Наглядные формы
представления информации
Цель: выяснить, необходима ли людям наглядная форма представления информации.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – умение представлять информацию в наглядной форме;
- метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
- личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
- 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
- 2) привести примеры использования схем для решения задач.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- рисунок;
- схема;
- наглядность.
Виды информации по способу представления
звуковая
графическая
числовая
текстовая
древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.
Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.
это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов.
Пример - книги, различные документы, протоколы и пр.
данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений.
Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр.
самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения.
Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр.
Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.
Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?
Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину.
Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой.
С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?
Формы представления информации
диаграммы
Иллюстрации
помогают
быстро понять
о чем идет
речь, и создать
Диаграммы
Схемы показывают
как устроены
используют
окружающие
объекты и как они
представления
разных числовых
друг с другом.
Задание : Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б
- А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33
Ответ: Д И А Г Р А М М А.
Диаграммы
- Слон – 60 лет
- Лошадь – 25 лет
- Верблюд – 30 лет
- Крокодил – 40 лет
- Шимпанзе – 60 лет
Нам из джунглей шлет поклон Чемпион по весу…
У меня большая грива, Ушки и копытца. Моя шёрстка гладка, Кто же я?
Нет в пустыне вкусных блюд, ест колючки наш …
по реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит...
В зоопарке, в синей клетке Ловко прыгает по сетке, Корчит рожи, ест бананы, догадались?
- столбиковые диаграммы;
- полосовые диаграммы;
- круговые диаграммы;
- линейные диаграммы;
- фигурные диаграммы;
Задание: На территории Хабаровского края протекают реки Амур, протяженность которой составляет 4444 км, Бурея протяженностью 623 км, Мая протяженностью 1053 км. Какая из данных рек имеет большую длину? С помощью цветных карандашей рисуем диаграммы.
Создать линейную диаграмму на основе текста.
Создать круговую диаграмму на основе текста.
Кроссворд
- 1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально;
- 2. вид информации представленный в виде изображения;
- 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
- 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
- 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.
- 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи.
- 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией.
- 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел.
- 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д.
- 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу.
- Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Наглядные формы представления информации. (5 класс) Выполнила: учитель информатики МКОУСОШ№ 39 г. Тула Бурцева Ирина Вячеславовна
Цель: выяснить, необходима ли людям наглядная форма представления информации. Планируемые образовательные результаты: предметные – умение представлять информацию в наглядной форме; метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Решаемые учебные задачи: 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации; 2) привести примеры использования схем для решения задач. Основные понятия, рассматриваемые на уроке: рисунок; схема; наглядность.
Виды информации по способу представления текстовая числовая графическая звуковая данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений. Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр. это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов. Пример - книги, различные документы, протоколы и пр. самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения. Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.
Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте. Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?
Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой. С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?
Формы представления информации рисунки схемы диаграммы Иллюстрации помогают быстро понять о чем идет речь, и создать образы. Схемы показывают как устроены окружающие объекты и как они связаны друг с другом. Диаграммы используют для представления разных числовых данных.
Карта города Тулы с улицами
Схемы и условные знаки
А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33 Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б Ответ: Д И А Г Р А М М А.
Диаграммы Слон – 60 лет Лошадь – 25 лет Верблюд – 30 лет Крокодил – 40 лет Шимпанзе – 60 лет Нам из джунглей шлет поклон Чемпион по весу… У меня большая грива, Ушки и копытца. Моя шёрстка гладка, Кто же я? Нет в пустыне вкусных блюд, ест колючки наш … по реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит... В зоопарке, в синей клетке Ловко прыгает по сетке, Корчит рожи, ест бананы, догадались?
Диаграммы принято подразделять по их форме на следующие виды: столбиковые диаграммы; полосовые диаграммы; круговые диаграммы; линейные диаграммы; фигурные диаграммы;
Задание: На территории Хабаровского края протекают реки Амур, протяженность которой составляет 4444 км, Бурея протяженностью 623 км, Мая протяженностью 1053 км. Какая из данных рек имеет большую длину? С помощью текстового редактора Word создать 1 группа Создать круговую диаграмму на основе текста. 2 группа Создать линейную диаграмму на основе текста.
1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально; 2. вид информации представленный в виде изображения; 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи. 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией. 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д. 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу. З В У К Ч Д Т О И Л Г И А В С И Р А Б А З Л Н А Г Л Я Д Н О С Т Ь Е Ф Р И О А В Х Е Й И А Ц К К А Е К Н Ч М А У Я М С А Е М М А Т Я С А Е К Н А Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кроссворд
Список литературы: Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru http://kursk-sosh7.ru http://сайт
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе.
Тема : Наглядные формы представления информации
Тип урока : комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.
Цели:
Обучающие : подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, дать представление о таблице, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.
Развивающие : развить у школьников логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать у учащихся интерес к предмету.
Воспитательные : привить интерес к предмету, навыки самостоятельной работы.
Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.
Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, презентация (PowerPoint), ватман, фломастеры.
Основные понятия : наглядная форма представления, рисунок, фотография, карта, схема, условные знаки, диаграмма, таблица.
Этапы урока:
Этапы урока | Цель |
I. Организационный момент (1 мин) | Подготовка учащихся к работе на занятии. |
II. Актуализация опорных знаний (3 мин) | Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации. |
III. Изучение новых знаний | |
| Определить тему урока. |
2. Постановка проблемы. Групповая работа учащихся (10 мин) | Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации. |
3. Изложение нового материала (9 мин) | Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах. |
4. Физкультминутка (2 мин) | Снятие общего утомления. |
IV. Практическая работа (10 мин) | Повторение ранее изученного материала. |
V. Закрепление и контроль новых знаний (6 мин) | Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала. |
VI. Подведение итогов (2 мин) | Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. |
VII. Домашнее задание (1 мин) | Заинтересовать учащихся творческим заданием. |
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель : На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы представления информации.
Идет показ презентации .
- Какие формы представления информации вам уже известны? (числовой, графический, текстовый )
- С помощью каких органов чувств человек может воспринимать письменную информацию? (глаз )
- Расскажите о текстовой форме представления информации.
(Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.)
- Объяснение нового материала.
- Формулировка темы урока.
Учитель : Перед вами текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину: (слайд 4 )
Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.
Что вы себе представили? (учащиеся отвечают )
Вы видите у всех получилось разное описание. А теперь посмотрим на картину, написанную по этому описанию. (слайд 4 )
Учитель : Как вы думаете как легче воспринимать информацию:
а) по рисунку или по тексту? (по рисунку)
б) почему? (информация наглядна)
Учитель : Действительно, проще воспринимается наглядная информация. Ведь даже появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить, он воспринимает окружающий мир своими глазами. Поэтому тема нашего урока: «Наглядные формы представления информации».
Запишите тему в тетради.
Учитель : Ребята, а как вы думаете какова цель урока? (познакомиться с наглядными формами представления информации, выяснить, необходимо ли людям наглядная форма представления информации) .
- Постановка проблемы. Групповая работа.
Учитель: А нужна ли нам наглядная форма представления информации? А разобраться в этом нам поможет следующий эксперимент (слайд5).
Учитель: Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся думают, предлагают варианты ответов.)
Учитель : Без наглядных форм представления информации не обойтись.
Учитель: В домашнем задании вам необходимо будет выполнить задание, подобное данным.
- Изложение нового материала.
Учитель: Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима. Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах.
Демонстрация презентации, беседа с учащимися.
Учитель: (слайд 7) Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.
Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? (Фотографии.)
(слайд 8 ) Вы видите на слайде карту нашего Тульского края. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. На следующий год вы начнете изучать новый предмет – географию и на уроках будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.
(слайд 9 ) Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать. (При объявлении прогноза погоды, на дороге.)
(слайд 9 ) Также большое количество информации мы можем получить из схем. Они помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? Придумайте предложение по данной схеме. (На уроках русского языка.)
А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче. (слайд 10 )
Задание : Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: (или используя РТ: №20 С.23)
А-1 | Б-2 | В-3 | Г-4 | Д-5 | Е-6 | Ё-7 |
Ж-8 | З-9 | И-10 | Й-11 | К-12 | Л-13 | М-14 |
Н-15 | О-16 | П-17 | Р-18 | С-19 | Т-20 | У-21 |
Ф-22 | Х-23 | Ц-24 | Ч-25 | Ш-26 | Щ-27 | Ъ-28 |
Ы-29 | Ь-30 | Э-31 | Ю-32 | Я-33 |
Е Й Б Д С Б Н Н Б
Ответ: Д И А Г Р А М М А.
Учитель : Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.)
Учитель : Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок. (слайд 14 )
На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:
Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Шимпанзе – 60
Учитель:
Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.
Учитель:
Эти данные можно представить на
линейной диаграмме.
Учитель:
Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.
Учитель:
На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.
– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно:
Вывод:
Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.
– Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой. (слайд 15
)
- Физкультминутка. (слайд 16 )
Учитель: А теперь можно и отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, и выйдете из – за парт. Повторяйте упражнения за мной.
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за компьютеры сесть.
- Практическая работа.
Учитель : Мы продолжаем знакомиться с наглядными формами информации. И одна из этих форм – это диаграмма.
Учитель: Сейчас мы работаем с компьютером. Но перед тем как приступить к работе необходимо вспомнить правила техники безопасности. (учащиеся отвечают)
Учитель : И сейчас вы самостоятельно решите текстовую задачу и оформите результаты в форме диаграммы. (слайд 13 )
Вы разделитесь на две команды. Каждая группа получит задания (слайд 13 )
Учитель : Все время кончилось, повернитесь, пожалуйста, и проверьте правильно ли вы выполнили работу. (слайд 13 )
Учитель
- Закрепление и контроль новых знаний.
Учитель: А теперь, давайте проверим, как вы усвоили новый материал.(Слайд 14)
Учитель: ответе правильно на вопросы и заполните кроссворд.
Учащиеся выполняют самостоятельно работу, проставляя правильные ответы.
Учитель : Все время кончилось, повернитесь, пожалуйста, и проверьте правильно ли вы выполнили работу.
После выполняется самопроверка и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».
Учащиеся сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде, оценивают себя.
Учитель : А теперь поднимите руки те, кто выполнил без ошибок. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой.
- Подведение итогов.
Учитель: Итак, ребята, что мы сегодня выяснили на уроке? (больше информации человек получает с помощью глаз, наглядные формы информации необходимы для лучшее представления полученной информации)
Как можно наглядно представить информацию? (с помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм, таблиц)
К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую и наглядную информацию? (с наглядной информацией удобно работать )
Учитель: А сегодняшняя оценка складывается из оценок за практическую и самостоятельную работы.
- Домашнее задание.
Учитель: Вам необходимо узнать о профессии своих родителей и представить ее наглядно, а поможет вам выполнить домашнее задание § 1.11, для любознательных предлагаю прочитать § 3.8.
Список использованных источников
- Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru
Ключевые слова Рисунок
Схема
Диаграмма
Это наглядно!
Лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать.
Народная мудрость
Человек
лучше
понимает
и
запоминает
ту информацию, которая представлена наглядно –
с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.
Для чего нужны схемы
Источникинформации
Информационный
канал
Приёмник
информации
Для того чтобы показать, как устроены окружающие
нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны
друг с другом, используют схемы.
От текста к рисунку, от рисунка к схеме
Переход от одной формы представления информациик другой часто помогает решать трудные задачи.
Задача: На полустанке одноколейной железной дороги
остановился поезд в составе тепловоза и трёх вагонов,
доставивший бригаду рабочих для строительства второго
пути. Пока же на этом полустанке имеется небольшой
тупик, где при необходимости может поместиться
тепловоз с вагоном или два вагона. Вскоре к тому же
полустанку подошёл грузовой состав (тепловоз и 7
цистерн).
Как пропустить пассажирский поезд?
Решение задачи
Решаем задачу
ДиаграммыДля наглядного представления разных
числовых данных используют диаграммы.
Решаем задачу
Представление данныхс помощью диаграмм
Годы
Пример: средние продолжительности жизни слона,
крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40,
30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные
с помощью диаграмм.
70
60 Слон
50
Крокодил
40
30Верблюд
20
10Лошадь
0
Шимпанзе
0
10 20 30 40 50 60 70
Годы
Столбчатая
Линейная диаграмма
диаграмма
Диаграммы
Давайте подумаемЗадание: По следующим данным постройте
столбчатую диаграмму.
В школе № 1 учатся 250 человек, в школе № 2 учатся
300 человек, в школе № 3 учатся 450 человек, в школе
№ 4 учатся 400 человек.
500
Учащиеся
Школа № 1
250
Школа № 2
300
Школа № 3
450
Школа № 4
400
400
300
200
100
0
Школа
№1
Школа
№2
Школа
№3
Школа
№4
Представление данных с помощью диаграмм
Самое главноеНаглядные формы представления информации это рисунки, схемы, диаграммы и т. д.
Иллюстрации помогают читателю очень быстро
понять, о чём идёт речь, и создать в его
представлении определённые образы.
Для того чтобы показать, как устроены
окружающие нас объекты (предметы, процессы,
явления) и как они связаны друг с другом,
используют схемы.
Для наглядного представления разных числовых
данных используют диаграммы.Вопросы и задания
1. Составьте предложения по схемам на тему
«Наши школьные дела».
а)
1)
,
2)
.
1)
,
2)
.
б)
в)
И
г)
.
.
?
Самое главное
?Вопросы и задания
2. В кружок компьютерной графики ходят четыре девочки:
Аня, Катя, Оля и Маша. На схеме имена девочек
соединены линиями, если они дружат друг с другом.
Уберите неверные утверждения.
Оля дружит с Аней
Аня дружит с Катей
Аня
Катя
Оля
Маша
Катя дружит с Аней и с Олей
Маша дружит и с Аней, и с Катей
Маша либо не дружит с Олей, либо не дружит с Аней
Вопросы и задания
?Вопросы и задания
3. Известно, что физически здоровый человек 80% всей
информации получает с помощью органов зрения, 10% - с
помощью органов слуха, 5, 3 и 2% приходятся соответственно
на органы обоняния, осязания и вкуса. Дополните
соответствующими подписями круговую диаграмму.
Осязание
Вкус
Обоняние
Слух
Проверка
Зрение
Вопросы и задания
Это интересноНайдите в электронном приложении к учебнику эти
ресурсы и познакомьтесь с ними:
Презентация
«Разнообразие наглядных
форм представления
информации»
Презентация
«Поезда»
Презентация
«Теплоходы»
Презентация нацелена на организацию работы с текстами учебного параграфа. Весь текст разбит на части, в которых излагается только основное содержание. Части помещены в отдельных слайдах. По содержанию каждой части составлено задание. Поскольку это технологии самоподготовки, то в заданиях не предусмотрена автоматическая проверка результатов. Но содержание всех заданий будет включено в итоговый контрольный тест. Предусмотрена возможность внешней проверки выполнения заданий. Для этой цели использованы макросы. На слайде в режиме демонстрации надо записывать с помощью клавиатуры ответы, а также псевдоним. Затем распечатать этот слайд. Если работа проводится в классе, следует организовать анонимную взаимопроверку. Именно с этой целью и используются псевдонимы. Результаты проверки следует внести в рейтинговую ведомость класса. Каждый верный ответ оценивается в один балл. Общее количество баллов равно 26. Не рекомендуется заставлять учащихся запоминать учебные тексты. Компьютерные технологии самоподготовки и самопроверки обеспечат осознанное усвоение предметного содержания.
3.1 Табличная форма представления информации Представление информации в табличной форме широко распространено. В таблице легко и быстро можно находить необходимые сведения. Таблица – это самое простое графическое изображение материала. Они состоят из столбцов и строк. Число столбцов и строк может быть различным. С помощью компьютеров таблицы можно оформить по-разному: подобрать необходимое число столбцов и строк, использовать различные цвета для заливки таблиц, можно даже создать эффект движения таблицы. По своему назначению таблицы подразделяются на три вида. 1. Разъяснительные таблицы – представляют материал в сжатом виде, что облегчает его понимание. 2. Сравнительные таблицы – в них информация сопоставляется и сравнивается. 3. Обобщающие или тематические таблицы – в них обобщаются в определённой последовательности основные свойства и признаки предметов, явлений, событий. Выполните задание № 1. С помощью мыши в окна ответов ставьте курсор, а с помощью клавиатуры записывайте ответ.
Просмотрите таблицу и запишите в первый ответ, к какому виду она относится. Во второй ответ запишите, из чего состоят прямоугольные таблицы. В третий ответ запишите название устройства, которое даёт возможность быстро изменять вид таблиц. ПСЕВДОНИМ
Задание 1
Таблицы типа «Объект – свойство» Прямоугольные таблицы состоят из строк и столбцов, которые называют также графами. В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки графов. В таблицах типа "объект-свойство» каждая строка относится к какому-либо объекту. В первой графе такой обычно указывается объект, в других графах указываются свойства объекта. Таблицы типа «Объект – объект» В таблицах типа "объект-объект» отражаются связи между различными объектами. Любые данные можно свести к табличной форме. Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных. Разновидностью таблиц этого типа являются «двоичные матрицы». В них отображается наличие связи между объектами: например, если есть связь, то ставится 1, если нет – то 0. Матричная форма таблиц удобна для компьютерной обработки, поэтому многие компьютерные технологии работают с таблицами. Существуют специальные программы для обработки таблиц. Выполните задание № 2. С помощью мыши в ячейки таблицы ставьте курсор, а с помощью клавиатуры записывайте числа 0 или 1.
Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решении и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно - технического прогресса
Термин « информация » происходит от латинского informatio разъяснение, изложение, осведомленность. Энциклопедический словарь (М.: Сов. энциклопедия, 1990) определяет информацию в исторической эволюции: первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные. Сигнал (от латинского signum знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию. Сообщение это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи. Данные это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.
Классификация: Выявление номенклатуры, подлежащей кодированию. К ней относятся те реквизиты - признаки, которые используются для составления группировок. По каждой номенклатуре составляется полный перечень всех позиций, подлежащих кодировании.. При этом соблюдается логическая зависимость различных признаков в рассматриваемой номенклатуре. Например, при кодировании территории районы располагаются по областям. Такой упорядоченный список называют номенклатурой. В каждой номенклатуре предусматривается некоторое количество резервных позиций на случай появления новых объектов. Таким образом, классификация заключается в распределении элементов множества на подмножества на основании признаков и зависимости внутри признаков.
При создании ИО автоматизированных информационных сетей выполняются следующие работы: Определяется состав экономических задач и система показателей для каждого уровня обработки; Устанавливается состав и способы обмена информацией между разными уровнями обработки; Ведется создание информационного фонда и его распределение; Создаются различные формы ввода информации на ПЭВМ с учетом многоуровневой обработки данных; Рассматриваются вопросы использования различных видов классификаторов и обеспечивается создание локальных классификаторов экономической информации; Создаются различные формы вывода информации; Разрабатываются вопросы информационно - справочного обслуживания пользователей, построения типовых запросов; Создаются автоматизированные ИТ, обеспечивающие непосредственный контакт пользователя с ПК (разработка сценария диалога, структура, меню); Прорабатываются вопросы организации на ПК делопроизводства управленческой деятельности, контроля исполнения документов; Создается информационное взаимодействие с внешней средой на основе организации электронной почты.
Создание ИО осуществляется в ходе составления технологического проекта и предусматривает составление инструкций пользователям по применению основных положений ИО в их практической деятельности, связанной с обработкой экономических задач на ПЭВМ. Это: Инструкция по подготовке документов к машинной обработке и их кодированию; Инструкции по обработке экономической задачи на ПК - вводу программы, исправлению информационных массивов, корректировке информации, загрузке в базу данных, организации запросов, получению выходных данных.
Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решении и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно - технического прогресса.
Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких - то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.
В рамках науки информация является первичным и неопределяемым понятием. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.
Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Наиболее общее определение имеет место в философии, где под информацией понимается отражение реального мира. Информацию как философскую категорию рассматривают как один из атрибутов материи, отражающий ее структуру
Энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м" title="В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м" class="link_thumb"> 17 В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством. энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м"> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством."> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м" title="В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м"> title="В эволюционном ряду вещество -> энергия -> информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений м">
Различают две формы представления информации непрерывную и дискретную. Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т. д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо комбинацией нескольких параметров.
На рис. 1.1 в виде графиков изображены: а) непрерывный по уровню и во времени сигнал Хнн; б) дискретный по уровню и непрерывный во времени сигнал Хдн; в) непрерывный по уровню и дискретный во времени сигнал Хнд; г) дискретный по уровню и во времени сигнал Хдд. Рис Виды информационных процессов
Наконец, все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам, т. е. классифицировать по видам. Например, в зависимости от области возникновения информацию, отражающую процессы и явления неодушевленной природы, называют элементарной, процессы животного и растительного мира биологической, человеческого общества социальной.
По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации: визуальную передаваемую видимыми образами и символами, аудиальную звуками, тактильную ощущениями, органолептическую запахами и вкусом, машинную выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники, и т. д.
Количеством информации называют числовую характеристику сигнала, отражающую ту степень неопределенности (неполноту знаний), которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. Эту меру неопределенности в теории информации называют энтропией. Если в результате получения сообщения достигается полная ясность в каком - то вопросе, говорят, что была получена полная или исчерпывающая информация и необходимости в получении дополнительной информации нет. И, наоборот, если после получения сообщения неопределенность осталась прежней, значит, информации получено не было (нулевая информация).
Приведенные рассуждения показывают, что между понятиями информация, неопределенность и возможность выбора существует тесная связь. Так, любая неопределенность предполагает возможность выбора, а любая информация, уменьшая неопределенность, уменьшает и возможность выбора. При полной информации выбора нет. Частичная информация уменьшает число вариантов выбора, сокращая тем самым неопределенность.