Бриллиантовый фонд. Алмазный фонд. Парюра "Бант-склаваж" императрицы Екатерины II


Роскошь и сияние экспонатов Алмазного фонда просто зашкаливает. Несмотря на то, что многие драгоценности большевиками были распроданы на аукционах, этому музею есть чем гордиться.



Алмазный фонд располагается в здании Оружейной палаты, занимает в ней два зала.
Его основателем по праву можно считать Петра I. Именно он в 1719 году собрал на хранение в одной из комнат все драгоценности. В середине 18 века их переместили в Зимний Дворец, в Бриллиантовую комнату.
Но началась война, и летом 2014 года коллекцию в срочном порядке эвакуировали в Москву. Привезли их в восьми сундуках без каких-либо описей и актов передачи. Так же, без проверки, их и приняли.

Почти восемь лет они пролежали в подвалах Кремля, заваленные другими грузами. И только в 1922 году сундуки с драгоценностями передали в Гохран, где и занялись их разборкой и переписью. А, начиная с 1926 по 1938 гг., по личному поручению Ленина и советского правительства, очень много драгоценностей распродали на аукционах Европы и Нью-Йорка. Но потом все же остановились.


«Семь чудес Алмазного фонда»


Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.


Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.

Алмаз-«портрет»


Один из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано - под ним разместили портрет императора.


Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.


Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.


Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.

Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.



Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.


Императорский скипетр


Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.

Держава императорская

Title="Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см " border="0" vspace="5">


Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см

Держава, иначе именуемая «Царское яблоко», - творение ювелира Экарта, изготовленное для коронации Екатерины II. Уже при императоре Павле I ее дополнительно украсили великолепным сапфиром и бриллиантом.


Большая корона Российской империи


Эта корона, по праву считающаяся самой красивой и дорогой в мире, – творение придворных ювелиров Георга-Фридриха Экарта и Иеремия Позье. Также создана по поручению Екатерины II для ее коронации в 1762 году в рекордные сроки - всего лишь за два месяца. После революции этот главный символ Российской империи около 30 лет находился в Ирландии, передали туда корону в качестве залога за оказанную финансовую помощь. Выкупить этот шедевр смогли лишь в 1950 году, тогда корона и вернулась в Москву.


Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи


Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.

Корона императрицы Анны Иоанновны


Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.


Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, - из свадебного набора великих княгинь дома Романовых.



Большая пряжка-аграф и серьги




Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.

Знаки ордена Андрея Первозванного





Украшение орденской шляпы

Один из знаков ордена св. Екатерины.


Орден Золотого Руна


Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.

Медальон с изумрудом


«Большой букет»

Портбукет


Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.

Турмалин розовый


Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.

Парюра "Бант-склаваж" императрицы Екатерины II

Title="Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер" border="0" vspace="5">


Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер

Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.

Есть драгоценности монаршего российского двора и среди .

Москва богата достопримечательностями и историческими памятниками. Среди всего многообразия интересных объектов стоит выделить Алмазный фонд, в стенах которого хранится собрание произведений ювелирного искусства. Музей невероятно популярен среди гостей столицы, поэтому попасть в него не так просто.

Где находится музей и как приобрести билеты?

В настоящее время Алмазный фонд находится на территории Кремля. Желающих посетить музей всегда много, а в выходные дни или на каникулах количество людей только увеличивается. Билеты в Алмазный фонд можно приобрести в кассе заведения или в кассе у Кутафьей башни.

Также можно забронировать билеты на официальном сайте музея. Такая услуга особенно актуальна в летний период и праздничные дни, когда увеличивается поток посетителей и гостей города. Один человек может зарезервировать до четырех билетов. Далее их можно выкупить в кассе Александровского сада. Сделать это необходимо за час до начала экскурсии, иначе бронь аннулируется.

График работы

Продажа билетов в Алмазный фонд на первую половину дня в кассах начинается с девяти утра, а на вторую половину - в 13.00. Если вы хотите попасть в музей, то к указанному времени нужно быть на месте. В противном случае вы можете остаться без билетов.

Режим работы Алмазного фонда: с 10.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00. Музей открыт для посетителей каждый день, кроме четверга. Вход в Кремль через Боровицкие ворота.

История создания коллекции

В Алмазном фонде собраны уникальные ювелирные произведения, редкие экземпляры драгоценных камней, самородков ценных металлов. Это одна из немногих коллекций в мире, в которой имеются царские символы власти. История создания музея уходит корнями в эпоху Петра І. По его указу для хранения ценных государственных вещей было выделено отдельное помещение, которое позднее стали называть Бриллиантовой комнатой. В ней хранились государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Члены семьи императора надевали их для торжественных событий. На протяжении многих лет правления Романовых сокровищница постоянно пополнялась новыми драгоценностями. За это время было изготовлено много ювелирных украшений, пышно украшенных драгоценными камнями.

Русский двор отличался пышностью и великолепием. Особенно это было характерно в период царствования Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Русский двор был одним из блестящих в Европе. Во дворце работали лучшие ювелиры. Среди них стоит отметить И. Позье, Г. Экпарта, сына и отца Дюаль. Сейчас на выставке можно любоваться их произведениями высочайшего ювелирного мастерства.

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Дальнейшая судьба коллекции

После начала Первой мировой войны коронные ценности, императорские регалии, родословная книга Императорского Дома и прочие ценные документы были перевезены в Московский Кремль. Здесь их разместили в Коронном зале Оружейной палаты.

Экспозиция музея

В настоящее время Алмазный фонд Московского Кремля включает в себя уникальную коллекцию бриллиантов, алмазов и ювелирных украшений. За все время существования собрание пополнялось орденскими знаками, редчайшими самоцветами и прочими ценными изделиями. Огромный вклад в развитие музея «Алмазный фонд» был сделан экспериментальной ювелирной лабораторией. Именно ее работники проводили реставрационные работы по восстановлению разрушенных ценностей. Они в том числе работали и над Малой и Большой императорской короной. Более ста украшений и предметов вошли в экспозицию Алмазного фонда Московского Кремля.

В настоящее время все экспонаты размещены в двух залах. В первом находятся бриллианты, алмазы, ювелирные изделия и самородки. Так в одной из витрин размещены полудрагоценные и драгоценные камни со всей территории бывшего Советского Союза. Также здесь можно увидеть карту России, выполненную из бриллиантов. Далее в витринах находятся настоящие алмазы-гиганты и представлены примеры их огранки. В зале имеются и предметы современного искусства. В центре размещены самородки платины и золота, которые имеют свои имена - «Мефистофель», «Верблюд», «Большой треугольник».

Во втором зале представлены исторические ценности.

Среди них имеются изделия мастеров ювелирного дела 18-19 веков, которые до революции считались коронными ценностями России.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве - это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

На той же витрине рядом с Большой императорской короной находится и Малая корона, а также скипетр со знаменитым бриллиантом «Орлов», вес которого составляет 189,62 карата. Малая корона была изготовлена в 1856 году по заказу Марии Александровны для ее коронации.

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Скипетр, как и прочие атрибуты, выступал символом власти. Его украшает алмаз «Орлов», о котором ходили легенды. По официальной версии камень был подарен Екатерине на ее именины графом. По другой же версии алмаз приобрела сама императрица, но чтобы ее не обвинили в расточительстве, разыграла спектакль с подарком. Так или иначе все происходило - неизвестно. Но камень был вмонтирован в скипетр, чем и снискал себе славу.

Три ценных реликвии - синий сапфир в Державе, алмаз «Орлова» в скипетре и красная шпинель в короне символизируют цвета Российского флага.

Прочие драгоценности

Среди экспонатов Алмазного фонда можно увидеть еще один знаменитый алмаз - «Шах». Его когда-то подарил Николаю І иранский шах в качестве примирения за убийство русского посла. Стоит отметить, что убит был не просто посол, а знаменитый русский писатель Грибоедов, памятник которому можно увидеть на Чистых прудах в Москве.

Также в этом отделе Алмазного фонда в Москве находятся царские украшения. Одним из них является браслет с алмазом «Александр», который принадлежал Александру І. Здесь можно увидеть и брошь Екатерины Второй, выполненную из золота и серебра, украшенную многочисленными бриллиантами, в виде букета роз.

Не менее красива подвеска в форме ягоды, сделанная из большого турмалина. В залах музея представлено еще очень много украшений из серебра, золота, драгоценных камней и бриллиантов. Экскурсии в Алмазный фонд всегда впечатляют гостей. Где еще можно увидеть столь богатое собрание ювелирных изделий.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

У современных экспонатов нет столь громкой истории, как у предметов предыдущего отдела, но они тоже очень красивы, ведь современные ювелиры используют такие технологии, которые просто были недоступны мастерам из прошлого. В целом все экспонаты впечатляют и поражают красотой, чтобы понять это, стоит отправиться на экскурсию в Алмазный фонд. Можно много читать и любоваться красотой изделий на фото в интернете, но ни одна картинка не передает подлинной их красоты. Все это нужно увидеть своими глазами.

Драгоценные камни

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время в экспозиции музея находится семь исторических, невероятно ценных камней:

  1. Алмаз «Орлова» украшает монарший скипетр. Камень был найден в Индии. Его особенность в непередаваемо красивом зеленовато-голубом отливе. Алмаз имеет 180 граней.
  2. Алмаз «Шах» представляет собой желтый кристалл, не подвергшийся огранке. На нем нанесены имена трех его владельцев.
  3. Плоский портретный алмаз, закрепленный в золотой браслет с изумрудами.
  4. Красная шпинель в Большой короне. Камень был вмонтирован в изделие перед самой коронацией Екатерины Второй. Шпинель отличается не только крупными размерами, но и чистотой и прозрачностью. Кстати, стоимость имперской короны так и не определена до сих пор из-за уникальности изделия.
  5. Колумбийский изумруд со ступенчатой огранкой, который венчает потрясающую брошь. Камень был найден еще в пятнадцатом веке, но в Россию попал лишь вначале девятнадцатого века.
  6. Цейлонский сапфир считается самым большим в мире. Он украшает старинную брошь девятнадцатого века.
  7. Оливково-зеленый хризолит был найден когда-то на острове в Красном море. Камень был огранен особенным способом, благодаря чему создается ощущение его сияния.

В двадцатом веке после открытия якутских алмазов коллекция значительно пополнилась новыми экспонатами: «Большая медведица», «Звезда Якутии» и прочие.

Все, кто хоть когда-то интересовался знает об Алмазном фонде Кремля. Немногие галереи столицы вызывают такое восхищение и интерес.

Алмазный фонд Кремля является уникальным собранием искусства 18-20 веков. В его коллекции также представлены самородки потрясающих драгоценных металлов, примеры редчайших драгоценных камней. Каждый из предметов экспозиции представляет большой научный и художественный интерес, а также огромную материальную ценность.

Немного из истории музея

Коллекция фонда начала создаваться в восемнадцатом веке. Петр I, взяв пример с монархов Европы, издал указ, в котором говорилось, что сокровища, которые хранятся в царских покоях, собственностью русских царей не признаются, они принадлежат государству, являясь общенациональным достоянием. После «рентереи» Петра ценности хранились в выделенных для этого помещениях, а с 1839 г. - в Зимнем дворце (в Бриллиантовом кабинете). Ювелирные украшения и регалии царствующим особам выдавались только «для временного использования».

Желая роскошью затмить иностранных правителей, российские царицы и цари богатство своего двора старались увеличить. При Екатерине II и Елизавете были сделаны особенно крупные вклады.

После начала Первой мировой войны все ценности беспорядочно и спешно, без описи, вывезли из Петрограда. Их приняли в Московский Кремль (в где они в безвестности и пролежали около восьми лет.

После Октябрьской революции эрмитажная коллекция и сокровища Кремля чудом уцелели. В начале прошлого века ни одна страна не обладала подобным запасом драгоценностей, ювелирных украшений, как Россия.

Спустя пять лет стали работать комиссии по экспертизе и выявлению предметов ювелирного и прикладного искусства. Благодаря им была подтверждена уникальная художественная и историческая ценность прежнего Бриллиантового кабинета. Кроме того, комиссия отметила необходимость сохранения и изучения коллекции в неприкосновенности, включив ее в состав Государственного хранилища.

Несмотря на это, началась тотальная распродажа реликвий. Так, 1923 год стал самым драматичным во всей истории фонда. В то время из-за русских драгоценностей, появившихся на аукционах Лондона, Берлина, Амстердама и Антверпена, возник настоящий политический скандал. Далее, в 1925 г., в Доме Союзов было принято решение открыть выставку непроданных реликвий, возвращенных из-за границы, чтобы продемонстрировать их невредимыми и целыми, замять скандал, тем самым убедив мир в собственной платежеспособности.

На этом распродажи антиквариата и драгоценностей не закончились. С 1925-1936 гг. была продана основная часть произведений с уникальными самоцветами и бриллиантами. Данные шедевры останутся лишь на фотографиях, при этом уже никогда в Россию не вернутся.

В 1967 г. была открыта выставка Алмазного фонда. При этом каждому была интересна экскурсия в Кремль. Выставка вызвала невероятный интерес и продлевалась несколько раз, так и не став музеем. Неприкосновенная часть золотовалютного государственного запаса страны так и осталась подчинена министерству финансов.

В Алмазный фонд России запустить руку считал необходимым каждый вождь СССР. Хрущев едва ли не подарил шапку Мономаха одному из молодых развивающихся государств, а при Брежневе пропал один из орденов с бриллиантами. В 1989 г. с аукционов было продано огромное количество ценных икон.

Безусловно, поступали изделия и современных ювелиров, коллекции платиновых и золотых самородков, якутских алмазов. Но намного больше уникальных произведений ушло в музеи и частные коллекции разных государств. Неизвестно до сих пор местонахождение различных бесценных творений.

Алмазный фонд Кремля на сегодняшний день

В данный момент историческая часть коллекции составляет около семидесяти изделий. Главная часть экспозиции с 1967 г. пополнялась после открытия месторождений алмазов в Якутии, а также после принятого правительством решения отправлять камни весом более пятидесяти карат на хранение в Алмазный фонд Кремля.

Для посетителей музея просмотр экспозиции обычно начинается с витрины, в которой выставлены драгоценные минералы. В этом месте представлены крупные технические и ювелирные камни общим весом в десятки тысяч карат. Помимо бриллиантов, экскурсия в Алмазный фонд предполагает просмотр сапфиров, изумрудов и других драгоценностей, а также поделочных камней и уральских самоцветов. Экскурсии, которые ежедневно вливаются в залы беспрерывным потоком, останавливаются также у экспонатов «7 чудес Алмазного фонда». Сюда включен алмаз «Шах» (в 88,70 карат), который сохранил собственную природную форму, алмаз «Граф Орлов» (189,62 карата), ранее занимающий почетное место на скипетре императора, плоский уникальный алмаз, сапфир синего цвета (258,18 карат), а также самый крупный хризолит в мире.

Основной среди ценностей сокровищницы России считается по праву Большая императорская корона. Иеремия Позье, придворный ювелир, ее изготовил в 1762 году по заказу Екатерины II. Корона оформлена жемчугом и россыпью бриллиантов, но ее самой ценной частью считается огромный рубин (398,72 карат), входящий в число 7 уникальных камней фонда.

Многим гостям столицы крайне интересны Алмазный фонд по вполне понятным причинам стал одним из самых посещаемых.

Большая императорская корона

Это венец, созданный в 1762 году Экартом (ювелиром) и Иеремией Позье (бриллиантовых дел мастером) для Екатерины II. Мастер оправил 4936 бриллиантов в серебро, подчеркнув сверкание кружева из них двумя рядами матовых крупных жемчужин. Благородный рисунок короны прекрасен, при этом наполнен глубочайшим смыслом. Сетку полушарий снизу поддерживают лавровые ветви, которые являются символами славы и власти. А между полушариями в рисунке гирлянды помещены жёлуди и дубовые листья, символизирующие прочность и крепость власти. Также на короне очень редкий драгоценный камень насыщенного красного цвета. Это одно из важнейших произведений искусства, которые содержит Алмазный фонд Кремля.

Малая императорская корона

Она была создана в 1856 году ювелиром Зефтигеном для коронации Марии Александровны. Она сделана по подобию большой короны; по обеим ее сторонам решетки украшены четырехлистниками, бриллиантовый крест возвышается на дуге, при этом нижний край короны украшен 22 большими бриллиантами. Она привлекает внимание каждого, кто посетил Алмазный фонд Кремля (фото можно увидеть в этой статье).

Скипетр императорский

Он был изготовлен для Екатерины II в начале 1770-х годов. Использованные материалы: алмаз «Орлов», золото, бриллианты, эмаль, серебро.

Держава императорская

Была создана в 1762 году Г.-Ф. Экартом (придворным ювелиром) для Екатерины II. Материалы: золото, сапфир, бриллианты, серебро, алмаз. В начале семидесятых годов восемнадцатого века она была оформлена двумя камнями, которые изменили ее вид. Между полуобручем и бриллиантовым ажурным крестом в окружении бриллиантов был помещен огромный сапфир (200 каратов), а в месте соединения пояска с полуобручем оказался большой алмаз (46,92 карата), исключительно чистый, с легким синеватым отливом камень. Свой нынешний вид держава приобрела при Павле I. Под крестом оказался огромный сапфир, при этом крупный бриллиант поместили между бриллиантовых поясов.

Алмаз «Шах»

Это бриллиант из Индии в 88,7 карата. Совершенно прозрачный, немного буро-желтоватого оттенка камень. Бороздка на нём говорит о том, что носили его вместо талисмана. Хорошо просматриваются 3 имени его владельцев, выгравированные на нем, а также соответствующие даты.

«Рубин Цезаря»

Камень розовато-малинового сочного цвета, с которым прекрасно сочетаются зеленая эмаль с золотыми листочками, находящимися на раздвоенном стебельке, аккуратно покрытом черной и белой эмалью. Камень огранен виноградной гроздью.

Бриллиантовый знак со звездой ордена Андрея Первозванного

Первый по времени появления российский орден, который был до 1917 наивысшей наградой империи. Украшенные алмазами звезда с крестом стали высшим орденом, жалуемым по усмотрению Петра I.

Экскурсии в Алмазный фонд

Для желающих посмотреть экспозиции здесь ежедневно проводятся экскурсии, кроме праздничных дней и четверга. Работа осуществляется в форме сеансов. В Алмазный фонд Кремля билеты можно купить и иностранцам - индивидуальные экскурсии проводятся на разных языках.

Экспозиция будет интересна всем, вне зависимости от национальной принадлежности и возраста.

  • Самый «дорогой» музей России , где хранятся ювелирные изделия, ордена и царские регалии, природные алмазы и самородки драгоценных металлов.
  • Коллекция фонда начала создаваться в XVIII веке при Петре I, когда для ценностей государственной казны было выделено специальное помещение и охрана.
  • Уникальная коллекция самородков , одна из самых больших и старейших в мире.
  • Самый крупный в мире золотой самородок «Большой треугольник» весом 36 кг, исторические ценности, а также карта России, сделанная из бриллиантов.
  • Большая императорская корона Екатерины II , украшенная 5 тысячами бриллиантов, 2 нитками крупных индийских жемчужин и гигантской красной шпинелью.
  • За билетами, которые продаются в кассах в Александровском саду, лучше обращаться в утренние часы, так как количество посетителей ограничивается.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Алмазный фонд — один из самых посещаемых музеев Москвы. Ведь вне зависимости от возраста, пола, интересов каждому хочется увидеть кусочек сказки! Наверняка при словах «Алмазный фонд» вы представляете себе горы алмазов, блеск и сияние, настоящую пещеру Али-Бабы! В Алмазном фонде действительно хранятся природные алмазы и самородки драгоценных металлов. Основная же часть его собрания – потрясающей красоты ювелирные изделия различных эпох, шедевром среди которых считается корона Российской империи. Здесь же — ордена и многочисленные царские регалии. По драгоценностям собрания можно проследить историю развития России за последние 300 лет. И по уникальности коллекции, и по ее материальной ценности Алмазный фонд является, возможно, самым «дорогим» музеем России.

Алмазный фонд охраняется Федеральной службы охраны, которая также охраняет президента России. На выставку пропускают сеансами каждые 20 минут. Количество человек, посещающих фонд в течение одного сеанса, ограничено. Поэтому приобретать билеты в кассах Кремля в лучше в утренние часы: в летний сезон или в дни каникул все билеты на текущий день могут быть быстро распроданы. Фотографировать в Алмазном фонде не разрешается.

История создания Алмазного фонда

История фонда начинается в XVIII в., в 1719 г. по указу . Испокон веков государственная казна владела большим количеством ценностей, которые подлежали особой охране. Петр повелел сделать опись всех реликвий и выделить для них специальное помещение, где они находились бы под постоянным наблюдением. Эту комнату стали называть Бриллиантовой, или Алмазной.

В XVIII в. было создано немало великолепных ювелирных украшений. В этот период российский престол занимали в основном женщины, и, вероятно, поэтому именно драгоценные украшения демонстрировали социальный статус и служили атрибутом власти. Особой пышностью отличались сначала двор императрицы Елизаветы Петровны, а потом императрицы Екатерины II. В правление Екатерины II Бриллиантовая комната вообще переместилась в парадную опочивальню императрицы. В ту эпоху в России жили и работали такие всемирно известные мастера ювелирных дел, как И. Позье, династия Дювали, Г. Экарт. Ими были созданы произведения ювелирного искусства, ценные не только обилием драгоценностей, но и исключительной тонкостью работы мастера.

Со времен Екатерины II до наших дней дошла еще одна важная часть коллекции Алмазного фонда. Будучи просвещенной императрицей, она увлекалась науками, в том числе минералогией. В результате в состав фонда вошла богатейшая коллекция минералов, собранная самой Екатериной II.

Представители династии Романовых осознавали исключительную ценность императорской коллекции драгоценностей, и даже в самые тяжелые для государства времена она оставалась нетронутой. В начале Первой мировой войны, когда фронт стал приближаться к Санкт-Петербургу, коллекция была вывезена в Москву. Там ее разместили в Коронном зале . К сожалению, приход к власти большевиков в 1917 г. стал роковым для императорской коллекции драгоценностей. Подобно тому, как во время Великой Французской революции были уничтожены великолепные произведения искусства, связанные с королевской властью, в советской России императорские драгоценности также ассоциировались с царизмом, а их культурно-историческое значение интересовало лишь ученых. И вскоре на частных аукционах множество бриллиантов и произведений искусства из российских фондов перешли в руки зарубежных коллекционеров за не сравнимые с реальной ценностью этих шедевров деньги. Из известных экспонатов Алмазного фонда в те годы были проданы или утеряны: диадема «Русская красавица», Грузинская корона, более десяти пасхальных ювелирных яиц Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, одна из малых императорских корон.

В 1950-е гг. начался новый период в жизни Алмазного фонда. Страна сделала шаг вперед в освоении природных недр, в 1954 г. была открыта первая алмазная трубка, были открыты еще несколько алмазных месторождений в Якутии. В Государственное хранилище начали поступать самые значительные экземпляры алмазов. Одновременно Алмазный фонд начал пополняться экспонатами — символами советской горнодобывающей промышленности и мастерства ремесленников-ювелиров. В 1967 г. к 50-летию советского государства в здании Оружейной палаты московского Кремля была открыта временная экспозиция Алмазного фонда. Руководители страны предполагали по окончании выставки вернуть экспонаты в Государственное хранилище, но выставка стала культурным событием мирового масштаба, и ее сохранили в качестве постоянной экспозиции. Немного позже заработала ювелирная лаборатория, которая отреставрировала Большую и Малую императорские короны, воссоздала утраченную диадему «Русская красавица» и другие сокровища. В наши дни все камни весом более 50 карат сразу отправляются в сокровищницу. Крупнейший из алмазов, хранящихся в Алмазном фонде, весит 342 карата!

Экспозиция

Экспозиция Алмазного фонда находится в здании Оружейной палаты в двух небольших залах и делится на семь тематических групп. В первом зале представлены россыпи драгоценных камней и самородков, а также современные ювелирные изделия. Отдельного упоминания заслуживают изумруды, которые, благодаря своей редкости, сейчас почти не уступают по своей ценности бриллиантам. Есть здесь и экспозиция уральских самоцветов. Они являются полудрагоценными камнями, но своей красотой привлекают большое внимание посетителей.

В центральной витрине первого зала выставлены самородки золота и платины. Коллекция самородков Алмазного фонда считается самой большой в мире и одной из старейших ‒ ей уже 150 лет. Самородки представляют собой настоящие произведения искусства, созданные самой природой. Так, в Алмазном фонде хранятся самородки Верблюд и Мефистофель, на вид скорее скульптурные, нежели естественные. А золотой самородок Большой треугольник, который весит 36 кг, является самым крупным в мире. В экспозиции первого зала также представлена карта России, выполненная из бриллиантов.

Во втором зале собраны исторические ценности. Посетителям в первую очередь будет интересно узнать о семи драгоценных камнях. Эти три алмаза и четыре самоцвета называют семью чудесами Алмазного фонда. Первый ‒ Алмаз «Орлов», который украшает скипетр российских монархов. Считается, что его первым владельцем был шах Джахан, строитель знаменитого Тадж Махала в Индии. Первоначально вес алмаза составлял почти 400 карат, но после огранки он уменьшился более чем вдвое (189,62 карата). Позже алмаз стал глазом статуи местного божества. Он был украден французским солдатом, который ради этого сменил веру и стал послу шником в храме, где стояла статуя. Впоследствии в Амстердаме алмаз был выкуплен купцом, который явился с ним к российскому двору. Здесь историки расходятся во мнениях. Есть романтическая версия: граф Орлов приобрел алмаз, чтобы сделать роскошный подарок императрице. Но, скорее всего, Екатерина II сама попросила своего фаворита подарить ей этот камень, так как ходили слухи о его волшебных свойствах, которые проявляются только если камень получен в дар. Так или иначе камень, получивший имя фаворита императрицы, занял свое место на царском скипетре. Изображение этого скипетра присутствует на гербе Санкт-Петербурга.

Алмаз «Шах» является кристаллом с желтым отливом. Он не подвергался огранке, но на нем видны именные надписи прежних владельцев. История этого алмаза достаточно печальна. В XIX в., во время правления императора Николая I, в персидском Тегеране произошли антироссийские волнения, в результате которых были убиты служащие русского посольства, в том числе известный литератор А.С. Грибоедов. Алмаз «Шах», одно из главных сокровищ персидского шаха, был передан в числе других даров Николаю I в знак сожаления и примирения.

К историческим драгоценным камням-гигантам также относятся: плоский портретный алмаз, гигантские шпинель (почти 400 карат), изумруд, сапфир и хризолит. Красная шпинель находится в Большой императорской короне; колумбийский изумруд венчает брошь; цейлонский сапфир ‒ самый крупный сапфир в мире.

И, наконец, экспона т, который невозможно обойти стороной: великолепная Большая императорская корона, созданная к коронации Екатерины II. Ранее существовала традиция создавать «персональные» драгоценные короны специально для коронации, после чего они снова разбирались на камни. Однако корона Екатерины II стала шедевром, который невозможно превзойти, и ее потомки короновались только ею. Корона была создана в 1762 г. Георгом Фридрихом Экартом и

Довольно-таки непросто. Нам для этого пришлось чуть ли не совершить подвиг, а именно – встать в выходной в 8 утра (!). А что вы хотели? По-другому никак, желающих попасть в один из самых известных музеев России – Алмазный фонд, множество, тем более в выходные. Есть ещё вариант заказать билеты в специализирующихся фирмах, они там обычно ещё и экскурсии предлагают, но это будет, конечно, дороже.

К 10:00 часам мы были в Александровском саду. Самое неудобное – это то, что купить билеты в Алмазный фонд можно только в кассе самого музея, т.е. на , а не в кассах возле . Мало того, что приходится выстоять очередь, чтобы пройти в музей (через металлоискатель), так ещё и в самом Алмазном фонде тоже стоять в очереди за билетами. К тому же на некоторые сеансы билеты уже раскуплены предприимчивыми фирмами, поэтому не факт, что получится купить билеты на ближайший сеанс.

Нам, можно сказать, повезло. В очереди мы встретили представителя одной из таких фирм - дядечку лет 50. Он предложил нам войти в его группу, т.к. некоторые записавшиеся (и оплатившие посещение и экскурсию!) не пришли. Поэтому нам не пришлось стоять в очереди.

Цена билета в Алмазный фонд – 500 руб. Эх, а совсем недавно его стоимость была всего 100 руб. Цены на билеты подняли одновременно и в Алмазный фонд, и в , и в . Жаль, мы не застали то время, когда билеты были дешёвые!

Музей работает с 10:00 до 17:00, сеансы проходят каждые 20 минут. Обед с 13:00 до 14:00. Телефон Алмазного фонда - 629–2036.

Фотографировать в музее нельзя. С фотоаппаратом, телефоном и т.п. вас туда просто не пустят, на входе в Алмазный фонд стоит ещё один металлоискатель. Придётся всё вместе с одеждой сдать в гардероб. Если честно, было страшновато оставлять вещи в одежде, вспоминая обычные гардеробные надписи типа «За утерянные вещи администрация ответственности не несёт». Но наш дядечка заверил нас, что за всё время здесь ничего не украли, да и таблички с такой надписью в музее мы не увидел).

Пройдя через металлоискатель, в котором я как обычно зазвенел из-за своей бляхи на ремне (хотя при входе на территорию прошёл нормально), мы попали в долгожданный Алмазный фонд России. По обыкновению вся толпа (человек 20) попыталась рассосаться по всему музею, но всех остановили экскурсовод и охранник. Все сокровища Алмазного фонда распределены по отдельным витринам, почти как в магазинах. Экскурсия проходит следующим образом. Сначала экскурсовод рассказывает о каждой витрине, что за экспонаты там представлены, их история, вес камней или самородков и т.п. потом уже все подходят поближе, и чуть ли не касаясь носом стекла, разглядывают драгоценности Алмазного фонда. Да, это вам не Оружейная палата, где ходишь сам где хочешь, здесь всё по заранее заданному маршруту.

В первой витрине лежали в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и др. драгоценные камни. В остальных трёх витринах с правой стороны музея были алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкали всеми гранями. Особенно понравилась карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.

В центре музея по квадрату 4 больших витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.

В следующем зале находятся царские регалии и украшения. Среди них Большая императорская корона, созданная специально для коронации Екатерины II. Она изготовлена из серебра, в ней 4936 бриллиантов и два ряда крупных жемчужин. Корону венчает крупный красный камень – благородная шпинель. После Екатерины Великой этой короной короновались все императоры России.

На одной витрине с Большой императорской короной находится и малая императорская корона, а также скипетр украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 каратов и держава. Малая императорская корона изготовлена в 1856 г. к коронации императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Бриллиант «Орлов» по официальной версии был подарен графом Орловым Екатерине II на день рожденья. По неофициальной версии Екатерина купила его сама, заплатив за него из гос. казны, и чтобы её не обвинили в неразумной трате государственных средств, разыграла такой спектакль.

В алмазном фонде хранится ещё один известный алмаз - "Шах". Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах.

В этом же отделе лежат царские украшения. Это браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды - сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.

В последнем отделе Алмазного фонда представлены изделия современных мастеров. Это красивейшие золотые украшения с аметистами, топазами, изумрудами и, конечно же, бриллиантами. У них нет такой истории как у драгоценностей из предыдущего отдела, но они не менее красивы, а может даже и более, т.к. современные мастера используют технологии, которые были недоступны ювелирам прошлого.

В целом экскурсия по Алмазному фонду продлилась 40 минут. Алмазный фонд оставил двоякое чувство. С одной стороны я увидел самые известные реликвии своей страны, россыпи драгоценных камней и золотые самородки, с другой – как-то мало украшений времён цариц и императоров представлено в музее. Не верю, что за несколько сотен лет у царей набралось драгоценностей всего на 3 витрины. Скорее всего, не выкладывают всё, что есть. И сразу возникает вопрос: «Почему бы не расширить музей и не выложить больше экспонатов?». Я после посещения Алмазного фонда почувствовал некоторое разочарование. А у вас не было подобного ощущения?