Александр первый и крестьянский вопрос презентация. Презентация на тему: Правление Александра I (Благословенный). Почему либеральные указы Александра I не могли дать серьезных практических результатов

Разделы: История и обществознание

“…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда” (Александр II)

(Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс)

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с личностью Александра II.
  • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
  • Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
  • Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Оборудование урока:

  • Компьютер и проектор.
  • CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”

Литература

  1. Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История государства и народов России XIX век”, М., 2002.
  2. Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.
  3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
  4. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
  5. Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
  6. Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд презентации является опорным планом урока.

Ход урока

1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

2. Основная часть урока.

Знакомство учащихся с личностью Александра II.

Александр II

Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.

Николай I

Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.

В.А. Жуковский

М.М. Сперанский преподавал ему право.

М.М. Сперанский

Е.Ф. Канкрин – экономику.

Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

Жена Александра II

Рассматривается слайд с изображением Александра II.

Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

Ученики отвечают на вопросы: Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”.

Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.

После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду.

Подготовка к отмене крепостного права.

Александр II

Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.

Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.

3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей

20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.

Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.

Основные положения крестьянской реформы.

Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.

Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

  • лично свободны;
  • наделены общегражданскими и имущественными правами.

НО! сохранилось:

  • сословное деление;
  • подать от крестьян;
  • рекрутские наборы;
  • зависимость от общины.
Пункт 6 – Порядок наделения землей.
  • Сохранялось помещичье землевладение.
  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.
  • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа
Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными .

Размер надела, оброка>(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:

  • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику;
  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство.
  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.
  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.
  • Контроль над этим лежал на мировых посредниках.

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

Ученики отвечают на вопросы:

“Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику”.

  1. Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?
  2. Как автор оценивает события отмены крепостного права?
  3. Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)
  4. Значение отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

3. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.

  1. Каковы прогрессивные черты реформы?
  2. Какие “крепостные черты” она сохранила?
Прогрессивные черты реформы Сохранение крепостных пережитков

4. Домашнее задание.

Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

План урока: 1. Личность Александра I 2. Приход к власти Александра I 3. «Негласный комитет» 4. Начало преобразований Александра I

Годы правления Екатерины? а) 1762 -1796 (у) б) 1772 -1796 (в) Годы правления Павла I? а) 1796 – 1800 (л) б) 1796 -1801 (к) Почему Павел I ненавидел мать? а) хотела на престол внука (а) б) предала его (а) Какова была власть императора в 1801 году? А) Ограниченная (с) б) неограниченная (з)

Указ о престолонаследии (5 апреля 1797 г.) В день своей коронации Павел. I утвердил новый закон о престолонаследии, который установил жесткий порядок в наследовании престола по старшинству по мужской линии. Он отменял порядок передачи престола по произвольному желанию самодержца, введенный в 1722 г. Петром. I. Женщины могли получить право на престол лишь в случае пресечения мужского потомства.

Александр I Павлович (1801 -1825) Сразу после рождения Александра забрала уродителей бабушка – императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать внука идеальным государем. Щукин С. С. Портрет Александра I.

Екатерина II (1762 -1796) Прививала внуку идеи Просвещения и либерализма. Хотела сделать императором внука, а не сына Павла. Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II,

Павел I (1796 -1801) Павел I передал Александру I своё пристрастие к военному делу. Научил сына совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. В. Л. Боровиковский Портрет Павла I.

Александр очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. В результате у юного наследника сформировались отрицательные черты характера: скрытность и лицемерие. В воспитатели порекомендации философа Дени Дидробыл приглашен швейцарец Фредерик Лагарп. О воспитании юного наследника И. Крылов написал басню «Воспитание льва» .

«И говорит ему он так: «Любезный сын, По мне наследник ты один; Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь; Так я тебе охотно царство сдам. Скажи теперь при всех лишь нам, Чему учен ты, что ты знаешь И как ты свой народ счастливым сделать чаешь? » «Папа, - ответствовал сынок, - я знаю то, Чего не знает здесь никто: И, от Орла до Перепелки, Какой где птице боле вод, Какая чем из них живет, Какие яйца несет, И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

Вот от учителей тебе мой аттестат: У птиц недаром говорят, Что я хватаю с неба звезды; Когда ж намерен ты правленье мне вручить, То я тотчас начну зверей учить вить гнезда» . Тут ахнул царь и весь звериный свет; Повесил головы Совет, А Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился И не добро он говорит; Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа; И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей» .

Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Лагарп дал наследнику европейское образование и привил либеральные идеи. Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.

Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Идеи либерализма, привитые Александру: отрицательное отношение к крепостничеству; введение конституции; управление на основе справедливых законов; предоставление населению гражданских свобод и прав.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 года Современники объясняли цареубийство 11 марта 1801 года внутренней политикой Павла I: репрессиями против офицерского корпуса, политический нестабильностью в стране, ослаблением гарантий дворянских свобод и привилегий, разрывом дипломатических отношений с Англией, наконец, неспособностью монарха управлять империей.

Воспоминания современников полны свидетельств об отставках, арестах, экзекуциях, лишении дворянского достоинства, наконец, ссылках, в том числе и в Сибирь. Около 700 дворян были посажены в тюрьму, отправлены на каторгу и в ссылку около 300 дворян. Первые «конспирации» против Павла относятся к 1797- 1799 годам, и тогда уже в них был замешан наследник - великий князь Александр.

В 1800 году стал сплетаться заговор, в конце концов стоивший императору жизни. Главную роль в нем играли граф Никита Петрович Панин, адмирал Осип Михайлович де Рибас и граф Петр Алексеевич фон дер Пален. Идейным вдохновителем заговора считается граф Никита Панин.

Александр потребовал у Палена предварительного клятвенного обещания, что не будет покушения на жизнь отца. «Я дал ему слово: надо было успокоить щепетильность моего будущего государя, и я обнадежил его намерения, хотя был убежден, что это слово не исполнится. Я прекрасно знал, что надо завершить революцию или уже совсем не затевать ее, и что если жизнь Павла не будет прекращена, то двери его темницы скоро откроются, произойдет страшнейшая реакция» .

Самый интригующий фрагмент в оформлении фасада замка – надпись над главным входом: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . Это библейское изречение, цитата из 92 -го псалма, возвеличивающего деяния Господа. Первоначально надпись предназначалась для Исаакиевского собора, но по распоряжению Павла I была перенесена на замок. С этим изречением связана легенда о некой юродивой, которая накануне 1801 года напророчила Павлу Петровичу столько лет жизни, сколько букв в этом тексте. Вышло 47…

«Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11 -го на 12 -е число сего месяца. Мы, восприемля наследственно Императорский Всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу почившей августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Великия, коея память нам и всему отечеству вечно пребудет любезна» . (Манифест 12 марта 1801 г.)

Задание для работы в тетради Заметка – самый маленький информационный жанр в журналистике. Заметка предназначена для оперативного сообщения новостей. Новизна и краткость, достоверность и высокий уровень оперативности – характерные черты этого информационного жанра.

ЧТО произошло? ГДЕ произошло? КОГДА произошло? КТО участвовал в событии?

Задание для работы в тетради Напишите в тетради заметку об убийстве императора Павла I и дворцовом перевороте 11 марта 1801 года. Придумайте название издания, для которого предназначена эта заметка.

Негласный комитет Александр считал, что стране необходимы реформы. Он собрал вокруг себя сподвижников, с которыми когда-то вместе учился. Этот неофициальный совещательный орган получил название Негласный комитет. Он сложился в 1797 году, но временем его работы считается период с 1801 по май 1802 г.

Павел Александрович Строганов (1772 -1817) Российский военный и государственны й деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет из Военной галереи Зимнего дворца

Виктор Павлович Кочубей (1768 -1834) Дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Ф. Жерар Портрет В. Кочубея.

Адам Ежи Чарторыйский (1770 -1861) Польский и российский государственны й деятель, писатель, меценат, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет А. Чарторыйского

Николай Николаевич Новосильцев (1761 -1838) Российский государственн ый деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. С. С. Щукин. Портрет графа Н. Новосильцева

Негласный комитет Задача: помогать императору « в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей » . Первые шаги: -амнистия 12 тысячам человек, пострадавших при Павле I , — вновь разрешены для ввоза западноевропейские товары и книги.

Негласный комитет План деятельности: изучить положение империи, провести предварительные реформы завершить эти реформы « уложением, установленным на основании истинного народного духа » .

Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 1. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота дворянству» ; 2. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота городам» ; 3. установлена свобода пропуска российских произведений за границу;

Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 4. Улучшено содержание заключённых; 5. Все судебные дела были переданы на рассмотрение в Сенат.

Реформа высших органов государственной власти Началась в сентябре 1802 г. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В. Кочубей стал министром внутренних дел, П. Строганов – его заместителем, Н. Новосильцев – заместитель министра юстиции, А. Чарторыйский – министром иностранных дел.

Реформа высших органов государственной власти — упразднены коллегии, вместо них появились 8 министерств; — Сенат превращён в высший судебный орган империи; — создан Комитет министров – орган, для обсуждения вопросов управления страной.

Реформа народного просвещения 1803 г. Создана стройная система образовательных учреждений разного уровня. Увеличилось число учебных заведений. Университеты получили широкую автономию (независимость от властей).

Крестьянский вопрос 20 февраля 1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах» – первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Помещики могли отпускать своих крестьян с земельными заделами за выкуп.

Из Указа о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин» .

Вопрос к уроку: Чем вы можете объяснить тот факт, что помещик, желавший отпустить своих крестьян, должен был испрашивать на это разрешение министра внутренних дел?

Крестьянский вопрос Практическое значение Указа о «вольных хлебопашцах» было незначительным. За 25 лет царствования Александра I было освобождено лишь 47 тысяч крестьян (0, 5% от общего числа крепостных крестьян). Большинство помещиков просто не выполняло этот указ.

Крестьянский вопрос В 1804 г. в Прибалтике был сделан первый шаг к отмене крепостного права – крестьяне признавались собственниками своей земли, а их повинности были чётко определены. Реформы в Прибалтике должны были «показать пример всей России» .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Начало правления Александра II . Крестьянская реформа 1861 г. МБОУ Берендеевская СОШ Нечаева Марина Леонидовна, учитель истории и обществознания

Александр II (1855-1881)

Причины отмены крепостного права 1) Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде; крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства 2) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих. 3) Крепостное право – угроза общественного спокойствия. 4) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства. 5) Крымская война.

3 января 1857 г. Создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований. 20 ноября 1857 г. Рескрипт Александра II виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову об утверждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 г. Рескрипт Александра II генерал-губернатору Петербурга П.И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 8 января 1858 г. Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Создание аналогичных комитетов в 46 губерниях. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер. 4 марта 1859 г. Создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, предоставленных губернскими комитетами, и для составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права. 10 октября 1860 г. Роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения. 19 февраля 1861 г. Император подписал основные правовые документы по крестьянской реформе (всего их было 17), главные из которых: - Манифест «О всемилостевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительству в приобретении ими в собственность полевых угодий»

Центральные и местные учреждения России, занимавшиеся подготовкой крестьянской реформы

Проекты освобождения крестьян: а) в чернозёмных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп); б) в нечернозёмных губерниях (освобождение с землёй, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина)

Я.И. Ростовцев (1803-1860)

Н.А. Милютин (1818-1872)

Гражданские права: производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.п.) открывать торговые и промышленные предприятия; выступать от своего имени в суде; не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей; переходить в другие сословия.

Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.

10 руб. = 6% Х = (10 х 100) : 6 = 166 руб. 67 коп. Х руб. = 100% Выкупная операция: 20% выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно. 80% выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство – на 49 лет под 6% годовых

Статистические данные Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка – у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела.

«Дарственный надел» - ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Уставная грамота – договор помещика с крестьянином

Мировой посредник – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Крестьянское управление Сельский сход - - выбирал представителей на волостной сход – десятских (1 чел. на 10 дворов) Волостной сход - - выбирал волостного старшину; - нанимали в помощь старшине 1 или нескольких писарей;

Значение реформы Положительные моменты - создала необходимые условия для утверждения капитализма; - способствовала росту темпов экономического развития; - способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоёв – пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства. Отрицательные моменты - сохранились пережитки крепостного права; - ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда; - искусственное сохранение и постоянная поддержка правительством за счёт крестьян помещичьего хозяйства; - грабительский характер по отношению к крестьянам, способствовала ухудшению их положения; - застой в сельском хозяйстве и других сферах жизни; - покупательная способность населения приближалась к нулю.

























1 из 23

Презентация на тему: Правление Александра I (Благословенный)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Личность императора. Восшествие на престол «Негласный комитет». Реформы Государственного управления. Проекты М.М. Сперанского и их судьба. Внутренняя политика Попытки решения крестьянского вопроса Проекты освобождения крестьян Военные поселения Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

№ слайда 4

Описание слайда:

Многоликий характер Александра Романова основан в большой мере на глубине его раннего образования и сложной обстановке его детства. Он вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков - с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем.

№ слайда 5

Описание слайда:

Эти противоположности остались с ним на всю жизнь и оказали влияние на его политику и - косвенно, через него - на судьбу мира. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. В 1793 Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны. Некоторое время Александр проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом. Здесь у Александра развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек». Луиза Мария Августа (Елизавета Алексеевна).

№ слайда 6

Описание слайда:

В половине первого ночи 12 марта 1801 граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. В течение месяца Александр: вернул на службу всех ранее уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. 2 апреля Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.

№ слайда 7

Описание слайда:

Ещё до восшествия на престол вокруг Александра сплотилась группа «молодых друзей» (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов), которые с 1801 стали играть крайне важную роль. 5(17) июня 1801 в Петербурге была подписана русско-английская конвенция, завершившая межгосударственный кризис, а 10 мая восстановлена русская миссия в Вене. 29 сентября (8 октября) 1801 подписан мирный договор с Францией, 29 сентября (11 октября) заключена секретная конвенция. 15 сентября 1801 в Москве состоялась коронация Александра.

№ слайда 8

Описание слайда:

4. Реформы Государственного управления. 1 января 1810 г. (по проекту Сперанского) Непременный совет преобразовывается в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета создавалась Государственная канцелярия и её гос. секретарем назначен Сперанский. При Гос. совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

№ слайда 9

Описание слайда:

Председателем Гос. совета являлся один из его членов по назначению императора. В состав Гос. совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемых императором. Сначала законопроекты обсуждались в департаментах, затем выносились на обсуждение в Общее собрание. И только после утверждения их императором получали силу закона. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача: централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

№ слайда 10

Описание слайда:

8 сент. 1802 г. - манифестом утверждалось 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I). Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров

№ слайда 11

Описание слайда:

С 1802 г. созданы министерства: военносухопутных сил морских сил внутренних сил иностранных дел юстиции финансов народного просвещения В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Наряду с министерствами создаются Главные управления, обладающие такими же правами. Главное управление путей сообщения (созданное ещё в 1809 г.). Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Главное управление ревизии государственных счетов (или Государственный контроль) Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

№ слайда 12

Описание слайда:

5. Программа преобразований М.М. Сперанского и её судьба В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Задача плана - модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм: "В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя".

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Сословия по Сперанскому: Дворянство имеет гражданские и политические права; «Среднее состояние" имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) - купцы, мещане, государственные крестьяне. «Народ рабочий" не имеет политических и гражданских прав: помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. При императоре создается Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти: Сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Гос. дума рассматривалась как представительный орган при императоре. Министры назначаются императором. Состав Сената назначается императором.

№ слайда 15

Описание слайда:

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников и Александр I не решился его реализовать. 6. Финансовая реформа Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее - повышать все налоги (прямые и косвенные). По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга - 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн.; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит - 66 млн. ассигнаций. 2 февр. 1810 г. и 11 февр. 1812 г. - увеличение всех налогов.

№ слайда 16

Описание слайда:

6. Реформа в образовании. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ. Уровни системы образования: Университет Гимназия в губернском городе Уездные училища Одноклассное приходское училище.

№ слайда 17

Описание слайда:

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны пять университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский. Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. 1804 г. - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

№ слайда 18

Описание слайда:

1804 г. - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 - Нежинский. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса. В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

№ слайда 19

Описание слайда:

7. Попытки решения крестьянского вопроса При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян. 12 дек. 1801 г. - указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.) 20 февр. 1803 г. - указ о "вольных хлебопашцах". 1804 - 1805 гг. - первый этап реформы в Прибалтике. 10 марта 1809 г. - указ отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы.

№ слайда 20

Описание слайда:

С дозволения помещика крестьяне могли торговать. брать векселя, заниматься подрядами. С 1810 г. начинается практика организации военных поселений. За 1810 - 1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян. В ноябре 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому. В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено "отыскивать вольность". В 1816 г. новые правила организации военных поселений. В 1816 - 1819 гг. завершается крестьянская реформа в Прибалтике. В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России. В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права. В 1822 г. было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1823 г. - указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

№ слайда 21

Описание слайда:

8. Проекты освобождения крестьян В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права. Проект Мордвинова: крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками. размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - ... Проект Аракчеева: освобождение крестьян провести под руководством правительства – выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. Проект Канкрина: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, т.е. до 1880 г.

№ слайда 22

Описание слайда:

9. Военные поселения ] В кон. 1815 г. Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810-1812 гг. на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии. Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву. Цели проекта: создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени. освободить население страны от постоянной повинности - содержать армию. прикрыть западное пограничное пространство. В авг. 1816 г. началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 г. были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Черного моря. К 1825 г. в военных поселениях насчитывалось 169828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков. В 1857 г. военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 тыс. человек.

№ слайда 23

Описание слайда:

10. Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом. 16 окт. 1820 г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости. За неё вступился весь полк. Полк был окружен военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам. Под влиянием Семеновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 г. в армии вводится тайная полиция. В 1822 г. - выходит указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Детство и юность Александра I Александр I - первый внук Екатерины Великой – родился 23 декабря 1777 года. Его-то и готовила Екатерия II в свои преемники... Но престол занял все же ее сын Павел I, и только через пять лет в результате дворцового переворота пришел к власти Александр I... Воспитывался под попечительством Н.И. Салтыкова. Большое влияние на юношу оказал также швейцарец Ф. Лагарп, просветитель и умеренный республиканец. Aлександр I не получил серьезного образования из-за лености и нелюбви к учению В 1793 году Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны. На престол он вступил в результате дворцового переворота, когда был убит Павел I, в 1801 году.

Cлайд 4

Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I. Этот портрет, хранящийся в замке Вольфсгартен, императрица послала в дар своей матери Амалии-Федерике Гессен-Дармштадской. Худ. Луиза-Элизабет Виже-Лебрен, 1795

Cлайд 5

Черты характера Александра I Необходимость лавировать между ненавидящими друг друга отцом и бабкой приучила Александра I «жить на два ума, держать две парадные физиономии» (Ключевский). Страх перед жестким и требовательным отцом завершил формирование черт его характера: «сущий прельститель» (М.М. Сперанский), «властитель слабый и лукавый» (А.С. Пушкин), «сфинкс, не разгаданный до гроба» (П.А. Вяземский), «это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый» (Наполеон), «коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» (А.И.Герцен).

Cлайд 6

Обстановка в начале правления Старший сын императора Павла I и его второй жены Марии Федоровны Александр вступил на престол в драматические дни 1801 года, сразу после насильственной гибели своего отца. После нескольких лет томительно непредсказуемого и удручающе регламентированного правления Павла I русская общественность с энтузиазмом и искренним ликованием встретила начало нового царствования. На Александра возлагали огромные надежды. В городе были хорошо известны романтические легенды о молодом наследнике престола, который бросался на колени перед своим отцом, заступаясь за жертв его гнева. Говорили, что Александр вставил в окно своей комнаты зрительную трубу, чтобы можно было вовремя заметить, когда с Барсова поля повезут приговоренных его отцом на поселение в Сибирь. И будто бы посылал вдогонку своего Доверенного слугу, чтобы передать сосланным денежное пособие. Молодой император приказал освободить всех заключенных Петропавловской крепости. Александра любили буквально во всех слоях русского общества. В народе его прозвали Благословенным. Ему пели дифирамбы поэты, о нем слагали наивные легенды и сочиняли трогательные анекдоты.

Cлайд 7

«Дней александровых прекрасное начало» (Строка из стихотворения А. С. Пушкина »Послание цензору») "Дней александровых прекрасное начало» ознаменовалось отменой всех нововведений императораПавла I. 24-25 марта 1801 Александр I подписал несколько указов, вернувших всех ранее уволенных в отставку с военной и гражданской службы, амнистировал членов Смоленского кружка, которым были возвращены чины и дворянство. 27 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров. 12 апреля- отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. 24 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно была ликвидирована Тайная экспедиция Сената, занимавшаяся сыском и расправой, а все следствия по политическим делам были переданы в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 22 апреля был адресован крестьянам: в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоз сельскохозяйственных продуктов за границу.

Cлайд 8

Внешняя политика в 1801 г. 1801, 4 апреля: отмена похода Всевеликого войска Донского под командованием атамана Матвея Платова, отправленной по приказу Павла в поход против Индии - в то время английской колонии; 1801, 17 июня: Петербургская конвенция с Англией, восстановившая дипломатические отношения, разорванные Павлом I; 1801, 24 сентября: вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи; 1801, 8 октября: Русско-французский договор о мире, подписанный в Париже, и 11 октября заключение секретной конвенции об условиях посредничества между Францией и Турцией для заключения мира между двумя странами, о признании независимости Ионических островов

Cлайд 9

Намерения Александра I в начале правления Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II.

Cлайд 10

Непременный совет (1801-1810 гг.) 30 марта (11 апреля) 1801 г. указом Александра I был учреждён высший совещательный орган при государе - Непременный совет. Первоначально в состав Совета вошли двенадцать человек - руководители важнейших государственных учреждений и доверенные лица молодого правителя (генерал-фельдмаршал граф Н. И. Салтыков, генерал-прокурор Д. И. Трощинский, графы П. В. Завадовский и А. Р. Воронцов, братья Зубовы и др.). В Совете должны были обсуждаться все важнейшие государственные дела и особенно проекты законодательных актов: «коренных и непреложных государственных постановлений» и «временных государственных постановлений», которые «определяют какое-либо обстоятельство государственное, по существу своему перемене подлежащее», - то есть текущее законодательство. Также Непременному совету предоставлялось право по своему усмотрению разрабатывать и представлять царю проекты государственных реформ. Неудачи совместной работы в области преобразований привели к тому, что с 1802 г. важнейшие вопросы государственного управления император предпочитал рассматривать в кругу ближайших соратников и подчинённых, без обращения к Непременному совету, который утратил своё первоначальное значение. 1 (13) января 1810 г., на основании манифеста Александра I об учреждении Государственного Совета, Непременный совет был упразднён.

Cлайд 11

Первые годы правления Александра I В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Первые годы правления проходили под знаком противостояния с Наполеоном Бонапартом... Александру I пришлось в 1812 году сдать Москву и «поселить» Наполеона в московском Кремле, прежде чем победоносно войти в Париж в 1914...

Cлайд 12

Негласный комитет 24 июня (6 июля) 1801 г. был образован неофициальный высший совещательный орган при Александре I - Негласный комитет - состоявший из его сподвижников, членов бывшего «Кружка молодых друзей». Задачей Комитета было «сначала представить действительное положение вещей, затем - приступить к реформе различных частей администрации … и, наконец, увенчать эти установления гарантией в виде конституции, согласованной с истинным духом нации». На практике Комитет рассматривал не только общие, но и ряд частных вопросов, причём вопросы преобразования государственного устройства не получили развития и завершения. В комитете обсуждались: проект «Коронационной грамоты» - манифеста, провозглашавшего и утверждавшего основные экономические и гражданские права подданных империи; проекты реформы Сената, учреждения министерств и Комитета министров; крестьянский вопрос (проекты предоставления государственным крестьянам права покупки ненаселённых земель, вопросы крестьянской реформы в Лифляндии, права малороссийских крестьян на «отыскание казачества», права купцов, имеющих «восьмиклассные чины», покупать деревни и владеть ими на условиях, заключённых с крестьянами); принципы составления нового кодекса (уложения); проект указа, разрешающего дворянам заниматься торговлей; вопросы устройства Министерства народного просвещения и системы учебных заведений, а также организации военного образования, устройства тайной полиции; о присоединении Грузии и организации там государственного управления, разбор земельных тяжб в Крыму; из частных вопросов - покупка дома для Московского университета, завещание ген.-майора С. А. Талызина, тяжба между гр. Н. И. Салтыковым и гр. И. П. Кутайсовым, отставка кн. А. Б. Куракина и др. Заседания Негласного комитета проходили в одном и том же составе. С 24 июня (6 июля) 1801 г. по 12 (24) мая 1802 г. было проведено 35 заседаний комитета; затем последовал длительный перерыв, после которого, с 26 октября (7 ноября) по 9 (21) ноября 1803 г., состоялось только четыре заседания. Фактически Негласный комитет перестал собираться с ноября 1803 г.

Cлайд 13

Cлайд 14

Император Александр I. Портрет работы В.Л. Боровиковского с оригинала Э.Виже-Лебрён. 1802.

Cлайд 15

Cлайд 16

Первая встреча Александра I и Наполеона Пять войн вели друг с другом Александр и Наполеон. Они заканчивались то победой, то поражением одной из сторон. Первая встреча императоров Александра I и Наполеона произошла летом 1807 г. во время подписания Тильзитского перемирия, которое предложил Александр, опасаясь за свою империю. Наполеон согласился и даже подчеркнул, что он желает не только мира, но и союза с Россией: «Союз Франции с Россией постоянно был предметом моих желаний», – уверял он Александра. Насколько искренним было это уверение? Вполне возможно, что искренним. Русско-французский союз нужен им обоим, хотя и на разных уровнях: Александру I – для «самосохранения», Наполеону – для возвеличения себя и своей империи. После встречи Наполеон так писал Жозефине: «Я был им крайне доволен. Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают».

Cлайд 17

Д. Серанжели "Прощание Александра с Наполеоном в Тильзите"

Cлайд 18

Второй этап реформ Александра I начался с замены Непременного комитета Государственным советом в 1810 г. и отставки М.М.Сперанского в 1812 г. В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

Cлайд 19

Внешняя политика 1808-1814 гг. 1808 - 1809: Русско-шведская война. 17 сентября 1809 - Фридрихсгамский мирный договор, установивший границу между Швецией и Россией по реке Торнео. Финляндия (вместе с Аландскими островами) отходила к России на правах Великого княжества; Швеция обязалась расторгнуть союз сАнглией, заключить договоры с Францией и Данией и присоединиться к континентальной блокаде 1806 - 1812: Русско-турецкая война. Уничтожение турецкой эскадры паши Сейига-Ади у Афона вице-адмиралом Дмитрием Николаевичем Сенявиным (19 июня 1807) Перемирие 12 августа1807 - 3 марта 1809. Разгром князем Петром Ивановичем Багратионом турецкой армии Хозрева-паши на берегу Дуная у Рассевата (4 сентября 1809). Успешные действия русской армии под командованием М. И. Кутузова на нижнем Дунае в 1811. Бухарестский трактат (28 мая1812): присоединение к Российской империи Бессарабии; граница между Россией и Портой была установлена по реке Прут; создание автономного Сербского княжества в составе Османской империи 1812, 24 июня - 14 декабря: Отечественная война. Бородинское сражение (7 сентября1812); захват Наполеоном Москвы (14 - 19 октября); отступление "Великой армии" и сражение на переправе через Березину (26- 29 ноября); остатки французской армии покинули Ковно и, переправившись через Неман (14 декабря), двинулись через Польшу и Пруссию во Францию. Манифест Александра по случаю "изгнания супостата из пределов России" (5 января 1813) 1813 - 1814: Заграничные походы русской армии. Переход русской армии через Неман (13 января1813); победа Наполеона в сражениях при Лютцене (2 мая1813) и при Баутцене (20 - 21 мая) и отступление русско-прусской армии за Эльбу до Одера; перемирие июля-августа 1813; победаНаполеона в сражении при Дрездене (26 - 27 августа); "Битва народов" под Лейпцигом (16 - 19 октября 1813), где армия Наполеона и его союзников (Саксония, Польша) потерпела поражение от войск России, Австрии, Пруссии и Швеции; Бавария, Вюртемберг перешли на сторону сил антифранцузской коалиции, Вестфальское королевство исчезло как самостоятельное государство, аСаксония потеряла до 40 % своей территории; русская армия, переправившись через Рейн уБазеля, вошла в пределы Франции (12 января 1814); взятие Парижа (24 - 30 марта 1814); отречение Наполеона (4 апреля1814); Парижский мирный договор (30 мая), согласно которому была восстановлена независимость Голландии, Швейцарии, немецких княжеств и итальянских государств; Франция возвращалась в границы на 1 января1792.