Виды планов в образовательном учреждении. Планирование воспитательной деятельности образовательной организации. Основы планирования образовательного процесса

В настоящее время, характеризуемое модернизацией различных сфер жизнедеятельности общества, особую актуальность приобретает проблема развития образовательных учреждений с учетом изменений внешней среды. Проблема планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации возникает перед руководителем особенно остро в условиях диверсификации их деятельности. Для грамотного и эффективного планирования финансово-хозяйственной и образовательной деятельности школы руководителю необходимо обладать объемной, конкретной и классифицированной информацией о состоянии и процессах изменения внешней среды образовательного учреждения; выявлять существенные факторы прямого и косвенного воздействия, влияющие на организацию образовательного процесса; владеть приемами и методами планирования. Недостаточно полный учет изменений внешней среды может приводить к неэффективным управленческим решениям. В реальной практике управления образовательной организацией планирование и прогнозирование, происходит, как правило, с опорой на опыт и интуицию руководителя школы. Планирование - это функция процесса управления, при реализации которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в данных условиях, а также устанавливаются конкретные сроки и исполнители. Очень часто планирование рассматривается как выбор из множества альтернативных вариантов тех задач, стратегий, политик, процедур и программ, которые в наибольшей мере направлены на достижение целей организации. Часто акцентируют внимание на том, что планирование связано не только с выбором, но и с упорядочением задач, а также на том, что планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны иметь директивного характера, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений. Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении образовательным учреждением разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Функциональное назначение планирования текущей деятельности и перспективного социально-экономического развития государственного (федерального, регионального), муниципального бюджетного образовательного учреждения выражается комплексом организационно-экономических мер, направленных на объективизацию устанавливаемого экономического результата деятельности образовательного учреждения как суммы стоимостных величин выполняемого в течение каждого года государственного или муниципального задания по предоставлению образовательных услуг определённому по численности кругу потребителей и стоимости образовательных услуг, оказываемых сверх установленного государственного, муниципального задания и других услуг, выполненных работ, не являющихся основными видами деятельности, но указанными в учредительных документах бюджетного образовательного учреждения. В практике работы образовательного учреждения имеют место следующие виды планирования: 1) перспективный план работы на 3-5 лет; 2) план учебно-воспитательной работы (годовой); 3) графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана); 4) план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть); 5) планы общественных мероприятий. Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 31-е августа, включая летнюю работу и подготовку образовательного учреждения к новому учебному году. Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений. Исследование процессов планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации выполнено на примере МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей и взрослых. В таблице 1 представлены перечень и характеристика разрабатываемых планов образовательной организации. Таблица 1 - Характеристика разрабатываемых планов в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ Наименование разрабатываемых планов Краткое содержание плана 1 2 Прогнозирование Муниципальное задание - объем оказываемой муниципальной услуги; - объем финансового обеспечения муниципального задания; - порядок контроля за исполнением муниципального задания Финансово-хозяйственная деятельность План финансово-хозяйственной деятельности - сведения о деятельности ОУ; - виды деятельности ОУ; - показатели финансового состояния ОУ; - объем поступлений и выплат ОУ Планирование учебной деятельности Учебный план - требования к процессу обучения по ступеням; - характеристика специфики и обязательной части учебных планов по ступеням обучения; - особенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями; - перечень курсов внеурочной деятельности; - связь учебного плана и внеурочной деятельности; - предпрофильная подготовка; - педагогическое обоснование содержания учебного плана Графики проведения контрольных работ предметы, классы, даты и формы контрольных мероприятий План методической работы ОУ - работа по повышению педагогического мастерства; - планирование работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению; - утверждение рабочих программ по предметам; - работа учителей по методическим темам самообразования; - итоги мониторинга; - взаимопосещение уроков, кружков, внеклассных мероприятий по предметам; - участие в школьных педсоветах, методических семинарах; - предметные олимпиады, конкурсы и т.д. Планирование воспитательной работы План воспитательной работы ОУ - правовое воспитание и культура безопасности; - нравственное и духовное воспитание; - социально-культурное и медиакультурное воспитание; - культурнотворческое и эстетическое воспитание; - гражданско-патриотическое воспитание; - здоровьесберегающее воспитание; - воспитание семейных ценностей; - воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - интеллектуальное воспитание; - формирование коммуникационной культуры; - экологическое воспитание План воспитательной работы класса - создание условий для всестороннего развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию; - поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию школьного коллектива и украшающих его жизнь; - формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга; - создание системы психолого-педагогической помощи учащимся школы и родителям; - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, стремления к здоровому образу жизни; - развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся; - усиление роли семьи в воспитании детей и привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса в школе. План внутришкольного контроля воспитательной деятельности - сроки контроля; - тема контроля; - цель контроля; - объект контроля; - виды и формы контроля; - методы контроля; - исполнители; - способы подведения итогов План работы школьного Ученического Самоуправления мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Гражданско-патриотическое воспитание План работы по граждан-ско-патриотическому воспитанию мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения акции «Долг» мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения дня пожилых людей мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Прочая деятельность Перспективный план повышения квалификации педагогов ФИО педагога, должность, образование, категория и дата присвоения, срок окончания аттестации План работы Совета Учреждения Дата, мероприятие, ответственные лица План работы общешкольного родительского комитета Дата, мероприятие План работы школьного спортивного клуба мероприятия, ответственные, даты проведения и результаты Прогнозирование деятельности МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципаль-ного образования Ясненский городской округ осуществляется Администрацией МО Ясненский городской округ Оренбургской области. В рамках муниципального задания на учебный год указывается объем оказываемой муниципальной услуги; объем финансового обеспечения муниципального задания, с разбивкой по месяцам; а также порядок контроля за исполнением муниципального задания. Планирование учебной деятельности включает учебный план, графики проведения контрольных работ. Нормативными документами, на которые опираются планы по учебной деятельности являются: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - ФГОС; - ежегодные приказы субъекта федерации о проведении региональных экзаменов; - Постановление Администрации МО Ясненский городской округ № 1182-п от 20 декабря 2010 г.; - Устав ОУ; - локальные акты ОУ; - приказы директора В рамках планирования воспитательной работы разрабатываются МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ разрабатываются план воспитательной работы, план внутришкольного контроля воспитательной деятельности; план воспитательной работы класса; план работы школьного Ученического Самоуправления. В плане воспитательной работы определены цель и задачи. Целью воспитательной работы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» является воспитание духовно-нравственной, свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здоровый образ жизни и творческой личности школьника. В плане определены следующие задачи воспитательной работы: - Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы. - Выявление и работа с одаренными детьми. - Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей. - Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. - Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. - Укрепление связи семья-школа. В рамках гражданско-патриотического воспитания разработаны план работы по гражданско-патриотическому воспитанию план проведения акции «Долг»; план проведения дня пожилых людей; План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны. В соответствии с Программой патриотического воспитания в школе № 3 «Я-гражданин России» 2016-2020 гг., а также для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания учащихся намечены следующие цели и задачи на 2016 -2017 гг. Определена цель патриотического воспитания - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Выработаны задачи патриотического воспитания: 1) Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях: - способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.; - воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; - воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине; - воспитывать у учащихся активную жизненную позицию; - воспитывать у учащихся интернациональные чувства. 2) продолжение создания системы патриотического воспитания: - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан; - повышение качества патриотического воспитания. В состав мероприятий по патриотического воспитания включены месячник гражданской защиты; акция «Милосердие»; памятные даты сентября; месячник работы с допризывной молодежью; участие в районной спартакиаде допризывной молодежи; месячник правовых знаний; месячник по гражданско-патриотической работе; акция «Я гражданин России»; месячник оборонно-массовой и спортивной работы; участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Зарничка»; мероприятия, посвященные 56-летию полета в космос Ю.АВ. Гагарина; парад Победы; день памяти и скорби и пр. Так же в образовательном учреждении разработаны планы план финансово-хозяйственной деятельности; перспективный план повышения квалификации педагогов; план работы Совета Учреждения, план работы общешкольного родительского комитета, план работы школьного спортивного клуба. В рамках данных планов определены даты, мероприятия и ответственные лица. Проведя анализ процессов планирования образовательного учреждения нами выявлено, что практически все разрабатываемые планы составляются на учебный год. На более длительный период составляется лишь перспективный план повышения квалификации педагогов, составляемый на 5 лет. Перспективный план развития образовательного учреждения не составляется, что не позволяет изучать и анализировать возможности развития организации. Недостатком является и то, что в рамках внутришкольных контрольных мероприятий разрабатывается лишь контроль воспитательной деятельности, отсутствует план внутришкольного контроля учебного процесса. Для повышения эффективности деятельности образовательному учреждению рекомендуется составлять не только тактические годовые планы, но и перспективный план развития школы на 5 лет.

«Основные функции управления – планирование»

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

Планирование – принятие управленческих решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью, заключается в определении ближайшего и перспективного развития педагогической системы .

Планирование – подробное расписание деятельности организации на определенный период времени.

Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.

Цель планирования - в определении механизма согласования действий субъектов управления, содержания и сроки их деятельности, обеспечивающих реализацию организационных задач.

Выделяют два вида планирования:

  1. Телеологический - жесткое планирование «сверху» (А.Леонтьев, С. Струмилин)
  2. Генетический - на основе особенностей организации, ее потребностей и возможностей

(В.Громан, в.Базаров).

Особенности планирования.

  1. Планирование призвано придать чёткую направленность, устремлённость деятельности образовательного учреждения;
  2. Планирование на основе анализа и прогноза призвано смоделировать образы желаемого будущего состояния школы и её результатов;
  3. Целеполагание в планировании опирается на внутренние, происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели – процессы целеобразования;
  4. Планирование призвано определить средства достижения цели, их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и их взаимодействие, сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и её промежуточные результаты
  5. Планирование призвано определить стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки;
  6. Планирование призвано создать условия для образовательной и управленческой деятельности.

Для успешной работы план должен обладать

следующими характеристиками:

  1. Целенаправленностью (пригодным для достижения той цели, ради которой он создан);
  2. Единством (цели каждой подструктуры составляющей план должны быть прочно спаяны вместе и отвечать целям всего образовательного учреждения);
  3. Непрерывностью (опора как на краткосрочное, так и долгосрочное предвидение);
  4. гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий);
  5. Точностью (достаточная детализация);
  6. Прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты);
  7. Экономичностью (его составление, использование должно облегчать, а не затруднять достижение целей, задач).

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  1. Учёт конкретных педагогических условий , возрастного состава детей, воспитанников, обучающихся и уровня их развития;
  2. Взаимосвязь процесса воспитания и обучения ;
  3. Регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий.
  4. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.
  5. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
  6. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
  7. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.
  8. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
  9. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
  10. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
  11. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
  12. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Задачи планирования :

  1. Обеспечить выполнение решения государственных органов по вопросам воспитания и обучения;
  2. Обеспечить реализацию государственных образовательных стандартов;
  3. Вычленение главных узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
  4. Определение конкретных методических, образовательных, воспитательных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
  5. Воспитание ответственности каждого члена коллектива.

В процессе планирования необходимо решить следующие задачи :

  1. Определить, какие результаты вы хотели бы получить в будущем;
  2. Необходимо проанализировать, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов;
  3. Необходимо определить состав и структуру будущих действий;
  4. Необходимо уметь предвидеть и оценить последствия запланированных совместных действий.

Виды планирования.

В зависимости от уровня управления различается:

  1. Стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень – на 3-5 лет и отвечает на вопрос – что является нашими целями? ;
  2. Тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень – 1-3 года и отвечает на вопрос – как достичь наших целей? ;
  3. Оперативное планирование – это нижний уровень – до нескольких месяцев.

Тактическое планирование в ДОУ осуществляется в рамках подготовки годового плана работы. Годовой план - это обязательный документ ДОУ. Он должен быть направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году, а также включает мероприятия по работе с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом, педагогическому просвещению родителей и совместной работе со школой.

Формы планирования.

  1. Текстовая форма планирования:
  • Описание результатов анализа работы О. за предыдущий период
  • Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –
  • Характеристика сложившейся ситуации в О. на момент планирования
  1. Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):
  • Четко отображает объем и структуру решаемой задачи
  • Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями
  • Эффективно определяет механизм использования ресурсов
  • Позволяет избежать перенасыщенности планов
  1. Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)

Планирование любого вида плана, как правило, осуществляется

в несколько этапов:

  1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы учреждения, уровня сформированности ЗУН, особенности развития детей, обучающихся).
  2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности.
  3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
  4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
  5. Обсуждение и коррекция проекта.
  6. Принятие и утверждение плана.
  7. Реализация и контроль его выполнения.

Начинать планирование целесообразно с педагогического анализа . Он поможет выявить сильные и слабые стороны в работе воспитателя, оптимальные из используемых методов и приемов по решению поставленных задач.

Педагогический анализ направлен на целенаправленное изучение воспитательно-образовательного процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших его уровень, результат и выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи годового плана учреждения. По мнению Л.М. Волобуевой педагогический анализ является действенным орудием воспитания педагогического коллектива, методической подготовки педагога и оказывает сильное и непосредственное воздействие на конечный результат деятельности педагогического коллектива.

Педагогический анализ складывается из трех взаимосвязанных и взаимодействующих его видов: оперативного, тематического и итогового.

Оперативный анализ – направлен на ежедневное выявление основных показателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на вскрытие причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.

Тематический анализ – направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку рекомендаций.

Итоговый анализ проводится после завершения какого-либо отчетного периода – полугодия, года, летнего периода – и направлен на изучение комплекса основных факторов, повлиявших на результаты деятельности дошкольного учреждения за отчетный период, а так же причин, их породивших.

В основе анализа лежат динамика развития детей, наблюдение педагогического процесса (уровень педагогической компетентности педагогов, созданные условия).

Когда этот этап закончится, необходимо привлечь всех субъектов, весь коллектив к его экспертизе, обсуждению, корректировке в целом.

Именно в этом случае можно снять многие противоречия, дублирование, другие недочеты, происходит мотивация участников планирования на его дальнейшее выполнение.

Важно, чтобы каждый определил свою роль и степень ответственности за выполнение годового плана. Лучше на этом этапе высказать свои сомнения, замечания, а не тогда, когда приступят к его выполнению.

Эффективность планирования достигается при соблюдении

следующих условий:

  1. Знание уровня, на котором находится работа на момент планирования.
  2. Четкое представление об уровне, на который работа должна быть поднята к концу планируемого периода.
  3. Выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу ДОУ на новый уровень.

Возможности использования различных форм планирования.

Форма планирования,

ее характерис-тика

Преимущества ее использования

Трудности ее использования

Текстовая

Без текстовой формы нельзя оценить полноту, целостность содержания, аналитическую основу, такая форма планирования проста в составлении. Текстовую форму планирования хорошо использовать при краткосрочном планировании, для решения текущих задач на ближайшее время. Чаще к ней прибегают при описании результатов анализа работы за предыдущий период; характеристике сложившейся ситуации в организации на момент планирования.

Она статична, в текстовый план работы проблематично вносить те бесчисленные изменения и дополнения, с которыми сталкивается руководитель в ходе его выполнения, т.к. каждый день что-то меняется, какие-то работы отменяются, какие-то заменяются.

Текстовая форма не дает нам возможности представить одновременно и объемно всю работу, которую должен проделать педколлектив. Она лишает руководителя возможности видеть последовательность и целенаправленность всей спланированной работы.

При использовании такого вида планирования, например, при разработке годового плана, он получается нечитаемым, большим по объему.

Сетевая

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Она применяется для детального планирования конкретной задачи, выявить и проанализировать взаимосвязь между различными мероприятиями, избежать перегрузки плана, эффективно определить механизм использования ресурсов. Сетевая форма планирования также позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия, их объем и решаемую задачу.

Сетевые графики просты в составлении и эксплуатации, но только для тех, кто глубоко знает процесс, который нужно спланировать, и кто приобрел устойчивые навыки в их составлении и чтении. Эффективность применения этого метода зависит от умения составителей плана видеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.

Графическая

Графическая форма планирования отражает содержание работы в виде двухкоординатных графиков. Чаще данная форма используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, день.

При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов, конкретизацию этапов выполнения той или иной задачи

Невозможно оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегрузок, "столкновения" мероприятий.

Такая форма планирования более сложна и требует больше времени для ее оформления


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Любая деятельность человека (или учреждения) начинается с планирования, от которого зависит не только осуществление целей деятельности, но и качество, эффективность затраченных усилий. Планы и их составление относится к одному из основополагающих компонентов управления учреждением. Благодаря планам, а точнее планированию, можно обеспечить эффективное функционирование, устранить угрозы, избежать неопределенности будущего. Для современной системы дополнительного образования детей актуальной является ориентация на социальное партнерство и открытость в решении вопросов планирования, т.к. при поддержке Правительства и Комитета по образованию, а также социальных партнеров, учреждение дополнительного образования может привлечь необходимые ресурсы для своего дальнейшего развития. Видение будущего указывает направление и источник энергии, чтобы двигаться в этом направлении Образ действий, которого придерживается учреждение, преследуя свои долгосрочные цели, называют стратегией (Роберт Грант «Современный стратегический анализ», СПб.: Питер, с.). Понятие «стратегия» в образовании неразрывно связано с инновационными процессами, т.е. практической реализацией качественно новых направлений и решений. Формирование и конкретизация целей развития учреждения и его структурных подразделений составляют сущность одной из важных функций управления функции планирования. Планирование также предполагает определение средств достижения цели, сроков и последовательности реализации, выявления и распределения ресурсов. 1

2 Задачи планирования: 1. Обеспечение целенаправленного развития учреждения в целом и всех его структурных подразделений. 2. Перспективная ориентация и ранее распознавание проблем развития. 3. Координация деятельности структурных подразделений и работников учреждения. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов. 4. Создание базы для объективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности учреждения путем сравнения фактических значений с запланированными. 5. Мотивация трудовой активности работающих. 6. Информационное обеспечение работников учреждения. Планы содержат важную информацию о целях, прогнозах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ. Стадии планирования. 1. Разработка общих целей, задач и предложений по развитию. 2. Детализация и уточнение планов 3. Согласование и корректировка планов 4. Утверждение планов 5. Доведение планов до исполнителей (в части, касающейся их работы) 6. Реализация планов и их корректировка в ходе выполнения работ (при необходимости). Результатом процесса планирования является система взаимосвязанных плановых документов планов. План основа деятельности учреждения. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение этой задачи. 2

3 Классификация планов: Уровень Предмет Содержание Цель планирования планирования планирования планирования План учреждения в целом План подразделения План реализации проекта План работы отдельного исполнителя Учебный план Финансовый план План мероприятий Планы сотрудничества с социальными партнерами План повышения квалификации и т.д. Календарное планирование Ресурсное планирование Тематическое планирование Стратегическое Оперативное Стратегическое планирование заключается в определении миссии учреждения на каждом этапе его развития. Ориентировано на период 5 и более лет. Разработка стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся особенностям внешней социокультурной среды. Оперативное планирование поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития учреждения. Может быть ориентировано на год, полугодие, месяц. Определяет, какие мероприятия и краткосрочные проекты будут реализованы 3

4 в учреждении. Особое значение для учреждения имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать способность организации платить по счетам прошлых, настоящих и будущих периодов, позволяет предвидеть проблемы и изыскивать дополнительные средства. В практике большинства региональных учреждений дополнительного образования детей наблюдается доминирование задач оперативного планирования и ориентация только на достижение целей и задач краткосрочного периода развития образовательного учреждения. Характерные недостатки планирования: - сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач учреждения; - отсутствие четкой системы принятия управленческих решений на опережение, на долгосрочное планирование; - недостаточное внимание социальному заказу общества. Приступая к стратегическому планированию, целесообразно изучить нормативно-правовую базу. Эту деятельность регулирует действующий Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Этот закон устанавливает правовые основы стратегического планирования, координации государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики, полномочия органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Стратегическое планирование строится на нормативно-правовой базе: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от N 273-ФЗ); Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от; 4

5 Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от года; Концепция развития дополнительного образования (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от); «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на годы» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от); «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года 1008; «О программе развития государственной образовательной организации». Информационное письмо Комитета по образованию от /1300. Стратегический план образовательного учреждения должен обосновываться мониторинговыми исследованиями и фактическими данными о развитии системы образования в городе, регионе, о существующей конкуренции среди различных видов учреждений дополнительного образования в отношении предоставления обучающимся вариативных дополнительных услуг. Особенность стратегического плана целостность в сочетании с достаточной гибкостью, дающей возможность модификации или переориентации деятельности учреждения. Для эффективного стратегического планирования руководитель учреждения должен предпринять ряд мер: 5

6 1. Смоделировать ситуацию т.е. понять закономерности взаимодействия потребностей и социального заказа населения, изучение деятельности явных конкурентов учреждения. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. 2. Определить необходимость стратегических изменений. Предполагает готовность реагировать на тенденции, возникающие в системе дополнительного образования, действовать в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. 3. Разработать стратегию локальных и системных изменений. 4. Использовать надежные методы в ходе непредвиденных изменений. 5. Воплощать стратегию в реальную педагогическую практику. Функции стратегического планирования: 1. Распределение ресурсов: планирование, распределение материальнотехнических, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и др. 2. Адаптация к внешней среде приспособление к изменениям социального запроса населения на дополнительные образовательные услуги. Эффективность управления будет высока в том случае, если конкурентные преимущества учреждения будут учтены заранее, т.е. четко спланированы. В этом отношении стратегическое планирование обеспечивает благоприятные организационно-педагогические, научно-методические условия для опережения социального запроса населения на дополнительные услуги путем введения в образовательный процесс новых образовательных направлений, предметных областей и т.п. 3. Координация и регулирование согласование усилий всех подразделений для достижения целей, предусмотренных стратегическим планом. 4. Организационные изменения проведение организационнопедагогических, научно-методических преобразований в учреждении: 6

7 перераспределение функций управления, полномочий администрации, создание системы стимулирования и пр. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет высокого профессионализма и творчества педагогических работников, тесной связи учреждения с внешней средой, вариативных дополнительных услуг, реализации текущих планов. Срыв реализации стратегического плана может произойти из-за непредвиденных изменений в социальной среде, неверно проведенного проблемно-диагностического анализа, административных ошибок, связанных с недостаточной реализацией кадрового потенциала. Успешной реализации стратегических планов способствует соблюдение следующих требований. - стратегический план должен быть четко структурирован, доведен до педагогических работников; - план должен быть обеспечен всеми необходимыми ресурсами. 7


Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья Функции управления Функция управления Это вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемым

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения программы развития I. Общие положения 1.1. Положение о порядке разработки и утверждения программы развития (далее - Положение) Государственного бюджетного дошкольного

Понятие и этапы стратегического планирования Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое

NovaInfo.Ru - 66, 2017 г. Экономические науки 1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАВДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» Фуфачёва Дарья Михайловна

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В.А. Шереметьев В экономической теории выделяется два основных типа развития хозяйственных систем экстенсивный и интенсивный.

О. В. Кожевина Доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» А. А. Тонжеракова Зав. организационно-аналитическим отделом БУ РА «Республиканский центр оценки качества

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 2.Паспорт Программы развития 3.Нормативно-правовая и информационная основа Программы развития 4. Информационная справка о МБОУ «Вурнарская СОШ 2» 5. Проблемно-ориентированный

Департамент образования администрации г. Арзамаса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 16 с углубленным изучением отдельных предметов» Согласовано Утверждаю С.Н. Шевелев

2 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения программы развития I. Общие положения 1.1. Положение о порядке разработки и утверждения программы развития (далее - Положение) Государственного бюджетного

Экономика предпринимательства, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ Маслюкова Екатерина

Внедрение и распространение результатов педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской работе, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности; ориентация педагогов на кооперацию,

Лекция 6 Тема: Выработка и реализация управленческих решений в органах внутренних дел Вопросы 1. Понятие и виды управленческих решений. 2. Разработка и принятие управленческих решений в органах внутренних

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОН1\ САНКТ -ПЕТЕРБУРГ А ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД Х!! 15 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ -ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯТО

НИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проблемы реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.10. Программа развития Учреждения утверждается после ее согласования с учредителем в соответствии с Порядком проведения процедуры согласования программ развития муниципальных образовательных учреждений

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Карасёв Р.А. ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» Орёл, Россия THE ESSENCE AND PRINCIPLES OF PLANNING OF THE ORGANIZATION Karasev

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. ИРКУТСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБУДО «Станция детского технического творчества» г. Оренбурга на 2014-2017 год Паспорт программы развития МБУДО «СДТТ» г. Оренбурга Настоящая Программа определяет концепцию развития

УДК 658.14/17 О.А. Шапорова, Е.А. Тюхова, И.И. Власенко МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА В статье рассматривается порядок внедрения на предприятиях

Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга "Юность" на 2016-2020 годы. Программа

УТВЕРЖДЕНО приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 46 с углубленным изучением отдельных предметов 410 от 13.11.2014г. Положение о структуре

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З 21.12.2016г. 51-13-09/179-О г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития

Приложение 7 к постановлению Администрации (исполнительно-распорядительного органа) городского от 27.12.2013 542 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО» «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация к образовательной программе повышения квалификации «Стратегический менеджмент образовательной организации» Программа рассчитана на руководителей общеобразовательных учреждений, административно-управленческий

КОТЕЛЬНИКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от «27» ноября 2015 года 22/141 Об утверждении положения «О стратегическом планировании в Котельниковском муниципальном районе

УДК: 373.2 РИММА ЮРЬЕВНА БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород,

УДК 658.562 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ, ОСОБЕННОСТИ Е. В. Родайкина, магистрант кафедры экономики Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной

Стратегическое планирование: проблемы и перспективы Р.КУНАКБАЕВ Стратегическое планирование: проблемы и перспективы Значение стратегического управления и стратегического планирования для развития общества.

Министерство образования и науки Российской Федерации ЧОУ ВПО «Камский институт» «ПРИНЯТО» Решением Ученого совета ЧОУ ВПО КИ От «01» 10 2013г. Протокол _2_ «УТВЕРЖДАЮ» Ректор К.ф.н., доцент Р.В.Дараселия

Некрасов Артем Эдуардович, студент Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Липецк [email protected] Маркетинг

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) код А Обобщенные трудовые функции наименование Управление организацией и ее

1 Программа формирования и подготовки резерва в 2011-2013 годах (утверждена постановлением от 13.07.2011 1436) I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Программа формирования и подготовки резерва в

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 2006 И.В. Ильина, С.Н. Белова И.В. Ильина кандидат педагогических наук, доцент каф. управления

1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования в «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (далее положение) определяет цели, задачи, принципы

Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», нормативными актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИМАНСКИЙ РАЙОН» от 21.11.2016 593 Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социальноэкономического

СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ Сергей Фалько, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Объединение Контроллеров», профессор, д.э.н. Динамичные изменения внешней среды усложняют системы

158 Разработка предприятия в условиях развития инновационной 2009 Е.Л. Смольянова, С.В. Шапошникова Приведены понятие и содержание, выделены особенности ее построения. Рекомендованы требования к формированию

Раздел V. Механизмы реализации Плана Реализация Плана предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых

Общие положения Настоящее положение разработано на основе следующих документов: - Конвенция о правах ребенка. - Концепции модернизации Российского образования. - Федерального Закона «Об образовании в Российской

Планирование и организация деятельности МКСО основные аспекты эффективности внешнего муниципального финансового контроля Генералова Ольга Николаевна Председатель контрольно-счетной палаты г. Улан-Удэ,

Волошина А.А. студент Института управления НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород Научный руководитель: Селюков М.В., к.э.н., доцент Института управления НИУ «БелГУ» России, г. Белгород РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа стажерской практики «Участие родительской общественности в управлении качеством образования в условиях малокомплектной

О реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» и о формировании

Отдел политики занятости и развития рынка труда управления по занятости населения Задачи отдела: 1. Содействие совершенствованию региональной системы управления качеством рабочей силы. 2. Формирование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 60 (ГБД 60) Приморского района Санкт-Петербурга Принято: Общим собранием ТК Протокол от 20 г. Утверждаю:

2.3. Кадры для «новой» экономики Текущая ситуация и ключевые вызовы Одним из ключевых факторов конкурентоспособности территории и перспектив ее будущего развития являются обеспеченность и качество человеческого

М. И. Яковлева (Ленинградская область) ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В статье рассматриваются основные проблемы управления качеством образования на региональном

Проект МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы 1. Общие положения 1.1. Настоящие методические материалы разработаны в соответствии

Его и ания УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО РО «ЗимПК». Чухн о 014 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗИМОВНИКОВСКИЙ

ПАСПОРТ ДОКУМЕНТА 1. Название документа Концепция социального сотрудничества с работодателями на период 2016 2019 гг. 2. Образовательное Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Е ВРАЗИЙСКАЯ ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА Т Е М Ы В Ы П У С К Н Ы Х К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Х Р А Б О Т Утверждено 27.12.2013г Согласовано Ученым советом Протокол 11 от 27.12.2013г. СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Актуальные проблемы экологии и природопользования» 18-20 апреля 2012 г. Экологический факультет РУДН г. Москва. Сборник научных

Приложение 2 к приказу от 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Жаворонковской средней общеобразовательной школы Г.Н. Тараскина ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ответственного

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1287" (ГБОУ ШКОЛА 1287) П А С П О Р Т развития

Утверждаю Директор МКОУ «Вязовская НШ» Ларионова О.Н. Приказ 1-137 от 30.11.2016 Положение о внутренней системе оценки качества начального общего образования 1. Общие положения 1.1. В настоящем положении

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных Городской центр развития дополнительного образования Актуальные документы в деятельности педагога дополнительного образования Алла Ивановна Колганова,

2 1.3. Разработка и совершенствование нормативной базы в работе организационной структуры. 1.4. Совершенствование работы интернет портала ТП «Т и ЛП». 2.1. Рассмотрение запланированных работ по проектам

Планирование воспитательной деятельности образовательной организации.

В современных экономических условиях развития образования Московской области программа воспитательной работы с обучающимися – это программа формирования личности выпускника, который проходит путь самопознания, самоопределения и самореализации.

Система воспитательной работы – это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе, направленная на приобретение учащимися и педагогами в ходе личностно-ориентированного взаимодействия опытов и способов гражданского поведения.

Общая воспитательная проблема – асоциальное поведение подростков, размытость нравственных ориентиров, их правовая безграмотность, отсутствие гражданской позиции, низкий уровень социального интеллекта, профессионального самосознания, коммуникативных навыков.

Стратегическая воспитательная задача – формирование личностных и профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника, ориентированного на здоровый образ жизни, саморазвитие и профессиональную самореализацию.

Концепция воспитательной работы заключается в том, чтобы создать условия в образовательном учреждении для полноценного развития личности подростка, его социального интеллекта, познавательной сферы, коммуникативных навыков, способствующих профессиональному самоопределению и адаптации на рынке труда.

Система воспитания содержит целевой, содержательный, деятельностный и аналитико-результативный компоненты, охватывающие ряд основных направлений воспитательной работы:

1. Учебно-познавательная деятельность.

2. Научно-методическая деятельность.

3. Социально-психолого-педагогическая.

4. Общественно-патриотическая деятельность.

5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

6. Нравственно-правовая деятельность.

7. Нравственно-эстетическая деятельность.

8. Трудовая деятельность.

9. Взаимодействие с семьей, работа с родителями.

Работа педагогического коллектива в данном направлении предполагает создание единого информационного пространства, дальнейшее развитие студенческого самоуправления, активное взаимодействие со всеми субъектами профилактики, привлечение к проблеме воспитания социальных партнеров.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих воспитательных задач:

1. Создание условий мотивации подростков к познавательной деятельности, получению образования и профессии.

2. Расширение научно-методического обеспечения воспитательной работы, разработка модели личности выпускника.

3. Создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности подростков.

4. Совершенствование работы студенческого самоуправления, содействие проявлению социальной смелости, активности и самостоятельности подростков.

5. Усиление роли семьи в воспитании детей, привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

7. Формирование правового сознания подростков, нравственной и правовой культуры.

8. Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных идеалов.

9. Своевременное информирование подростков по всем социальным вопросам.

10. Совершенствование работы с трудными подростками, организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения.

11. Дальнейшее развитие программы социальной поддержки обучающихся.

12. Разработка и внедрение профилактических программ, социальных проектов.

13. Организация активного взаимодействия со всеми субъектами профилактики асоциального поведения подростков.

14. Привлечение социальных партнеров к решению воспитательных задач социальной адаптации подростков.

Смыслом педагогической деятельности в данном направлении является организация совместного поиска социальных целей воспитательного процесса в образовательном учреждении, в основе которого – ценности гражданского общества и специфика современного профессионального образования. С этой целью необходимо адекватно осмысленным ценностям организовать образовательное пространство учреждения, овладеть различными технологиями воспитательной работы, которые будут способствовать формированию у подростков умений анализировать социальную действительность, делать обоснованный выбор, нести ответственность за собственные решения, социально адаптироваться к современной жизни.

Стратегия развития воспитательной работы определяет модель личности выпускника, обладающей набором жизненно-значимых и профессиональных качеств – компетенций. Проблема отбора ключевых компетенций является одной из важнейших для модернизации содержания профессионального образования. Мировой образовательной практикой обозначен набор ключевых компетенций:

    компетенции в сфере познавательной деятельности , основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне образовательного учреждения;

    компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива);

    компетенции в сфере трудовой деятельности (навыки организации учебного труда, этика трудовых взаимоотношений в коллективе, анализ ситуации на рынке труда, умение нести ответственность, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);

    компетенции в сфере бытовой деятельности (аспекты семейной жизни, укрепление собственного здоровья);

    компетенции в сфере культурной деятельности (набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Модель личности выпускника образовательного учреждения включает в себя 5 основных компетенций:

1. Профессиональные компетенции – способность эффективно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.

2. Компетенция осознанного выбора – готовность делать осознанный и ответственный выбор, выявлять проблему на основе анализа ситуации и принимать решения.

3. Коммуникативная компетенция – умение работать в команде, влиять на принятие совместных решений на основе толерантности.

4. Социальная компетенция – социальная адаптация, готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации.

5. Информационная компетенция – способность выбирать необходимую информацию на основе критического анализа.

Модель личности выпускника образовательного учреждения в период реорганизации представлена на рисунке.

Социальная компетенция



Программа развития воспитательной деятельности

п/п

Сроки

Ответственный

Учебно-познавательная деятельность

Развитие познавательной сферы, мотивации к учебному труду через проведение учебных занятий, производственного обучения.

В течение учебного года

Педагогический коллектив

Организация досуга через проведение кружков в образовательном учреждении и по месту жительства.

Систематически

Кл. руководители, руководители кружков

Проведение тематических классных часов.

в месяц ежегодно

Кл. руководители

Кл. руководители

Организация предметных недель и олимпиад.

1 раз в год

Преподаватели-предметники

Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства.

1 раз в год

Старший мастер, мастера п/о

Организация продуктивной работы библиотеки (выставки литературы; викторины; конкурсы эрудитов; библиотечный час; работа с фондом)

В течение учебного года

Заведующая библиотекой

Проведение воспитательных, этических и правовых бесед.

в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники ОДН, КДНиЗП

Взаимопосещение открытых мероприятий.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Введение факультативного курса «Как стать успешным».

1 раз в месяц с 2017 г.

Рук. волонтерской организации «Молодая гвардия»

Организация систематической лекционной работы по пропаганде здорового образа жизни.

1 раз в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, представители ФСКН, ЦРБ, Центра «Жизнь», Центра«Ариадна»

Проведение круглого стола по глобальным проблемам современности

1 раз в год

Создание единого информационного пространства (информирование через СМИ, газету образовательного учреждения «Профессионал», радиопередачи, молодежный листок «Информационный вестник», Памятки для учащихся и родителей, стенды по воспитательной работе, информационные линейки).

Системати-чески

Научно-методическая деятельность

Создание банка данных методического обеспечения и нормативно-правовой базы воспитательной работы.

Сентябрь –декабрь

Зам. директора по УВР.

Систематизация сборников сценариев внеклассных мероприятий

Методист.

Доработка Положений по деятельности Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, Совета общежития.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, методист.

Доработка Положения о стипендиальном фонде.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, зам. директора по УПР

Разработка порядка реализации долгосрочной профилактической программы «Мой выбор».

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, экономист.

Разработка долгосрочной профилактической программы патриотического воспитания молодежи «Служу Отечеству».

Сентябрь 2019 г.

Преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка долгосрочной профилактической программы по духовно-нравственному воспитанию.

Октябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, методист.

Разработка социального проекта по социальной адаптации детей-сирот.

Июль 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Разработка социального проекта по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания, преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка социального проекта по правовому воспитанию подростков.

Июнь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, методист.

Социально-психолого-педагогическая деятельность

Организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения учащихся (диагностика, анкетирование, тестирование, тренинги, индивидуально-коррекционная работа, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций).

Систематически

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Внедрение и совершенствование программы социального сопровождения учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (защита личных и имущественных прав, правовые беседы, обучающие семинары, круглые столы).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Взаимодействие с субъектами профилактики – КДНиЗП, ОДН, отдел опеки и попечительства (совместная работа с детьми «группы риска», детьми-сиротами).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители, мастера п/о.

Развитие постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Трудоустройство и оздоровительный отдых в летний период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Июль-август 2015 –

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Составление социальных карт и социальных паспортов учебных групп.

Сентябрь

Кл. руководители.

Организация внеклассных мероприятий, привлечение к ним трудных подростков.

В течение учебного года

Зам директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение политчасов в учебных группах.

1 раз в месяц

2016 -2019 гг.

Кл. руководители

Организация встречи выпускных групп с работодателями.

Апрель, май

Администрация.

Общественно-патриотическая деятельность

Организация работы Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, 7

Сентябрь-июнь

Администрация, 7

Организация и проведение Дня открытых дверей.

Администрация.

Участие в региональных ярмарках вакансий учебных мест, ярмарках труда.

По графику проведения ярмарок

Администрация.

Расширение экспозиции Уголка боевой славы.

Май 2016-2019 гг.

Преподаватель истории.

Создание экспозиции историко-краеведческого музея «Истоки», паспортизация музея.

Зам. директора по УВР, Зав. читальным залом.

Организация продуктивной музейной работы (подготовка экскурсоводов, участие в областном конкурсе музеев, проведение на базе музея лекций, экскурсий, бесед, круглых столов).

Зав. читальным залом.

Проведение Уроков Памяти, посвященных событиям ВОВ.

Классные руководители.

Участие в митингах и молодежной патриотической Акции «Свеча Памяти», посвященных Дню Победы.

Зам. директора по УВР.

Проведение военно-патриотического праздника «Служу Отечеству».

Рук. физвоспитания,

Проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в районном мероприятии «День призывника», военно-полевых сборах.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в мероприятиях, посвященных праздникам «День народного единства», «День России», «День Конституции», «День студента», «День Защитника Отечества».

В соответствии с календарем памятных дат.

Приобщение студентов к волонтерскому общественному движению «Молодая гвардия» партии Единая Россия.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Проведение Единых Дней здоровья

Сентябрь 2015 –

Рук. физвоспитания.

Участие в областной Спартакиаде по 10-ти видам спорта.

Рук. физвоспитания.

Проведение спортивных соревнований, легкоатлетических кроссов, лыжных гонок.

По плану спортивных соревнований2015 –

Рук. физвоспитания, преподаватели физической культуры.

Проведение олимпийского и параолимпийского уроков.

1 раз в год

Преподаватели

физической культуры.

Организация продуктивного проведения Дней профилактики (выступления агитбригады, демонстрация видеороликов, просветительские беседы).

Октябрь, январь, апрель

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН, представители ФСКН.

Участие во Всероссийской Акции «Здоровье –твое богатство».

3 раза в год

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания.

Внедрение профилактической программы «Твое здоровье» через предмет ОБЖ, классные часы.

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители.

Организация профилактического осмотра специалистами ЦРБ.

1 раз в год

Медицинская сестра.

Организация полноценного горячего питания.

3-4 раза в день, постоянно.

Зав. столовой.

Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь».

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Участие в районном профилактическом лектории

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Взаимодействие с медико-просветительским Центром «Жизнь» и медико-реабилитационным Центром «Ариадна».

2 раза в год

Зам. директора по УВР.

Нравственно-правовая деятельность

Деятельность по выявлению трудных подростков, диагностика эмоционально-волевой сферы.

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР, педагог-психолог.

Организация систематической индивидуальной работы с трудными подростками (профилактические беседы с администрацией, взаимодействие с семьей, беседы на уровне учебной группы, работа с инспектором ОДН, вызов на Совет профилактики, диагностирование педагога-психолога и др.)

Систематически в течение года

Администрация, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог.

Лекторий, викторины по безопасному движению на дорогах.

4 раза в год

Зам. директора по безопасности, инспектор ПДД.

Правовые беседы с подростками, беседы по профилактике правонарушений, соблюдению единых требований для обучающихся.

1 раз в месяц

Кл. руководители, зам. директора по УВР.

Проведение круглого стола «Подросток и закон»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН.

Проведение рейдов совместно с инспектором ОДН в места массового отдыха молодежи.

2 раза в год

Зам. директора по УВР, Зам. директора по безопасности, инспектор ОДН.

Проведение тематических классных часов по проблемам толерантности, взаимодействия, коммуникабельности.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация продуктивного информирования подростков о деятельности службы доверия.

Постоянно.

Зам. директора по УВР.

Нравственно-эстетическая деятельность

Организация цикла этических бесед «Вежливость открывает все двери», «Разговор о правде и лжи», «Что значит быть взрослым?», «Главные ценности жизни», «Все мы разные» и др.

1 раз в месяц

Кл. руководители,

патронатные воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог.

Проведение цикла классных часов в рамках профилактической программы «Твой выбор» о ценности жизни, умении сделать правильный выбор.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация экскурсий к памятникам христианской культуры.

1 раз в 3 месяца

Социальный педагог.

Проведение конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет к памятным датам и праздникам.

В течение года

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение фотоконкурса по нравственно-эстетической тематике: «Все прелести погоды», «Зодчество Подмосковья», «Мои друзья», Портрет ветерана», «Человек труда» и др.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение конкурсов творческих работ (сочинения, эссе, рефераты, доклады, презентации и др.)

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация конкурсов чтецов «Осенний перезвон», вокальной песни «Мелодия весны».

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация круглого стола для выпускников «Спасибо, вам – учителя»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация часов общения на базе библиотеки «Мир наших увлечений».

1 раз в месяц

Зв. библиотекой.

Организация лектория в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, специалисты ЦРБ.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню студента, Дню матери, а также «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Новогоднее представление», «Мисс очарование», «Татьянин день», «День Святого Валентина».

По графику внеклассных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Участие в областных конкурсах «Студенческая весна», «Зажги свою звезду», «Юные таланты Московии».

По графику областных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор

Трудовая деятельность

Организация систематической и продуктивной работы на территории учебного хозяйства.

Весна, осень

Организация и проведение областной экологической Акции «Студенческий лес».

Весна, осень

Зам. директора по УВР, старший мастер, организатор ОБЖ.

Организация трудовых субботников по уборке территории, кабинетов, лабораторий, субботников на мемориале.

В течение года

Зам. директора по УПР, старший мастер.

Организация трудовых десантов «Сделаем вместе».

2 раза в год

Зам. директора по УВР, организатор ОБЖ.

Организация и проведение Акции «Милосердие».

В течение года

Педагог-организатор, кл. руководители

Проведение педагогического всеобуча «Качество знаний»

1 раз в год

Зам. директора по УПР.

Организация помощи библиотеке по ремонту книг и учебников.

1 раз в год

Зв. библиотекой.

Взаимодействие с семьей, работа с родителями

Организация и проведение родительских собраний образовательного учреждения.

Сентябрь, январь

Зам. директора по УВР, Кл. руководители.

Организация и проведение родительских собраний в учебных группах.

1 раз в полугодие

Кл. руководители.

Работа с родителями по профессиональной ориентации абитуриентов.

В течение года

Проведение родительских дней.

2 раза в месяц 2015-2019 гг.

Администрация, Кл. руководители, мастера п/о.

Проведение диагностики особенностей учащихся, составление рекомендаций и Памяток для родителей.

Первое полугодие

Педагог-психолог. Зам. директора по УВР.

Организация работы с родителями неуспевающих и нарушителями единых требований для обучающихся.

В течение года

Администрация.

Организация продуктивной работы по взаимодействию с семьями «группы риска».

В течение года

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Екатерина Рыкова
Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях

Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике , согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех её основных составляющих :

Условий, в которых реализуется содержание;

Результатов (целевых ориентиров, которых достигает ребенок в итоге освоения примерной программы, реализуемой в дошкольной организации (5) .

Планировать – составлять , разрабатывать планы , проекты, размечать какое-либо место, пространство подо что-либо в соответствии с планом (24, продумывать последовательность будущих действий. Термин «план » толкуется, как : система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий , определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, последовательность организации образовательной деятельности с детьми .

Планирование образовательной процесса с детьми – составная часть педагогической деятельности , существенным признаком которой, по мнению А. Н. Леонтьева (20, С. Л. Рубинштейна (25, является её продуктивно-преобразующий характер , социальность и осознанное целеполагание. Планирование не вступает в противоречие с образовательной программой , реализуемой в дошкольной организации , отражает структуру образовательного процесса (целевой, содержательный, организационный, учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ , определяет перспективу их развития. В условиях личностно ориентированного образования мотивация планирования связана с повышением качества дошкольного образования .

Проанализировав литературу, посвященную вопросу планирования образовательной работы в ДОУ (8, 9, 11, 21, 26, мы пришли к выводу, что сегодня все планы образовательной деятельности дошкольных учреждений в большинстве ДОУ традиционно подразделяются на :

Перспективные – составляются на длительный срок (примерная структура составления годового плана приведена в Приложении 1);

Календарные – составляются на короткий срок.

То есть основой для составления календарного плана служит план перспективный .

Что касается видов планирования , то их можно разделить на несколько групп :

Годовое планирование : планирование работы всего детского сада (как правило, данный вид планирования осуществляет либо руководитель ДОУ, либо старший воспитатель (педагог) ;

Тематическое планирование : подразумевает планирование по отдельным видам воспитательно-образовательной деятельности (его составлением занимаются авторы парциальных программ или руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем);

Индивидуальное планирование : планирование деятельности специалистов узкой направленности, которые работают в ДОУ (составление возложено на плечи самих специалистов – логопедов, психологов, преподавателей музыки, рисования, физической культуры и т. д.);

- планирование работы с дошкольниками конкретной возрастной группы (данный вид планов составляется воспитателями групп под контролем старшего воспитателя).

Для обеспечения успешности воспитательно-образовательного процесса необходимо , чтобы план обладал следующими характеристиками :

Единство;

Непосредственность;

Гибкость;

Прогностичность.

О. Р. Меремьянина (22) пишет, что для реализации образовательных программ , разработанных с учетом ФГОС ДО целесообразным является выделение в перспективном плане нескольких основных разделов :

- «Образовательное ;

- ;

- ;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды» .

В разделе «Образовательное сотрудничество с родителями» целесообразно указывать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению : родительские собрания , практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, конференции, разработка анкет, вопросников, обработка полученных результатов, пополнение информационных центров новыми рекомендациями и т. д.

Содержание раздела «Индивидуальная работа с детьми» планируется , исходя из реальных проблем, выявленных в результате наблюдений и констатации педагогом фактов конкретных затруднений детей на занятиях или других видах детской деятельности . Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

Раздел «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности , хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.

В разделе «Профессиональное саморазвитие» педагоги фиксируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Методические материалы, разработанные в процессе деятельности , пополняют профессиональный портфолио педагога, используются при проведении процедуры самоанализа.

Все занятия по рассмотренным разделам (их количество и продолжительность, организационные формы) определяются расписанием занятий ДОУ.

В большинстве случаев, как уже говорилось, основой планирования всех видов образовательной деятельности в ДОУ является перспективный план , который, помимо проверенных годами преимуществ имеет и ряд недостатков, в частности :

Перспективное планирование , в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана , не раскрывает содержания деятельности , методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

Не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

Избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

Затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий .

ФГОС ДО (5) не предусматривает жестко заданных требований к формам и видам планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений . Вероятно, разработчиками Стандарта предполагалось, что ко всем дошкольным образовательным программам , которые будут внесены в федеральный образовательный реестр , будут прилагаться конкретные рекомендации по планированию образовательной деятельности ДОУ , использующих какую-либо программу.

Сегодня наиболее актуальным, востребованным и эффективным для реализации целей и задач ФГОС ДО считается комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности .

Долгое время комплексно-тематическое планирование использовалось при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности . Однако в последние годы проявляется устойчивая тенденция по использованию данного вида планирования и в образовательной деятельности ДОУ общей направленности (некоррекционного вида) (26, 41-42) .

Составление комплексно-тематического плана образовательной деятельности подразумевает , во-первых, проведение проблемно-ориентированного анализа достижений и затруднений дошкольников и учет результатов проведенной диагностики при составлении плана ; во-вторых, выбор таких форм, приемов и методов преподавания, которые максимально эффективно будут способствовать достижению положительных результатов в обучении каждого ребенка; в-третьих, определение форм контроля и учета качества образовательного процесса ; и наконец, в-четвертых, использование приемов и методов педагогики сотрудничества с дошкольниками и их родителями для формирования мотивации к активной деятельности всех участников образовательного процесса .

Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события , позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности : мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений, мире собственной внутренней жизнедеятельности » (26, 43) . При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны» , то есть они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. Ход занятия, методические приемы, формы предварительной и индивидуальной работы с детьми, дидактические материалы, то есть все основное методическое и дидактическое сопровождение педагоги отражают в конспектах, сценарных планах занятий . Помимо основного образовательного содержания воспитателю целесообразно иметь дополнительный тематический материал : тексты художественных произведений, дидактические игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности , иллюстрации, модели, схемы и др. Дополнительный материал обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации .

Комплексно-тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и развивают возможности детей, добиваясь при интеграции усилий высоких образовательных эффектов .

Таким образом , можно говорить о том, что сегодня традиционные подходы к планированию образовательной деятельности нуждаются в доработке и корректировке. Необходимо учитывать не только возрастные особенности каждой группы дошкольников , но и индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности. В связи с чем перспективным представляется комплексно-тематический подход к планированию . К составлению планов , как календарных, так и перспективных целесообразно привлекать весь педагогический коллектив ДОУ : это обеспечит более высокое качество планирования , а значит и всего образовательного процесса в целом .