Птицы с самым дальним перелетом. Полярная крачка. Рекордсмен по миграции среди птиц. Птицам помогает ориентироваться внутренний магнитный компас

Группа датских, исландских и американских орнитологов зарегистрировала самый дальний ежегодный перелёт в мире. Миниатюрная птичка «сделала» предыдущего чемпиона примерно на 7 тысяч километров.

Напомним, что ранее самым дальним считался перелёт серых буревестников (около 64 000 км). Полярные крачки (Sterna paradisaea ), курсируя между Гренландией и Антарктикой, «наматывают» в общей сложности до 71 тысячи километров! Ранее считалось, что эти птицы пролетают в два раза меньшее расстояние.

Учитывая, что каждая особь живёт около 30 лет, получается, что в течение жизни полярные крачки преодолевают около 2,4 миллиона километров (эквивалент трёх перелётов до Луны и обратно).

Исследование удалось провести благодаря разработке специалистов Британской организации по исследованию Антарктики (British Antarctic Survey). Раньше передатчики были слишком громоздкими и тяжёлыми для крачек, весящих всего-то около 110 г. Потому-то первыми «рассказчиками» стали более крупные виды птиц. Теперь же учёным были предоставлены устройства массой 1,4 грамма, которые легко закрепляются ремешками на ногах крачек.

Сверху: упрощённая схема маршрута Sterna paradisaea . Ниже – несколько реальных путей птиц. Зелёными линиями показаны маршруты миграции осенней (направленной на юг), красными – зимней, жёлтыми – весенней (направленной на север) (иллюстрации Grønlands Naturinstitut, PNAS).

В ходе своего рекордного перелёта Sterna paradisaea двигаются зигзагообразно, в частности, весной они не летят напрямую через Атлантику, а перемещаются из Антарктики в Африку, затем в Южную Америку и только потом в Арктику.

«Существовало множество предположений, почему птицы передвигаются именно так и что они делают в пути. Мы же впервые можем рассуждать об этом с полной уверенностью», — считает Эгеуанг.

В статье , опубликованной в открытом доступе в PNAS, авторы работы отмечают, что птицы часто на целый месяц останавливаются в открытом океане (в северной части Атлантики). Скорее всего, для того чтобы «подзаправиться» местными рыбой и мелкими ракообразными. После этого крачки выдвигаются в сторону тропиков.

При этом Sterna paradisaea , видимо, следуют за крупными спиральными потоками ветра, опасаясь совершать перелёты при сильном волнении атмосферы.

И всё же истинная причина столь дальних миграций по-прежнему остаётся загадкой для орнитологов. Эгеуанг предполагает, что перелёт стимулируют богатые запасы полярных регионов.

Дополнительные подробности исследования можно найти в пресс-релизе института природных ресурсов Гренландии (на датском языке) и на сайте , рассказывающем о полярных крачках.

Самый большой размах крыльев ...отмечен у странствующего альбатроса (Diomedea exulas). 18 сентября 1965 г. командой антарктического исследовательского судна Элтанин, принадлежавшего военно-морскому флоту США, в Тасмановом море был пойман очень старый самец с размахом крыльев 3,63 м.

Скорость полета
Французские исследователи использовали радиомаяк для определения дальности и скорости перелета альбатроса (Diomedea). Выяснилось, что за 33 дня птица покрыла расстояние в 15 200 км. Средняя скорость полета составляла 56,1 км в час, а максимальная – 81,2 км в час.

Самые длиннокрылые птицы

1. Странствующий альбатрос (Diomedea exulans) - 363 см
2. Тристанский альбатрос (Diomedea dabbenena) - 350
3. Амстердамский альбатрос (Diomedea amsterdamensis) - 340
4. Андский кондор (Vultur gryphus) - 320
5. Африканский марабу (Leptoptilos crumeniferus) - 320
6. Кудрявый пеликан (Pelecanus crispus) - 320
7. Южный королевский альбатрос (Diomedea epomophora) - 320
8. Кумай (Gyps himalayensis) - 310
9. Розовый пеликан (Pelecanus onocrotalus) - 310
10. Чёрный гриф (Aegypius monachus) - 310
11. Бородач (Gypaetus barbatus) - 308
12. Северный королевский альбатрос (Diomedea sanfordi) - 305
13. Американский белый пеликан (Pelecanus erythrorhynchos) - 300
14. Антиподов альбатрос (Diomedea antipodensis) - 300
15. Африканский ушастый гриф (Torgos tracheliotus) - 300
16. Индийский марабу (Leptoptilus dubius) - 300 ???
17. Лебедь-трубач (Cygnus buccinator) - 300
18. Калифорнийский кондор (Gymnogyps californianus) - 295
19. Розовоспинный пеликан (Pelecanus rufescens) - 290
20. Белоголовый сип (Gyps fulvus) - 280
21. Бразильский ябиру (Jabiru mycteria) - 280
22. Индийский журавль (Grus antigone) - 280
23. Дрофа кори (Ardeotis kori) - 275
24. Лебедь-кликун (Cygnus cygnus) - 275
25. Лебедь-шипун (Cygnus olor) - 275
26. Седлоклювый ябиру (Ephippiorhynchus senegalensis) - 275

Полет белого гуся

Самцы альбатроса способны облетать земной шар

… преодолевая дистанцию в 14 тыс. миль всего за 46 дней. На острове Берд в штате Южная Джорджия, где размножается сероголовый альбатрос, были пойманы несколько птиц, к лапкам которых прикрепили к их лапкам особые устройства - геолокаторы. С их помощью ученые установили, что с побережья Южной Джорджии птицы отправились на юго-восток Индийского океана, где идет ловля тунца. Более половины особей затем предприняли любопытное кругосветное путешествие – самые быстрые проделали его всего за 46 дней. Ученые были удивлены, обнаружив, что альбатросы улетают так далеко и так долго остаются в открытом море. Вокруг света облетели 12 птиц, причем три альбатроса – дважды.

Грудные мышцы

Грудные мышцы, служащие для опускания крыльев, самые крупные у летающих птиц. Так, их вес у голубя (Columba) составляет 20% общего веса птицы. Мускулатура имеет важное значение в передвижение как в воздухе, так и на суше. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло. У птиц, потерявших способность к полету, хорошо развиты мышцы задних конечностей (страусы, куры, гуси).

По появлению в открытом море

...различных птиц моряки определяют расстояние до берега. Так, например, чистики (Cepphus) и люрики (Plotus) удаляются от берега не далее чем на 15 миль, обыкновенная крачка (Sterna hirundo) – на 20 миль, коричневый глупыш (Fulmarus) – на 30 миль, а полярную крачку можно встретить в 100 милях от берега. Кстати, именно полярная крачка совершает самые длинные миграции (из всех кочующих животных), перемещаясь из Арктики в Антарктику и обратно.

Высота полета птиц

…различна. Так, утка-кряква столкнулась с самолетом над Невадой на высоте 6 900 м, а в сентябре 1973 г. африканский гриф столкнулся с гражданским самолетом над африканской республикой Кот д’Ивуар на высоте 12 150 м. 29 ноября 1973 г. над Абиджаном, Кот-д"Ивуар, сип (Gyps ruepellii) столкнулся с пассажирским самолетом на высоте 11 277 м. Оставшихся от птицы перьев было достаточно, чтобы в Американском музее естественной истории смогли твердо определить вид птицы.

9 декабря 1967 г. около 30 лебедей-кликунов (Cygnus cygnus) были замечены на высоте, немного превышающей 8230 м. Они летели из Исландии на зимовку к заливу Лох-фойл, на границе между Северной Ирландией и Ирландской Республикой. Пилот самолета обнаружил их над Внешними Гебридами, и высота их полета была подтверждена радаром.

Способность долго оставаться в воздухе

Черный стриж (Apus apus) может находиться в воздухе 2-4 года. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест и даже спаривается на лету. Молодой стриж, вставший на крыло, пролетает, вероятно, 500 000 км прежде, чем впервые приземлиться.

Самый быстрый летун

Наблюдения подтверждают, что сапсан (Fаlсо peregrinus) способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч, когда он камнем бросается вниз с большой высоты, защищая свою территорию или охотясь на птиц в воздухе.

На большой высоте при скорости самолета 700 км в час птица размером с гуся при столкновении ударяет в 3 раза сильнее, чем снаряд из 30-миллиметрового орудия.

Скорость полета (км/ч) Сокол-сапсан летает со скоростью 60 км/ч, при ловле добычи в "пике" он развивает скорость 270-300 км/ч. Другой спринтер – это черный стриж , чья обычная скорость составляет 120-180 км/ч. Другие птицы следуют за ними со значительным отрывом: сизый голубь - 73 км/ч, дрозд-рябинник - 70 км/ч, клест - 60 км/ч, обыкновенная пустельга - 60 км/ч, обыкновенная галка - 60 км/ч, черный дрозд - 53 км/ч, зяблик - 50 км/ч, такая же скорость у чижа, чирка-свистунка, серого журавля, озерной чайки, обыкновенной кряквы. Серая ворона достигает скорости 43 км/ч, белый аист - 41 км/ч, воробей - 39 км/ч.

Птица, машущая крыльями чаще всех

Рогатый колибри (Heliactin cornuta), обитающий в тропиках Южной Америки, машет крыльями с частотой 90 взмахов в секунду. Быстрее всех машут крыльями …колибри. Колибри из семейства Trochilidae в эксперименте махали крыльями в течение 50 минут.

Движение крыльев происходит по восьмерке
При полете птицы машут крыльями не вверх и вниз. Их движение скорее происходит вперед и назад, напоминая восьмерку, если смотреть на птицу сбоку.

Способны летать назад
Колибри
- это единственная птица, способная летать назад.

Самый долгий перелет

Обыкновенная крачка (Sterna hirundo) покинула свое гнездо на берегу озера в Финляндии около 15 августа 1996 г. и была поймана 24 января 1997 г. вблизи озер в Гипсленде, шт. Виктория, Австралия. Она пролетела 25 750 км.

Основные пути миграции
Из европейской части России 201 вид птиц улетает зимовать в Африку, 14 – в тропическую Азию, 1 – в Северную Америку. Из азиатской части России 26 видов отправляются в Австралию, 16 – в Северную Америку, 5 – в Южную Америку, 95 – в Африку. Полярная крачка – единственная, кто летит к берегам Антарктиды, преодолевая при этом 13-15 тыс. км.

Пролетные пути
У многих птиц путешествия коротки. Горные виды спускаются пониже, пока не найдут достаточно корма, клесты-еловики летят до ближайшего района с хорошим урожаем шишек. Однако некоторые птицы мигрируют на огромные расстояния. Самый длинный пролетный путь у полярной крачки: ежегодно она летает из Арктики в Антарктику и обратно, преодолевая в оба конца минимум 40 000 км.

Летают под водой

Чистики способны «летать» под водой.

Самая длинная миграция

… относительно массы тела птицы у длинного рыжего колибри (англ.назв. Long Rufous Humingbird) Selasphorus rufus. Птичка длиной 10 см пролетает путь с Аляски в Мексику и обратно - 10 000 км.

Птицам помогает ориентироваться внутренний магнитный компас

Разные породы птиц используют разные способы ориентации, добавили исследователи. Это может быть и магнитное поле Земли, и Солнце, и звёзды, и поляризованный свет. Дроздов поместили их в клетки с сильным магнитным полем, направленным поперёк магнитного поля Земли. Когда ночью дроздов выпустили, они полетели на запад вместо севера и прошли в неправильном направлении несколько сот километров. Птичий компас действительно сбился. Однако через день птицы снова повернули на север, заново откалибровав свой магнитный компас. Учёные предполагают, что птицы сориентировались по закату: то ли по направлению на Солнце, то ли по ориентации поляризованного света (птицы могут его различать). Выяснилось, что некоторые из птиц могут вносить поправки в систему ориентирования, используя альтернативные "ключи".

Птицы могут следить за изменениями магнитного поля

В тканях клюва почтовых голубей были обнаружены мельчайшие частицы магнетита, вытянутые вдоль нервных волокон. Отсюда и возникло предположение, что при пересечении силовых линий магнитного поля эти частицы воздействуют на еще не открытые нервные рецепторы, передающие эти сигналы головному мозгу. Никто не мог сказать, каким именно образом такое взаимодействие происходит, однако многие специалисты сочли, что ключ к разгадке чудесной способности птиц находить дорогу во время тысячекилометровых перелетов уже найден.

Летят, следуя автострадам

Голуби очень часто летят, не ориентируясь на Солнце, как полагали ранее, а просто следуя знакомым автострадам, нередко совершая вслед за шоссе большие петли там, где можно было бы пролететь по прямой. Учёные установили, что голуби пользуются собственной навигационной системой, следуя по знакомым дорогам и поворачивая на нужных перекрёстках. По-видимому, птицам проще лететь по такой схеме, чем находить дорогу домой каким-либо другим способом.

Голуби пользуются людскими трассами

Голуби очень часто летят, не ориентируясь на Солнце, как полагали ранее, а просто следуя знакомым автострадам, нередко совершая вслед за шоссе большие петли там, где можно было бы пролететь по прямой. Они пользуются собственной навигационной системой, следуя по знакомым дорогам и поворачивая на нужных перекрёстках. Птицам проще лететь по такой схеме, чем находить дорогу домой каким-либо другим способом.

Почтовый голубь совершил трансатлантический перелет
Почтовый голубь по кличке Билли по ошибке совершил трансатлантический перелёт из северной Франции в Нью-Йорк. Сначала его хозяин рассчитывал, что птица приземлится в Англии. Но где-то над Ла-Маншем голубь сбился с курса и пролетел 5.5 тыс. км не в ту сторону. По дороге на Билли напал ястреб, путешественник не раз попадал в шторм - но всё закончилось благополучно. По мнению орнитологов, это уникальный случай.

Первая голубиная почта
Голубиную почту впервые использовал в 44 г. при осаде города Мурино римский военачальник Децим Брут.

Утрачивают способность к полету

Во время линьки у некоторых птиц утрачивается способность к полету. Так, например, утки при этом почти не могут летать 20-35 суток, лебеди – почти 1,5 месяца.

Как птицы готовятся к перелету
Перед миграцией птица много ест, накапливая вес и запасая энергию в виде подкожного жира. Постепенно она приходит в состояние «перелетного беспокойства». Весной оно стимулируется удлинением светового дня, которое активизирует гонады (половые железы), изменяя работу гипофиза. Осенью птица достигает того же состояния по мере сокращения долготы дня, что вызывает угнетение функции гонад. Чтобы готовая к миграции особь отправилась в путь, ей нужен особый внешний стимул, например изменение погоды. Этот стимул обеспечивается перемещением теплого атмосферного фронта весной и холодного осенью.

Перелеты проходят по ночам

Во время миграции большинство птиц летит ночью, когда им меньше угрожают крылатые хищники, а день посвящает кормежке. Путешествуют как одновидовые, так и смешанные стаи, семейные группы и одиночные особи. В дороге птицы обычно не спешат, проводя несколько дней, а то и неделю в благоприятном месте.

Скорость миграции

…зависит от вида. Стая куликов может разгоняться до 176 км/ч. Камнешарка пролетает на юг 3700 км, делая в среднем 920 км в сутки. Измерения скорости полета при помощи радара показали, что у большинства мелких птиц в безветренные дни оно составляет от 21 до 46 км/ч; более крупные пернатые, например утки, ястреба, сокола, кулики и стрижи, летят быстрее. Для перелета характерна постоянная, но не максимальная для вида скорость. Поскольку на преодоление встречного ветра приходится тратить больше энергии, птицы склонны его пережидать.

Рекорд дальности полета

С одновременным голоданием принадлежит золотистой ржанке (Pluvialis), которая без посадки пересекает участок Тихого океана между Аляской и Гавайскими островами, равный 3 500 км, со средней скоростью 50 км в час.

Последние километры птицы летят быстрее
Весной виды мигрируют на север как бы по расписанию, из года в год достигая определенных пунктов в одно и то же время. Удлиняя по мере приближения к цели отрезки беспосадочного перелета, последние несколько сотен километров они покрывают со значительно большей скоростью.

Высота миграции

Как показывают радарные измерения, высота, на которой совершается перелет, варьирует столь сильно, что здесь нельзя говорить о каких-то нормальных или средних значениях. Однако известно, что ночные мигранты летят выше тех, что путешествуют днем. Среди пролетных птиц, зарегистрированных над полуостровом Кейп-Код (США, шт. Массачусетс) и ближайшей акваторией океана, 90% держалось на высоте менее 1500 м.

Спят на ходу
Аисты (Ciconia)
во время перелетов периодически могут засыпать на лету на 10-15 мин.

Cпособны разглядеть зайца

Орлы имеют самое лучшее зрение из всех живых существ. Они способны разглядеть зайца с высоты 3 км.

Летят над облаками

Ночные мигранты обычно летят выше при сплошной облачности, поскольку стремятся лететь над облаками, а не ниже и не сквозь них. Однако, если ночью облачность простирается до больших высот, птицы могут лететь и под ней. При этом их привлекают высокие освещенные здания и маяки, что иногда приводит к смертельным столкновениям. По данным радарных измерений, птицы редко поднимаются выше 3000 м. Однако некоторые мигранты достигают удивительной высоты. В сентябре над юго-восточной частью Англии отмечены пернатые, летевшие на отметке ок. 6300 м. Радарное слежение и наблюдение силуэтов, пересекающих диск луны, показали, что ночные мигранты, как правило, никак не «привязываются» к ландшафту. Птицы, летящие днем, склонны следовать вытянутым с севера на юг наземным ориентирам – горным хребтам, речным долинам и длинным полуостровам.

Морские ласточки

Качурка Вильсона (Oceanites oceanicus) - одна из самых заядлых путешественниц среди пернатых Она гнездится на субантарктических островах, но ее можно встретить очень далеко от родной Антарктики - у берегов Индии, Австралии, Южной Америки, у Ньюфаундленда, в Бискайском заливе и в Красном море. Качурки летают над волнами быстро, с резкими поворотами и маневрами, напоминая стрижей или ласточек. Поэтому во многих районах местные жители называют этих птиц морскими ласточками. Большую часть времени птицы проводят в воздухе, изредка присаживаясь на воду, но не ныряя.

Кочующие птицы становятся оседлыми

12 ноября народный календарь отмечает "Синичкин праздник" - день, когда на Урале традиционно появляются "зимние птицы": синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки и свиристели. Однако в этом году в Березниках уже замечены снегири. Как сообщает "Верхнекамское агентство новостей", специалисты отмечают, что в последние годы "зимние птицы", такие как снегири и синицы, кочующие из региона в регион в зависимости от погодных условий и наличия кормовой базы, стали оседлыми.

Буревестник пролетел 8 миллионов километров

Буревестник, пойманный на маленьком острове к северу от Уэльса, возможно, является самой старой птицей в мире. Особь вида Puffinus puffinus впервые была поймана и окольцована орнитологами в мае 1957 года, когда ей было от 4 до 6 лет. И вот птицу снова поймали.

До последнего времени самой старой окольцованной птицей считался американский альбатрос, чей возраст оценивался в 50 лет. Но предположительный возраст буревестника (52 года) делает его новым претендентом на рекорд.
Эксперты из Британского фонда орнитологии утверждают, что птица пролетела за свою долгую жизнь не менее 8 миллионов километров. Ровно такое расстояние нужно преодолеть, чтобы обогнуть земной шар 200 раз. Во время миграций на зимовку в Южную Америку и обратно птица преодолела около 800 тысяч километров, остальное расстояние – это частые вылеты в море за едой и обратно.

Ходят лучше, чем летают

Топорок - второй по массовости в островной экосистеме Охотского моря и сравнительно крупный вид (650-880 г). Ведя "промысловую разведку" и доставляя пищу птенцу на колонию, топорки совершают перелеты протяженностью в несколько десятков километров. Они ходят лучше, чем летают, и всякий взлет для них событие, требующее подготовки. Наиболее удобны для взлета уступы скал или береговые кручи, куда поколениями топорков натоптаны тропы и откуда они падают, набирая необходимую для полета скорость.

Перья

Сколько перьев
У птички зарянки Erithacus rubecula (ее второе название малиновка ) почти 3,000 перьев.

Перья растут неравномерно
... из расположенных рядами углублений – перьевых сумок, сгруппированных в широкие полосы, птерилии, которые разделены голыми участками кожи, аптериями. Последние незаметны, поскольку прикрыты налегающими на них перьями из смежных птерилий. Лишь у немногих птиц перья растут равномерно по всему телу; обычно это нелетающие виды, например пингвины.

Самые длинные перья

… у фазана с англ. назв. Phoenix Fowl. Верхние хвостовые перья растут 6 лет и достигают длины 10,6 м. Этот фазан разводится в Японии в декоративных целях с середины 17 века. Его предком считается банкивский петух (латинское название Gallus gallus).

Среди диких птиц самые длинные перья

Относительно длины тела – это хвостовые перья самца райской птицы с анг. назв. Ribbon-tailed Bird of Paradise (латинское название Asptrapia mayeri), которая обитает в горных дождевых лесах Новой Гвинеи.

Среди диких птиц самые длинные перья относительно длины тела – это хвостовые перья самца полосатохвостой райской птицы с анг. назв. Ribbon-tailed Bird of Paradise (латинское название Asptrapia mayeri), которая обитает в горных дождевых лесах Новой Гвинеи.

Перьев много или мало

Наибольшее количество перьев, которое растет на одной птице, это 25 216 перьев тундрового лебедя (англ.назв. Tundra Swan) Cygnus columbianus. Интересно, что 80 процентов перьев росло на голове лебедя.

Наименьшее количество перьев - это 940 перьев рубиногорлого колибри (англ.назв. Ruby-throated Hummingbird) Archilochus colubris. Однако если читать количество перьев относительно массы тела, этот колибри оставит позади себя большинство птиц. Его длина всего 9 см.

Перья повышенной пушистости

У некоторых видов, например тетеревиных и фазановых, от нижней части их стержня отходит похожее по структуре маленькое побочное перо. Оно очень пушистое и улучшает теплоизоляцию.

Цвет не от природы, а от питания

На самом деле фламинго Phoeniconaias розовые не от природы. Они получают свой цвет от пищи - маленьких зеленых водорослей, которые становятся розовыми в момент переваривания.

Цветной узор помогает находить полового партнера в сезон размножения.

Обычно более яркие и контрастные цвета свойственны самцам, использующим их в ходе брачных демонстраций.

Секрет красоты павлина
Красоту перьев павлина Pavo cristatus обеспечивает отражающий эффект окраски. Каждое перо павлина имеет центральный стебель с множеством зубцов на каждой из сторон. А каждый зубец, в свою очередь, состоит из слоёв двухмерной кристаллической структуры, сделанной из прутиков меланина, связанных белком кератином. Количество прутиков и интервалы между ними управляют отражением света, которое и производит различные цвета. Для павлинов - это зелёный, золотисто-жёлтый, коричневый и ярко-синий.

Пух и пуховые перья

защищают тело птенцов, а у взрослых птиц улучшает теплоизоляцию. Нитевидные перья воспринимают вибрации. Полагают, что это датчики внешних сил, которые участвуют в стимуляции мышц, управляющих крупными перьями. Щетинки очень похожи на нитевидные перья, но более жесткие. Они торчат у многих птиц около углов рта и, вероятно, служат для осязания, как вибриссы млекопитающих.

Порошковый пух,

...расположенный в особых зонах – пудретках – под основным оперением цапель и выпей или рассеянный по телу у голубей, попугаев и многих других видов. Эти перья непрерывно растут и рассыпаются на вершине в тонкую пудру. Она имеет водоотталкивающие свойства и, вероятно, вместе с секретом копчиковой железы предохраняет контурные перья от смачивания.
У маховых перьев сов края распушены, что делает полет почти беззвучным и позволяет незаметно приближаться к добыче.

Ювенильное оперение

У большинства птиц ювенильное оперение сменяется непосредственно взрослым, однако некоторым видам свойственно еще два или три промежуточных варианта внешности. Например, белоголовый орлан только в семилетнем возрасте приобретает типичный взрослый облик с чисто белыми головой и хвостом.

Каждую весну миллиарды птиц летят к местам гнездования. Днем и ночью, стаями и поодиночке, они неудержимо тянутся к северу. Год за годом, век за веком, тысячелетиями. И даже миллионы лет назад, когда на Земле еще не было людей, и некому было восхищаться величием происходящего, птицы уже совершали свои миграции. Почему? За кажущейся простотой вопроса скрывается множество загадок, над которыми до сих пор ломают головы ученые всего мира.

Куда летим?

Жителям северных широт России не нужно объяснять, что зимой там птицам холодно и голодно. Все верно: регулярная перемена мест у птиц действительно связана с сезонными изменениями климата. Но все же, о том, почему птицы выбирают именно такие, а не другие направление и пункт назначения, мы знаем далеко не все.

Во-первых, общепринятое представление, что птицы перемещаются с севера на юг, не совсем верно. Большинство пернатых из высоких широт и средней полосы улетает в южные края, но направление полета далеко не всегда параллельно стрелке компаса. Более того, птицы летят не по прямой, и не кратчайшим путем, а по сложным траекториям, разным у каждого вида. Водоплавающие птицы нередко придерживаются водных магистралей - крупных рек, каскадов озер и болот меридионального направления, и их пути могут повторять изгибы этих естественных ориентиров. Мелкие певчие птицы прокладывают маршруты над лесными массивами, а в лесостепной зоне и в освоенных сельскохозяйственных районах над цепочками лесных островков. Не так давно проскользнуло сообщение, что птичьи стаи, летящие ночью, могут следовать вдоль залитых светом автострад. Крупные птицы с парящим полетом, чтобы набрать высоту, нуждаются в местах с восходящими воздушными потоками и планируют от одного такого участка к другому, описывая затейливую петляющую траекторию. Серьезные искривления маршрута могут быть связаны с естественными преградами. Птицы обычно избегают перелетов через широкие водные пространства, и, долетев до моря, поворачивают туда, где оно поуже. Места таких сужений могут служить для птичьего потока «бутылочными горлышками», через которые дважды в год пролетают все птицы с огромных гнездовых и зимовочных пространств. Для птичьего населения Европы, пересекающего Средиземное море, такими узкими местами служат проливы Гибралтар и Дарданеллы. Осенью возле Босфора собирается невероятное количество хищных птиц: здесь они набирают высоту для «прыжка» через море в Азию. Орнитологи, которые ведут учет пролетающих птиц, испытывают серьезные трудности: попробуйте пересчитать несколько тысяч парящих орлов, чье кружение напоминает комариный рой!

Кривизна траектории может быть связана с необходимостью обогнуть горный массив. Одна из таких преград - Кавказ, и мигранты вынуждены «жаться» к побережьям Черного и Каспийского морей, где тоже возникают своего рода «бутылочные горлышки» пролета.

Или другая загадка: у некоторых птиц маршруты «туда» и «обратно» не совпадают, орнитологи называют такие пути миграции петлеобразными или кольцевыми. При кольцевых миграциях у птиц, обитающих в Европе, весенний маршрут, как правило, пролегает восточнее, чем осенний, отклонение может достигать десятков и сотен километров. «Петля» есть у деревенской ласточки в средиземноморской части ее маршрута, а также у иволги, сизоворонки, сорокопута-жулана. Одни ученые объясняют их сезонными ветрами, другие – в осенней траектории видят повторение исторических путей вселения в гнездовые области, своего рода «память вида», а весенний перелет, когда птицы спешат к местам гнездовий, происходит по кратчайшему пути. Среди чемпионов по размерам миграционной петли – бурокрылая ржанка. Это небольшой кулик, американский родственник нашей золотистой ржанки, обитающей на севере России. Миграционный путь бурокрылой ржанки – впечатляющий тур вдоль всей оси Нового света. Из тундр Аляски и севера Канады эти кулики слетаются к востоку на Лабрадор, чтобы оттуда гигантским межконтинентальным броском достичь Бразилии и Аргентины. Птички весом всего около 150 граммов без посадки преодолевают над морем почти 3900 километров. На обратном пути таких подвигов они не совершают. Летя к северу, они придерживаются суши и пролетают над всей южной, центральной и Северной Америками, поскольку весной кормовые там условия несравненно лучше, чем осенью. Еще размашистее петля у тонкоклювого буревестника. Для гнездования эти птицы собираются в огромные колонии на побережьях Южной Австралии и Тасмании. Когда птенцы встают на крыло, буревестники отправляются в путешествие вокруг Тихого океана: сначала вдоль западного берега до Берингова моря, потом параллельно американскому берегу до южной Калифорнии, оттуда через океан к Новой Зеландии, после чего возвращаются к гнездовым участкам.

Миграционная

бурокрылых


Осенний и весенний пути перелета

средних кроншнепов

Петля миграции тонкоклювых

буревестников

Все перечисленные примеры, так или иначе, связаны с перемещениями в меридиональном направлении. Но бывают и широтные миграции. Один из самых насыщенных пролетных путей Европы, которым птицы из арктических тундр России следуют на зимовки Западной Европы, беломоро-балтийский, ориентирован с запада на восток. Любопытно, что с севера Западной Сибири одни виды птиц летят на запад, а другие огибают Урал с востока и движутся на юг к Каспию, зимовкам Ближнего Востока и Африки. Чем объясняется выбор направления? Одна из версий связана с историей послеледникового расселения птиц. По мере того, как отступал ледник, они постепенно осваивали новые земли. Одни виды вселялись с юга, а другие – с запада. Птенцы, рожденные на новой территории, запомнили образ своей Родины и место ее нахождения, чтобы после зимних «каникул» уверенно найти обратную дорогу, продолжить род и закрепить миграционные традиции.

Но разнообразием перелетных траекторий орнитологические загадки не ограничивается. Большинство птиц улетает гораздо дальше, чем необходимо, чтобы достичь теплых кормных мест. Деревенские ласточки, или касатки – привычные спутники сельских жителей, из Европейской части России на зиму улетают в южную Африку, минуя ласковое средиземноморье, где некоторые другие беженцы из Европы благополучно проводят зиму. Мало того, с риском для жизни они перелетают через знойную Сахару. Чем их так манят африканские дали? Еще труднее объяснить приверженность африканским зимовкам птиц из Сибири: ведь им гораздо ближе лететь в южные районы своего материка. И таких видов множество: из 80 видов дальних мигрантов, гнездящихся в Западной Сибири, 37 проводят зиму в Индии, а 33 – в Африке.

Птицы южного полушария по наступлении фенологической осени улетают в северном направлении симметрично тому, как это бывает в северном полушарии. Таких видов относительно немного, ведь и площадь суши в южной полусфере меньше. Живущие высоко в горах на время зимы спускаются ниже и в предгорья, эти миграции называют вертикальными. Мигрирующие птицы есть и среди тропических, только улетают они на меньшие расстояния. Но там, где условия среды относительно постоянны, большинство ведет оседлый образ жизни.

Выбор пути перелета нацелен на оптимизацию расходов птичьей энергии. Одним видам выгодно спрямить траекторию и сделать дальний бросок, другим приходится заложить крюк, обходя препятствия, третьим необходимо делать остановки для отдыха. Мелкие певчие птицы могут лететь несколько часов подряд, преодолевая за сутки до 500 км, а потом останавливаются на день или на несколько, чтобы подкрепиться. Подходящих для этого мест, как правило, много, и встретить их во время пролета можно почти везде. Околоводным птицам труднее, ведь им нужны водоемы с определенными параметрами: одним – глубокие, другим, наоборот, с отмелями, и главное – с подходящей пищей. У таких видов маршрут представляет собой серию длинных «прыжков». От одной остановки до следующей птицам, бывает, приходится лететь несколько дней. Участки, на которых собирается особенно много птиц, получают статус ключевых орнитологических территорий, которые учитывают при создании заказников, заповедников и при разработке хозяйственных планов.

Миграции разных видов птиц различаются не только маршрутами, но и пространственной организацией. Одни виды летят узкими потоками, в частности - птицы-парители, такие как орлы или аисты, поскольку восходящие воздушные потоки образуются далеко не везде. Мигранты с машущим полетом летят широким фронтом, но и для их перелетов одни места более удобны, а другие – менее, поэтому кое-где возникают сгущения потоков, которые могут сливаться и разветвляться. Самые удачные природные коридоры обычно используются сразу многими видами, и знать их очень важно для разработки мер по сохранению птиц.

А так ли хорошо мы понимаем, почему они весной возвращаются? Почему не хотят навеки поселиться в местах южных зимовок? Ссылка на исторические традиции, закрепленные инстинктом, мало что проясняет. Нужно понять, чем привлекательны для птиц северные края. У орнитологов есть для этого несколько ответов. Например, существует мнение, что движущий мотив всего миграционного цикла нужно искать не в осеннем бегстве к теплу и достатку, а в весеннем перемещении к северу, и основная причина миграции – стремление к сезонному изобилию корма. В сыром прохладном климате умеренных широт и Арктики в огромных количествах плодятся насекомые, у которых личинки развиваются в водной среде. Это замечательная белковая пища для вскармливания птенцов. Не хуже диетические свойства и у водных беспозвоночных которых легко добывать на мелководьях северных морей. Приливно-отливная зона, приморские марши и дельты крупных рек – а в Северный ледовитый океан их впадает много – раздолье для водоплавающих птиц, ориентированных на поедание зеленого корма и на рыбу. Но не только пища привлекает мигрантов. Северные широты замечательны также тем, что летом светлое время суток, когда родители могут собирать корм для птенцов, там длиннее, чем на юге. А в Заполярье летом и вовсе не темнеет.

Охранять всем миром

Птицы не знают границ. Их пролетные пути пролегают по территориям многих государств разных континентов. Усилия тех, кто охраняет птиц, окажутся напрасными, если в одной стране их будут беречь, а в другой истреблять. Охрана птиц немыслима без международной кооперации, и самый разумный путь – объединять усилия тех стран, которые находятся на одном пролетном пути. На основании данных о миграциях множества видов ученые выделили восемь обобщенных пролетных путей: восточно-атлантический, средиземноморско-черноморский, западноазиатско-африканский, центральноазиатсий, восточноазиатско-австралазийский и три пролетных пути через Америки: тихоокеанский, миссисипский и американский атлантический. Страны каждого пролетного пути подписывают международные конвенции, где закреплены их обязательства по охране мигрирующих птиц.

Главное соглашение – Боннская конвенция по охране наземных и морских мигрирующих животных, подписанная в 1979 году в городе Бонне в рамках Программы ООН по окружающей среде, и вступившая в силу в 1983 году. Конвенция утвердила два важных списка: перечень мигрирующих видов, которым угрожает исчезновение (это так называемое Приложение I), и список мигрирующих видов, которым нужно международное сотрудничество. Наша страна к этой конвенции, к сожалению, не присоединилась, хотя по ее просторам проходят все пять евразийских пролетных путей. 1. Восточно-атлантический путь тянется вдоль побережья Атлантики от Африки к северу Европы, вдоль побережья Северного Ледовитого океана до полуострова Таймыр, а на западе заходит в Северную Америку, охватывая Гренландию и Канадский Арктический архипелаг. Именно к этому пролетному пути относится западный поток каменок (подробнее об этой героической птице см. ниже). 2. Средиземноморско-черноморский пролетный путь, который используют живущие в Европе деревенские ласточки и белые аисты, объединяет гнездовые области птиц севера и центра Европы с африканскими зимовками. 3) Западноазиатско-африканский пролетный путь соединяет Арктику от Ямала до Новосибирских островов с востоком Африки и Ближним Востоком. Эти три пути входят в зону действия Соглашения по охране Афро-азиатских мигрирующим водно-болотных птиц (African Eurasian Migratory Waterbird Agreement, AEWA). 4. Центрально-азиатский - включает гнездовые области лаптевского сектора Арктики и прилегающих частей морей Карского и Восточно-сибирского и пролегает через весь азиатский континент в Индию. Этот миграционный путь обеспечивает существование горных гусей – экстремалов высотных полетов, перелетающих над Гималаями, и множества других редких птиц, например – черного журавля и кречетки. 5. Восточноазиатско-австралазийский путь простирается от российского Дальнего Востока и Аляски через Восточную и Южно-Восточную Азию до Австралии и Новой Зеландии. В числе самых известных представителей этого пролетного пути – кулик-лопатень, маленькая, забавного облика птичка, которая в последние годы оказалась в критическом состоянии из-за неконтролируемой добычи в странах Юго-восточной Азии. Для охраны птиц, мигрирующих по этому пролетному пути, в 2006 году было создано международное Партнерство, куда вошла и Российская Федерация.

Трудности скитаний

Жизнь перелетных птиц очень непроста. По данным секретариата Конвенции по мигрирующим птицам, за период с 1978 по 2000 год почти половина видов перелетных птиц сократилось в численности, а 4% вовсе исчезли. Дальние мигранты страдают больше, чем птицы с короткими маршрутами. Главная проблема, с которой сталкивается 80% всех мигрирующих видов – изменения на сельскохозяйственных землях. Это и распашка лугов, и фрагментация природных ландшафтов, и перевыпас скота. К трагическим последствиям может привести промышленный вылов кормовых беспозвоночных, как случилось с исландскими песочниками из Канады. Их поголовье уменьшилось впятеро из-за истребления мечехвостов, чьими икринками кулики подкреплялись во время передышек, и которые, на беду, слишком приглянулись рыболовам в качестве наживки. Аналогичная история произошла и с европейским подвидом исландского песочника, не выдержавшим конкуренции за кормовых моллюсков с фермерами. Строительство дамб, осушительные работы и спрямление речных русел могут кардинально изменить облик места обитания и сделать его непригодным для птиц. Как это бывает, мы знаем не понаслышке - вспомним трагедию Аральского моря, которое исчезло с лица Земли вместе с зимовками водоплавающих, когда впадающие реки разобрали на оросительные нужды. Особая проблема – высотные сооружения, возводимые человеком. В США подсчитали, что за год от столкновения с разного рода искусственными преградами погибает 4-5 миллионов птиц, особенно летящих ночью и нацеленных на дальние расстояния. Массовое строительство ветряных электростанций, казалось бы, очень прогрессивных с экологической точки зрения, может создавать негативный эффект, если их устанавливают в местах концентрированного пролета птиц. С такой проблемой недавно столкнулись как это происходит на черноморском побережье Болгарии. Для дневных хищных птиц есть еще одна серьезная опасность: линии электропередач, не оснащенные специальной защитой. Усталые птицы садятся на провода, а при взлете, коснувшись их крыльями, получают мощный электрический удар.

И, разумеется, охота, особенно на пути весенней миграции, которую защитники птиц расценивают как проедание семенного фонда. Вспоминая о видах, вымерших из-за охоты, обычно упоминают странствующего голубя. Но есть и другое. Эскимосский кроншнеп – небольшой кулик, гнездившийся в тундрах Северной Америки, некогда был одной из самых многочисленных птиц мира. Тем не менее, всего за два десятилетия на смене XIX и XX веков американские фермеры довели его до грани исчезновения. Себе на беду, эти птицы отличались невиданной отвагой: они не бросали подбитых собратьев и пытались защитить их от охотников. Что облегчало стрелкам их черную работу (о трагической истории эскимосского кроншнепа канадский писатель Фред Бодсворт в 1955 году написал роман “The last of the Curlews” или «Последний из кроншнепов». Позднее по нему был снят очень красивый и грустный мультфильм. К сожалению, на русский язык ни книга, ни фильм не переведены. Страдать от охоты могут даже те виды, на которые она запрещена, и не обязательно по вине браконьеров. Гусь под названием пискулька на свою беду очень похож на обычный охотничий вид – белолобого гуся, и попадает под выстрел случайно. Цена ошибок, сделанных охотниками, усугубленная беспокойством на гнездовьях от туристов и рыбаков, ужасает: за последние 30 лет от прежних сотен тысяч пискулек во всем мире остались лишь около 10 тысяч.

Миграционное состояние

Как ни опасна жизнь небесных странников, но они все равно совершают свои перелеты и не могут иначе. Миграция – не волевое решение одной птицы или стаи, а закрепленное эволюцией сезонное состояние организма. Попавшие в неволю, даже при идеальных условиях содержания, в перелетное время пернатые испытывают невероятное беспокойство, вынуждающее их биться о стенки клеток, порой насмерть. Орнитологи объясняют его миграционным состоянием, включая в это понятие целый комплекс изменений в птичьем организме: физиологических, гормональных, поведенческих.

Миграционное состояние – закономерная фаза годового цикла птиц, который состоит из периода размножения, линьки, перелета на зимовку, второй линьки и обратной миграции на гнездовья. Для каждой фазы характерен особый гормональный статус. При подготовке к весеннему перелету в результате усиленного синтеза гормонов гипофиза, в частности пролактина, у птиц повышается аппетит, обмен веществ настраивается на запасание жира; после зимнего перерыва начинают работать половые железы. Меняется и поведение: начинаются тренировочные полеты, все чаще звучат контактные сигналы, которыми птицы обмениваются в пути, а у многих еще и нарушается суточный ритм: они переходят с дневной активности на ночную.

У птиц одного вида, живущих в одном регионе, разные фазы годового цикла совершаются одновременно. Для синхронизации физиологических процессов из всех факторов среды самый важный – фотопериод. Когда световой день достигает определенной длины, происходит запуск каскада регуляторных перестроек, автоматически следующих одна за другой в течение всего годового цикла. Точкой отсчета служит начало подготовки к весенней миграции – так что эта фаза особенно ответственная.

По небу, по звездам и по магнитному полю

Говоря о миграциях, нельзя обойти вниманием загадку, как перелетные птицы ориентируются в пространстве. Человеку для решения подобной задачи понадобятся карта и компас или прибор спутникового позиционирования GPS. Но у птиц ничего этого нет. Опыты с птицами в миграционном состоянии, помещенными в круглую клетку с глухими стенками и прозрачным потолком, показали, что в солнечные дни у некоторых дневных мигрантов есть отчетливая направленность перемещений, ослабевающая в ненастную погоду. Значит, они умеют ориентироваться по солнцу. Но для большинства птиц и облака – не препятствие, потому что они одарены способностью различать поляризованный свет. Для них цвет неба оказывается разным по направлению к солнцу и в области над перпендикуляром к его лучам, даже если светило скрыто за горизонтом или тучами. Подобные опыты с ночными мигрантами в планетарии, где можно произвольно менять расположение созвездий, подтвердили умение птиц ориентироваться и по Полярной и нескольким соседним с нею звездам. А в принстонском университете успешно сбивали с толку дроздов, помещая клетку в искусственное магнитное поле. В разгадке тайны магнитного ориентирования в последние два года ученые достигли большого прогресса. Оказалось, что птицы способны «видеть» магнитное поле Земли: в опытах на птицах с поврежденными нервами ученые из Германии убедительно доказали, что птицы воспринимают его именно глазами. В биохимическом механизме, ответственном за восприятие поля, ведущая роль принадлежит пигменту криптохорому, воспринимающему синий цвет, а также супероксиду (О2-1), вступающему с ним в химическую реакцию. Рецептором магнитного поля в этой системе служит супероксид, поскольку его молекулы способны менять ориентацию в зависимости от направления силовых линий.

Умение находить дорогу к зимовкам и обратно дано птицам от рождения, а не приобретается с опытом. Известно, что у некоторых видов молодые особи улетают на зимовку отдельно от взрослых птиц, и даже раньше. Как бы они добирались туда без врожденной программы? Ее существование доказано и в экспериментах с мечеными птенцами аистов, которых вырастили в неволе а потом увезли в другую страну и выпустили после того как улетели местные аисты. Наблюдая за перемещениями новоселов, орнитологи обнаружили, что все они полетели в направлении, традиционном для своей популяции, будто они стартовали на родине. Зато скворцы, похоже, знают не азимут, а координаты места назначения. В подобных опытах они полетели прямиком к месту зимовки, на котором они еще никогда не бывали, хотя направление от родного гнезда к нему отличалось на 60º. Значит, врожденные программы бывают разные: гибкая у скворцов, и не гибкая у аистов.

Весна идет!

Длительность светового дня небезразлична и человеку. Когда удлиняется темное время суток, многие испытывают сезонную депрессию, но стоит дню хоть чуть-чуть прибавиться, и, несмотря на январскую стужу, мы ощущаем прилив оптимизма. А сколько радости приносит первая песня большой синицы – они начинают распеваться уже в январе, а в теплые зимы даже в конце декабря. Синицы живут оседло и чувствуют грядущую весну по нарастанию фотопериода. Птичье население средней полосы начинает пополняться возвращенцами с юга в конце марта: забегают по газонам белые трясогузки, оживают скворечники, к старым колониям возвращаются грачи. С приходом апреля небо наполняется чаячьими, утиными и гусиными косяки. И каждый день дарит встречи с новыми птицами.

Немного статистики

Из 9856 видов птиц мира 1855 относятся к перелетным. Скорость полета у мелких видов птиц во время миграции – порядка 30 км/ч, у крупных – около 80 км/ч. Птицы могут лететь без перерыва несколько суток и преодолевать до 4000 км. Средняя высота полета около 5 км, но большинство птиц летит гораздо ниже. Статистика столкновений самолетов с птицами говорит, что 75% от всех случаев произошло не выше 300 м, 20% – от 300 до 1500 м, и лишь 5% – выше 1500.

Галерея чемпионов

Среди перелетных птиц чемпион по высоте полета – горный гусь. Они гнездятся в центральных районах Азии, а на зиму улетают в Индию, для чего им приходится перелетать над Гималаями, так как обходной путь был бы для них слишком длинным. Им приходится лететь приходится на невероятной высоте. Есть сообщение о встрече стаи горных гусей на высоте более 10 километров. Воздух там настолько разрежен, что вертолеты летать не могут: им не хватает подъемной силы винтов. Для человеческого организма такое немыслимо: восхождение на вершины Гималаев требует долгой подготовки для наработки дополнительного гемоглобина в крови и кислородных масок при подъеме. Гуси делают это безо всякой подготовки. Какие физиологические механизмы при этом задействованы? И вообще, как им удается удерживаться в разреженном воздухе? Может быть, у этого вида гусей какая-нибудь особая форма крыла, или частота взмахов выше, чем у других гусей? Как показали исследования канадских орнитологов из университета в Ванкувере, размах крыльев действительно немного больше, но заметного влияния на аэродинамические свойства птицы он не оказывает. Гораздо важнее физиологические особенности. В экспериментах выяснили, что преодолевать высотную гипоксию горным гусям помогает уменьшение теплоотдачи и усиленная вентиляция легких. Однако, согласно теоретическим моделям, для эффективного дыхания на больших высотах этих факторов недостаточно. По данным китайских ученых у горных гусей несколько иная, чем у других птиц, структура гемоглобина, но как она влияет на эффективность связывания кислорода, пока неясно. Так что до решения этой загадки пока очень далеко.

Говоря о лидерах, нельзя обойти вниманием абсолютного чемпиона по дальности ежегодного перелета: полярную крачку. Гнездовья этого вида располагаются выше северного Полярного круга, а на зиму крачки перемещаются в Антарктику. Но недавно оказалось, что о миграциях этой птицы мы знаем еще далеко не все, и, даже возведя в ранг чемпиона, мы, тем не менее, недооценили ее способности. Прикрепив к нескольким полярным крачкам сверхминиатюрные геолокаторы весом всего по 1,4 грамма, которые записывают в карту памяти продолжительность светового дня и время восхода и заката, орнитологи смогли нанести на карту перемещения одиннадцати птиц из Гренландии и Исландии. Оказалось, что, долетев до южных пределов, крачки не останавливаются, а продолжают перемещение вдоль кромки антарктических льдов, кто на запад к южной Америке, а кто на восток к Австралии. Дополнительный «крюк» по длине соизмерим с протяженностью «основного» перелета, то есть суммарная длина годовой миграции вдвое больше, чем думали прежде. Таким образом, за год каждая птица пролетает не 40 тысяч километров, как считалось ранее, а от 80 до 80 тысяч! За всю свою жизнь – а живут эти птицы более 30 лет – полярная крачка «накручивает на спидометр» более двух миллионов километров – как три полета на луну и обратно.

Но если искать абсолютного чемпиона по суммарной длине пути, проделанного за всю жизнь, то им окажется малый, или обыкновенный буревестник. Живет эта птица долго, до 50 лет, и за это время успевает пролететь около 8 миллионов километров. В числе лидеров по дальности перелетов – обыкновенная каменка. Эти птицы летят не с севера на юг, а с большим широтным смещением. Зимуют каменки в Африке к югу от Сахары, а для размножения улетают несколькими потоками. Один ведет в Гренландию и Канаду, для чего птицы пересекают Атлантический океан – это один из самых протяженных океанических перелетов, совершаемых воробьиными птицами. И при этом, в отличие от крачек, они не имеют возможности подкормиться. А другой – на север Евразии и Аляску. Птицам, летящим на восток ареала, на Аляску, необходимо перелететь через всю Сибирь, и суммарная протяженность маршрутов в оба конца составляет более 20 тысяч километров.


И, наконец, абсолютный чемпион по дальности беспосадочного броска – кулик малый веретенник. С Чукотки и Аляски стаи малых веретенников летят на зиму в Австралию и даже Новую Зеландию, и, как показало спутниковое наблюдение за птицами, помеченными радиопередатчиками, прямо через океан. Одна самка долетела с Чукотки до новозеландских берегов за восемь дней, преодолев без отдыха 11680 км! Не удивительно, что перед миграцией их тело на 55% состоит из жира, необходимого, чтобы обеспечить перелет без дозаправки топливом.


Краснова Елена Дмитриевна, канд. биол. наук, научный сотрудник Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Эта небольшая белая птица с чёрной «шапочкой» на голове является рекордсменкой по длине миграционного пути. Для того, чтобы перезимовать, она улетает из Арктики в Антарктику, а весной возвращается обратно. За год полярная крачка пролетает в среднем около 70 000 км, а отдельные особи умудряются «намотать» более 80 000 км. Учитывая, что длина экватора составляет чуть более 40 000 км, получается, что перелёт крачки с полюса на полюс 2 раза в год равен тому, чтобы полностью облететь весь земной шар.

Дети, которых воспитали животные

10 тайн мира, которые наука, наконец, раскрыла

2500-летняя научная тайна: почему мы зеваем

Чудо-Чина: горох, способный подавлять аппетит на несколько дней

В Бразилии из пациента вытащили живую рыбу больше метра длиной

Неуловимый афганский «олень-вампир»

6 объективных причин не бояться микробов

Первый в мире кошачий рояль

Невероятный кадр: радуга, вид сверху

По характеру сезонных миграций все птицы делятся на перелётных, кочующих и оседлых. Первые ежегодно совершают перелёты в определённых направлениях с мест гнездования на зимовья и обратно, возвращаясь почти всегда в места гнездования в предыдущем году. Вторые в негнездовое время кочуют в ближайшие местообитания - такие кочёвки постоянных направлений не имеют. Третьи целый год оседло живут на одном участке. В одних частях ареала птицы определённого вида могут быть перелётными, а в других - вести кочевую или даже оседлую жизнь. Во время миграций на места зимовки и обратно к гнездовым областям перелётные птицы обычно придерживаются определённых направлений (миграционных путей), скапливаясь во время перелёта в экологически благоприятных местах. Во многих крупных городах в умеренном климате сформировались популяции некоторых видов птиц, которые стали вести оседлый образ жизни, например кряквы. Все они гнездятся в самом городе или его окрестностях и отказались от сезонных миграций. Возникновение подобных оседлых популяций в крупных городах связано с круглогодичной подкормкой птиц людьми, наличием доступного корма и отсутствием многих естественных врагов.

Среди сезонных миграций птиц, происходящих на протяжении года, выделяют следующие формы: послегнездовые кочёвки, осенне-зимние кочёвки, осенний перелёт, весенний перелёт. Миграционные пути птиц состоят из множества отрезков, между которыми птицы отдыхают, ищут корм. Миграции изменчивы по срокам, а их траектории могут меняться из года в год и из сезона в сезон. Одна и та же особь в различные годы может использовать различные миграционные пути, а в отдельные годы вообще не мигрировать. Абсолютным чемпионом по дальности миграций считают полярную крачку, мигрирующую сезонно из Арктики в Антарктику, преодолевая за год расстояние до 70-90 тысяч км. Также одну из самых длинных миграций в мире, длительностью до 26 тысяч км, совершает круглоносый плавунчик.

Большинство крупных птиц перелетают стаями, часто формируя регулярные расположения птиц, такие как V-образный «клин» из 12-20 птиц. Такое расположение помогает птицам уменьшить энергетические затраты на перелёт. Незначительное число видов всегда летят поодиночке (некоторые дневные хищники, кукушки и др.). Маршрут миграции малого веретенника, прослеженный при помощи спутника, на пути на север из Новой Зеландии достигает протяжённости около 10 тысяч км. Основным фактором, определяющим сроки прилёта и отлёта перелётных птиц, является наличие кормовой базы. Немалое значение для сроков миграций имеет также длина пути; в отдельных