Народные промыслы- неувядающая ветвь Жостовские подносы. Наивная живопись русского расписного подноса Название народного промысла по росписи подносов


Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

Жостово




Истоки жостовской росписи восходят к началу 19 века. В то время в нескольких соседних деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникали ремесленные мастерские, которые занимались изготовлением расписных декоративных изделий из папье-маше, покрытых лаком. Художники расписывали шкатулки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество производимых подносов увеличивалось, тем самым вытесняя прочие изделия.
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20 века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос», а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.

Хохлома





Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.

Гжель




Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» - это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.

Федоскино




Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.

Мезенская роспись





Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска Спиши, вставь пропущенные буквы в окончания прилагательных. обозначь орфограмму. 1. Как весело, обув железом остр_м ноги,Скользить по зеркалу

стояч_х,ровн_х рек!А зимн_х праздников блестящ_е тревоги?...2.Редеет облаков летуч_я гряда;Звезда печальн_я,вечерн_я2 звезда,Твой луч осеребрил увядшие равнины,И дремлющий залив, и тёмн_х скал вершины2._________________________________________Найди и подчеркнив словах все знакомые орфограммы.выпиши слова с цифрой 2, разберии оп составу.к каждому подбери и запиши однокоренные слова,выдели корень.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончания прилагательных. обозначь орфограмму. 1. Как весело, обув железом остр_м ноги,Скользить по зеркалу стояч_х,ровн_х рек!А зимн_х праздников блестящ_е тревоги?...2.Редеет облаков летуч_я гряда;Звезда печальн_я,вечерн_я2 звезда,Твой луч осеребрил увядшие равнины,И дремлющий залив, и тёмн_х скал вершины2._________________________________________Найди и подчеркни в словах все знакомые орфограммы.выпиши слова с цифрой 2, разбери оп составу.к каждому подбери и запиши однокоренные слова,выдели корен

Выпиши из текста все словосочитания в которых зависимыми словами являются существительные в форме Т.п ед. или мн.ч. Стояла жара. Мы

шли сосновыми лесами. Кричали медведки. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накалён от зноя . Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз . Там дышали запахом трывы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звёзды. Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег.

Выпиши из текста два прилагательных, пять существительных и три глагола с безударными гласными в корне, рядом напиши проверочные слова.

Спиши выделенное предложение. Подчеркни основу и выпиши словосочитания.

Запиши подчёркнутое слово в начальной форме, сделай его звукобуквенный разбор.

найди в тексте прилагательные.Рядом с ними поставь скобки.В скобках укажи число, род и падеж.Вставь пропущенные окончания.Рядом с выделенными словами в

скобках напиши слова,от осноы которых они образованы.Подчеркни чередования в корнях.Вставь нужные буквы.Вставь пропущенные орфограммы во всех остальных словах.Зимн...м вестник...м не зря называют сн...гиря.Тайну зимн... ДРУЖОК тих... песн...й выдал:"Скоро вып...дет СНЕЖ...У!"Он и правда вып...л.

1.Выпишите из текста два слова с безударными гласными,напишите проверочные слова.

2.Последнее предложение разберите по членам предложения.
3.Выпишите из текста два слова которые нельзя переносить.
Эта птица всем знакома.У ворон сильные ноги,крупный клюв.Перья обычно у неё серые или чёрные.Вороны живут повсюду:в лесах,горах,пустынях.Много ворон живёт в горах.Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

Вставь пропущенные буквы. Выдели нужными значками те части слов, в которых пропущены орфограммы. На пустых строчках запиши нужные форм слова

<оранжевый>. Реши над какими из них ты укажешь род и падеж а над какими только падеж. Третье предложение разбери по членам предложения.
Оранжевый мир
Когда Вовка проснулся каюту качало меньше.
Вовка слез с постели и подошёл к окну.
За круглым корабельным стеклом расстилался невиданный мир.
По оранжевому небу плыли оранжевые облака оранжевое небо мигало небо мигало в лучах утреннего солнца из моря встал оранжевый берег.
Среди оранжевых кустов виднелось несколько домиков мимо них по дороге в клубах оранжевый пыли, бежал грузовик.
Это был оранжевый мир.
Не в силах вымолвить ни слова, Вовка перебрался к другому окну.
Волшебный мир исчез.
Небо стало голубым море синим берег зелёным и жёлтым.
Вовка протёр глаза однако ничего не изменилось.
Тогда он вернулся к первому окну и мир снова стал оранжевым.
Тут Вовка присмотрелся к стеклу и понял старое толстое стекло было мутно жёлтым.

Выпиши из текста 10 слов с орфограммой безударные гласные в корне проверяемый ударение. Орфограмму подчеркни. Рядом напиши проверочные слова.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________

Выделенное слово разбери как часть речи
Выделенное слово (За круглым)
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________

Тема урока: «Народные промыслы – неувядающая ветвь»

Цели урока:

Познакомить учащихся с народными промыслами России – жостовской росписью металлических подносов.

Формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, бережного отношения к культурному наследию.

Оборудование: тонированная бумага, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд : репродукции жостовских подносов, компьютерная презентация.

Ход урока

1.Организационныц момент.

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку.

2.Вступительное слово учителя.

- Какими только промыслами не богата Россия! Складывались они из местных ремёсел: где – гончарного, где – плотницкое, где – резного или токарного. По традиционным способам художественной обработки металла, по выработанным приемам лепки и украшения посуды, по росписи и отделки бытовой утвари сразу можно отличить рукотворные изделия, появившиеся на свет в том или ином центре русских промыслов. Ведь в каждом из очагов народного творчества мастера придерживаются своего стиля, формы, манеры декоративного решения. (Слайд 3)

Красивые черные лаковые подносы, расписанные яркими цветами, можно увидеть в России чуть ли не в каждом доме. Прежде на такой поднос ставили самовар, позже – чайник, ну а сейчас он чаще служит декоративным украшением, чем применяется по прямому назначению. (Слайд 4)

Особенно ценятся подносы, которые производятся в селе Жостово, недалеко от Москвы. (Слайд 5)

Начало этому промыслу 200 лет назад положили братья Вишняковы. Они основали мастерскую, где стали расписывать металлические подносы, используя народные орнаменты. (Слайд 6)

Классический жостовский поднос выглядит так: он чёрного цвета, по краю идет тонкая, еле заметная золотая узорная окантовка. А по середине словно расцвел красными, синими, белыми, желтыми цветами, вперемешку с зелеными листьями и травами – изумительный жостовский букет. Цветочный букет прост и выразителен. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева цветов роза, алые маки, астры и георгины. Дополнять композицию могут мелкие цветочки ромашки, васильки, колокольчики.

Технология изготовления подносов. (Слайд 7-12)

1. Изготовление подносов.

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенных размеров. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа пресс форм, затем происходит бортовка подноса, т. е. закатка его краев. Кованные подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3 – 5 карт металла, далее при помощи молотка и наковален форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальни молотком.

2. Подготовка под роспись.

Отжиг, обезжиривание, грунтовка, нанесение черной эмали в два – три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.

3. Художественная роспись.

Жостовские мастера пишут маслеными художественными красками, разбавленные льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап Замолевка. В замолевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбавленными красками одновременно на нескольких подносах. Создается букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляет под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба, росписи и фона подноса. Замолевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов, при определенной температуре.

Выправка.

Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенов и привязка.

4. Нанесение орнамента.

Борт подносов украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

5. Отделка.

На изделие с живописью наносят 2 – 3 слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

Этапы росписи жостовских подносов. Ручная роспись.

(Слайд 13-21)

Грунтовка

1. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще он бывает черным, но может быть и белым, кранным, синим, бирюзовым и т. д.

Замолевок

2. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов, фруктов и листьев в соответствии со своим замыслм.

3. Следующий этап росписи после замалевка. Полупрозрачными красками наносят цветные тени. Слово «тенежка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.

Прокладка

4. Самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть – уточняются многие детали, высвечивается и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка

5. Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертежка

6. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка

7. Последний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

8. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Формы подносов. (Слайд 22)

Жостовские металлические подносы разнообразны по форме: подносы многоугольные, подносы круглые, подносы овальные, подносы комбинированные.

Галерея. (Слайд 23)

Ответим на вопросы (Слайд 24)

1. Где зародилось производство жостовских подносов?

2. Кто основал этот промысел?

3. В чем особенность жостовской росписи?

4. Назовите основные формы подносов?

5. В каких еще народных промыслах используют цветочную композицию?

3. Практическая часть (Слайд 25)

Задание. Выполнить аппликацию «Жостовский поднос».

Пояснение к выполнению задания.

Памятка «Выполним аппликацию»

1. Из черной бумаги вырезаем форму подноса и наклеиваем на формат бумаги (белой) или в альбоме на лист.

2. В центре подноса начинаем размещать вырезанные цветы и листья в форме букета.

3. Вырезаем и наклеиваем тонкий кант, и поднос готов.

Чтобы вырезать симметричный поднос, необходимо черную бумагу свернуть 2 раза и только потом вырезать.

В зависимости от желаемого количества лепестков в цветке, вырежем бумагу различными вариантами: свернем прямоугольную полоску бумаги 2 раза пополам, вырежем и получим цветок с четырьмя лепестками, свернем квадрат по диагонали 3 раза, вырежем и получим восьмилепестковый цветок.

Схема вырезания листьев.

4.Практическая работа учащихся

Учащиеся выполняют аппликацию самостоятельно. (Слайд 26)

5. Итог урока

Просмотр работ учащихся. Выбор лучших и анализ выполненных аппликаций жостовского подноса. Выставление оценок.

МБОУ «Булгаковская средняя общеобразовательная школа»

Кочкуровского района Республики Мордовия

Разработала учитель изобразительного

искусства и МХК.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Неувядающая ветвь. Народные промыслы русской культуры.

Народные промыслы – живая ветвь русской культуры. Какими только промыслами не богата Россия! Складывались они из местных ремесел: где – гончарного, где – плотницкого, где – резного или токарного. По традиционным способам художественной обработки материала, по выработанным приемам лепки и украшения посуды, по росписи и отделке бытовой утвари сразу можно отличить рукотворные изделия, появившиеся на свет в том или ином центре русских промыслов. Ведь в каждом из очагов народного творчества мастера придерживаются своего стиля, формы, манеры декоративного решения.

Ни жары, ни стужи Нарядная золотистая посуда из дерева с XVII века известна как хохломская, или просто хохлома. Это название идет от старинного торгового села под Нижним Новгородом. Здесь из липы выделывают ложки, миски, крынки, шкатулки, коробочки, ларцы, солонки, перечницы … Да разве перечислишь все красивое и полезное в обиходе, что рождается в руках хохломских умельцев! Говорят, технику изготовления своей посуды местные мастера переняли у древних иконописцев. Те первыми научились получать с помощью подогрева в печи лаковую поверхность с золотистым оттенком. Но до этого заготовку обтачивают, просушивают и покрывают слоем жидкой глины; потом смазывают поверхность льняным маслом, снова просушивают и наносят на нее раз за разом четыре слоя олифы. Затем еще раз сушат, но не до конца, чтобы лучше лег и закрепился специальный металлический порошок (в стародавние времена – из серебра и олова, а позднее – алюминия). Следующая стадия – роспись изделия характерным рисунком красного и черного цвета в виде затейливых узоров и травяного орнамента. После чего наступает черед покрытия посуды лаком и закаливания ее в печи. Про хохлому говорят, что она не боится ни жары, ни стужи. И это действительно так: даже под воздействием кипятка и холода лак не сходит, краски сохраняются, и по происшествии нескольких лет деревянная ложка или чашка выглядит как новая.

Гжель Красивую посуду в подмосковной деревне Гжель начали изготовлять давным-давно. Уж очень хороша для гончарного промысла была здесь глина. Поначалу делали из нее обычную столовую утварь, кирпич да черепицу, позднее «черные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия, а со второй половины XVIII века в Гжели стали производить майолику – посуду из обожженной глины, покрытую глазурью. Да еще по белой поливе пустили многоцветную роспись. И пошло дело! Почти два столетия от заказчиков и покупателей отбоя не было. Но оригинальный стиль, по которому узнается сегодня продукция из Гжели, был найден лишь в 20-е годы XX века. Именно тогда художник Наталья Бессарабова применила синюю кобальтовую роспись по полуфаянсу. И Гжель заиграла, раскрылась во всей своей красе. С тех пор гжельский фарфор традиционно украшают нарядные, написанные сочным ярко-синим цветов цветы, листья, букеты, цветочные гирлянды.

Городец Как и Хохлома, нижегородское село Городец с незапамятных времен знаменито искусной резьбой по дереву. Городецкие мастера, помимо посуды и мелкой домашней утвари, вырезали нарядные крылечки, причудливые ставни, наличники, балясины и прочие внешние украшения, оживлявшие крестьянский дом, делали прялки, люльки, качалки, мебель. По плечу им было и строительство судов для русского парусного флота. При Петре I в Городце была одна из первых в России верфей, и корабли выходили оттуда такие ладные, нарядные, богато изукрашенные, что глаз не отвести.

Жостовский букет Красивые черные лаковые подносы, расписанные яркими цветами, можно увидеть в России чуть ли не в каждом доме. Прежде на такой поднос ставили самовар, позже – чайник, ну а сейчас он чаще служит декоративным украшением, чем применяется по прямому назначению. Особо ценятся подносы, которые производятся в селе Жостово, недалеко от Москвы. Начало этому промыслу 200 лет назад положили братья Вишняковы. Они основали мастерскую, где стали расписывать металлические подносы, используя народные орнаменты. Классический жостовский поднос выглядит так: он черного цвета, по краю идет тонкая, еле заметная золотая узорная окантовка. А посередине словно расцвел красными, синими, белыми, желтыми цветами, вперемежку с зелеными листьями и травами изумительный жостовский букет.

Лаковая миниатюра В конце XVIII века купцом П.И. Коробовым было основано производство лаковых изделий. С тех пор сложились четыре основных центра, где умелые и талантливые мастера успешно работают с художественными лаками. Это Федоскино (35 км от Москвы), Палех и Холуй в Ивановской области и Мстёра во Владимирской области. Унаследовав приемы русских иконописцев-ремесленников, миниатюристы расписывают лаками коробочки и шкатулки из папье-маше, броши и заколки, деревянные футляры и сувенирные пеналы… Каждая лаковая миниатюра - это произведение искусства, маленькая и тщательно выполненная картина с тонко выписанными видами Московского Кремля, сценками из деревенской жизни, сюжетами из сказок или русской литературной классики. На палехских черно-лаковых изделиях скачут алые, с золотистыми гривами чудо – тройки и сияют ослепительным опереньем фантастические жар – птицы. В миниатюре Мстёры прекрасно переданы красота родной природы, прозрачный, нежный, трогающий сердце пейзаж с излучиной реки, пойменными лугами и раскидистыми вязами вдоль берега. Но что бы не изображали художники – миниатюристы, на всем лежит печать жизнерадостности и исконно русского добросердечия.

Матрешка В русской песенке – потешке поется: Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И еще Матрешечка. Мало кто знает, что, казалось бы, типично русская игрушка – матрешка – на самом деле родом из Японии и в России появилась лишь в конце XIX века. «Отцом» нашей матрешки стал художник Сергей Малютин, который взял за основу привезенную из Страны восходящего солнца фигурку святого с «сюрпризом»: внутри нее оказывалась еще одна. Но русский вариант разъемной игрушки, помимо того, что насчитывал до пятидесяти мал мала меньше спрятанных друг в друга деревянных красавиц в нарядных сарафанах и пестрых платочках, вобрал в себя традиции росписи на Пасху деревянных яиц. Технология изготовления матрешек везде разная. Она отличается и приемами, и росписью в зависимости от места промысла. Но обычно эту игрушку делают из лиственных пород дерева – в основном березы и липы.

Веселые экспонаты Любимое занятие детворы – игра. Издавна повелось на Руси ладить детям на забаву всевозможные поделки. Это искусно вырезанные из дерева фигурки людей и животных, тряпичные и соломенные куклы, глиняные свистульки и, конечно, знаменитые на весь мир матрешки. В старинном городе Сергиевом Посаде, что недалеко от Москвы, есть музей игрушки, где собрано несколько тысяч забавных экспонатов. Человечки с уморительными рожицами из цветной керамики, кони – каталки, ярко расписанные погремушки, берестяные мячики, узорные пасхальные яйца – чего тут только нет! А материалом могли служить прутья и щепочки, бумага и папье-маше, металл и стекло, грубая ткань и тонкое кружево, мех и разноцветные лоскутки... Например, куклы- «лесовики», широко распространенные от Вятки до Вологды, делались из дерева, мха, шишек и травы. Музей игрушек не случайно находится в Сергиевом Посаде. Этот город с XVII века известен как «игрушечная столица» России. Забавные деревянные игрушки, которые вырезали в селе Богородском, что неподалеку от Троице-Сергиевой лавры, так и называли – « потешки ». Поедет в базарный день крестьянин на монастырский торг и непременно купит детишкам какую-нибудь занятную вещицу из дерева: коня, петуха, зайца, а то и льва. Особенно большую радость доставляли двигающиеся игрушки: медведи в кузне, поочередно ударяющие молоточком по наковальне, или медведи – плясуны, которые, когда их дергали за веревочку, шевелили лапами. С воскресного или праздничного базара привозили выточенные из дерева волчки. Для грудничков были предназначены задорные погремушки из дерева или кости: нехитрые изделия в форме шара или бочонка, внутрь которых насыпали горох. Поднимают настроение яркие игрушки из раскрашенной глины в виде фигурок людей и животных. По месту изготовления – слободе Дымково, близ Вятки (сейчас Киров) – их так и называют: дымковские.

Дымка Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот – на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливистые свист. Оттого и прозвали этот весенний праздник – «Свистунья». Проходит зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так каждый год. Много, много лет. Сто. Сто пятьдесят. А может, и более того. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, - художественные мастерские дымковские игрушки. Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками, коробки с яйцами. Молоко. Вот почти и все, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, увидевший глиняных коников, сказочных, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, кавалеров и барышень, водоносок, диковинных оленей, козу и семерых козлят. А то и дрессировщиц с собачками, веселую карусель. Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется все просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – оказалась это юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик приделала и … поставила фигурку сушиться. Стоит водоноска, сохнет. А мастерица новую водоноску лепит. Глядишь – совсем другая: кокошник по-иному, на юбочке передник с оборками, а коромысло не на двух плечах, а на одном.

А раньше игрушки закаляли в русских печах. Топили жаркими березовыми дровами и ставили в печь. Из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие. Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Но, оказывается, еще не все закончено. Предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб лепесточки не улетели. Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барыням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки… И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь это все из глины. А посмотришь на глину – ничего на ней, кроме крапивы, не растет…

Филимоново Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг Филимонова мало. Но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Из этой глины делали разную посуду и игрушки, да не простые, а только свистульки для праздников: зверушек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, и в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов. А медведи – на забавных змей –Горынычей. И все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают в основном полосками: красная – желтая – зеленая, красная – желтая – зеленая. Взглянешь – в глазах рябит-слепит, как от солнышка. Теперь в Филимонове глиняную посуду не делают, только игрушки-свистульки лепят. Руки у филимоновских мастериц сильные, теплые и ласковые-ласковые. На лавке уже много глиняных влажных водоносок сохнет. Ждут обжигания в печи. Сейчас в мастерских специальные печи обжига.

Каждая игрушка, еще когда комочком глины была, уже, наверное, чувствовала, как они согревали ее в своих ладонях, как потом осторожно разминали и грели, как раскатывали, вытягивали, вылепляли тело фигурки, голову, ноги… Потом фигурки несут к земляным печам, которые устроены близ деревни в овраге. Ставят их ряд за рядом на березовые поленья. Дров много, и горят они долго и сильно. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А когда дрова прогорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело-розовыми и твердыми, как камень. И тут только начинается роспись. Да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного пера – пристает. Теперь в Филимонове делают даже огромные игрушки – ростом с больших – больших кукол. Ими не только можно играть, но и украшать квартиры. Потому что народные игрушки оказались и самыми лучшими украшениями: поставишь на любую полку – и вокруг сразу праздник.



Бог создал меня самым счастливым человеком и поручил мне прославить любовь на земле.

М.М.Пришвин


Сравнить тексты

  • Красивые чёрные лаковые подносы, расписанные яркими цветами, можно увидеть в России чуть ли не в каждом доме. Особенно ценятся подносы, которые производятся в селе Жостово, недалеко от Москвы.

Начало этому промыслу200 лет назад положили братья Вишняковы. Они основали мастерскую, где стали расписывать металлические подносы, используя народные рисунки.

2 . В нашем доме на стене висит красивый жостовский поднос. Он - чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине словно расцвёл красными, белыми, синими, жёлтыми цветами вперемешку с зелёными листьями и травами изумительный букет.

Мне очень нравится этот поднос, его подарила нам моя бабушка.


Текст ОПИСАНИЕ-

1.Т ип речи , цель которого описать предмет, растение, человека, помещение, природу. 2. Основные средства в художественном описании: - красочные определения, сравнения. 3. При написании в художественном стиле важно отобрать значимые для вас детали


Вставить подходящие по смыслу прилагательные

СНЕЖИНКА

Какая …. снежинка села на мою ладонь! …., ….., она была похожа на …. на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть ….. лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно …….. шестиконечная звёздочка.


СНЕЖИНКА

Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звёздочка


ОПИСАНИЕ

ПЛАН

I. Общее впечатление от предмета.

II .Признаки предмета

(величина, цвет, форма, материал, назначение)

III. Определи свое отношение к предмету


ПАМЯТКА «Как составить текст-описание»

  • Помни: описание – словесное рисование.
  • Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать.
  • Выдели признаки предмета.
  • Подумай, какие слова и словосочетания употребишь, чтобы описание было более точным. Используй сравнения – они оживляют описание.
  • Начни сочинение верно: войди в тему с первого предложения.
  • Заверши сочинение, сделав вывод. (чем тебе близко то, о чем ты пишешь, как изменило твою жизнь его появление и т.д.)

НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА (6-7 предложений)

  • 1 ряд – Снегири
  • 2 ряд- Кленовый лист
  • 3 ряд - Ромашки

  • Я увидел стайку птиц на старой рябине около дома. Стояла зима, все вокруг было покрыто снегом. А эти птички казались яркими пятнами посреди зимы! У них были розово-красные грудки! Таких птиц я раньше видел только на картинках.
  • Папа сказал мне, что это снегири. Я присмотрелся к ним поближе. Они распушились и напоминали живые шарики. Головки у них были черного цвета. Короткими клювиками снегири вытаскивали из-под снега красные ягоды рябины и клевали их.
  • Поверх своего бело-алого наряда снегири как будто надели строгие пиджачки. Или даже серые фраки с длинными черными хвостами. Снегирь - настоящий зимний щеголь.

РОМАШКА

  • Говорят, в каждом растении хранится частица солнышка. Это действительно так. А многие цветы очень похожи на его деток.
  • Например, обыкновенная лекарственная ромашка, которую можно встретить везде: и на лугу, и на лесной поляне, и в саду возле дома. Ее белоснежные лепестки так напоминают солнечные лучики, собранные вокруг бархатной желтой серединки. Крепкий разветвленный стебелек ромашки тянется к солнышку, подставляя лепестки-ладошки. Хотя цветочки у ромашки некрупные, их нельзя не заметить. Они выглядывают из высокой травы, как любопытные птенчики из гнезда.
  • Особенно красива ромашка на рассвете, когда ее украшают бриллиантовые капельки росы, а завороженные горьковато-пряным ароматом насекомые кружат вокруг нее в танце

  • Молодой клён в хвойном лесу, кажется, это не дерево, а стая жёлтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.
  • Чуть тронуть деревцо- и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными красными ножками.
  • М.Пришвин


Найти выразительные средства, выписать поэтические находки автора.

  • Одуванчик - простенький желтый цветок, который весной растет всюду, где есть хоть клочок земли и светит солнышко. Совсем маленьким я часто смотрел на эти цветы, видел, как они «седеют» и становятся пушистыми белыми зонтиками. Мне это казалось необычным, ведь с другими цветами ничего подобного не происходило. «Седые» одуванчики я почему-то никогда не срывал, как-то не случалось. А однажды сорвал и решил понюхать, нежные, пушистые, они трепетали в моей руке, а я как будто ожидал чуда.

Задачи: Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные:

Знать особенности текста описание;

Учить детей создавать текст по типу речи описание;

Формирование надпредметных компетенций:

учебно-организационные:

Определять учебную задачу,

Оценивать свою учебную деятельность;

учебно-информационные:

Работать с текстом

учебно-коммуникативные:

Развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

Умение выслушивать мнение других

Коммуникативные компетенции:

Работать в коллективе, прогнозировать свою работу, .