Торговый сбор: кто, сколько и когда платит. Торговый сбор: кто, как и когда должен его платить Торговый сбор как считать

Источник: БухОнлайн.ру

С 1 июля 2015 года в РФ появятся торговые сборы для малого бизнеса. Торговому сбору законодатели отвели новую . Этот сбор с торговли является местным и может быть введен не ранее 1 июля 2015 года только в городах федерального значения - в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На других территориях власти смогут вводить торговый сбор только после принятия специального федерального закона.

Торговый сбор , по сути, является обязательным платежом, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Поэтому если с 1 июля 2015 года он будет введен, допустим, в городе Москве, то его уплата на этой территории станет обязательной. Плательщиками торгового сбора, в таком случае, станут занимающиеся торговлей организации и ИП, применяющие общий режим налогообложения или УСН.

Глава 33 НК РФ. Торговый сбор

Торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

ФНС дала разъяснения по торговому сбору

Плательщики торгового сбора

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Торговый сбор: нужно ли платить при торговле через объект общепита

Если реализация покупной продукции является составной частью услуг общепита, такая деятельность не подпадает под торговый сбор.

Примечание : Письмо Минфина от 05.06.2019 № 03-11-11/40960



Освобождаются от уплаты торгового сбора

ИП на патентной системе и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (п. 2 ). А ЕНВД нельзя применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора (п. 2.1 ).

Кто должен платить торговый сбор при осуществлении торговой деятельности по агентскому договору

Специалисты Минфина России в письме от 18.08.17 № 03-11-09/53070 рассмотрели вопрос об уплате сбора на торговлю в случае, когда торговая деятельность осуществляется в рамках агентского договора. Кто должен платить торговый сбор - агент или принципал? По мнению чиновников, ответ на этот вопрос зависит от того, от чьего имени агент ведет торговлю.

Если агент ведет торговлю с использованием движимого и (или) недвижимого имущества от имени и за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается принципал. Если же агент ведет торговую деятельность от своего имени, но за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается агент.

Объект обложения торговых сборов

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В целях НК РФ используются следующие понятия:

  • дата возникновения объекта обложения сбором – дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
  • дата прекращения объекта обложения сбором – дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Виды предпринимательской деятельности для торгового сбора

Причем в законе не уточняется, какими именно товарами должны торговать те, кто подпадает под действие торгового сбора. Это означает, что торговым сбором, по всей видимости, будет облагаться торговля любыми товарами.

Сбор для малого бизнеса устанавливается правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

Чтобы стать плательщиком взноса объект осуществления торговли достаточно использовать хотя бы один раз в квартал (п. 1 ). То есть если ИП хотя бы раз квартал продаст свои товары, например, на рынке выходного дня, то после этого он становится плательщиком торгового взноса.

В законе не уточняется, на каком праве организация или ИП должны пользоваться объектом осуществления торговли. Не имеет значения, находится ли магазин или торговый павильон в собственности или же арендуется. Определяющее значение, повторимся, имеет сам факт осуществления торговли через торговый объект хотя бы раз в квартал.

Сумма торгового сбора

Какую сумму потребуется заплатить в качестве торгового сбора? Точного ответа пока нет, до вступления в силу федерального закона.

Организации и ИП п общему правилу должны будут рассчитывать торговый сбор самостоятельно по каждому объекту торговли. Формула для расчета будет такая:

Торговый сбор

ставка торгового сбора

фактическое значение физической характеристики объекта торговли

Фактическое значение характеристики объекта, это, например, площадь объекта торговли. Ставка сбора описана ниже.

Изменение характеристик объектов торговли

В течение квартала количество торговых объектов или размер торговых площадей может измениться. Такое изменение влияет на сумму торгового сбора. Если количество объектов или их площадь увеличилась, при расчете торгового сбора изменения нужно учитывать с начала квартала, в котором изменение произошло. Если же количественные характеристики уменьшились, они снизят размер торгового сбора только со следующего квартала. Об этом сказано в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11229 .

Ставки торгового сбора для малого бизнеса 2019

Согласно закону о торговых сборах, ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

В целях определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 .

Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на 3 месяца, деленную на 50.

Максимальная ставка торгового сбора , установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на , установленный на соответствующий календарный год.

Площадь торгового зала определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 .

Нормативными правовыми актами муниципальных образований, могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Итак, законом предусмотрено ограничения по максимальным ставкам, которые зависят от нескольких различных показателей:

  1. от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  2. от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  3. от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Пример расчета максимальной суммы торгового сбора

Есть стационарная торговая точка находится в городе Санкт-Петербург. Площадь составляет 100 кв. м Патент на розничную торговлю на 3 месяца сейчас стоит 30 000 рублей. Поэтому максимальный торговый сбор за квартал () составит 60 000 рублей (30 000 рублей / 50 × 100 кв. м.).

Итак величина торгового сбора связана с размером стоимости патента. А этот размер власти городов федерального значения, вправе увеличивать. Тем самым может увеличиваться и максимальный размер торгового сбора.

Учет плательщиков торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной уполномоченным органом в налоговый орган.

В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор для малого бизнеса, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, о расчете сбора, служащее основанием для исчисления и уплаты сбора.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  1. по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  2. по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения указанного объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора, впервые.

Порядок исчисления и уплаты торгового сбора

Согласно закона, в случае, если ИП состоит на учете по месту прописки, а торговлю и уплату сбора осуществляет в другом городе (например, в городе Севастополь), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора будет нельзя. Потому что НДФЛ платится по месту прописки, а не ведения бизнеса.

УСН доходы-расходы

Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» учитывают сумму уплаченного сбора в расходах.

УСН доходы

Организации или ИП на «упрощенке» в дополнение к суммам, на которые сейчас можно (например, на страховые взносы: п. 3.1 ) вправе будут уменьшать налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ).

Организации на УСН могут иметь обособленные подразделения (письмо Минфина России от 12.05.14 № 03-11-06/2/22075). И в этом случае единый налог уплачивается головной организацией. Поэтому если головная организация находится, например, не в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, то право на уменьшение налога можно и не получить.

Однако если у вас несколько видов деятельности на «доходной» УСН, на сумму сбора можно уменьшить только сумму налога с доходов от розничной торговли, по которой уплачивается торговый сбор. Поэтому вам придется учитывать доходы от розницы отдельно.

Льготы по торговым сборам

Какая торговля не облагается торговым сбором

Разновидность торговой деятельности
Облагается / не облагается
Комментарий ФНС
Реализация ломбардом предметов залога
не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита
облагается в случае продажи через торговые точки
не облагается в случае продажи через объекты общепита
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42962
Реализация продукции собственного производства
облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты
не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Использование офиса для заключения договоров купли-продажи
не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг
не облагается
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42966
Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером
облагается
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730

Рекомендуемые формы уведомлений для плательщиков торгового сбора, ТС-1, ТС-2

Федеральная налоговая служба разработала формы, форматы и порядок заполнения уведомлений для плательщиков торгового сбора (письмо от 10.06.15 № ГД-4-3/10036@). Данные уведомления необходимо заполнять тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые подпадают под уплату сбора.

Как известно, торговый сбор может быть введен с 1 июля 2015 года в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На сегодняшний день .

Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411 , главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации - далее НК РФ).

Плательщики торгового сбора

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ().

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентую систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Постановка на учет(снятие с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (пункт 1 статьи 416 НК РФ).

Постановка на учет производится на основании уведомления в течении 5 дней после его получения налоговым органом. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство (пункт 3 статьи 416 НК РФ).

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет в налоговый орган соответствующее уведомление.

Форма и формат уведомления о постановке на учет (снятия с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Сроки для уплаты торгового сбора, код бюджетной классификации

Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца , следующего за периодом обложения, т.е. квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

Код бюджетной классификации

182 1 05 05010 02 1000 110

182 1 05 05010 02 2100 110

182 1 05 05010 02 2200 110

182 1 05 05010 02 3000 1100

Льготы по уплате торгового сбора

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 410 НК РФ).

Особенности регионального законодательства

Информация ниже зависит от вашего региона (77 город Москва )

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Коды бюджетной классификации по Торговому сбору, действующие в городе Москве


Код бюджетной классификации

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 05010 02 1000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2100 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2200 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 05010 02 3000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (прочие поступления)*

182 1 05 05010 02 4000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 05010 02 5000 110


Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной, мелкооптовой и оптовой торговлей товарами через объекты движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) (статьи 411, 412 НК РФ главы 33 НК РФ).

К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков ().

На орган исполнительной власти города Москвы, выполняющий функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики возлагаются полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором.


09.09.2016

77 город Москва
Порядок учета сумм торгового сбора индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения
05.09.2016

Где введен торговый сбор

НК РФ предусматривает возможность введения сбора на территории муниципальных образований и городов федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

При этом обязательным условием для введения торгового сбора является принятие властями региона соответствующего закона.

На сегодняшний день единственный субъект РФ, в котором в законодательном порядке взимается сбор, – это Москва. Нормативным актом, регулирующим порядок применения ТС по Москве, является закон № 62 от 17.12.2014.

Плательщики сбора и объект налогообложения

Плательщиками сбора признаются юрлица и ИП, применяющие или и ведущие торговую деятельность через объекты недвижимого или движимого имущества (такие объекты могут арендоваться или находиться в собственности субъекта), которые используются плательщиком сбора в указанной деятельности хотя бы раз в квартал.

К торговым объектам, в целях применения ТС, относятся:

  • машины, автоприцепы, лотки и прочие объекты нестационарной торговой сети;
  • павильоны, магазины и иные объекты стационарной торговли, имеющие торговые залы;
  • складские помещения при отпуске товаров со склада (на текущий момент в Москве по отношению к таким объектам ставки сбора не установлены);
  • ларьки, киоски и прочие стационарные объекты, не имеющие торгового зала, за исключением автозаправок;
  • розничные рынки (облагается вся площадь рынка, а плательщиком сбора выступает управляющая компания).

При этом сбором облагается именно торговый объект, т. е.:

  1. Фактический объем дохода организации (ИП) в расчет не принимается;
  2. Налогоплательщик может быть зарегистрирован в другом субъекте РФ, но если одна или несколько его торговых точек находится в регионе, где введен сбор (или торговля ведется через объекты нестационарной сети на территории такого региона), ТС придется платить.

Кто освобожден от уплаты ТС

НК РФ полностью освобождает от уплаты ТС субъектов, применяющих , и ИП на (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Примечание: не применяется к тем видам деятельности, в отношении которых введен торговый сбор (п. 2.1. ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, плательщикам ЕНВД, в отношении деятельности которых вводится торговый сбор на территории субъекта РФ, следует сменить налоговый режим.

Законом № 62 г. Москвы (в ред., вступившей в силу с 01.01.2017) от уплаты сбора также освобождаются следующие виды торговой деятельности:

  • продажа товара через автоматы вендинга;
  • торговля на специализированных и региональных ярмарках, включая ярмарки выходного дня;
  • продажи через торговые объекты, расположенные внутри розничных рынков;
  • разносная торговля в зданиях, принадлежащих казенным и бюджетным учреждениям.

До 01.01.2021:

  1. торговля через нестационарные объекты «Печать», размещенные согласно требованиям Правительства Москвы;
  2. торговля на территории, принадлежащей компаниям агропродовольственного сектора рынка;
  3. продажа товаров в музеях, цирках, кинотеатрах, планетариях, если общий доход юрлица (ИП) от основной деятельности (реализации билетов на спектакли, фильмы, представления) составляет не менее 50% от общего объема доходов.

Кроме определенных видов торговой деятельности от уплаты сбора освобождаются:

  • казенные, автономные и бюджетные учреждения;
  • организации федеральной почтовой связи.

До 01.01.2021:

  • религиозные общества, ведущие торговлю внутри культовых сооружений и на прилегающей к ним территории.

Дополнительно, согласно московскому законодательству, не платят сбор некоторые субъекты при одновременном соблюдении следующих условий (до 01.01.2021):

1. Юрлицо (ИП) торгует через объекты стационарной (с залом до 100 кв.м. или без зала) или нестационарной сети, при этом основным видом экономической деятельности лица, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), является оказание услуг:

  • салонов красоты и парикмахерских;
  • стирки, окрашивания, химчистки изделий из текстиля и меха;
  • по ремонту обуви, одежды, изделий из кожи, часов, ювелирных украшений;
  • по изготовлению и ремонту ключей и металлической галантереи.

Кроме этого, площадь, предназначенная для демонстрации товаров, не должна превышать 10% от общей площади объекта, используемого в основной деятельности.

2. Юрлицо (ИП) продает товары через нестационарные или стационарные объекты как с торговыми залами, так и без залов, при этом:

  • основным видом деятельности лица является торговля журналами, газетами, книгами (как новыми, так и подержанными);
  • по результатам первого квартала и далее поквартально нарастающим итогом в течение года доля дохода от основного вида деятельности составляет не меньше 60% в общем объеме доходов;
  • площадь, предназначенная для демонстрации печатных изданий, составляет не меньше 60% от общей площади объекта, используемого в основной деятельности;
  • все наличные расчеты с покупателями проводятся с применением .

Постановка на учет в качестве плательщика ТС

Для постановки на учет в качестве плательщика сбора хозяйствующий субъект обязан самостоятельно подготовить и сдать в ИФНС в течение 5 дней с начала ведения торговой деятельности.

Уведомление подается либо по месту осуществления деятельности, либо, если торговля ведется через нестационарные сети, по месту постановки на учет юрлица (месту жительства ИП).

Если объектов обложения сбором у налогоплательщика несколько, но при этом они расположены в одном муниципалитете, на территории которого действуют несколько инспекций, то все объекты перечисляются в одном уведомлении.

При этом на каждый объект оформляется отдельная страница, а сдать подготовленный документ нужно в ИФНС, расположенную по месту нахождения объекта, который указан в уведомлении первым.

Представить уведомление можно:

  • в 2 экз. – лично или через уполномоченного представителя (при наличии доверенности) непосредственно в налоговую инспекцию;
  • в 1 экз. – почтовым отправлением с описью вложения;
  • в электронном виде – через сайт ФНС или оператора ЭДО.

Кроме того, налогоплательщик обязан вновь уведомить инспекцию в течение 5 дней, если открыта новая торговая точка или изменилась площадь торгового объекта, уже поставленного на учет.

В ситуациях, когда меняется территориальное расположение объекта, следует сначала снять торговую точку с учета, а затем зарегистрировать ее по новому адресу.

В течение 5 дней после получения уведомления сотрудники ИФНС направят заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика сбора.

Снятие с учета по ТС

Если юрлицо или предприниматель перестали вести деятельность с использованием торгового объекта, они имеют право сняться с налогового учета по ТС.

Для этого нужно подготовить и сдать его в инспекцию – в течение 5 дней со дня закрытия торговли на объекте обложения, одним из вышеописанных способов. Датой снятия объекта с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, которую налогоплательщик указал в уведомлении.

Как рассчитать торговый сбор

ТС рассчитывается за квартал. При этом размер сбора не зависит от фактического количества дней ведения торговой деятельности, т. е. даже если субъект вел торговлю всего один день, сбор придется уплатить за весь период обложения. Никаких послаблений не предусмотрено.

Торговый сбор рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение установленной регионом ставки по ТС и физического показателя.

В качестве физического показателя (в зависимости от вида торговли) выступает либо площадь объекта, либо сам объект, принимаемый за количественную единицу.

Формула: ТС = Ставка сбора * Физ. показатель

Размер ставки сбора по Москве также зависит от местоположения торгового объекта.

Законодательно определены 3 группы районов, при этом для каждой группы установлен свой тариф (ст. 2 закона № 62):

  • к 1 группе относятся районы ЦАО г. Москвы;
  • во 2 группу включены районы за МКАД, включая Новую Москву;
  • к 3 группе относятся районы, находящиеся внутри кольцевой, но не входящие в ЦАО.

Ставки ТС, действующие в Москве:

Вид торговли Объект обложения сбором Ставка сбора по группам, руб.
1 2 3
Через нестационарные и стационарные сети без залов

Торговый объект, ед.

81 000 28 350 40 500
Развозная и разносная 40 500
Через стационарные сети с залами:
до 50 кв. м. 60 000 21 000 30 000

более 50 кв. м.

Площадь объекта, кв.м.

При этом полная стоимость взимается только за 50 кв. м., к остальной части площади применяется ставка 50 руб. за кв. м.

Организация розничных рынков Площадь рынка
в кв. м.
50

Примечание: согласно п. 4 ст. 415 НК РФ ставка сбора для организаторов розничных рынков подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор (1,237 на 2017 год, 1,285 на 2018 год).

Пример расчета торгового сбора

ООО «Ириска» продает кондитерские изделия и имеет 1 павильон площадью 70 кв.м. в Ново-Переделкино и 3 киоска в Северо-Западном автономном округе Москвы.

Рассчитаем ТС для павильона:

Район Ново-Переделкино относится ко 2 группе, т. е. сбор рассчитывается исходя из ставок: 420 руб. за каждый кв. м. до 50-ти кв. м. и 50 руб. за каждый кв. м. остальной части площади.

ТС (павильон) = 420 руб. * 50 кв. м. + 50 руб. * 20 кв. м. = 22 000 руб.

Сбор по киоскам:

Северо-Западный АО – это 3 группа. Физ. показатель будет равен 3. Ставка составит 40 500.

ТС (киоски) = 40 500 * 3 = 121 500 руб.

В итоге ООО «Ириска» заплатит за квартал сумму ТС в размере 143 500 руб.

Уплата торгового сбора

Юрлица (ИП) уплачивают сбор в ИФНС по месту постановки на учет в качестве плательщика ТС.

Налогоплательщик может заплатить сбор самостоятельно наличным или безналичным способом или поручить уплату третьему лицу.

В платежном документе нужно указать коды КБК:

Вид платежа КБК
Торговый сбор 182 1 05 05010 02 1000 110
Пени 182 1 05 05010 02 2100 110
Проценты 182 1 05 05010 02 2200 110
Штрафы 182 1 05 05010 02 3000 110

Сроки уплаты ТС

Сбор нужно платить ежеквартально не позже 25 числа месяца, идущего за истекшим периодом обложения.

Если крайний срок для оплаты сбора выпадает на праздник или выходной, перечислить ТС нужно в ближайший рабочий день.

Сроки для уплаты сбора в 2017 году:

Уменьшение налогов на сумму сбора

Налогоплательщики имеют законное право уменьшить суммы налогов, взимаемых с полученных доходов, на сумму уплаченного торгового сбора в следующем порядке:

Вид налога Порядок уменьшения

Налог на прибыль организаций

Юрлица, находящиеся на ОСНО, не учитывают сумму уплаченного торгового сбора в расходах, а уменьшают непосредственно саму сумму налога на прибыль (авансового платежа).

При этом уменьшить можно только ту часть налога (аванса), которая уплачивается в бюджет субъекта РФ, взимающего ТС

ИП на общем налоговом режиме может уменьшить сумму НДФЛ, начисленного по итогам налогового периода, на сумму ТС, уплаченного в этом периоде.

При этом если ИП состоит на учете в ИФНС по месту прописки, а ведет торговлю и платит сбор в другом регионе, то уменьшить НДФЛ нельзя, так как налог на доходы уплачивается исключительно по месту проживания

Единый налог на УСН

При УСН «доходы минус расходы»:

Юрлица (ИП) учитывают торговый сбор в составе расходов.

При УСН «доходы»:

Субъекты вправе уменьшить начисленный единый налог (авансовый платеж по ЕН) на сумму уплаченного торгового сбора, но только при условии, что ЕН зачисляется в тот же бюджет, куда платится ТС.

Если юрлицо (ИП) ведет несколько видов деятельности, то на сумму сбора можно уменьшить только ту часть ЕН, которая начислена с доходов от торговли, попадающей под обложение сбором. При этом субъекту следует вести раздельный учет доходов

Отчетность по ТС

НК РФ не предусматривает никакой отчетности по торговому сбору.

При этом ежеквартальные платежи по ТС отражаются в соответствующих разделах деклараций по тем налогам, которые подлежат уменьшению на сумму сбора.

Штрафы по сбору

За неподачу уведомления, в том числе при изменении показателей торгового объекта, субъект будет оштрафован на 200 руб. (п. 1. ст. 126 НК РФ).

При ведении торговли без постановки на учет санкции составят 10% от суммы доходов, полученных за период ведения деятельности без свидетельства о регистрации в качестве плательщика ТС, но не меньше 40 000 руб. (ст. 116 НК РФ).

Дополнительно может быть наложен административный штраф (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) в размере:

  • от 100 до 300 руб. для ИП;
  • от 300 до 500 рублей для руководителя юрлица.

Если субъект указал в уведомлении неверные сведения, и в результате таких действий сумма сбора была занижена, контролирующие органы могут наказать плательщика по ст. 120 или 122 НК РФ. В таком случае санкции составят 20 % от суммы недоплаты, а если будет доказано умышленное занижение налоговой базы, то размер штрафа увеличат до 40 % от этой суммы.

Кроме этого, за несвоевременную уплату сбора начисляются пени за каждый день просрочки налогового платежа (п. 4. ст. 75 НК РФ).

Платит ли интернет-магазин торговый сбор

Следует отметить, что деятельность интернет-магазина – это разновидность торговли, которая ведется путем отпуска товаров со склада.

Такая торговля подпадает под сбор при условии, что помещение для отпуска товаров на доставку соответствует требованиям № 381-ФЗ (закона о торговле). Т. е. в площадь склада включается помещение, предназначенное для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения налично-денежных расчетов.

Если складское помещение таким требованиям не соответствует, то признать его торговым объектом нельзя.

Кроме того, согласно закону № 62 г. Москвы, деятельность по отпуску товаров со склада сбором не облагается. Поэтому интернет-магазин, отгружающий товары со склада в Москве, торговый сбор не платит.

Проводки по торговому сбору

Если налогоплательщик применяет УСН – «доходы минус расходы», то сумма сбора учитывается в составе расходов:

Дт 44 Кт 68 (ТС).

Сумма торгового сбора, уменьшающая налог к уплате (налог на прибыль при ОСНО или единый налог при УСН – «доходы»), отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Дт Кт Содержание операции
Начисленный налог (НП / ЕН) превышает сумму торгового сбора:
76 (ТС) 68 (ТС) Исчислена сумма сбора
68 (здесь и далее – субсчет, соответствующий налогу: НП / ЕН)

Начислен налог

68 (ТС) 51 Сбор перечислен в бюджет
68 (НП / ЕН) 76 (ТС) Налог уменьшен на сумму фактически уплаченного сбора
68 (НП / ЕН) 51 Остаток налога уплачен в бюджет
Начисленный налог меньше сбора:
76 68 (ТС) Исчислена сумма сбора
99 68 (НП / ЕН) Исчислен налог
68 (ТС) 51 Сбор перечислен в бюджет
68 (НП / ЕН) 76 (ТС) Налог уменьшен на часть суммы
фактически уплаченного сбора
09 76 (ТС) Отражено отложенное налоговое обязательство по неучтенной части ТС
76 (ТС) 09 Погашен отложенный актив по ТС
в следующем отчетном периоде
Если по итогам года получен убыток и уменьшить налог на сумму сбора не удалось:
44 68 (ТС) Сбор учтен в составе расходов

Хотя этот сбор появился в российском законодательстве уже почти два года назад, споры и многочисленные вопросы о порядке начисления и уплаты все еще не утихают. И каждый год многие организации и предприниматели, чья деятельность хотя бы как-то связана с торговлей, продолжают задаваться множеством вопросов, когда речь заходит о новом торговом сборе.

В вопросе начисления и порядке уведомления ФНС есть множество различных аспектов и нюансов, которые нужно знать, если ваша коммерческая деятельность хотя бы как-то пересекается с торговлей.

Порядок взимания сборов прописан множеством нормативных документов, различных положений, которые содержат большое количество различных оговорок и нюансов, даже собрав все документы вместе, разобраться в них без специальной подготовки будет довольно сложно. Попробуем сегодня подробно разобрать этот непростой вопрос, взимания торгового сбора с коммерческих торговых организаций и ИП.

Общая информация о сборе

В позапрошлом году российские законодатели ввели в НК РФ новое понятие - торговый сбор, который по сути своей, является ежеквартальным взносом, взимаемым экономических хозяйствующих субъектов (организаций, ИП), занимающихся торговлей. Этот новый сбор регламентируется местными муниципальными правовыми нормами и уплачивается в местный (городской) бюджет.

Взимание сбора, пока происходит только властями города Москвы. Поэтому его платят только те хозяйствующие субъекты, которые торгуют на территории г. Москвы. Причем, надо заметить, сбор платится независимо от того, где экономический субъект зарегистрирован, на территории города или нет.

Ставка торгового сбора определяется предпринимателями самостоятельно расчетным путем, она зависит от схемы налогообложения, типа коммерческой деятельности (есть льготная категория), вида объекта торговли и его площади.

Поскольку сбор является поквартальным, то его нужно уплачивать, после завершения квартала до 25 числа последующего месяца.

Сбор уплачивается поквартально вне зависимости от сезонности или количества фактических рабочих дней и в полном объеме, тем лицом, кто непосредственно использует торговый объект.

Кто должен уплачивать сбор

Сбор платят, прежде всего, по виду коммерческой деятельности, но нужно учитывать еще и особенности применяемой субъектом системы налогообложения.

Сборы должны уплачивать только ИП и коммерческие организации отчитывающиеся по ОСНО и УСН, а те, кто применяет другие системы налогообложения - сбор не платят. Организация или ИП имеет возможность уменьшить свой налог с прибыли на размер суммы уплаченного сбора.

Но если субъект коммерческой деятельности, находится на системе ЕНВД и, согласно, его виду деятельности ему полагается платить сбор, то он должен перейти на ОСНО или УСН, для уплаты причитающихся с его коммерческой деятельности сборов.

Если субъект на УСН с «доходов», то налог подлежащий уплате с доходов от торговли, можно будет уменьшить на сумму перечисленного торгсбора. Таким образом, если субъект осуществляет несколько типов деятельности - надо вести учет раздельно по каждой деятельности.

Если субъект на УСН и «доходы - расходы», тогда он может этот сбор отнести к расходам и раздельный учет не потребуется.

Деятельность, облагаемая сбором: розница и оптовая торговля через стационарные торгобъекты, имеющие или не имеющие торгзал (кроме АЗС), передвижные объекты (в том числе прицепы, тонары, суда), склады.

Однако заметим, что на данный момент, реализация со склада торгсбором не облагается, так как этот вид бизнеса не упомянут в столичном правовом акте. Отдельно нужно уточнить и ситуацию с рынками - торгсбором облагаются не торгточки, а площадь рынка целиком.

Деятельность, которая не облагается торгсбором (льготники):

  • торговля через автоматы;
  • ярмарки - по выходным дням, различные специализированные или региональные (заметим, что ВВЦ сюда не относится);
  • торговля в культурных учреждениях (если квартальный доход с билетов более 50%);
  • торговля на овощебазах;
  • торгобъекты на территории рынков;
  • бюджетные или казенные учреждения;
  • почтовая служба;
  • передвижные объекты с книгопечатной продукцией;
  • религиозные организации;
  • организации бытового обслуживания и ремонтные мастерские (площадью до 100 кв.м. и с торговой частью до 10%);
  • интернет-магазины.

Однако, даже если перечисленная деятельность освобождается от уплаты торгсбора, все равно надо подавать в ФНС уведомление о постановке объекта на учет, указав категорию льготы. Важно отметить, что ключевым фактом начисления торгсбора - является сам факт использования торгобъекта, и расчет сбора ведется по площади торгобъекта и места его нахождения.

Нововведения 2017 года

С начала 2017 года действуют следующие нововведения:

  1. Расширен перечень льгот по сбору, в число льготников - неплательщиков сбора включили организации и ИП, чья основная деятельность - розничная продажа книгопечатной продукции.
  2. Введен коэффициент-дефлятор на 2017 г. для расчетов сбора - 1,237. На этот коэффициент увеличивается расчетная ставка сбора, которая для торгрынков установлена в размере 550 руб/кв.м. Максимальная ставка торгсбора - 680,35 руб. (550 руб. × 1,237) по НК РФ.
  3. Для Москвы муниципальные власти установили на этот год пониженную ставку - 50 руб./кв.м. рыночной площади, умноженную на дефлятор. Установленные городом ставки торгсбора, зависят от района, где расположен торгобъект и его площади. Заметим также, что ставки торгсбора для стационарных и нестационарных торговых площадей различаются.

Этот сбор имеет особенность меняться ежегодно, что заставляет предпринимателей пристально отслеживать все новые изменения и добавляет, надо сказать лишних проблем. Внимательно следите за новыми правилами и ставками сборов - они ежегодно обновляются.

Ставки торгового сбора

Ставки торгового сбора по районам Москвы на этот год:

Условно объекты по их территориальному расположению в городе были разделены на 3 группы:

  1. группа: ЦАО;
  2. группа: САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО (кроме районов, перечисленных в п.3); ЮАО;
  3. группа: САО Молжаниновский р-н, СВАО Северный р-н, ВАО р-ны Восточный, Новокосино, Косино-Ухтомский, ЮВАО Некрасовка, ЮЗАО Северное и Южное Бутово, ЗАО Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково, СЗАО р-ны Митино и Куркино; Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский АО.

  • Торговля через стационарные объекты без торгзалов (кроме АЗС):
  1. группа - 81 000 руб./объект;
  2. группа - 40 500 руб./ объект;
  3. группа - 28350руб/ объект.
  • Торговля через стационарные объекты с торгзалами до 50 кв. м включ.:
  1. группа - 60 000 руб./ объект;
  2. группа - 30 000 руб./ объект;
  3. группа - 21 000 руб./ объект.
  • Торговля через стационарные объекты с торгзалами площадью свыше 50 кв. м:
  1. группа - 1 200 руб/квм х 50квм + 50руб/кв.м. свыше 50кв.м;
  2. группа - 600 руб./кв.м. х 50кв.м. + 50 руб./кв.м. свыше 50кв.м;
  3. группа - 420 руб./кв.м. х 50кв.м. + 50 руб./кв.м. свыше 50кв.м.
  • Развозная торг. - 40 500 руб./с объекта.
  • Розничные рынки - 61,85 руб./кв.м. рыночной площади, т.е. 50 руб. х 1,237 коэффициент-дефлятор.

Заметим, что ставки по сбору устанавливаются только на год, потом будут введены новые ставки и коэффициенты.

Подача уведомления и важные нюансы

Как уже было упомянуто ранее, все торгующие субъекты должны подать сведения - уведомление в ФНС. Для постановки на учет надо подавать уведомление по форме ТС-1 в ФНС, это делается: лично или по почте регистрируемым отправлением с описью, онлайн (на сайте ФНС или по договору через оператора).

Срок подачи уведомления - 5 дней (рабочих) с начала использования торгового объекта. Пока торговый объект не используется, ставить его на учет не нужно.

Заметим, что для стационарных точек надо подавать сведения в ФНС по месту нахождения объекта, а для передвижных объектов - по месту регистрации офиса организации или месту жительства/нахождения налогоплательщика, использующего объект.

Для нескольких объектов подается одно уведомление (с перечислением всех объектов), в ФНС по месту нахождения объекта указанного первым в списке уведомления.

Заметим, что при изменении площади или появлении нового объекта, также надо подать уведомление. При изменении местонахождения торгобъекта, он подлежит снятию с учета в одной ФНС и после этого, подаче сведений в другом отделении ФНС по новому месту.

После уведомления ФНС, через 5 дней налоговики выдают свидетельство плательщика торгсбора (на руки или по почте).

Никакой другой специальной отчетности по торговому сбору, кроме уведомления не предусмотрено.

Штраф за несвоевременную подачу уведомления

Как мы уже говорили, все торговые точки обязаны подавать уведомление в ФНС. Если организация не должна уплачивать сбор, то она указывает категорию своей льготы.

В ФНС и Департаменте экономической политики Москвы, имеются все необходимые сведения обо всех торговых точках и их деятельности. Поэтому, в случае неподачи положенного уведомления на налогоплательщика могут наложить штраф - 10% от доходов за период «нелегальной работы», но не меньше 40 тысяч руб. и 200 рублей за сам факт непредоставления уведомления. Штраф оформляется при выездной проверке с оформлением соответствующего акта. Кроме штрафа, возможно применение административных мер - отмена льготы по уменьшению налога с доходов или прибыли на сумму уплаченного торгсбора.

Как можно сняться с учета в ФНС

В силу различных причин у субъекта может возникнуть необходимость снятия с учета объекта торговли. Для снятия с учета надо подать в ФНС уведомление по форме ТС-2, в пятидневный срок после фактического прекращения торговли.

Если организация находится в списке плательщиков сбора (можно проверить на depr.mos.ru) ошибочно, то можно подать жалобу-обращение в департамент для ее исключения из списка.

Департамент быстро удовлетворяет требования предпринимателей в случаях:

  • субъект подал необходимые сведения в ФНС, но их вовремя не зарегистрировали или не получили;
  • хозяйствующий субъект не ведет торговлю на объекте.

Поэтому в обращении можно смело четко указывать одну из этих причин для повышения вероятности и скорости вынесения решения в вашу пользу.

Для обжалования включения организации в реестр плательщиков по сбору, у нее есть 20 дней, после чего департамент передает в ФНС акт о неучтенном объекте - ФНС начисляет торговый сбор.

У плательщика есть возможность отменить акт и начисление сбора. Для этого надо в течение 180 дней после получения акта с начисленным сбором, отправить в департамент обращение или жалобу. В жалобе указать причину, почему ваша организация не должна быть в списке плательщиков сбора и попросить убрать из списка плательщиков. К обращению или жалобе нужно приложить бумаги, подтверждающие указанную причину (кадастровый паспорт на торговую точку, договор аренды и др.). Подать обращение или жалобу в департамент можно онлайн, через его «Электронную приемную» или по почте.

Образец обращения можно скачать https://www.gazeta-unp.ru/files/01-09-15/torgovyy-sbor-v-2017-godu.docx

КБК по уплате сбора можно скачать https://www.gazeta-unp.ru/files/01-09-15/kbk-2017-torgovyy-sbor.docx

Департамент рассматривает подобные обращения в течение месяца, в сложных ситуациях срок может быть удвоен.

Если обращение правомерно, то акт отменят, начисления и штрафы снимут, излишне уплаченные суммы можно будет учесть в будущем.

Заключение

В нашей сегодняшней статье мы подробно с разных сторон рассмотрели все основные аспекты и наиболее типичные и вопросы, связанные с уплатой и начислением торгового сбора. Рассмотрели непосредственно сам процесс подачи уведомлений в ФНС, вопросы о включении ИП или организации в реестр плательщиков сбора и исключении из него. Рассмотрели порядок обжалования и исправления ошибок, связанных с неправомерным начислением торговых сборов.

Мы постарались изложить непростые и достаточно витиеватые формулировки простым для понимания языком. Правила начисления и порядок взимания сборов достаточно сложен и регламентируется множеством правовых актов, хотя и устанавливается всего лишь на местном муниципальном уровне, но на деле это только усложняет задачу и новичку, не подкованному юридически, понять и учесть все особенности взимания сбора очень сложно. В документах очень много оговорок и нюансов, поэтому, пожалуйста, изучите вопрос внимательно и тщательно, чтобы неожиданно для себя не попасть под штрафные санкции налоговиков. Как показывает практика оспаривать решения госорганов и добиться отмены вынесенных решений бывает довольно хлопотно и совсем непросто.

Подводя общий итог, можно сказать, что даже если вы не являетесь плательщиком сбора и относитесь к льготной категории предпринимателей, надо все равно ставить торгобъект на учет ФНС. Но при подаче уведомления, обязательно надо указать свою льготу. Уведомление надо подавать в территориальную ФНС в течение пяти дней, после фактического начала торговли, по месту нахождения вашего объекта, а для передвижных объектов - офиса организации или месту нахождения или жительства предпринимателя.

Если вам ошибочно начислили к уплате торгсбор, это начисление нужно обжаловать в течение двадцати дней или максимум в течение 180 дней. Если вы сможете доказать свою правоту, то начисления отменят, а если вы все-таки уже заплатили сбор - его зачтут как переплату. Главное - четко аргументировать свои доводы и приложить копии всех необходимых документов, так будет больше шансов для скорейшего разрешения вопроса в вашу пользу.

Если торговля на объекте прекращена, то надо также уведомлять ФНС в течение пяти дней. При перемещении стационарного объекта или изменении его площади, надо опять подать уведомление. Это можно делать онлайн, по почте или лично.

Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в рассмотренном сегодня вопросе, не забывайте следить за ежегодными изменениями по данному сбору, у него есть неприятное свойство постоянно меняться. Желаем удачи!

Понятие торгового сбора вошло сначала в обиход москвичей, а затем и жителей других городов федерального значения РФ с 2015 года. Для регламентирования этого платежа написана глава 33 Налогового Кодекса Российской Федерации, включенная туда на основании Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Рассмотрим, какие особенности имеются у этого платежа, какова его база, кто попадает под категорию плательщиков, куда именно нужно вносить средства, а также как правильно заполнить форму для регистрации.

Как определяет торговый сбор Налоговый Кодекс РФ

Торговый сбор – обязательный местный платеж, введенный с 1 июля 2015 года в Москве, а затем в Санкт-Петербурге и Севастополе, перечисляемый за ведение реализаторской деятельности на различных объектах, среди которых:

  • неперемещаемые торговые объекты без специальных залов (кроме торговли на автозаправочных станциях);
  • «движимые» точки для осуществления продаж (лотки, палатки, торговля с автомобилей, столов, раскладок и т.п.);
  • торговые залы в постоянных торговых помещениях (магазины, лавки, павильоны);
  • склады с отпускаемыми прямо оттуда товарами.

Муниципальные объединения, для которых обязателен торговый сбор, своей властью регламентируют в юридических актах льготные условия для тех, кто должен его оплачивать, а также обозначают категории льготников и процедуру использования особых ставок.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В упомянутых городах торговый сбор должен уплачиваться неукоснительно, а в других местах РФ его можно ввести только после принятых законодательных новшеств на уровне государства и региона.

Торговый сбор взимается, если хотя бы единожды в квартал вышеупомянутые объекты (перемещаемые или стационарные) были использованы по назначению: период применения, особенности продаваемой продукции и полученный доход или убыток не оказывают влияния на размер торгового сбора. Для ИНФС неважно также, находится ли данный реализаторский объект у предпринимателя на правах собственности или же арендуется.

Деятельность предпринимателя попадет под обязательство этого сбора, если торговля происходит на одном из четырех предусмотренных типов торговых точек или помещений. В таких случаях говорят, что для нее применяется объект осуществления торговли – движимые или недвижимые материальные активы, с помощью которых производят реализацию товаров. Именно эти имущественные активы и составляют объект торгового сбора.

К СВЕДЕНИЮ! Базой для данного платежа являются не средства, вырученные в результате реализации товара, а определенные характеристики примененного для осуществления торговли стационарного или движимого объекта.

Кто платит, а кто не платит торговый сбор

Ст. 411 НК РФ установила в качестве плательщиков торгового сбора индивидуальных предпринимателей и/или юрлиц, чья деятельность, подпадающая под этот платеж, сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Освобождены от необходимости уплачивать торговый сбор такие категории предпринимателей (п. 2 ст. 411 НК РФ):

  • выбравшие налоговый режим ЕСХН;
  • осуществляющие деятельность согласно патенту.

ВАЖНО! Освобождение для пользующихся обозначенными налоговыми режимами действительно только в тех видах деятельности, относительно которых актуален тот или иной спецрежим.

Еще одна тонкость – предприниматели, «сидящие» на ЕНВД, не могут применять этот режим налогообложения для вида деятельности, который предусматривает взимание торгового сбора (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Но так как ЕНВД в Москве достаточно давно не используется, этот нюанс напрямую касается ИП и организаций Санкт-Петербурга и Севастополя.

Постановка на учет

Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

Куда подавать уведомление

Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

  1. Действующих объектов для торговой деятельности несколько: нужно указать информацию по отдельности о каждом из них.
  2. Несколько далеко расположенных друг от друга торговых точек относятся в юрисдикции разных налоговых: уведомление достаточно подать в то отделение, за которым закреплен первый из перечисленных объектов, не забыв указать информацию об остальных (см. п.1).
  3. Имущество находится в подведомственном торговому сбору регионе, а регистрация предпринимателя относится к другому городу: уведомление надо доставить в инспекцию, отвечающую за район расположения торгового имущества.
  4. Используются только перемещаемые средства торговли: регистрация производится по адресу ИП или юридическому адресу организации.
  5. Регистрация предпринимателя относится к одному из трех мест, поддерживающих платеж торгового сбора, а деятельность он ведет в иных населенных пунктах: торговый сбор платить не нужно, как и регистрироваться по этому поводу в налоговой.

Форма уведомления

Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

  • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
  • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
  • название объекта, с которого происходит торговля;
  • его месторасположение (точный адрес);
  • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
  • порядок расчета суммы платежа;
  • льгота (если она применима).

СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

Когда оплачивать сбор

Этот платеж назначается поквартально, а значит, относится к квартальным показателям. Заплатить его необходимо до 25 числа следующего за последним днем отчетного квартала месяца. Если конечная дата производства платежа выпадает на выходной, закон разрешает ее передвинуть на следующий день.

Даты, относительно которых ведется исчисление:

  • начало обложения торговым сбором – зафиксированная дата, когда первый раз с начала квартала использовался торговый объект;
  • дата прекращения обязанностей плательщика данного сбора (снятие с налогового учета по этому виду платежей) – день, когда бизнесмен перестает вести деятельность, обозначенную в его налоговом уведомлении.

Как расcчитать сумму сбора

Показатель торгового сбора предпринимателю вменяется исчислить самому для каждого торгового объекта, который был применен в продолжение квартала для торговли хотя бы единожды. Налоговый Кодекс определяет максимально допустимые ставки сбора. Конкретные же условия для уплаты принимают городские власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при этом выходить за лимит, установленный НК РФ, они не правомочны. Максимальный размер ставки, обуславливающий ее лимит, определяется такими величинами, как:

  • трехмесячная стоимость патента на розничную торговлю соответствующим товаром;
  • вид торговой деятельности (есть ограничения по определенным способам ее организации);
  • площадь торговой точки-объекта (если торговое помещение занимает площадь более 50 кв. м, то ставка торгового сбора вычисляется по метражу на каждом отдельно взятом торговом месте).

Вычисляется сумма, предназначенная к уплате, обычным для налоговых платежей способом: законодательная ставка умножается на показатель величины базы.

∑ торгового сбора = С торгового сбора х Х физич.

  • С торгового сбора – ставка, принятая для торгового сбора данным муниципальным законодательством (или максимальная в соответствии с НК РФ);
  • Х физич. – база налогового сбора – физическая характеристика торгового объекта.

Базой для данного налога, как говорилось выше, является физические характеристики движимых или недвижимых имущественных активов, с помощью которых бизнесмен осуществляет торговлю. В качестве профильной физической характеристики выступает площадь торговой точки, зала, магазина, розничного рынка и т.п., поданная в регистрационных документах (подпункт 5 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ).

СПРАВКА! Максимальной налоговой ставкой, которая может стать основой для расчета торгового сбора, является сумма в 550 руб. /кв. м., которую умножают на ежегодный коэффициент-дефлятор.

Конкретные ставки торгового сбора

Ставки отличаются по городам и по характеристикам налогооблагаемой базы. Приведем данные для тех городов, где уже действует закон об обязанности торгового сбора.

Властями Москвы установлены предельные ежеквартальные ставки торгового сбора:

  • за объекты без торгового зала, а также нестационарные торговые точки – 92 900 руб.;
  • за торговые залы площадью до 50 кв. м – 68 820 руб.;
  • за каждый квадратный метр зала площадью свыше 50 кв.м, как и за площадь склада, с которого опускаются товары – 1375 руб.;
  • за каждый кв. м розничного рынка – 550 руб. (эта сумма одинакова для всех трех городов).

В Санкт-Петербурге действуют немного меньшие пределы:

  • за стационарные объекты без торгового зала и «движимость» – 41 130 руб.;
  • за маленькие торговые помещения менее 50 кв. м – 38 200 руб.;
  • за метраж больших помещений, как и за площадь склада – 765 руб. /кв. м.

Севастополь отличается самыми низкими лимитами на торговый сбор:

  • за нестационарные и не имеющие залов объекты торговли – 9 290 руб.;
  • за небольшие помещения до 50 кв. м. – 7 740 руб.;
  • за метраж складов и больших помещений для торговли – 155 руб./кв. м.
  • предпринимателям, использующим торговые автоматы;
  • на ярмарках выходного дня или посвященных определенному виду товаров;
  • с отдельных торговых точек на розничных рынках;
  • представителям, которые торгуют «на разнос» внутри автономных, казенных или бюджетных учреждений;
  • федеральной почте.

Пример вычисления максимальной суммы торгового сбора

Стационарное торговое помещение (павильон прохладительных напитков) находится в г. Севастополь, его площадь составляет 90 кв. м, что превышает законодательно отмеченный предел в 50 кв. м. Ставка за каждый квадратный метр торгового зала, большего 50 кв.м, в Севастополе самая низкая и составляет всего 155 руб. Патент на розничную торговлю безалкогольными напитками на трехмесячный срок стоит 27 000 руб. Таким образом, максимальная сумма, уплаченная ежеквартально как торговый сбор, может составить 27 000 / 155 х 90 = 15 677 руб. Если власти Севастополя увеличат или уменьшат стоимость патента на розничную торговлю, то максимальная сумма торгового сбора также изменится.

Чем грозит неуплата налогового сбора

Налоговый Кодекс гарантирует серьезные денежные штрафы для бизнесменов, пренебрегающих перечислением этого платежа, делающих это несвоевременно или не в нужном размере, а также допускающих ошибки в вычислении размеров сбора. На совести осуществляющих торговлю также и своевременное и безошибочное уведомление органов ИНФС о старте применения торгового объекта, его характерных показателях и появляющихся переменах. Ответственность, грозящая плательщикам в случае выявления нарушений, установлена законом в таких суммах:

  • за просрочку в регистрационном учете плательщиков торгового сбора нерадивый предприниматель, все же продолжающий торговлю, заплатит 10% от суммы прибыли за расчетный квартал с налогооблагаемого торгового объекта, но не меньше 40 тыс. руб.;
  • ИП или организация не зарегистрировались вообще – штраф может составить 10 000 руб.;
  • если из-за недостоверных данных, которые предприниматель проставил в уведомлении, сумма уплаты получилась меньше положенной, нарушитель заплатит 20% от полагающейся суммы сбора, а если будет доказана не ошибка, а умысел – то 40%.

ВАЖНО! Начисление штрафов и пеней не отменяет обязательство по взиманию самого сбора – государство в лице налоговых органов не должно недополучить полагающиеся по закону средства.

Торговый сбор в ассоциации с налогообложением

Федеральные законы регламентируют особое соотношение торгового сбора и других фискальных оплат. На размер внесенного торгового сбора могут быть снижены налоги, которыми облагаются доходы (НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и налог на прибыль или единый налог для «упрощенцев» – для организаций). Естественно, это допустимо только при своевременной регистрации.