Вы слышали об эффективной системе постановки целей СМАРТ. Что это такое и как использовать методику для улучшения личных достижений и эффективности бизнеса?
Система СМАРТ представляет собой набор критериев для правильного планирования и определения целей, предложенный еще в 1954 году Питером Друкером. Название метода — аббревиатура, в которой скрываются пять принципов.
Расшифровка метода SMART выглядит так:
- Specific — конкретная. Предельно точно определите целевой результат. Допустим, нет смысла ставить целью улучшение техники продаж. Вам нужен конкретный результат. Подойдет такая формулировка — повышение продаж на 20 %. Имейте в виду, что одна цель должна предполагать только один результат. В ином случае следует разбить ее на несколько самостоятельных пунктов.
- Measurable — измеримая. Определите систему оценки вашей позиции на пути к достижению цели, а также значение, при котором задача будет считаться выполненной. Так, недостаточно ориентироваться просто на повышение объемов продаж. В формулировке цели должна быть цифра, например 20 %.
- Achievable — достижимая. Очевидно, что если задача априори невыполнима, вероятность ее реализации стремится к 0. Поэтому необходимо адекватно оценить текущее положение дел, требуемые и имеющиеся в наличии ресурсы. Не беда, если при постановке цели по схеме SMART вам придется ограничиться малым и на время поумерить амбиции. Впоследствии вы просто определите новую задачу с более высокой планкой.
- Relevant — значимая. Решите, действительно ли рассматриваемая цель имеет для вас существенное значение? Не противоречит ли она прочим задачам, прежде всего, наиболее важным и долгосрочным?
- Timed — с ограниченным сроком. Установите четкую дату, к которой ваша СМАРТ-цель должна быть достигнута, или определите временные рамки, если речь идет о выполнении периодических действий, как то занятия в тренажерном зале или медитация.
Как применять эту технологию на практике?
Используйте СМАРТ для анализа каждой вашей текущей и новой цели. Возьмите задачу и оцените ее на предмет соответствия правилам метода. При необходимости вносите корректировки и обязательно записывайте готовые цели, прошедшие отбор. Если задачу не удается вписать в рамки SMART, не спешите ее отсеивать. Попытайтесь разделить ее на несколько более мелких и конкретных целей. Это не только поможет привести ваш план в соответствие принципам SMART, но и позволит сформировать более четкую картину предстоящей работы.
Использовать такой подход можно как лично для себя, так в бизнесе.
При использовании СМАРТ для личных целей не забывайте:
- поддерживать оптимизм и мотивацию;
- ежедневно напоминать себе о целях и действиях, которые нужно предпринять сегодня для их достижения;
- творчески подходить к поиску путей реализации своих задач;
- регулярно оценивать пройденный путь и корректировать цели.
Метод СМАРТ весьма эффективен в менеджменте, когда вы определяете задачи для других людей. С ним ваши подчиненные будут четко понимать, какого результата вы от них ожидаете. Этот подход повышает продуктивность сотрудников и эффективность работы всей компании в целом.
Comments are off this post!