Упражнения для совершенствования невербальных способов общения. Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения Невербальное общение в средней группе

Игра «В стране глухих»

Внук как будто пришел к бабушке, которая уже старенькая и плохо слышит. На вопросы бабушки внуку приходится отвечать языком жестов. По ситуации внук может прийти со двора, из леса, из детского сада, из кино, со дня рождения.

Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка»

Взрослому надо попросить ребенка, чтобы он рассказал знакомую короткую сказку, например, «Репка» от имени героев: то басом как дед, лаем как Жучка, то пища как мышь. Можно использовать любые короткие сказки. Другой вариант этой игры. Пусть ребенок изобразит пантомимически героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев.

Игра «Оживи картину»

Для этой игры заранее приготовьте живописную картинку с речкой. Взрослый говорит: «Дотронься, малыш, воображаемой волшебной палочкой до картинки и оживи ее. Почувствуй запахи и расскажи о них, услышь звуки, расскажи о них, дотронься до предметов, деревьев, травы. Расскажи, какие они на ощупь». А потом пусть палочка перенесет ребенка в те места картины, которые не вошли на полотно: влево, за картину, вправо, вверх, вниз. Пусть ребенок пофантазирует что там. Не забудьте после игры выйти из картинки, закрыв ее волшебной палочкой.

Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

Игра «Кто – кто в коробочке живет, что – что в коробочке лежит?»

Племя «молчунов» сидит у костра. Каждый по очереди достает из коробочки воображаемый объект: то птичку, которая тут же улетает с руки; то ужа, который вырывается; то горячий уголек. В этой игру говорить нельзя. Остальные члены племени должны догадаться – что каждый достал из коробки.

Игра «Превращусь-ка я в утюг»

Ребенку надо превратиться в бытовые приборы и изобразить: раскаленный утюг, старенькую стиральную машину, бодро идущий будильник, разрывающийся от звонка телефон, настольную лампу.

Игра «Кисонька ходила, хвостиком водила»

Подберите 6-7 предметов: кусочек ваты, кусочек меха, кисточку для рисования, кусочек поролона, полоску бумаги, стеклянный флакончик, деревянную палочку, кусочек ткани. До игры дети смотрят на предметы, трогают их. Взрослый называет предметы. Дети закрывают глаза, взрослый прикасается и ласково проводит по руке от кисти до локтя или по ноге от щиколотки до колена, или по щеке ребенка. Ребенок должен узнать и назвать предмет. Эта игра благотворно действует на здоровье ребенка, снимает напряжение, раздражительность, тревожность. Гармонизирует отношения с взрослыми.

Игра «Ох, нелегкая это работа»

Ребенку предлагается взять стульчик и по команде взрослого нести его то как легкий цветок, то как щенка, то как мешок с золотым кладом, то как кастрюлю, полную до краев воды. Необходимо изобразить, как надо двигаться в каждом случае.

Игра «Шепот, шепот, шепоток, кто шептал тебе, дружок?»

В эту игру могут играть сразу несколько человек. Выбирают из играющих водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а водящий должен отгадать, кто ему шепчет. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не угадает.

Игра «Обезьянка и зеркало»

Взрослый изображает обезьянку-кривляку, а ребенок – зеркало, которое повторяет все гримасы взрослого: надувает щеки, округляет рот, вытаращивает глаза, сужает глаза, морщит лоб, поднимает брови, растягивает губы в тонкую полоску (рот до ушей).

Как говорят части тела”
Цель:
учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Зоопарк”
Цель:
развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

День наступает, всё оживает...”
Цель:
развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов
(пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Многим известно, что хорошее общение — основа любых успешных отношений, будь то личных или профессиональных. Однако важно признать, что именно невербальные аспекты коммуникации — выражение лица, жесты, зрительный контакт, поза, и тон голоса — «звучат» громче всех. Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию, или «язык тела», — мощный инструмент, который поможет вам общаться с другими людьми, выражать то, что вы на самом деле имеете в виду, и выстраивать успешные отношения.

Что такое невербальное общение и невербальная коммуникация

Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно посылаем и принимаем бессловесные сигналы. Наше невербальное поведение — жесты, поза, темп и громкость речи, дистанция до другого человека, зрительный контакт — несет мощные сигналы. Эти сигналы не прекращаются, когда вы перестаете говорить. Даже если вы молчите, вы по-прежнему общаетесь невербально.

Зачастую то, что «вырывается» из наших уст, и то, что мы сообщаем через язык тела, — это два совершенно разных послания. Когда люди сталкиваются с такими смешанными сигналами, им приходится выбирать, верить ли вашему вербальному или невербальному сообщению, и в большинстве случаев они склонны выбирать невербальное, потому что оно более естественное — это бессознательный язык, который транслирует ваши истинные чувства и намерения в каждый момент времени.

Почему невербальное общение так важно?

То, как вы слушаете, смотрите, двигаетесь и реагируете, говорит другому человеку, не все ли вам равно, насколько вы честны и насколько внимательны. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с вашими словами, то увеличивается доверие, ясность и взаимопонимание. Если они не совпадают, то тогда они порождают напряженность, недоверие и замешательство.

Если вы хотите стать более успешным в общении, для вас будет важным стать более чувствительным не только к языку тела и невербальным сигналам других людей, но и своим собственным.

Невербальные сигналы выполняют пять функций

  • Повторение : они повторяют сообщение, которое человек делает в устной форме.
  • Вскрывают противоречия : они могут противоречить сообщению, которое пытается передать человек.
  • Заменяют смысл : они могут заменить вербальное сообщения. Например, глаза человека часто передают сообщение более ярко, чем слова.
  • Дополняют сообщение : они дополняют или добавляют к устному сообщению. Босс, который хлопает по спине работника, когда хвалит его, усиливает этим жестом воздействие сообщения.
  • Акцентируют сообщение : они акцентируют или подчеркивают вербальное сообщение. Удар кулаком по столу, например, подчеркивает сообщение.

Источник: The Importance of Effective Communication, Edward G. Wertheim, Ph.D.

Виды невербального общения и невербальной коммуникации

Есть много различных типов невербального общения. Взятые вместе нижеописанные невербальные сигналы и «подсказки» говорят о вашем интересе и «включенности» в общение.

Выражение лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и в состоянии передать бесчисленное количество эмоций, даже если вы не произносите ни слова. И, в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, выражения лица универсальны. Мимика счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения — одна и та же в разных культурах.

Движения тела и поза

Подумайте, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя, передает огромное количество информации окружающему миру. Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, осанку, положение тела и мелкие движения.

Жесты

Жесты прочно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем, маним и используем свои руки, когда спорим или оживленно разговариваем — мы выражаем себя с помощью жестов, часто даже не задумываясь. Тем не менее, смысл жестов может быть очень разным в разных культурах и регионах, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного толкования.

Зрительный контакт

Поскольку зрительное восприятие доминирует у большинства людей, контакт глаз — особенно важный тип невербальной коммуникации. То, каким образом вы смотрите на кого-то, передает много информации, в том числе интерес, привязанность, враждебность, или притяжение. Зрительный контакт также имеет важное значение в поддержании разговора и оценки реакций другого человека.

Прикосновения

Мы много общаемся через прикосновения. Подумайте, какие сообщения несут в себе следующие действия: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплое объятие, обнадеживающее похлопывание по спине, покровительственное похлопывание по голове, или контролирующий захват вашей руки.

Пространство

Вы когда-нибудь чувствовали себя не комфортно во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта потребность может отличаться в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, в том числе сигналов близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Голос

Сюда входит не только то, что вы говорите, но и то, как вы говорите. Когда мы говорим, другие люди считывают наши голоса в дополнение к слушанию наших слов. Они обращают внимание на следующее: скорость и темп, громкость, тон, интонацию и звуки, которые передают понимание, такие как «ага» и «угу». Подумайте о том, как, например, тоном голоса можно передать сарказм, гнев, привязанность или уверенность.

Невербальные сигналы невозможно подделать

Вы могли слышать советы о том, каким образом нужно сидеть, держать руки или здороваться рукопожатием так, чтобы выглядеть уверенным или утвердить свое доминирующее положение. Но правда в том, что такие уловки вряд ли сработают (если вы действительно не чувствуют себя уверенным и ответственным). Причина в том, что вы не можете контролировать все сигналы, которые постоянно посылаете, о том, что вы действительно думаете и чувствуете. И чем больше вы стараетесь, тем более неестественно будут выглядеть ваши сигналы.

Когда в невербальном общении что-то не ладится

То, что вы передаете через язык тела и невербальные сигналы, влияет на то, как другие люди будут воспринимать вас, насколько будут уважать, будут доверять вам или нет.

К сожалению, многие люди посылают запутанные или отрицательные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, то нарушается связь и доверие.

Невербальная коммуникация и язык тела в межличностных отношениях

Джек, Тед и Арлин — красноречивые ораторы, которые говорят одно, а невербально посылают что-то другое, что оборачивается для них катастрофическими результатами в их отношениях:

Джек
Он считает, что хорошо ладит со своими коллегами на работе, но если вы спросите любого из них, они скажут, что Джек всегда очень напряжен и пугает их. Вместо того чтобы просто смотреть на вас, он, кажется, пожирает вас глазами. И если он берет вас за руку, то хватает ее, а затем сжимает до боли. Джек — заботливый парень, который тайно желает иметь больше друзей, но его неловкие невербальные действия держат людей на расстоянии и ограничивают его возможности продвигаться на работе.

Арлин
Она очень привлекательна и не имеет никаких проблем при знакомстве с подходящими мужчинами, но ей трудно поддерживать отношения дольше нескольких месяцев. Арлин забавная и интересная, но несмотря на то, что она постоянно смеется и улыбается, она излучает напряженность. Ее плечи и брови заметно подняты, ее голос пронзителен, а тело жесткое. Находясь рядом с Арлин, многие чувствуют себя некомфортно. Арлин многое делает для себя, что сводится на нет тем дискомфортом, который она порождает в других.

Тед
Он думал, что нашел себе идеальную пару, когда встретил Шарон, но Шарон не была так уверена. Тед хорошо выглядит, трудолюбив и умеет красиво говорить, но кажется, что он больше заботится о своих мыслях, чем о Шарон. Когда Шарон было что сказать, Тед всегда был готов с дикими глазами все опровергнуть, прежде чем она успевала закончить свою мысль. Шарон стала чувствовать, что он ее игнорирует, и вскоре начала встречаться с другими мужчинами. По этой же причине Тед не имеет успеха на работе. Его неспособность слушать других делает его непопулярным среди людей, которыми он больше всего восхищается.

Эти умные люди с самыми благими намерениями изо всех сил пытаются наладить отношения с людьми. Печально то, что они не знают о том, какие невербальные сигналы передают.

Если вы хотите эффективно общаться, избегая таких недоразумений, и наслаждаться крепкими, доверительными отношениями как в социальной, так и профессиональной сферах, очень важно понимать, как использовать и интерпретировать невербальные сигналы.

Создание условий для эффективного невербального общения

Невербальная коммуникация представляет собой быстро протекающий взаимосвязанный процесс, который требует вашей полной концентрации и внимания. Если вы думаете о том, что собираетесь сказать дальше, мечтаете или думаете о чем-то еще, то скорее всего пропустите невербальные сигналы и другие тонкости в разговоре. Вы должны оставаться сосредоточенным на текущем моменте, чтобы полностью понять, что происходит.

Для улучшения качества невербального общения научитесь справляться со стрессом

Лучшее, что вы можете сделать, чтобы улучшить вашу невербальную коммуникацию — изучить способы регуляции стресса . Стресс ставит под угрозу вашу способность общаться. Когда вы напряжены, то склонны неверно воспринимать других людей, посылать противоречивые или отпугивающие невербальные сигналы, и впадать в нездоровые модели рефлекторного поведения. Кроме того, эмоции «заразны». Если вы расстроены, то весьма вероятно, что вы спровоцируете негативные эмоции у других людей, что сделает и так плохую ситуацию еще хуже.

Если вы чувствуете, что находитесь в стрессе — возьмите тайм-аут. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем вернуться к разговору. После того, как вы восстановите свое эмоциональное равновесие, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы справиться с ситуацией в позитивном ключе.

Как осознание эмоций укрепляет невербальное общение?

Для того, чтобы посылать точные невербальные сигналы, вам необходимо осознавать собственные эмоции и их влияние на себя самого. Кроме того, необходимо уметь распознавать эмоции других людей и их истинные чувства, что проявляются через невербальные сигналы. Здесь-то и играет роль осведомленность о собственных эмоциях. Осознанность эмоций позволяет:

  • Считывать эмоции и чувства других людей, а также невербальные сообщения, которые они посылают.
  • Создавать доверие в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете, замечаете и вовлекаетсь.
  • Понимать, удовлетворяют ли отношения ваши эмоциональные потребности, что дает вам возможность либо скорректировать эти отношения, либо искать новые.

Советы для считывания «языка тела» и невербального общения

После того, как вы разовьете свои способности справляться со стрессом и распознавать эмоции, вы, естественно, станете лучше «считывать» невербальные сигналы других людей.

  • Обращайте внимание на несоответствия . Невербальная реакция должна укреплять то, что было сказано. Вам встречалось такое, что человек говорит одно, а язык его тела — что-то другое? Например, он говорят вам «да», в то время как качает головой «нет»?
  • Рассматривайте невербальные сигналы как группы сигналов . Не придавайте слишком большого значения одному жесту или невербальному посланию. Рассмотрите все невербальные сигналы одновременно от зрительного контакта и тона голоса до языка тела. Невербальные сигналы, взятые вместе, согласуются или противоречат тому, что говорят слова?
  • Доверяйте своим инстинктам . Не пренебрегайте своей интуицией. Если вы чувствуете, что кто-то нечестен или что-то не сходится, возможно, что вам удалось «считать» несоответствие между вербальными и невербальными сигналами.

Оценка невербальных сигналов

  • Контакт глаз . Был ли он установлен? Если да, то он был чрезмерно интенсивным или просто прямым?
  • Выражение лица . Что показывает лицо? Является ли оно «маскообразным» и невыразительным или эмоциональным и полным интереса?
  • Тон голоса . Есть ли в голосе теплота, уверенность и интерес, или он кажется напряженным и сдержанным?
  • Поза и жесты . Тело расслабленное или жесткое и неподвижное? Плечи напряжены и подняты или слегка опущены?
  • Прикосновения . Есть ли физический контакт? Уместен ли он в данной ситуации? Есть ли у вас ощущение дискомфорта?
  • Интенсивность . Сигналы кажутся ровными, прохладными, незаинтересованными или чрезмерными и мелодраматичными?
  • Время и место . Происходит ли простой взаимный обмен информации? Невербальные ответы приходят слишком быстро или слишком медленно?
  • Интонации . Слышите ли вы интонации, которые указывают на заботу или беспокойство («ага», «угу»)?

Как только вы начнете обращать внимание как на свои невербальные сигналы, так и на невербальные сигналы собеседников, ваши коммуникативные способности улучшатся.

Читайте также:
  1. Анализ обеспеченности и эффективности использования строительной организацией основными средствами
  2. Аудит операций с основными средствами; цель аудита; программа; методы сбора доказательств; процедуры средств контроля и по существу.
  3. Билет № 11 Синергетика – язык междисциплинарного общения. Роль хаоса и случайности
  4. Билет №120 Условия получения права на управление транспортными средствами.
  5. В 2. Методы управления структурой капитала: собственными и заемными средствами.
  6. Вопрос Коммуникации и переговоры в гостиничном сервисе. Функции делового общения.
  7. вопрос: Конструирование как вид изодеятельности дошко­льников. Формирование у детей умений переда­вать пространство средствами конструирования из строительного материала
  8. Глава 12 Обработка данных средствами электронных таблиц
  9. Для вывоза раненых с поля боя, транспортировки раненых и больных на этапы медицинской эвакуации медицинская служба располагает различными санитарными средствами.
  10. Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их проведения.

Игра «Магазин игрушек».

Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.

Методика проведения: Дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.

Игра «Зайцы и лиса».

Цель: обогащать возможности невербального общения.

Методика проведения: Воспитатель: « Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям воспитателя дети выполняют соответствующие движения.

Игра «Иностранец».

Цель: Обогащать мимику и пантомимику детей.

Методика проведения: К нм в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова.

Игра «Через зеркало».

Цель: упражнять в описании действий, используя язык жестов.

Методика проведения: Детям. Предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникает звуки. Ребенок объясняет свою просьбу, действия используя жесты, мимику. После игры выясняют, правильно ли они друг друга поняли.

Игра «Изобрази сказку».

Цель: формировать умение договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.

Методика проведения: Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.

Игра «Расскажи стихи без слов».

Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

Методика проведения: Воспитатель читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты.

Игра «Зоопарк».

Цель: упражнять в изображении задуманного животного, используя мимику, жесты.

Методика проведения: Дети все сидят за стульями(«в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются «звери» выходят на свободу, бегают, кричат, рычат.



Игра «Менялки игрушек».

Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Методика проведения: Все дети встают в круг, каждый держит в руках, какую - нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Угадай, о чем я мечтаю».

Цель: развивать воображение, пантомимику, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.

Методика проведения: Дети в парах поочередно изображают пантомически то, что пытался выразить им партнер. По окончании игры ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Цель: учить с помощью мимики и жестов описывать действия.

Методика проведения: Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся договариваются между собой, что они будут одновременно показывать. Задача ребенка - отгадать, что изображает команда. .



Игра «Угадай сказку».

Цель: учить детей с помощью мимики и жестов угадать героя сказки.

Методика проведения: Ребенок старается без слов, с помощью пантомимики описать сказочного героя. Остальные дети пытаются угадать.

Игра «Тихий разговор».

Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Методика проведения: Участники садятся в круг. Задание - невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную фразу».

Игра «Подарок другу».

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Методика проведения: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Игра «Передача чувств».

Цель: научить детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Методика проведения: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.

Игра «Зеркало».

Цель: учить с помощью жестов и мимики копировать поведение людей. Методика проведения: дети разбиваются по парам. Один из них «зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем дети меняются местами.

Игра «Тихий час для мышат».

Цель: учить передавать повадки животных, используя мимику и пантомимику.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Вознестись сонным писком, что хотят спать. Затем дети – мышата укладываются « спать» на коврик.

Игра «Собери пиктограмму».

Цель: развивать дифференциации различных эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.

Методика проведения: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.

Игра «Пластилинчик».

Цель: показать загаданную фигуру, используя мимику и жесты.

Методика проведения: Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что - либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает – пластилинчик и «лепит» из него какое либо животное. Остальные дети угадывают, какое это животное.

Игра «Из семечка – в дерево».

Цель: обучать выразительным движениям, использую мимику, жесты и движения.

Методика проведения: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко. «Взрослый садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент – и бутоны лопаются, росток превращается в прекрасный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам – соседям, слегка дотрагивается до соседей своими лепестками. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается, ложится на землю. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превращается в маленькое семечко. Снег укутал семечко. Скоро опять весна и оно оживет». Воспитатель ходит между детьми и показывает им движения.

Игра «Ива на ветру».

Цель: обогащать общение невербальным способом.

Методика проведения: «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, летний ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Группа становиться в тесный круг, плечом к плечу, а в центре один ребенок – «ива». Легкие движения рук по направлению вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивают иву. У ребенка – «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней.

Молчаливое приветствие друг друга (элементы психогимнастики) - все молча ходят по классу, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произносится никаких слов.

Предложить участникам походить по комнате и прикоснуться друг к другу с закрытыми глазами. Попытаться определить, с кем возникает кинестетический контакт.

Упражнение на развитие периферического зрения. Выбрать какую-либо точку и неподвижно на нее смотреть, стараясь увидеть как можно больше (расфокусировка взгляда).

Обсуждение вопроса о значении периферического зрения в процессе общения. Информация о том, что именно периферическим зрением замечаем мелкие движения.

28. „Мимика и жесты". Группа делится на пары. Каждый только с помощью рук показывает два противоположных состояния (например, гнев и удовольствие).

То же самое, только при помощи мимики (без жестов). То же самое при помощи мимики и жестов. Рефлексия.

29. „Приветствие королеве". На стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные члены группы - ее подданные, которые должны ее приветствовать. При выполнении упражнения возможно использование атрибутов, помогающих войти в роль (это упражнение позволит почувствовать разные позиции в процессе общения).

Рефлексия: свои ощущения от непривычной роли, ощущение от „открытого пространства", дистанции общения.

30. „Выбор дистанции". Работа в парах. Один партнер сидит на полу, другой стоит на близком расстоянии. В таком положении ведется разговор в течение 5-7 минут. Затем партнеры меняются ролями. „

Рефлексия. Обратить внимание на ощущение „дистанции.

31. „Слепец и поводырь". Группа разбивается на пары. Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой - провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является „глазами" первого.

Начать обсуждение: «Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия». Вопросы для обсуждения:

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнеру? Что вселило такую уверенность?

32. „Аукцион скульптур". Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль „скульптора", другой - „материала". Скульптор „лепит" скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.

Рефлексия. Ответить на вопросы: „Податлив" ли „материал"? Каков характер прикосновений скульптора? Обратить внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела? Всегда ли наше тело нас слушается? Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?

33. Соприкоснуться указательными пальцами с партнером, под танцевальную музыку поводить руками в разных направлениях, быть в движении. Стараться не нарушать контакт. Отрефлексировать.

34. „Отражение эмоционального состояния" („зеркало"). Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение выполняется молча. Эмоциональное состояние показывается с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по 3 раза (разные эмоциональные состояния).

35. „Восковая палочка". Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1-2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Вопросы для обсуждения:

Кто смог расслабиться, снять зажимы?

Кто не боялся упасть?

Оцените характер прикосновений. Предлагается высказаться всем желающим. Условия игры можно усложнить. Один встает на стул, вся группа стоит сзади, подставив руки. Стоящий на стуле падает вниз спиной. Стоящие ловят его, не давая упасть.

36. В разговоре с членом семьи или приятелем намеренно используется неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, что интересна для инициатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ведение разговора должно быть грамотным (визуальный контакт, поддерживание разговора, интересного для собеседника, улыбка). Сравнить самочувствие.

37. На листе бумаги записывается небольшое сообщение. Затем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зрителями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия.

38. Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью

Мимики и жестов.

39. Изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

40. Выразить невербально (мимика, пантомима) заданную тему. Темы могут быть выбраны в групповой дискуссии, могут быть заданы ведущим („как я преодолеваю трудности").

41. Примеры для анализа ситуаций.

а) Человек, став заведующим кафедрой, приказал оставить в своем кабинете одно кресло для себя, все стулья велено было убрать.

Проанализировать данную ситуацию с позиций взаимодействия, привести другие примеры.

б) Вы сделали покупки в магазине, придя домой и выкладывая купленное, увидели, что с прилавка забрали не все. Идете в магазин, чтобы забрать то, что забыли.

Варианты разговора с продавцом.

Варианты поведения в данной ситуации разыгрываются, затем проводится анализ вербальных и невербальных способов общения.

42. „Животное". Упражнение предназначено для педагогов и выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

43. „Эмоция". Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки" означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо", „Радость. Губы", „Чванство. Правая рука", „Гордость. Спина", „Страх. Ноги" и др.

Упражнение направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

44. „Видеокамера". Инструкция ведущего: Если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить вам упражнение, способствующее актуализации вашей внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально - дома, на перемене, по дороге на работу. Цель упражнения состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять свою конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Для снятия остро-эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения проведите кратковременное занятие на релаксацию. Когда вы почувствуете некоторое успокоение, попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного киносценария: когда вы впервые увидели человека, с которым у вас впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т. п. Представьте все эти ситуации в их реальной последовательности, как будто вы снимаете на видеокамеру. При этом вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других его участников, динамику развития конфликта и его апогей.

Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете „отходить" от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40-45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не „увязнуть" в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.

45. „Давление". Инструкция. Игра проводится парами. Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее - когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно вы не испытывали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт) .

Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Осуществление совместной деятельности в общении с коллегой дает больше положительных эмоций, нежели противостояние и борьба за то, кто первым захватит коммуникативное лидерство и реализует позицию „над". Кроме этого, не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения, и вместо помощи он просто откажется от контакта с вами. Подумайте, что лучше?

| | |

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Процесс обучения невербальным средствам общения дошкольников включает основные этапы работы:

развитие мышц лица, тела;

ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

«Как говорят части тела»

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

«Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

«Сделай подарок»

Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает, все оживает…»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

«Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

«Люблю - не люблю»

Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой - маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход. Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

«Магазин зеркал»

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети - это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

«Пойми меня»

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками - 1 - 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Жизнь в лесу»

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь -- тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда -- начали. Сейчас -- утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Добрые эльфы»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон -- дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую -- эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы -- подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

«Птенцы»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? -- спрашивает воспитатель. -- Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Муравьи»

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики. Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так -- всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

«Театр теней»

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, -- объясняет взрослый. -- Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она -- наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы -- наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

«Ожившие игрушки»

Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов и движениями тела, они развивают коммуникацию между дошкольниками, внимание и творчество. Дети должны видеть своих коллег, ставить себя в их положение, понять невербальную коммуникацию и реагировать соответствующим образом на запросы, должны быть в состоянии понимать и ответить на них без словесного общения.