Федеральные экологические фонды рф. Экологические фонды в рф Природоохранные фонды

ВОПРОС 7. За счет каких источников образуются экологические фонды?

Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предпри¬ятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:

платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

ВОПРОС 8. Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Статья 20. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;

требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.

Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Рис 7

Структурно это можно показать в виде блок - схемы (рис 8).

Естественно, что эксперты, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, должны отвечать тем же кондициям, что и эксперты государственной экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления. Регистрация должна быть осуществлена в семидневный срок со дня подачи заявления; заявление обязаны зарегистрировать или отказать в его регистрации. Если в регистрации не было отказано, то заявление считается зарегистрированным и можно приступать к организации экспертизы.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены:

наименование, юридический адрес;

характер предусмотренной уставом деятельности, с обязательной отметкой, что экологическая экспертиза входит в сферу деятельности;

сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

сведения об объекте общественной экологической экспертизы;

сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Согласно закону, Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу (т.е. вывод о возможности или невозможности реализации объекта экспертизы становится обязательным) в случае его утверждения в специально уполномоченных государственных органах в области экологической экспертизы.

Естественно, что Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

в уставе общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не указано, что ее деятельностью, является охрана окружающей среды и в том числе проведение экологической экспертизы.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этом случае на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В целях более полной информации общественности «Заключение общественной экологической экспертизы» может публиковаться в средствах массовой информации или передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, инвестору, финансирующему проект и другим заинтересованным лицам (например, любые органы, лицензии или разрешения которых необходимы для реализации объекта).

Аннотация: Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды. По мнению автора, представляется целесообразным восстановить вышеуказанные фонды в виде целевых бюджетных фондов, правовой статус которых установлен ст.17 Бюджетного кодекса РФ, возложив на соответствующие органы исполнительной власти вопросы формирования сметы этих фондов.

Ключевые слова:
окружающая среда, механизм регулирования, экологический фонд

Abstract: Important element of the economic mechanism of regulation in the field of preservation of the environment are ecological funds, which include Federal ecological fund of the Russian Federation, ecological funds of subjects of the Russian Federation and local funds. Practice of existence of ecological funds has proved economic feasibility of their activity which role especially increases in conditions of the most severe deficiency of financing of preservation of the environment. According to the author, it is represented expedient to restore the above-stated funds in the form of the target budgetary funds which legal status is established item 17 of the Budgetary code of the Russian Federation, having assigned on corresponding enforcement authorities questions of formation of the estimate of these funds.

Keywords: environment, regulation mechanism, ecological fund

Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

    эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

    налоги и платежи за ресурсы;

    залоги-возмещения и облигации пользования;

    средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;

    плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);

    штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

    крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств;

    строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории;

    научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии;

    мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.);

    работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;

    создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

    частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.

Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в стране создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Цель системы экологических фондов – решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

  • средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;
  • сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.

Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим законодательством. Штрафы налагаются специально уполномоченными государственными органами – подразделениями Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологическими станциями и др. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Средства, поступающие в экологические фонды, распределяются в следующем порядке:

    60% – на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского и районного) значения;

    30% – на реализацию мероприятий регионального (республиканского, краевого и областного) значения;

    10% направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии России.

Первоначально средства, которые поступают в экологические фонды, накапливаются на счетах республиканских, краевых или областных фондов, а оттуда перечисляются в федеральный экологический фонд (федеральный бюджет) и в местные экологические фонды. Перечисление средств в экологические фонды производится поквартально.

По полугодиям Госкомэкологии России составляет отчет о поступлении и расходовании средств федерального экологического фонда

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

Основными направлениями расходования средств территориальных экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов (50 %), материальнотехническое обеспечение (5,9 %), внедрение экологически чистых технологий (2,9 %), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7 %), другие виды природоохранной деятельности (18%).

Территориальные экологические фонды созданы во всех субъектах Российской Федерации, и их организационно - правовая и финансовая деятельность характеризуется многообразием форм. В 1999 г. в 45 субъектах Российской Федерации экологические фонды находились в ведении администрации, а в остальных - территориальных органов Госкомэкологии России. Консолидированы в местные бюджеты 25 экологических фондов. Правами юридического лица обладали экологические фонды в 33 субъектах Российской Федерации. Отсутствием построенной на единых принципах управления системы экологических фондов объясняется и ряд недостатков в их деятельности.

Таким образом, созданная в 90-х годах 20 столетия система экологических фондов России стала важным источником, который существенно дополнил бюджетные и собственные средства предприятий, направляемые на цели охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 г. №150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ликвидирован Федеральный экологический фонд и изменен порядок зачисления в бюджеты различных уровней платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

В силу положений статьи 9 Федерального закона №150-ФЗ, плата загрязнение окружающей среды подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 19 процентов и 81 процент.

По нашему мнению, представляется целесообразным восстановить вышеуказанные фонды в виде целевых бюджетных фондов, правовой статус которых установлен ст.17 Бюджетного кодекса РФ, возложив на соответствующие органы исполнительной власти вопросы формирования сметы этих фондов.

Создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральные Э.ф. и Э.ф. субъектов РФ. Э.ф. образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, в т.ч.: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан (см. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в других словарях:

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а тж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… … Юридическая энциклопедия

    См. Фонды экологические. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Экологический словарь

    Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Словарь бизнес-терминов

    Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… …

    экологические фонды - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую… … Большой юридический словарь

    ФОНДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ … Юридическая энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    - (см. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.;… … Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования , Колесникова Кира Владимировна. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…
  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования Монография , Колесникова К.. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…

Экологические фонды в механизме охраны окружающей природной среды выполняют важную роль – они служат фи­нансовой базой по решению неотложных природоохранных за­дач. В России действует единая система внебюджетных государственных экологических фондов: Федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов Федерации, краевые, областные и местные экологические фонды. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, органи­заций, граждан, а также иностранных юридических лиц.

Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений, граждан, а также от иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

    платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

    сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

    от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

    полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

    валютных поступлений иностранных юридических лиц и граждан.

Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банка и распределяются в следующем порядке:

    на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения – 60%;

    на реализацию природоохранных мероприятий территориального (республиканского, краевого, областного) значения – 30%;

    на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения – 10%

Средства экологических фондов расходуются на оздоровле­ние окружающей природной среды, на здравоохранительные мероприятия, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования. Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельно­стью. По своему правовому статусу экологические фонды явля­ются юридическими лицами, оперативное управление которыми осуществляется дирекцией, образуемой правлением экологиче­ского фонда. Контроль за целевым использованием средств экологических фондов возлагается на федеральные, республи­канские, краевые, областные, местные комитеты охраны ок­ружающей среды, администрации государственных органов управления.

Экологическое страхование как элемент экономического ме­ханизма охраны природной среды представляет собой способ за­щиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных экологических последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Закон предусматривает две формы экологического страхования – обя­зательное и добровольное страхование предприятий, учрежде­ний, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, ава­рий и катастроф.

Средства из фондов экологического страхования использу­ются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию по­следствий экологических и стихийных бедствий, аварий и ката­строф. Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством РФ.

Примерное положение определяет основные задачи экологи­ческих фондов, источники их образования, основные направления использования средств, управление средствами экологических фондов. Но главная цель – обеспечить финансовые гарантии за нанесение ущерба окружающей среде, в том числе содействовать развитию механизма страхования экологической ответственности.

На данном этапе чисто экономический или чисто экологический подход к развитию становится все более неправомер­ным и должен быть заменен на комплексный эколого-эконо­мический . Необходимость регулирования экологических отно­шений, хотя и признается мировым сообществом, тем не менее «единственным критерием в природопользовании пока остает­ся экономичность» и «валовой экономический критерий (денежная оценка конечного продукта)». Между тем очевидно что, как при определении, так и при практическом осуществле­нии мер по борьбе с загрязнением природы, необходимо пре­творение в жизнь принципа: «кто загрязняет – тот и платит», и, следовательно, использование экономических механизмов в сочетании с законодательными актами. В теории экономиче­ские механизмы действуют в форме финансовых стимулов по отношению к лицам, ответственным за загрязнение окружаю­щей среды, которые в качестве экономических агентов могут выбрать то решение, которое сочтут для себя наиболее выгод­ным. Правда, не во всех случаях экономические механизмы выполняют лишь вспомогательную роль в отношении дейст­вующей регламентации, которая сама по себе не имеет доста­точной возможности, чтобы видоизменить поведение загрязни­телей. В то же время экономические механизмы обладают и определенными достоинствами. Если налоги в связи с загряз­нением окружающей среды установлены на соответствующем уровне, то это позволяет снизить глобальные издержки по ох­ране окружающей среды. Ведь фактически, экономический ме­ханизм представляет собой непрерывно действующий стимул, направленный на снижение загрязнения окружающей среды; он действует в течение всего установленного времени осущест­вления платежей. На основе этого стимула возникает импульс к осуществлению технических изменений посредством поиска и внедрения более эффективных механизмов борьбы с загряз­нением и выпуска новых, не загрязняющих окружающую среду продуктов. Кроме того, для органов государственной власти легче видоизменить какой-либо тип налога, чем изменять зако­нодательство.

Экономические механизмы играют важную роль в природо­охранной деятельности. Поэтому и возникли смешанные систе­мы, в которых экономические механизмы дополняют систему непосредственной регламентации. В таких случаях роль эконо­мических механизмов состоит в обеспечении финансовых поступлений, необходимых для осуществления тех или иных эко­логических мероприятий для стимулирования технических инноваций.

Эффективность налогов определяется и по степени выпол­нения поставленных целей. В тех случаях, когда уровень налогов низок, становится необходимой непосредственная регламента­ция для осуществления целей экологической политики. Здесь нужно стремиться к достижению равновесия. Слишком простая система, разумеется, удобна в применении, однако, ее полез­ность невелика. В то же время сложная и утонченная система эффективна в теории, но ее применение весьма затруднительно. К тому же следует учитывать, что высокие налоговые ставки мо­гут вызвать сопротивление со стороны предпринимателей.

Одна из основных выгод, которую дают экономические ме­ханизмы в теоретическом плане – перспективная экономиче­ская эффективность, что подразумевает точное знание совокуп­ных затрат на очистку; равно как и общий объем издержек, свя­занных с нанесением ущерба окружающей среды.

Экологические фонды РФ - система внебюджетных государственных фондов, создающихся для решения неотложных природоохранительных. Объединяет федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Цель системы экологических фондов - решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды в тех случаях, если виновник вреда не установлен.

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

· средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;

· сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;

· средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

· пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.

Основными направлениями расходования средств территориальных экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов (50%), материально-техническое обеспечение (5,9 %), внедрение экологически чистых технологий (2,9 %), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7 %), другие виды природоохранной деятельности (18%).

Федеральный внебюджетный экологический фонд был образован в 1992 году для решения неотложных природоохранных задач Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 года N 442. Рекомендовалось создать и территориальные экологические фонды в регионах России. В соответствии с Положением "О федеральном экологическом фонде" фонд являлся самостоятельным государственным внебюджетным учреждением, обладающим правами юридического лица. Правовой основой создания фондов явился Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды". Федеральный экологический фонд просуществовал до 1995 года, был консолидирован в федеральный бюджет, однако в 2001 году он был ликвидирован. Наиболее острым вопросом, возникшим в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ, явилось судьба местных экологических внебюджетных фондов. Ведь ст.10 Бюджетного кодекса РФ не предусматривала создание на уровне муниципальных образований иных фондов денежных средств, кроме как местных бюджетов. Однако ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все же позволял представительным органам местного самоуправления образовывать целевые внебюджетные фонды, хотя такое противоречие недопустимо. В результате для регулирования условий и порядка создания системы экологических фондов в РФ служил Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Получается, что муниципальные образования обладали правом не преобразовывать внебюджетные экологические фонды в бюджетные.

Органы местного самоуправления по-разному решали проблему, связанную с фактическим запретом Бюджетного кодекса РФ на создание местных внебюджетных фондов, в том числе и экологических. Так, решением городского Совета народных депутатов города Владимира Владимирский внебюджетный экологический фонд был преобразован в муниципальное учреждение "Экологический фонд г. Владимира". Городской экофонд получил статус муниципального учреждения. В результате экологический фонд фактически стал сметой доходов и расходов данного учреждения, финансируемого за счет бюджетных ассигнований, и тогда становится невозможным формировать фонд за счет таких налоговых поступлений, как платежи за загрязнение окружающей природной среды. Указанные платежи все равно пришлось аккумулировать в местном бюджете, а потом направлять в это учреждение.

Все вышеизложенное подтверждало наличие проблем в области бюджетного законодательства.

До 2007 года в России существовали территориальные экологические фонды. С 2008 года в региональных бюджетах не предусмотрено направление средств на финансирование экофондов. Однако появились целевые программы расходования бюджетных средств. Такая программа, например, была провозглашена в 2008 году в г. Москве. Она утвердила проведение Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг., приоритетными остались мероприятия по природоохранной деятельности - снижение негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух города, улучшение состояния поверхностных и подземных вод, сокращение зон шумового дискомфорта и т.д.

Безусловно, целевые программы финансирования экологических мероприятий являются очень важными и необходимыми для охраны и защиты окружающей среды. Однако, по нашему мнению, все-таки необходимо и наличие экологических фондов как отдельных организаций, поскольку будут существовать специальные органы, которые занимались бы конкретно вопросами экологии. Но в этом случае возникает необходимость устранения противоречий в законодательстве, создать систему четкого контроля за деятельностью экологических фондов.

Какими бы ни были мероприятия по охране окружающей среды, главное, чтобы они были эффективными. Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. была одобрена Экологическая доктрина РФ, разработанная Министерством природных ресурсов и экологии России с участием органов государственной власти РФ. Стратегической целью политики в области экологии явилось сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны, а основная задача в указанных сферах - снизить загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго - и ресурсоемкости продукции и услуг. Насколько цели и задачи Экологической доктрины будут достигнуты зависит от многих факторов. Ясно одно - будут ли существовать экологические фонды или нет, выполнение указанных задач зависит не только от государственных мер, но и от каждого гражданина РФ. Наверняка, если будет меньше загрязнений окружающей среды, а соответственно и платежей за них, то и не придется проводить мероприятия по восстановлению природных объектов.