Регламент по контролю качества строительства генподрядными организациями. Регламент по управлению качеством в проекте. Контролируемые параметры и средства контроля

Б.В. БУДЗУЛЯК, д.т.н., профессор, президент НП «СРО ОСГиНК» А.А. АПОСТОЛОВ, д.т.н., генеральный директор НП «СРО ОСГиНК» Н.Ф. СЕЛЕЗНЕВ, к.э.н., начальник отдела нормативно-технического регулирования НП «СРО ОСГиНК» Л.П. МОИСЕЕВ, ведущий специалист отдела нормативно-технического регулирования НП «СРО ОСГиНК»

Существующая нормативная документация регламентирует отдельные операции контроля, но не носит системного характера и имеет добровольное применение.

С целью обеспечения комплексного подхода, а также унификации требований к организации и системам контроля качества работ, выполняемых генподрядчиками и субподрядчиками при строительстве по заданию ОАО «Газпром», был разработан проект «Регламента по контролю качества строительства генподрядными организациями».

«Отсутствие системы управления рисками в нефтегазовых компаниях приводит к значительным экономическим, политическим, социальным, экологическим и геополитическим потерям, примеры последнего времени - авария на Саяно-Шушенской ГЭС и в Мексиканском заливе»1.

Все объекты нефтегазового комплекса относятся к категории особо опасных2. Минимизация рисков отказов на указанных объектах закладывается на стадии технического задания на проектирование, реализуется в процессе строительства и эксплуатации, то есть в конечном итоге зависит от организации системы контроля качества заказчика и генерального подрядчика на всех этапах жизненного цикла объекта.

Обеспечить правильность процесса контроля в этих условиях можно только при жесткой регламентации и формализации контроля качества строительных работ и услуг, их документарного оформления.

Организация строительного контроля генерального подрядчика представлена на схеме (см. рис. 1).

Контроль качества продукции и услуг в строительстве является составной частью системы управления рисками. Эффективность процесса напрямую зависит от результативности, своевременности, качества, профессионализма и компетентности проведения персоналом всех составляющих подпроцессов, обеспечение персонала необходимыми ресурсами.

Кроме того, с учетом специфики работы службы контроля качества (СКК) генерального подрядчика, эффективность ее деятельности напрямую зависит от административной независимости от производственного блока внутри компании. Такая независимость может быть обеспечена только путем подчинения службы первому лицу компании или его заместителю, который не курирует производственный блок.

Эффективность функционирования службы контроля качества невозможна при отсутствии в компании политики обеспечения качества, нивелирующей отрицательное влияние организационных факторов.

Положительным фактором деятельности СКК является сертификация системы менеджмента качества компании в одной из систем сертификации ISO 9000.

Следует только учитывать, что целью работы компании в сфере контроля качества работ является функционирование системы менеджмента, обеспечивающее реализацию политики в области качества компании, а не ее сертификация.

СКК генерального подрядчика должна иметь подразделение в центральном офисе, а также представителей, при необходимости - отделы, службы, во всех территориальных подразделениях. Генеральный подрядчик обязан закрепить локальными нормативными актами ответственных за строительным контролем на каждом объекте. Количество сотрудников изменяется в зависимости от объемов строительно-монтажных работ (СМР), а также структуры объекта (наземные сооружения или линейная часть трубопровода).

Руководитель и специалисты СКК должны соответствовать требованиям, установленным законодательством: быть аттестованными, иметь квалификационные удостоверения, опыт работы по обеспечению качества в нефтегазовом строительстве не менее 5 лет и соответствовать другим необходимым требованиям в зависимости от видов выполняемых работ, в том числе РД 03-19-20073, ПБ 03-273-994 и ПБ 03-440-025.

* С более полным изложением идей, представленных в данной публикации, можно ознакомиться в статье «Создание интегрированной системы контроля качества строительства - одно из решающих условий минимизации рисков нефтегазового комплекса», опубликованной в журнале «Трубопроводный транспорт» (теория и практика) № 3 (37) 2013. ISSN 1816-451Х. www.vniist.ru.
1 Управление рисками в нефтегазовом комплексе // Трубопроводный транспорт (теория и практика). 2011. № 6. С. 34-37.
2 Ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
3 РД от 29 января 2007 года № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 03-19-2007.
4 ПБ от 30 октября 1998 года № 03-273-99 «Об утверждении правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства». Постановление Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 года № 63.
5 ПБ от 23 января 2002 года № 03-440-02 «Об утверждении правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля». Постановление Госгортехнадзора России от 23 января 2002 года N2 3.

Функции и полномочия СКК должны подтверждаться локальными нормативными актами генподрядчика, регламентирующими его деятельность.

В деятельность СКК генподрядчика заложено противоречие: она должна контролировать работы, выполняемые сотрудниками своей компании, и одновременно контролировать работы, выполняемые субподрядчиками, предъявляя в обоих случаях одинаковые требования к качеству выполняемых работ Один из методов снятия этого противоречия, предлагаемый авторами, - организация системы инспекционного контроля.

Рассмотрим описание инспекционного контроля (инспекционных проверок) генподрядчика, предложенного в Регламенте.

Целью инспекционного контроля (инспекционной проверки) является контроль генподрядчика за деятельностью своих территориальных подразделений, выполняющих работы собственными силами, и субподрядчиков по обеспечению качества выполнения работ и деятельности служб контроля качества. Периодичность инспекционного контроля (инспекционной проверки) определяется локальными нормативными актами генподрядной организации, но не реже одного раза в полугодие. Генеральный подрядчик может проводить внеплановые инспекционные проверки.

В Регламенте впервые предложен интегральный способ описания процессов контроля, состоящий из схемы организации процессов контроля (рис. 2), которая представляет в наглядном виде процессы контроля, функции и их взаимосвязи. В отдельную таблицу сведены данные по ответственным, исполнителям и срокам проведения процессов контроля. В Регламенте также приведено описание процессов контроля с необходимыми ссылками на требования нормативной документации. Аналогичным образом описаны все основные виды контроля, производимые генеральным подрядчиком: входной контроль проектной документации; входной контроль конструкций, изделий, материалов и оборудования; операционный контроль; лабораторный контроль; геодезический контроль; приемочный контроль и др.

В необходимых случаях в Регламенте приведено расширенное описание операций (процессов) контроля, функций и взаимодействия участников, конкретизирующее требования к конкретным операциям, в том числе:

Анализ деятельности СКК по выявлению возникших несоответствий, причин их появления и подготовке предложений по предупреждающим действиям;

Система управления строительной продукцией, не соответствующей установленным требованиям;

Порядок работы с предписаниями, выданными органом государственного строительного надзора, корпоративного контроля (надзора), заказчиком, авторским надзором, СРО, а именно, получения и регистрации предписаний. Предложен порядок переноса сроков устранения замечаний по объективным причинам. Описан алгоритм работы с предписаниями: уведомление заказчика; устранение нарушений; уведомление органа, выдавшего пре дписание об устранении нарушений и несоответствий; регистрация не устраненных предписаний; документальное оформление приемки работ.

Процесс Сроки Ответственный Исполнитель
1. Г, СКК СКК, Тп, С
1а. в соответствии с локальными нормативными актами г СКК, Тп, С
2. до 5 дней г СКК, Тп, С
3. не более 1 месяца г СКК, Тп, С
4. до 5 дней г СКК

В Регламенте авторами предложена система оценки деятельности подрядчиков , которая иллюстрируется приведенной схемой (рис. 3). С целью оценки качества работы генподрядчик готовит исходные данные и представляет материалы заказчику для определения оценки его деятельности в соответствии с «Критериями оценки подрядных организаций, осуществляющих производство строительных работ на объектах капитального строительства». Периодичность представления данных для объектов с нормативным сроком строительства по проекту организации строительства (ПОС) составляет:

Менее года - в середине строительства;

Год и более - 1 раз в полугодие.
Генподрядчик после окончания строительства готовит исходные данные для обобщения и заполнения заказчиком «Анкеты удовлетворенности потребителя» .


Качество работ оценивается по объекту строительства в рамках договора. Оценки, полученные по результатам технического аудита, в обязательном порядке учитываются при оформлении «Анкеты удовлетворенности потребителя». В случае работы генподрядчика на нескольких объектах заказчика, оценка в целом выводится как среднее арифметическое значение показателей оценочных баллов по каждому договору.

Оценка деятельности генподрядчика осуществляется более чем по 140 показателям, из которых 30 связаны с экологическими требованиями.

В случае оценки «неудовлетворительно» заказчик вправе направить претензию генподрядчику либо обратиться в суд в соответствии с условиями договора.

Оценка качества работы субподрядчиков осуществляется на основе специально разработанных критериев. Указанные критерии должны являться обязательным приложением к договору подряда между генподрядчиком и субподрядчиком.

Оценка качества выполняемых субподрядчиками работ производится в соответствии с критериями оценки по балльной системе. Качество выполняемых субподрядчиком работ оценивается ежемесячно и признается «удовлетворительным» или «неудовлетворительным» в зависимости от полученной суммы оценочных баллов. Оценки деятельности субподрядчиков необходимо детализировать в зависимости от вида объектов, линейной части трубопроводов или наземных сооружений и выполняемых работ минимум по 6 показателям, в том числе в соответствии с «Рекомендациями по определению показателя качества (уровня брака) сварочных работ подрядных организаций, выполняющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт газопроводов ОАО «Газпром»6.

Отдельной главой описана система оценки удовлетворенности заказчика работой подрядчиков.

Генподрядчик обеспечивает планирование и проведение постоянного повышения качества СМР в целях более полного удовлетворения текущих и будущих потребностей потребителя (заказчика).

Мониторинг удовлетворенности заказчика проводится по определенным критериям для выяснения восприятия деятельности организации («Анкета удовлетворенности потребителя»).

Документирование и представление результатов анализа (выход процесса) производится по результатам года и по завершению выполнения договора.

На основании результатов анализа удовлетворенности заказчика определяются приоритеты для улучшения деятельности организации, в том числе в области контроля качества СМР. Генподрядчик определяет среднюю оценку удовлетворенности заказчиков по результатам опроса всех организаций, с которыми он работал в течение отчетного периода по каждому договору.

Общее заключение заказчика о работе генподрядчика, с указанием целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества компаний группы ОАО «Газпром» с указанной организацией, определяется по специально установленным критериям.

В случае, если генподрядчик одновременно выполнял работы по нескольким договорам у одного заказчика, расчет удовлетворенности заказчика производится как среднеарифметическое результатов оценки по указанным договорам.

Генподрядчик обязан предъявлять Общее заключение заказчика о его работе с указанием целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества с компаниями Группы ОАО «Газпром» в документации при участии в торгах. Это позволит объективно оценить претендентов по объективным критериям оценки деятельности, что среди прочих имеет четкую антикоррупционную направленность.

Выводы

1. Создание интегрированной системы управления качеством генподрядчика - один из главных этапов минимизации рисков строительства и эксплуатации построенных объектов.

2. Необходимо отметить, что разработчиками документа был применен новый «интегральный метод» описания процессов организации работ по контролю качества. Интегральный метод описания позволил показать взаимодействие исполнителей и участников процесса в ходе выполнения операций контроля качества с привязкой их по времени исполнения и документарному оформлению.

Таким образом удалось обеспечить:

а) описание ответственности участников процесса контроля качества: начиная с «верхнего уровня руководства» (ответственные) компании до непосредственных участников (исполнители), требования к ним и их компетенции;

б) описание конкретных операций, процессов и подпроцессов по контролю качества, которые необходимо осуществить персоналу;
в) описание документарного оформления результатов контроля во взаимосвязи с конечным результатом -оформлением исполнительной документации и промежуточными результатами как материала для анализа и разработки предупреждающих действий по недопущению несоответствий результатов деятельности требованиям проекта и научно-технической документации;

г) описание временных рамок (сроков) исполнения операций;

д) наглядность изложения сложной системы взаимодействия, доступной и для руководителей строительных организаций, и для «линейных» работников.

3. Постоянный мониторинг деятельности субподрядчиков, в соответствии с критериями оценки их деятельности, позволяет минимизировать риски отклонений и обеспечить выполнение требований проектной и нормативно-технической документации в пределах, определенных требованиями заказчика.

4. Оценка удовлетворенности потребителя (заказчика) строительной продукции и услуг - эффективный рычаг воздействия на генерального подрядчика.

5. Применение Регламента позволяет сочетать административные и экономические рычаги воздействия на подрядчиков и стимулировать их на соблюдение требований качества на всех этапах строительства.

6. Оценка деятельности генподрядчика осуществляется более чем по 140 показателям, из которых 30 показателей связаны с экологическими требованиями.

7. Документ станет учебным пособием и руководством в повседневной деятельности службы контроля качества и производителей работ, объясняя технологию проведения операций контроля, их взаимодействия, объемы проведения операций и их документарное оформление. Будет содействовать соблюдению охраны окружающей среды и экологических требований при строительстве.

8. Применение Регламента позволит улучшить качество СМР, сделать прозрачным взаимодействие всех участников процесса контроля качества в строительстве объектов нефтегазовой отрасли.

9. Регламент может быть использован зарубежными компаниями при организации контроля качества строительства на объектах нефтегазового комплекса, в том числе при организации бизнеса в России.

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация Объединение строителей газового и нефтяного комплексов» (НП «СРО ОСГиНК») имеет порядка 480 членов, в том числе 92 дочерних общества ОАО «Газпром»; ОАО «Газпром нефть»; ОАО «Новатэк»; ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»; ОАО «Стройтрансгаз»; ООО «Строй-газконсалтинг»; ОАО «Сварочно-монтажный трест».

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»

НА ОБЪЕКТАХ

6 Виды строительного контроля генерального подрядчика. 22

6.1 Входной контроль проектной документации. 22

6.1.1 Схема проведения входного контроля документации. 22

6.1.2 Описание операций (процессов) контроля, функций и взаимодействия участников: 23

6.2 Входной контроль конструкций, изделий, материалов и оборудования. 24

6.2.1 Схема проведения входного контроля конструкций, изделий, материалов и оборудования. 24

6.2.2 Описание операций (процессов) контроля, функции и взаимодействия участников. 25

6.3 Операционный контроль. 27

6.3.1 Схема проведения операционного контроля. 27

6.3.2 Описание операций (процессов) контроля, функций и взаимодействий участников. 27

6.4 Лабораторный контроль. 29

6.5 Геодезический контроль. 29

6.6 Инспекционный контроль (инспекционные проверки) 30

8.1 Схема работы с предписаниями. 38

8.2 Описание операций работы с предписаниями. 39

9 Порядок оценки качества работы подрядчиков. 40

9.1 Оценка качества работы генподрядчика. 40

9.2 Оценка качества работы субподрядчиков. 41

9.3 Оценка удовлетворенности заказчика работой подрядчиков. 43

Приложение А Матрица ответственности участников строитеьства. 45

Приложение Б Критерии оценки подрядных организаций, осуществляющих производство строительных работ на объектах капитального строительства . 48

Приложение В Критерии оценки подрядных организаций, осуществляющих производство строительных работ, по экологическим показателям деятельности........................................................................................................................... 56

Приложение Г Анкета удовлетворенности потребителя. 64

Библиография. 68

Введение

Разработка настоящего регламента вызвана необходимостью унификации требований к организации и системам контроля качества работ, выполняемых генподрядчиками и субподрядчиками при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов.

Настоящий регламент разработан в соответствии с поручением протокола (пункт 6) совещания от 01.01.2001 г. №03-1048 по вопросу «О качестве работы и на объектах инвестиционной программы ОАО «Газпром»:

«пункт 6. газнадзор» () с участием НП СРО «ОСГиНК» () разработать для применения генподрядными организациями проект технического регламента по контролю качества строительства с описанием функций, связей, результатов деятельности всей цепочки звеньев и операций. Срок – 15.12.2012».

В регламенте изложены порядок организации и методика проведения контроля качества генподрядными организациями, выполняющими работы по строительству, капитальному ремонту и реконструкции на объектах ОАО «Газпром».

К. э.н. , (НП «СРО ОСГиНК»).

РЕГЛАМЕНТ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА

СТРОИТЕЛЬСТВА ГЕНПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

НА ОБЪЕКТАХ

Дата введения – 2013-ХХ-ХХ

1 Область применения

1.1 Настоящий регламент устанавливает порядок организации строительного контроля генподрядчика: исполнители, функции, взаимодействие, ответственность, связи, схемы операций контроля, результаты, документальное оформление, порядок оценки качества работ подрядчиков при строительстве, техническом перевооружении, реконструкции и капитальном ремонте объектов ОАО «Газпром».

1.2 Требования настоящего регламента являются обязательными для дочерних организаций и предприятий ОАО «Газпром» (подразделений строительного контроля), строительных и проектных организаций, выполняющих указанные выше работы на объектах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем регламенте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ «Управление качеством продукции. Основные понятия. термины и определения»

ГОСТ Р «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования»

ГОСТ Р. Энергосбережение. Термины и определения"

ГОСТ Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения

ГОСТ Р 21. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Входной контроль продукции. Основные положения

СТО Газпром 1.14-2009 «Порядок организации и проведения контроля (надзора) в за соблюдением требований, установленных в стандартах и других нормативных документах»

CТО Газпром 2-3. Порядок экспертизы технических условий на оборудование и материалы, аттестации технологий и оценки готовности организаций к выполнению работ по диагностике и ремонту объектов транспорта газа

СТО Газпром 2-2. Изменение №1 «Положение об экспертизе предпроектной и проектной документации в

СТО Газпром 2-2. «Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром» Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I

СТО Газпром 2-2. «Магистральные газопроводы. Правила производства и приемки работ при строительстве сухопутных участков газопроводов, в том числе в условиях Крайнего Севера»

СТО Газпром 2-2. «Магистральные газопроводы»

СТО Газпром 2-2. «Магистральные газопроводы. Правила производства и приемки работ переходов газопроводов через водные преграды, в том числе в условиях Крайнего Севера».

СТО Газпром 2-3. «Порядок проведения испытаний магистральных газопроводов в различных природно-климатических условиях».

СТО Газпром 2-1. «Правила проведения монтажных и пусконаладочных работ по оснащению объектов техническими средствами охраны и антитеррористической защиты и сдачи их в эксплуатацию».

П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим регламентом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим регламентом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем регламенте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акт освидетельствования : Документальное подтверждение контрольной процедуры, оформляемое по установленному образцу, свидетельствующее о качестве и объеме работ, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (например: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы, акты разбивки осей объекта, акты освидетельствования скрытых работ и т. п.).

3.2 акт-предписание: Официальный документ, которым в установленном порядке оформляется результат проверки строительного объекта (акт обследования, акт комплексной проверки, предписание).

3.3 входной контроль: Контроль, которым проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, указанных в проектной документации и (или) договоре подряда . При этом проверяются наличие и содержание сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования.

П р и м е ч а н и е - При необходимости могут выполняться контрольные измерения и испытания указанных выше показателей. Методы и средства этих измерений и испытаний должны соответствовать требованиям национальных стандартов. Результаты входного контроля должны быть документированы в журналах входного контроля и (или) лабораторных испытаний.

[СП 48.13330.2011 , пункт 7.1.3.]

3.5 гарантия качества работы (результата работы): официально оформленное подрядчиком в соответствии с законом, иным правовым актом , договором подряда, обычаем делового оборота обязательство, в соответствии с которым подрядчик заявляет, что конечный результат работы в течение определенного (гарантийного) срока после ее завершения будет соответствовать условиям договора.

Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все составляющие результата работы.

[«Гражданский кодекс РФ» , Часть 2. Гл. 37, статьи 721, 722]

3.6 генеральный подрядчик (генподрядчик): Физическое или юридическое лицо, выполняющее работы по договору подряда на капитальное строительство и (или) государственному контракту своими силами и средствами с привлечением других подрядчиков (субподрядчиков).

П р и м е ч а н и е - Генподрядчик несет полную ответственность за осуществление строительства в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, за обеспечение высокого качества выполняемых строительных и монтажных работ по объекту или комплексу строительства всеми привлеченными субподрядчиками по договорам. В соответствии с п.3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с требованиями п.1 статьи 313 и статьи 403, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

3.7 головной офис (генподрядной организации): центральная контора (управляющий аппарат) юридического лица, из которой осуществляется управление отделениями;

Место нахождения управляющего аппарата организации (юридический или фактический адрес).

3.8 государственный строительный надзор: Надзор, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, проводимый в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в процессе капитального ремонта (если объект строительства и его проектная документация удовлетворяют пункту 2б «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации») , предметом ведения которого является проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а задачей - предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком , заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполненных в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

[«Положение , п. п.2-4].

3.9 дефект: Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

[ГОСТ, п.38]

3.11 заказчик (технический заказчик): Физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

[Градостроительный кодекс Российской Федерации , статья 1, пункт 22]

3.13 исполнитель : Участник строительного процесса.

3.14 инспекционный контроль (генподрядчика): Осуществляемый генподрядчиком контроль деятельности своих территориальных подразделений и субподрядчиков на соответствие требованиям к качеству ведения строительно-монтажных работ.

3.15 исполнительная техническая документация: Документация, оформляемая в процессе строительства, фиксирующая объемы работ и их соответствие требованиям проекта и НД, подписанная ответственным представителем лица, осуществляющего строительство, представителем технического надзора заказчика, при необходимости - авторского надзора, членами соответствующей комиссии и другими ответственными лицами.

3.16 исполнительная документация: Комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии этим чертежам выполненных в натуре работ или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ.

3.17 контролирующие органы, организации: Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на ведение соответствующих видов контроля (надзора), орган строительного контроля – технического надзора Заказчика, органы корпоративного контроля (надзора) , саморегулируемые организации в области строительства, орган авторского надзора - проектная организация.

3.19 качество работ, услуг: Совокупность свойств результата выполненных работ, оказанных услуг, отражающая степень их соответствия заданным требованиям.

3.20 контрафакт : Подделка (нарушение интеллектуальных прав), новый продукт , созданный на основе существующего оригинала. Контрафакция - использование товарных знаков , как правило, уже зарекомендовавших себя изделий других предприятий.

3.22 материально-технические ресурсы: Используемые при строительстве оборудование, изделия, конструкции, детали и материалы, поступающие из внешних источников.

3.23 нарушение (несоответствие): Допущенное при строительстве отклонение от требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатов инженерных изысканий, требований градостроительного плана земельного участка, требований технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, стандартов ОАО «Газпром» или иных действующих нормативных документов в области строительства.

3.24 несоответствующая продукция, услуга: Продукция (или услуга), не удовлетворяющая требованиям потребителя и нормативно-технической документации, не пригодная к использованию по назначению.

3.26 объект (предмет) контроля: Документация (проектная, исполнительная и иная), материальные ресурсы, технологические операции, этапы выполняемых строительных работ, элементы конструкций и объекты капитального строительства в целом, подлежащие контролю в соответствии с требованиями настоящего регламента.

3.28 представитель генподрядчика: Работник генподрядчика, назначенный приказом (распоряжением) ответственным по контролю за проведение определенного вида или этапа работ, взаимодействующий с иными участниками процесса осуществления строительного контроля.

3.29 представитель субподрядчика: Работник субподрядчика, назначенный приказом (распоряжением) ответственным по контролю за организацией и проведением определенного вида или этапа работ, взаимодействующий с иными участниками процесса осуществление строительного контроля.

3.30 приемочный контроль генподрядчика: Осуществляемый генподрядчиком контроль результатов или этапов деятельности своих территориальных подразделений и субподрядчиков (объектов или их частей, завершенных скрытых работ, отдельных ответственных конструкций) на соответствие требованиям к их качеству.

3.31 производитель работ: Генподрядчик либо субподрядчик или лицо, привлеченное субподрядчиком (субсубподрядчик), выполняющее договорные обязательства или часть обязательств (генподрядчика перед заказчиком, субподрядчика перед генподрядчиком и т. д.), имеющее соответствующую разрешительную документацию, в том числе заключение об организационно-технической готовности и свидетельство саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, аккредитованное на осуществление специальных работ.

3.32 подрядчик: Юридическое лицо (строительная, проектно-строительная, строительная организация) или физическое лицо, получившее в установленном порядке или на конкурсной основе право на строительство (участие в строительстве) объекта. Подрядчик может привлекать для выполнения отдельных видов работ или комплексов специализированные организации на условиях договоров субподряда . В этом случае подрядчик становится генподрядной организацией (генподрядчиком), а специализированные организации – субподрядчиками. Подрядчик обязан иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное рекомендованной Департаментом инвестиций и строительства саморегулируемой организацией, и лицензию на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, в соответствии с федеральным законом.

3.33 поставщик: Юридическое или физическое лицо, поставляющее продукцию, в том числе материально-технические ресурсы, услуги.

3.34 потребитель: Юридическое или физическое лицо, использующее поставляемую продукцию, в том числе – материальные ресурсы, услуги.

3.35 проект организации строительства, ПОС: Составная часть технико-экономического обоснования (проекта), разрабатываемого лицензированной проектной организацией и утверждаемого в установленном порядке, определяющая организационно-технологические принципы возведения проектируемого объекта капитального строительства, обоснования продолжительности, трудоемкости и сметной стоимости строительства, увязки объемно-планировочных и конструктивных решений с организационно-техническими требованиями, учитывающими конкретные условия строительства, создание условий для организации своевременного материально-технического снабжения.

3.36 проект производства работ, ППР: Документ, разрабатываемый подрядчиком, либо по его заданию специализированной организацией, лицензированной на данный вид работ, в котором детально прорабатывается технология строительства конкретного объекта, возведения его конструкций и элементов, порядок и способы выполнении технологических операций, организационные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ и санитарно-гигиеническому обслуживанию работающих.

3.37 проектная (проектно-сметная) документация: Комплект документов СПДС (системы проектной документации в строительстве - по ГОСТ Р 21.), разрабатываемый для строительства предприятий, зданий и сооружений, в том числе – для линейных объектов.

П р и м е ч а н и е – Состав и номенклатуру проектной документации, в том числе, для линейных объектов, регламентирует Постановление Правительства РФ ».

Для опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом в составе проектной документации разрабатывается также декларация промышленной безопасности.

3.38 продукция строительная: Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы.

П р и м е ч а н и е – Продукция строительная может иметь предметную форму (здания, сооружения) и форму производственных услуг (технологическая комплектация, выполняемый технологический комплекс работ, монтаж оборудования, капитальный ремонт и др.). Готовая продукция строительная - это полностью завершенные строительством предприятия, пусковые комплексы и объекты, подготовленные к выпуску продукции или оказанию услуг. Для генподрядчика строительная продукция совпадает с понятием «конечная продукция». Для специализированных и субподрядных организаций готовой продукцией строительства являются промежуточные законченные комплексы специализированных строительных и монтажных работ по объекту в целом.

3.39 саморегулируемые организации: Некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом о саморегулируемых организациях и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

[Федеральный закон , статья 3]

3.40 саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования , строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации): Некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

[Градостроительный кодекс РФ , статья 1, пункт17]

3.41. свидетельство саморегулируемой организации: Свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное рекомендованной Департаментом инвестиций и строительства саморегулируемой организацией в области строительства.

3.42 сервитут - Право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

[«Терминологический словарь по промышленной безопасности» ]

3.45 сертификат соответствия системы менеджмента качества (строительства): Документ, выданные одной из систем добровольной оценки соответствия в строительстве, например, ГАЗПРОМСЕРТ, подтверждающий, что система менеджмента качества строительства соответствует требованиям ИСО 9011, ГОСТ Р и стандартов этой системы.