размещаться на 9 точках подвески .

Кстати, выбор этой машины в качестве перспективного учебно-тренировочного самолёта фронтовой авиации для ВВС России не в последнюю очередь был обусловлен именно тем, что Як-130 является учебно-боевым самолётом, способным работать в качестве лёгкого штурмовика.

Помимо ВВС России покупателем самолёта является Алжир. Эта страна должна получить 16 Як-130, заказанных в рамках крупного контракта на поставку авиатехники российского производства, включающего также многофункциональные истребители Су-30МКА. Интерес к новому российскому учебно-боевому самолёту проявляют во многих зарубежных странах. Неплохо он вписался бы и в ВВС среднеазиатских и закавказских государств.

Простота конструкции самолета, высокая надежность силовой установки и бортового оборудования, большой ресурс, возможность автономного базирования, а также простота обслуживания в сочетании с низкой стоимостью расходов на эксплуатацию и превосходными летно-техническими характеристиками позволяют проводить на самолете Як-130 высокоэффективную подготовку пилотов в короткие сроки, а также решать различные боевые задачи. Без сомнения, новый российский учебно-боевой самолёт ждёт не менее долгая жизнь, чем «Альбатрос».

/По материалам oborona.ru и ru.wikipedia.org /

В ходе обучения летного состава в центрах боевой подготовки ЯК-130 обеспечивает подготовку летчиков на конкретный тип самолета и освоение ими в полном объеме задач боевого применения. Может использоваться для тренировки летного состава строевых частей с целью поддержания их навыков пилотирования и боевого применения для экономии ресурса штатных боевых самолетов, обеспечивая освоение систем бортового оборудования и вооружения, отработку основ их боевого применения.

УБС ЯК-130 обеспечивает отработку 80% программы подготовки летчиков и является одним из основных элементов учебно-тренировочного комплекса (УТК).

Основные отличия

УБС Як-130 отличается совершенной аэродинамикой и большой тяговооруженностью, что позволяет самолету выполнять полеты на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, и эффективно решать боевые задачи. Наряду с высокой маневренностью самолет отличается хорошими характеристиками на малых скоростях полета, больших углах атаки и управляемостью на углах атаки до 35 градусов; высокими характеристиками установившегося и неустановившегося разворота, скороподъемностью, взлета и посадки; большой боевой нагрузкой и возможностью применения высокоточного оружия.

Высоконадежная комплексная система управления с возможностью перепрограммирования позволяет подготовить пилота для самолетов типа Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Typhoon, F-22, F-35.

Конструктивные особенности

Планер учебно-боевого самолета Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом, двухместной кабиной типа "тандем" и двумя ТРДД. Гарантированно безопасный ресурс планера составляет 10000 часов и может быть увеличен до 15000 часов, что примерно соответствует выполнению 20000 посадок и календарному сроку службы в 30 лет.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей РД-35 с тягой 2200 кгс каждый, оснащенных электронно-цифровой системой регулирования и увеличенной до 6000 часов наработкой. Представляет собой модификацию двигателя ТРДД ДВ-2С (разработан Запорожским КБ "Прогресс" для УТС L-59, передан Словакии для дальнейшего производства) и выпускается словацким заводом "Поважске Строяне". Мощная силовая установка обеспечивает хорошее позиционирование Як-130 среди других самолетов этого класса.

Максимальная масса топлива во внутренних баках составляет 1750 кг, нормальная - 850 кг.

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) представляет собой новейший комплекс, основой которого является автоматизированная система управления полетами и учебно-боевыми действиями с бортовой ЭВМ.

На самолете установлена развитая система объективного контроля бортовых систем и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения рук, глаз, внутри и внекабинного пространства.

Вооружение Як-130 (АЕМ-130) в боевом варианте массой до 3000 кг может быть размещено на 9 узлах внешней подвески в вариантах:

Управляемые ракеты Х-25МЛ класса "воздух-поверхность" (AGM-65);

Управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 (AIM -9L/M);

Противокорабельные ракеты (Marte Mk-2A);

4 корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Л (Rockeye II);

До 4 неуправляемых бомб калибра 500 кг, до 8 бомб калибра 250 кг (Mk.83 и Mk.82);

Блоки с неуправляемыми авиационными ракетами Б-8М и Б-13Л (AL-25-50, LAU-51);

Стрелково-пушечная установка УПК-23-250 (DEFA, Aden);

Контейнеры с разведывательной аппаратурой (VICON-601) или аппаратурой РЭБ (ELT-55).

Летно-технические характеристики

Год принятия на вооружение: 1997

Максимальная скорость, (км/ч): 1050

Практическая дальность, (км): 1850

Боевой радиус, (км): 1315

Двигательная установка: 2 ТРД РД-35

Размах крыла, (м): 9,72

Длина самолета, (м): 11,49

Высота самолета, (м): 4,76

Площадь крыла, (м2): 23,52

Масса: пустого самолета (т): 4,5

нормальная взлетная (т): 6,35

максимальная взлетная (т): 9

Экипаж: 2 человека

Первый полет самолет совершил 26 апреля 1996 года под управлением Андрея Синицына со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В течение 32 минут полета была достигнута скорость 350 км/ч на высоте 2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с последующим разворотом на предпосадочную "коробочку". Последующие испытания подтвердили заявленные летно-технические и взлетно-посадочные характеристики, возможность управляемого полета на углах атаки до 42 градусов.

Всего было произведено 300 испытательных полетов, в том числе выполнена программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ. В 1997 году началась опытная эксплуатация 10 самолетов ЯК-130 в ВВС России.

Самолет ЯК-130 участвовал в авиасалонах во Франции (Ле Бурже, 1997, 1999 гг.) и в Московских авиакосмических салонах (МАКС), начиная с 1999 года. Потенциальная стоимость программы ЯК-130 составляет 140-200 миллионов долларов.

Серийное производство Як-130 в России осуществляет ОАО "НАЗ "Сокол" (г. Нижний Новгород).