Что такое профессиональная мобильность. Профессиональная мобильность как фактор профессиональной успешности специлиста. Кадровая политика как система управления

Аннотация:

Стремительность современных преобразований в обществе вызывает к жизни спрос на специалистов, которые обладают повышенной академической и бизнес-мобильностью, желают быть в курсе актуальной информации, умеют анализировать постоянно изменяющиеся социально-экономические условия, принимают нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции.

Все это находит отражение в таком понятии, как мобильность. Подготовка специалистов, готовых и способных «откликаться» на все изменения, происходящие в обществе, умеющих жить в новой - цифровой эре («подключены» к Сети), предвидеть и прогнозировать глубинные изменения в профессиональной деятельности, – важнейшая проблема современного профессионального образования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача развития профессиональной мобильности при опоре на совершенствование квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом.

В обширном спектре компетенций выпускников вузов все более важную роль начинают играть общекультурные компетентности. Подавляющая часть информации поступает к нам по цифровым каналам. Каждый человек все чаще начинает ощущать себя человеком цифровой эпохи. Не только деловые, но и межличностные коммуникации осуществляются посредством различных электронных устройств и технологий. Мы не можем не осознавать наступление новой – цифровой – эры.

Современная цивилизация требует качественно новой генерации специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, инновационным мышлением и высоконравственным сознанием.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью подготовки в образовательной среде вуза специалистов, обладающих сформированной готовностью к профессиональной мобильности, свободно и критически мыслящих, готовых к техническим и социальным преобразованиям, способных к инновационной, преобразовательной деятельности, проектированию стратегии собственного профессионально-личностного развития. Но, чтобы комфортно жить в режиме постоянной мобильности и «подключенности», нужны особые психологические навыки, подчеркнутое стремление к свободе и риску, физическое здоровье.

Формирование ценностного и ответственного отношения к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру с учетом личностных особенностей и конкретных условий жизнедеятельности, включение в инновационную деятельность является условием и предпосылкой становления и развития их профессиональной мобильности.

Происходящие изменения на рынке труда связаны, прежде всего, с социально-экономической ситуацией в России, с усилением интеллектуализации содержания деятельности специалистов, введением новых технологий, которые меняют характер уже существующих профессий, постепенно интегрируя и взаимодействуя с ними.

Специалисты всех профилей стараются овладеть дополнительными знаниями, умениями и навыками, поскольку усиливаются требования к их профессиональной компетенции. Важным для человека становится способность не только обучаться, развиваться, но и быть готовым к постоянно изменяющимся условиям жизни, трудовой деятельности, тем самым быть способным к реализации профессиональной мобильности.

Анализ тенденций в развитии системы образования в рамках документов Болонского процесса дал возможность сделать вывод о том, что сформированность такого качества личности специалиста как профессиональная мобильность является одним из средств повышения эффективности образования.

Осуществить инновационное развитие возможно лишь при условии качественных изменений не только в производстве, а, прежде всего, в накоплении человеческого и социального капитала.

Сегодня профессиональное образование - это непрерывный процесс, детерминированный потребностями в специалистах, готовых к профессионально-личностному саморазвитию как в изменяющихся условиях труда в пределах одной профессии, так и в ситуации смены области профессиональной деятельности.

Подготовка молодежи к конкретной профессии утратила свое первостепенное значение, поскольку, чтобы трудоустроиться выпускник должен овладеть необходимыми компетенциями, которые важны для нахождения себя в постоянно изменяющемся мире профессий. Поэтому, чтобы будущий специалист мог определиться в дальнейшем профессиональном маршруте, ему нужно в ходе профессиональной подготовки в вузе переосмыслить перспективы дальнейшего развития в контексте будущей профессиональной деятельности. Среди ведущих смыслов и перспектив профессионального самовоспитания и развития будущего специалиста необходимо отметить - готовность быть субъектом, ответственным за свое профессиональное будущее, находить смыслы профессиональной деятельности и быть готовым к постоянному развитию. Это требует специально организованной работы по становлению и развитию его профессиональной мобильности.

Следует отметить, что профессиональное обучение современного специалиста на основе идеи развития его профессиональной мобильности в социокультурном образовательном пространстве вуза осуществляется в ситуации не только деструктивного смещения культурных ценностей, но и переосмысления ценностной основы самого образовательного процесса в вузе, а также необходимости сохранения профессиональной идентичности и преодоления профессиональной депривации.

В ходе исследования нами был выявлен тот факт, что студенты уже на ранних этапах получения образования утрачивают интерес к выбранной профессии. Так, проведенное исследование показывает, что 890 респондентов (из 2500 опрошенных) считают, что сделали неверный профессиональный выбор. Они не предполагали, что избранная профессия требует овладения не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, хотя одной из стратегических задач должна стать подготовка специалиста, готового к изменениям и новациям в профессиональной деятельности, способного к постоянному развитию и саморазвитию. Все это является слагаемыми профессиональной мобильности.

Но для того чтобы раскрыть сущность профессиональной мобильности, определимся в предмете понимания такого сложного феномена как мобильность.
В большом словаре по социологии мобильность (в англ. mobility, в нем. mobilitat) характеризуется как подвижность, готовность и способность изменения состояния, положения (Д.Джерри, Дж.Джерри). То есть когда мы говорим о мобильности, то соотносим это понятие с движением.

В психологической энциклопедии термин «мобильность» по существу рассматривается, буквально, как физическое движение организма, а метафорически – движение человека сквозь сферы: социальные, профессиональные, познавательные.

Проблемы изучения механизмов самодвижения человека в жизни и деятельности, его активности, мобильности были интересны еще античным исследователям. Введенное Аристотелем понятие акта и потенции было сведено к более объемному и широкому понятию – «энергия». Опираясь на его представления, можно констатировать, что энергия акта (процесса), как правило, мобилизует человека, приводит его к активности, тогда как другая энергия способствует осуществленности вещи (энтелехия), является результатом деятельности и имеет основу для потенциальной активности. Но и в данном случае Аристотель рассматривал всю природу как последовательный переход от «материи» к «форме» и обратно. При этом материи он отводил только пассивное начало, а форме приписывал всю активность .

Обращает на себя внимание понимание мобильности не только в качестве динамической характеристики субъекта, но и как деятельности, затрагивающей психическую сферу личности. Так, А.В. Мудрик заявляет, что мобильность является важнейшим проявлением социализации человека. Мобильность может быть рассмотрена как готовность не только к смене места работы, проживания, а также характера досуга и социальной группы и т.д. . Эти два феномена – личностная мобильность и социализация находятся в поле интересов педагогов, поскольку наличие качеств мобильной личности способствует успешной социализации человека в обществе. И, наоборот, успешная социализация способствует развитию этих качеств. Социальное поведение – приспособление отдельно взятого человека к изменяющимся условиям среды одновременно является способом преобразования этой среды. Следует отметить, что в данном контексте не берется во внимание аспект преобразования «себя», который включает овладение личностью методами исследовательского подхода собственной деятельности, что, безусловно, является препятствием к осознанию ими необходимости постоянного профессионального образования и саморазвития.

Профессиональная мобильность первоначально рассматривалась в русле социальной мобильности. П.А. Сорокин «мобильность» определяет через понятия: «профессиональный статус» и «производственная деятельность» . Например, в книге «Социальная мобильность» (1927) П.А. Сорокин, давая представление о горизонтальных и вертикальных сферах социума, вводит понятие «социальная мобильность», под которым понимал перемещение не только индивидов, групп, ценностей, но и того, что непосредственно создано в ходе человеческой деятельности.

С целью объяснения перемещения субъектов в социальном пространстве, автор конкретизирует социальную мобильность терминами «вертикальная» и «горизонтальная». Если вертикальная социальная мобильность П.А. Сорокиным связывалась с изменением статуса человека в обществе, то горизонтальная – с переходом человека из одной социальной группы в другую.

Значимым для нашего исследования является заявление П.А. Сорокина о том, что образование , обеспечивая социализацию личности, также является «лифтом», который дает возможность наиболее способным людям продвинуться на более высокие этажи в социальной иерархии. Эти «лифты» нужны для эффективного замещения талантами профессиональных позиций. Высокое вознаграждение необходимо для того, чтобы мотивировать индивидов получать профессиональную подготовку и тем самым становиться профессионалами .

В настоящее время учебное заведение, являясь частью социального механизма, развивает способности индивидов, отбирает их и определяет им дальнейшие социальные позиции. Основополагающая функция образовательного учреждения заключается в том, чтобы определить, кто талантлив, а кто нет, у кого какие способности. Профессиональное тестирование позволяет отобрать людей, которые могут закрепиться в данной профессии, развивая себя и расширяя возможности выбранного поприща. Тестирование также помогает в проверке как общих, так и специфических качеств претендента. Кто при существующих условиях оказывается подходящим для выполнения профессиональных функций, быстро продвигается в карьере, в противном случае их карьера приостанавливается, или они попросту увольняются.

Неудачи человека в профессиональной деятельности часто являются доказательством того, что занимается он не «своим» делом. Как правило, неудача приводит к понижению самооценки, личному неудовлетворению, а также к увольнению или понижению по служебной лестнице. Все это толкает человека включиться в другой вид деятельности. Такие «пробы» происходят до тех пор, пока ему не удастся найти дело, которое бы соответствовало его призванию. Найдя «свой путь», человек делает в своей профессии все от него зависящее. Если не нашел, то отбрасывает свои амбиции и мирится со своим положением.

Вертикальная циркуляция индивидов постоянно контролируется профессиональной группой, которая корректирует их «самомнение», амбиции, а также перераспределяет субъектов по социальным стратам. Таковы, по мнению П.А. Сорокина, основные функции профессиональной группы в плане социальной циркуляции.

Как видим, «мобильность» представляет собой совокупность самых разнообразных процессов, различающихся между собой и выполняющих самостоятельные функции. Но они имеют и общие функции, которые характеризуют процессы мобильности вне зависимости от их особенностей.

Так, по мнению Т.И. Заславской , основной функцией социальной мобильности является процесс перераспределения на рынке труда рабочей силы и изменение профессиональной структуры общества. Социальная мобильность выступает индикатором состояния современного общества. Ее интенсивность зависит от социально-экономического состояния общества, поскольку замедление его темпов развития вызывает и замедление социальной мобильности. Очевидно, что любое перемещение не обязательно может быть связано с желанием индивида.

Сегодня социальная мобильность не рассматривается во взаимосвязи только с социальным положением и социальным статусом, а представляет собой способ социального функционирования человека . Поэтому социальная мобильность современными исследователями определяется как качество субъектов, связанное со способностью быстро, в зависимости от обстоятельств, изменять свою деятельность, овладевать новыми знаниями в разных областях жизнедеятельности, находить рациональные способы разрешения возникших проблем , связывается со способностями и личностными качествами человека: самостоятельность и свобода в мышлении, оценивании событий, творческое восприятие учебных программ и предлагаемой информации, способность к критическому мышлению, находить нестандартные решения, а также предвидеть изменения как в изучаемой области, так и в общественном развитии .

Вопросами трудовой мобильности занимались русские философы ХХ века С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И.А. Ильин и наши современники М.Мамардашвили, В.Е. Кемеров и др.; социологов, психологов и педагогов Т.И. Заславской, В.Г. Подмаркова, В.И. Верховина.

Так, в работе «Хвала труду» русский религиозный философ И.А. Ильин указывает на значение труда в жизнедеятельности человека, поскольку, по его мнению, любой успех на земле это успех труда . Философ высший смысл труда человека усматривал через включение его в процесс божественного сотворчества. По его мнению, тот, кто участвует в постижении мира, в его развитии, в придании ему смысла, тот и является истинным творцом .

Чуть позже, в 1970-1980-е годы, в работах Н.А. Аитова, М.Н. Руткевича, Ф.Р. Филиппова разрабатывались проблемы социально-структурной особенности трудовой мобильности. Так, Ф.Р. Филиппов и М.Н. Руткевич отмечали, что продвижение работника после роста его образовательного уровня к более сложному труду следует рассматривать как «социальное восхождение», как движение «по вертикали» .

С 30-х годов ХХ века в контексте социальной мобильности исследовалась профессиональная мобильность , поскольку проведенные в 30-50-е годы ХХ века Америке и Европе эмпирические исследования, показали ведущую роль для процесса мобильности профессиональных достижений.

В связи с этим возникла потребность в определении понятия «профессиональной мобильности», которое с начала 1950-х годов в научной литературе использовалось в значении смены видов занятий или профессий . С. Липсетом и Р. Бендиксом была предпринята попытка разработки теоретической модели профессиональной мобильности. Но в ней не делалось попыток отграничить профессиональную мобильность от других видов мобильности, не выделены существенные критерии профессиональной мобильности, не уделено внимание анализу профессиональной карьеры внутри одного поколения.

В 1960 – 70-е гг. американские социологи П.М. Блау и О.Д. Дункан, взяв за основу критерий общественного престижа профессий , разработали систему профессионального деления американского общества на слои , тогда как в 1980-е годы большое внимание в исследовании профессиональной мобильности учеными придавалось установкам, мотивам, ценностям. И велика в этом вопросе была роль американских и европейских авторов Д. Треймана, Р.М. Ходжа, Н.Б. Тумы.

Профессиональная мобильность в зарубежной литературе рассматривается как процесс «жизненных достижений» , осуществляемый в трудовой деятельности. Все это дает возможность рассматривать профессиональную мобильность в контексте непосредственных достижений индивидов.

В нашей стране в отличие от зарубежных исследований, обращения социологов к изучению феномена профессиональной мобильности состоялось лишь в 1960-е годы. Профессиональный аспект трудовой мобильности затрагивался в работах, которые напрямую были связаны с анализом перемещения рабочей силы, а также текучести кадров. Данная проблематика была рассмотрена в работах Н.А. Аитова, Е.Г. Антонесенкова, И.Т. Балабанова, Л.З. Бляхмана, А.Г. Здравомыслова, Т.И. Заславской.

Так, в работах зарубежных (М.Х. Титма, Э.А. Саар) и отечественных (А.А. Матуленис, В.Н. Шубкин) авторов профессиональная мобильность определялась не только как готовность, но и как способность специалиста в пределах одной профессии к смене рабочего места.

В начале 1980-х годов профессиональная мобильность учеными не связывалась с изменением профессии, статусностью в профессиональной деятельности, что отвечало общей идеологии данного временного периода «человек для профессии», а не «профессия для человека». В сознании людей культивировалась мысль о том, что человек, получивший бесплатно образование, профессию, должен государству и обществу «отработать» то, что на него было потрачено, а работник, который проработал всю свою сознательную трудовую жизнь на одном рабочем месте, получал общественное одобрение, признание.

В исследованиях С.А. Макеева, Ф.У. Мухаметлатыпова, И.В. Удаловой были сделаны попытки раскрыть смысл таких понятий, как «трудовая мобильность» и «социально-профессиональная деятельность». При этом в педагогике значимой становится содержательная характеристика мобильности как личностного качества .

В социологических исследованиях «профессиональная мобильность» представлена как процесс перемещения человека в социально-профессиональной структуре общества, связанный с изменениями в его профессиональном статусе, сменой вида деятельности в пределах одного квалификационного ранга после прохождения определенной ступени образования («Новейшем социологическом словаре», 2010, c. 813).

В психологических исследованиях Е.А. Климова нашли отражение психологические аспекты проблемы профориентации и трудовой деятельности. А в работах И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова раскрыты проблемы самоопределения, поиска работы, а также адаптации на рабочем месте и повышения профессиональной квалификации выпускников вузов. Мобильность как умение быстрого реагирования на происходящие изменения определялась О.В. Амосовой.

Необходимо учитывать, что любое жизненное событие детерминируется тремя основными факторами: внешние факторы, т.е. факторы среды, внутриличностные факторы, а также факторы взаимодействия личности и среды. Жизненная ситуация может привести к кризису. Для одних субъектов (зависит от личностных особенностей) трудная жизненная ситуация может быть кризисной, а сама ситуация субъективно неразрешимой. Для других же кризис не наступает, так как они обладают способностью к совладению с трудными жизненными обстоятельствами (Ф.Е. Василюк). Данная способность проявляется в умении принимать жизненно важное решение и планировать свою жизнедеятельность.

Во второй половине 90-х годов ХХ века в центре внимания находятся проблемы формирования персональной мобильности человека. Мобильность рассматривается как личностное качество человека, которое формируется в образовательном процессе. Б.М. Игошев «профессиональную мобильность» рассматривает как изменение трудовой функции работника по причине перемены места работы или профессии. Во-вторых, профессиональная мобильность – это личностное качество , которое приобретается человеком в процессе обучения и выражается в способности легко и быстро осваивать новые роли.

Данному определению близка позиция Л.В. Горюновой , которая характеризует профессиональную мобильность как качество личности, которое обеспечивает внутренний механизм изменения человека на основе сформированности ключевых, общепрофессиональных компетенций.

Деятельность человека обусловливается событиями , которые дают возможность человеку самореализоваться в профессии и жизни. В своем исследовании Л.В. Горюнова выделяет компоненты профессиональной мобильности: ключевые и общепрофессиональные компетентности. Человек, пересматривая свой интеллектуальный багаж, приходит к выводу изменить его. «Желание измениться» связано с тем, что человек готов существенно изменить свою жизнь и деятельность без вмешательства извне.

Л.А. Амирова связывает профессиональную мобильность со способностью успешно самореализоваться в общественной (бытовой, семейной, конфессиональной и т.п.) среде. Мобильность представляет собой ответную реакцию личности на жизненную и профессиональную ситуации в изменяющихся условиях жизнедеятельности. В данном контексте профессиональная мобильность является не только готовностью будущего специалиста менять профессию, а также место и вид деятельности, но и умением принимать ответственные, самостоятельные и неординарные решения, направленные на повышение профессионализма, способностью к овладению новой образовательной и социальной среды. При этом эффективно действующий специалист должен обладать рядом качеств: креативность мышления, скорость принятия решений, способность к обучаемости и самообучаемости, умением адаптироваться к турбулентной среде, возникшим обстоятельствам, умением давать адекватную оценку состоянию окружающего пространства. Не случайно в структуре профессиональной мобильности выделяют личностные качества .

Набор определенных личностных качеств и способностей является не только условием, а также фактором его профессиональной мобильности, ибо ставят человека перед необходимостью делать реальные шаги к изменениям. Так как такие личностные качества и способности биологически и генетически не обусловлены, то появляется возможность их целенаправленно формировать, в том числе и образовательными средствами.

В психологических исследованиях последних лет «профессиональная мобильность» представлена как: механизм адаптации личности, который имеет разные уровни выраженности, коррелирующими с такими личностными характеристиками: социальная активность и самодетерминация, саморегуляция и самосовершенствование, а также стремление к саморазвитию (Ю.Ю. Дворецкая); характеристика в психолого-педагогическом портрете субъектности студента университета (Т.А. Ольховая); как готовность инженера к успешной адаптации в условиях современного производства, которая включает в себя сумму базовых компонентов как профессиональной культуры, так и профессиональной компетентности, которые позволяют ему проявлять конкурентоспособность на рынке труда (С.Е. Каплина); как процесс постепенного приспособления в период обучения в вузе к приобретаемой профессии и подготовки к вхождению в соответствующую социально-профессиональную группу через процесс профессиональной адаптации (С.Е.Каплина).

Сегодня проблема формирования профессиональной мобильности многими исследователями рассматриваются с позиции компетентностного подхода. Так, по мнению ряда ученых (Э.Ф. Зеер, Д. Мартенс, А. Шелтон), в основу формирования профессиональной мобильности будущих специалистов должны быть положены профессиональные компетенции , которые обладают широким радиусом действия, что позволяет выходить за рамки одной профессии. Овладение профессиональными компетентностями не только профессионально, но и психологически подготавливают специалиста к освоению новых профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности. Д.В. Чернилевский предложил ввести понятие обобщенные умения и навыки , которое определял как совокупность знаний, умений и навыков из разных отраслей знания. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович в продолжение данного вопроса отметили, что основой профессиональной мобильности является умение применять эти знания в своей профессии.

По мнению Л.П. Меркуловой профессиональная мобильность специалиста – это личностное свойство будущего специалиста, которое интегрирует не только профессиональные компетенции, но и адаптивные качества, выступающие в качестве ее структурных компонентов. По мнению Л.П. Меркуловой, содержательное ядро профессиональной мобильности специалиста может быть представлено, во-первых, горизонтальной (готовность и способность выполнять профессиональные функции), во-вторых, вертикальной (профессиональные компетенции), и в-третьих, внутренней (мотивационно-целевые установки специалиста) компонентами мобильности.

В настоящее время в научном сообществе полностью или частично игнорируются социокультурные и, прежде всего, нравственно-этические составляющие профессиональной мобильности, хотя она является одной из наиболее значимых качественных характеристик личности, востребованной инновационной среде. В профессиональном становлении и развитии будущего специалиста, начиная с периода формирования профессиональных склонностей, интересов и кончая периодом завершения профессиональной биографии, ведущая роль принадлежит профессиональной мобильности (Э.Ф.Зеер).

Говоря о мобильности человека, мы наделяем его совокупностью личностных характеристик, которые дают ему возможность проявлять себя в профессиональной деятельности, достичь определенной ступени, которая рассматривается как результат профессиональной деятельности, связанной с профессиональным развитием, движением по карьерной лестнице. При этом мы понимаем, что профессиональная мобильность определяется социальными отношениями, ценностями, смыслами и значениями, реально детерминирующими поведение субъекта, тесно связана с изменениями в обществе, а значит, определяется ими и оказывает влияние на них. В изучении профессиональной мобильности, на наш взгляд, должен быть исследован характер ценностных устремлений субъектов, специфика поведенческих установок личности, реализующихся в формах взаимодействия личности и социума.

Список литературы
1.Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис… докт. пед. наук / Л. А. Амирова. - Уфа, 2009. - 44 с.
2. Большой толковый социологический словарь / сост. Д. Джерри, Дж. Джерри. Т.2. - М., 1999. - 588с.
3. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: монография / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 228 с.
4. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации / Т.И. Заславская. - М.: Дело, 2004. - 400с.
5. Игошев, Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография / Б.М. Игошев. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 201 с.
6. Ильин, И.А. О социальных аспектах хозяйствования / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1998. - 598 с.
7. Калиновский, Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: автореф. дис. …д-ра пед. наук / Ю.И. Калиновский. - СПб., 2001. - 46 с.
8. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» / А.В. Мудрик. - М., 1991. - 257с.
9. Руткевич, М.Н., Филиппов, Ф.Р. Социальные перемещения / М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. - М.: Мысль,1970. - 695 с.
10. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П.Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
11. Lipset and R. Bendix. Social mobility in industrial societies. University of California press, 1967.
12. Blau, Peter M. and Duncan, O.D. The American occupational structure. N. Y.: Wiley, 1967. 237p.

298 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________2012 - №1

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Профессиональная мобильность

А. И. Ковалева (Московский гуманитарный университет)

Профессиональная мобильность - это перемещение индивида или профессиональной группы в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса. Профессиональная мобильность является разновидностью социальной мобильности, определяемой П. Сорокиным как перемещение индивида или группы по ступенькам социальной лестницы. К профессиональной мобильности применимо сорокинское разделение мобильности на вертикальную (восходящую и нисходящую) и горизонтальную. Горизонтальная профессиональная мобильность отражает смену профессии для расширения возможностей индивида, но сохраняет его принадлежность к социальному слою.

Профессиональная мобильность представляет собой карьерный лифт, который движется и снизу вверх, и сверху вниз, представляя множество вариаций для самореализации. Наиболее интенсивному профессиональному перемещению профессиональных групп и отдельного индивида способствуют различные факторы и каналы профессиональной мобильности. Факторами групповой профессиональной мобильности являются социальные реформы, революции, войны, научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, структурные и институциональные изменения в экономике, система профессионального образования. Так, исходным

фактором групповой профессиональной мобильности в начале 90-х годов ХХ в. стали кардинальные политические изменения и экономические преобразования в российском обществе. Распад политических и экономических структур, появление новых разновидностей деловых организаций привели к утрате прежних профессиональных статусов и стали импульсом для обретения индивидами новых профессий. В обществе резко обострилась востребованность специалистов экономического и юридического профиля, что способствовало вертикальной восходящей мобильности соответствующих профессиональных групп, росту престижа профессий экономиста и юриста.

В современном обществе возрастает интенсивность профессиональной мобильности, усиливается ее индивидуализированный характер.

Каналами индивидуальной профессиональной мобильности являются профессиональное образование (среднее, высшее, переподготовка, повышение квалификации, самообразование), эффективное использование результатов образования, опыт и результаты профессиональной деятельности, личностный потенциал, семья, личные связи. На профессиональной мобильности человека сказываются, во-первых, сформированность его личности, развитость его способностей и социальных качеств, необходимых в профессиональной деятельно-

Энциклопедия гуманитарных наук 299

сти, во-вторых, непосредственная профессиональная подготовка, уровень полученной квалификации. В то же время человек может не иметь работы по полученной специальности, но обрести высокий профессиональный статус в другой сфере деятельности. В этом случае огромное значение имеет личностный потенциал человека, его способность реализовывать знания, умения, навыки в различных видах деятельности, овладевать новыми профессиональными компетенциями.

Высшую профессиональную мобильность проявляют работники, обладающие гибкостью и способностью адаптироваться к изменениям в тех или иных сферах трудовой деятельности, самостоятельно получить необходимые знания, развивать творческое мышление и мотивацию к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Важнейшим каналом профессиональной мобильности является образование. Высокое образование усиливает позиции работника на рынке труда. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем выше образовательный потенциал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица. Так, среди россиян отмечены наивысшая доля занятых (около 80%) и наименьшая - безработных (около 4%) у людей с высшим профессиональным образованием и, наоборот, у малообразованных (не выше начального образования) - низкая занятость (около 12%) и высокая безработица (более 11%).

Профессиональной мобильности молодежи способствует соответствие реализуемого в обществе профессионального образования структуре потребностей рынка труда, а также эффективное взаимодействие образовательных учреждений с работодателями, гибкость в определении содержания образования с учетом внешних факторов.

По результатам социологического исследования установок выпускников вузов и ожиданий работодателей А. Б. Яшкова выявлено, что на момент окончания высшего учебного заведения почти все выпускники в той или иной мере осознают и оценивают свою профессиональную и социальную подготовку. Им

свойственна уверенность в теоретическом знании изученных в вузе дисциплин, они обладают высокой компьютерной грамотностью, рассчитывают на собственные личностные качества. Однако их психо-эмоциональное состояние характеризуется тревогой по поводу предстоящего трудоустройства, чувством неуверенности в будущем и отсутствия стабильности, так как нет четкого видения собственной карьерной траектории. У выпускников превалируют прагматические ценности, их материальные притязания необоснованно завышены, слабо выражена потребность в профессиональной самореализации. Для опрошенных работодателей более ценны в молодых специалистах поведенческие (трудолюбие, дисциплинированность, упорство, коммуникабельность, мобильность, работа в команде) и личностные компетенции (способность к обучению, адаптивность). Профессиональные качества оказались вторичными. По мнению работодателей, выпускники выходят из вузов слабо подготовленными, и лучше принять на работу специалиста с опытом.

Анализ профессиональной мобильности выпускников вузов, основанный на данных Росстата, показал, что около 60% выпускников работают по профессиям специалистов высшего уровня квалификации, но только чуть более трети от всех обладателей дипломов о высшем образовании остаются в той профессии, по которой шло обучение в вузе. 16% дипломированных специалистов занимают те или иные руководящие должности, т. е. условно постигают вертикальную восходящую профессиональную мобильность. Почти две трети выпускников работают не по специальности, но остаются «на уровне», перемещаясь по горизонтали в профессиональном статусе, освоив другую профессию. Каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования. Это пример нисходящей профессиональной мобильности, которая может совмещаться с восходящей экономической мобильностью, не снижать социальный статус индивида или даже способствовать его повышению по материально-имущественным показателям. Особо распространено снижение профессионально-

го статуса среди выпускников средних специальных учебных заведений (каждый второй из них).

Лит.: Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Профессиональное образование. Столица. 2009. №8. С. 19-21; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Черныш М. Ф. Социальная мобильность // Социальная энциклопедия: в 2 т. М. : Мысль, 2003. Т. 2. С. 457-458; Шитов С. Б. Университетские комплексы как средство формирования человеческого капитала и общества знаний в России // Социология образования. 2009. № 2. С. 43-55; Яшков А. Б. Установки выпускников и ожидания работодателей // Образовательные технологии. 2010. №4. С. 60-71.

PROFESSIONAL MOBILITY A. I. Kovaleva (Moscow University for the Humanities)

Bibliography (transliteration): Gimpel’son V. E., Kapeliushnikov R. I. Vybor professii: chemu uchilis’ i gde prigodilis’? // Professional’noe obrazovanie. Stolitsa. 2009. № 8. S. 19-21; Sorokin P. A. Chelovek. Tsivilizatsiia. Obshchestvo. M., 1992; Chernysh M. F. Sotsial’naia mobil’nost’ // Sotsial’-naia entsiklopediia: v 2 t. M. : Mysl’, 2003. T. 2. S. 457-458; Shitov S. B. Universitetskie kompleksy kak sredstvo formirovaniia chelovecheskogo kapi-tala i obshchestva znanii v Rossii // Sotsiologiia obrazovaniia. 2009. №2. S. 43-55; IashkovA. B. Ustanovki vypusknikov i ozhidaniia rabotodatelei // Obrazovatel’nye tekhnologii. 2010. №4. S. 60-71.

Важнейшим фактором, отражающим состояние занятости всех социально-демографических групп населения, являетсястепень его мобильности, которая отражает готовность и возможность населения изменять социальный статус, профессиональную принадлежность и место проживания. Мобильность обусловлена потребностями экономики в труде определенного содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда.

Мобильность рабочей силы подразделяется на социально-профессиональную и территориальную.

Социально-профессиональная мобильность - это процесс изменения содержания трудовой деятельности, вызванной различными социальными причинами. Она непосредственно связана с качеством рабочей силы.

Территориальная мобильность - это миграция, под которой понимается именно пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

Мобильность рабочей силы характеризуется определенными факторами, которые можно разделить на четыре группы:

1) предусматривающие настоятельность изменений в мобильности рабочей силы;

2) отражающие желательность мобильности в силу целого ряда социально-экономических обстоятельств;

3) оценивающие легкость мобильности через систему характеристик, которые могут способствовать либо препятствовать ей;

4) отражающие информированность человека о возможных вариантах мобильности, что крайне важно в условиях переходного периода к рыночной экономике.

Миграция рабочей силы - это пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования населения.

В последние годы роль миграции в формировании численности и состава населения России значительно возросла. С точки зрения перемещения населения между административно-территориальными образованиями различают два типа миграции: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя миграция происходит при пересечении государственной границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция - это отток населения за пределы данного государства.

Иммиграция - это приток на территорию данного государства. Если к эмиграции населения Россия уже успела привыкнуть, то свободная иммиграция из-за пределов бывшего СССР - новое для нее явление. Учет иммигрантов пока не налажен. Законодательство, регламентирующее обязательства России по отношению к иммигрантам разной категории, пока только разрабатывается. Осваиваются способы регулирования трудовой иммиграции, общепринятые в развитых странах.


Важна не только количественная,но и качественная сторона миграционного источника пополнения трудового потенциала. В современных условиях благодаря миграции, в том числе и вынужденной, население России пополняется высококачественной, квалификационной рабочей силой. Две трети общего количества внешних мигрантов находится в трудоспособном возрасте: 17,8% прибывших из ближнего зарубежья имеют высшее и 28,6% - среднее специальное и незаконченное высшее образование, что почти в полтора раза превосходит соответствующие показатели по занятым в экономике страны.

Внутренняя миграция - это миграция внутри страны. В зависимости от действия различных факторов и условий миграция населения может быть различных видов. Отметим лишь некоторые из них.

1. Если миграция рабочей силы происходит в пределах какого-либо определенного региона и между регионами различного ранга, то делится на внутрирайонную и межрайонную, внутриобластную и межобластную и т.д.

2. В зависимости от времени, на которое перемещается рабочая сила, выделяют безвозвратную (постоянную) и возвратную (временную) миграцию населения.

3. Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную, последняя происходит по не зависящим от мигрантов причинам. Например, военные действия, экологические катастрофы, политические и этнические конфликты.

4. По характеру современной подвижности рабочей силы миграция подразделяется на сезонную и маятниковую. Сезонная связана с расширением фронта работ, например в сельском хозяйстве, а маятниковая включает регулярные передвижения рабочей силы из одного населенного пункта в другой на работу и обратно.

5.С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).

6. По способу реализации миграция делится на самостоятельную, которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов и организованную с помощью государственных или общественных органов, предприятий.

За стремительным развитием общества следует появление новых позиций. Увеличивается скорость и частота социальных перемещений индивидов. Для обозначения и разделения на виды этих передвижений возникла необходимость в трактовке, названии этого процесса.

Понятие «социальная мобильность» ввёл известный социолог из России, а также признанный основатель американской социологии, П. Сорокин в 1927 году. Он выделил институты, которые осуществляют отбор для перемещения в другие позиции. К ним относятся: семья, школа, церковь и профессиональные организации. Семья и школа тестируют общие свойства индивидов, которые пригодятся им, чтобы выполнить множество функций (уровень интеллекта, здоровье и характер). Профессиональные организации интересуют специфические качества индивидов, которые пригодятся им для успешного выполнения специальной функции в той или иной профессии (голос для певца и т.п.). .

Этот термин стал привлекать всё больше внимания у социологов и каждый определял его по-своему. Рассмотрим некоторые подходы. Так, марксистская концепция опиралась на социально - классовую структуру и экономический критерий. .

М. Вебер, как представитель немецкой школы социологии, в противовес этому утверждал, что социальное положение не всегда определяется наличием собственности и предлагал расширить критерии стратификации. Так как на социальный статус также оказывают влияние власть и престиж. .

Итальянские социологи: Вильфредо Парето и Гаэтано Моска рассматривали общество как систему, которая находится в состоянии нестабильности, протекает процесс нарушения и восстановления равновесия, в связи с этим в процессе взаимодействия между членами общества происходит круговорот элит. .

Функционализм Т. Парсонса, Л. Уорнера, Б. Барбера и других представителей этого направления считается одним из основных принципов современных стратификационных концепций. Они рассматривали социальное неравенство как необходимый элемент для сохранения общества, взаимозависимые элементы которого, находятся в равновесии. Комплексный, системно - структурный подход является адекватным принципом исследования профессиональной структуры населения современной России и процессов социальной мобильности в ней. .

В теории мобильности американских социологов С. Липсета и Г. Зеттерберга суть заложена в цепочке: «Наука - Техника - Производство - Общество - Человек».

У французского социолога П. Бурдье действующим субъектом выступает агент, который находится в каком-то поле и может взаимодействовать в любом пространстве. От рождения он наделён привычкой, то есть габитусом. Это система порождает практику у агента. Учитывая все свои привычки, он борется за капитал, это, чего мы хотим достичь (деньги, образование, культурный уровень, принадлежность к какой- либо группе, имя). Социализация происходит в процессе формирования габитуса, на который влияют образование и воспитание. Социальный опыт накладывает отпечатки на габитус, а именно преобразовывает товары и определённые слои. Потребление- демонстрация социального статуса. Это символическое действие.

Поле - это автономная сфера деятельности. Поля бывают двух типов:

1) глобальные - те, которые охватывают всю социальную реальность (политические, экономические);

2) частные - фрагменты социальной реальности (образование, религия, искусство).

В каждом «поле» есть свой капитал (набор призов). Все агенты играют в «поле», чтобы выиграть приз. Тот, чей габитус наиболее адекватен, тот и выигрывает. Общество - это игра, где все играют по определённым правилам, получают призы. Общество предполагает вовлечённость в игру. Агенты в разных полях мало интересуются друг другом. Каждый из нас может играть в разных полях, в каждом поле свои призы. Капиталы могут обесцениваться, в связи, с чем нужно переходить из капитала в капитал. Таким образом, социальный мир, в его концепции, - это борьба. Французский социолог с помощью разделения труда создаёт дистанции между людьми, а, следовательно, и иерархию. Так и появляется структурированное общество. .

Американские социологи, Д.Белл, А. Тоффлер говорят о мобильности уже в постиндустриальном обществе. Ведущая роль отдаётся знаниям и информации. Экономическая работа Д. Белла «Капитал 21 века» описывает смены различных профессиональных полюсов и показывает постоянную гонку за профессиональным ростом. Создатель теории постиндустриального общества говорил, что мы находимся в конце исторического пути. История теперь всецело не сводится к экономике, как было в марксизме. Общество больше не нуждается в наличие универсальной парадигмы. Мы стоим на этапе завершения истории. . Поменялись стремления людей, которые стали сводится к «цивилизации» и «демократии», а вслед за ними и масштаб идей и возможных событий. Многообразие ситуаций воспринимается как вполне ожидаемое явление, чего не было ранее. Это многое способно изменить в современном мире. .

Тоффлер говорит о «профессиональных родителях»- высококвалифицированных и дипломированных личностях. А также в постиндустриальном обществе появляется географическая мобильность людей. Перемещения обретут массовый характер и затронут все слои населения вне зависимости специфики профессии (военные, ученые и преподаватели, некоторые категории менеджеров, и т.п.). Развитие профессионализации, по мнению учёного, размоет основы бюрократии внутри организации.

Специалисты будут привязаны к своей профессии, а не к организации, в которой они существуют. .

Концепция, выдающегося британского философа и социолога польского происхождения, З. Баумана говорит о доступности и недоступности мобильности. Социальное пространство можно сконструировать благодаря мобильности. У человека теряется контроль над собственной судьбой, возрастает неопределённость бытия. Людям преподносят эту неопределённость как благо, как лучший вариант из возможных. Приспосабливаясь к изменившимся условиям жизни, люди сами отрицают стабильность и длительность как залог нормального существования. Пересмотр ценностей, который выражается в отказе от достижения долгосрочных целей и задач. Теряется значение социальной устойчивости. Человек ценит окружающих в качестве объектов, которые способны удовлетворить его потребности. Неуверенность в будущем порождает бедность, неравенство, безработицу. Человек не способен с той же скоростью, с какой меняются потребности производства, осваивать новые знания и навыки, которые пригодятся в дальнейшей работе. Снижается прежняя ценность образования и возникает дифференциация между людьми в зависимости от их умений. Мы живём в обществе риска. Условия, в которых нам придётся достигать своих целей, изменчивы. З. Бауман занижает степень изменчивости и мобильности. .

Существует множество определений понятия «социальная мобильность». Под социальной мобильностью, как правило, понимают изменение статуса, положения в обществе, передвижения. В связи с этим следует иерархия, разделение людей на группы в зависимости от перемещений. Будем использовать это определение: «Социальная мобильность - переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую». . Существуют как минимум две причины для наличия в обществе социальной мобильности:

1 Изменения в обществе влекут за собой видоизменение процесса труда, подрывая прежние статусы и создавая новые.

2 Несмотря на то, что образование в большей степени доступно для элиты, это не исключает вероятности наличия талантов у низших слоёв населения, поэтому высшие слои непременно пополняются одарёнными личностями из людей другого статуса.

Классификация социальной мобильности П. Сорокина универсальна и подходит к рассмотрению профессиональной мобильности. Различают две формы: горизонтальная мобильность (перемещения происходят на одном уровне) и вертикальная мобильность (передвижения по разным социальным уровням). Последняя бывает восходящей (резкий скачёк, подъём по должности, статусу) и нисходящей (спуск).

Нужно отметить, что движения могут быть как индивидуальными, так и групповыми, когда перемещаются коллективно, классы, социальные слои, например, под влиянием исторических событий (революции, войны).

Структурную мобильность от добровольной отличает то, что она вытекает из изменений структуры общества, в отличие от добровольной, которая протекает по собственному желанию.

Факторы социальной мобильности:

Экономическое развитие;

Система общественного устройства;

Исторический тип стратификации;

Демографические факторы (пол, возраст, рождаемость, смертность, брачность, разводимость);

Место жительства;

Миграция;

Социальное положение и статус родителей;

Образовательный потенциал;

Национальная принадлежность;

Умственные и физические способности;

Личностные качества (инициативность, мотивация, честолюбие, коммуникабельность);

Передовые технологии;

Войны и революции.

Профессиональная мобильность является разновидностью социальной мобильности. Под профессиональной мобильностью мы понимаем способность и возможность быстро переключаться на другой вид деятельности, возможность переквалификации. Изучением ещё одного феномена, такого как

«профессиональная мобильность» занимались Э. Дюркгейм, М. Вебер. В 70 - е годы XX века отечественные учёные считали профессиональную мобильность предметом социальной стратификации общества. С 80- х годов XX века принято разделять понятие «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность». Сейчас уже бесспорно рассматривают профессиональную мобильность как предмет отдельного изучения.

Обратимся к исследованию этого термина в современной социологической науке. Известными социологами XX века, Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковым, создано теоретическое учение, в котором проведён анализ трудовой карьеры специалиста и исследованы механизмы смены деятельности. . В трудах И. О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова профессиональную мобильность рассматривают с точки зрения профессионального самоопределения выпускников, их адаптации на рабочем месте, готовности к повышению квалификации, стремления к поиску работы. . Современные учёные под профессиональной мобильностью рассматривают не только способность изменить вид деятельность и место, но и умение самостоятельно принимать решения и видеть нестандартные выходы из ситуаций, которые позволяют повышать уровень квалификации и профессионализма, а также быстро ориентироваться в новой образовательной, национальной, социальной, профессиональной среде. Особенно ценно в персонале умение посмотреть на ситуации, касающиеся профессиональной деятельности по - новому, отбросив сложившееся стереотипы. Для этого требуется креативность личности, быстрота принятия решений, высокий уровень адаптации, готовность к постоянной смене внешних факторов, высокий уровень знаний, обучаемость, владение профессиональными приёмами, а также активность личности и стремление к движению, что отмечено в работах З. А. Решетова, А. М. Столяренко.

С.Е. Каплина считает, что динамика общественной жизни даёт возможность реализовать свои профессиональные возможности в любой сфере социальных отношений. .

Психологи Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. уделяют много внимания профессиональным знаниям, владению приёмами и умению их применять по назначению. Наличие перечисленных способностей является основой профессиональной мобильности. .

О.М. Дементьева объясняет «социально - профессиональную мобильность» как умение быстро преобразовывать деятельность, переквалифицироваться и при всём этом успевать реализовывать поставленные цели и профессиональные способности. Другими словами, это перемещение работника в социально - профессиональной структуре общества, где выделяются следующие критерии:

субъективный - коммуникабельность, открытость, адаптация, реализация себя на рабочем месте;

профессиональный - знания, опыт, готовность к риску, конкурентноспособность;

деятельный - наличие мотивации у работников, составление программ и нахождение путей реализации, совершенствование своей работы, ведение деятельности в нестандартных ситуациях, умение брать ответственность на себя за принятие решений. .

По мнению Ю.Ю. Дворецкой, профессиональная мобильность - это один из механизмов адаптации личности, который неразрывно связан с субъективной направленностью личности, характеристиками такими как, активность, самореализация, саморегуляция, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. .

Зарубежные исследователи (Д. Мартенс, А. Шелтон) считают, что в основу профессиональной мобильности должны быть заложены «ключевые квалификации», выходящие за рамки своей специализации. Это подготавливает работника к смене деятельности.

Российские учёные дополняли это понятие, сделав его более конкретным, с помощью наличия у человека «ключевых компетенций». Э. Ф. Зеер, специалист в области психологии, в своих трудах раскрыл и доказал структуру деятельности, которая зависит от профессионального выбора и личностных характеристик специалиста. Для адаптации и продуктивной работы в различных деловых сообществах и сферах деятельности человеку необходимы межкультурные и межотраслевые знания. .

Отметим, что развитие профессиональной мобильности в 90-е годы XX века было направлено на получение заработка, гонка за материальными ценностями. В 2000-е годы представление поменялось, профессиональная мобильность основывалась на повышение образования, потребность в постоянном обновлении знаний. Вуз был привязан к профессиональной мобильности. В наше время мы возвращаемся по кругу в тенденции, существовавшей в 1990 - годы. В новой парадигме компетенции, необходимые для профессиональной мобильности, заложены в образовательный процесс в течение жизни и трудовой деятельности. Молодёжь сталкивается со сложной системой, которая представляется от форм повышения квалификации до вузовского образования.

Профессиональная карьера играет особо важную роль в социальной мобильности личности. Профессиональная карьера - это осознанный, продуманный путь, направленный на достижение целей, повышение авторитета, развитие способностей, учитывая свои физические, умственные и психологические особенности, а также устойчивость работы в данной среде и сфере деятельности. Социальная карьера может складываться внутри одного поколения - внутрипоколенная мобильность, а также между поколениями - межпоколенная мобильность.

Вертикальная профессиональная мобильность - карьерный рост в пределах своей профессиональной деятельности. Горизонтальная профессиональная мобильность - накопленная профессиональная база (опыт, квалификации, знания). Она может быть явной, то есть подтверждение сертификатами и дипломами или латентной, а именно, самообразование.

Проблемы перемещений индивидов вытекают из следующих аспектов:

Нестабильность социального статуса. Возможность быстрого подъема и спуска по должности;

Разные сферы деятельности родителей и ребёнка могут повлечь проблемы, несовпадение взглядов на жизнь.

Однако исследователи уверенны, что социально - профессиональная активность человека гарантирует высокий показатель степени социализации личности. Она не только выражается в приспособлении к иным профессиональным условиям, но и способствует их изменениям. Показатель активности отражает степень изменения этих условий, показывает мобильность специалиста в профессиональной сфере. Происходит развитие человека, а именно осознание качеств и черт характера. Постоянные изменения в обществе призывают человека к деятельности, в процессе которой он преобразовывает себя и окружающую социальную и профессиональную среду.

  1. Профессиональное и психологическое развитие личности студентов

    Дипломная работа >> Психология

    Этой деятельности. Профессиональная мобильность . Мы различаем горизонтальную и вертикальную профессиональную мобильность . Под горизонтальной профессиональной мобильностью мы понимаем...

  2. Профессиональная ориентация как социальная технология на рынке труда

    Курсовая работа >> Социология

    Рынка труда понимают сочетание территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. Под действием исторических... труда молодежи отличается большой мобильностью , сравнительно невысоким профессионально – квалификационным уровнем, довольно частой...

  3. Профессиональное ориентация и профессиональное обучение безработных в службе занятости

    Дипломная работа >> Государство и право

    2006гг. Эта программа предполагала восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности высвобождаемых работников, безработных... ресурсов, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности . В социальном аспекте – повышение...

  4. Профессиональное развитие

    Реферат >> Менеджмент

    13 14 Образцы карьеры и профессиональная мобильность . 15 Профессиональное обучение. 17 Заключение. 21 Введение... личностной активности и оживлению профессиональных интересов. Образцы карьеры и профессиональная мобильность . Нет оснований утверждать, что...