Тендеры ниокр энергетика. Конкурсы. Как проводить другие госзакупки

О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор Института анализа предприятий и рынков, кандидат экономических наук Андрей Яковлев

Президент поручил правительству подготовить новую редакцию федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ). Министерство экономического развития РФ, в свою очередь, готовит в действующий закон поправки, касающиеся закупок НИР и НИОКР. Они, в частности, предусматривают, по словам министра Эльвиры Набиуллиной, "возможность заказчику устанавливать дополнительные требования, повысить его гибкость, но одновременно повысить независимость отбора этих победителей и независимость приемки результатов научно-исследовательских разработок". О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор И , кандидат экономических наук Андрей Яковлев .

Андрей Александрович, что необходимо учесть в концепции новой редакции 94-ФЗ, разработать которую поручил правительству Дмитрий Медведев?

Нужно извлечь уроки из опыта применения 94-го федерального закона в течение последних пяти лет. Опыт, на мой взгляд, свидетельствует о том, что необходимо найти механизмы, позволяющие при осуществлении закупок учитывать не только цену, но и качество поставляемых товаров, работ и услуг. Это, прежде всего, важно для новой, инновационной продукции и исследовательских разработок, по которым цена отнюдь не всегда является главным показателем. Критерии, характеризующие качество самих товаров, работ и услуг, тоже недостаточны, поскольку их не всегда возможно оценить априори. Соответственно, здесь нужны дополнительные критерии, гарантирующие качество поставок, такие как деловая репутация потенциального поставщика, опыт выполнения подобных работ. Эти критерии очень важны в сфере НИР и НИОКР.

- В этой сфере, как известно, 94-ФЗ практически не работает. Как, на Ваш взгляд, оптимизировать условия проведения конкурсов на выполнение работ и оказание услуг организациями науки и высшего образования?

Уже почти год довольно активно обсуждаются поправки в 94-ФЗ в части закупок НИР и НИОКР, инициированные Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой. В ходе дискуссии, проходившей на заседаниях рабочей группы, в которую также входят представители Минобрнауки, Федеральной службы по тарифам, ГУ-ВШЭ и других организаций, высказывался ряд ключевых идей - довольно разумных. Один из дискуссионных вопросов связан с оценкой качества заявок и квалификации поставщиков. Международный и российский опыт показывают, что нет конечного набора объективных показателей, которые можно было бы использовать априори; такая оценка реально может проводиться только экспертами. Поэтому в законопроекте прописана идея создания экспертных советов, которые будут оценивать качество заявок и квалификацию исполнителей. Сейчас обсуждается принцип формирования подобных советов. Будут ли они создаваться централизованно, то есть по единой схеме, которая станет общей для всех ведомств и госзаказчиков, или же это будет децентрализованная система, когда советы создаются при крупных госзаказчиках и ведомствах - главных распорядителях бюджетных средств - при последующем согласовании с регуляторами в лице Министерства экономического развития, ФАС и Минобрнауки. Это первая существенная новация и первая развилка.

Идея с экспертными советами опирается на то, что в науке всегда очень важной была (и остается) личная репутация исследователя. Эта идея, которая изначально была предложена специалистами ВШЭ, учитывает успешный опыт функционирования подобной схемы в рамках научных фондов - РФФИ, РГНФ. Существующая там система экспертизы позволяет отбирать нормальные заявки и одновременно не порождает обвинений в коррупции и "откатах", которые часто звучат в связи с госзакупками, особенно в случае с НИР и НИОКР.

Дело в том, что при закупке товара надо показать сам товар, количество и качество которого, как правило, можно проверить. Поэтому масштабы "откатов" здесь физически ограничены. А при закупке НИР надо написать отчет, стоимость и качество которого оценить довольно сложно. И что в этом отчете нового, определяет заказчик. Допустим, при закупке товаров или услуг "откаты" примерно в 15-20 процентов технически возможны, но они уже создают проблемы. А при закупке НИР "откаты" могут составлять 50 процентов и даже более - в случаях, когда заказчик сознательно идет на завышение цены либо соглашается принять липовый отчет, представляющий собой нарезку чужих текстов.

Тут мы выходим на вторую, очень актуальную и требующую решения проблему - плагиат. В законопроекте записано, что будет вводиться система централизованного сбора всех отчетов (в том числе в виде файлов) в единое хранилище и будет проводиться их проверка на наличие плагиата. Это придется делать и самим госзаказчикам, поскольку теперь они будут отвечать за приемку отчетов, содержащих плагиат. Для этого Минобрнауки и госзаказчикам нужно будет решить технологические вопросы - как организовать такие проверки и как определять факт плагиата. И здесь потребуются определенные методики. Но в любом случае важно, что эта проблема поставлена. По моему мнению, контроль наличия плагиата может быть весьма эффективным способом ограничения коррупции в сфере госзакупок НИР и НИОКР.

В целом этот законопроект - существенное продвижение в концептуальном плане в сравнении с действующей редакцией 94-ФЗ. Правда, пока у меня есть большие сомнения относительно того, насколько операциональны прописанные в нем механизмы, в частности по формированию экспертных советов.

Описанные Вами поправки предполагается вносить в действующий 94-ФЗ или они войдут в новую редакцию закона?

Скорее всего, это произойдет в рамках существующего 94-ФЗ, поскольку для подготовки новой редакции закона потребуется больше времени. Предлагается ввести в 94-ФЗ новую главу, которая будет регулировать закупки НИР и НИОКР.

Отмечу еще один важный момент - введение двух параллельных режимов закупок, которые описываются в начале этой главы. Госзаказчики получат возможность выбора: либо они действуют в рамках уже существующих процедур, либо идут на новые решения, которые дают большую свободу с точки зрения возможности выбора поставщиков. Во втором случае предлагается иная схема весовых критериев: на цену придется всего 35 процентов из них, а 65 процентов будут определяться за счет квалификации поставщика и качества заявки. Но такая схема одновременно предъявляет более жесткие требования к самим госзаказчикам: они должны будут в обязательном порядке проводить оценку заявок и отчетов через создаваемые экспертные советы, а также контролировать все отчеты на наличие плагиата.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации объявило открытые конкурсы на выполнение НИОКР:

1. НИР "Разработка предложений по формированию реестра материалов, используемых при производстве имплантируемых медицинских изделий, и проведению их сертификации в Российской Федерации", Шифр "Материалы-2018"

2. НИР "Исследование текущего состояния рынка и отрасли производства медицинских изделий в сравнении с прошлым периодом, а также факторов их развития", Шифр "Медмониторинг-2018"

3. НИР "Исследование текущего состояния внешнеторговой деятельности российских предприятий-производителей медицинских изделий и разработка предложений, направленных на повышение ее эффективности, подготовленных с учетом проведенного исследования", Шифр "Внешние рынки-2018"

1. ОКР "Разработка технологии изготовления конструкций для судостроения из полимерных композиционных материалов с использованием мультиаксиальных тканей с адгезионным слоем" Шифр "Адгезия-МА"

2. ОКР "Создание комплекса судового оборудования для обеспечения безопасности мореплавания и морской деятельности" Шифр "Октет-базис"

3. ОКР "Разработка технологиии создания типоряда водометных движителей мощностью до 1,5 МВт в обеспечение серийного строительства скоростных судов и судов повышенной мореходности" Шифр "Слеминг-водозабор"

4. ОКР "Разработка ряда типовых проектов плавучих тепловых электростанций на СПГ для экспорта электроэнергии" Шифр "ПТЭС"

5. ОКР "Разработка унифицированной серии сильноточных электромагнитных контакторов переменного тока с электронным управлением и низким энергопотреблением" Шифр "Контактор-Э"

6. НИР "Разработка концепции ведомственного проекта развития холодильно-технологической цепи обработки, хранения и транспортирования водных биологических ресурсов" Шифр "Цепь-холод"

1. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии микросхем двухтактных ШИМ-контроллеров с токовым режимом», шифр «Преобразователь-И34»

2. ОКР «Разработка и освоение серийного производства микросхемы концентратора интерфейса USB 2.0 и микросхемы преобразования интерфейса USB 2.0 в последовательный и параллельный интерфейсы», шифр «Интерфейс-И5»

3. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии многовыводных металлокерамических корпусов микроэлектроники с нижним планарным однорядным расположением от 132 до 256 выводов и изолирующей рамкой», шифр «Корпус-И4»

4. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии быстродействующих логических оптопар с напряжением питания 3-20 В», шифр «Интеллектуал-И7-Т»

5. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии специализированных функциональных оптопар», шифр «Интеллектуал-И8»

6. ОКР «Разработка и освоение серийного производства мощных полупроводниковых инфракрасных излучателей в корпусе для поверхностного монтажа», шифр «Дисплей-И6»

7. ОКР «Разработка и освоение серийного производства PIN-фотодиода с верхней граничной частотой 2 ГГц», шифр «Фонон-И20»

8. ОКР «Разработка и освоение серийного производства низкопрофильного цифрового приемо-передающего модуля диапазона 1,31 мкм со скоростью не менее 2,5 Гбит/с на основе одночасточного вертикально-излучающего лазера и фотоприемника с наногетероструктурой А3В5», шифр «Фонон-И28»

9. ОКР «Разработка и освоение серийного производства матричного охлаждаемого фотоприемного модуля с интегрированной микрокриогенной системой Стирлинга с высокой чувствительностью в среднем ИК диапазоне», шифр «Фонон-И29»

1. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии многослойных керамических конденсаторов для поверхностного монтажа на номинальные напряжения 6,3; 10; 16; 25 В и с габаритными размерами от 1005М», шифр «Деталь-И71»

2. ОКР «Разработка и освоение серийного производства двух типов терморезисторов с отрицательным ТКС», шифр «Деталь-И72»

3. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии миниатюрных радиочастотных коаксиальных соединителей диапазона частот до 65 ГГц», шифр «Деталь-И73»

4. ОКР «Разработка и освоение серийного производства клемм винтовых для монтажа на печатную и монтажную платы и рейку монтажную (Din-рейку) под сечение провода до 6 мм^2», шифр «Деталь-И74»

5. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии дросселей синфазных ферритовых для поверхностного и объемного монтажа в диапазоне индуктивностей от 0,005 до 100 мГн», шифр «Деталь-И75»

6. ОКР «Разработка и освоение серийного производства ряда кнопочных переключателей по типу переключателей модульной конструкции», шифр «Аппарат-И11»

7. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии радиационно-стойких электромеханических коаксиальных СВЧ переключателей», шифр «Аппарат-И15-Т»

8. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии радиационно-стойких электромеханических волноводных СВЧ переключателей», шифр «Аппарат-И16-Т»

9. ОКР «Разработка и освоение серийного производства ряда металлокерамических корпусов для источников вторичного электропитания и силовых интегральных схем с повышенными значениями теплопроводности оснований и локальными радиационно-защитными экранами», шифр «Корпус-И6»

Научные исследования и разработки лежат в основе научно-технического прогресса и важнейших мировых открытий. Спрос на данный вид работ наблюдается в самых разных отраслях и сферах жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные хорошо финансируемые тендеры и госзаказы. Положение исследовательской деятельности на тендерном рынке России выражено приведенной ниже статистикой.

В 2015 году было проведено свыше 5000 тендеров на научные исследования. Общая сумма заключенных контрактов составляет 44,5 млрд. руб., а средняя цена одного тендера - 8,9 млн. руб. Во время торгов падение цены достигало в среднем 8%. Конкурентность в отрасли можно охарактеризовать соотношением 1,31 поставщика на контракт. Среди 6530 участников было 1752 постоянных заказчика и 1886 постоянных поставщиков. Допуск к участию в аукционах на научные исследования получили 82,21% подрядчиков. 35,57% заказчиков потребовали обеспечение исполнения контракта.

Статистика по регионам

Наибольшее число тендеров по разработке технологии термической обработки заключили:

  • Москва - 36,5%
  • Санкт-Петербург - 11,9%
  • Московская область - 9,2%
  • Томская область - 2,6%
  • Нижегородская область - 2,4%
  • Свердловская область - 2,2%
  • Краснодарский край - 1,9%
  • Новосибирская область - 1,8%
  • Татарстан - 1,8%

По итогам торгов крупнейшие контракты заключили:

  • Москва - 77,5%
  • Санкт-Петербург - 4,4%
  • Татарстан - 3,2%
  • Московская область - 2,5%
  • Томская область - 1,5%
  • Башкортостан - 1,0%
  • Приморский край - 0,9%
  • Свердловская область - 0,9%
  • Нижегородская область - 0,8%

Сезонность

С января по март покупательский интерес к исследованиям был невысоким. Ситуация кардинально изменилась в апреле - был объявлен 351 тендер. Это число увеличивалось вплоть до июня (661 тендер). После небольшого спада в следующие три месяца число закупок вернулось к прежнему уровню в октябре (655 закупок). Затем тендерная активность постепенно снизилась до 502 заказов. В ноябре были заключены крупнейшие контракты на сумму свыше 15 млрд. руб. С января по апрель сделки не превышали 3 млрд. руб. В остальное время сумма контрактов колеблется в пределах 5-8 млрд. руб.

Площадки

Чаще всего госзаказы на научные исследования проходили на следующих площадках:

  • FABRIKANT.RU - 450 заказов на 4 619 876 тыс. руб.
  • Сбербанк-АСТ - 415 заказов на 973 479 тыс. руб.
  • Группа площадок B2B - 194 заказа на 763 342 тыс. руб.
  • РТС-тендер - 162 заказа на 159 239 тыс. руб.
  • Росэлторг - 183 заказа на 144 305 тыс. руб.
  • ЭТП «ММВБ-ИТ» - 57 заказов на 113 922 тыс. руб.
  • Система Электронных Торгов - 33 заказа на 16 226 тыс. руб.

Заказчики

Крупнейшие заказы объявили: Федеральное космическое агентство, Минпромторг России, Концерн Моринсис - Агат, Росатом, Башнефть, ЗАО «Аэрокомпозит», Минобороны России, Минкомсвязь России, ОАОА «ТВ ЦЕНТР» и другие.

Для оперативного информирования о госзакупках на научные исследования предлагаем подписаться на бесплатную e-mail рассылку портала сайт.

На практике нам очень часто приходится обращаться к Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон), в соответствии с которым заказчики размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг путем проведения запроса котировок, конкурса, аукциона или согласно ст. 55 Закона . Но помимо «повседневных» простых закупок с традиционными предметами контракта (продукты питания, канцелярские товары, текущий ремонт, страхование автогражданской ответственности) существуют и такие специфичные виды закупок, которым Закон уделил недостаточное внимание, поэтому они, как правило, вызывают большое количество вопросов. К таким закупкам относятся открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - НИОКР ). Это связано с тем, что заказы на НИОКР размещаются довольно малой аудиторией заказчиков, которые по специфике своей деятельности заинтересованы в научных исследованиях и в создании новой интеллектуальной продукции . Заказчик сталкивается со сложностями уже на этапе формирования конкурсной документации, поскольку здесь он должен составить техническое задание исходя из своих целей и индивидуальных потребностей, а это не всегда просто при отсутствии возможности просмотреть аналогичные закупки по заданной тематике.

Трудности при размещении заказов на НИОКР связаны еще и с тем, что заранее заказчику описать результаты выполненных работ достаточно сложно, и поэтому при размещении заказа заказчик фактически оплачивает время, затрачиваемое научным коллективом специалистов определенной квалификации на решение поставленной задачи. При этом качество выполненных работ тоже не всегда прямо зависит от суммы размещаемого заказа, т. е. иногда контракты с низкими начальными (максисмальными) ценами могут привести к более качественному выполнению работ, нежели те работы, которые потребовали от заказчика больших финансовых затрат.

Итак, под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами понимается комплекс мероприятий, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство и включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут выполняться по специальному заказу заказчика. В большей степени отношения по поводу выполнения данного вида работ регулируются договором, заключенным на основании положений ст. 769 Главы 38 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ). Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».

При этом ст. 769-774 ГК РФ четко разграничивают договоры на выполнение НИОКР и выделяют два вида таких договоров:

  • договор на выполнение научно-исследовательских работ , по которому исполнитель должен провести научные исследования, обусловленные техническим заданием;
  • договор на выполнение опытно-конструкторских (или технологических) работ , по которому исполнителю надо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Договор на выполнение НИОКР может включать как выполнение одновременно научно-исследовательских (далее по тексту - НИР) и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - ОКР), так и только одного вида работ.

В соответствии с действующим законодательством к договорам на выполнение НИОКР применяются некоторые нормы, установленные для договоров подряда, но у договора на НИОКР есть и свои особенности. Рассмотрим отдельные из них.

При выполнении НИОКР исполнитель обязуется провести научные исследования лично либо, если иное не предусмотрено договором, например с согласия заказчика, он вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике, предусмотренные ст. 706 ГК РФ.

У заказчика согласно п. 8.3 ч. 4 ст. 22 Закона есть возможность заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа (далее - УРЗ) при размещении заказа на выполнение двух и более НИОКР в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации. В данном случае НИОКР составляют один лот. И заказчик указывает количество таких контрактов.

При этом все стороны договора на выполнение НИОКР обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ.

УРЗ в таких договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:

  • выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
  • согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
  • своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре.

В свою очередь, заказчик в договорах на выполнение НИОКР обязан:

  • передавать исполнителю по контракту необходимую для выполнения работы информацию;
  • принять результаты выполненных работ и оплатить их.

Как правило, в договор на выполнение НИОКР включаются условия об интеллектуальной собственности , регулирующие следующие вопросы:

  • разграничение прав на предшествующую интеллектуальную собственность и интеллектуальную собственность, созданную при выполнении НИОКР;
  • распределение прав на созданную интеллектуальную собственность;
  • права работодателя на созданную интеллектуальную собственность;
  • права авторов на получение вознаграждения;
  • сторону, ответственную за обеспечение технического уровня и патентной чистоты результатов работ по договору на выполнение НИОКР;
  • сторону, ответственную за выявление охраноспособных результатов НИОКР и за обеспечение их правовой охраны;
  • и иные.

Таким образом, после того как заказчик становится полноценным владельцем прав на объекты интеллектуальной собственности, входящие в результаты НИОКР , исполнитель, в свою очередь, получает право использовать для собственных нужд эти объекты, причем с соблюдением норм, содержащихся в законодательстве об интеллектуальной собственности в ГК РФ, ФЗ № 316 от 30 декабря 2008 г. «О патентных поверенных».

При формировании начальной (максимальной) цены контракта стоимость выполняемых НИОКР обычно определяется исходя из расчета утверждаемых заказчиком затрат на оборудование, материалы и т. п. и повременной оплаты труда научных сотрудников.

В качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение НИОКР является одинаковой , и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота.

Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены. В случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ, и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта.

Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной такой работы. Заявка, поданная одновременно в отношении двух или более работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику.

Если по результатам подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в конкурсной документации количества НИОКР , конкурс признается несостоявшимся и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки на участие в конкурсе, в порядке, установленном ч. 12 ст. 25 Закона, при условии, что такие заявки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией.

По условиям государственных контрактов на НИОКР права на коммерческое использование результатов НИОКР (при безусловном соблюдении авторских прав разработчиков), как правило, принадлежат заказчику.

Особенности участия в торгах на право выполнения НИОКР

№ п/п Особенность Конкурс на выполнение НИОКР Конкурс на любые другие виды работ
1. Подача заявок Если договором предусмотрено выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать только одну заявку в отношении одной такой работы . Заявка, поданная одновременно в отношении 2-х или более работ, не будет рассматриваться. Одна в отношении каждого лота.
2. Случаи признания конкурса несостоявшимся Если по окончанию срока подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в документации количества НИОКР, конкурс признается несостоявшимся , и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки. Не было подано ни одной заявки; подана одна заявка; только одна заявка признана соответствующей требованиям документации; только один УРЗ допущен к участию в конкурсе.
3. Вскрытие конвертов с заявками Протокол размещается в течение 3-х рабочих дней со дня подписания такого протокола. Протокол размещается в течение дня, следующего за днем подписания такого протокола.
4. Рассмотрение заявок Не предусмотрено. Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
5. Срок оценки и сопоставления заявок Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 30 дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов. Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
6. Победитель Если документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение НИОКР с несколькими УРЗ, то комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам , содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, должно равняться указанному в конкурсной документации количеству контрактов на выполнение НИОКР. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил наилучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер.
7. Обеспечение конфиденциаль?ности договора Все стороны договора обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ. Не регламентировано.
8. Результат
  • разработка опытных образцов новой техники и технологической документации на внедрение новой техники;
  • новая технология;
  • документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация.
  • поставка товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

Общий механизм проведения конкурсов на проведение НИОКР заключается в следующем. В соответствии с федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в первую очередь со стороны государственного органа осуществляется опубликование условий требуемого заказа в свободных источниках. Этими источниками могут быть как пресса, так и Интернет. "Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе". Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Конкурсная документация должна содержать в себе "требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе; требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара; требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;

источник финансирования заказа; критерии оценки заявок на участие в конкурсе" Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с законом №94-ФЗ победителем конкурса является участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта. Однако некоторые положения этого нормативного акта подвергаются критике. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с изменениями от 31 декабря 2005 года, 27 июля 2006 года,20 апреля, 24 июля 2007 года не учитывает в полной мере специфику выполнения НИОКР. Двумя основными проблемами, которые непосредственно оказывают влияние на проведение НИОКР В России, являются следующие - при определении победителя конкурса на выполнение НИОКР ключевая роль отводится предлагаемой цене контракта; для оценки заявок и определения победителя закон выделяет очень короткий срок.

Устранить данные вопросы возможно посредством разработки блока изменений в федеральный закон №94-ФЗ, которые, с одной стороны, учитывали бы всю специфику НИОКР, с другой стороны, не создали бы прецедента для превращения единого закона о госзакупках в совокупность законов и подзаконных актов, устанавливающих свои требования для закупок разного вида товаров и услуг.

Первым пунктом, препятствующим эффективному распределению работ на конкурсах, является приоритетное положение цены контракта. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 федерального закона 94-ФЗ конкурсная комиссия "для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках, должна провести их оценку по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации". Таким образом, помимо цены должны быть приняты во внимание: функциональные характеристики; качество работ/услуг и (или) квалификация участников; сроки выполнения работ/оказания услуг; объём и срок предоставления гарантий качества. Оценка критериев производится по балльной системе. При этом значимость таких критериев, как "функциональные характеристики" и "качество работ/услуг и (или) квалификация участников" при проведении конкурса на выполнение НИОКР, не может составлять более сорока пяти процентов (пункт 6 статьи 28). Таким образом, закон официально закрепляет доминирующее положение цены, вынуждая участников конкурса изначально занижать стоимость своих услуг. Данное "необходимое условие" участия в конкурсе приводит к тому, что многие НИИ вынуждены проводить работы в условиях жёсткой экономии на материальной базе и составе привлекаемых специалистов, чтобы уложиться в рамки сметы государственного контракта.

Вторым положением, которое подвергается критике, являются краткие сроки проведения экспертизы заявок. В соответствии со статьёй 28 федерального закона 94-ФЗ срок оценки и сопоставления заявок не может превышать десяти дней. Столь короткий срок вызывает очень много возражений, поскольку требует, во-первых, от членов конкурсной комиссии высоких профессиональных знаний для правильной оценки предложенных решений, а во-вторых, от самих заявок чёткости изложения и полноты спецификаций и характеристик работ. Однако увеличение срока рассмотрения заявок, представленных в рамках проведения конкурсов на право заключения государственного контракта на выполнение НИОКР, с большой долей вероятности повлечёт за собой требование об общем увеличении срока экспертизы в отношении всех государственных заказов.

Пункт 3.1 статьи 7 94-ФЗ устанавливает особые требования к составу конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключить государственный контракт "… на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма…" Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этом случае "… в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии" Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Аналогичное требование следует применить к членам конкурсной комиссии, оценивающим заявки на выполнение НИОКР. Это обусловлено спецификой данной деятельности, деталями проведения НИОКР.

Таким образом, нормативная база проведения конкурсов на НИОКР требует существенной доработки, и инициатором этих изменений должно выступать государство, так как большая часть НИОКР финансируется за его счет. Нужды государства в НИОКР существенны для бюджета страны, от качества проведения этих работ зависят многие сферы, в том числе устойчивость на международной экономической арене, государственная безопасность и т.д.

Выводы к главе 2

В главе было рассмотрено содержание процесса НИОКР и его составные части. Таким образом, существует достаточно четкая взаимосвязь и последовательность этапов от прогнозирования рынка и начала научно-исследовательских работ до изготовления опытного образца и его вывода на рынок (результат опытно-конструкторских работ). В настоящее время существует необходимость внедрения системы проектного управления в сфере НИОКР в российских компаниях с целью возможности измерения их эффективности и результативности в этом виде деятельности. Организация должна обладать высокой гибкостью и адаптивностью для соответствия требованиям рынка. Также важно отметить, что большинство средств, расходуемых на НИОКР, поступает из государственного бюджета, что также накладывает свой отпечаток на поведение компаний, участвующих в конкурсах на проведение НИОКР. Искусство руководителя проекта должно заключаться в умении грамотно планировать портфель проектов НИОКР в компании, использовании лучших специалистов с учетом их личностных особенностей, четкое разделение работ на этапы и распределение ресурсов между этапами.