Организация природоохранной деятельности. Основные направления и формы природоохранной работы с детьми в доу Экологические названия профессий для детей

Взаимоотношения человека и природы имеют давнюю историю. Длительное время попытки изменить природу и властвовать над ней ощутимо не влияли на жизнь человечества и не оценивались в связи с целесообразностью и опасностью для планеты. Но экологические катастрофы, которые начали сопровождать нас повсеместно, доказали что ни одно серьезное вмешательство в дела природы не может пройти бесследно и конец света может произойти по вине человечества.

Выбирая профессию, связанную с природой, человек принимает на себя ответственность за то, как будет развиваться все, что нас окружает. Профессии, связанные с природой – это те профессии, предметом труда которых являются животные, растения и микроорганизмы.

Данные профессии связаны с сельским хозяйством, биологией, географией и пищевой промышленностью.

Определенный интерес (но не основной) к природе есть у психологов, менеджеров по туризму и гостиничному бизнесу.

Особенностью биологических объектов труда является то, что они не только сложны, но крайне изменчивы и нестандартны.

Все живые организмы живут, вырастают, проходят этапы развития, но и болеют и гибнут.

Работнику необходимо не только много знать про живые организмы, но и необходимо предвидеть все те изменения, которые могут произойти с ними и эти изменения могут оказаться необратимыми.

От работника данной сферы потребуется самостоятельность и инициативность в разрешении конкретных задач, а также дальновидность и заботливость.

Также для этих профессий важна хорошая наблюдательность человека, способность ориентироваться в непредсказуемых условиях, изменять цели, выносливость и терпение к недостатку комфорта.

К профессиям, связанным с природой, можно отнести следующие.

  • . Дизайнеры преимущественно занимаются газонами, установкой садовой мебели, садово-парковыми дорожками и санитарной обрезкой кустарников и деревьев.
  • Специалист по охране леса или егерь. высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.
  • . Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.
  • Специалист по земельному кадастру или геодезист. Специалист по земельному кадастру ведет учет качества и количества земель, то есть он оценивает их плодородие и местонахождение. – это тот же землемер. Главной задачей геодезиста является изучение уклонов земли, чтобы правильно запланировать расстановку несущих конструкций зданий и колонн.

Из истории праздника

Всемирный день окружающей среды (День эколога) был установлен 15 декабря 1972 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду».

Выбор даты не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды. День эколога профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, Природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и частных экологических организаций.

Традиционно, в этот день проходит множество мероприятий экологической направленности - конференции, круглые столы, форумы и презентации, а также силами общественных и природоохранных организаций организуются выставки детского рисунка, уборка территорий парков, посадка деревьев и другие акции, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам экологии и сохранения окружающей нас среды.

В разные годы темами Всемирного дня окружающей среды были: «Только одна Земля», «Вода - ключевой ресурс жизни», «Только одно будущее для наших детей - развитие без разрушения», «Организация сбора, удаления и захоронения опасных отходов: кислотные дожди и энергия», «Дерево для мира», «Молодежь: население и окружающая среда», «Изменение климата. Необходимость глобального партнерства», «Бедность и окружающая среда - разорвать порочный круг», «Одна Земля - одна семья», «Ради жизни на Земле - спасем наши моря», «Войти во Всемирную паутину жизни», «Зеленые города»: План для планеты!», «Нужны моря и океаны! Живыми, а не мертвыми», «Леса: используя услуги природы», «Думай. Ешь. Сохраняй», «Подними свой голос, но не уровень моря!» и другие.


Эколог. Профессиограмма.

Общая характеристика профессии

Эколог – специалист, занимающийся всесторонним изучением воздействия человеческой деятельности на окружающую природу и разрабатывающий комплекс природоохранных мероприятий.

В наши дни один из наиболее мощных факторов, влияющих на природу, - это деятельность человека, последствия разнообразных воздействий человека на живой мир (индустриальные загрязнения, сельскохозяйственное производство, урбанизация, туризм и др.).

Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой.

Современная экология – наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

На основании экологических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных.

Экологические знания необходимы и для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека (например, при создании безотходной технологии, в системе контроля за качеством среды и т.д.).

Всем этим занимаются специалисты – экологи.

Главное место в их работе занимает научно-исследовательская деятельность.
Эколог работает в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического, научного профилей, на промышленных предприятиях, в экологических инспекциях.

Обязанности эколога:

Исследования состояния воды, земли, воздуха, наблюдения за жизнью растений и животных;
исследования влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат;
выявление и классификация действующих и потенциальных источников экологической опасности, определение влияния различных факторов на окружающую среду их характера, степени, масштабов, реальных и прогнозируемых последствий;
разработка комплексов природоохранных мероприятий, реализация их и контроль результатов;
определение уровня соответствия состояния технических объектов экологическим стандартам и осуществление мероприятий по внедрению новой техники и технологий, соответствующих экологическим нормативам.

Основная цель деятельности эколога – организация защиты жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от процесса и последствий нерационального и бесконтрольного использования людьми достижений науки и техники.

Основной предмет труда - природа (изучение, исследование состояния и условий жизни человека, животных, растений), сопутствующий – знаковые системы (цифры, документы).


В своей работе эколог использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), механические и автоматические, контрольно-измерительные приборы (химического и физико-химического анализа, газоанализаторы, биотестеры, регистрирующее оборудование).

Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная память; хорошо координированное тело, деловая речь, а также органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание.


Работа эколога имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
законодательными и нормативными правовыми актами;
методическими, руководящими материалами, экологическими стандартами;
постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями, касающихся охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Труд эколога имеет такую организацию, при которой выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата действий других людей (члены коллектива, специалисты других контактных подразделений).

Функционально эколог является организатором собственной работы – сам планирует её, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения и решения задач соответственно меняющимся обстоятельствам.

Контакты у эколога немногочисленные - с коллегами по работе и представителями смежных организаций, которые связаны между собой общими трудовыми функциями.
Ответственность у эколога повышенная – за жизнь и здоровье людей, животных, растений.

Эколог работает как в комфортных условиях - в помещении (письменный стол с ПК и средствами связи), так и на воздухе в постоянном передвижении – это выезды в экспедиции, заповедники, работа в полевых отрядах.

Психофизиологическую напряжённость в работу эколога могут вносить следующие факторы:
повышенная ответственность за жизнь и здоровье человека, животных и растений;
физические нагрузки;
работа во вредных условиях (загазованность воздуха, загрязнение воды и почвы, наличие вибрации, повышенная влажность);
работа на открытом воздухе.

Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста:

Нервно-психическая устойчивость;
аналитическое мышление;
хорошая долговременная и кратковременная память;
физическая выносливость.

Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:

Стрессоустойчивось;
личная организованность;
наблюдательность;
умение принимать решение;
организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

Работа эколога не рекомендуется людям с заболеваниями:
нервно-психическими;
опорно-двигательного аппарата;
аллергическими;
верхних дыхательных путей;
органов пищеварения;
зрительного анализатора.

Допрофессиональное образование

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

Профессиональное образование

Профессии эколога обучают в учреждениях высшего профессионального образования.

Родственные профессии

Лаборант-эколог, биолог, санитарный врач, метеоролог.


Учебные заведения по специальности «Эколог»

Естественно-географический факультет образован в октябре 1932 года , тогда же была создана кафедра химии. В 1934 году организована совместная кафедра ботаники и зоологии, которая в 1940 году разделена на кафедры ботаники и зоологии. В 1960 году основана кафедра географии в связи с открытием специальности «история и география», а в 1963 году факультет получает название – естественно-географический. В 2012 году факультет отметил 80-летие своей деятельности.

В настоящее время факультет является центром подготовки специалистов: биологов, географов, педагогов (учителей биологии, географии, химии).

В структуре факультета 5 кафедр (кафедра ботаники и экологии растений, кафедра зоологии и экологии животных, кафедра географии, кафедра химии, кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин), проблемные лаборатории (экологических исследований, регионологических исследований, ГИС-лаборатория), зоологический музей, ресурсный центр коллективного пользования Гербарий ПсковГУ, биологическая станция - в Гдовском районе (д. Пнево).

БАКАЛАВРИАТ

Педагогическое образование
профиль "Биология и химия" (очная форма обучения, 5 лет)

Биология
профиль "Биоэкология" (очная форма обучения, 4 года)

Водные биоресурсы и аквакультура (очная форма обучения, 4 года)

МАГИСТРАТУРА

Педагогическое образование
профиль "Теория и методика обучения биологии и химии" (очная форма обучения, 2 года)

Биология
профиль "Экология" (очная форма обучения, 2 года)


Кафедра общей экологии - одна из самых молодых кафедр факультета,
она создана в середине 1999 года.

Кафедра оснащена современными средствами обучения и оборудованием для эффективного осуществления учебного и научно-исследовательского процессов, создан современный компьютерный класс, на базе которого кафедра ведет общефакультетский курс «Математические методы в биологии». При кафедре работает постоянный научный семинар «Популяционная и системная экология»; сотрудниками кафедры созданы и поддерживаются научно-образовательный портал «Фундаментальная экология», информационная система "Экология пресных вод России и сопредельных стран», сайт «Василий Васильевич Налимов – выдающийся ученый, математик и философ».


Профессиональная периодика

Международный научный журнал "Экология" (Russian Journal of Ecology)
http://ipae.uran.ru/ecomag/

Журнал "Экология" основан в 1970 году.

Периодичность - 6 номеров в год.

С 1973 года журнал "Экология" переводится на английский язык.
Журнал публикует обзоры и оригинальные статьи из всех стран мира по законченным материалам фундаментальных исследований во всех областях теоретической и экспериментальной экологии в классическом понимании этого термина, т.е. науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ со средой обитания.

Журнал "Экология" в настоящее время является признанным авторитетным российским изданием, публикующим оригинальные научные статьи по проблемам теоретической и экспериментальной экологии.

Наиболее важные темы:
изучение структуры популяций в различных условиях окружающей среды,
гомеостаз, адаптация и устойчивость к стрессам,
проблемы биоразнообразия и стабильности экосистем,
основные типы изменчивости морфо-физиологических признаков разных видов,
антропогенное воздействие на живые организмы и экосистемы, 6. радиоэкология,
новые методы исследований.

В журнале публикуются также краткие сообщения, хроника международных и российских конференций и симпозиумов по проблемам экологии, обзоры и рецензии на новые книги.

Полнотекстовые версии статей доступны по подписке на сайте электронной научной библиотеки elibrary.ru

Газета «Общество и Экология»
http://www.ecogazeta.ru/


Газета издаётся с мая 1999 года, выходит ежемесячно.

Распространяется газета бесплатно способом доставки в административные, информационные, законодательные, политические, экологические и иные структуры, а также, на конференциях, выставках и семинарах.

Каждый номер газеты в электронном виде рассылается по базе данных в научные, общественные, экологические организации, административные учреждения, законодательные и исполнительные органы власти, в редакции газет, журналов, телерадиокомпаний, интернет-сайтов – более 500 адресатов.

Темы, освещаемые газетой: экологическая культура, экологическое образование, экологическое законодательство, энергетика, строительство, защита лесов и зелёных насаждений, экопоселения, состояние воздушного бассейна, чистая вода, состояние почв, грунты, изыскательская и природоохранная деятельность, заповедное дело, зелёная молодёжная проблематика, развитие экологической журналистики, бытовые и промышленные отходы, сельское хозяйство, атомная энергетика, информационная политика, религиозные и мировоззренческие вопросы, эко-политика, экологический туризм, пресс-туры и многое другое.

На сайте содержится архив номеров газет в формате PDF с 2011 года.


Книги и статьи о профессии ЭКОЛОГ

Клёпа выбирает профессию. Эколог: альманах // Клёпа. – 2001. – № 7 (70). – С. 2-32.

Чем занимается эколог? Что такое биосфера? Как возник парниковый эффект? Кто виноват в появлении озоновых дыр? Почему идут кислотные дожди? Как сохранить планету чистой?
Клёпа разрабатывает разумные решения экологических проблем.
Также в альманахе содержится комикс "Клёпа и экологическое равновесие".


Колозариди, П. Стать профессиональным «зелёным» / П. Колозариди // Абитуриент. – 2009 - № 9. – С. 22-24.

В XX веке появилась необходимость особо бережно относиться к природе. Эколог стал специалистом, востребованным в самых разных сферах. Статья расскажет о том, как стать экологом и где может применить себя человек с такой профессией.


Романова Е. С. 99 Популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 460 с.

На С. 423-426 содержится профессиограмма профессии «Эколог».

Шалаева, Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. - М. : Слово: Эксмо, 2005. - 239 с.

На С. 226-227 рассказано о профессии эколог.

Книги об экологии

География Псковской области: Природа, население, хозяйство: учеб. пособие для 8-9 кл. / под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 199 с.

На С. 160-165 содержится тема «Экологические проблемы», где рассказывается о том, как изменяется растительность, загрязняется воздух, вода и почва Псковской области.

Грешневиков А.Н. Экологический букварь: [для сред. и ст. шк. возраста] / Грешневиков А.Н. - М. : Экос-информ, 1995. - 73 с.

Экологический букварь – это первая книга, которая обучит экологической грамотности и поможет подготовить беседы по экологии и охране окружающей среды с учащимися средних и старших классов.
В букваре рассказано о том, как сохранить родную землю, растения и животных, поля и леса, вернуть чистоту морям и рекам, земле и воздуху.
После каждой главы есть практические задания.
Цель занятий – приобщить детей к охране природы и пробудить в ребятах чувство ответственности за всё живое и неживое на земле, показать на конкретных примерах, что здоровье планеты во многом зависит от взаимодействия человека с природой.


Краеведение и охрана природы / Псков. гос. пед. ин-т; Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Псков: [б. и.], 1993. - 217 с. - Библиогр.: с. 212-215 .

На С. 3-36 содержится глава «Экология и охрана природы», посвященная экологической обстановке в Псковской области, состоянию экосистемы Псковско-Чудского озера, экологическому прогнозированию и многому другому.


Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учеб.-метод. пособие / Л. П. Молодова. - М. : ЦГЛ, 2003. - 128 с.

В пособии предложены 54 разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет и старше по воспитанию у детей экологической культуры.
Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал.
Многие занятия можно проводить не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста.
Пособие предназначено для воспитателей детских садов, детских домов, интернатов, групп продленного дня, учителей школ, организаторов досуга детей, а также студентов училищ и вузов педагогического профиля.


Прядко, К. А. Экология: словарик школьника / К. А. Прядко. - СПб. : Литера, 2006. - 63 с. - (Понятия и определения).

В словарике собраны основные понятия и определения по курсу экология для средней школы. Материал подобран в соответствии с требованиями учебной программы и расположен в алфавитном порядке в виде словарных статей.
Пользуясь словариком, можно закрепить полученные на уроках знания, проверить себя и подготовиться к контрольным работам, а также просто почерпнуть интересную информацию.
Словарик предназначен для учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется экологией.


Рянжин С. В. Экологический букварь: кн. для занятий с детьми в шк. / Рянжин С. В. - СПб. : Пит-Тал, 1996. - 184 с. - Библиогр.: с. 182 . -ISBN 5-72-61051-18

В "Букваре" в простой и доступной форме излагаются основы знаний по современной экологии.

Сценарии, посвящённые Всемирному дню охраны окружающей среды (Дню эколога)

1. Пешкун, Л. Г. Экорадуга: 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды: для детей 9 лет / Л. Г. Пешкун // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. - № 4. – С. 56-58.

Сценарий командной игры содержит задания составить рассказ из трёх предложений о спрятанной в нём опасности для природы, назвать и нарисовать зверька по описанию, написать благодарность солнцу, за всё, что оно даёт природе и человеку и многое другое.

2. Астафьева, А. А. Природа - наш дом родной: экологический утренник для детей 6-7 лет / А. А. Астафьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 4. – С. 57-59.

Данный сценарий мероприятия для дошкольников посвящён Всемирному дню охраны окружающей среды.

3. Юнда, Н. Н. Экологический суд / Н. Н. Юнда, М. И. Черныш // Классный руководитель. – 2012. № 7. – С. 99-102.

Предлагаемый сценарий в форме судебного заседания по слушанью дела о загрязнении планеты предназначен для формирования у учащихся представлений об обострении экологической обстановки и развития экологической культуры учащихся.

4. Лобода, О. В. Будь человеком, человек! : 5 июня – День эколога: для детей 8-10 лет / О. В. Лобода // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. - № 4. – С. 30-32.

Сценарий мероприятия содержит познавательную информацию об экологии, Красной книге Росси и интерактивные задания для детей, которые способствуют воспитанию у участников мероприятия уважения и любви к природе.


Стихотворения об экологе и экологии

Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.

Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя»,

Пусть чистым будет море,
Цветущими - поля,
Пускай не знает горя
Любимая Земля.



Профессия "Эколог" на телеканале "ПРОСВЕЩЕНИЕ"

Защищать окружающую среду в последние годы стало модно. Есть те, кто в этом стремлении заходят значительно дальше громких призывов и лозунгов, - это люди, которые сделали любовь к природе и ответственное отношение к ее дарам своей профессией. Инженер по охране леса Портрет В этой профессии больше от биологии, чем от инженерии как таковой. Инженер по защите леса разрабатывает и осуществляет плановые мероприятия по контролю за состоянием лесонасаждений. Фиксирует изменения, происходящие на подконтрольной ему территории, и анализирует их. К примеру, рассматривает причины появления новых популяций вредителей лесонасаждений, качественного и количественного изменения состава деревьев, кустарников и растений и т. п. Образование Будущим властителям лесов подойдут две специальности: «Лесоинженерное дело» и «Лесное и лесопарковое хозяйство». В вузах столичного региона по этим направлениям готовят редко, что неудивительно: крупные лесные массивы сосредоточены в основном на востоке и северо-востоке страны. Зато в Москве действует ведущий профильный вуз отрасли - Московский государственный университет леса. Что нужно знать и уметь Лес - это живой организм, со своими особенностями, спецификой развития и проблемами. Чтобы добиться успеха в профессии, необходимо иметь как частные знания по ботанике и биологии, так и более общие навыки, в основном направленные на управление лесным хозяйством. Например, знать системы и методики государственного управления лесами, методы защиты лесов от вредителей и болезней, технологии диагностики состояния лесонасаждений и т.п. Место действия Инженеры данного профиля требуются в лесные хозяйства, заповедники, парки, ландшафтные памятники. Средняя зарплата специалиста невысока: в зависимости от региона инженер по охране леса может рассчитывать на 15-25 тысяч рублей. Второй вариант построения карьеры - работа в различных контролирующих и природоохранных государственных организациях. В этом случае со сравнительно невысокой зарплатой помогают «мириться» прелести соцпакета. Картограф Портрет Составляет карты различного назначения и масштаба на основе анализа фото и видеосъемки, обмерных, графических и текстовых данных. Технологии геодезии постоянно совершенствуются, поэтому основным направлением деятельности геодезистов картографов становится разработка новых методов работы, позволяющих отобразить местность максимально подробно и достоверно. Образование При обучении на «Картографии» основной упор делается на составлении карт. На «Прикладной геодезии» - на вопросах измерения территорий, земельного права и выдачи разрешений на строительство. Например, студенты факультета городского кадастра Государственного университета по землеустройству изучают как наземные методы съемок местности, так и компьютерные технологии обработки аэро- и космических снимков, геоморфологию и почвоведение. Что нужно знать и уметь Для того чтобы правильно собрать, а главное систематизировать геодезическую информацию, необходимы знания из целого ряда естественно-научных, гуманитарных, технических и прикладных дисциплин. Личные качества, без которых не обойтись в профессии, - наблюдательность, ответственность, заинтересованность, усидчивость. Место действия Выпускники ГУЗ, МИИГАиК, МГУ работают в Госкомземе, московских и областных комитетах по земельным ресурсам (занимаются вопросами использования земель по сельскохозяйственному или жилищно-строительному назначению), риэлторских агентствах и бюро технической инвентаризации, кадастровых бюро. «По объявлению» специалистов госструктур ищутредко: талантливых учеников обычно подмечают еще на студенческой скамье. А вот в коммерческие можно устроиться и самому. Метеоролог Портрет Занимается сбором и систематизацией данных об изменении погоды, в результате которых делается прогноз. Работает зачастую в тяжелых условиях и удаленных регионах. Образование Специальности «Метеорология», «Гидрометеорология», «Метеорология, климатология, агрометеорология» довольно редкие. Для того чтобы успешно освоить курс, студенту необходимы знания по физике, химии, географии, черчению, математике. Во время обучения особый упор сделан на геодезию, топографию и непосредственно метеорологию. Что нужно знать и уметь Будущим метеорологам стоит внимательно посмотреть фильм «Как я провел этим летом». Действие картины происходит на неком острове, расположенном в Ледовитом океане, где на полярной станции работают двое - начальник станции Сергей и стажер Павел. Основные принципы работы в фильме переданы: наблюдения нужно проводить в четко заданные временные интервалы, а работать - чаще всего на удаленных от цивилизации точках. Прежде чем выбрать эту профессию, нужно убедиться, что у вас есть определенный набор личных качеств. Например, аналитические способности, скрупулезность, умение переносить одиночество, склонность к наблюдению, дисциплинированность и аккуратность. Место действия Основные места работы - метеорологические станции и центры, чаще всего государственные. Подразделения гидрометеоцентра есть практически в каждом городе и, по свидетельству сотрудников, специалисты требуются постоянно. Но заработные платы рядовых метеорологов, тем более начинающих, невысоки: 15-20 тысяч рублей. В прикладных сферах, например на телевидении, можно зарабатывать больше. Еще одно поле деятельности - научно-исследовательские центры и институты. Эколог Портрет Эколог занимается многим: от расчетов допустимых выбросов предприятий в окружающую среду до арктических экспедиций для защиты редких животных. Образование Инженеров-экологов готовят на «Экологии и природопользовании», «Инженерной защите окружающей среды». На факультете экологии и природопользования Московского государственного университета природообустройства студенты занимаются экологической экспертизой почв, ландшафтным планированием, физико-химическими способами очистки воды, чтобы в дальнейшем найти себя в Росприроднадзоре, структурах Мосводоканала или Федерального агентства водных ресурсов. Что нужно знать и уметь Экология находится на стыке нескольких наук (физики, химии, географии и биологии). Не обойдена вниманием и королева наук - математика. Расчеты, без которых немыслим ни один промышленный проект, строятся на основе строгих формул. Важная составляющая профессионального успеха эколога - безупречная компьютерная грамотность. Большинство современного оборудования высокотехнологично, включает микроэлектронику. Место действия Инженеры-экологи работают в штате крупных и не очень промышленных предприятий и всевозможных государственных контролирующих и сертифицирующих организациях. Экологи также требуются в природоохранные структуры, общественные организации и комитеты, экспертные компании. Уровень заработных плат во всех этих структурах крайне неоднороден. Наиболее высоко оценивается труд эколога-эксперта: 50–70 тысяч рублей в месяц. Инженеры-экологи на предприятиях зарабатывают 30-40 тысяч. А сотрудники всевозможных общественных организаций часто вообще работают за идею и частные гранты.


План
Введение ….................... .............................. .............................. ............ 2
1. Исторические предпосылки экологического воспитания …......... 4
2. Природохранная деятельность в детском саду как
эффективная форма воспитания экологического сознания
и нравственной культуры дошкольников. …............................. .......... 6
Заключение ….................. .............................. .............................. .......... 14
Список литературы …............................. .............................. ................ 15
Приложение ….................. .............................. .............................. ......... 16

Введение
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Э.Огнецвет

Эти прекрасные строки поэтесса посвятила нашей единственной, неповторимой, прекрасной планете Земля. Планете, которая является колыбелью всего человества. Планете, которая так добра и щедра. Планете, которую, мы, люди, последнее время незаслуженно обижаем, унижаем и уничтожаем...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И поэтому сейчас возникает острая необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

1. Исторические предпосылки экологического воспитания

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К.Д.Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.).
Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э.И.Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В начало 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1)усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой природы (И.С.Фрейдкин и др.). В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

2. Природохранная деятельность в детском саду как эффективная форма воспитания экологического сознания и нравственной культуры дошкольников.

Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия.
Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.
Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает детям осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у дошкольников нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает детей к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие экологической культуры, экологического сознания помогает детям понять и осознать к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у дошкольников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности , грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.
Экологическое сознание как важная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Дошкольники в процессе осуществления различной деятельности обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает малышей к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания. Цель системы – в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности.
В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера : уход за питомцами и растениями в живом уголке, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристко-экскурсионная форма экологических занятий (выезд на природу, в заповедники, парки, экскурсии в ботанический сад и др.). Эти выезды приучает детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.
Таким, образом можно сделать вывод, что природоохранная деятельность играет огромную роль именно в экологическом воспитании ребенка. Одно из важнейших человеческих качеств, котороые развивает природоохранная деятельность это формирование заботливого отношения к природе.
Ученые отмечают, что у ребенка уже в трех летнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано, главным образом, на знаниях полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается прежде всего через проявление заботы о людях, природе. Нобходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением (Б.Т.Лихачев). Дошкольники способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы, а также проявлять заботливое отношение в действии. Например, видя потребность живого организма в чем-либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т.е. Проявить заботливость в действии (поменять подстилку животному, налить воды, насыпать корма). Кроме того обращаясь к животному ребенок ласково разговаривает с ним.
Заботливость является интегративным качеством. Она зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии. Все эти качества вырабатываются у детей во время практической природоохранной деятельности деятельности. С помощью различных форм и методов природоохранной деятельности дети незаметно для себя приобщаются к этой деятельности, вырабатывают в себе необходимость в ее осуществлении. Какие формы природоохранной деятельности можно проводить в детском саду? Изучая опыт детских садов активно работающих по программам экологического воспитания автор выделил несколько эффективных, интересных и для детей, и для самих взрослых форм природоохранной деятельности.
Немалый интерес и желание вызывает у детей работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями, рыбками, попугаем, черепахой, что способствовует воспитанию доброты, чувства постоянной заботы о тех, кто живет рядом с ними. Начиная дежурить дошкольники осматривают уголок природы, определяют кому из его обитателей требуется помощь. С одинаковым вниманием они относятся как к животным, так и к растениям. В процессе труда они рассуждают: «Хомячку, также как и нам, нравятся когда о нем заботятся. Попугаю скучно, он хочест с нами поговорить. У канарейки закончилась вода, надо дать ей попить» (из опыта детского сада). Общение с животными, растениями (любыми живыми организмами природы) очень полезны детям и в эмоциональном плане экологического развития. Даже эпизодический, но эмоциональный контакт с животными благотворно влияет на ребенка, формируя его отношение к обитателям природы.
Уже традиционными, но от этого не менее интересными и эффективными, являются работы проводимые на участке детского сада, где расположен огород, цветник, ягодник. На площадках можно выращивать различные породы деревьев, в том числе и плодовых. С удовольствием дети работают на огороде: вскапывают грядки, рыхлят, сажают картофель, лук, морковь, злаковые, цветы и охотно ухаживают за ними. Осенью они могут самостоятельно собирать урожай. Овощи. зелень можно использовать на корм питомцам. Это помогает воспитывать в детях доброту, учит их заботиться о питомцах. Никто не будет отрицать, что такое вот «детское огородничество» развивает и любовь к природе, и к труду.
Для воспитания заботливости хорошо организовывать коллективный труд. Например, изготовление кормушек для птиц, обновление скворечников к весне. Коллективный труд сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом.
Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы – участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «Марш парков», «День Земли», «Чистюля», «Покормите птиц», «Посади дерево», «Елочка» и другие (из опыта детских садов). Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (например, заповедникам, паркам), птицам, животным, растениям в на близлежащих природных территориях. Во время этих акций дети вместе со взрослыми учавствуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории, в заботе о пернатых. Если нет возможности проводить такие мероприятия на городском, районном уровнях, то с неменьшей эффективностью такие природоохранные праздники можно проводить на территории детского сада, в прилегающих жилых дворах. Также можно предусмотреть различные призы, значки с тематическими эмблемами - это своеобразная благодарность за хорошо сделанную работу.это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу. Ведь они учавствуют в настоящих взрослых делах!
Очень интересным, впечатляющим и действенным способом природоохранной деятельности является посещения заповедников, парков, ботанического сада. Проводя экскурсии, всегда нужно уделять особое внимание природоохранному аспекту, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу, вместе с ребятами стараться найти пути решения проблемы. Во время этих экскурсий дети учатся видеть, понимать природу, начинают осозновать какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему необходимо их беречь и охранять. Дети узнают как человек может влиять на состояние природы, как и чем он может ей помагать, оберегать. Кроме традиционных экскурсий по территории детского сада, в лес, в парк, можно, конечно же с родительской или спонсорской помощью, побывать на заводе утилизации бытовых отходов (если такой имеется в городе), где дети получат возможность увидеть, что можно сделать из обычных пластиковых бутылок, других бытовых отходов. Во время посещения ботанического сада можно (по договоренности с руководителем) проводить там тематические занятия: например “Северная природа”, “Растения жарких стран”, “Кактусы”, “Растения – хищники”. Дети получат возможность участвовать в занятиях по экологии непосредственно в оранжерее, осваивать теоретические знания и практические навыки общения с природой непосредственно в одном из главных объектов природоохранной деятельности человека.
Для привлечения внимания населения к экологическим проблемам можно устроить агитационную акцию: вместе с родителями и детьми разработать и распространять в микрорайоне памятки и агитационные листовки. Разрабатывать тексты листовок могут взрослые. а ребята сделают к ним рисунки.
Можно устроить экологический конкурс-выставку “Чистый город глазами детей”. На конкурс могут изготавливаться плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняться стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику. Это может быть организовано как домашняя семейная работа с последующим праздником в детском саду. Интересны будут конкурсы на темы “Вторая жизнь пластиковой бутылки”, “Конкурс экологических частушек”, “Осенний букет” и других. Ценность таких конкурсов заключается в том, что родители и дети объединяются одной идеей, становятся единомышленниками в деле защиты и охраны природы.
Еще одна форма экологического воспитания и пропаганды экологических знаний – экологический театр. Организовывается агитбригада, шьются костюмы, составляются тематические этюды, сценарии. Такая агитбригада может выступать и на родительских собраниях, и в других детсадах, школах, интернатах, в детских центрах. Данная работа оказывает большое влияние и на самих участников, и на их зрителей. Они получают мотивацию для активного участия в процессе защиты природы и улучшения экологической обстановки, появляется чувство озабоченности состоянием окружающей среды.
Подводя итог можно сказать что природоохранная деятельность может быть очень разнообразной, занимательной, увлекательной. Все во многом зависит от готовности и экологической образованности самого педагога (педагогического состава детского сада). Для детей длшкольного возраста очень важен образец подражения, достойноый пример. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не утомляя чрезмерной информацией детей могут эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. Огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно-нравственного воспитания. Только доброжелательное, внимательное отношение родителей и близких к приобретаемым ребенком понятиям, чувствам, их положительный пример и активное участие в его природоохранной деятельности придадут ребенку уверенности, чувство значимости и правильности совершаемых им действий. А значит и закрепят и усилят его воспитывающуюся любовь к окружающему миру, его зараждающееся стремление оберегать природу, родной край, человество, планету Земля.

Заключение

Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.
Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.
Очень яркой, впечатляющей и насыщенной самостоятельностью формой воспитания экологической культуры дошкольника является природоохранная деятельность. Она позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома - нашей Земли.

Список литературы

1. Аксенова П. В заповедном лесу. Экологическое воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. №7, 2009, стр.62-65
2. Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников. М., 1993
3. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт – М, 2001.
5. Маркова Т.А. Педогогические условия формирования экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. ..канд.пед.наук. Спб, 1999
6. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М., 1993
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002
8. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. N 10, 2002 стр. 40-49.
9. Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. №8, 2009, стр.86-91
10. Сергеева Т. Г. Организация природоохранной работы в старшей группе ДОУ // статья из раздела «Работа с дошкольниками» (из опыта работы ДОУ)

Приложение

НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ
(Сценарий экологического праздника-КВН)
Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН "Наш дом - Земля". Вопрос первый: что же такое окружающая среда?
Ребенок.
Все - от тополя у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда -
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже муха - вот это да! -
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в саду отражение крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Л. Фадеева
Ведущий. Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.
Дети получают карточки с изображением животных. В соответствии с изображением на картинке (травоядное животное или хищник) разделяются на две команды и надевают эмблемы: "травоядные" - медальон с зеленой ветвью, а "хищники" - с изображением кости. Команды выбирают капитанов и жюри. Для каждой команды выложена полоса препятствий из спортивных снарядов, в конце полосы - модели материков. Команды получают по набору картинок с изображением овощей, фруктов, технических культур и т.п.
и т.д.................

Эколог (инженер-эколог) – специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе.

Эколог (инженер-эколог) - специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе. Эколог выявляет причины катаклизмов природы и разрабатывает возможности снижения воздействия людского фактора на окружающую среду. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия, биология и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В будущем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В связи с ростом выброса вредных элементов в атмосферу проблемы экологии ставятся на одно из первых мест. Спрос на профессиональных экологов будет повышаться, но и будут увеличиваться требования к ним. Профессия эколога станет одной из самых востребованных и важных.

Экологи пытаются понять и объяснить, например, почему высыхают озера или гибнут его обитатели. Они изучают состояние земли, воды, воздуха, а также степень воздействия промышленных производств на людей, растения, животных. Экологи выявляют степень загрязненности, анализируют причины и составляют прогноз ситуации в будущем. Специалисты-экологи изучают последствия тех или иных событий, влияющих на окружающую среду (например, запуск ракет), следят за правильной утилизацией различных отходов, ведут контроль вредных производств.

Инженеры-экологи сталкиваются с разработкой и согласованием в государственных органах природоохраны документов, которые обосновывают экологическую безопасность различных проектов и промышленных производств. Специалисты в лабораториях проводят исследование содержания в воздухе городов специфических и основных загрязняющих веществ.

В данный момент квалифицированные экологи необходимы для проведения экспертиз при начале строительства каких-либо жилых зданий, заводов, объектов транспортных дорог. Без положительного заключения ни одно из строительств не приступит к работе. Более того, каждое предприятие должно вести свою деятельность под пристальным контролем инженеров-экологов.

Изучение основ экологического менеджмента особенно важно в связи с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Всемирная торговая организация (ВТО) планирует принять и внедрить в страны, вошедшие в ВТО международные стандарты ISO, обеспечивающие единую мировую систему требований к управлению качеством услуг и товаров. Один из важнейших мировых стандартов - ISO 14000. Предметом этого стандарта является система экологического менеджмента (СЭМ), применение которой дает возможность эффективно сочетать экономический рост дохода компании с сохранением благоприятной окружающей среды. Знание стандартов серии ISO и их внедрение в организации обязательные требования к будущим экологам.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • уметь свободно разбираться в экологическом законодательстве, стандартах и нормативах
  • знание физики, химии, биологии, процессов проходящих в окружающей среде
  • иметь представление о порядке проведения экологической экспертизы
  • знать методы экологического мониторинга
  • иметь навыки компьютерного моделирования
  • разбираться в зарубежном и отечественном опыте в сфере охраны окружающей среды
  • уметь составлять необходимую отчетность и документацию по охране окружающей среды
  • владение иностранным языком (для возможности командировок или работы за границей)

Личные качества

  • дипломатичность, гибкость, гражданская смелость (для оспаривания действий должностных лиц, органов власти, госструктур)
  • внутренняя дисциплина
  • стрессоустойчивость
  • скрупулезность, ответственность, аккуратность
  • аккуратность (нельзя допускать ошибки)
  • аналитический склад ума
  • увлечение живой природой, способность к научному творчеству
  • умение работать в команде
  • самостоятельность
  • порядочность
  • работоспособность

Плюсы профессии

  • получение морального удовлетворения от проделанной работы, в связи с получением зарплаты через улучшение состояния окружающей среды
  • квалифицированные экологи пользуются популярностью среди работодателей и этот спрос будет расти
  • выпускники вузов уже имеют некоторый опыт работы из-за прохождения необходимых практик на производствах, что способствует приобретению полезных знакомств и рекомендаций (это упростит и ускорит карьерный рост)
  • инженер-эколог, получивший необходимую квалификацию может рассчитывать на достаточно прибыльное место работы в нефтехимической, строительной или энергетической отраслях.
  • профессия эколога является международной, что дает возможность работать за рубежом (данная профессия за границей пользуется большим спросом, чем в России)
  • работа эколога достаточно интересна и подразумевает командировки

Минусы профессии

  • невысокие зарплаты экологов
  • возможность работать в экстремальных условиях
  • опасность для здоровья, в связи с необходимостью работы с вредными веществами

Место работы и карьерный рост

Выпускники экологи могут начать свою карьеру в государственных структурах (например, Ростехнадзоре, Росприроднадзоре, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу, Министерстве сельского хозяйства, Министерстве лесного хозяйства и природных ресурсов и т.п.). В организациях природоохраны, на больших предприятиях, в муниципальных структурах существует штатная единица эколог.

Молодой специалист обычно начинает свою карьеру с места технического помощника. Позже он может стать координатором и взяться за определенное направление. Следующим этапом развития карьеры уже может стать курирование нескольких координаторов.

В коммерческих организациях специалисты-экологи имеют более высокую заработную плату, но большое значение при формировании зарплаты имеет опыт и квалифицированность инженера-эколога.

Самый высокий спрос на специалиста-эколога в промышленных предприятиях. Однако также можно устроиться в проектную организацию, которая оказывает услуги всевозможным заводам, строительным компаниям.

Основные места работы экологов:

  • Исследовательские лаборатории
  • Экологические структуры на предприятии
  • Государственные структуры, органы контроля и надзора
  • Природоохранные организации
  • Строительные компании
  • Заводы и фабрики