Древние образы в народных игрушках презентация. Пояснительная записка к уроку ИЗО . Древние образы в современных народных игрушках. «древние образы в современных

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: сформировать понятие и выявить знания учеников о народной глиняной игрушке и ее основных видах, таких как филимоновская, дымковская, каргопольская; воспитать любовь к традиционной русской культуре; обучить детей приемам лепки традиционной русской игрушки; развивать фантазию, воображение, моторику кистей рук; формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров.

Материалы: филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки, изображения филимоновских, каргопольских и дымковских игрушек; глина, чаши с водой, соленое тесно, простой карандаш, кисти, гуашь, акварель.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Ребята! Сегодня мы будем говорить о русских народных игрушках.
– Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? Конечно же, для забавы детей, но не только. Игрушки были также составной частью неких обрядов: выполняли функцию оберега людей от злой нечисти. Конечно, в них находили отражение образы, о которых мы говорили с вами на предыдущих уроках, – коня, птицы, женской фигуры. Русская народная игрушка соответствовала той эпохе, в которую жили наши предки. Все они отличались друг от друга, но в то же время были расписаны традиционным орнаментом.

2.1. Филимоновская игрушка

Начнем мы наш урок с рассказа о филимоновской игрушке. В Тульской области (она находится в 250 км от Москвы) существовал знаменитый центр изготовления этих игрушек. По местному преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Мастера работали семьями: мужчины делали посуду, а женщины изготавливали и расписывали игрушки. Основную массу игрушек составляли классические свистульки: это были и всадники, и медведи, и петухи, и барыни, и коровы. Люди изображались монолитно, деталей было немного – игрушки эти больше походили на древние примитивные фигурки. Оформление игрушек было довольно простым: юбке- колокол у барыни плавно переходила в узкое тело, замыкала композицию конусообразная голова, которая составляла единое целое с шеей. Юноши были похожи на девушек, только вместо юбки у них были толстые цилиндрические ноги, поверх которых надевались неуклюжие сапоги. Головы фигурок украшали интересные шляпки с неширокими полями. Среди филимоновских игрушек нередко можно встретить несколько слепленных вместе фигурок, которые составляли пару, например «Любота» – излюбленная сцена встречи двух влюбленных. Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, желтый, изумрудно-зеленый.

Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яр- кими красками, которые они замешивали на яйце и наносили на изделия куриным пером. Таким образом, фигурки получались яркими и веселыми. Животных обычно расписывали разноцветными полосками по туловищу и шее. Голова и грудь раскрашивались однотонными, как правило, зелеными или малиновыми красками, поверх которых наносился довольно простой орнамент.

Филимоновские фигурки девушек и юношей всегда были одеты нарядно и очень ярко, на голове традиционно присутствовала шляпка, украшенная разноцветными полосками, а воротник кофты, юбку и штаны украшали простым, но очень красивым орнаментом. Одежда филимоновских игрушек сложилась под влиянием городского костюма, с одной стороны, и крестьянских сарафанов, с другой, которые обычно дополнялись расшитыми рубахами и поясами-оберегами.

В начале XX столетия производство филимоновских игрушек сильно сократилось. Лишь несколько умелиц не бросили свое ремесло: А.О. Дербенева, Е.И. Карпова и А.Ф. Масленникова. В 60-е гг. XX в. искусствоведы и коллекционеры приложили огромные усилия к возрождению художественных традиций старинного промысла. И сегодня в городе Одоеве работает мастерская филимоновских игрушек.

2.2. Изготовление филимоновской игрушки

Лепка

Сегодня мы будем изучать приемы и способы работы с глиной на приеме лепки русской народной игрушки. Для того чтобы вылепить игрушку, необходимо взять в руки хорошо перемятую глину. Сначала мы сделаем небольшую заготовку для игрушки в форме шара, конуса или лепешки. Данную заготовку мы вытягиваем в нужном месте, придаем изгиб, сжимаем и затем оттягиваем выступающие детали.

Существует два способа лепки – из целого куска или из отдельных деталей, прилепленных друг к другу. При изготовлении русской народной игрушки лучше использовать второй способ, т. е. тщательно прикреплять одну деталь к другой, смочив перед этим места соединения, затем загладить все стыки и придать предмету ровную форму.

Начинать работу стоит с изготовления основной детали игрушки – туловища: большому комку глины придают шарообразную форму, а затем немного вытягивают для устойчивости; если мы изготавливаем свистульку, то игрушка должна быть пустотелой, с отверстием для прохождения воздуха; при изготовлении женской фигуры за основу берется пустая юбка-колокол. Такие детали, как руки, ноги и голова (если это фигурка человека), передние и задние лапы (если это животное), прикрепляются к туловищу. Нередко голова лепится вместе с туловищем как единое целое. При изготовлении свистульки главной деталью служит хвостик-свисток, в котором должно быть отверстие для свиста. После прикрепления основных деталей к фигурке добавляют более мелкие части (глаза, щечки, носик, отдельные детали одежды и украшения). Готовую игрушку необходимо подкорректировать при помощи влажной тряпочки или мягкой беличьей кисти. После этого изделие высушивается.

Сушка

Время сушки зависит от размера изделия. Сушить его необходимо при комнатной температуре, так как неравномерная сушка может привести к деформации предмета. Если игрушка большого размера, то ее следует сушить с осторожностью, прикрыв сверху газетой или поместив в коробку.

Обжиг

Перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Именно поэтому перед обжигом игрушку следует просушить в духовке, печи или другом хорошо нагретом месте. Процесс обжига обычно длится 3–4 часа. Изделие помещают в холодную печь и постепенно разогревают. Чем дольше длится обжиг, тем более прочными получаются изделия. Нередко изделия обжигают на костре (не менее 8 часов). После обжига игрушки должны остывать 6–7 часов, оставаясь при этом в печи.

Декорирование

Существует два вида декорирования – рельефное и гладкое. Рельефное декорирование включает в себя резьбу, тиснение, налепные узоры. Гладкое декорирование включает лощение, чернение, глазурование и роспись.

Рельефное декорирование

Тиснение. Это наиболее простой и доступной вид отделки, приемы которого дошли до наших дней из глубокой древности. Тиснеными орнаментами нередко украшают керамические изделия, а также игрушки. Тиснение может быть выполнено лишь на сырых глиняных изделиях (игрушках).

Гравировка. Для украшения глиняных изделий применяются различные узоры, полученные при помощи палочек или гребенок. Узоры наносятся довольно просто, сразу же после того, как изделие высохнет.

Гладкое декорирование

Глазурование. После обжига игрушки покрывают прозрачной или цветной глазурью, после чего проводится повторный обжиг при высокой температуре. Глазурь при обжиге расплавляется и растекается по игрушке, именно она придает ей декоративный вид.

Роспись. Наиболее простой и доступный способ росписи игрушки – роспись обычными красками. Для такой росписи применяют любые краски: гуашь, темперу, акриловые или масляные краски.
Лакирование. Нередко для большего декоративного эффекта и защитной функции используют бесцветный мебельный лак, который наносится на изделие в несколько слоев.

2.3. Каргопольская игрушка

Другой вид игрушек – это каргопольская глиняная игрушка, родина которой – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Мастера лепили эти игрушки из остатков глины, не придавая данному ремеслу особого значения. Из глины выходили прекрасные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. И стоило это все совсем недорого, так как особым спросом они не пользовались, и лепили их больше для собственного удовольствия, а не ради заработка. Сначала игрушки, так же как и посуда, были обварными. Закончив обжиг, мастера погружали раскаленную игрушку в болтушку – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности изделия красивый черный узор. Далее игрушку украшали процарапанным архаичным орнаментом. Такие игрушки напоминали изделия каменного века.

Помимо этого, нередко изготавливались и дорогие изделия – посуда или игрушки. Их называли поливными, так как в конце их покрывали глазурью. В 30-х гг. XX в. этот народный промысел постепенно сошел на нет, и изготовление игрушек практически полностью прекратилось. К тому времени осталось совсем немного мастеров, которые продолжали заниматься любимым делом. Изготавливались, в основном, одиночные фигурки мужчин и барынь, которые раскрашивали известью, сажей и цветными глинами. Их лепка была грубой, лица – плоскими, детали фигуры и одежды напоминали древних каменных баб. В росписи фигурок нередко можно было встретить овалы, кресты, круги, пятна – все это также напоминало древние орнаментальные мотивы.

Сегодняшние мастера сохранили традиционные формы изготовления каргопольских игрушек, но в то же время они делают их более изящными и не жалеют масла и темперы для росписи отдельных деталей. Каргопольские мастера лепят не только фигуры людей, но и коней, медведей, оленей, коров, сказочных героев. Самым популярным персонажем в каргопольской игрушке остается полкан – полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

2.4. Дымковская игрушка

Самыми знаменитыми, пожалуй, являются дымковские игрушки. Впервые они появились в Дымковской слободе, которая находилась недалеко от города Киров (ранее – Вятка).
Считается, что возникновение этой игрушки связано с весенним праздником Свистунья, к которому женщины слободы Дымково лепили эти замечательные глиняные свистульки в виде коней, козлов, баранов, уточек. Позднее этот праздник утратил свое значение, но промысел остался и развивался в течение многих лет.

Дымковская игрушка неповторима в своей росписи и красоте, она уникальна. Промысел этот был исключительно женским. По осени на лугах на всю зиму заготавливали красную глину, а на отмелях – чистый речной песок. Глину и песок смешивали, тщательно месили и получали готовый материал для игрушек. Это изделие полностью ручное. Фигурки обычно лепят по частям, используя при этом жидкую глину как связующий материал. Следы лепки обязательно сглаживают, чтобы их не было видно, и изделие приобретает ровную поверхность. После просушки в течение 10–20 дней и обжига при температуре 700–800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в 2–3 слоя. Раньше игрушки белили мелом, разведенным в молоке. В старину дымковские игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце и квасе, а вместо кистей использовали палочки и перья. Для росписи использовали 6–10 тонов. Уже расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом для того, чтобы блеклые анилиновые краски заблестели и приобрели яркость. На сегодняшний день для росписи применяют темперные краски и мягкие колонковые кисти. Мастера используют самые различные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, алый. Все это придает игрушке особенную яркость и нарядность. Орнамент строится по особым непростым схемам: круги, точки, клетки, полоски наносятся в самых разных сочетаниях. Самые распространенные сюжеты – няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, скоморохи, барыни, водоноски, индюшки, петухи, олени, мужички.

В дымковской игрушке редко можно встретить полутона и незаметные переходы. Особенно хороши эти игрушки в паре, в соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке. В наше время мастера дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых просторных мастерских, обеспеченные всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых обжигаются игрушки.

3. Творческое задание

Давайте вместе из глины и подручных средств попробуем сделать дымковскую игрушку.

Порядок лепки игрушки

Если вы хотите слепить животное, то для этого лучше всего подойдет жгут.
– Согните его, разрежьте, разделив передние и задние ноги. Затем слепите голову животного и остальные детали. Чтобы фигурка получилась красивой, можно прикрепить к голове гриву, рога и ушки.
При лепке барышень используется другая схема. Сначала необходимо замесить глину. Затем слепить из нее шарик и при помощи вытягивания из конусообразной формы получить голову. Затем прикрепить остальные детали.

Сушка

Перед тем как расписывать и украшать наши игрушки, мы должны их просушить и провести процедуру обжига.
– Это будет вашим домашним заданием.
(Подробная информация по сушке и обжигу игрушек дана выше.)
Роспись игрушки
– После того как ваша игрушка слеплена, просушена и прошла этап обжига, переходите к раскраске.
Дымковскую игрушку никогда не спутаешь с другими глиняными игрушками, так как она имеет иной, отличный от всех Цвет. Ее отличает белоснежный фон, на котором выписан простой узор геометрического характера в виде кружков, точек, полосок, крестиков, овалов и т. д. Дымковские мастера наносили узор в свободной кистевой манере.
– Начнем нашу роспись с нанесения черной краской двух прядей волос. Тонкой кисточкой нанесите две точки глаз и тонкие дуги бровей. Далее прорисуйте рот и два красных кружочка на щечках, чтобы игрушка «ожила».
– Далее закрасьте желтой или красной краской головной убор, а другой яркой краской – одежду.
– И в заключение украсьте одежду игрушки узорами (на платье, юбке, переднике) – кружочками, полосками, волнистыми или прямыми линиями, точками и штрихами, из которых сложится геометрический орнамент.
Облик дымковской игрушки отражает природу тех мест, где она была создана.
Завершает украшение игрушки наклеивание поверх узора ромбиков из потали или сусального золота.
– Послушайте стихотворение о дымковской игрушке.

Художница

В Дымково, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!

4. Подведение итогов уроков

(Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении, к какому народному промыслу они относятся, каковы отличительные черты игрушки. После этого организуется выставка работ.)
Давайте повторим, чему мы научились на этом уроке.
– С каким материалом вы работали?
– Что нового для себя вы открыли?
– Насколько трудно работать с глиной?

Обратите внимание, насколько ярка филимоновская игрушка! Узоры нанесены прямо на поверхность обожженной глины. А рисунок дополняют радужные полосы. Дымковскую игрушку отличают элементы геометрического орнамента – круги, овалы, клетки, полоски, точки. Но все же наиболее выразительна, пожалуй, каргопольская игрушка, которая сохранила связь с древними мотивами.

Вместе с этим также читают:


Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках».

Урок разработал: учитель изобразительного искусства
Мунадиева Эльмира Яхъевна

МАОУ «Базарно–Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, развить интерес и любовь детей к народной игрушке.

Задачи: научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек.

1. Организационный момент.
Организация рабочего места, учащиеся рассаживаются по группам.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.

Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?

3. Формирование новых знаний.

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
(слайд №1)

Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

Запишите ребята тему урока.

Учащиеся записывают тему урока (слайд № 2)

Мы с ребятами из поисковых групп готовились к этому уроку и составили презентацию, которую вы увидите на экране. Поисковые группы выступят с сообщениями. А вы должны будете заполнить таблицу в альбомах, которую вы видите на экране (приложение №1, слайд №3).

Ответы учащихся дополняются учителем.

1. Дымковская игрушка (выступление первой поисковой группы).

(слайды №4-14)

Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному - то дымковская, то вятская, то кировская.

По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья - гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.

Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения - народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи Характерный образ русского народного искусства - медведь: медведь с вожаком, медведь-охотник.

Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.

После обжига все фигурки покрываются белым цветом, Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать.

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии.

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами - кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.

Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.

Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).

Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.

У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.

2. Филимоновские игрушки (выступление второй группы).

(на экране слайды №14-17)

Это яркая веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных - оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога - круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя - деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами.

В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.

Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.

3. Каргопольская игрушка (выступление третьей группы).

(на экране слайды №18-20)

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки - это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь - хозяин леса.
Самый загадочный образ - Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др..

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой - в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают.

Цветовая гамма приглушенная, северная, для росписи характерны неяркие цвета - серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

IV. Закрепление пройденного материала.

На экране появляется таблица, которую учащиеся заполняют своими ответами.

(на экране слайд № 21)

Выступление учителя.

Ребята, на экране вы видите еще несколько разновидностей игрушек. Подготовьте рефераты. Это и будет вашим домашним заданием.

(на экране слайд № 22)

В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.

Как вы думаете, существует ли производство игрушек сувениров в Татарстане?

Да, конечно, в Татарстане также существует производство игрушек-сувениров.

Шеморданская глиняная игрушка производится в пос. Шеморданы, Кукморского района, в соответствии с традициями татарских народных промыслов. Изделия выполняются исключительно вручную в форме мелкой пластики.

(на экране слайды № 23-24)

Актюбинские игрушки. В Азнакаевком районе в пос. Актюба налажено производство изделий из глины: национальные игрушки-сувениры. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит более 500 сюжетных композиций.
(на экране слайды №25-26)

V. Задание:

Создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла,

Учитель знакомит учащихся с методами лепки. Для удобства работы раздает на каждую парту таблицы с различными методами лепки.

(на экране слайды № 28-31)

Материалы:

пластилин, грунтовка (водоэмульсионная краска), стеклянный флакон для основы.

VI. Повторение.

Для закрепления и повторения полученных знаний составим синквейн.

1. Одним словом назовите тему урока (имя существительное)
игрушка.

2. Двумя словами охарактеризуйте игрушку (2 прилагательных)
народная, русская, красивая, древняя.

3. Опиши действие в рамках данной темы (3 глагола)
обучает, символизирует, радует.

4. Определи отношение к теме фразой из 4-х слов
игрушка это творение человека.

5. Повторение (одним словом)
игрушка-сувенир.

VII. Анализ работ.

VIII. Домашнее задание.

Литература.
1. НМ Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»: учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений.-2-у издание., -М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.
2. Каталог изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан, 2002
3. Дымковская игрушка, Издательство «Мозаика - синтез»
Полный текст материала Разработка урока по ИЗО "Древние образы в современных народных игрушках" в 5 классе смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Тема: « Древние образы в современных народных игрушках».

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.

Вид урока: урок открытия нового знания (декоративная роспись с использованием солярных знаков).

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Задачи:

Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери - земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно - символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки - символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;

Метапредметные(УУД):

Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,

осмысленное эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно - познавательной деятельности знаково - символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Целеполагание: 1)будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность;

2)будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Оборудование:

Для учителя:

1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

3. мультимедийные презентации дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

Для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи;

3. пластилин, гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Литературный ряд:

Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Вернисаж. На доске висят изображения игрушек.

Учащиеся входят в класс, обращают внимание на экспозицию из фотографий глиняных игрушек.

Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь.

(Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть.)

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

Читает загадку:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

Учитель: - Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс? (изображения глиняных игрушек)

Учитель: - Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки?

Верно, не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. )

Вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки.

3. Постановка учебной задачи.

А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её.

(тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»). (Слайд 1)

4. Решение учебной задачи.

Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. (Слайд 2)

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.(Слайд 3)

Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала.

Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

Еще на прошлом уроке мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках.

Учитель: - Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками. Сначала мы послушаем рассказ первой группы о Дымковской игрушке. (Слайды 4-7)

Сообщение учащегося: «Дымковская игрушка».

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке.

Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. (Слайды 8-11)

Сообщение учащегося: «Филимоновская игрушка».

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.
Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке. А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.(Слайды 12-15)

Сообщение учащегося: «Каргопольская игрушка».

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

Учитель: - Мы выслушали третью группу, которая рассказала нам о Каргопольской игрушке.

Учитель: - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.(Слайд 16)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Постановка задачи.

Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек»). Перед вами стоят заготовки игрушек из пластилина, покрытые белой гуашью, а вы распишите их соответствующей росписью.

Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

6. Оценка.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

Учитель: - Ребята вам понравились работы?

Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему?

7. Подведение итога.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.

8. Рефлексия.

Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? (познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

1. Каковы общие черты глиняных игрушек?(ответы детей)

2. Характерные особенности Филимоновских игрушек?(ответы детей)

3. Характерные особенности Каргопольских игрушек?(ответы детей)

4. Характерные особенности Дымковских игрушек?(ответы детей)

Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?

9. Домашнее задание

Класс: 5

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».

Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.

Тип урока: Урок изучения новой темы

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.

Задачи:

Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента в современных народных глиняных игрушках.

Развивающая: Развить у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательная : воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование:

для учителя:

1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

3. мультимедийные презентации дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

2. гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

3. шаблоны дымковских игрушек

Музыкальный ряд: русские народные песни

Литературный ряд: загадки, стихотворения

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в этот замечательный день! Мы отправимся в мир красоты. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение и себе и им. Садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.

Звучит народная музыка.

(Педагог достает расписной сундучок, приговаривая):

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

- Ребята, как вы думаете, чем же может быть наполнен такой сундучок? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Игрушка, что здесь лежит, очень знаменитый в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» (Слайд 1)

Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.

3. Изучение новой темы

- Сегодня мы поговорим о богатствах земли Русской об искусстве русского
народа, о вековых традициях в росписи игрушек.

(Показ игрушек). Посмотрите на эти прекрасные сказочно красивые игрушки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписью

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством, познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи

- А как вы понимаете декоративно - прикладное искусство?

В каждом доме, живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно - прикладного искусства.

Прикладное - это значит то, к чему приложено умение, искусство. Например: у некоторых до сих пор может на столе стоит глиняный кувшин, наполненный молоком. Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами или с кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.

В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.

Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. (показ видеоролика глиняных игрушек)

Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками.

1. Филимоновская игрушка (по форме - утонченность, грациозность)

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники наро д выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.

2. Каргопольская игрушка (по форме - коренастость, приземистость)

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

3. Дымковская игрушка (по форме - нарядность, пышность)

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

В шахматном порядке;

В клетке между линиями.

-Ребята, обратите внимание на точки:

Между кольцами;

На кольцах;

По краю колец.

-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

4. Закрепление материала.

Задание: Определите вид игрушек, выберите из них и раскрасьте.

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа.

Постановка задачи.

– Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров (приложение 1), характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).

Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; рассказ сказки (приложение 2)

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

7. Анализ работ.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

Учитель: - Ребята вам понравились работы?

8. Итог урока.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки

9. Рефлексия.

Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? (познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

Назовите все известные вам народные игрушки?

Почему они называются народными?

По каким общим признакам мы определяем принадлежность игрушки к тому или иному промыслу? (форма, орнамент, материал)

Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

10. Домашнее задание. Составить кроссворд по народным игрушкам

Уборка рабочих мест.

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Связь времен в народном искусстве.

Художественные промыслы народов России

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Тип урока: Изучение новых знаний

Цели урока:

    создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов;

    Стимулировать уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций;

    Способствовать развитию видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Планируемые результаты:

Предметные

    получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

    аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

    познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

    ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

    самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

    определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

    принимают и сохраняют учебную задачу;

    учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

    проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания»

    выдвигают контраргументы в дискуссии

    делают выводы

Личностные

    Понимают значение знаний для человека;

    осознают свои интересы и цели;

    имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, беседа

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная, игровая, поисковая

Образовательные ресурсы:

Некрасова М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.» М., 1983. – С.34

Дурасов Г.И. «Каргопольская глиняная игрушка» - А, 1986. – с 116 – 120

Оборудование: ПК, уголок релаксации, музыкальный центр, театральные принадлежности.

Наглядно- демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентации «Народные художественные промыслы России» «Маленькие чудеса»; выставка детского творчества; выставка мастера Глинко А.И. г. Симферополь («Глазами маленьких мастеров»)

Основные понятия и термины : декоративно-прикладное творчество, светлота, цветовой фон, насыщенность, древние солярные знаки.

Организационная структура (сценарий)

    Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся.

предлагает игру «Впереди планеты всей»

(обучающимся нужно объединиться в группы и как можно больше вспомнить и назвать пословиц о труде, ремеслах, мастерах. Победителя ждет награда.

    При помощи Интернет-ресурсов отобрать информацию о выдающихся мастерах народного промысла изготовления народной игрушки.

    Вторая группа работает с дополнительной литературой, учебником, справочниками, отбирая необходимый материал к уроку)

Главная задача игры «Впереди планеты всей»: направить усилия знаний и навыков обучающихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.

Меняются эпохи, меняется и язык искусства. Об этих изменениях я и хочу с вами сегодня поговорить.

Обучающиеся слушают учителя, ставят и определяют перед собой целью.

Учитель помогает обучающимся «войти» в образ мастеров народных промыслов, повязав ленту на голове, сопровождая беседой о традициях мастеров перед началом творческой работы.

    Изучение нового материала

(объяснительно – иллюстративный)

Народное творчество в художественной форме отражает мысли и чувства народа, его эстетические устремления. Из века в век, из поколения в поколение передается мастерство народных умельцев. О художественных промыслах можно говорить много, потому что и самих промыслов много, и все они дают образ высокохудожественного мастерства. История игрушки началась с эпохи палеолита, когда в глубочайшей древности только зарождалась человеческая культура. В древности игрушечные предметы были далеки от забавы, они несли глубокий магический смысл, были элементом магических обрядов.

Сегодня мы остановили свое внимание на те средства художественной выразительности, которые используют народные мастера для достижения большей живописности, красочности изделий.

Учитель приглашает всех подойти к, организованной заранее, выставке работ обучающихся старших классов и на примере этих работ, выполненных в соответствии с технологическими требованиями ремесла, проводит экскурсию и знакомит с историей народного промысла, традициями и особенностями мастеров народной игрушки.

Обучающиеся активно дополняют учителя той информацией, которую отобрали самостоятельно, используя ИКТ, доп. Литературу, словари, учебник, медиатеку.

Основная особенность глиняной игрушки – обобщенный и выразительный образ, созданный с помощью простейших приемов лепки, в котором быль и вымысел слиты воедино.

Презентация «Приемы работы и конструкционные особенности изготовления народной игрушки»

(Закрепляем этот материал информацией учебника)

- Дымковская игрушка

Учитель приглашает обучающихся театрализовано, сопровождая фрагментами «Веселая ярмарка», «войти в страну» Дымковской игрушки.

Обучающиеся читают строки из стихотворений.

***

Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша,
Просто чудо-водоноска,
Высока ее прическа,
Губы алы, щечки алы…
И кричат всем зазывалы.

***

Полюбуйтесь на игрушки: Водоноски и зверюшки! Посмотрите, как живой, Есть и конь здесь удалой! Свистят свистульки – утки, Свистит петух – проказник, Не зря веселый праздник.

***

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Самые знаменательные глиняные игрушки, конечно, дымковские. Её все знают и все очень любят. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).

Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Презентация « Жизнь и творческий путь Анны Афанасивны Мерзиной – потомственной мастерицы

Задания для обучающихся, используя метод «Шаг к успеху», дайте ответ на ряд вопросов:

    Какую роль в жизни людей играла народная игрушка?

    Объясните, в чем красота и привлекательность народной игрушки?

    Какой смысл выражают древние образы: конь, птица, баба?

- Филимоновские игрушки

(обучающиеся выступают с музыкальным сопровождением)

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!

Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки –
В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, вам понравятся.

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Обучающийся подходит к карте и показывает место расположения г. Тула (присутствует межпредметная связь)

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местныеглины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Музыкальная пауза (обучающиеся выполняют физ.минутку, используя DVD –записи)

(По желанию обучающиеся выбирают музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотки…Под музыку «Веселые народные мотивы» проводим физ. минутку, с использованием элементов народной пляски (ковырялочка, каблучок, веревочка, барыня)

(Учитель проявляет мотивацию к игре при помощи стихотворного ряда)

Обучающиеся должны быстро сориентироваться и найти на выставке детских работ ответы к этим стихотворениям

Бока крутые, рога золотые, копыта с оборкой, на спине Егорка. Посмотри, как хороша Эта девица – душа: Щечки алые горят, Удивительный наряд. За студеною водицей Вышла красная девица, Как лебедушка плывет, Ведра полные несет.
Презентация «Ярмарка Хлудневской игрушки»
- Гончарный промысел в Хлудневе зародился давно. Трудно сказать, кто первым в деревне стал лепить из глины игрушки: то ли это была свистулька, то ли «сопелка» в виде барашка, то ли петух с большим гребнем… Традиционный промысел своих предков не забывают хлудневские мастерицы и сегодня. Их рисунки многолики по рисунку и композиционно, состоят из нескольких фигур, покрывают их краской не полностью. Они хорошо гармонируют со светлым фоном обожжённой глины. Глаза и губы не рисуют, а лепят. Игрушки гремят и поют. Подсох наряд на хлудневской игрушке – расходится она с Калужской земли.

Каргопольская игрушка

(Учитель мотивирует изучение материала через инсценированние , привлекает обучающихся по желанию. (под музыку ребята исполняют:

А индюк нарядный, Из себя весь ладный! У такого индюка Все расписаны бока. Индя, Индя, Индюшок, Ты похож на сундучок. Нас нарядом удивил, Глянь-ка, крылья распустил! А пушистый его хвост Далеко совсем не прост. Хвост как солнечный цветок, А высокий гребешок Алой краскою горит! Ай да Индя,Индюшок, Алая головушка, Бисером бородушка!

Презентация «Карусель желаний»

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.

(обучающиеся показывают на карте место положения города).

Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Презентация «Жизнь и творчество Ульяны Ивановны Бабкиной»

Задание. При помощи метода «Логическое звено», обучающиеся воспринимают информацию и выполняют задания.

Найти соответствие:

Символика цвета:

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Перед выполнением практического задания обучающиеся внимательно рассматривают знаки орнамента; осваивают принцип их настроения (при помощи учебника и слайдов); обращают внимание на то, как они строят расписной узор на поверхности игрушки, которой гармонично дополняют сплошную окраску отдельных ее частей, как гармонично взаимосвязаны форма и декор.

(Обучающиеся воспринимают уже знакомую информацию о художественных промыслах, сопоставляя их с определенным стилем в изобразительном искусстве и определенной исторической эпохой).

    Творческая практическая деятельность.

А сейчас предлагаю разделиться на команды. Перед вами «Ярморочная карусель», на которой находятся игрушки разного направления. Каждая команда выбирает свою игрушку по выбору своего стиля, создают «Праздник народной игрушки». (идет групповая работа).

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь…)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.

«Конкурс знатоков» (рассчитан на уровень дополнительных знаний обучающихся по теме «декоративно-прикладное искусство»)


5

    Вид народной декоративной росписи на деревянных изделиях: тонкие растительные узоры золотом, черным и красным по золотому или черному фону. Так называется село, где появилась эта роспись.

    Русский народный керамический промысел, роспись – синяя на белом.

    Вид изобразительного искусства. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок, иногда с применением цветовых пятен.

    Вид изобразительного искусства. Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.

    Жанр картины с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

    Изображение внутреннего помещения здания, также жанр изобразительного искусства.

    Итоги урока. Рефлексия. (Дискуссия)

По окончанию работы проводим праздничный вернисаж «Мастер золотые руки».

- Подводим итог, используя метод «Микрофон ». Обучающиеся анализируют удачи и успехи, учатся исправлять ошибки.

Важно, чтобы видели результат труда свих товарищей и могли оценить то, в какой мере каждый смог приблизиться к народной традиции и сохранить при этом свою индивидуальность.

Творческое домашнее задание.

Посетить музей, выставку в своем городе « Народные промыслы России»

Написать сказку, рассказ, стихотворение «карусель моих желаний.