Самые знаменитые военные фотографы. Евгений халдей — фотограф войны, фотограф победы. Имя Евгения Халдея известно немногим, его фотографии – всем

Фотография в том виде, какой мы её знаем, была представлена общественности в 1840-ых. Она была предложена, как окончательное изображение действительности и вечное заключение истории - в отличие от искусства или прозы, фотографии не легко изменить, или подделать. Они использовались, чтобы изобразить ужасы и истины войны, сообщить общественности о конфликтах во всем мире и подсознательно внушать важность национальной гордости и патриотизма, демонстрируя храбрость и отвагу молодых солдат на линиях фронта. Сегодня военная фотография приняла пугающий оборот, манипуляция и изменение - повестка дня, и часто трудно подтвердить их подлинность. Многие фотографии в этой подборке были подвергнуты сомнению и подробно исследовались, но их воздействие на мир оказалось очень сильным, несмотря на сомнения и критические замечания.

10. Бомба "Толстяк", 1945 год.

Это одна из самых известных фотографий в мире. Она изображает ядерный удар по Нагасаки, куда была сброшена бомба "Толстяк" 9-ого августа 1945. Американская бомбежка Японии на заключительных этапах Второй мировой войны стерла с лица Земли три городских мили и молниеносно убила 70,000 человек и еще многих посредством радиоактивного облучения в последующие годы. В то время, новости об атомной бомбежке сердечно приветствовались в Америке, подкрепляемые этим изображением (работала цензура фотографий, запрещая показывать смерть и человеческие жертвы). Несколько лет спустя, однако, документальные фильмы и фотографии были раскрыты, и мир узнал об ужасной человеческой трагедии. С тех пор эта фотография используется, чтобы представлять истинный характер войны и опаснейший потенциал человеческих изобретений.

9. Доктор Фриц Кляйн стоит в братской могиле в Белсене.

На этой известной фотографии доктор Фриц Кляйн, врач лагеря, стоит в братской могиле в концентрационном лагере Бергена-Белсен. Его главная обязанность была выбором заключенных, чтобы отправлять в газовые камеры. С 1942-1944 сюда на поездах привозили евреев, цыган, людей с ограниченными возможностями, советских военных заключенных, гомосексуалистов, "Свидетелей Иеговы" и других политических и религиозных противников. Здесь, после процесса выбора, заключенных заставляли работать по 12-15 часов. Более слабых, более старых и беспомощных посылали непосредственно в газовые камеры (где в конечном счете оказывались все). От тел избавлялись, закапывая их в братских могилах, или сжигая на кострах.


8. Гражданское сопротивление, 1943.

Варшавское гетто в Польше было самым большим в оккупированной нацистами Европе и было основано в 1940, чтобы "содержать" 400,000 евреев в колючей проволоке. Болезнь, голодание, нападения и убийства охранниками подкосили жителей, которые, несмотря на все это, основали подпольные организации, чтобы управлять школами, больницами, приютами и местами отдыха. Эта фотография показывает последствие всемирно известного Варшавского сопротивления в 1943, в котором нацистские силы были атакованы самодельным и ввезенным контрабандой оружием. Позже 13,000 человек были убиты в гетто, а остальные были захвачены и высланы в концентрационные лагеря. Снимок выше делался нацистским солдатом и был издан немецкой прессой с заголовком, “Насильственно выведенные из выгонов". Фото позже использовалось в качестве доказательств против нацистских чиновников на Нюрнбергском процессе 1945-46.


7. Пляж Омахи, день "Д", 1944 год.

Роберт Капа, венгерский боевой фотокорреспондент, известен снимками, которые он делал во время Второй мировой войны и благодаря которым мир смог взглянуть на действительность войны. Эта фотография показывает вторжение 6-ого июня 1944 в оккупированную нацистами Нормандию британскими, американскими, канадскими и Свободными французскими войсками. О нехватке фокусировки сообщается, как об ошибке молодого стажера. Журнал Life, на который работал Капа, принял решение издать изображение так или иначе, поскольку оно передавало усилия Союзных войск, плывущих к пляжу Омахи под огнем артиллерии и пулеметами. Именно этот вид фотографии поднял национальную гордость и по сей день отдает честь погибшим солдатам самой кровопролитной войны.


6. Падающий солдат, испанская гражданская война, 1936.

“Лоялист Ополченец в момент Смерти” - официальное название этой фотографии, которая изображает момент, когда ополченец застрелен и почти в замедленном движении падает на землю. Упавшим человеком, как говорят, является Федерико Боррель Гарсия, испанский республиканский солдат анархист. До 1970-ых об изображении говорили, что это одна из самых печально известных и поразительных фотографий испанской гражданской войны. Позже подлинность этого снимка была подвергнута сомнению.


5. Генерал Нгуен Нгок Лоан казнит пленного Вьетконговца, Вьетнам, 1968.

Эта получившая Пулитцеровскую премию фотография Эдди Адамса находится среди самых известных военных фотографий всего времени. Человек с оружием - генерал Нгуен Нгок Лоан, Руководитель Государственной полиции республики Вьетнам. Казненным является Нгуен Ван Лем, солдат Вьетконга. История утверждает, что заключенный был найден около канавы, заполненной телами 34 полицейских и их родственников. Шум, созданный этой фотографией, открыл новую главу в мире фотожурналистики: “картина стоит одну тысячу слов.” Изображение стало антивоенным символом, но Адамс ответил: “Я убил генерала своей камерой …, но о чем фотография не говорит, так это о том, "Что бы Вы сделали, если бы Вы были генералом, и в тот жаркий день поймали плохого парня, который убил солдат и их семьи?”.


4. Обрушение статуи Саддама Хусейна в Багдаде, 2003 год.

Эта фотография, самая новая из этой подборки, имела значительное символическое влияние. Как символ его всеобъемлющей власти, культ личности Саддама пленил иракскую культуру; статуи, портреты и плакаты были построены в его честь по всей стране, и его лицо было показано всюду, от фасада зданий, школ и аэропортов, до поверхности национальной валюты. Когда режим Саддама был свергнут в 2003 году, изображения разрушения большой статуи в Багдаде были переданы по телеканалам всего мира.

3. Сожжение заживо во Вьетнаме, 1972.

Эта фотография является одной из самых жутких и выворачивающих сердце в современной истории. Обнаженная девочка в центре, Фэн Тай Ким Фук, является жертвой Южного вьетнамского нападения с применением напалма. Она убегает из разбомбленного участка, буквально сгорая заживо. В 1972 Южные вьетнамские самолеты, в согласии с американскими вооруженными силами, сбросили бомбу напалма на деревню Транг, в то время занятую Северными вьетнамскими силами. Фотография заработала для фотографа Ника Ута Пулитцеровскую премию, несмотря на общественность и сомнения президента Никсона относительно ее подлинности. Но он непреклонно доказал подлинность, обнародовав детали небольшой Больницы Баркси в Сайгоне, где 9-летнюю Ким Фук лечили больше 14 месяцев. Девочка выжила и стала основателем Фонда Ким Фук в 1997, обеспечивая медицинскую и психологическую помощь детям жертвам войны.


2. Американский флаг над Иводзимой, 1945.

Подъем флага в Иводзиме является довольно известной военной фотографией. Флаг был поднят пятью американскими морскими пехотинцами и одним корпсманом на Горе Сурибачи в 1945. Немногие знают, что это был второй флаг. Первый был слишком маленьким и не был виден издалека. Фотограф Джо Розенталь, который получил Пулитцеровскую премию за изображение, прибыл как раз к установке второго флага.


1. Знамя победы над Рейхстагом, 1945 год.

Всемирно известная фотография была сделана Евгением Халдеем и облетела весь мир. На самом деле, это постановочный снимок, выполненный по заданию ТАСС 2 мая 1945 года. Настоящий же флаг был установлен днем ранее, а помимо него было установлено и множество других красных знамен. Фотограф привез с собой знамя и пригласил попавшихся ему солдат сделать драматический снимок. Интересна также история этого снимка, который мог и не попасть в широкие массы. Его изначально забраковали, так как у одного из солдат отчетливо виднелись часы на каждом из запястий. Чтобы избежать обвинения солдат в мародерстве, фотограф удалил часы со снимка перед публикацией.


Bот суть военной фотографии остается незыблемой: вы должны подойти настолько близко, насколько это возможно, и остаться живым, вы должны заставить трагедию говорить, насытить ее эмоцией и художественной ценностью, вы должны сопереживать, оставаясь при этом объективным.

Хавьер Манзано «Самая ужасная в эмоциональном плане ситуация для любого фотографа - это когда он вступает в зрительный контакт с тем, кого он снимает, и осознает, что на самом деле абсолютно ничем не может ему помочь».

Хавьер Манзано переехал с семьей из Мексики в США в 18 лет, так что неудивительно, что особое место в его репортажах занимают темы нарковойн и событий вблизи мексикано-американской границы. В 2011-м он получил свой первый приз World Press Photo за фотографию из мексиканского Сьюдад-Хуареса - одного из самых криминогенных городов в мире, а спустя год отправился снимать войну в Сирии. Итогом этой командировки становятся две крупные фотоистории, отмеченные Пулитцеровской премией.







Реми Ошлик
«Война хуже наркотиков. В какой-то момент она превращается в ужасное путешествие, в кошмар, но потом, как только опасность спадает, возникает непреодолимое желание вернуться назад и получить еще больше».

Реми Ошлик с детства мечтал стать военным фотографом, и уже в 20 лет ему удалось свою мечту исполнить. В 2004-м он поехал снимать политический кризис на Гаити, а вернувшись, получил за него премию Франсуа Шале. Ошлик продолжил снимать в экстремальных условиях: демонстрации в родной Франции, Гаити, объятый эпидемией холеры, арабские конфликты. Он прекрасно знал максиму великого Роберта Капы о том, что в близости к объекту съемки кроется хороший кадр. Однако привычка быть в центре событий сыграла с ним злую шутку, и 22 февраля 2012-го во время бомбардировки Хомса Ошлик погиб.







Джеймс Нахтвей
«Я наполовину глухой. У меня повреждены нервы и постоянно звенит в ушах, а бывает, что я и вовсе ничего не слышу. Наверное, я оглох из-за того, что не вставлял в уши затычки. Все потому, что я хотел слышать».

Джеймс Нахтвей - один из самых знаменитых фотографов современности. Он начал свою карьеру в далеком 1976-м и с тех пор побывал в горячих точках по всему миру, пять раз получал золотую медаль Роберта Капы, дважды был отмечен World Press Photo, состоял в знаменитом Bang Bang Club, а также стал главным героем документального фильма War Photographer. В 2003 году уже немолодой Джеймс Нахтвей получил ранение во время атаки на военный конвой в Багдаде, но довольно быстро сумел оправиться. Нахтвей - вообще удивительный пример удачной карьеры военного фотографа: он знаменит, его снимки востребованы, ему 65 лет, и он все еще жив.









Денис Синяков
«Работа фотожурналиста сегодня сильно изменилась. Теперь он все чаще снимает не на линии фронта, а где-то там, в глубине».

Пример фотографа Дениса Синякова показателен: опасность подстерегала его во время съемок военных конфликтов, но настигла в мирном Печорском море. 19 сентября 2013 его задержали вместе с командой судна Arctic Sunrise за акцию у платформы Приразломная. И хотя Синяков выполнял лишь свои обязанности фотографа, он получил обвинение в пиратстве (сейчас его квалифицируют как хулиганство) и два месяца в СИЗО.

На личном сайте фотографа можно найти репортажи с грузино-российского и ливано-израильского конфликтов, съемки деятельности команды медицинской эвакуации (Medevac) в Афганистане и многое другое.

Кроме того, Денис Синяков известен тем, что снимал концерт панк-группы Pussy Riot, подготовку и саму акцию «Украду за Путина» группы Femen, а также суд над Михаилом Ходорковским. Однако в портфолио Синякова входят не только политические темы: он снимал быт ненцев, лесные пожары, жителей деревни-призрака Муслимово и многое другое. В последнее время фотограф уделял большое внимание своему проекту Changing Face of Russia, в котором коснулся такой сложной темы, как миграция в Россию граждан из стран бывшего СССР.









Зориа Миллер
«Чтобы стать фотожурналистом, достаточно любой техники, способной сделать фотографию, включая сотовые телефоны с камерой, одноразовые или просто малобюджетные фотоаппараты. Я начал свою карьеру с обычной 6-мегапиксельной камерой, и вы до сих пор можете увидеть эти снимки в моем портфолио».

Американский фотограф Зориа Миллер имеет особый интерес к фотографиям военных столкновений. В свое время он работал в «Красном кресте» и участвовал в волонтерских программах по оказанию помощи странам третьего мира. Сегодня он старается уделять особое внимание различным фондам и гуманитарным организациям. Специфическая красота и выразительность некоторых кадров может посоревноваться даже с легендарной высадкой в Нормандии в исполнении Роберта Капы.







Рон Хавив
«Я поехал в Словению, первую республику, которая встала на путь отделения, после того, как прочитал небольшую статью в газете про национальные движения и возможную войну. В итоге я провел около пяти лет между 1991 и 2001 годами, документируя то, как растворялась страна в различных войнах».

Военный корреспондент родом из США начал снимать вооруженные столкновения еще в конце 1980-х, а его звездный час пришелся на время Югославских войн. В его репортажах запечатлены драматические эпизоды битвы за Вуковар и осады Сараево, а также деятельность знаменитого сербского формирования «Тигры Аркана». Именно снимая «тигров», Хавив сделал знаменитый снимок в боснийском городе Биелина. Эта фотография стала одним из символов Югославской войны в целом и военных преступлений в частности. На ней солдат из «Тигров Аркана» бил ногой по телу одного из гражданских, только что убитых его товарищами.

Свою фотографическую деятельность Хавив продолжил и после Югославии. На его счету фотографии нарковойн в Мексике, гражданской войны в Шри-Ланке, фоторепортаж о последствиях российско-грузинского конфликта, а также о войне преступных группировок в Лос-Анджелесе.







Ману Брадо
«Часто мы прячемся за фотоаппаратами, чтобы ничего не чувствовать. Тогда мы думаем: это работает, а это нет, это трогает, а это нет, это может привлечь внимание. Мы словно превращаемся в камень. А когда ты возвращаешься домой или добираешься до отеля и начинаешь редактировать снимки, ты начинаешь чувствовать все то, что произошло в течение дня».

Испанец Ману Брадо успешно завершил обучение искусству фотографии в Овьедо и Мадриде, после чего нашел себя в славном деле военного корреспондента и стал частью агентства Associated Press.

В этом году он получил Пулитцеровскую премию за фотографию из осажденного Алеппо, где поймал невероятный по силе трагический кадр, на котором отец держит на руках умирающего сына. Особое внимание следует уделить и его репортажам из Ливии, которые дались Брадо с большим трудом, так как в апреле 2011-го ливийская армия заключила фотографа под стражу, продержав в заключении больше месяца.





Фабио Букьярелли
«Каждый конфликт оставляет нестираемые следы, рубцы, которые ты несешь в себе. То, что остается, - это горе и боль матерей, которые потеряли детей во время бомбардировок, слезы счастья народа, который освободился от диктатуры, тысячи гражданских, которые покидают свои дома в поисках безопасного места, люди, которых ты встречаешь по пути, с которыми разговариваешь и делишь кусочек своей жизни…»

Букьярелли начал карьеру фотожурналиста всего лишь четыре года назад, но сегодня он уже отмечен двумя крупнейшими фотоконкурсами (второй приз World Press Photo 2013, третье место Sony World Photo Award 2013), а также публикациями в изданиях с мировым именем (The Times, The Guardian, The Wall Street Journal и La Repubblica).

Итальянец получил диплом инженера в Политехническом университете Турина, проработал по специальности около года, а потом взял и радикально сменил род деятельности. В 2009-м он уехал на съемки в Турцию и Иран, но прославился, лишь вернувшись домой. 6 апреля 2009-го началось сильнейшее землетрясение, которое практически стерло с лица земли город Акуила, столицу региона Абруццо. После снимков последствий этой ужасной трагедии о Букьярелли и узнали в мире фотографии.

Позже, уже с началом Жасминовой революции и войны в Ливии, он смог проявить себя в военной фотографии. Сегодня Букьярелли - признанный мастер своего дела, автор книги «Запах войны» и журналист, чьи статьи успешно публикуются в крупных итальянских изданиях. На его сайте можно найти снимки из военной Ливии, современной Сирии, репортажи о столкновениях в Мали и серию снимков, посвященную малоизвестному конфликту между национальным округом Карен и Бирмой.







Пол Хансен
«Мы приехали в Ливию, в Триполи, вокруг царил хаос, опасность, мы никого не знали и нам нужен был переводчик. В холле отеля мы встретили довольно много местных, один из них оказался инженером. Это был приятный человек, спокойный, с добрыми глазами, ему было около 60-ти, это не был молодой парень в поисках наживы. В итоге мы спросили его, может ли он помочь нам, и он согласился, но сказал, что сможет поработать лишь половину дня, так как его сына вчера убили».

Мало кто может остаться равнодушным при виде фотографии Gaza Burial, изображающая скорбящих родственников и детей, убитых во время бомбардировки сектора Газа. Этот снимок настолько силен и эмоционально наполнен, что после его победы в World Press Photo 2013 нашелся эксперт, который заявил, что это не просто фотография, а некий хитроумный коллаж. Однако жюри и эксперты крупнейших мировых фотоконкурсов, проанализировав снимок, пришли к выводу, что это все же не коллаж и не пресловутый Photoshop.

Хансен - фотограф с достаточно большим стажем, один из немногих военных корреспондентов, предпочитающих работу в штате (шведское издание Dagens Nyheter), а не фриланс. При этом интересы фотографа простираются далеко за пределами спокойной Швеции, благодаря чему на его личном сайте можно увидеть репортажи из современного Афганистана, проблемного Конго, Кении, оккупированного Ирака и протестного Бахрейна.



Уолтер Астрэде
«Вместо того чтобы думать: „Опять он нам показывает жестокость“, я надеюсь, люди начнут думать: „А что я могу сделать, чтобы изменить это?“»

Уолтер Астрэде родился в Буэнос-Айресе и свою карьеру начал в местной газете La Nacion, а окончательно сформировался как фотограф после продолжительной поездки по Южной Америке. Сейчас он живет в Барселоне, занимается крупным фотопроектом, посвященным жестокому обращению с женщинами, и преподает фотографию.

Зайти на сайт следует хотя бы ради двух его фоторепортажей: Bloodbathon Madagascar и Kenya Post Election Violence. Это страшное зрелище для аудитории с крепкими нервами, квинтэссенция войны, реалистичный рисунок конфликтов на черном континенте.









Что такое военная фотография? Искусство или способ запечатлеть правду, разновидность пропаганды или оружие против войны? Если и есть однозначный ответ на этот вопрос, то кроется он в судьбах военных фотографов, в их готовности пренебречь любой опасностью ради одного единственного снимка.

Самый первый

Роджер Фентон стал первым официальным военным фотографом, а Крымская война - первой войной, правда о которой дошла до широкой публики. Однако Фентон выступал, скорее, на стороне тех, кто эту правду пытался приукрасить. В Крым он был послан по настоянию принца-консорта Альберта с целью успокоить английское общественное мнение и показать британскую армию и саму войну в выгодном свете. Фотограф избегал снимать мертвых и раненных солдат, разрушения, оставленные в ходе боевых действий, и делал это не только из-за собственной лояльности, но и из-за несовершенства фототехники. Громоздкое и тяжелое оборудование ограничивало выбор сюжетов, невысокая светочувствительность материалов позволяла снимать лишь неподвижные объекты. Запечатлеть одно из сражений Фентон не смог бы при всем желании. Вместо этого он снимал позировавших ему военных и чиновников, лагерные стоянки, железнодорожный ярд, окопы и батареи, различные пейзажи, панорамы окрестностей Севастополя, Балаклаву, суда на рейде. И тем не менее, несмотря на примитивность техники того времени, на ограничения, накладываемые политической ситуацией, на желание издателя коммерчески использовать полученный фотоматериал, на обыкновенную бытовую неустроенность (Фентон передвигался в винном фургоне, переоборудованном в фотолабораторию, в котором «к полудню было настолько жарко, что можно было обжечь руку при прикосновении»), снимки, сделанные фотографом, - первые свидетельства войны - передают ее ужас и в то же время наполнены искренней человеческой теплотой. С Крымской войны Фентон привез триста пятьдесят негативов большого формата. Одна из этих работ включена в коллекцию «100 фотографий, которые изменили мир».

Долина смерти (Ничейная земля, между позициями британской и русской армий, покрытая неразорвавшимися ядрами). Крымская война. 1855г.

Золотая медаль Роберта Капы

В годы Второй Мировой войны Роберт Капа выполнял задания журнала «Life», фотографируя на всех фронтах. В 1944 году он был единственным фотографом, заснявшим высадку союзнического десанта на Омаха Бич в Нормандии. Верный своему кредо он шел в первых рядах пехоты, а затем под обстрелом снимал в воде, пока не закончилась пленка. По оплошности лаборанта практически все снимки были засвечены, и удалось спасти только одиннадцать кадров. Но эти 11 снимков вошли в историю.

Омаха Бич, Нормандия, Франция. 1944г.

Когда Египет, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия и Йемен объявили войну провозгласившему свою независимость Израилю, Капа уехал туда. Его судьбой было снимать военные действия. Он не умел работать там, где было слишком спокойно. Погиб Роберт Капа 25 мая 1954 года во Вьетнаме в самом конце Индокитайской войны, подорвавшись на мине. Год спустя пресс-клуб США ввел новую награду - «Золотую медаль Роберта Капы». Эта медаль присуждается за самые внушительные фоторепортажи. Одним из обязательных критериев, по которым оцениваются фотоработы, является риск для жизни фотографа во время съемки.

В нужное время в нужном месте

Маргарет Бурк-Уайт - первая женщина-фотограф в знаменитом журнале «Life», первая женщина-военный корреспондент, первая женщина-фотограф, попавшая на боевую операцию. В 1941 году во время нападения Германии она оказалась в Москве, будучи первым западным фотографом, получившим разрешение фотографировать в СССР. Она обладала невероятным умением находиться там, где творится история. Она сопровождала американские войска в северной Африке, в Италии и Германии. А весной 1945 года на исходе войны Бурк-Уайт создала потрясающей силы серию, посвященную концентрационному лагерю Бухенвальд. «Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня ужасом», - скажет фотограф позже.

Бухенвальд. 1945г.

Но Маргарет Бурк-Уайт не просто была в нужном месте в нужное время, она умела увидеть и выделить главное, превратить снимки в динамичные журналистские фото эссе, законченные истории, в которые она закладывала глубокий смысл. И ради необходимого ей эффекта, который позволил бы полностью передать смысл послания, она в буквальном смысле не боялась запачкать руки. Во время корейской войны, куда Бурк-Уайт отправили с заданием снимать зверства коммунистов-северян, она сделала весьма неоднозначную фотографию. После казни северокорейского пленного она подняла отрубленную голову, и, держа ее в одной руке, а фотоаппарат в другой, сделала снимок: рука, держащая отрубленную голову на фоне улыбающегося палача с топором.

Классика мировой военной фотографии

Дмитрий Бальтерманц говорил, что его поколение фотографов не умело снимать войну, да и сам он предпочел бы этому не учиться. Но Великая Отечественная война стала началом его карьеры. Первый профессиональный репортаж Бальтерманца - ввод советских войск на территорию Западной Украины в 1939 году - был настолько впечатляющим, что ему сразу предложили должность штатного фотографа в газете «Известия». Он мог сделать себе имя в науке, но предпочел стать военным фотографом. И стал одним из лучших. Он умел снимать повседневный героизм без пафоса. Солдаты, бегущие с винтовками наперевес, обрезанные фигуры, смазанные шинели. Кажется, что еще чуть-чуть, и услышишь крики и канонаду. Это «Атака» - один из самых известных снимков фотографа, ставший классикой мировой военной фотографии.

Атака. Ноябрь 1941г.

Однако судьба снимков Бальтерманца была подчас довольно странной. Рядовые кадры сразу шли в печать, а вот истинные шедевры, которыми сегодня гордятся музеи и частные коллекции, были оценены и опубликованы спустя десятилетия. Возможно, причина еще и в том, что фотограф был разжалован из корреспондента «Известий» в сотрудника фронтовой газеты. В 1943 году Бальтерманц приехал в редакцию проявить и напечатать фотографии и оставил их без присмотра. По ошибке его снимок, сделанный в Москве, отправили в типографию с подписью «Пленные немцы из-под Сталинграда». Обвинили в этом фотографа и тут же уволили его из газеты.

Яркий пример неоцененного в свое время снимка Бальтерманца - «Чайковский», фотография, сделанная в немецком городке уже под конец войны. Солдаты попросили снять их, чтобы отправить карточку родным. Эта, практически, «случайная» фотография также один из самых знаменитых военных снимков.

Чайковский (Бреслау). 1945г.

Его имя известно немногим, его фотографии - всем

Евгений Халдей запечатлел Вторую Мировую Войну от первого до последнего дня, и именно фотографии этих двух дней одни из его наиболее известных работ: снимок «Первый день войны», единственный, сделанный в Москве 22 июня 1941 года; и ставший настоящим символом Победы выполненный в мае 1945 года снимок «Знамя над Рейхстагом».

Между этими кадрами сотни и сотни других, охвативших всю войну, от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса. Фотографии, обошедшие мир и нашедшие свое место в качестве иллюстраций в учебниках, документальных книгах, энциклопедиях. Фотокамера Халдея с одинаковой беспристрастностью и мастерством снимала Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. Сам фотограф участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. На Нюрнбергском процессе снимки Халдея были представлены в числе вещественных доказательств. Это фотографии, которые стали историей.

А вот знаменитый снимок «Знамя над Рейхстагом» - это уже история, созданная руками самого фотографа. Халдей, бывший в то время в Москве, получил задание срочно вылететь в Берлин и заснять, как бойцы водружают красный флаг над Рейхстагом. О флаге фотограф позаботился заранее: одолжил у завхоза Фотохроники ТАСС красное полотно и отдал его портному, который сшил флаг со звездой, серпом и молотом. «И вот с флагом за пазухой я, крадучись, обошел Рейхстаг и пробрался в него со стороны главного входа», - вспоминал потом Халдей. Древко для знамени нашлось на чердаке уже захваченного Рейхстага. Двое автоматчиков по просьбе фотографа забрались на крышу, и исторический момент был запечатлен. Этот снимок один из редких случаев, когда постановочный фотография выглядит как репортажная.

Знамя над Рейхстагом. Берлин. Май 1945г.

Снимок, «убивший» генерала

Фотография, сделанная Эдди Адамсом в 1968 году, на которой офицер стреляет в голову закованному в наручники заключенному, принесла своему автору Пулитцеровскую премию и вызвала огромный резонанс в обществе США. «Застывшие в фотографиях моменты, наверное, самое сильное оружие в мире», - написал однажды сам Эдди Адамс. И этот снимок стал именно таким оружием, рикошетом ударив по запечатленному на нем офицеру. Увидев подобное «зверство войны», американские граждане прониклись сочувствием к заключенному, хотя фотография была вовсе не такой однозначной, как кажется на первый взгляд. Заключенный был капитаном отряда «воинов мести», и в тот день они убили несколько десятков мирных жителей. Судьба же выстрелившего офицера - генерала Нгуен Нгок Лоана - оказалась поломанной. Австралийский военный госпиталь отказался его лечить, а после переезда в США Лоана ждала массированная кампания, призывавшая к его немедленной депортации. Даже после войны его продолжали оскорблять. Когда он поселился в Вирджинии и открыл ресторан, вандалы писали на его стенах: «Мы знаем, кто ты!» Ресторан в скором времени пришлось закрыть.

Эдди Адамс чувствовал свою вину перед Лоаном и просил прощения за то, что вообще сделал этот снимок. «Генерал убил вьетнамца, а я своей камерой убил генерала», - сказал фотограф.

Убийство вьетнамца начальником сайгонской полиции. 1968г.

Эффект разорвавшейся бомбы

Ник Ют уже в 18 лет будучи профессиональным фотографом, страстно желал снимать в зоне военных действий, он хотел стать свидетелем важных событий. Утром 8 июня 1972 года его желание исполнилось, он стал не только свидетелем, но в гораздо большей степени «провокатором» еще более масштабных событий, сделав один из известнейших кадров в истории фотожурналистики. В тот день фотограф ехал в сторону деревеньки Транг Банг, когда самолеты ВВС Южного Вьетнама сбросили на город четыре напалмовые бомбы. Среди пострадавших от взрыва была девятилетняя девочка Ким Фук, которая получив сильные ожоги, сорвала с себя одежду и бежала обнаженной. Фотография маленькой вьетнамской девочки, убегающей от взорвавшегося напалма, произвела эффект разорвавшийся бомбы. Снимок заставил весь мир задуматься о войне во Вьетнаме, поднял новую волну антивоенных протестов в США, к которым присоединились международные правозащитные организации. Президент Никсон объявил снимок подделкой, на что фотограф ответил: «Эта фотография столь же реальна, как и сама война во Вьетнаме».

Фото 9-летней Ким Фук 8 июня 1972 года навсегда вошло в историю, а Ник Ют получил Пулитцеровскую премию и в одночасье обрел мировую известность.

Икона National Geographic

Начал карьеру фотожурналиста во время войны в Афганистане. В 1979 году он как частное лицо, переодевшись в местную одежду, пересек афгано-пакистанскую границу, чтобы сделать репортаж о столкновении отрядов повстанцев с правительственными войсками. Чтобы вывезти полученные снимки, ему пришлось зашить фотопленку в тюрбан, носки и даже нижнее белье. Несколько снимков было опубликовано «The New York Times», но в тот момент события в Афганистане еще мало кого интересовали. Однако ситуация в корне изменилась, когда спустя всего несколько месяцев началась советско-афганская война. Ни одно из западных агентств не обладало актуальными фотографиями, и снимки Мак-Карри тут же попали на страницы ведущих журналов мира: «Paris Match», «Stern», «Times», «Newsweek», «Life». Впоследствии Мак-Карри снимал Ирано-иракскую войну, гражданские войны в Ливане, Камбодже, на Филиппинах, войну в Персидском заливе. Он получил высшую награду военного фотографа - золотую медаль Роберта Капы за «лучший фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы».

Но поистине мировую известность фотографу принес снимок афганской беженки. В конце 1984 года Мак-Карри попал в лагерь пуштунских беженцев Назир-Багх под Пешаваром, где ему разрешили фотографировать в классе для девочек. «Я не думал, что эта фотография будем чем-то отличаться от многих других снимков, которые я в тот день сделал», - скажет потом Мак-Карри, но именно этому снимку 12-тилетней зеленоглазой афганской девочки суждено было облететь весь мир, став одной из наиболее растиражированных фотографий в мире. За 20 лет после первой публикации в июне 1985 года на обложке журнала «National Geographic» «Афганская девочка» превратилась в один из самых узнаваемых фотообразов эпохи, фотография попала на страницы других журналов, открытки, плакаты, превратилась в татуировку на спинах борцов за мир. Национальное Географическое общество США включило ее в сотню лучших фотографий, а в 2005 году обложка с ней вошла в десятку «Лучших журнальных обложек за последние 40 лет». Несмотря на подобную популярность «афганская девочка» оставалась безымянной на протяжении 17 лет, лишь в 2002 году Мак-Карри и команда «National Geographic» отыскали женщину по имени Шарбат Гула.

Афганская девочка. 1984г.

Премия Мира для фотографа войны

«Правду не нужно приукрашивать. Ее надо просто сказать, и часто бывает достаточно сделать это один раз», - вот кредо Джеймса Нахтвея , военного фотографа, получившего за свои снимки Премию Мира.

Он снимал в Афганистане, Руанде, Чечне, Дарфуре и Ираке, на Балканах и возле Всемирного торгового центра в Нью-Йорке после теракта. Швейцарский режиссер и продюсер Кристиан Фрай в течение двух лет следовал за фотографом во время войн в Индонезии, Косово и Палестине, снимая фильм «Военный фотограф». Специальные микрокамеры были прикреплены к фотокамере Нахтвея, позволяя отследить каждый его шаг, каждый этап съемки, давая уникальный взгляд на работу увлеченного фотожурналиста. «Я стал фотографом, чтобы быть военным фотографом, - признается Джеймс Нахтвей. - И все, что я делал до того, было лишь подготовкой. Меня вдохновляли фотографии времен вьетнамской войны и фотографии движения за гражданские права в США. Они оказали невероятное воздействие на сознание нации. Фотографии, что пришли к нам из Вьетнама, были жесткими документальными изображениями, но именно поэтому они стали обвинительным актом войне. Они оказались горючим для протеста. Они иллюстрировали то, каким сумасшествием была война, какой она была жестокой и ненужной... Те фотографии создали давление, что было необходимо для перемен, и в результате Америка вышла из войны раньше, чем это могло бы быть. Те фотографии не просто документировали историю, они помогли изменить русло истории».

Фотографии самого Нахтвея также меняют историю. Если он свидетель, то его снимки - это показания. Показания против событий, которые «не должны быть забыты и не должны повториться».

Фотографии, за которые стоит умереть

В мире по-прежнему идут войны, и сотни фотографов отправляются в горячие точки, чтобы заснять историю, или войти в нее, или просто потому что, как и современный фотограф Дэвид Лисон, удостоенный за свои снимки высшей награды в журналистике - Пулитцеровской премии, считают, что есть такие фотографии, за которые стоит умереть, и есть такие фотографии, которые могут остановить кровопролитие.

30 ноября 1939 года началась советско-финская война, которую многие историки относят уже к событиям Второй мировой войны. Целью Советского Союза тогда было обеспечение безопасности Ленинграда, который располагался в опасной близости от границы с Финляндией. В случае начала полномасштабного военного конфликта Финляндия могла предоставить свою территорию в качестве плацдарма для размещения войск противников СССР. Кровопролитная советско-финская война продолжалась вплоть до марта 1940 года. В преддверии 75-летия этого события мы решили вспомнить о лучших фотографиях, демонстрирующих ужасы войны и радость победы. Предлагаем Вашему вниманию подборку 10 самых знаменитых военных фотографий.

«Комбат», Максим Альперт (1942)

Знаменитый снимок «Комбат» был сделан советским фронтовым корреспондентом Максимом Альпертом 12 июля 1942 года в Луганской области, где держал героическую оборону 220-й стрелковый полк. На фотографии запечатлен советский командир с пистолетом ТТ в руке, поднимающий своих бойцов в атаку. Альперт успел сделать лишь пару снимков командира до того момента, когда осколок снаряда разбил его фотоаппарат. Этим же снарядом командира батальона убило. Уникальная фотография была напечатана в советских газетах в том же году, а вот имя героя, запечатленного на снимке, оставалось неизвестным. Только спустя годы было выяснено, что легендарный комбат родом с Украины, Запорожской области. Снимок М. Альперта стал настоящим символом мужества и воинской отваги, он был увековечен в нескольких памятниках и юбилейных медалях.

Бомба «Толстяк», 1945

Уникальное фото, демонстрирующее взрыв американской атомной бомбы, прозванной «Толстяк» («Fat Man»), во время бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 года. Эта бомба весом четыре с половиной тонны имела плутониевое ядро, окруженное более чем шестьюдесятью зарядами взрывчатки, которые были собраны в правильную геометрическую форму, напоминавшую футбольный мяч. Детонирование зарядов приводило к цепной ядерной реакции и разрушительному взрыву.

На фотографии запечатлен первый и, к счастью, единственный случай в истории человечества, когда атомные бомбы использовались для военных задач. Во время американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки было убито более семидесяти тысяч человек, и еще многие тысячи людей скончались от последствий радиоактивного излучения в последующие годы. Сегодня эта знаменитая фотография наглядно показывает опасный потенциал атомного оружия и подлинный, безжалостный характер войны.

«Омаха Бич», Роберт Капа (1944)


6 июня 1944 года началась операция союзников, которая получила название «День Д», по высадке войск на берегах Нормандии (Франция). Всего было определено пять точек для высадки десанта, одной из которых стал пляж Омаха, за который отвечала американская армия. Именно в этом секторе произошли самые ожесточенные и кровопролитные бои с фашистскими войсками. Всего за один день боев американцы потеряли здесь порядка трех тысяч солдат. Произошло это потому, что самолеты-бомбардировщики из-за тумана не смогли разрушить укрепления противника в этом районе. На легендарном снимке, сделанном военным фотокорреспондентом Робертом Капой, запечатлен сам момент высадки войск на пляж Омаха, когда десяткам тысяч солдат приходилось преодолевать расстояние до берега под огнем артиллерии.

Капа во время этих страшных событий находился рядом с солдатами, ему также приходилось нырять под воду, чтобы спастись от пуль. Фотографу было некогда думать о технических моментах, поэтому снимок получился размытым, с явными ошибками в экспозиции. Впрочем, это не помешало фотографии стать по-настоящему культовой – ее напечатал журнал «Life», отдавая, таким образом, должное доблести и смелости солдат, героически погибших во время кровопролитного сражения.


«Казнь в Сайгоне», Эдди Адамс, 1968

Пожалуй, самое знаменитое фото Вьетнамской войны. Оно было сделано в 1968 году фотокорреспондентом агентства «Associated Press» Эдди Адамсом в Сайгоне, когда вьетконговцы начали активное наступление на город. В столице внимание фотографа привлекли двое пехотинцев южновьетнамской армии, которые конвоировали человека. Адамс с камерой в руках наблюдал за тем, как эти двое солдат рассказали генералу Нгуен Нгок Лоану о том, что арестованный убил полицейских. Тут же военачальник достал револьвер, направил ствол на голову пленного и нажал на спуск. Буквально за секунду до выстрела раздался другой щелчок – Адамс сделал свой легендарный кадр.

Это фотоизображение стало символом антивоенного движения в Америке, сыграв значимую роль в изменении отношения простых американцев к событиям Вьетнамской войны. Адамс получил за свой снимок множество престижных наград, включая Пулитцеровскую премию. Впрочем, события того дня не столь однозначны. Ведь пленного вьетконговца, которого хладнокровно убил бригадный генерал, арестовали у канавы, заполненной более чем тридцатью трупами полицейских и их родственников. Сам Адамс впоследствии назвал генерала Нгуен Нгока героем.

«Поднятие флага над Иводзимой», Джо Розенталь (1945)


Джо Розенталь запечатлел на камеру как группа морских пехотинцев США, которые участвовали в боях за крохотный остров Иводзима, поднимают флаг на горе Сурибаши. Этот снимок стал чрезвычайно популярным на западе и был перепечатан во многих изданиях. Примечательно, что гора Сурибаши была взята американскими войсками еще двумя часами ранее до самого момента съемки, и на ней уже был поднят звездно-полосатый флаг. Однако тот флаг был слишком маленьким, поэтому было решено заменить его более весомым полотном. Кстати, этот большой стяг уцелел до наших дней и хранится в Музее морской пехоты США. Захват острова дался американцам серьезной ценой – они потеряли более двадцати пяти тысяч человек убитыми и ранеными, поэтому фото Розенталя является одним из наиболее узнаваемых и значимых образов Второй мировой войны.

«Ополченец-лоялист в момент смерти», Роберт Капа (1936)


Еще один знаменитый снимок от выдающегося фотожурналиста Роберта Капы. В сентябре 1936 году тогда еще молодой репортер Капа отправился в Испанию, где в тот момент разворачивались события Гражданской войны. Утром 5 сентября Капа находился в окопе в Южной Эстремадуре. Когда началась атака республиканской армии и раздались автоматные очереди, Капа просто высунул из окопа свою камеру и наугад нажал на спуск. Каково же было его удивление, когда на проявленном фото он увидел удивительный момент – застреленный ополченец падает на землю в замедленном движении.

Фотография получилась очень драматичной и эмоциональной. Однако многие эксперты сомневаются, что этот невероятный кадр является подлинным. Они считают фотографию Капы постановкой, указывая на то, что сам автор фотографии на самом деле находился в нескольких километрах от эпицентра боевых действий. К тому же, известно, что ополченец, опознанный впоследствии по фотографии, в действительности был убит в тот момент, когда пытался скрыться за деревом.

«Сожжение заживо во Вьетнаме», Ник Ут (1972)


Душераздирающая и пронзительная фотография войны во Вьетнаме. На ней запечатлены плачущие, испуганные дети, которые бегут, спасаясь от воздушной атаки напалмом на деревню. Обнаженная девятилетняя девочка Фэн Тай Ким Фук, которую мы видим в центре фотографии, во время этих страшных событий получила смертельные ожоги. Но врачи в Сайгоне, выполнив семнадцать пластических операций, все же смогли ее спасти. В 90-е годы она переехала жить в Северную Америку, где основала собственный фонд, призванный помогать детям, которые стали жертвами военных конфликтов. Ник Ут за это фото был удостоен Пулицеровской премии.

Фриц Кляйн, врач печально известного концлагеря Берген-Бельзен, был арестован в апреле 1945 года представителями английской армии. Главной обязанностью этого врача был выбор евреев и советских военнопленных для отправки их в газовые камеры. В первые дни после освобождения концентрационного лагеря его вместе с другими эсесовцами заставили хоронить в братской могиле валявшиеся по всему лагерю Берген-Бельзен трупы. В этом лагере британские войска обнаружили более десяти тысяч трупов, ими также было освобождено шестьдесят тысяч заключенных. На снимке доктор Кляйн стоит в огромной могиле на горе мертвецов. В конце 1945 года по решению британского трибунала Фриц Кляйн был повешен.

«Знамя победы над Рейхстагом», Евгений Халдей (1945)


Евгений Халдей 30 апреля 1945 года сумел запечатлеть легендарный момент – бойцы советской армии водружают Знамя победы над Рейхстагом. В СССР снимок стал настоящим символом победы над фашистской Германией, он также был опубликован во всех ведущих изданиях мира. Всемирно известная фотография, сделанная советским фотокорреспондентом Евгением Халдеем, на самом деле была постановочной. По заданию редакции Халдей отправился в Берлин, взяв с собой три красных знамени, одно из которых как раз и украсило Рейхстаг. Но к тому моменту советские воины уже водрузили флаг на здание Рейхстага, поэтому Халдей решил сделать ряд постановочных фото. Он попросил солдат 8-й гвардейской армии, встретившихся ему на пути, помочь забраться на историческое здание и установить там красное знамя. Халдей нашел наиболее удачный ракурс и отснял две кассеты с пленкой.

«Победа на Тайм-Сквер», Альфред Эйзенштадт, 1945

Напоследок, хорошо узнаваемая фотография, сделанная на Таймс-Сквер репортером журнала Life Эйзенштадтом в мгновение триумфа – во время празднования капитуляции Японии. На снимке военный моряк целует незнакомую девушку-медсестру. Фотографу удалось подловить удачный момент во время всеобщего народного ликования. Фотография поцелуя на Таймс-Сквер стала для американцев символом победы во Второй мировой войне. Герои этого легендарного кадра встретились на центральной площади Нью-Йорка совершенно случайно, они не знали ничего друг о друге до этого момент. Все произошло очень быстро, пара поцеловалась, а затем их тут же окружила толпа людей и они растворились в ней. Поэтому имена героев фото Эйзенштадта долгое время оставались безымянными.

Только спустя десятилетия, наконец, удалось идентифицировать девушку – ею оказалась Эдит Шейн. В августе 1945 года она услышала долгожданную новость об окончании войны и побежала праздновать на Тайм Сквер, где Эдит и попала в объятия совершенно незнакомого моряка. А вот роль того самого моряка из легендарной фотокарточки впоследствии оспаривали множество мужчин. Считается, что это был Карл Мускарелло, которому в момент празднования победы над Японией было около двадцати лет.

В последней, самой жестокой и кровавой, за всю историю человечества, схватке с фашистками захватчиками, советские солдаты поразили мир выдающимся героизмом и подвигами, равных которым нет в мире. Эта страшная война повергла человечество в хаос, но наш народ прошел через все испытания и вышел победителем. Победа в Великой отечественной войне - величайший подвиг советского народа. Мы, являемся потомками того военного поколения и видим прошедшую войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. В этом посте хочется рассказать о людях, которые, как правило, оставались за кадром. Это герои, благодоря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем всей Европы. Так же хочу показать вам фото отчет с выставки фотографий военных фотокорреспондентов из коллекции РОСФОТО.

Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая - Великая Отечественная война. Говорят, без огромных потерь нацистов было не остановить…

За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны. В период важнейшей Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые проводили съемку уличных боев. Они были преданы своему делу, своей цели и старались сделать свою работу более чем профессионально, понимая, что однажды, это может стоить им жизни. Вместо того чтобы лишний раз обезопасить себя, корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Кинооператоры рисковали собой ради крупных планов сражений, а фотокорреспонденты рисковали ради одного выразительного снимка. Благодаря им в фотолетописи войны запечатлены сотни тысяч лиц, а на пленке вечно живыми остались люди, не уцелевшие в той войне.

Главной задачей военных корреспондентов являлось запечатлеть воюющих на фронте людей - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боев. Показать их инициативу, военную смекалку и хитрость в борьбе с фашистами. Выставить на обозрение их ненависть к немецко - фашистким захватчикам, подчеркнуть их стойкость, самоотверженность и дисциплину в выполнении приказов командования.

Уже впервые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Отпечатанные на страницах газет фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами. К сожалению, до наших дней сохранилось катастрофически мало кадров, так как в то время люди считали кощунством снимать картины всенародного горя. Трудно было объяснить родственникам погибших, что их страдания снимаются для истории. Многие военные журналисты носили офицерские погоны и в трудную минуту становились на место убитых офицеров и даже рядовых. Так сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения действий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему по званию, пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он – единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза».

Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского народа – разгрома немецких армий под Москвой в конце 1941 – начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. Человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры приходилось отогревать под полушубками. Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было минное поле. А у операторов тогда не было длиннофокусной оптики. Поэтому для съемки им приходилось ждать, когда вражеские танки приблизятся к окопам. Известно, что две документальные ленты советских кинооператоров о разрушенных в годы войны исторических памятниках и массовых убийствах военнопленных и мирного населения стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. НА фронтах Великой Отечественной войны погибли сотни военных журналистов, таких как Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работал в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года, и Цезарь Куников, московский журналист, командир отряда десантников, погибший в бою за Новороссийск в феврале 1943 года.


Георгий Липскеров. Участвовал в боях. Был фотокорреспондентом газет 52-ой армии и 2-го Украинского фронта. С 1943 года входил в группу военных кинодокументалистов. Снимал бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге.


Фотокор Дмитрий Бальтерманц. Работал в «Известиях». Сотрудничество с газетой закончилось для него штрафным батальоном.


Наталья Боде одна из немногих женщин - военных фотокорреспондентов. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Прошла всю войну


Корреспонденты позируют друг другу для истории



Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика



Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год



Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год. Корреспондент «Фронтовой иллюстрации», автор знаменитого "Политрука". В сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, был награжден орденом Красного Знамени.

На днях мне посчастливилось побывать в государственном музейно - выставочном центре РОСФОТО, где представлялась выставка фотографий военных фотокорреспондентов. НА выставке были представлены работы классиков российской фотографии - Эммануила Евзирихина, Бориса Кудоярова, Ивана Шагина, Сергея Лоскутова. Так же нам удалось увидеть снимки военных корреспондентов - Жана Берланда, Александра Дитлова, Бориса Пушкина, Семена Колонина, Ефима Копыта, а так же Ю. Пясецкого и Я. Табаровского. Имена этих людей еще предстоит вернуть в историю российской фотографии. Большая часть фотографий представляет собой оригинальные отпечатки военного времени, предназначенные для публикации в прессе. Различные форматы фото указывают на авторское кадрирование. Так же в экспозиции были представлены авторские работы Ивана Шагина и Эммануила Евзерихина, отпечатанные ими в послевоенное время и современные отпечатки, которые были выполнены с оригинальных негативов из архива фотожурналиста Сергея Лоскутова.

Фото сделанные нами в выставочном центре:

Бои за освобождение ленинграда. Передвижение ваойск красной армии в районе Луги. Январь 1944 год. бромосеребрянный отпечаток. фотограф Борис Кудояров.


23 августа 1942 года. после массированного налета гитлеровской авиации. Сталинград 1942 год. бромосеребрянный отпечаток с авторского негатива. Фотограф Иммануил Невзерихин


Последние защитники Гитлера. Германия, 1945 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Ленинград в блокаде, 1941 год. бромосеребряный отпечаток. Комсомольцы Кировского завода маршируют. Фотограф Борис Кудияров.


Летчик А. Молодчий со своим штурманом. 1943 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Сентябрь 1941 года. Советский партизан. Цифровая печать с авторского негатива. Фотограф Сергей Лоскутов.


Сталинград, 24 августа 1942 года.бромосеребряный отпечаток НА фото военный кинооператор А. П. Софьин. Фотограф Эммануил Невзерихин.


Встреча на Эльбе. Фотограф Иван Шагин. Германия, 1945 год.бромосеребряный отпечаток


Партизанка Украины. Фотограф Иван Шагин. Украина, 1943 год. Бромосеребряный отпечаток. (Дорогие украинцы, не Савченко ваш народный герой. Вашими истинными героями являются девушки подобные той, что на фото выше)


Урал - фронту. Фотограф Иван Шагин. Урал, 1942 год. бромосеребряный отпечаток


Киевляне приступили к восстановлению города разрушенного гитлеровцами. Фотограф Иван Шагин. Киев, 1944 год, Бромосеребряный отпечаток

Выставка проходит в Государственном музейно -выставочном центре "РОСФОТО". Уникальный проект - "Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов" включал в себя более чем 500 фотоснимков, сделанных классиками отечественной фотографии, выдающимися советскими фотографами. Так же на выставке впервые был представлен виртуальный музей проект, охватывающий события ВОВ с первых дней и до взятия Берлина.

Еще фото с выставки: