Налаженные контакты с поставщиками. Как организовать поставки товара из китая. Как вести бухгалтерский учет работы с поставщиками

Чаще всего бизнес в России связан с закупкой товаров, оборудования и сырья за границей. Есть такой бизнес, для которого создаётся производство в странах Юго-Восточной Азии, после чего товары доставляют в другие страны. Так делается по одной простой причине: дешёвая рабочая сила и производственные мощности. Кроме того, в этих странах (чаще всего Китай) есть готовая производственная база, что существенно снижает затраты. И вот, ты закупаешь товары в том же Китае или создал производство в другой стране, радужное будущее уже не за горами, рабочие трудятся, изготавливается товар, но чего-то не хватает. Как ты будешь доставлять товары? Начинающие бизнесмены ошибочно думают, что главное - это найти поставщика, а остальное не важно. Но это не так. Без правильно выстроенной логистики любой бизнес потеряет доверие партнёров и клиентов за очень короткое время, так как на рынке главное - кто быстрее продал, тот и получил прибыль. Естественно, что доставка по миру отличается от доставки внутри России ввиду многих особенностей, таких как география, инфраструктура и оснащенность.

Логистический оператор должен быть надёжным и проверенным, чтобы точно знать, что он не «кинет» в самый ответственный момент. Мы нашли такого оператора - компанию . Компания берет на себя все вопросы бизнесмена по логистике. Понимание всех тонкостей международной доставки, особенно из Китая, на которой Logicom сделала акцент, гарантирует профессиональное выполнение поставленных задач. Оператор надёжно выстраивает все элементы цепочки поставок и, что важно, выстраивает правильную логистику. Компания осуществляет доставку всеми доступными способами: автомобильные, авиа, морские и железнодорожные перевозки.

Почему стоит выбрать Logicom в качестве логистического оператора

1. Главный плюс - это выгода. Мы говорим не только о невысоких тарифах, но и о том, что стоимость услуг компании никогда не меняется после заключения договора. Кроме того, Logicom наладила связи со многими партнёрами, лучшими в своём направлении, что позволило снизить затраты. Сотрудники компании изначально просчитывают все варианты и выбирают оптимальный для бизнеса клиента. Он же платит только за конечный результат.

2. Открытость, коммуникабельность, доступность и честность. У компании нет фиксированного времени работы, что позволяет узнать информацию о состоянии груза в любое время суток. Доступна постоянная связь не только по телефону, но и на сайте и в мессенджерах. У компании есть штат сотрудников в разных часовых поясах, и запросы обрабатываются мгновенно, а предложения поступают в течение 6 часов. Каждому заказчику выделяется индивидуальный менеджер или специалист.

3. Быстрая доставка. И это не просто слова. По итогам 2017 года средний срок доставки опережал указанные в договоре на 2,5 дня. Бывало и так, что доставку получалось завершить на 20 дней быстрее, чем указано в договоре.

4. Помощь в принятии правильного решения. По просьбе клиента Logicom проводит переговоры с производителем на предмет производства, отправки, а также адекватности стоимости производства и сопутствующих расходов. Причём это делается бесплатно. Это сохраняет клиенту деньги и время в том случае, если он решает заказать пробную партию товаров. Кстати, если заказчик решит самостоятельно организовать движение груза на отдельной части маршрута, то сотрудники компании бесплатно подскажут, как это сделать эффективнее и выгоднее.

5. Подробный отчёт. Клиент будет знать о том, в каком состоянии его груз, как он упакован и где находится, а система автоматически отправит сведения на почту заказчика. Также сотрудники Logicom делают фототчёты о состоянии груза на основных этапах перевозки.

6. Большой опыт в доставке. Logicom поставляет товары из Китая с 1998 года. Руководители компании работают в логистике с 1995 года и хорошо знают своё дело. Директор по развитию компании является одним из экспертов от России в комиссии ЕС по транспорту и логистике. То есть это не вчерашние студенты, решившие создать стартап, а проверенная временем компания.

7. Знают все тонкости Востока. Сотрудники Logicom написали три книги по работе с Китаем и знают всё о китайском бизнесе. Это означает отсутствие неожиданностей со стороны Китая для бизнесмена. Директор по развитию компании является не только экспертом в комиссии ЕС по транспорту и логистике, но и членом правления Русского клуба в Шанхае и Координационного совета соотечественников Китая.

8. Пакеты для любого бизнеса. Компания разработала пакеты услуг для разного бизнеса, среди которых можно подобрать оптимальный по скорости, стоимости, дополнительным сервисам и другим параметрам.

Кому подходят услуги Logicom

Операторская служба подходит для бизнесмена, который не хочет разбираться в дебрях логистики, таможни и других тонкостях доставки товаров из других стран.
- Тому, кто хочет сосредоточиться на развитии бизнеса, не беспокоясь о доставке грузов.
- Бизнесмену, поставляющему нестандартные или специфические грузы, которому нужен персональный сервис.
- Для того, кто планирует развивать логистическую компетенцию компании и хочет понять, как это сделать правильно.

Logicom работает с любыми видами бизнеса: от индивидуальных предпринимателей до крупных корпораций. Даже если клиент только вчера открыл свой первый стартап и хочет поставлять товары из другой страны, отношение к нему будет таким же, как если бы он был представителем известной компании.

Множество людей, уже имеющих свой стабильно работающий бизнес, а также те, кто только-только начинает свое дело, уже знают, что закупка товаров напрямую в Китае – это один из интереснейших и очень выгодных путей заработка на сегодняшний день. В основном потому, что себестоимость товара, произведенного в Китае, достаточно низкая, а значит, торговую наценку и, соответственно, свою прибыль бизнесмен может смело завысить и заработать гораздо больше денег.

Что касается качества производимой в Китае продукции, то оно с каждым годом только растет, поскольку на сегодняшний день Китай является самой крупной промышленной страной в мире, и с этим трудно поспорить. Промышленное производство китайских товаров по качественным показателям нисколько не уступает аналогам из других стран.

Еще недавно мало кто из бизнесменов мог похвастаться тем, что организовал прямые поставки товаров из Китая, казалось, что это очень сложно и доступно лишь немногим, поэтому конкуренции практически не было. Зато сегодня ситуация в корне поменялась, российско-китайское экономическое сотрудничество приобрело новый статус, значительно укрепилось и постоянно развивается. В связи с этим все больше и больше российских компаний имеют возможность работать с китайскими поставщиками напрямую, минуя всевозможных посредников, и с каждым днем происходит неизбежный рост конкуренции.

Бизнесмены понимают, что если не принять никаких попыток к установлению прямого сотрудничества с Китаем сейчас, то можно безвозвратно упустить и время, и возможность быстро заработать, и свою долю рынка. Но, несмотря на это понимание, у многих остаются вопросы, а налаживание контактов с китайскими партнерами практически на каждом этапе сопровождается сложностями. Цель данной статьи – помочь бизнесменам понять, как правильно организовать работу с Китаем и ответить на самые актуальные их вопросы.

Каким образом найти нужного производителя?

Китай – второе по величине государство в мире, однако судя по количеству промышленных предприятий и заводов, находящихся его на территории, Китай смело можно назвать ведущей промышленной страной мира. Экономика Китая уникальна и на сегодняшний день находится вне конкуренции. Всем известно, что в Китае производится практически все, начиная от сложного, высокотехнологичного производственного оборудования и заканчивая одеждой и сувенирами.

Российским компаниям есть, где разгуляться, ведь в Китае можно выгодно купить абсолютно любой товар. Но как же среди этого многообразия предприятий выбрать действительно надежного поставщика, успешное сотрудничество с которым и ляжет в основу будущего бизнеса?

  • Alibaba.com
  • Madeinchina.com
  • Taobao.com

Здесь можно найти подробную информацию о китайских производителях, а также просмотреть их актуальные предложения с указанием цены и описание всех необходимых условий поставки. Кроме того, с каждым из производителей можно тут же на сайте общаться онлайн посредством отправки сообщений на английском языке. Это позволит более оперативно обсудить дальнейшее сотрудничество и прийти к соглашению.

Конечно, можно и лично отправиться в Китай на поиски надежного делового партнера, и это самый будет самый верный способ установить действительно стоящее и выгодное сотрудничество. Но перед этим следует внимательно изучить информацию о том, какие в Китае на ближайшее время запланированы специализированные выставки, а также найти хорошего переводчика. Многие китайские компании с удовольствием приглашают иностранных партнеров в свои офисы, магазины и на производство, чтобы они лично могли убедиться в качестве предлагаемого товара.

Те, кто желает сэкономить время, как правило, привлекает к поискам поставщика специализированную организацию-посредника, которая уже имеет необходимую базу поставщиков, и за определенное вознаграждение быстро и с удовольствием поможет в выборе китайского делового партнера, проведет с ним переговоры и оформит все необходимые документы по сделке. На первом этапе сотрудничества с Китаем помощь посредника в выборе будущего поставщика – это самое оптимальное решение.

Как стать участником внешнеэкономической деятельности?

Все товары, которые ввозятся на территорию России из-за границы, проходят очень тщательную проверку на таможне. Если поставки из Китая будут постоянными, то бизнесмену в первую очередь необходимо будет зарегистрироваться в таможенной службе в качестве участника внешнеэкономической деятельности. Для этого нужно подготовить специальный пакет документов (в том числе учредительные, банковские и прочие документы, а также заявление по установленной форме) и получить карточку участника внешнеэкономической деятельности. Карточка значительно упростит все таможенные процедуры в отношении бизнесмена и его товаров.

Все денежные расчеты будут производиться в иностранной валюте, поэтому для расчетов с китайской компанией за товары следует открыть в своем банке специальный валютный счет. Именно с него будет оплачиваться покупка товаров в Китае, а рубли будут по текущему курсу переводиться в иностранную валюту.

Однако следует помнить, что банк переведет деньги только в том случае, если контракт с иностранной компанией будет оформлен должным образом, и сумма к оплате за товар в этом контракте будет четко оговорена. Кроме того, на каждую сделку банк будет оформлять специальный документ – паспорт сделки, который затем потребуется на таможне.

Как привезти товар и ускорить процесс проверки на таможне?

К счастью, на сегодняшний день, как в России, так и в Китае достаточно много транспортных компаний, готовых перевозить самые различные грузы. Бизнесмену остается только выбрать ту компанию, которая предложит лучшую цену и сроки доставки. Важно найти оптимальный баланс между ценой и сроком доставки, поскольку очень часто слишком низкая цена –это гарантия сорванных сроков.

Выбор транспортной компании для перевоза товаров из Китая

В стандартный пакет документов для выпуска товара из таможни входят:

  • Инвойс (документ, в котором указывается количество ввозимого товара, его характеристики и цена, его делает и предоставляет китайская компания-продавец);
  • Паспорт сделки;
  • Сертификат на ввозимый товар (выдается специализированной российской организацией на большую часть товаров народного потребления, которые ввозятся в Россию из других стран).

В зависимости от выбранного товара указанный перечень может быть дополнен.

На сегодняшний день есть профессиональные посредники, которые знают все нюансы таможенного оформления тех или иных товаров, консультируют и помогают бизнесменам правильно оформить все документы, существенно ускорив выпуск товара из-под таможенного режима. При первом ввозе товаров из Китая в целях экономии времени и денег настоятельно рекомендуется воспользоваться услугами таких посредников.

Не для кого не будет неожиданностью, что очень много вещей, которыми мы пользуемся каждый день, произведены в Китае. По цене китайские товары доступны даже самым малообеспеченным людям, и такая ценовая политика образовывается благодаря дешевой рабочей силе в этой стране. Тем не менее, товары китайского производства пользуются высоким спросом у нашего населения. Даже беря во внимание их не очень высокое качество, китайские вещи покупают – от техники до одежды и различных мелочей.

Предпринимателю, который занимается торговлей, самое время задуматься о налаживании связей с Китаем. Организуйте выгодную поставку товаров из Китая, и вы всегда сможете предложить своим покупателям интересный для них товар. Сделать это можно несколькими способами.

Как наладить поставку товаров из Китая

Прямые закупки у производителей

Проще всего установить прямые контакты с китайскими производителями посредством посещения выставок, на которых различные компании и фабрики презентуют свой товар. Такие выставки проводятся как в городах Китая, так и в городах стран СНГ (естественно, речь идет о столицах государств и других крупных городах).

Не спешите заключать контракт с первым понравившимся производителем. Сначала необходимо удостовериться в надежности и добросовестности этого производителя, а также узнать, обладает ли его товар оптимальным для вас качеством. Постарайтесь собрать любую информацию и отзывы о данной фабрике или компании. Также необходимо самостоятельно изучить правила и нюансы составления внешнеторгового контракта перед его непосредственным заключением. Контролируйте каждый этап составления и подписания документации, иначе есть риск нарваться на обман.

Отдельного внимания заслуживает методика деловых переговоров с китайцами. В своем большинстве китайцы не признают делового общения посредством телефона или интернета. Для них деловое общение – это личное общение. Поэтому, нацеливаясь на долгосрочное сотрудничество с китайским производителем, подготовьтесь к тому, что вам придется довольно часто посещать Китай для осуществления переговоров и контроля выполнения всех условий со стороны вашего партнера. Если вы не знаете китайского языка, то подумайте о том, как вы будете общаться с партнером. Вероятнее всего, вам нужно будет нанять переводчика (желательно, владеющего и китайским, и английским языками) в штат своей компании. Переводчик поможет вам не только в личном общении с китайцами, но и с документацией, переводами характеристик товара и прочим.

Взаимодействие с китайскими торговыми посредниками

Схема работы с торговыми посредниками понятна всем: посредник взаимодействует с производителем, вы (продавец) взаимодействуете с посредником, и в результате все остаются довольны. Торговых фирм-посредников, работающих с китайскими производителями, сейчас развелось очень много и найти их вообще не проблема. Однако, перед тем, как налаживать деловой контакт, взвесьте все плюсы и минусы такого сотрудничества.

Преимущества поставок товара через посредников в том, что: 1) у вас будет огромный выбор товара от разных производителей; 2) вы не столкнетесь с проблемой языкового барьера либо отсутствия деловой этики – ведь сотрудники таких компаний чаще всего владеют всеми необходимыми навыками; 3) вы сможете заказывать мелкие партии товара, если захотите (а напрямую у производителя можно закупать только крупные партии).

А теперь о недостатках. Самый очевидный из них – это цена товара. Она, естественно, будет больше, чем у фирмы-производителя, так как посредник забирает себе определенный процент. Вам вряд ли предоставят какую-либо информацию о производителе (торговые наценки, качество товара и т.д.), так как посредники чаще всего оставляют это в тайне. Также могут возникнуть проблемы и с браком товара. Если таковой обнаружится, вы не сможете вернуть товар посреднику или обменять на аналогичный без брака. Посредники чаще всего не проверяют качество товара, и всяческими способами отстраняются от возможного возврата. Может быть, такая ситуация касается не всех торговых компаний, но будьте готовы и к такому развитию событий.

Будьте осторожны: очень часто торговые посредники выдают себя за производителей. Чтобы их разоблачить, попросите предоставить наиболее исчерпывающую информацию о производстве и даже попросить посетить сам завод или фабрику, где изготавливается товар. Как потенциальный партнер, вы вполне вправе это сделать. Если компания откажется предоставлять вам такую возможность, то она, скорее всего, является посредником.

Сотрудничество с отечественной компанией

Можно использовать в качестве посредника и отечественную компанию. Например, если вы живете в России, то вы заключаете контракт с российской компанией, которая работает напрямую с китайскими производителями. Если такая компания на рынке уже давно, то у неё имеется опыт сотрудничества с китайскими партнерами, уже изучены все нюансы переговоров, налажены оптимальные схемы поставок и прочее.

Вам не нужно будет всё это делать самостоятельно. За вас всё организует компания-посредник – и найдет подходящего вам производителя, и при необходимости съездит на производство, и проконтролирует качество товара, и уладит все юридические вопросы касательно растаможки. А вам, конечно же, нужно будет платить за все эти услуги посредника. Например, за поиск производителя и предоставление информации о нем, включая цены на товар, придется заплатить до одной тысячи долларов. Контроль качества товара обойдется в 300-400 долларов.

Такая схема поставок тоже имеет свои подводные камни. Например, российская компания может находится в «особых» отношениях с каким-то одним китайским производителем. И без поиска других вариантов, будет везде продвигать только его. А конкретно для вас, этот вариант, возможно, будет не самым лучшим. Да и различные недостатки производителя в этом случае будут усиленно скрываться посредником, если он получает за это «откат». Поэтому будьте бдительны, и проверяйте всю информацию в пределах своих возможностей!

На современном рынке произвести самый дешевый товар – уже недостаточно. Нужно еще доставить его до покупателя. Как компаниям удается возить грузы по России дешевле конкурентов?

Экспансия бизнеса требует немалых расходов. Отечественные и транснациональные компании стремятся «завалить» своими товарами всю страну. И чтобы опередить конкурентов, необходимо не только оперативно подвозить грузы, но и делать это по возможности дешево. Получается не всегда. Традиционная российская проблема – слабая транспортная инфраструктура – делает поставки дорогими. Уровень издержек, которые вынуждены нести предприниматели, несопоставим с аналогичными расходами в Европе или США. Доля всех затрат на логистику при организации поставок может достигать 80 – 90%. Cюда также входят расходы, связанные со складским хранением, таможенным оформлением, на персонал, испорченные запасы. Непосредственно на транспортировку может приходиться порядка 60% издержек. В Европе обычно они не превышают 35 – 40%. Естественно, сказывается это и на последующей себестоимости продукции. Только по официальной статистике транспортные затраты в России достигают 20% против 7 – 8% в странах с развитой рыночной экономикой. Независимые эксперты и вовсе считают, что их доля доходит до 30%. Каждая компания пытается найти свой наиболее эффективный путь организации системы поставок. Определить универсальный способ пока никому не удалось. Слишком уж много подводных камней на отечественном рынке логистических услуг.

Причудливые дороги

Разработать оптимальный маршрут транспортировки своих товаров по России – задача непростая. Часто знания общих фактов об организации перевозок оказывается недостаточно. Даже простая поставка из одного города в другой может оказаться слишком дорогой, если ошибиться с перевалочным пунктом или способом транспортировки.

Конечно, существуют и стандартные правила. Так, самым дорогим традиционно является авиатранспорт, который в основном используют в случаях, когда важна максимальная срочность доставки груза, или при перевозке дорогих товаров. Наиболее дешевые перевозки – по воде, но внутри России часто предпочтительнее воспользоваться услугами железнодорожников. По сути, это и безальтернативный способ доставки товаров из стран континентальной Азии. Перевозить железной дорогой дешевле, чем траками, однако дольше по времени. Автотранспорт дороже железнодорожного на долгих перегонах, но лучше всего подходит для перевозки грузов на относительно небольшое расстояние (200 – 500 км), а также в тех регионах, где хорошо развита сеть дорог, скажем, из стран ЕС и СНГ в европейскую часть России. Каждый выбирает способ транспортировки соответственно своим потребностям и доходам. Например, автодоставка «от двери до двери» по направлению Москва – Красноярск за 7 дней будет стоить на 70% дешевле, чем срочная авиадоставка в течение 2 – 3 дней.

Оптимально подобрать маршрут, исходя из соотношения цены и качества, иногда непросто. Приходится делать выбор в пользу на первый взгляд более дорогой услуги. На самых популярных направлениях мощностей железной дороги часто уже не хватает на всех желающих. Так, некоторые поставщики уже были вынуждены перейти на поставку товаров из Калининграда в Москву автомобильным транспортом. В некоторых случаях целесообразно принять нестандартные решения, чтобы сэкономить время и деньги на перезагрузку товара и оптимизировать процесс. «В города Сибири мы можем доставлять грузы автотранспортом, что позволяет гарантировать сроки доставки и уменьшить общее количество перевалок», – соглашается директор по продажам и маркетингу группы компаний Armadillo Леонид Зондберг.

Естественно, при перевозке в регионы или при организации транзита через Россию редко удается ограничиться только железной дорогой или баржей. Приходится использовать мультимодальные перевозки (комбинирующие два и более видов транспорта). Однако в России на состыковке маршрутов пока теряется достаточно много времени. Перезагрузки, доставки грузов до складов обходятся дорого. В мире с целью экономии часто используют контейнеры. В этом случае товар загружается один раз – у поставщика – и выгружается уже на складе. Дальше можно пользоваться на выбор морским, железнодорожным или автомобильным транспортом. То есть контейнер просто перегружается в местах стыковки. Но пока доля таких грузов в общем объеме перевозок по российским железным дорогам весьма невелика – около 30%. Одна из причин – отсутствие специальных терминалов.

Почти евросервис

Дополнительная задача при организации поставки – наладить информационное взаимодействие между железной дорогой, автотранспортными предприятиями, судоходными линиями, портовыми терминалами и таможенными органами. Нужны общие информационные системы, которых не хватает. Пока проблематично получить, например, сведения о подходе судов под погрузку и выгрузку, об авариях автотранспорта во время рейса, о таможенных нарушениях в оформлении перевозочных документов в той или иной точке страны. Как следствие, возникают проблемы с контролем над выполнением контрактов. В этой ситуации компании, занимающиеся организацией перевозок, в том числе и связью между различными видами транспорта, не могут обеспечить своим клиентам надежный сервис. Неудивительно, что при таком количестве проблем даже некоторые из крупных транснациональных логистических компаний не смогли закрепиться на российском рынке и, пожертвовав потенциальными прибылями, вынуждены были его оставить. К примеру, одна из них недоотгружала в срок до 10% клиентских грузов.

Вместе с тем необходимо решать проблему – в чем везти грузы. Многие предлагают свою собственную тару: контейнер, вагон или фуру. Часто это оказывается дешевле, чем заказывать емкости для перевозки непосредственно у транспортников. Ну и главная сопутствующая проблема – организация складского хранения. Наиболее развитый в этом отношении – Московский регион, немного необходимых современных складских площадей существует в Северо-Западном регионе, еще можно назвать Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Поволжье. В остальных российских регионах современные склады появляются, но система в целом находится в зачаточном состоянии. Даже в Москве с учетом роста оборотов торговых сетей спрос составляет не менее 5 млн кв. м, а реальное предложение ненамного превышает один миллион. Леонид Зондберг добавляет: «В наиболее экономически развитых регионах страны современных складов класса «А» и «В» существенно не хватает. Спрос на качественное хранение высок, а предложение пока не соответствует необходимым объемам. На долю таких площадей приходится менее 40% складской недвижимости, из которых 60% сосредоточено в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Если говорить о стоимости, то для качественных складов, допустим в Санкт-Петербурге, средняя арендная ставка за 1 кв. м в год составляет $120. В регионах эта цифра меньше – $60». В Москве, например, цены почти в два раза выше, чем в Восточной Европе.

Лучше уж мы сами?

Первый выбор, который должна сделать компания, – осуществлять перевозки самостоятельно или переложить эту работу на специализированную компанию. Решение непростое: ведь соблазн сэкономить велик. Во-первых, отсекаются посредники. Во-вторых, можно получить прибыль от дополнительных перевозок уже в свой собственный бюджет. Со стороны этот вариант действительно кажется привлекательным. Логистические компании неофициально говорят о рентабельности своего бизнеса в 16 – 18%. Наиболее высоки доходы фирм, предоставляющих интегрированные логистические решения, включающие, помимо перевозки, услуги по ответственному хранению и даже по дистрибуции товара. О таких прибылях в странах с эффективной транспортной системой могут только мечтать. Между тем сервис, который компании приобретают, часто не оправдывает ожиданий. По мнению экспертов, даже западные логисты, оказывающие услуги в России, нередко понижают общий уровень требований к сотрудникам до среднего уровня по рынку. Более того, сейчас нет компании, способной без привлечения сторонних партнеров выполнить заказ клиента по всей территории страны.

В результате крупные компании, постоянно связанные с перевозкой своих грузов, например металлурги или нефтяники, создают собственные транспортные подразделения или фирмы. Удовольствие возить свой товар самостоятельно, правда, не из дешевых и оказывает влияние на всю бизнес-модель компании. Совокупная стоимость проекта по организации системы поставок в один или несколько регионов может обойтись от $100 000 до нескольких миллионов. Старший менеджер Deloitte CIS Алексей Марткович рассказывает: «Бывали ситуации, когда частная компания подсчитывала, что эффективней осуществить перевозку грузов самостоятельно, и создавала для этой цели специальные транспортные подразделения. Например, такие решения принимались при дистрибуции по мегаполису. Иногда такие проекты заканчивались неудачей – персонал просто не справлялся с теми задачами, которые перед ним ставились. Особенно это касалось планирования поставок».

Впрочем, дело не только в качестве персонала. Гендиректор компании «ЮКОС-Транссервис» Игорь Асатуров утверждает: «Экономия достигается, например, за счет ускорения оборачиваемости и сокращения времени простоя под погрузкой. Второй путь увеличения прибыли – укрупнение груза за счет большей загруженности транспортной единицы, скажем, использование вместо 60-тонных цистерн вагонов большего объема». «Окупаемость транспортного проекта зависит от создания оптимального плана перевозок. Крупным промышленным холдингам достаточно сложно соединять входящие и исходящие транспортные потоки, минимизируя издержки на порожний пробег вагонов. Логистическая компания решает проблему за счет большого количества клиентов. В одну сторону она везет грузы одних клиентов, обратно – других. Кроме того, цены на вагоны растут, и увеличивается потребность в капиталовложениях», – считает финансовый директор «Новой перевозочной компании» Юрий Гайченя.

Ищу логиста

Раньше многие крупные компании старались минимизировать свою работу в условиях российской транспортной системы. Они просто подвозили товар до общего склада внутри страны. Дальнейшая доставка груза по регионам или до конечного потребителя была уже проблемой дилера. Но сейчас ситуация меняется. «Большинство компаний, работающих в стране, постепенно отказываются от «самовывоза». Такова тенденция рынка, и дистрибуторы все чаще предпочитают сервис, который включает доставку до склада. Одновременно эта практика помогает соблюсти систему единого ценообразования на территории России и избежать случаев, когда товар покупался в Москве якобы для удаленных регионов со скидкой, а затем перепродавался сразу за пределами МКАД. Однозначного ответа, какой из вариантов лучше, нет, во многом это зависит от стратегии продаж и используемых каналов дистрибуции, которые могут отличаться для различных категорий товаров. Например, при «самовывозе» дешевле прайс-лист, поскольку в цену не включается транспортировка по России. Так что переход на систему «прямых поставок» может привести к повышению стоимости, чем теоретически могут воспользоваться конкуренты. Одна компания пересчитала уровень расходов после смены способа поставок. В итоге среднее увеличение себестоимости составило 8%. С другой стороны, в этом случае компания может управлять ценой, нивелируется разница в расходах, которые несут дилеры. Что касается дополнительных издержек, то можно пробовать разделить расходы по регионам, где работает фирма, или просто установить среднюю отпускную цену по всей России», – рассказывает Андрей Марткович.

Как следствие, компании все чаще вступают в переговоры с логистами. Как лучше отладить поставку, полагаясь на новых партнеров, единого рецепта пока нет. Некоторые предпочитают доверить перевозку крупной компании. Но обычно одной обойтись никому не удается, – приходится сотрудничать с 3 – 4 крупными или средними операторами. Так возить грузы эффективнее, тем самым поставщик страхует риски. Ведь не исключается банкротство какого-либо перевозчика или его перезагруженность в пик сезона. Мощности ограничены и у лидеров рынка логистики. Некоторые производители, наоборот, предпочитают работать с большим количеством мелких игроков (с парком до 10 траков). Таким образом можно получить более выгодные условия по цене, да и сами логисты более заинтересованы в крупном клиенте. Если учесть, что сейчас в стране насчитывается несколько тысяч независимых перевозчиков, выбор у них есть.

Между тем большинство самих логистов прогнозируют грядущее укрупнение игроков на своем рынке. Работать в условиях современной инфраструктуры небольшим компаниям все тяжелее. Если так, то размер транспортных издержек на какое-то время может подскочить. Ведь у поставщиков снизится возможность для маневра, а крупные логисты могут поднять расценки. Но если гарантий своевременной доставки грузов прибавится, то крупные компании готовы будут с этим смириться.

КРИЗИС РОСТА

В 2004 – 2006 ГОДАХ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ УВЕЛИЧИЛСЯ НА 35,5% – С $24,5 МЛРД ДО $33,2 МЛРД. Однако транспортная инфраструктура страны, по данным официальной статистики, с каждым годом все менее соответствует требованиям перевозчиков. ОТСУТСТВУЕТ РАЗВИТАЯ ПОДЪЕЗДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НА ПОДХОДАХ К МОРСКИМ ТОРГОВЫМ ПОРТАМ (ни один из 16 крупнейших российских портов не имеет прямого соединения с сетью федеральных автодорог). Железнодорожные подъездные пути уже не справляются с резко возросшим потоком грузов. Восемь из десяти узловых аэропортов не имеет пассажирского железнодорожного сообщения. Кроме того, сейчас ОКОЛО 25% ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РАБОТАЕТ В РЕЖИМЕ ПЕРЕГРУЗКИ, особенно на подходах к крупным городам. «Узким местом» также считаются мостовые переходы через крупные естественные преграды (реки и горные массивы), участки, проходящие по улицам городов, обходы городов и подходы к морским торговым портам. ТОЛЬКО 59% АЭРОДРОМОВ ИМЕЕТ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ С ИСКУССТВЕННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ, на остальных аэродромах – грунтовые полосы. Порядка 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями построено БОЛЕЕ 20 ЛЕТ НАЗАД. Из них за последние десять лет РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОВОДИЛАСЬ ЛИШЬ НА 24%