Литературная викторина по рассказу а. солженицына "матренин двор". А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа) учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему Вопросы по солженицыну матренин двор

Место работы, должность: — гимназия №5, Сочи, пир литературы и русского языка

Регион: — Краснодарский область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее кумулит

Класс(ы): — 10 чин
Класс(ы): — 11 чин

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное считывание
Предмет(ы): — Русский балочи

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая гидроразработка

Краткое статут ресурса: — Литературная имя вдоль рассказу Александра Солженицына "Матренин двор". Может быть использована подобно учительный материал подле проверки знаний учащихся или подобно составная очередь викторины вдоль творчеству Солженицына.

Краснодарский Краснодарский край

г. Сочи, Хостинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗУ

А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

и литературы

МОУ гимназии №5

Зорькина Нина Васильевна

Сочи 2009

Литературная имя вдоль рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала дляпроверки знаний учащихся вдоль содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

· возможно обведение литературного турнира вдоль творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

1.Общий раздел

1. Как первично назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите время действия в рассказе.

5. В каком году был опубликован рассказ?

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где-либо происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича заглавие деревни Тальново?

9. В какомзначении употребленослово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой имедж рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая блуграс поближе Матрёне Васильевне — народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива единица была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, словно в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

17. Как литератор показывает оскорбительный вид действий тех, кто

посягнул на синтез Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1 . «Простодушный взор блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была также женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом подобно бы военная».

3. «Всё индивид его облегали густые чёрные волосы, почти что не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так словно хлебало был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший подобно котик затем блинов».

5 . «Её завитые локончики досадно растрепались. Красны, подобно кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

  • «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?
  • «…в колхозе она работала не после деньги — после палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?
  • «…валилась и сутки — двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, а и не шевелилась почти»?
  • « Боялась …пожара, боялась молоньи, а предпочтительно счастливо отчего-то - поезда»?
  • Жаловалась, «что благоверный её бьёт, и жидомор муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то завсегда у неё был на слезе…»?
  • «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?
  • «…все ладно обругали её (Матрёну) дурой после то, словно горницу отдала, сказали, словно видеть её предпочтительно не хотят…»?
  • «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его отныне не в тюрьму, его в домик безумный»?
  • «…не пришёл на паренталии Матрёны…Но в ближайшие дни он двойка раза злопыхательски приходил в эту избу на диалог с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?
  • « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»
  • 4.Кому принадлежат слова:

    1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

    2. «Бойся портного действительно пастуха. По всей деревне тебя ославят, благо словно им

    не так».

    3 . «У тех людей завсегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

    4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

    5 . «Две загадки в мире есть: подобно родился - не помню, подобно умру - не знаю».

    6 . «Не гналась после нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

    злодеев».

    7. «Все мы жили близ с ней и не поняли, словно есть она бог форменный

    праведник , без которого, вдоль пословице, не целесообразно село.

    Ни город.

    Ни все суша наша».

    8. «Итак, вдоль Солженицыну, праведник - это тот, в килоом воплотился

    высокий моральный воплощение русского народа, совмещающийся вдоль своим

    основным «параметрам» с идеалом христианским».

    9. Кто сказал, словно затем публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

    рассказа «Матрёнин двор» «деревенская повседневность » « стала не просто

    крестьянской, а христианской»?

    10. «…главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является нимало не рассмотрение коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра С злом - вечная дукс мирового искусств

    Ответы.

    1. Общий раздел.

    1 . «Не целесообразно хуторок без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

    5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: баз (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, тут живут вдоль законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевнапочувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один-одинехонек после другим шестеро детей, «не гналась после обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, затем которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не вероятно отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали подобно безумные… в ожесточении…»

    2. Чей это портрет

    1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

    3. Кто из персонажей рассказа…

    1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, лилит Фаддея. 6. Ефим, благоверный Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

    4. Кому принадлежат слова

    1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

    10. А.В.Урманову.

    Файлы:
    Размер файла: 58953 байт.

    нужны какие-нибудь вопросы и ответы к тексту Солженицына "Матренин двор". 2 шт. и получил лучший ответ

    Ответ от Ђатьяна Кириченко[гуру]







    рассказ «Матренин двор»)














    сарай и весь внутренний забор)

    Ответ от George Mafwings [новичек]
    Просветленный (23132)
    Вопросы по рассказу «Матренин двор» .
    1 – 1б Какова история рассказа «Матренин двор? Как родился его замысел?
    (Рассказ автобиографичен. Вернувшись из лагеря, Солженицыну «хотелось
    затесаться и затеряться в самой нутряной России» . Работу ему могли дать только
    ту, которая будет связана с физическим трудом. Но он хотел учительствовать.
    И после реабилитации в 1957 году он работает некоторое время учителем
    физики, а живет у крестьянки Матрены Захаровой. Об этом он пишет свой
    рассказ «Матренин двор»)
    2 – 2б Почему герой рассказа называет себя «квартирантом выгодным» ? («Сверх
    платы сулила школа за меня еще торф на зиму»)
    3 – 3б В чем трагичность судьбы Матрены? (Вышла замуж до революции. Было
    у нее шесть детей, которые один за одним умирали, двое сразу не жило.
    Муж с войны не вернулся, похоронки не было (либо в плен попал, либо
    погиб, тела не нашли) . Воспитывала дочку Фаддея Киру)
    4 – 1б Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее? (Они претендовали на
    наследство, на ее дом, но она его отписала приемное девочке Кире)
    5 – 4б «Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену» . Что «добило» бедную
    Матрену? («…кошка колченогая сбрела со двора – и пропала»)
    6 – 2б Сколько человек погибло на переезде? Кто это был? (3 человека: Матрена,
    хромой сын Фаддея, тракторист)
    7 – 5б Как распределили наследство Матрены после ее смерти? (Козу забрала
    одна сестра, избу – сапожник с женой, Фаддею – уже свезенная горница,
    сарай и весь внутренний забор)


    Ответ от Андрей Муравых [новичек]
    Кто это? (высокий черный старик...Все лицо его облегали густые, черные волосы, почти не тронут сединой; с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва

    Вопросы к анализу произведения.
    1. О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
    2. Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
    3. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
    4. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
    5. Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
    6. Почему рассказчик решает у неё остаться?
    7. Как проходит обычный день у Матрены?
    8. Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
    9. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
    10. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
    11. Как относится Матрена к работе?
    12. Как используют ее труд окружающие люди?
    13. Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
    14. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
    15. Были ли в жизни Матрены минуты радости?
    16. Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
    17. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
    18. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
    19. Почему Матрёне приходилось воровать?
    20. Как складывались у Матрёны отношения с властью?
    21. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
    22. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
    23. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
    24. Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
    25. Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
    26. Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
    27. Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
    28. Что ещё сообщает автор о Фаддее?
    29. Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
    30. На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
    31. Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за

    угроза?

    1. Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
    2. Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
    3. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
    4. Что изменило обычный образ жизни Матрены?
    5. Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
    6. Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите

    цитатой из текста.

    1. Почему читатель верит ей?
    2. Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
    3. Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
    4. Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
    5. Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
    6. Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
    7. Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
    8. Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
    9. Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
    10. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не

    преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним

    величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?

    1. Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
    2. Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
    3. Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
    4. Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
    5. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский

    смысл.

    1. Как растолковать смысл начального названия рассказа?
    2. Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
    3. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
    4. В чем смысл слова “праведник”?
    5. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
    6. С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
    7. Кто сможет защитить “Матренин двор”?
    8. Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
    9. Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
    10. Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать

    праведниками?

    1. Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
    2. Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
    3. Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
    4. Как русский характер понимает Солженицын?
    5. Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
    6. Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы

    предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.


    Слайд 2

    Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

    Слайд 3

    Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»? В 1959 году.

    Слайд 4

    Оба эти рассказа были напечатаны в 1963 году в январском номере журнала «Новый мир». Что общего между рассказами А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка»?

    Слайд 5

    Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского? Именно он дал ему такое название.

    Слайд 6

    Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»? «Не стоит село без праведника».

    Слайд 7

    Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна? Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

    Слайд 8

    Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны? Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

    Слайд 9

    Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…? Козе.

    Слайд 10

    Чем кормила Матрёна своего жильца? «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа? Работа.

    Слайд 13

    Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньИ, а больше всего почему-то….» Поезда.

    Слайд 14

    Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение? Пропал котелок со святой водой.

    Слайд 15

    Назовите полное имя Матрёны. Григорьева Матрёна Васильевна.

    Слайд 16

    О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». О русской печке.

    Слайд 17

    Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире? Горницу.

    Слайд 18

    Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку? «Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

    Слайд 19

    Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне? Романсы Глинки.

    Слайд 20

    Какую погоду называла Матрёна дуЕль? Метель.

    Слайд 21

    «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите. «В ладах с совестью своей».

    Слайд 22

    Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни? «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

    Слайд 23

    О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    Слайд 24

    Продолжи: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….» «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    Посмотреть все слайды

    Своя игра по повести А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

    Цель: выявить уровень знаний учащихся по литературе.

    Задачи:

    1) повысить интерес к урокам литературы;

    2) развивать читательский вкус;

    3) воспитывать терпимость, уважение к друг другу.

    Портрет.

    Топонимика.

    Даты. Цифры.

    Почемучка.

    Тропы.

    1. Портрет.

    10. «Когда я вошёл в избу, она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём, таким бесценным в жизни рабочего человека.» (Матрёна).

    20. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был едва виден… и только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку». (Фаддей).

    30. «Самодовольный, с жестоким лицом вышел…(тракторист).

    40. «Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо…- как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором» (Матрёна)

    2. Топонимика.

    10. Назовите имя, отчество и фамилию главной героини повести.. (Матрёна Васильевна Григорьева).

    20. Как называлось местечко, от одного названия которого веселела у рассказчика душа? (Высокое Поле)

    40. В какой деревне поселился рассказчик? (Тальново).

    50. Кто из великих русских писателей упоминается в повести? (Тургенев)

    3. Даты. Цифры.

    10. Сколько лет было Матрёне Васильевне? (60)

    20. Как долго Матрёна Васильевна проработала в колхозе? (четверть века)

    30. Сколько стала зарабатывать Матрёна Васильевна после того, как ей стали платить пенсию, и она стала получать от школы и от квартиранта? (рублей 80 пенсии, сто с лишком от школы и от квартиранта).

    40. Назовите номер скорого поезда, который чуть с рельс не сошёл по вине людей, перевозивших горницу. (21)

    50. «К избе прошли четверо в шинелях», но у скольких из них были железнодорожные шинели? (у двоих)

    4. Почемучка.

    10. Почему в 1956 году рассказчик наугад возвращался «просто в Россию»?

    («ни в одной точке её меня не ждал и не знал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять».)

    20. Почему Фаддей решил посетить учителя на дому? (просить за своего сына, который не хотел учиться).

    30.Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

    («жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»)

    40. Почему Матрёна решила воспитывать дочку Фаддея Киру? («гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная Матрёна»)

    50. Почему повесть называется «Матрёнин двор»?

    5. Тропы.

    10. «…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой» (эпитет)

    20. «Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрёна принимала выражение или натянутое, или повышенно – суровое» (метафора)

    30. « И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку» (сравнение)

    40. «Вдруг услышал я несколько громких голосов на деревне» (инверсия)

    50. «Прошёл час, другой. И третий» (парцелляция)

    Подведение итогов игры. Награждение победителей.