Московский музей современного искусства - стив маккарри нерассказанная история. Стив МакКарри. Человеческие драмы и фантастический мир востока Жажда новых впечатлений

Стив МакКарри – известный на весь мир фотограф, но в 2016 году вокруг его работ было много шума. Дело в том, что общественность заметила не самые качественные вмешательства лечащей кисти. Стив МакКарри удалял с фотографий объекты, которые выбивались из художественной композиции. Снимки становились эстетически приятней, но учитывая тесное сотрудничество фотографа с National Geographic, его работы должны были в большей степени отображать реальность, чем быть произведениями искусства.

Если вы не используете свои уличные фотографии для фотожурналистики или передачи высокой точности происходящих событий, вы можете последовать примеру Стива МакКарри и ретушировать их. К концу этой статьи вы будете точно знать, что нужно удалять, а что переносить на другое место для получения идеальной композиции.

Этика в фотографии

Фотожурналистика должна передавать реальные истории в виде фотографий, которые не были изменены. Мы также можем своими снимками рассказывать истории, но имеем право на редактирование, так как мы не получаем деньги за свою работу и наши снимки не будут попадать в новости и вводить людей в заблуждение из-за фотоманипуляций.

Большинство уличных фотографов следуют этике уличной фотографии и оставляют снимки такими, какими они были сделаны изначально, в то время как некоторые предпочитают манипулировать содержимым.

Стив МакКарри теперь позиционируется как визуальный рассказчик, так что он больше не имеет отношения к этике фотожурналиста. Если мы определяем себя как уличные фотографы или фотожурналисты, не стоит производить фотоманипуляции. Это сделает вашу историю ложью. Пусть даже будут изменены мельчайшие детали, это всё равно будет вмешательство в реальные события.

Разбираемся в принципах редактирования

Большинство фотографий Стива МакКарри являются портретами, но мы будем рассматривать его пейзажные снимки. Фотографии обычно имеют небольшой человеческий фактор, когда люди находятся в случайных местах и портят гармонию композиции. В конечном результате после обработки мы получим отполированный снимок с отличным наполнением без отвлекающих элементов .

Большинство из нас понимает, как получить правильную композицию. Также вы умеете обрабатывать свои фотографии, но как удалить отвлекающие элементы?

Во-первых, мы должны начать с изображения с хорошей композицией. Никакое количество пост-обработки или обрезки не спасёт плохой снимок.

В первом примере мы видим серфера, который готовится к тому, чтобы поймать волну, но у нас также есть много отвлекающих факторов, которые забирают на себя часть внимания и фигура человека уже не кажется столь значительной. Люди в воде, знак, большие камни и отражения в воде слишком контрастны и велики. Также есть недостаток на листьях пальмы.

Корректирующий слой Hue/Saturation в Photoshop был использован с масками, чтобы добавить больше цвета небу и изменить цвет доски для серфинга. Красный цвет выделяется во многих фотографиях Стива МакКарри. Он захватывает внимание зрителя и помогает завершить цветовую палитру. Если в снимке будут доминировать красный, синий и зелёный, фотогарфия будет смотреться более значимой и сбалансированной.

Посмотрите на корректирующие слои, используемые для редактирования в Photoshop. Серый слой был добавлен в верхней части, чтобы сделать изображение более плотным по цвету, подобное тому, что мы видим во многих снимках МакКарри. Код используемого серого цвета — #eff0f1. Слой установлен в режиме наложения «Умножение» с непрозрачностью 50%.

Остальные изображения редактируются аналогичным образом, с акцентом на устранение отвлекающих факторов.

Например, на следующем изображении в кадр попала голова туриста и есть ещё некоторые отвлекающие элементы. В процессе создания снимка важно было проконтролировать, чтобы руки статуи не перекрывали пальмы, поэтому нужно было выбрать правильное положение. Один шаг влево или вправо мог всё испортить.

Также на снимке цветочные элементы, лежащие в руках статуи некрасиво упираются в нижний край снимка. Яркий просвет между листьями слева на пальме отвлекает внимание. Всё это нужно устранить.

Суть редактирования проста. Нужно находить на снимке всё, за что цепляется глаз, и если это не значительный для повествования элемент, удалять его. Рассмотрим ещё несколько примеров.

Конус на следующей фотографии забирает на себя много внимания, тем более, он расположен близко к краю. Вдалеке находится слишком много объектов. Но мы не будем удалять их всех. На переднем плане находится два человека слева и один справа. Сделаем зеркальное отражение вдалеке. Оставим также двух людей слева и одного справа. Не многие заметят этот ход, но это позволит сбалансировать композицию.

Следующий пример показывает более сложную корректировку. Часть здания справа нарушает симметрию. Его нужно аккуратно удалить чтобы не нарушить края остальной части здания. Если ваши глаза постоянно цепляются за какие-то объекты, которые отвлекают внимание от сути снимка, удаляйте их.

Здесь нужно исправить линию горизонта. При обычном способе часть знака будет обрезана, поэтому пришлось расширить границы фотографии и слегка повернуть её. Таким образом, в часть снимка оказалась не полностью заполнена. Пробел можно заполнить клонированием неба.

Цветовая палитра снимка тёмная, поэтому цвет крышки люка был изменён на красный, завершая цветовую гармонию. Блики на знаке были уменьшены.

Это простой кадр с отражением облаков в воде. Изображение было сделано с небольшим запасом справа, так что эту область мы кадрируем. Другие отвлекающие элементы, такие как люди на пляже и их вещи, были удалены.

Вывод

Удаление отвлекающих элементов является одним из лучших способов сохранить своё внимание на предмете, и отполировать изображение до состояния идеала. Если вы решили стать на путь визуального рассказчика, а не фотожурналиста, тогда обращайте внимание на то, что портит вашу композицию и смело очищайте снимок от всего лишнего.

СТИВ МАККАРРИ
Нерассказанная история

Стив МакКарри
Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай
2004
Цифровая печать

Стив МакКарри
Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Стив МакКарри
Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан
1984
Цифровая печать

Стив МакКарри
Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма
1994
Цифровая печать

Стив МакКарри в Тайланде.
Январь 2007

Стив МакКарри
Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Куратор: Дмитрий Озерков

Московский музей современного искусства при поддержке Государственного Эрмитажа представляет персональную выставку всемирно известного фотографа Стива МакКарри “Нерассказанная история”. Проект, в экспозицию которого вошло более 80 работ, призван раскрыть творческий метод автора и впервые познакомить зрителя с процессом его работы репортажным фотографом, включая фрагменты из записных книжек, маршруты его перемещений, уникальные серии снимков. Генеральным партнером проекта стала компания BMW Group Russia.

Стив МакКарри является культовой фигурой в мире современной фотографии - художественной и репортажной. Говоря о себе, он избегает определений “фотожурналист” и “репортер”, предпочитая называть себя “наблюдатель” или “рассказчик”. Как и в реальном мире, в его снимках есть место всему: и идиллическим портретам и пейзажам, одинаково пронизанным созерцательностью, ощущением цвета, чувством близости, и жанровые зарисовки с природных катаклизмов и гуманитарных катастроф, вызывающих у зрителя чувство сопричастности.

Одна из заметок в путевом блокноте МакКарри содержит неоднозначную, но емкую формулу успешного кадра: “You have to get into the water to make good pictures”, что в переводе означает “Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии”. В частности, МакКарри стал первым фотокорреспондентом на территории Афганистана, запечатлевшим местную жизнь на фоне военного конфликта, освящение которого было цензурировано как в Америке, так и в Советском Союзе. Как в военных кадрах, так и в сериях, привезенных из путешествий по Индии, Мьянме, Индонезии, Шри Ланке, где отображены религиозные обряды, бытовые сюжеты, потерянные традиции, показан мир во всем его многообразии, автору удается поймать и зафиксировать состояние человека здесь и сейчас, в итоге создать диалог между героем фотографии и зрителем. Его фотографии не нуждаются в разъяснении, нерассказанная история каждой из них существует вне времени и пространства, тем самым соединяя разные цивилизации.

Стива МакКарри смело можно считать продолжателем традиций классической фотографии ХХ века. Художественный язык мастера объединяет репортажный подход с чувством эмпатии к герою снимка: попавшие в объектив люди становятся символами эпохи и составляют фактический срез человечества. Как наиболее часто путешествующий фотограф, через свои городские и природные пейзажи МакКарри показывает невероятный масштаб планеты и говорит о важности сохранения традиций и культуры. Камера стала своеобразным паспортом МакКарри, без которого он не выходит из дома.

Принцип его работы с контекстом, желание расширить представления зрителя, соответствуют задачам культурной институции, миссия которой через самопознание знакомить с новым, сохраняя старое. Задумывая провести выставку год назад, Московский музей современного искусства решил обратиться к Государственному Эрмитажу, в котором в 2015 году с успехом прошла выставка “Момент беззащитности”, и пригласил Дмитрия Озеркова в качестве куратора проекта. “Нерассказанная история” в ММОМА представит зрителям не только работы из коллекции одного из крупнейших художественных музеев мира, но и архивные материалы из студии Стива МакКарри. Проект в музее на Гоголевском бульваре станет первым масштабным опытом сотрудничества двух институций и предваряет открытие центра “Эрмитаж — Москва”.

К открытию проекта Московский музей современного искусства выпустил каталог, которой знакомит зрителя с тем объемом информации, который не вошел в состав выставки: вступительная статья куратора Дмитрия Озеркова, где он “расшифровывает” авторские методы и рассказывает любопытные факты из биографии МакКарри, а также дневниковые записи, слайды, личные фотографии МакКарри, путевые документы. Уникальное издание можно приобрести в книжных магазинах ММОМА на Петровке 25 и Гоголевском бульваре 10, а также в Образовательном центре Музея в Ермолаевском 17.

4 июля в пространстве выставки состоится открытая встреча со Стивом МакКарри и куратором проекта Дмитрием Озерковым. Участие по предварительной регистрации и входному билету.

В рамках выставки Московский музей современного искусства и сеть винотек SimpleWine запустили совместную акцию «Вина с обложки» . Первая тысяча винных ценителей художественных этикеток получит сертификат на посещение выставки и сумку, выпущенную ограниченным тиражом к запуску проекта. Акция действует с 3 июля во всех винотеках SimpleWine в Москве.

Генеральный партнер проекта — BMW Group Russia.

Компания BMW Group поддерживает все знаковые арт-мероприятия в мире, среди которых Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze Art Fair и Frieze Masters London, Frieze New York, Paris Photo, Paris Photo Los Angeles и TEFAF Maastricht. Немецкий концерн также связывает сотрудничество в области проблем урбанизма с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Tate Modern в Лондоне и Национальной галереей в Берлине. В рамках оперной серии BMW ежегодно проходят бесплатные открытые концерты с участием мировых звезд классической сцены в Мюнхене, Берлине и Лондоне. Партнерство с BMW Group является залогом долгосрочного культурного взаимодействия: участие компании гарантирует полную свободу творчества, поскольку данный принцип является основополагающим в создании как выдающихся произведений искусств, так и успешных инноваций в сфере бизнеса.

Культурные инициативы BMW Group

Во всем мире концерн BMW ассоциируется с искусством благодаря своей легендарной коллекции BMW Art Car, в создании которой приняли участие такие мировые звезды, как Энди Уорхол, Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, Франк Стелла и Сезар Манрике. С тех пор, как в 1975 году французский автогонщик и ценитель искусства Эрве Пулен предложил расписать автомобиль своему знакомому художнику Александру Колдеру, признанные мастера со всего мира создали на базе автомобилей BMW 17 уникальных арт-каров. В честь празднования 100-летия концерна появилиcь 18-й и 19-й арт-кары, дизайн которых был разработан китайской художницей Цао Фей и знаменитым американским концептуалистом Джоном Балдессари.

Кроме того, BMW Group поддерживает такие знаковые арт-мероприятия, как Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze Art Fair и Frieze Masters London, Frieze New York, Paris Photo, Paris Photo Los Angeles и TEFAF Maastricht. Немецкий концерн также связывает сотрудничество в области проблем урбанизма с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Tate Modern в Лондоне и Национальной галереей в Берлине. В рамках оперной серии BMW ежегодно проходят бесплатные открытые концерты с участием мировых звезд классической сцены в Мюнхене, Берлине и Лондоне. В июне 2018 года проект «BMW Опера без границ» дебютировал в Москве. В России уже почти 15 лет BMW Group поддерживает Большой Театр и отдельные инициативы в сфере культуры. В 2017 году концерн совместно с Музеем современного искусства «Гараж» запустил грантовую программу по направлению «Искусство и технологии».

Выступая в роли надежного партнера, BMW Group является залогом долгосрочного культурного взаимодействия. В каждом из проектов, в котором компания принимает участие, BMW Group гарантирует полную свободу творчества, поскольку данный принцип является основополагающим в создании как выдающихся произведений искусств, так и успешных инноваций в сфере бизнеса.

Стив Маккарри — настоящий супергерой. Он видел своими глазами все большие геополитические конфликты последних трех десятилетий, дважды был объявлен мертвым, спасался от бомб и водил самолет. Его «Афганская девочка» заработала статус изображения, сравнимого с «Моной Лизой», а юбилейный календарь Pirelli-2012 впервые не показал ни одной обнаженной женщины.

Мы встречаемся перед открытием московской выставки. Он маленького роста, ради важного события надел костюм из брюк и пиджака разного цвета, спокоен и расслаблен. Другими словами, совсем не похож на человека, который пробирался через пустыни и горы, и видел так много горя на своем пути.

Стив МакКарри. Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан, 1984

Вы скучаете по ярким цветам, когда оказываетесь в Москве или в каких-нибудь других больших мегаполисах, где их меньше?

— Я бы не стал говорить о том, что слишком привязан к цветной фотографии. Намного больше меня занимают человеческие истории, эмоции, общение между людьми. Поэтому я очень рад бывать в Москве, Нью-Йорке и Токио, где цветов нет так много, но так много всего происходит.

Но цвет — это же ваш язык?

— Повторюсь: меня намного больше занимают люди. Свет, композиция и цвет очень важны, но только они не спасут фотографию.

А московский свет вы бы с каким сравнили?

— Я люблю облачные дни. У меня чувствительные глаза, и я недолюбливаю яркий свет, хотя и при нем неплохо снимаю. Но если есть возможность выбирать, то мне больше нравятся мягкие полутона и такая облачность, какая обычно бывает в Москве.


Стив МакКарри. Паломник в монастыре Дранго. Кхам, Тибет, 1999

Steve McCurry / пресс-служба ММОМА

В одном из интервью вы говорили, что у вас есть какая-то особая интуиция — она помогает понять, что что-то вот-вот должно произойти, и выхватить камеру за секунду до нужного кадра. Вы можете рассказать поподробнее об этом чувстве?

— Смотрите, мы с вами сейчас обедаем. Напротив нас — дверь, которая может открыться, и люди войдут через нее. На стене висит произведение искусства. Композиция просто отличная, и можно немного подождать, чтобы люди вошли или вышли. Возможно, если я подожду несколько минут, то магия может случиться.

А может не случится?

— Да, конечно, таковы правила игры. Если я здесь проведу десять минут и пойму, что ничего не происходит, для меня это будет не очень хорошая инвестиция времени. Мир — бесконечные альтернативы и возможности. Лучше ли мне оставаться здесь? Нужно ли мне идти туда? В каждый момент приходится решать для себя, где будет самое интересное место.


Стив МакКарри. Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма, 1994

Steve McCurry / пресс-служба ММОМА

А если вы вдруг выберете неправильно?

— Каждый день вы принимаете много неправильных решений, и не нужно зацикливаться на этом. Я бы советовал расслабиться и открыться миру, признаться самому себе, что вы сейчас наслаждаетесь жизнью. Я в Москве, прекрасном месте, погода отличная. И даже если я не увезу с собой фотографий, то это все равно того стоило. Нельзя быть сверхтребовательным к себе.

Как бы вы себя определили в истории фотографии? В 70-е, когда вы продолжали традицию школы Magnum, все как будто бы увлеклись концептуальной фотографией, игрой в постмодерн и рекламой. Вы же были одним из немногих, кто продолжал документальную традицию — и использовал возможности цвета максимально.

— Я вам так скажу: к концу своих дней важно понимать, что вы использовали то время, что вам было отведено, по полной. Я встретил отличных людей. Я многому научился. Мне удалось рассказать людям о мире. У нескольких фотографов есть иконические фотографии, и они останутся, когда самих фотографов не станет.


Стив МакКарри в Тайланде, 2007

пресс-служба ММОМА

Это понятно, мы хорошо знаем такие ваши работы. Но намного важнее — по крайней мере для меня — ваша работа с Pirelli (юбилейный календарь 2012 года — прим.ред) — где не было ни одной обнаженной женщины.

— В 2018 году все больше женщин… с самого начала времен существовали умные и невероятные женщины, но только сейчас они получили возможность занять место в обществе, которое принадлежит им по праву. А фотографы поняли, что можно снимать красивую модель, которая будет говорить о проблемах человечества и заботе об окружающей среде. Модель — это больше не симпатичная мордашка. Петра Немкова — красивая женщина, но тратит так много времени, чтобы собирать деньги на благотворительность. На пресс-конференциях Pirelli обычно обсуждают, что же значит быть обнаженным сегодня, а на моей все пошло совсем иначе: женщины стали говорить о том, что их действительно волнует. Это было здорово: они были такие страстные. Я очень гордился ими.

Это здорово. Но не менее важен и тот факт, что мы стали спокойнее относиться к собственному несовершенству. Знаете, когда я была маленькой, то смотрела на обложки журналов и удивлялась, почему у меня не такая ровная кожа, как у этих женщин. Я думаю, большое достижение последних лет — и ваше в том числе — что можно быть несовершенным. И это нормально.

— Да, конечно.


Стив МакКарри. Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан, 1992

Steve McCurry / пресс-служба ММОМА

Тогда я спрошу: а что для вас значит красота?

— Это такой же глобальный вопрос, как вопрос, что же такое искусство. Красота — это гармония и ритм. Трудно объяснить, на самом деле. Вы видите идеал, замечаете какую-то удивительную гармонию — как в музыке. Знаете, иногда вы смотрите на графическую композицию и понимаете, что она настолько совершенна, что в ней есть поэзия. Я не говорю о такой красоте, которая есть у цветка, скорее о законченности формы, когда все сходится вместе и образует невероятную соразмерность. Не надо думать, что я специально ищу что-то красивое. Однако если увижу красоту, то не отвернусь от нее. Важно доверять себе в этом смысле: снимать то, что хочется запомнить, записать. Кому-то это может понравиться или нет, но это не важно, главное, что это имело значение для меня. Совсем не хочу оказаться на смертном одре с мыслями, что я попытался всем понравиться. Мы живем так недолго, что за это время хочется пережить радость.

Вы видели столько несчастья — войны, наводнения, 11 сентября, умирающих львов в Кувейте. Как вам удается чувствовать себя счастливым?

— Все мы страдаем от ужасных вещей — это не только Кувейт или 9/11. Трагедии переживает каждый из нас, и иногда нужно просто найти свободный от этого угол в голове, чтобы перестать себя изводить. Решить для самого себя, что вы хотя бы попытаетесь наслаждаться моментом — будь вы с друзьями или в одиночестве за сигарой. Нельзя мучить себя все время, иногда нужно отпускать свои переживания. Так я делаю, когда гуляю с камерой, реагирую просто интуитивно — хотя, возможно, пытаюсь придать смысл некоторым вещам, у которых может его и не быть.


Стив МакКарри. Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан, 1992

Steve McCurry / пресс-служба ММОМА

На что похожи ваши сны? Вам снятся ваши герои?

— Они очень тревожны. Это какие-то некомфортные ситуации, проблемы, что-то, что вызывает во мне состояние легкого беспокойства. В целом это не очень счастливые сны.

Вы думаете, мы бы сильно потеряли, если бы мир был черно-белый?

— Цвет создает дополнительную ценность: синее небо, цвет облаков, как сахар или соль, цвет — это специя. Цвет — источник удовольствия, совсем как музыка. Мы могли бы, теоретически, жить без музыки — это примерно такая же прекрасная вещь.

История жизни одного из самых узнаваемых фотожурналистов современности.


- Какая из ваших фотографий лучше всего описывает вашу жизнь?
- Жизнь такая сложная, ее трудно описать в одном предложении или в одной идее… Может быть, снимок, где ребенок бежит по переулку между двух стен с отпечатками детских ладошек. Наверно, он мог бы представлять меня.

Сломанная рука

В 1950 году в пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания, рождается мальчик по имени Стив. В пять лет он, любопытный и бойкий, как все мальчишки его возраста, падает с лестницы и ломает правую руку. Кость срастается плохо, и Стиву, правше, приходится учиться владеть левой.

Этот случай нисколько не меняет его характера - ему по-прежнему все интересно. Повзрослев, он и профессию выбирает максимально интересную - кинорежиссер. В 19 лет он на год уезжает в Европу, путешествует по Швеции, Голландии, Израилю. Там, чтобы сэкономить деньги и познакомиться со страной изнутри, он живет в принимающих семьях. В одной из них Стив знакомится и заводит дружбу с фотографом.

Они гуляют по улицам Стокгольма, фотографируют, а по вечерам в темной комнате проявляют снимки. Тогда юноша впервые понимает, что фотография - это замечательный способ совместить любовь к путешествиям и неуемный интерес к жизни. Сломанная в детстве рука дает о себе знать - ему неудобно работать левой с камерами, рассчитанными для правшей, но это его беспокоит меньше всего.

В итоге во время учебы в университете штата Пенсильвания он, параллельно с режиссурой, активно изучает фотоискусство. Особенно ему нравятся работы Доротеи Ланж и Уолкера Эванса. Получив диплом с отличием, Стив ни дня не работает по профессии, а устраивается в газету фотокорреспондентом. Но первую хорошую фотографию он делает за два года до этого, еще в студенческие годы.

«Снимок, создавший меня»

В 1972-м он путешествует по Мексике. Бродя по улице Мехико, Стив видит бездомного мужчину, который прикорнул у стены, ровно под витриной мебельного магазина. Взгляд молодого фотографа не мог не зацепить эту печальную картину - человек в рваных одеждах лежит на голых плитах тротуара ровно под красивым новеньким диваном, выставленным в окне. Именно этот снимок приведет Стива на путь к профессиональной фотографии.

Работа в газете быстро надоедает молодому человеку. Изо дня в день он снимает одно и то же: школьные выпускные, заседания клубов… Он решает, что не хочет провести так всю жизнь, копит деньги, увольняется - и уезжает в Индию. Без каких-либо гарантий или надежд на фотозаказы от печатных изданий. Стив планирует провести там шесть недель, но тут он находит свою истинную любовь - всю Южную Азию. Шесть недель растягиваются на два года. Назад в Америку он возвращается всего на месяц и тут же снова уезжает - в Афганистан.

Настоящий МакКарри

Здесь, в Южной Азии, он станет Стивом МакКарри, которого мы знаем. В 1979 году в Читрале, на самой границе с Афганистаном, он встречает нескольких беженцев из соседней страны. Они рассказывают человеку с камерой, что в Афганистане идет гражданская война - там убивают людей, стирают с лица земли деревни. Они просят его поехать и заснять происходящее на пленку, чтобы мир узнал, что происходит на самом деле.
Стив соглашается, хоть ни разу до этого не был в зоне боевых действий. Он думает, что это интересно, что это приключение. Его переодевают в местную одежду и нелегально переводят через границу. В него стреляют, ему страшно, но он уже один из этих людей, это теперь и его история тоже.

Он пересылает фотографии другу, который предлагает их газетам «Нью-Йорк Таймс» и «Кристиан Сайенс Монитор». В декабре того же года СССР вводит войска в Афганистан. МакКарри снимает и это тоже. Его фотографии публикуют журналы «Тайм» и «Newsweek», издательство «Ассошиэйтед Пресс». Никому не известный фотограф, делавший небольшие заказы для региональных газет, выходит на первых полосах международных изданий.



Вскоре с ним связывается «National Geographic». Полгода Стив МакКарри работает над одной историей для «НатГео», из-за которой он с проводником оказывается в пакистанской тюрьме. Их заковывают в кандалы и не кормят несколько дней. Потом, без объяснения причин, отпускают, не депортировав из страны. МакКарри продолжает работать, но «National Geographic» отказывается брать историю - редакции не нравится текст.

Для фотографа это большой удар - понимать, что провалил задание такого издательства. Но все заканчивается благополучно - «НатГео» берет другую историю Стива и дает новый заказ. Сотрудничество продолжается и по сей день. Именно на обложке этого журнала в июне 1985 года появилось самое знаменитое фото МакКарри - «Афганская девочка».

В 1986 году Стив становится членом международного фотоагентства Магнум.

«Афганская девочка»

1984-й, война в Афганистане еще далека от завершения. Стив МакКарри с коллегой снимают жизнь лагеря для беженцев в Пакистане, когда из одной палатки раздается смех. Фотографы заглядывают внутрь - там идет урок в импровизированной школе для девочек. Стив просит позволения сделать несколько фотографий. Одна из девочек, которая особенно заинтересовала МакКарри, закрывается старым хиджабом: не в обычаях этих людей позволять чужому мужчине, тем более иностранцу, видеть женское лицо.

Учительница просит девочку убрать руки и посмотреть прямо в камеру. Девочка позволяет сделать несколько снимков, но потом, совсем смутившись, уходит из палатки. Но МакКарри уже знает, что фотографии, снятые без вспышки, наспех, будут хороши - так много души было в этих не по годам взрослых глазах.

Портрет афганской девушки станет одним из самых знаменитых кадров в истории. Его перепечатают миллионы раз. Но никто не будет знать ни имени, ни судьбы этой беженки - до тех пор, пока в 2002-м МакКарри вместе с группой «НатГео» с большим трудом не найдет ее снова. Через 18 лет лицо Шарбат Гулы опять появится на обложке журнала.

В 2004-м Стив создаст некоммерческую организацию Imagine Asia для распространения среднего и высшего образования среди жителей Афганистана - таких простых людей, как Шарбат и ее дети.

Последняя пленка

В начале карьеры Стива фотоаппараты были только пленочными. Заранее, до проявки кадра, предсказать качество снимка было невозможно. Как получились фотографии Шарбат Гулы, МакКарри узнает только спустя пару месяцев с момента съемки. Но цифровые фотоаппараты постепенно полностью вытесняют пленочные. В 2009 году компания «Кодак» принимает решение прекратить выпуск своей самой популярной пленки - Kodachrome.

В знак признания заслуг Стива МакКарри, который большинство своих кадров снял именно на нее, руководство фирмы принимает решение - самую последнюю произведенную пленку отдать фотографу. «Я снимал на нее 30 лет. В моем архиве - несколько сотен тысяч фотографий. И эти 36 кадров должны были подвести итог, воплотить в себе их все - чтобы достойно попрощаться с Kodachrome. Это была прекрасная пленка», - вспоминает он.

Отщелкав последний ролл, Стив никогда больше не снимал на пленочный фотоаппарат. Эти фотографии были проявлены 14 июля 2010 года, а слайды переданы на вечное хранение в музей Джорджа Истмана в Рочестере, штат Нью-Йорк.

Ниже вы можете увидеть все кадры с последней плёнки.

1 из 31


Actor Robert De Niro in his screening room in Tribeca, in New York City, May 2010.


De Niro in his screening room, May 2010. (Frame 4, not shown, is a near duplicate.)


De Niro in his office in Tribeca, May 2010.

Indian film actor, director, and producer Aamir Khan in India, June 2010.


A boy in a tea shop in Dharavi, the largest slum in Asia, near Mumbai, India, June 2010.


A sculpture studio in Mumbai that produces statues of notable Indian personages and Hindu gods, June 2010.



Indian film actress and director Nandita Das, in India, June 2010.


Shekhar Kapur, director of Elizabeth, in India, June 2010.


Amitabh Bachchan, one of the country’s most prominent actors, in India, June 2010.



A Rabari tribal elder, photographed in India, June 2010.


A Rabari tribal elder, who is also an itinerant magician, photographed in India, June 2010.


A Rabari tribal elder and itinerant magician, photographed in India, June 2010.

A Rabari woman, photographed in India, June 2010.

A Rabari girl, photographed in India, June 2010.


An elderly Rabari woman, photographed in India, June 2010.


A Rabari boy, photographed in India, June 2010.


Turkish photographer Ara Guler (“The Eye of Istanbul”), in Istanbul, Turkey, June 2010.


Street art at Seventh Avenue and Bleecker Street, in New York City, July 2010.


A woman reading on a Saturday afternoon in Washington Square Park, in New York City, July 2010.

A street performer in Washington Square Park, July 2010.


Magnum photographer Elliott Erwitt in his Central Park West studio, in New York City, July 2010.

A young couple in Union Square, in New York City, July 2010.

A self-portrait of Steve McCurry, taken in Manhattan, July 2010.

A man on a bench in front of a statue of Mahatma Gandhi in Union Square, July 2010.


McCurry at four a.m. in his hotel room watching a Stephen Colbert interview on television, in Parsons, Kansas, July 2010.


A local man sleeps outside a community center in Parsons, July 2010.

A statue in a cemetery in Parsons, home to the last photographic lab in the world that developed Kodachrome film, July 2010.

Дважды погибший

Однажды, объясняя, почему он готов рисковать жизнью в горячих точках и ехать в самые опасные места мира, МакКарри скажет: «Думаю, мы хотим стать свидетелями истории, увидеть события, которые еще не записаны. Мы хотим быть там, где пишется история, потому что, в конце концов, мы живем простой, скучной жизнью…».

Но кому-кому, а этому фотографу на скуку жаловаться не приходится. Его несколько раз сажают в тюрьму в Пакистане, грабят и едва не убивают в Таиланде, однажды едва не топят в Индии. После тяжелого сотрясения он на некоторое время теряет память, едва выплывает из самолета, рухнувшего в зимнее озеро в Словении. Остается жив после того, как бомба падает в нескольких десятках метров от его отеля в Афганистане.

Дважды за время работы в Афганистане его семье сообщают, что Стив «пропал без вести, предположительно погиб». И несколько раз он действительно думает, что все кончено. Но каждый раз продолжает двигаться вперед, навстречу опасности, даже когда трагедия приходит к его собственным дверям.

9/11

10 сентября 2001 года Стив МакКарри возвращается с долгого задания в Китае. На следующий день он вместе с ассистентом разбирает почту в своей квартире у Вашингтон-Сквер-Парк, и тут раздается телефонный звонок: «Пожар во Всемирном торговом центре». МакКарри выглядывает в окно и видит горящие башни-близнецы.

«Я схватил сумку с камерой, поднялся на крышу дома и начал фотографировать. Мы тогда даже не знали, что это были самолеты, потому что у нас на крыше не было ни радио, ни телевизора. Мы думали, что это пожар, страшная трагедия, но его скоро потушат. И тут они рухнули.

Я не мог в это поверить. Я видел, как они взорвались, видел дым, но это было невозможно - то, что их больше нет. Мы с ассистентом побежали вниз, чтобы сфотографировать все на месте. Это было так нереально. Повсюду была мелкая-мелкая белая пыль и офисные бумаги, но больше никакого офисного оборудования: ни шкафов, ни телефонов, ни компьютеров. Все как будто испарилось. Была только пыль, сталь и бумага.

Мы были там до 9 вечера. Я пошел домой, но не мог уснуть, встал в половине четвертого утра и снова пошел туда. Там были полиция, пожарные, солдаты, но мне нужно было все задокументировать. Я прорезал дыру в заборе и провел все утро 12 сентября на месте, где стояли башни, - до тех пор, пока меня не схватила полиция. Но это совершенно точно нужно было задокументировать - и я это сделал».

1 из 5






«Мой дом - Азия»

Сейчас застать МакКарри дома практически невозможно. Если он не ведет семинары для фотографов, то ездит по миру, часто бывая в Азии. «Азия для меня дом. Я люблю эту часть мира. Здесь такая глубокая культура, география, такое разнообразие. Их культура уходит в прошлое на тысячи лет. Архитектура, язык, одежда - все такое особенное».

Но что изумляет его куда больше - то, насколько люди одинаковы. Они одеваются в другую одежду, строят другие дома, едят другую еду. Но все смеются или грустят одинаково. Глубоко внутри все мы принадлежим человечеству.

Сейчас Стивену МакКарри 65 лет, но останавливаться он и не думает. Потому что надо посетить еще столько мест: Мадагаскар, Иран, Россию, вернуться в Тибет. Потому что «ты живешь только однажды, и возможность увидеть мир, всю его красоту, и тайны, и хаос - достойное стремление». Потому что удачный день - «это любой день, когда я вижу что-то новое, исследую мир. А если удастся сделать хорошую фотографию - тем лучше».

Реализация проекта «Умный город», которая должна завершиться к 2024 году, объединит все субъекты страны и города с численностью, превышающей 100 тысяч человек. При таком масштабе необходимо внимательное рассмотрение и оценка существующих технологий и разработок, а также всестороннее обсуждение решений и стратегии развития направления, которое включает в себя внедрение цифровых платформ и сервисов в городское управление, ЖКХ, транспорт, туризм. Основная цель – переход к «Умному городу» – затрагивает представителей различных отраслей. Среди них застройщики, девелоперы, интеграторы, ресурсоснабжающие и управляющие компании, поставщики ИТ-технологий. Все они смогут собраться 23-25 октября на международной выставке HI-TECH BUILDING 2019 – единственной в России и странах СНГ профессиональной площадке рынка автоматизации.

Аналитика Bosch: системы помощи водителю становятся популярнее с каждым годом

Системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и предупреждения засыпания водителя за рулем – только часть функционала, без которого покупатели новых автомобилей больше не хотят обходиться. Популярность оснащения автомобилей системами помощи водителю неуклонно растет. Примечательно, что чаще всего умной парковкой в качестве стандартной комплектации оснащаются автомобили вовсе не премиум-сегмента. Первенство здесь занимают компактные автомобили и модели среднего класса. Об этом свидетельствуют проанализированные компанией Bosch данные о регистрациях новых легковых автомобилей.

ViewSonic анонсировала новые безламповые 4K UHD проекторы X Series для домашнего кинотеатра

Корпорация ViewSonic, ведущий мировой поставщик продуктов для визуального представления информации, после мирового успеха своего ультрапортативного светодиодного кинопроектора M1, отмеченного престижной наградой iF Design Award 2018, расширяет границы в мире сверхпортативных LED-кинопроекторов. В новую эру безламповых "умных" систем для домашнего кинотеатра (Lamp Free Smart Theater) проекторы X Series - это переосмысление границ возможностей домашних развлечений с использованием устройств данного класса.

Объявлено жюри конкурса #SonyAlphaAnimalPortrait

Создать портрет животного не простая задача. Новая функция автофокусировки по глазам животных на камерах Sony позволяет удерживать глаза объекта съёмки и получать резкие, четкие кадры за счет динамического отслеживания. Такое технологическое решение помогает сосредоточиться на творческой составляющей и при этом быть уверенными, что глаза четвероногой модели на портрете будут проработаны детально и без размытия.

Мини-печи BORK W500 и BORK W550: без интеллекта вкусно не поешь!

Компания BORK представляет новейшую серию мини-печей BORK W500 и BORK W550. Оптимальный результат приготовления блюд достигается за счет интеллектуальной системы распределения мощности IQ System - она автоматически регулирует включение независимых нагревательных элементов для равномерного приготовления блюд. Рекордное количество режимов приготовления: гриль, обжарка, выпекание и разогрев...

Новые рабочие станции Dell Precision обеспечивают интеллектуальную производительность самых требовательных приложений

Компания Dell Technologies представляет новые мобильные рабочие станции, оснащенные новейшими процессорами, графикой нового поколения, новыми вариантами дисплеев и обеспечивающие увеличенное время автономной работы. Новинки дают клиентам возможность работать и творить, где бы они ни находились. Предназначенные для творческих людей, стремящихся к инновациям, которым требуется высочайшая производительность и надежность, эти мощные системы полностью оснащены всем необходимым, чтобы справляться с самыми сложными рабочими нагрузками, требующими обработки больших объемов данных или использования сложной графики, будь то работа для очередного прорыва в сфере здравоохранения или редактирование фильма-блокбастера.

Indesit узнал, как распределяются домашние обязанности в России и Европе

Бренд бытовой техники Indesit провел международное исследование в рамках социальной кампании #ЛучшеВместе и узнал, как семьи относятся к проблеме неравноправного распределения домашних обязанностей. Агентство Kantar TNS по заказу Indesit опросило 4 000 респондентов в России, Великобритании и Франции. Так, в России 68% работы по дому по-прежнему выполняется женщинами. Кампания #ЛучшеВместе направлена на привлечение внимания к этой проблеме и призвана вдохновить родителей выйти за рамки гендерных стереотипов при воспитании детей.