Что такое прикладная графика. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Этапы работы над объемной открыткой

К прикладной графике относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной графикой или (не совсем точно) промышленной графикой. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения прикладной графики столь многочисленны, что трудно составить даже их простой перечень.

Видное место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, табака и папирос, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, конвертов для граммофонных пластинок и многое другое. Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие украшения форме упаковки и назначению товаров, применение современных материалов. Не последнее значение имеют простота и дешевизна изготовления. Из художественного оформления товаров необходимо решительно изгонять унаследованные от прошлого нелепую пышность, обильную позолоту, применение цветных фотографий и картинок вместо простого и благородного графического изображения.

Отдельную группу прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных и концертных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т. д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены красиво, современно, а внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом. Надо всячески избегать старомодных приемов тиснения и позолоты, безвкусных вензелей, виньеток и росчерков. Тем же требованиям должно отвечать оформление поздравительных и юбилейных художественных открыток, конвертов, бланков, телеграмм и т. д.

Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения справедливо называют микроплакатом. Сходно с ним по своему характеру и искусство этикетки для спичек. Можно лишь сожалеть, что очень красивая гравированная марка почти исчезает и что появляется множество марок-фотомонтажей, марок - уменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с искусством графики.

Очень своеобразным жанром прикладной графики, имеющим большую историю и традиции, является искусство книжного знака. Книжный знак - графическое произведение малого размера, отпечатанное в виде ярлычка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета книги и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги. Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонности и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражаются в форме символа или иносказания. На книжном знаке имеется надпись "Ex libris" (в переводе с латинского - "из книг"), фамилия или инициалы владельца и иногда краткие афористические изречения. В нашей стране, где собирание библиотек стало повсеместным явлением, книжный знак, как искусство высокой культуры, должен получить широкое распространение. Уже известны примеры создания книжного знака для коллективных, общественных библиотек. Замечательно красивые книжные знаки создают художники Советской Эстонии - X. Мугасто, А. Лайго, О. Кангиласки, Г. Рейндорф, Е. Лепп, П. Лухтейн. Современный прогрессивный американский художник Р. Кент создал множество превосходных книжных знаков (илл. 26).

26.Р. Кент. Книжный знак

Художники-графики работают также над созданием фабричных, издательских и торговых марок, эмблем различных обществ и организаций, создают оригиналы денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов и других государственных документов. Таков далеко не полный перечень произведений прикладной графики.

Советская графика развивалась, утверждая передовые, прогрессивные идеи коммунистической партии, мужала и крепла в борьбе с чуждыми нам течениями.в искусстве. На всех этапах истории нашей Родины советские графики своим творчеством активно и страстно участвовали и участвуют в жизни страны, отдавая свои силы, свой талант великим целям победы коммунизма.

Конечно, никакие описания произведений изобразительного искусства не в состоянии передать того, что расскажут пытливому зрителю сами произведения. Художник говорит с народом прежде всего языком своего искусства, и все, что он хотел и мог сказать, мы найдем в его работах. Наш очерк преследует лишь задачу дать зрителю самые общие сведения, ориентировать его в увлекательном путешествии в искусство графики.

Прикладной называют графику, с которой мы сталкиваемся в быту. Это плакаты, рекламки, яркая упаковка предметов обихода, визитки, поздравительные открытки.

Каждый праздник сопровождается традиционными пожеланиями здоровья, счастья, благополучия. Маленькой частичкой любого праздника является поздравительная открытка с добрыми пожеланиями от наших друзей, родных, родителей.

Поздравительная открытка - это маленькая «иллюстрация» праздника, его символическое изображение. Поэтому на открытках преобладают самые характерные для каждого праздника символы: елка и дед Мороз - на Новый год, пасха и писанки - на Пасху, цветы - на День рождения и т.п. Поздравительная открытка обычно небольшая по размеру. Поэтому не старайтесь изобразить на ней абсолютно все, что вздумается. Надо уметь из множества возможных изображений выбрать самые характерные для праздника и те, которые подходят друг другу.

Поздравительные открытки

Очень важным для декоративной целостности открытки является цветовое решение.

Важную роль в открытке играет шрифт. Шрифтовая композиция, которая размещена кое-как, без должного внимания к написанию букв, испортит даже самую лучшую работу. Существуют открытки, где, кроме каллиграфически написанного поздравления, вообще больше ничего нет, и они, тем не менее, имеют очень привлекательный вид. Итак, на поздравительной открытке должно быть немного элементов (в том числе и шрифт), но ничего случайного. Все должно гармонично сочетаться в уравновешенной композиции.

Шрифтовая композиция для поздравительной открытки

Объемные поздравительные открытки

Поздравительная открытка из крупы

  1. Что называют прикладной графикой?
  2. Где в быту вы сталкиваетесь с прикладной графикой?
  3. Какие шрифты вы применили бы для оформления афиши к школьному празднику?

Создайте поздравительную открытку к празднику в разных техниках: монотипия, аппликация из цветной бумаги, аппликация из ткани и природных материалов (выбор техники выполнения безграничен).

Инструменты и материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски.

  • открытка должна быть лаконичной;
  • изображения должны что-то символизировать;
  • открытка должна создавать праздничное настроение;
  • в открытке должны быть приветствие или пожелание в шрифтовом и-полнении (кстати, приветствие с пожеланиями может быть вынесено на оборотную сторону открытки).

Составные части объемной поздравительной открытки из картона «Клоун»

Объемная поздравительная открытка из картона «Клоун»

Этапы работы над открыткой

  1. Для того чтобы создать поздравительную открытку, вам необходимо, как для любой другой работы, начать с поиска композиционного решения – эскиза.
  2. Дальше, руководствуясь своим планом, продолжайте выполнять работу от самых крупных элементов до наименьших, постепенно добавляя детали.
  3. В конце работы нужно создать шрифтовую композицию. Для этого лучше сначала потренироваться рисовать каллиграфическую надпись на отдельном листе бумаги. Если вас удовлетворил полученный результат, попробуйте перенести его карандашом на оригинал вашей открытки и тоненькой кистью повторить готовую шрифтовую композицию.

Этапы работы над открыткой

Этапы работы над объемной открыткой

  1. На картоне нарисуйте очертания елки.
  2. Аккуратно маленькими ножницами или макетным ножом надрежьте эти контуры, оставляя бумажные перемычки.
  3. Согните бумагу так, чтобы елка выступила на передний план.
  4. Раскрасьте ее в зеленый цвет.
  5. Раскрасьте фон любым другим цветом, хоть и красным.
  6. Под елкой нарисуйте подарки.
  7. Украсьте фон в зависимости от замысла: снежинками, гирляндами, огоньками фейерверков и т.п.

Этапы работы над объемной открыткой

Готовая работа

Гравер Илья (XVII в.). Об этом талантливом украинском графике сохранилось немного сведений. Гравер Илья был монахом Онуфриевского монастыря во Львове, а в 1636 г. по приглашению митрополита Петра Могилы приехал в Киев. Свои работы он создавал для типографии Киево-Печерской лавры. Мастер выполнил циклы иллюстраций для Библии и Киево-Печерского патерика (сборник сказаний о славных монахах Киево-Печерской лавры). Илья работал в технике гравюры на дереве.

Гравер Илья. Царь Давид. Иллюстрация к Библии

Базилевич Анатолий Дмитриевич (1926-2005) - известный украинский график. Работал в Харькове и Киеве. Сначала Базилевич хотел быть живописцем, но потом увлекся графикой и стал замечательным книжным иллюстратором. Яркие, выразительные, полные юмора рисунки художника выполнены тушью и акварелью. Его самые известные иллюстрации созданы к романам «Приключения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и «Пан Халявский» Г. Квитки-Основьяненко, бурлескной поэме И. Котляревского «Энеида». Базилевич охотно и с блеском иллюстрировал также украинские народные сказки.

А. Базилевич. Иллюстрация к сказке "Царь Плаксий и Лоскотон В. Симоненко"

Репин Илья Ефимович (1844-1930) - русский художник. Родился на Харьковщине и первые навыки живописного ремесла получил у местных иконописцев - художников, которые создавали иконы. Учился в Петербургской академии искусств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Известнейшие произведения Репина: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван». Репин -прекрасный портретист («Протодиакон», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет М.П. Мусоргского» и др.).

И. Репин. Голова крестьянина

Джотто ди Бондонэ (1266 или 1267-1337) -выдающийся итальянский художник. Его главная работа - фрески в капелле дель Арена в Падуе. Художник изображает историю жизни Богородицы и Христа. Он смело передает объем и пространство. Его персонажи преисполнены реальных чувств - несложных, но очень сильных. Джотто решает проблему передачи извечной борьбы добра и зла не с помощью символов, как это было в средневековом искусстве, а на примере жизни реальных людей. Джотто является также автором фресок в капеллах Перуцци и Барди флорентийской церкви Санта-Кроче.

Джотто ди Бондонэ. Мадонна на троне

дипломная работа

1.3 Прикладная графика как вид графического искусства

Прикладная графика - область искусства графики, включающая все виды утилитарных графических работ. К ней относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом.

К прикладной графике относятся:

Почтовая графика

Марки. Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения справедливо называют её микроплакатом. Сходно с ним по своему характеру и искусство этикетки для спичек. Можно лишь сожалеть, что очень красивая гравированная марка почти исчезает и что появляется множество марок-фотомонтажей, марок - уменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с искусством графики.

Конверт - плоская прямоугольная оболочка из бумаги или другого подобного материала, закрываемая липким или самоклеящимся клапаном, расположенным вдоль одной из её сторон. Фирменные конверты в деловой переписке успешно выполняют представительские функции. Конверты с логотипом выигрышно выделяются на фоне общей безликой корреспонденции. В наш высокотехнологичный век, прибегая к традиционной почтовой рассылке, отправитель подчеркивает особую значимость информации, а внешний вид и дизайн фирменного конверта работает на репутацию фирмы.

Открытка. Её оформление напрямую зависит от события и той аудитории, кому она предназначается. Новый год, 8 марта, 23 февраля, 10-летие компании, юбилей генерального директора - каждый из перечисленных праздников имеет свою особенность, вызывает определённые ассоциации, имеет ключевые визуальные образы.

Денежные знаки. Металлические или бумажные знаки стоимости, представители действительных денег, исторически возникшие как знаки денежного товара, находящиеся в обращении и в денежных сбережениях. В оформление денежных знаков входит разработка степени защиты, виртуозно соединенной с элементами композиции, вертикальной компоновкой.

Информационные материалы: буклеты, программы, проспекты. Эта отдельную группа прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных и концертных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т. д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены грамотно, т. е. их внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом.

"Промышленная графика - вид прикладной художественной графики. По своим задачам промышленная графика тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь её составной частью. В произведениях современной промышленная графика одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение. Промышленная графика происходит от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности. В процессе развития товарно-денежных отношений она формировалась как специальная область художественной деятельности, подчинённая развитию производства и рынка. Промышленная графика окончательно сложилась в конце XIX в., когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе, оформлении упаковок и др. К этому же времени относятся первые попытки создания единого фирменного стиля, охватывающего как промышленные здания и продукцию, так и элементы промышленной графики (работы П. Беренса). Стилевое развитие промышленной графики тесно связано с общим развитием пластических искусств. В конце XIX -- начале XX вв. характерное для "модерна" стремление эстетически насытить окружающую человека предметную среду обусловило бурное развитие промышленной графики в рамках этого стиля. В 1920-е гг. в промышленной графике проявилось влияние функционализма (работы австрийского художника Г. Байера, немецкого художника Я. Чихольда, голландского художника П. Зварта и др.), в 1930--1940-е гг. нередко были сильны эклектические тенденции. Современная зарубежная промышленная графика часто включается в систему художественного конструирования (т. н. дизайн-графика), широко используя типичные для неё методы проектирования; преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию художника-исполнителя". Промышленная графика занимаются специальные художественные бюро и дизайн - студии: созданные по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными. В дореволюционной России промышленная графика не развилась в самостоятельную область творческой деятельности, господствовало преимущественно подражание иностранным образцам. После Октябрьской революции 1917 были созданы новая советская государственная эмблематика, образцы оформления документации учреждений и промышленных предприятий. В ХХ -- начале 30-х гг. важную роль в развитии советской промышленной графики сыграли Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, В. В. Маяковский и др. В 30-х гг. В области промышленной графики работал Е. Е. Лансере, в 40-х -- Кукрыниксы. С конца 1950-х гг. устраиваются выставки промышленной графики, в некоторых республиканских союзах художников созданы подсекции, объединяющие профессиональных художников, работающих в области промышленной графики.

Промышленная графика обслуживает:

Сферу производства и сбыта промышленной продукции:

Товарные ярлыки. Основная функция товарных ярлыков -- информационная. Именно на них размещаются сведения о товаре. Если речь идет об одежде, то это наименование изделия, артикул, цвет, размер, состав материала, фирма-изготовитель, сведения о поставщике, способы ухода за изделием, цена и т. д. Основная масса ярлыков выполняет именно такое утилитарное назначение. Другое дело ярлыки, которые, помимо информационной, выполняют еще и рекламную функцию. Они способствуют привлечению внимания покупателей к товару, продвижению бренда. В последнее время в комплекте с ярлыками прилагаются целые рекламные буклеты, рассказывающие, например, о достоинствах выбранной вами фирмы, новых современных материалах и технологиях, используемых в изготовлении изделия.

Упаковка самое видное место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, табака и папирос, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, конвертов для граммофонных пластинок и многое другое. Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие украшения форме упаковки и назначению товаров, применение современных материалов.

Сферу управления производством: фирменный стиль, бланки, конверты.

"Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство по всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов. Он должен быть индивидуальным, запоминающимся, должен повышать эффективность рекламы, также быть эстетичным, гармоничным, красивым - это вызывает доверие, должен демонстрировать преемственность к деятельности, позиционированию - это повышает эффективность рекламы".

Основные элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип, фирменные шрифты, фирменная документация (бланки), конверт, визитка, фирменный сайт.

Экслибрис - очень своеобразный жанр прикладной графики, имеющий большую историю и традиции, является искусство книжного знака. Книжный знак - графическое произведение малого размера, отпечатанное в виде ярлычка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета книги и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги. Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонности и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражаются в форме символа или иносказания. На книжном знаке имеется надпись "Ex libris" (в переводе с латинского - "из книг"), фамилия или инициалы владельца и иногда краткие афористические изречения.

Художники-графики работают также над созданием фабричных, издательских и торговых марок, эмблем различных обществ и организаций, создают оригиналы денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов и других государственных документов. Таков далеко не полный перечень произведений прикладной графики.

Конечно, никакие описания произведений изобразительного искусства не в состоянии передать того, что расскажут пытливому зрителю сами произведения. Художник говорит с народом, прежде всего языком своего искусства, и все, что он хотел и мог сказать, мы найдем в его работах.

Ашугское искусство народов Южного Дагестана. Мусульманская культура и арабо-графическое книгопечатание

Процесс распространения Ислама в VII-VIII веках завершился созданием полиэтнического государства - Арабского халифата. На основе вероучения Ислама...

Виды современного искусства

Графика и её виды

Графика и её виды

Начиная работу над графическим листом, должны тщательно продумать в каком исполнении будет данная работа. Важное значение в композиционных поисках имеет определение сюжетного содержания произведения, тех событий...

Графическое сопровождение музыкального фестиваля "Лестница в небо"

Чтобы понять какое графическое сопровождение будет уместно для данного мероприятия нужно детально изучить множество важнейших факторов, которые повлияют на этот дизайн-проект...

Графическое сопровождение музыкального фестиваля "Лестница в небо"

Как известно, существуют основные отрасли дизайна (промышленный, графический, средовой дизайн), которые в свою очередь делятся на различные виды. Графический дизайн - художественно-проектная деятельность...

Организация выставочной среды средствами графического дизайна: современные тенденции

Выставочный дизайн объединяет в себе архитектурный, интерьерный и графический дизайн. Это сочетание можно увидеть на примере выставочных стендов: каждый из них является и архитектурной конструкцией, и интерьером...

Особенности создания иллюстрации как вида прикладной графики

Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности

Всепроникающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие "социально-культурная деятельность"...

Процесс создания книжной иллюстрации

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: 1. монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны; 2...

Современные направления искусства

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография)...

Стиль рококо в искусстве и костюме

Развивающаяся новая культура во Франции разнообразна и контрастна в своих исканиях и проявлениях. Во всех её областях идёт напряжённая борьба, складываются новые теории. Переходный характер эпохи определил пестроту...

Технологические особенности выполнения натюрморта в графике


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Институт сервиса и рекламы
Кафедра дизайна и декоративно- прикладного искусства

ПЕЩЕРОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Прикладная графика и ее своеобразие
Реферат

Студентка: 1 курса 5 группы магистратуры специальности «Графический дизайн»
очной формы обучения
Руководитель: к.п.н., Куприна Ю.П.

Тамбов 2012
Графическим искусством, или графикой (от греч. «grafo» –пишу, черчу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Прежде всего, графика – искусство, основу которого составляет рисунок, цвет в графике не является главным, как, например, в живописи.
Графика несет не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком. Основными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными
возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.
Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.).
Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л. Фаворского, «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.
Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.
Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

    монументальную – тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;
    станковую – выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);
    прикладную – книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета.
К прикладной графике относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной графикой или промышленной графикой. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения прикладной графики столь многочисленны, что трудно составить даже их простой перечень.
Видное место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, сигарет, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, обложек для компакт-дисков, аудио- и видеокассет и многое другое.
Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие композиции форме упаковки и назначению товаров, применение современных материалов. Не последнее значение имеют простота и дешевизна изготовления.
Отдельную группу прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т.д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены красиво, современно, а внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом.
Тем же требованиям должно отвечать оформление поздравительных и юбилейных художественных открыток, конвертов, бланков, телеграмм и т.д.
Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения, справедливо называют микроплакатом.
Сходно с ним по своему характеру и искусство этикетки. Можно лишь сожалеть, что очень красивая гравированная марка почти исчезает и что появляется множество марок-фотомонтажей, марок – уменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с искусством графики.
Отдельной группой прикладной графики является искусство плаката. Плакат (от нем. Plakat < фр. placard – объявление, афиша < plaguer – налеплять, приклеивать) – самый массовый вид графического искусства, служащий средством информации, рекламы, инструктажа. Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое производство. В некоторых случаях плакат печатается с авторской печатной формы (линогравюра, литография).
Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, определяют особый, изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, печатающийся огромными тиражами, рассчитан на самые широкие массы зрителей и вывешивается, как правило, на улицах и в общественных помещениях. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю, остановившемуся перед плакатом, в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель; плакат должен восприниматься мгновенно. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образов и широко используются такие условно-декоративные приемы, как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения, совмещение различных масштабов. Текст, составляющий обязательный элемент плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения (исключения составляют лишь инструктивно-учебные плакаты). Текст не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него.
Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться. Шрифт является для художника элементом композиции плаката.
Виды плакатов разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько групп.
Политический плакат воплощает изобразительными средствами политические задачи и лозунги. Многие плакаты создаются в честь международных событий. Большое значение приобрели сатирические плакаты. Сатирический плакат почти всегда связан с литературным текстом.
Информационно-рекламный плакат решает задачи информации, оповещения о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях (спектаклях, фильмах, лекциях, выставках и т.д.) или задачи рекламы – ознакомление потребителей с товарами, услугами, оказываемыми различными фирмами, учреждениями и организациями. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты.
Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны одновременно отражать присущий данному виду искусства стиль.
Учебно-инструктивный плакат преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил, а также помогает решать учебно-воспитательные задачи. Учебные плакаты служат наглядным пособием в учебном процессе.
Плакат в привычном для нас виде возник сравнительно недавно – в конце XIX – начале XX века. Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера, расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах и окнах. В Германии XVI века они были известны как «летучие листки». Широко распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных революций XVII–XVIII веков в Англии, Франции и Голландии. Подобную роль в России играли лубки больших размеров, а также антинаполеоновские листы 1812 г. С изобретением новых способов размножения и развития полиграфии тираж агитационных листов увеличивался. В конце XIX века появились плакаты, близкие современным по назначению и виду. Над созданием различных плакатов работали такие крупные мастера, как Т.Стейнлен, Ф.Бренгвин, А.Тулуз-Лотрек, К.Кольвиц и другие.
Очень своеобразным жанром прикладной графики, имеющим большую историю и традиции, является искусство книжного знака. Книжный знак – графическое произведение малого размера, отпечатанное в виде ярлычка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета книги и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Имеются различные типы экслибрисов –шрифтовые, в которых обозначены только имя и фамилия владельца, и художественные, в виде рисунка, как правило, лаконично и образно говорящего о профессии и интересах владельца или о составе его библиотеки. По технике исполнения книжные знаки могут быть простыми штемпельными, в виде типографского набора, цинкографическими и выполненными в определенном материале: гравюры на дереве, линолеуме, оргстекле, меди (офорт) и др.
Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги. Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонности и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражаются в форме символа или иносказания. На книжном знаке имеется надпись «Exlibris» (в переводе с латинского – «из книг»), фамилия или инициалы владельца и иногда краткие афористические изречения.
К изданиям прикладного характера относятся художественные календари, графически оформленные табель-календари, календарные стенки, частично – календари (справочные издания ограниченного срока пользования).
Календарь – периодическое (или непериодическое) справочное издание, содержащее последовательный перечень дней, недель, месяцев данного года и другие сведения различного характера.
К непериодическим изобразительным календарям относятся разовые, без единого заглавия календари, выделяемые по материальной конструкции:
    календари книжной формы – это книжные изоиздания, содержащие художественные изображения и последовательный перечень дней, недель, месяцев года в виде календарных сеток;
    календари листовой формы – это табель-календари – листовые изоиздания, содержащие художественные изображения и перечень дней года, расположенных в форме таблицы;
    календари карточной формы – миниатюрные «календарики-визитки» - это карточные изоиздания, одна сторона которых содержит художественное изображение, а другая – календарную сетку.
Различают отрывные (перекидные) календари и календарные стенки.
Отрывной календарь – ежегодник настенной или настольной формы, в котором на каждый день (неделю, месяц) отведены отдельные отрывные (перекидываемые) листки.
Календарные стенки предназначены для прикрепления отрывных календарей при помощи отгибаемых клапанов металлической окантовки корешка. Это карточное изоиздание (отпечатанное на плотной бумаге с одной стороны листа и имеющее установленный формат) с художественным изображением. Они содержат, как правило, репродукции произведений изобразительного искусства, прикладного и народного искусства или художественных фотографий. Выполняя декоративно-прикладную функцию, они одновременно служат целям популяризации художественной культуры.
Художники-графики работают также над созданием торговых марок, фирменного стиля различных фирм и организаций, создают оригиналы денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов и других государственных документов. Таков далеко не полный перечень произведений прикладной графики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Алексеева В.В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1979.
    Антимонов Л.С. Графика. Линия, штрих, точка. – Витебск.: Изд. Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова, 1999. – 52 с.
    Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 319 с.
    Звонцов В.М. Основы понимания графики. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 71 с.
    Лещинский А.А. Основы графики. – Гродно: ГрГУ, 2003 – 194 с.
1

Социально-экологические процессы, происходящие в Алтайском крае, приобретают всё возрастающее значение в регионализации образования. Обострение взаимоотношений человека с окружающей средой обусловлено не только негативными последствиями техногенных и природных факторов, все большую актуальность для общества приобретает вопрос пересмотра потребительского отношения к природе. Основой взаимоотношений человека и природы должна стать гармония. Поэтому важно в сознании людей формировать знания в области охраны окружающей среды и основ рационального природопользования. Важную роль в образовательном процессе в этом отношении играет географическое краеведение. Прикладная графика, в частности рисунок – наиболее доступный и лёгкий путь получения достоверной информации о состоянии среды обитания человека. Посредством рисунка можно зрительно воспроизвести многие свойства природы, что необходимо для сохранения и развития здоровья, физических сил, психических возможностей и работоспособности человека.

Алтайский край

взаимоотношения человека и природы

географическое краеведение

прикладная графика

образовательный процесс

1. Черемисин А.А., Важов С.В., Фефелова А.Ю., Важов В.М. Озера Колыванское, Манжерокское и Ая: рекреация и экологические проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26293 (дата обращения: 05.05.2017).

2. Шеманаев В.А. Подготовка будущего учителя географии к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании: Автореф… дисс. канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2004. – 19 с.

3. Мастера искусства об искусстве. – М., 1996. – Т. 2. – С. 197.

4. Важова Е.В. Пейзаж в жанровых произведениях алтайского народного художника Г.Ф. Борунова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3. – С. 134–137.

5. Дирин Д.А. Пейзажно-эстетические ресурсы горных территорий: оценка, рациональное использование и охрана (на примере Усть-Коксинского района Республики Алтай). – Барнаул: Изд-во «Азбука», 2005. – 260 с.

6. Важова Е.В. Жанровые мотивы в пейзажной живописи В.П. Чукуева // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7. – С. 75–76.

7. Русанов Г.Г., Важов С.В., Бахтин Р.Ф. Колыванское озеро: происхождение, геоморфология, экология: монография. – Бийск, 2016. – 168 с.

8. Бакланова С.Л. Рисунок в обучении географии // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9. – С. 162.

9. Бакланова С.Л. Роль педагогического рисунка в активизации познавательной деятельности школьника // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. – Барнаул: БГПУ, 2004. – С. 155–157.

10. Русанов Г.Г., Важов С.В. Нерешённые проблемы озёр Манжерокское и Ая: монография. Бийск, 2017. – 168 с.

Социальные, экономические и экологические процессы, характерные для Алтайского края, приобретают возрастающее значение в регионализации образования. Оно предусматривает историко-географические аспекты трансформации общества, национальные и культурные традиции народов, населяющих Алтай, уникальность природы региона и её изменение в связи со значительным расширением туристской сферы и др. Обострение взаимоотношений хозяйственной деятельности человека с окружающей средой обусловлено не только негативными последствиями техногенных и природных факторов, все большую актуальность для общества имеет трансформация потребительского природопользования на основе гармонии взаимоотношений ресурсопользователя и окружающей природной среды . Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами гражданам страны гарантированы права на благоприятную для здоровья окружающую среду, к тому же и сам человек должен осознать свою роль в охране природы.

Важнейшим условием устойчивого существования человека является знание закономерностей функционирования всех компонентов природы и бережное использование ресурсов. Поэтому с раннего возраста у населения необходимо формировать знания основ рационального природопользования. Важную роль в этом играет географическое краеведение.

Цель исследования

В силу углубляющейся антропогенной нагрузки, а также имеющих место природных аномалий, возрастающее значение природоохранного подхода в школьном образовательном процессе, ориентация на личность школьника, его сознание в реальном социокультурном пространстве предъявляют новые требования к подготовке будущего учителя географии. Особую роль в образовательной среде вузовского учебного процесса выполняет краеведческий подход, базой которого является географическая конкретность, образное мышление, жизненный опыт обучающихся. Совершенствование географического образования обеспечивает будущему учителю сопричастность к истории, культуре, географии родного края, воспитывает в нем необходимость осуществления конкретной практической работы, расширяет активную гражданскую позицию . В связи с этим, целью исследований послужило изучение значимости прикладной графики в географическом краеведении и обоснование необходимости поиска путей совершенствования образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

В процессе выполнения работы использовались системно-структурный, географические, статистические методы, а также некоторые авторские наработки, полученные в результате полевых и экспериментальных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Прикладная графика, в частности, рисунок - достаточно доступный и легко осуществимый прием получения многосторонней информации о конкретном состоянии природы, среды обитания и деятельности человека. Рисунок лежит в основе многих видов знаний для обучающихся, рисунок делает получаемые знания более компактными, насыщенными и прочными . Рисунок - важное средство иллюстрации окружающей действительности. С его помощью можно показать реальные явления и процессы, происходящие в природе и обществе, в цвете с натуры воспроизвести на бумаге региональную особенность природных и антропогенных ландшафтов, удовлетворить потребность ученика в художественном познании окружающего мира и др. .

В дополнение к рисунку, плакат, в виде крупноформатного изображения природопреобразующей деятельности общества, расширяет воспринимаемую человеком информацию о природе путем включения текстового сопровождения и преследует учебные цели, помимо информационных и др.

В настоящее время в городах и крупных сельских поселениях наблюдается преобладание эволюционной формы плаката - баннера, в основном несущего функцию рекламы, однако единичными включениями встречаются баннеры, призывающие к заботе о нынешнем поколении людей через сохранение их здоровья и природных ресурсов. Все чаще такие баннеры располагаются вдоль шоссе вблизи городов по обе стороны дороги.

В настоящее время на Алтае интенсивно развивается сфера рекреации и туризма, так как красота природы региона неповторима и является важным мотивом, привлекающим рекреантов, туристов и путешественников. Это придает алтайской природе, пока еще только частично подверженной урбанизации, не только эстетические, но и реальные социально-экономические показатели .

Привлекательность и неповторимость природных и других ландшафтов Алтая играет существенную роль в жизни людей, предполагает развитие творческой и активной жизненной позиции . На территории региона многие уникальные живописные уголки природы признаны национальным достоянием и оберегаются , а особо важные объекты Республики Алтай внесены в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Особенностью изучения географических дисциплин является формирование пространственных образов, поэтому при изучении географии важно использовать наглядные средства обучения . Так как многие учащиеся любят рисовать, то рисунок - один из признанных методических приемов обучения географии. Рисунок на уроке используется, когда необходимо показать географические явления в динамике, когда отсутствует наглядное пособие, или когда наглядное пособие имеется, но требуется его дополнить или детализировать конкретным изображением на бумаге.

По своему назначению рисунки при изучении географии могут быть как пояснительными, иллюстративными, так и контрольными. В данном случае рисование как творчество имеет дидактические преимущества перед демонстрацией готового изображения, например слайда или картины. Рисунок ученик делает самостоятельно и в процессе рисования имеет возможность выделить из некоторых признаков предмета самые необходимые, существенные, характерные для своей местности, где он живет. Целесообразно использовать набросок, схематический рисунок с помощью контурных линий, штрихов, световых пятен . Ценность рисунка при демонстрации учителем на доске в том, что он создается поэтапно и параллельно фиксируется учащимися в рабочей тетради.

Географические рисунки могут быть перспективными, выполненными по итогам исследовательской деятельности и без отражения перспективы. Констатация фактических данных или выдвижение гипотез в географии предполагает использование большого количества картографического материала, в том числе выполненного педагогом или учащимся. Наиболее востребованным картографическим произведением прикладного характера является картосхема, она не содержит строгих требований к оформлению и допускает творческий подход к выполнению. Свобода выбора графического отображения учащимися географических объектов и явлений часто демонстрируется при выполнении пилотных проектов, прежде всего в рамках географического краеведения.

На уроках, когда учащиеся рисуют, развивается логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, повышается интерес к изучаемому материалу, активируется познавательная деятельность обучающихся. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения и эмоционально-ценностное отношение к природе.

На наш взгляд, не всегда уделяется должное внимание прикладной графике, которая призывала бы к защите природы. Улицы городов заполнены рекламной продукцией, затуманившей внимание общества. Люди думают, что главное в их жизни - это достижения в мире науки, техники и моды, а про живую природу, которая обеспечивает им существование на планете, часто забывают. Современный горожанин постоянно видит на улицах рекламу новой продукции, услуг и т.п., однако не часто видит изображение живой, дышащей энергией жизни, природы.

Карикатура в рисунке наиболее ярко, в гротесковой форме может заявить о проблемах экологии и несоразмерности человеческих запросов к природе. Почему-то сейчас очень мало внимания уделяется карикатуре. А ведь именно она в советское время широко отражала интересы общества и помогала решать многие проблемы. Газеты и журналы с карикатурными рисунками были наиболее читаемыми, следовательно, карикатура привлекала к себе внимание и была востребована. Воспитательная и обучающая ценность карикатуры в том, что она проста для понимания, в ней наглядно передаются и высмеиваются пороки общества. Карикатура помогает открыть людям глаза на самих себя.

Возможно, если бы сейчас средствам массовой информации уделить достаточное внимание карикатуре, то она помогла бы обществу увидеть свои недостатки и задуматься над тем, правильно ли люди поступают, черпая ограниченные запасы невосполнимых природных ресурсов, потребительски, без всякой заботы, относясь к природе. Когда человек что-то берёт у природы, не давая ничего ей взамен, нарушается многовековой природный баланс, который игнорировать нельзя. Его нарушение ведёт к экологическим, социальным и многим другим проблемам в обществе . Природа - хрупкий и живой организм, источник жизни, заботясь о нас, природа требует внимания и к себе.

Сложившееся мировоззрение в традиционном природопользовании на Алтае не позволяет изменить сегодняшний стереотип мышления. Достоверные факты экологического неблагополучия окружающей природной среды затрудняют понимание сущности современных природоохранных задач. Экономические интересы природопользователей сегодня выше экологических, что не имеет перспективы в гармонизации отношений человека и природы. Прикладной графике в географическом краеведении отводится важная роль в обучении и воспитании учащихся посредством зрительного восприятия информации как объективно характеризующей многосторонние связи человека с природой. На наш взгляд, прикладная графика может зрительно воспроизвести многие, в первую очередь пейзажно-эстетические свойства природы, что необходимо для образованности, культурного воспитания, сохранения и развития здоровья, физических сил, психических возможностей и работоспособности человека. Зрительное воспроизводство результатов взаимодействия человека с окружающей природной средой поможет обратить взгляд общества к истинным ценностям жизни.

Данные, приведенные в статье, получены при выполнении темы НИР: «Реализация краеведческого подхода в географическом образовании через научно-исследовательскую деятельность», номер госрегистрации № АААА-А17-117011000005-0.

Библиографическая ссылка

Важова Е.В., Черемисин А.А., Важов В.М. ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 6-2. – С. 278-280;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11668 (дата обращения: 14.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»