Современные требования к менеджеру. Роль менеджера в организации. Требования, предъявляемые к менеджеру Требования предъявляемые к менеджеру кратко

Основной предмет труда менеджера – управленческая информация, поэтому ему необходимо применять современные информационные технологии в управлении предприятием.

Менеджеру необходимо:

1. Иметь знания в области теории и практики управления (макро-, микроэкономические, обучение, повышение квалификации);

2. Коммуникация и умение работать с людьми, поскольку менеджер – связующее звено в системе коммуникации на предприятии (между разными уровнями управления);

3. Компетентность в области специализации предприятия (вопросы технологии производственных процессов).

Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров.

В общем случае, разделение труда – процесс вычленения и взаимообусловливающего существования различных видов трудовой деятельности в единой системе общественного производства. Характер и формы разделения труда определяются развитием производительных сил, а само, характеризуя степень этого развития, вызывает дальнейший рост производительности труда и способствует совершенствованию и смене типов производственных отношений. В процессе исторического развития выделяется несколько этапов, влияющих на эволюцию производства и производственных отношений и разделения труда: на первобытном уровне это охота и собирательство; при рабовладельческом строе – скотоводство, выделение ремесел, торговли, происходит и территориальное, профессиональное, международное, умственное и физическое разделение труда; в период развития мануфактур разделение труда проникает внутрь предприятия, выступает в форме частичного, подетального разделения труда. Последнее с появлением машинной техники закрепляется и углубляется.

Принципиально в структуре любого предприятия существуют два вида разделения труда:

– горизонтальное;

– вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закрепление за ним одной или нескольких предметных функций. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.п.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от уровня к уровню.

Характер основных решений менеджера зависит от сферы его деятельности, а также от предметного круга функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Следует отметить, что состав предметных функций менеджера существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации в соответствии со схемой,


изображенной на рис. 1.6.

Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей, стратегического планирования и системной организации инноваций.

Функции менеджмента

Все виды и направления управленческой деятельности реализуются и проявляются в еефункциях (лат. functio – обязанность, работа, деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений) (рис. 1.7).

Функция – это объективная составляющая управления, конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности. В этом состоит системный подход к формированию понятия и структуры функций управления.

Управление – совокупное осуществление функций. Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Различают авторитарный,



либеральный и демократический стили руководства (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Характеристика стилей руководства

Демократический стиль Либеральный стиль
Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решение, советуется с коллективом Ждет указания руко-водства или отдает инициативу в руки подчиненных
Продолжение табл. 1.1
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный (директивный) стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предло-жения подчиненных Просит, упрашивает
Ответственность Берет на себя или перекладывает на конкретного ис-полнителя Распределяет в соот-ветствии с передан-ными полномочиями Снимает с себя вся-кую ответственность
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Отношение к подбору кадров Боится квалифи-цированных ра-ботников, ста-рается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к недостатку собственных знаний Все знает и умеет, гипертрофи-рованное самомнение Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный, необщительный Дружески настроен, любит общаться Боится общения, общается с подчи-ненными только по их инициативе, до-пускает фамильярное обращение
Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера пове-дения, постоянный самоконтроль Мягок, покладист, иногда легковерен
Окончание табл. 1.1
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный (директивный) стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Отношение к дисциплине Приверженец формальной, жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказа-ние основным методом стиму-лирования, поощ-ряет избранных только по празд-никам Постоянно использует разные стимулы Использует поощрение чаще, чем наказание

Таким образом, авторитарный стиль характеризуется жестким управлением, единоличным принятием руководителем всевозможных решений в коллективе, слабым интересом к работнику как к личности, неприятием неформальных отношений с подчиненными.

Демократический стиль является полной противоположностью авторитарному – он использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения.

Либеральный стиль опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчиненных, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.

Вся совокупность управленческих действий на любом уровне и в любой системе может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых действий, составляющих замкнутый цикл управления:

§ принятие управленческого решения:

– прогнозирование;

– планирование;

§ реализация принятого решения:

– организация;

– координация;

– регулирование;

– активизация;

– стимулирование;

§ контроль:

– анализ.

В результате выполнения этого цикла человек выполняет ряд функций:

1. Планирование. В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи предприятия, необходимые для их решения материальные, финансовые и трудовые ресурсы и резервы, устанавливает сроки реализации поставленных целей, ответственных за их исполнение и самих исполнителей. Планирование позволяет менеджеру действовать осознанно, руководствуясь как долгосрочной перспективой, так и проблемами, возникающими в текущей работе.

Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, а отдельными менеджерами в определенных ею пределах применяются различные методы для достижения поставленных целей. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации (рис. 1.8):

– на высшем уровне осуществляется стратегическое планирование – долгосрочная перспектива на основополагающие составляющие организации;

– на среднем уровне проводится тактическое планирование – определяются промежуточные цели на пути достижения конечных результатов (стратегических целей и задач);

– на нижнем уровне организации происходит оперативное планирование – в оперативных планах создается система, при которой каждый работник направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.


Все три типа планирования составляют общую систему – генеральный , общий или бизнес-план функционирования организации.

2. Организационная функция. Спланированные действия необходимо воплотить на практике, организовать их выполнение. Организация как функция управления (рис. 1.9) обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации (рис. 1.10). Она направлена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей: определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.



Эта работа связана с созданием самой организации, ее структуры, управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией. Это решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок и сбыта и др. (рис 1.11).

3. Координация . В ходе организации как процесса возникает необходимость корректировать работу людей, координировать их усилия, обеспечивать необходимый ритм и последовательность выполнения трудовых операций. В этой связи координация является также функцией менеджмента.

4. Коммуникации . Управление в организации осуществляется через людей, ее составляющих. Очень важным инструментом управления является информация, стекающаяся к менеджеру. Передавая эту информацию и получая ответные сигналы на нее, менеджер организует, мотивирует и контролирует работу подчиненных. Процесс передачи информации от одного лица другому носит название коммуникации.




Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим ее. Субъектами коммуникаций могут выступать как отдельные личности, так и организации в целом.

В процессе коммуникации можно выделить четыре базовых элемента :

1. Отправителя – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

2. Сообщение или собственно информацию, закодированную при помощи символов;

3. Канал или средство передачи информации;

4. Получателя информации – лицо, которому она предназначена и которое ее воспринимает и интерпретирует.

Процесс коммуникации состоит из нескольких этапов:

1. На первом этапе отправитель определяет содержание информации, предполагаемой для передачи, необходимость ее передачи с обязательным учетом возможного характера ее восприятия подчиненными (диалог должен вестись «на одном языке»);

2. На втором этапе отправитель должен выразить информацию в соответствующих символах, т.е. подобрать подходящие слова, средства или канал передачи;

3. На третьем этапе происходит непосредственная передача информации от отправителя к получателю;

4. На четвертом этапе получатель воспринимает информацию («переводит» ее на понятный ему язык). Если получатель правильно понял переданную ему информацию, то передачу информации можно считать эффективной.

Помимо простых прямых коммуникационных отношений существуют так называемые «коммуникационные сети » – соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис.1.12) . В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя и более индивидами .

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации. Диагональные связи – связи с другими начальниками (восходящие) или подчиненными (нисходящие). Сеть этих связей создает реально существующую систему организации.


Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда прививают работникам чувство цели. С точки зрения мотивации это не менее важно, чем денежный эквивалент выполненной работы. Менеджеров всегда интересовало, в каких условиях человек проявляет интерес к работе по чужому заданию. Эти разработки сводятся к ряду теорий, например теория потребностей А. Маслоу (рис. 1.13), теория двойственности Ф. Герцберга (рис. 1.14), теория Портера – Лоулера, теория справедливости и др.

Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями.

Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам возможности реализовать себя в своем деле, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду высокими.



6. Контроль. Любая работа руководителя или исполнителя нуждается в контроле. Контроль как функция менеджмента позволяет вовремя обнаружить «узкие места», несоответствие норм и нормативов действительности, исправить их или поправить действия работников. Контроль, как правило, ассоциируется с властью, «командованием».

Управленческий контроль – это непрерывный процесс, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности с целью облегчения выполнения управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры (рис. 1.15).

В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными .

В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее



деятельности с установленными в планах.

Все системы контроля базируются на идее обратной связи, то есть они сопоставляют реальные достижения с прогнозными. В результате устанавливаются отклонения, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие в случае положительных результатов . Трудно выделить главную функцию, так как в разное время, но на разных этапах значение функций может изменяться. Так, например, завершающий этап анализа может стимулировать новое планирование или координацию, активизацию и т.д.

Наряду с функциями управления конкретного объекта в целом могут быть выделены определенные функции-задачи для отдельных звеньев аппарата, например, техническая подготовка производства; разные виды обслуживания; контроль качества выпускаемой продукции и т.д.

Каждая функция-задача, с одной стороны, относительно самостоятельна, а с другой – вплетается в общую канву осуществления всех функций управления в целом.

Принципы менеджмента

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций .

Впервые принципы управления были сформулированы Г. Эмерсоном. Продолжил работу А. Файоль, разработавший 14 принципов управления, которым он следовал в течение своей практики и от которых, как он считал, зависит успех управления:

1. Разделение труда (позволяет повысить квалификацию, увеличить объем и улучшить качество производимого продукта при тех же затратах труда);

2. Власть и ответственность (право отдавать распоряжения инестиответственность за результаты своих действий).

3. Дисциплина (повиновение и взаимодействие между менеджерами и рабочими, основанные на выполнении правил и порядков, установленных в организации. Дисциплина всецело зависит от руководителей).

4. Единство распорядительства (отдавать приказания относительно какого-либо действия может только один начальник и ответственность за исполнение его подчиненные несут лишь перед ним).

5. Единство руководства (один руководитель и один план действий, одна программа для совокупности операций, которые преследуют одну цель).

6. Подчинение индивидуальных интересов общим (на предприятии интересы служащих или группы служащих не должны быть выше интересов предприятия. При столкновении интересов труднейшая задача менеджеров состоит в их согласовании).

7. Вознаграждение персонала (оплата исполненной работы должна быть справедливой и удовлетворять как работников, так и администрацию).

8. Централизация (централизация или децентрализация – вопрос меры, которая должна находиться в соответствии с ситуацией и способами руководства).

9. Иерархия (руководящие должности от низших до высших).

10. Порядок (каждая вещь и каждый работник всегда должны быть на своем месте).

11. Справедливость (благожелательное отношение к работникам в их стремлении выполнить свои обязанности наилучшим образом. Справедливость есть сочетание благожелательности с правосудием).

12. Стабильность персонала (нарушение стабильности персонала, текучесть кадров – это следствие плохого состояния дел на предприятии).

13. Инициатива (менеджеры должны поощрять инициативу, которая позволит создать и осуществить предложенный план).

14. Единение персонала (создание на работе корпоративного духа, единства персонала. Разделять враждебные силы, чтобы их ослабить – дело необходимое, но разделять собственные силы на предприятии – грубая ошибка).

Все принципы менеджмента принято делить на две большие группы: частные и общие.

Общие принципы менеджмента: применимость, системность, многофункциональность, интеграция, ориентация на ценности.

К частным принципам менеджмента относят: оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении; коллегиальность; научная обоснованность управления; плановость; сочетание прав, обязанностей и ответственности; автономия и свобода; иерархичность и наличие обратной связи; мотивация; демократизация управления; государственная законность; органическая целостность объекта и субъекта управления; устойчивость и мобильность системы управления .


Похожая информация.


Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается, прежде всего, в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а прежде всего - организатором, психологом, социологом.

К любому менеджеру предъявляются требования:

  • - наличие знаний в области управления предприятием;
  • - компетентность в вопросах технологии отрасли;
  • - владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы;
  • - умение принимать обоснованные решения с участием нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;
  • - наличие опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках или их сегментах, на которых работает;
  • - умение анализировать деятельность конкурентов;
  • -умение предвидеть развитие конъюнктуры, государственного регулирования экономики.

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К организаторским способностям относятся:

  • - адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);
  • - контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);
  • - стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание);
  • - доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).

Важнейшее требование к менеджеру - умение управлять людьми. Знание своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы, знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе. Так же менеджер должен быть психологически компетентный, должен уметь устранять неспособных с целью эффективного функционирования фирмы.

Менеджер должен обладать также лидерскими качествами. Лидер имеет иной характер действий, чем обычный менеджер-администратор. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним. Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии.

Менеджеры направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, четко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. При этом лидер должен быть психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему.

Особый талант менеджера - это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет оставлять нерешенные проблемы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.

Можно привести великое множество примеров, когда тот или иной менеджер проявляет творческий (нестандартный) подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведутся поиски путей эффективного перехода к рыночной экономики. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, современно корректировать свой действия в зависимости от сложившейся ситуации.

Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, ограничен недостатком творческого подхода.

Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, - важнейший элемент управленческой эффективности. Поэтому менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, говорят, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.

Менеджер должен быть прекрасным дипломатом, способным наладить контакт как с подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами. Жесткое проведение своей линии необходимо, но далеко не во всех ситуациях. Иногда полезно уступить, пойти на компромисс. Особенно это важно, если жесткое проведение своей линии может провести к разрушению или ухудшению отношений с человеком, который важен для существования организации. Это касается как людей из внешней среды, так и сотрудников.

Руководителю приходится быть инноватором - человеком, который способен реализовать в реальности планы, которые могу показаться необоснованными. Прежде всего, это касается выбора новой сферы деятельности организации или внедрения нового продукта.Данная роль менеджера не может быть не реализована, если он не будет достаточно компетентным и профессиональным.

Работа не мыслима без контактов с другими людьми. В процессе работы менеджер вынужден общаться как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому менеджер должен быть хорошим коммуникатором. Слово "коммуникатор" появилось не так давно; используется для обозначения человека, который умеет эффективно общаться, обладает высокой культурой общения и умеет воздействовать на людей.Эта роль менеджера требует от него самых разнообразных умений и навыков. Во-первых, это языковая грамотность, умение правильно и красиво говорить, грамотно писать и точно, емко и кратко выражать свои мысли. Ни один человек еще не сделал карьеры, не умея хорошо писать деловые письма.Во-вторых, это высокий уровень общей культуры, знакомства с основными достижениями человечества в духовных и материальных сферах, умение говорить не только на специальные, но и на общие темы. Человек, который умеет поддержать беседу и ненавязчиво показывает свои глубокие знания, во все времена вызывал уважение, симпатию и интерес. Имея дело с деловыми партнерами, осознается, что успех сделки часто зависит не только от ее выгодности для сторон, но и от того впечатления, которое человек оставляет о себе. Наконец, менеджер должен быть образцом для других людей. Деятельность менеджера протекает на виду у большинства числа людей; сотрудников, подчиненных, клиентов, партнеров. Поэтому у хорошего менеджера не должно быть качеств, которые могли бы послужить основанием для его осуждения. Если менеджер будет воплощать положительные качества, ему будет просто расположить к себе людей и добиться того, что ему действительно необходимо.

Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:

  • - способности управлять собой;
  • - разумных личных ценностей;
  • - постоянного личного роста (развития);
  • - навыков решать проблемы;
  • - изобретательности и способности к инновациям;
  • - способности влиять на окружающих;
  • - знание современных управленческих подходов;
  • - способности обучать подчиненных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3 городского округа город Шарья Костромской области

Тема реферата

Менеджер: функции, задачи, требования к менеджеру,

Уланова Мария Николаевна,

учащаяся 8 класса

Основная часть…………………………………………….5- 20 стр.

Менеджер и требования, предъявляемые к нему………. 5- 6 стр.

- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их оСО бностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

Знание условий, связывающих предприятие и работни- к0Б) и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

♦ устранение неспособных с целью удержания единства иправильности функционирования фирмы.

По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы

Среди основных функций менеджера выделяют:

* Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;
* Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
* Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
* Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;
* Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;
* Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.

Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:


* Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.
* Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.
* Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.

Специалисты отмечают, что в функциональном плане все действия менеджера условно могут быть распределены по трем группам. Можно считать, что исполнение функций, отнесенных к одной из трех групп, соответствует одной из трех ролей руководителя.

В этой системе главное место занимает "Администратор", который производит необходимые действия по управлению подчиненными ему работниками и формированию нужной микросреды. "Технолог" обеспечивает технологическую поддержку действий менеджера и подготовку решений, а "Специалист" занят сопутствующей деятельностью неуправленческого характера.

В ряде случаев конкретные действия менеджера невозможно однозначно отнести к той или другой роли. Условность ролевого подхода проявляется в ситуациях, когда менеджеру приходится решать задачи, одновременно входящие в сферу ответственности разных ролей. Например, принятие решений представляет собой действие, в котором участвуют и "Администратор" и "Технолог". Однако, распределение функций руководителя в виде системы трех ролей позволяет в идеальном случае обеспечить все функциональные потребности менеджера.

Ресурсы менеджера представляют собой набор средств, которыми он располагает, и которые могут быть им использованы в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов менеджера формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.

Источником административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные административные ресурсы менеджера входит соответствующее его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда менеджер "вступает в иерархию", этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера.

Профессиональные ресурсы менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания.

Структура профессиональных ресурсов должна быть ориентирована на обеспечение ролевых запросов. Одним из источников этих ресурсов служит сама личность, самостоятельно инициирующая процессы получения знаний, и иерархия как источник управленческого опыта и знаний.

Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.

Баланс системы ресурсов является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и психологические ресурсы менеджера должны соответствовать административным ресурсам, которые будут ему предоставлены в результате иерархизации.


VPSH -> Тематитеский план
VPSH -> Генетика как научный фундамент биотехнологии
VPSH -> Лекция 2 Речевой этикет как правило речевого общения. Правила речевого этикета
VPSH -> Законы и правила эффективного общения
VPSH -> Генетика человека (антропогенетика)
VPSH -> Биотехнология Основы биотехнологии Задачи биотехнологии Структура современной биотехнологии Биотехнология – это область человеческой деятельности, которая характеризуется

Отличительными чертами современного менеджера можно назвать компетентность, достоинство и высокую ответственность, чувство нового, умение рисковать, чувствительность к изменениям, подвижность, высокая работоспособность.

В современных условиях ценится тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо организовывать и управлять, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами, который имеет высокий образовательный уровень и профессиональную квалификацию. Полноценному менеджеру в нашей стране необходимо хорошо знать русский язык и в совершенстве владеть английским языком, владеть обстановкой в деловом мире, знать компьютер и уметь пользоваться глобальными информационными системами.

Менеджер должен браться за решение задач на пределе или выше своих возможностей. «Второе дыхание» позволит достичь цели.

Современными требованиями к менеджеру выступают приятность и обходительность с подчиненными, благожелательность, доверие, обязательность и выручка, открытость. Менеджер должен идти на компромиссы, дающие наименьшие отрицательные последствия.

Эффективно работающему руководителю необходимо понимать и принимать как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Однако она должна быть наиболее привлекательной с точки зрения конченого эффекта и не парализовать их волю в достижении успеха. В принятии решений руководствоваться интуицией, знаниями, накопленным опытом, рациональностью. Современная деятельность менеджера предполагает высокую самоорганизацию его действий, показ образца исполнительской дисциплины и требовательности.

К перечисленным чертам современного менеджера следует отнести практичность ума, его глубину, ясность, проницательность, что позволяет постигать не всякому доступное, а также активность, инициативность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, ответственность.

Таблица - Современные требования к менеджеру

Наименование требований

Компетентность

Настойчивость

Достоинство и высокая ответственность

Самообладание

Чувство нового

Ответственность

Умение рисковать

Организаторское чутье

Чувствительность к изменениям

Руководствоваться эмпатией

Подвижность

Избирательное стимулирование персонала

Высокая работоспособность

Постоянная требовательность к подчиненным

Приятность и обходительность с подчиненными

Умение найти в сотрудниках способности

Благожелательность

Скромность

Искренность

Обязательность

Сострадание

Открытость

Смелость

Умение идти на компромиссы

Терпение

Практичность ума, его глубина

Сомнения

Ясность, проницательность

Осторожность

Активность

Скептицизм

Инициативность

Уделение пристального внимания контролю

Современный менеджер должен делать акцент на организаторское чутье. Под этим термином понимается способность быстро глубоко вникать в психологию других людей. Организаторское чутье позволяет менеджеру определять способности работников, улавливать изменения взаимоотношений в коллективе, группировать людей в зависимости от симпатии и антипатии.

Менеджер обязан в своей деятельности руководствоваться эмпатией, развивая способность к сопереживанию, умение поставить себя на место подчиненного и переживать его состояние.

Весьма важное значение в деятельности менеджера имеет избирательное стимулирование персонала и постоянная требовательность к подчиненным, умение найти в сотрудниках способности, что они могут делать наиболее лучше.

Необходимые качества современного менеджера также: смелость, терпение, добрая зависть, сомнения, осторожность, скромность, искренность, сострадание, совесть. Смелость противостоит боязни неудач и страху движения к успеху. Терпение менеджеру необходимо для того, чтобы добиться успеха, а его мгновенно добиться невозможно. Только упорство и осознанное преодоление трудностей ведет к цели. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого, должно быть доброжелательным и освобождающим от злобы. Скептицизм, сомнения, осторожность сопутствуют принятию ответственных решений. Скромный менеджер видит себя составной частью окружающего. Искренность является основой уверенности в себе. Очень большой вред приносит работник, верящий своей лжи. Жалость, сочувствие к другим увеличивают энергию человека. «Совесть с неправдою не уживаются».

Кодекс чести современного менеджера должен быть таким. Уважительное отношение к власти и старшим по возрасту. Уважение к работникам всех уровней управления. Умение держать данное им слово. Понятная и корректная речь. Умение отдыхать и размышлять о своей жизни. Уважение культуры и традиций своей страны и других государств, человеческой жизни, достоинства и права человека. Использование собственности фирмы и принадлежащей ей информации для личной выгоды недопустимо. Честность и правдивость. Уважение права четной собственности. Уважение, престиж менеджера, его благополучие должны быть результатами, но не целью. Крепкая и благополучная семья менеджера является залогом процветания фирмы.

Кодекс чести менеджера также может гласить, что нельзя выполнять работу, связанную с нарушением закона или этических норм. Менеджер не должен соглашаться на работу, не входящую в его компетентность.

Для современного менеджера недопустим отказ от личной ответственности и содержание роста квалификации сотрудников, быть начальником, а не товарищем. Он не должен быть чрезмерно принципиальным в оценке действий сотрудников и руководить всеми ими одинаково, акцентировать внимание на проблемах, а не на целях, забывать о значимости прибыли для организации. Отрицательными чертами менеджера будут считаться пользование привилегиями, пресечение критики, наказание за инициативу, не выполнение обещаний.

Неудачи менеджера ждут при чрезмерном стремлении к росту заработной платы, символам положения, чрезмерной заботе о себе, самоизоляции и сокрытии мыслей и чувств.

Современный менеджер должен уделять пристальное внимание контролю. Отсутствие контроля делает менеджмент несостоятельным. Контроль со стороны менеджера не должен ограничиваться разовыми мероприятиями, а быть повседневной задачей. В то же время тотальный контроль порождает небрежность, делает работников несамостоятельными. Скрытый контроль вызывает только досаду у подчиненных. Менеджер не должен контролировать из недоверия, держать свои выгоды при себе.


Другие материалы из раздела

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Понятие менеджмента.

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менед­жмента.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению соци­ально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогно­зирование;

производство продукции с минимальными затратами и реализа­ция ее с максимальной прибылью;

управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка про­грамм для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контроли­ровать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зача­стую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:

В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесме­нов. Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на фантастическую зарплату, предло­женную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на “Крайслере” согласи­лись с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевы­вать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этом реферате.

Требования, предъявляемые к менеджеру

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

руководителю по отношению к подчиненным;

администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера - способность ведения пере­говоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контак­тов.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:

наличие общих знаний в области управления предприятием;

компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

владение не только навыками администрирования, но и пред­принимательства, умение владеть ситуацией на рынках, прояв­лять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.