Опасное состояние автоматизированные системы военного назначения. К вопросу об автоматизации системы управления вооружёнными силами США. Основными задачами информационного обмена являются

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Автоматизированная система военного назначения (АСВН)

Система, автоматизирующая такие процессы или функции управления войсками и (или) оружием (боевыми средствами) как: сбор, обработка, хранение и выдача информации, необходимой для оптимизации управления войсками и оружием. Назначение АСВН определяется в зависимости от автоматизируемых процессов и функций органа управления, в интересах которого создается данная система, и ее функционального предназначения, а также от характера объекта управления. Автономное применение АСВН может удовлетворить потребности только того органа управления, в чьих интересах она создана. Комплексное создание и применение АСВН, данные которых могут и должны использоваться в интересах управляющей системы могут повысить эффективность применения ВС РФ за счет своевременного и обоснованного принятия решения. К таким АСВН можно отнести: систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН); систему контроля космического пространства (СККП); систему выявления, оценки и прогнозирования применения противником оружия массового поражения; системы, использующиеся в министерстве иностранных дел (МИД), Федеральной службе безопасности (ФСБ), министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС), военно-стратегической разведке (ВСР) и др.

В зависимости от полноты автоматизированных процессов и функций, выполняемых АСВН, различают автоматизированные системы приема и передачи информации (командные, сигнальные), автоматизированные информационные системы, информационно-расчетные и др. По уровню, занимаемому системой в иерархической структуре системы боевого управления, различают: АСВН высшего военно-политического руководства ВС, вида ВС, оперативных, оперативно-тактических и тактических звеньев управления. По функциональному предназначению АСВН выделяют: автоматизированные системы боевого управления (войсками, боевыми средствами); комбинированные системы боевого управления (войсками и боевыми средствами); системы специального назначения; системы управления эксплуатацией вооружения и военной техникой (ВВТ); системы управления связью; тылом и т.п. Структура АСВН представляет собой единство организационно-штатных, функциональных и технических элементов, обеспечивающих эффективное выполнение поставленных задач. Организационно-штатными элементами структуры являются иерархические звенья управления. Функциональные элементы представлены в структуре четко определенными правами и обязанностями должностных лиц, типом и количеством пунктов управления, методами работы командиров и штабов по управлению войсками. В качестве технических элементов выступают разнообразные типы технических средств управления: аппаратура добывания и сбора информации (ИСЗ, радио и радиотехнические и другие средства разведки), вычислительная техника, различного рода устройства ввода-вывода, хранения, наглядного отображения, средства связи, обеспечивающие передачу информации и др.

В РВСН развернута система централизованного боевого управления войсками и оружием. Она включает органы управления, пункты управления различных уровней, автоматизированную систему боевого управления (АСБУ), автоматизированную систему связи (АСС) и специальные системы. АСБУ РВСН включает в себя: основную автоматизированную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Сигнал», дублирующую автоматизированную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Вьюга» и резервную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Периметр» Кроме того, для управления РВСН применяются следующие системы военного назначения: информационно-расчетная система (ИРС), состоящая из локальных вычислительных сетей, (ЛВС) и специальные системы. К последним относятся такие системы как: система предупреждения о ракетном нападении – «Крокус», система контроля космического пространства, система засечки ядерных взрывов, оповещения и др. Важное место в РВСН занимают система управления эксплуатацией В ВТ и автоматизированная система охраны и обороны объектов позиционных районов соединений и частей и др.

Совокупность АСВН видов ВС, родов войск и др. образуют интегрированную АСВН ВС РФ. Вариант структурной схемы интегрированной автоматизированной системы военного назначения ВС РФ представлен на рис. к статье.

Лит.: А.А. Ларин. Теоретические основы управления, ч.1. - М., 1996; В.Д. Увакин, Г.М. Новиков, Е.И. Прокопьев и др. Центральный командный пункт Ракетных войск стратегического назначения. (Исторический очерк). - М.: ЦИПК, 2003.

Представленная в открытой литературе методология проектирования АСУ войсками (силами) рассматривает, в основном, вопрос “что” необходимо делать при разработке системы, но практически не отвечают на вопрос “как” это нужно делать. Особенно узкими местами в методологии автоматизации являются:

Методика постановки задачи на автоматизацию;

Методы обоснования технических решений по видам обеспечения АСУ;

Согласование решений по видам обеспечения АСУ (поскольку оптимальные частные решения могут не дать оптимальных характеристик системы в целом или быть вообще несовместными).

В целом методологию автоматизации можно представить в виде трех крупных разделов - постановка задачи на автоматизацию, принятие решений по видам обеспечения и комплексирование видов обеспечения рис. 1. (Этот рис. в лекции приводить не обязательно).

Наиболее важным и ответственным для всей последующей автоматизации является постановка задачи на автоматизацию. Она начинается с формулировки вопросов, совокупность ответов на которые позволяет выявить требования к системе управления, а затем с помощью правил принятия решений определить основные требования к видам обеспечения АСУ и к АСУ в целом. Совокупность вопросов формулируется исходя из той начальной информации, которая необходима в будущем для разработки всех видов обеспечения.

Блок правил принятия решений предполагает наличие соответствующей совокупности методик, позволяющих в количественном и качественном виде получить требования к видам обеспечения - исходной информации для блока принятия решений по видам обеспечения.

Для постановки задачи весьма важным является обследование объекта автоматизации. Покажем основные положения методики обследования объекта автоматизации на примере процесса принятия решения на боевые действия группировки разнородных сил (ГрРС).

Сначала формулируется общий замысел процесса принятия решения на боевые действия, в котором отражаются основные этапы, осуществляемые на них действия и взаимосвязь между ними. Основные этапы могут быть оформлены в виде функциональной структуры взаимосвязанных процедур по уяснению задачи и расчету времени, оценке обстановки и выработке предложений по применению сил и средств группировки, формулированию замысла, определению задач силам и остальных элементов решения и, наконец, постановке задач силам (разработке боевых распоряжений). Каждая из процедур делится на более мелкие до тех пор, пока дальнейшая детализация не имеет смысла, рис. 2.

Так, процедура оценки обстановки имеет в своем составе подпроцедуры оценки противника, своих сил, района, которые в свою очередь имеют подпроцедуры оценки надводных кораблей, подводных лодок и т. д. Подобные же подпроцедуры имеет процедура разработки предложений по применению сил. Затем в виде схемы показывается взаимосвязь между процедурами, в результате реализации которых формулируется решение на боевые действия ГрРС.

Рис. 2. Функциональная структура процедур принятия решения.

Вторым важным аспектом описания объекта автоматизации является оценка информационных потребностей процесса принятия решения, их объем и содержание. В принципе вся необходимая для принятия решения информация может быть разделена на 3 группы:

Информационно-справочную (данные по району, среде, противнику...);

Документальную (формализованные документы, опорные варианты решений...);

Расчетную (получаемую в результате решения модельных и расчетных задач).

Для каждой процедуры из всей совокупности формируется свой блок исходной информации. При этом входной информацией одной процедуры может быть выходная информация другой.

Формализация каждой процедуры осуществляется специалистом соответствующей предметной области. Взаимоувязку всех процедур должен осуществлять системный аналитик высокой квалификации.

Для формирования совокупности процедур каждая из них описывается таким образом, чтобы было ясно, откуда поступает информация, в каком виде, какие действия с ней осуществляет оператор того или иного поста, какую информацию и в каком виде готовит оператор для ее передачи и адрес потребителя. Все эти функции расписываются во времени. (Пример такого описания приведен в книге «Основы автоматизации управления, рис. 2.5 – приводить его необязательно)

По каждому действию оператора прилагается форма представления входной и выходной (промежуточной) информации, структура формализованных документов, необходимые расчетные и модельные задачи, гриф секретности, перечень допущенных должностных лиц, желательная форма (шаблон) ответа и запроса, допустимое время решения, ожидаемая периодичность решения, устройства, на которые желательно осуществлять вывод и документирование информации и т. д.

Совокупность таких описаний процедур принятия решения позволит выявить структуру технического, информационного и программного обеспечения, выбрать необходимые информационные технологии.

Необходимо отметить, что большую помощь системным аналитикам при автоматизации управления силами оказала бы система автоматизированного проектирования (САПР) АСУ или ее элементов. Такая САПР может быть создана на базе дерева решений, корнями которого являются требования заказчика и результаты обследования объекта автоматизации, а ветвями - технические решения по видам обеспечения АСУ, согласованные между собой. Самая сложная часть дерева - ствол, который выступает в качестве черного ящика (решающего устройства), на входе которого постановка задачи на автоматизацию, а на выходе - облик будущей АСУ и ее обеспечивающих систем.

Необходимость введения 3-го раздела (комплексирование видов обеспечения) в методологию автоматизации связана с тем, что все виды обеспечения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс согласования решений по видам обеспечения носит интерактивный характер.

В рамках приведенной методологии предполагается использование соответствующих методик оценки эффективности, позволяющих принимать решения на различных этапах автоматизации.

В результате действий по автоматизации управления получаем облик АСУ и технические решения по видам обеспечения. В зависимости от полученного решения и реакции на него заказчика процесс автоматизации переходит в стадию создания системы или осуществляется возврат к одному из блоков методологии.

подсистемам и доведения их до разработчиков;

разработкой в составе технического и рабочего проектов раздела с предметным изложением методов обеспечения всех видов совместимости;

соблюдением согласованности проектирования подсистем на основе опережающей разработки подсистем высшего уровня по отношению к подсистемам низшего уровня;

разработкой единых методических положений, технологических, структурно-функциональных и структурно-информационных схем функционирования взаимосвязанных подсистем АСУ как базы для последующего построения методик и схем в рамках каждой подсистемы;

разработкой всех взаимодействующих подсистем по единому координационному плану на единых принципах проектирования и внедрения АСУ;

взаимным согласованием всей проектной документации по увязке взаимодействующих подсистем;

разработкой и утверждением единого терминологического словаря АСУ;

организацией рабочих групп по сквозному проектированию подсистем.

Реализация указанных положений в значительной степени позволит спроектировать и в дальнейшем использовать для управления силами действительно единую АСУ силами флота.

Полковник А. Сканцев

В статье рассматриваются вопросы, связанные с современным состоянием дел, касающихся автоматизации системы управления (АСУ) вооруженными силами, и в частности такие аспекты, как: основные АСУ, используемые в системе управления ВС; документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США; сведения об управлении информационных систем (УИС) министерства обороны (Defense Information Services Agency - DISA).

Актуальность материалов, представленных в статье, обусловливается изменениями, произошедшими в этой области в 2013-2014 годах.

По взглядам американского руководства, с конца XX века человечество вступило в новую "информационную" стадию своего развития. Доказательством тому служит массовая компьютеризация, стремительное развитие информационных технологий (ИТ), средств связи и телекоммуникаций. Эти обстоятельства решительным образом изменили возможности интеллектуальной деятельности человека и вызвали необходимость переоценки и развития установившихся в военной теории и практике взглядов.

Под АСУ понимается часть системы управления войсками (силами), представляющая собой организационно-технический комплекс в соответствии с видами обеспечения, предназначенный для повышения эффективности управления посредством автоматизации основных процессов, таких как сбор, обработка, оценка и отображение данных об обстановке, состоянии своих войск и войск противника; оперативное оповещение руководства о возможной агрессии; информационная и математическая поддержка принятия решения; доведение приказов (команд, распоряжений) до войск (сил); сбор донесений о получении приказов (команд) и об их выполнении; оформление и передача боевых и отчетно-информационных документов.

В соответствии с принятой в ВС США терминологией под автоматизированной системой управления войсками понимается взаимосвязанная совокупность соединенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС) средств обработки информации, связи и передачи данных, обеспечивающих автоматизацию процессов сбора, анализа и оценки данных обстановки, поддержки принятия решения, планирования, постановки и доведения задач до войск (сил) в режиме реального времени, а также контроля их выполнения.

В структурном отношении данные системы представляют собой совокупность соединенных в локальную сеть аппаратно-программных средств (автоматизированные рабочие места должностных лиц на базе персональных ЭВМ, аппаратура связи и передачи данных, средства определения местоположения, серверное и сетевое оборудование, комплекты общего и специального программного обеспечения), размещенных на пунктах управления соединений, частей и подразделений, боевой технике различного назначения, а также включенных в состав экипировки отдельных военнослужащих.

Ниже рассмотрены основные АСУ, которые используются в системе управления вооруженными силами.

1. Глобальная система оперативного управления ВС (Global Command and Control System - GCCS) . Официально введенная в действие 30 августа 1996 года, GCCS является автоматизированной системой управления ВС США, которая связывает министра обороны, комитет начальников штабов (КНШ) и командующих видами вооруженных сил США. Предназначенная для обеспечения оперативного управления вооруженными силами в автоматизированном режиме, она представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, использующих в своей работе общие стандарты, регламенты и процедуры. АСУ способна взаимодействовать с многочисленными приложениями и интерфейсами, которые составляют "оперативные архитектуры" и обеспечивают связь со всеми территориально распределенными компонентами этой системы во всех средах ведения войны на тактическом, оперативном и стратегическом уровне управления.

GCCS поддерживает шесть управленческих процессов", руководство операциями; мобилизация; развертывание группировок; кадровое, тыловое и техническое обеспечение; разведка.

Эта АСУ имеет восемь функциональных подсистем: идентификации угроз и их оценки; помощи в стратегическом планировании; прогноза развития обстановки; планирования выполнения задач; подготовки и доведения исполнительных указаний (реализации планов); мониторинга обстановки; анализа рисков; общей геоинформационной картины обстановки.

Данная АСУ включает следующие структурные компоненты:
- глобальную система оперативного управления (ГСОУ) сухопутных войск (Global Command and Control System -Army) (далее - GCCS-A);
- ГСОУ военно-воздушных сил (Global Command and Control System-Air Force) (далее - GCCS-AF);
- ГСОУ военно-морских сил и береговой охраны (Global Command and Control System - Navy) (далее - GCCS-N);
- ГСОУ морской пехоты (КМП - Global Command and Control System - Marine Corps).

2. Глобальная система управления тыловым обеспечением ВС - объединенная (Global Combat Support System - Joint (GCSS-J) ; GCSS-J является АСУ, которая включает в себя подсистемы, идентичные по своей структуре управлениям (отделам) штабов различного уровня управления: материально-техническую (снабжения материальными средствами); транспортную; медицинскую; юридическую (правовую); религиозную; финансовую; военно-музыкальную; кадровой службы; службы обезвреживания боеприпасов (опасных материалов).

GCSS-J, введенная в строй в сентябре 2011 года, представляет собой АСУ, которая на сервис-ориентированной архитектуре позволяет решать задачи материально-технического обеспечения ВС США. Данная система в указанных целях предоставляет информацию по определению: задач обеспечения; объемов и номенклатуры материальных средств, требуемых для выполнения задач на стратегическом, оперативном и тактическом уровне управления; сведений, необходимых для использования командованием и управлением, в части касающейся всестороннего обеспечения; ситуационной осведомленности в области планирования, выполнения, контроля и оценки логистических операций по всему спектру действий войск (сил) как в мирное, так и военное время.

Эта система позволяет сформировать отчеты по видам обеспечения в форме докладов на геоинформационной основе в короткие сроки, а также гарантирует информационную поддержку принятия решения на боевое обеспечение войск (сил). Она состоит из АСУ, автоматизирующих деятельность структурных подразделений боевого обеспечения ВС США, интегрированных в GCCS (например, автоматизированная система координации движения транспорта - Transportation Coordinator Automated Movement Server) и другие.

3. Система многонационального обмена информацией (Multinational Information Sharing - MNIS). Введенная в строй в I квартале 2013 года, эта АСУ предназначена для организации и осуществления обмена информацией между GCCS и системами управления вооруженных сил государств -партнеров в целях информационной поддержки планирования и проведения многонациональных военных операций. В состав MNIS входят: - Объединенная сеть боевых перевозок (Combined Federated Battle Logistics Network - CFBLNet), представляющая систему испытательных стендов и лабораторий по исследованию и тестированию совместимости АСУ стран, участвующих в многонациональных коалициях, членов НАТО и при необходимости других государств.

Объединенная региональная система обмена информацией (Combined Enterprise Regional Information Exchange System - CENTRIXS) - информационная цифровая среда, представляющая собой комбинацию сетевых приложений и услуг, позволяющих осуществлять обмен информацией и базами данных, обеспечивая при этом защиту информации.

Система круглосуточной поддержки CENTRIXS (Centrixs Surge Full-Time Equivalent (FTE) Support), а также программные продукты, предоставляемые в развитие CENTRIXS.

Информационный ресурс Pegasus/Griffin позволяет осуществлять совместное использование национальных и наднациональных АСУ для передачи по каналам связи грифованной информации.

Интернет-сервис UISS-APAN, который сочетает в себе преимущества неструктурированного доступа к информации (блоги, форумы) и структурированное сотрудничество (совместное использование файлов, календарей).

4. Объединенная система планирования и проведения операций (Joint Planning and Execution Services - J PES). Введенная в строй в I квартале 2013 года, JPES предназначена для информационной поддержки военных операций с использованием ИТ по автоматизированной обработке данных обстановки, представлению сведений согласно имеющейся системе отчетности, планирования, исполнения и контроля.

Она состоит из ряда подсистем: отчетности, планирования, исполнения, мониторинга, а также из инструментов: редактирования, быстрого запроса, управления, разрешения.

Система предназначена для гарантированного использования всеми участниками планирования и проведения военных операций одних и тех же словарей, процедур и баз данных.

Кроме того, существует значительное количество АСУ, автоматизирующих деятельность штабов, войск (сил) по территориальному или функциональному принципу (например, на отдельном оперативном направлении или по вопросам тылового обеспечения и т. д.).

Это такие GCCS-совместимые АСУ, как:
- глобальная система оперативного управления, объединенная с системой интегрированного представления изображений и разведки (Global Command and Control System-Joint Integrated Imagery and Intelligence);
- автоматизированная система обработки и анализа разведывательной информации (All-Source Analysis System);
- система формирования единой картины оперативной обстановки (Common Operational Picture);
- автоматизированная система управления тыловым обеспечением СВ (Battle Command Sustainment Support System);
- система автоматизированной координации движения транспорта (Transportation Coordinator Automated Movement Server);
- автоматизированная система управления армейского корпуса сухопутных войск (Army Tactical Command and Control System);
- автоматизированная система управления звена "бригада" и ниже (Force XXI Battle Command - Brigade and below);
- автоматизированная информационная система военной полиции (Military Police Management Information System);
- интегрированная сеть передачи информации министерства обороны (Defense Information Systems Network);
- объединенная сеть передачи данных (Joint Data Network) и другие.

Указанные АСУ характеризуют современный облик оснащения ВС США средствами автоматизации управления. Сильной стороной данных систем является то, что на их основе в вооруженных силах страны создается единая информационно-управляющая среда, которая позволяет осуществлять:
- сбор, хранение и анализ информации о действиях внешних и внутренних факторов на войска (силы), а также прогноз их развития;
- сбор, хранение, анализ и представление в необходимых формах информации о состоянии и возможностях своей системы управления, подчиненных и взаимодействующих систем;
- подготовку вариантов решения, их формализацию, формирование управляющих воздействий и доведение их до объектов управления.

Имеющиеся АС военного назначения (ВН) в перспективе будут заменяться другими, более совершенными. Среди долгосрочных решений прорабатывается идея создания единой для ВС США автоматизированной системы в результате эволюционного развития GCCS. Вместе с тем не исключается возможность разработки революционной АСУ на основе новой элементной базы и прорывных информационных и телекоммуникационных технологий.

В процессе совершенствования АСУ системы управления ВС США отмечались примеры неудач. Так, в 2000-е годы была предпринята попытка разработать и внедрить новую АСУ NECC (Net Enabled Command Capability) для замены GCCS. Однако данное направление работ по совершенствованию АС ВН было признано нецелесообразным, и в 2009 году они были прекращены.

Все вышеуказанные АСУ относятся к семейству систем, интегрированных с GCCS. Органы военного управления, войска (силы) используют данные системы в комплексе (в одном объединенном командовании - ОК - может использоваться несколько систем) в соответствии с решением ОК по организации управления. Состав и характер применения указанных систем ВН определяются видом вооруженных сил, в котором они используются (сухопутные войска, военно-морские или военно-воздушные силы, морская пехота или береговая охрана). Все стадии жизненного цикла указанных АСУ регламентированы документами нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США.

Основные документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США. К числу таких документов по вопросам автоматизации системы управления относятся следующие:
- "Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке" (Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for XXI (st) Century Defense).
- Концепция строительства и применения ВС США "Единые силы-2020" (Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020).
- "Стратегический план развития специального агентства информационного обеспечения (министерства обороны) на 2014-2019 годы" (Strategic Plan D1SA 2014-2019).
В развитие указанных документов постоянно разрабатываются и издаются уточняющие и развивающие их содержание наставления, приказы, инструкции, циркуляры и т. д.

В данных документах отражены взгляды американского командования на:
- основные функции АСУ ВС США, в частности: управление войсками (силами), обеспечение данными обстановки, формирование в перспективе единого информационно-разведывательного пространства (ЕИРП);
- перспективы развития АСУ;
- принципы прохождения военной службы личным составом американских вооруженных сил и т. д.;
- принципы всестороннего обеспечения ВС США.

Одним из направлений реализации положений руководящих документов, в части касающейся ЕИРП в ВС США, является развитие АСУ путем внедрения перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обеспечивает информационное преимущество при действиях в различных средах: на суше, на и под морской поверхностью, в воздухе и космосе, в кибер-пространстве. Таким образом, создаются условия для достижения подавляющего превосходства и завоевания победы над противником.

Итак, в ВС США существует развитая система нормативно-правовых документов по вопросам автоматизации системы управления. В них, как правило, раскрываются назначение, решаемые задачи, составные части, порядок работы, требования по обеспечению безопасности информации, а также другие важные (актуальные) проблемы.

Что касается ВС США, то для решения этой задачи создана организационная структура, основными компонентами которой являются:
- управление информационных систем МО США;
- глобальная система оперативного управления (Global Command and Control System);
- система многонационального обмена информацией (Multinational information Sharing);
- глобальная система управления тыловым обеспечением армии-объединенная (Global Combat Support System - Joint);
- система объединенного планирования и исполнения (Joint Planning and Execution Services);
- GCCS-интегрирован-ные АСУ.

Системным организатором деятельности по созданию и развитию единой информационно-управляющей среды ВС США, в том числе в части касающейся создания и развития АСУ, является управление информационных систем министерства обороны США.

УИС, созданное 25 июня 1991 года, предназначено для:
- формирования ЕИРП в ВС США;
- достижения и поддержания информационного превосходства путем сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации заинтересованным пользователям;
- создания инфраструктуры информационного пространства.

Под единым информационным пространством в ВС США понимается исчерпывающая информация (базы данных, знаний и т. п.), складывающаяся из стандартизованных (классификаторы, словари, справочная литература и т. п.), централизованных (приказы, распоряжения, сигналы и т. п.) и обновляемых (донесения, доклады, сведения, отчетные материалы и т. п.) сведений, находящихся в автоматизированной технологичной инфраструктуре, которая включает: технические (серверы, дата-центры, ПЭВМ и т. д.) и программные (общие и специальные программы и т. д.) продукты.

В настоящее время персонал УИС включает более 14 тыс. человек, работающих в 90 странах по всему миру. Бюджет агентства в 2014 году составил более 8 млрд долларов США.
УИС определило следующие наиболее перспективные технологии, которые необходимо развивать в целях совершенствования АСУ:
- высокопроизводительные оптические сетевые технологии со скоростью 100 Гбит/с и выше;
- отказоустойчивые сетевые технологии, способные противостоять как естественным угрозам окружающей среды, так и кибератакам;
- "облачные" технологии;
- технологии массово-параллельной обработки больших объемов данных;
- технологии управления;
- мобильные технологии.

Для поиска и внедрения новых идей в области автоматизации управления Пентагон продолжает активно привлекать к сотрудничеству другие министерства и ведомства, представителей гражданского научно-технического сообщества и коммерческих структур страны. В этих целях УИС поддерживает интернет-ресурсы (например, Forge.mil), предназначенные для привлечения на коммерческой основе различных заинтересованных лиц и структур в проектах ВС США с использованием технических возможностей военного ведомства. В дальнейшем управление планирует расширять использование интернет-ресурсов, в том числе путем интеграции с аналогичными гражданскими ресурсами (в частности, с GitHub.com).

Отсюда следует, что УИС является главной организацией, занимающейся вопросами автоматизации системы управления ВС США.

Таким образом, американское руководство уделяет серьезное внимание задачам автоматизации управления вооруженными силами. Ключевые направления деятельности по автоматизации системы управления ВС США подробно регламентированы нормативно-правовой базой. В указанных документах отражены основные взгляды командования на автоматизацию системы управления, существовавшие в 2000-е и в 2013-2014 годах, а также на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020-го.

Основные взгляды на автоматизацию системы управления, существовавшие с 2000 по 2013 год, были сформулированы в 2000-м. По мнению западных экспертов, это позволит:
- сохранить радиочастотный спектр, используемый АСУ ВС США;
- обеспечить информацией соответствующих должностных лиц;
- повысить оперативность и защищенность беспроводных сетей связи;
- предоставлять услуги АСУ при борьбе с терроризмом, в условиях боя, а также в критических условиях окружающей среды;
- повышение качества услуг АСУ. Основные взгляды на те же процессы, сформулированные в 2014 году, сводятся к необходимости:
- формирования информационно-управляющей среды в условиях войны и мира;
- обеспечения информацией военных операций на удаленных ТВД в Центрально-Азиатском регионе (особое внимание при этом обращается на развитие направления телевидеоконференций в защищенном режиме);
- координации планов и работы с другими ведомствами, формирующими информационно-управляющую среду в США и за ее пределами в интересах национальных ВС;
- Обеспечении информационного превосходства над любым противником в плане ответа на вопросы: что, где и когда.

В целях реализации этих задач представлены три направления развития АСУ:
- построение независимой инфраструктуры;
- развитие подсистем управления, контроля и обмена информацией АСУ;
- надежная эксплуатация и полноценное обеспечение АСУ.

Выработаны восемь механизмов реализации указанного плана развития: приобретение; контракты; машиностроение; управление информацией и знаниями; люди; планирование; ресурсы; радиочастотный спектр.

Основные взгляды американского руководства на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020 года были сформулированы в 2014-м:
- развитие сформированной информационно-управляющей среды;
- закрепление лидирующего положения АСУ управления ядерными силами США по сравнению с аналогичными системами других стран;
- развитие концепции применения АСУ управления кибернетическими операциями;
- повышение быстродействия АСУ;
- глобальная оборона от деструктивных элементов;
- развитие "облачных" технологий в интересах ВС США;
- совершенствование мобильных технологий в интересах ВС.

Решение указанных задач возложено на DISA, которое обеспечивает потребности в информации по военным вопросам президента, вице-президента, министра обороны, КНШ, командующих видами ВС США, а также других пользователей АСУ МО страны.

В американских вооруженных силах создана четко структурированная, широко разветвленная сеть АСУ, включающих в себя как GCCS, так и GCCS-совместимые автоматизированные системы.

Вместе с тем очевидно, что слабой стороной рассмотренных АСУ является их многообразие, дублирование функций, сложность использования потребителями.

Руководство страны предпринимает шаги для создания единой унифицированной АСУ, которая позволит достичь информационного превосходства над противником с соблюдением современных требований к данным системам. Как постоянную можно рассматривать тенденцию повышения качества управления за счет внедрения более совершенных технических, программных, информационных, лингвистических, организационных и других решений.

Командование ВС РФ прилагает значительные усилия к тому, чтобы звенья оперативного руководства обеспечивали быстрое, устойчивое, надежное, непрерывное и гибкое управление Вооруженными Силами, как в мирное, так и в военное время.

При этом большая роль отводится автоматизации управления боевыми силами, в основе которой лежат следующие принципы:

1. Внедрение средств вычислительной техники во все органы управления стратегических, оперативных и тактических звеньев.

2. Комплексная автоматизация процессов управления боевой деятельностью войск.

3. Наличие развитых систем связи, позволяющих оперативно и надежно передавать данные в глобальном масштабе и организовывать связь в новых районах.

Указанные принципы находят практическое воплощение в автоматизированных системах управления войсками (АСУВ), которые обеспечивают сбор, передачу, обработку и представление командиру информации, необходимой для управления войсками при подготовке и ведении боевых операций, а также доведение принятых решений до войск.

АСУВ применяется для автоматизации работы командных пунктов и органов управления, связанных с боевым обеспечением войск. Объектом управления этих систем служат боевые силы.

При повседневном руководстве войсками АСУВ используются для решения таких задач, как:

Разработка основных концепций строительства Вооруженных Сил;

Оценка действующих оперативных планов боевого использования войск;

Моделирование боевых ситуаций;

Обеспечение боевой готовности войск (материально-техническое обеспечение, транспортные перевозки, учет личного состава и т. д.);

Планирование и проведение мобилизационного развертывания;

Оценка боевых возможностей вероятного противника;

Оценка эффективности существующих и перспективных систем вооружения и разработка требований к ним;

Осуществление контрольно-финансовых операций;

Обеспечение научно-исследовательских работ.

Рассмотрим принципы построения и назначение автоматизированных систем управления войсками (АСУВ).

АСУВэто человеко-машинная система, обеспечивающая высокий уровень оперативного управления войсками как в мирное, так и в военное время для всех видов боевых действий.

Внедрение АСУВ в работу органов управления войсками выполняется в целях повышения устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности управления войсками, а также эффективного использования их боевых возможностей при решении задач в бою.

Автоматизация управления войсками подразумевает использование современных средств вычислительной техники и различных высокопроизводительных технических устройств сбора, накопления, обработки и передачи информации совместно с соответствующим информационным, математическим и программным обеспечением.


Техническую основу автоматизации управления войсками составляют различные ЭВМ с устройствами ввода и вывода информации, аппаратурой ее отображения и документирования, а также телекодовая приемно-передающая аппаратура связи и т.п.

Основные принципы построения АСУВвключают:

1. Системный подход при разработке и внедрении АСУВ.

2. Автоматизация широкого круга задач управления войсками.

3. Разработка и внедрение новых методов сбора, накопления, обработки и передачи информации.

4. Возможность развития и наращивания АСУВ.

По принадлежности к различным уровням управления АСУВ подразделяются на стратегические; оперативно-стратегические; оперативные и тактические.

По видам войск АСУВ подразделяются на общевойсковые, родов войск, войск специального назначения, тыла, технического обеспечения и пр.

В нашей армии в 90-ых годах двадцатого столетия разрабатывалась и внедрялась в войсках АСУВ «Маневр».

АСУВ «Маневр» предназначалась для:

Сбора данных о своих войсках и о войсках противника;

Нанесения этих данных на карты;

Постановки боевых задач;

Передачи команд (сигналов) и подтверждения получения этих команд и др.

АСУВ «Маневр»представляла собой специальное подразделение, включающее совокупность командно-штабных машин (КШМ) и специальных машин (СМ).

Так общевойсковая подсистема АСУВ дивизии включала 13 КШМ и 1 СМ. В ракетных войсках и артиллерии имелось 8 КШМ и 1 СМ. Авиации и ПВО имелось 2 КШМ и 1 СМ.

На танковую дивизию имелось 12 КШМ и 1 СМ. Танковому полку придавалось 3 КШМ.

Командно-штабная машина содержала:

Специализированную бортовую ЭВМ;

Аппаратуру передачи данных;

Алфавитно-цифровую аппаратуру;

Пульт набора формализованных кодограмм;

Устройство считывания координат;

Чертежно-графический аппарат;

Телевизионное табло;

Алфавитно-цифровое печатающее устройство;

Устройства сопряжения;

Систему жизнеобеспечения и др.

Рассмотрим принципы построения автоматизированных систем управления войсками в США.

По данным зарубежной печати, в США и других странах блока НАТО идет интенсивная автоматизация управления войсками в оперативно-тактическом звене.

Существующие АСУВ по принципам построения подразделяются на три основные категории, которые определяются спецификой работы соответствующих органов управления.

Это системы управления высшего военного руководства, министерств видов вооруженных сил и объединенных командований в зонах. Их характерной особенностью является охват органов управления одного ранга без подключения низовых звеньев, т. е. направленность на решение задач в интересах данного звена управления.

Примером таких АСУВ могут служить системы управления стратегическими наступательными и оборонительными силами, где в целях обеспечения высокой оперативности предусмотрена непосредственная передача команд и приказов главнокомандующего на отдельные самолеты или пусковые установки.

В АСУВ третьей категории централизованный и децентрализованный принципы построения сочетаются вместе. Системы представляют собой совокупность автоматизированных центров управления, каждый из которых способен решать задачи в интересах как своего, так и нижестоящих звеньев.

Подобный принцип применяется при создании АСУВ оперативно-тактического звена. Такие системы должны обладать особой гибкостью и быстро приспосабливаться к конкретным условиям боевой обстановки.

В качестве примеров конкретной реализации указанных принципов рассмотрим автоматизированные системы управления высшего военного руководства, стратегического авиационного командования и сухопутными войсками.

АНАЛИЗ современного мирового опыта военных операций показывает, что их успешное проведение требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий, скрытого управления войсками, применения высокоточного оружия.

Управление боевыми действиями осуществляется с пунктов управления высшего, оперативно-стратегического, тактического звеньев. В любом случае пункты управления оснащаются локальными информационными сетями, средствами вычислительной техники, в составе которых имеются операционная система (ОС), система управления базами данных (СУБД), системы защиты и доступа.

Аналогичными средствами оснащаются системы оружия, в том числе ракеты, самолеты, вертолеты, подводные лодки и надводные корабли, комплексы противовоздушной и противоракетной обороны, высокоточного оружия, пункты управления войсками.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

С 1960-х гг. начала бурно развиваться электронно-вычислительная техника, она стала одной из приоритетных составляющих оборонного потенциала страны. При этом в качестве приоритетных ставились первоочередные задачи:

Обеспечение автоматизации управления войсками и оружием с целью повышения на этой основе эффективности ведения боевых действий и применения оружия;
- обучение личного состава Вооруженных сил РФ свободному и профессиональному владению и использованию информационных технологий как в повседневной деятельности, так и при управлении войсками в ходе боевых действий и владении оружием.

В эти годы были приняты беспрецедентные меры: построены и оснащены крупные исследовательские и конструкторские центры ("город электроники" Зеленоград, ряд организаций и предприятий в Москве, Пензе, Киеве, Казани, Минске и других городах); организована международная кооперация, созданы специальные министерства и ведомства; сформирована специальная методология параллельной разработки и внедрения информационных технологий практически по всем основным направлениям деятельности Вооруженных сил РФ.

И надо прямо сказать, что эти меры позволили резко повысить уровень автоматизации процессов управления войсками и оружием в армии и на флоте, а также уровень компьютерной грамотности личного состава наших Вооруженных сил.

Промышленность стала разрабатывать различные типы компьютеров и операционных систем или применять доступные для них зарубежные образцы.

В это же время мы столкнулись с процессом нарастания негативных тенденций, которые в значительной степени стали тормозить дальнейшее эффективное развитие и использование современных информационных технологий.

В Вооруженных силах накопилось неоправданно большое разнообразие программных средств, программного обеспечения, информационных технологий в основном зарубежного производства. Достаточно сказать, что в настоящее время используется около 60 типов операционных систем, около 50 типов систем управления базами данных, более 100 протоколов информационного обмена. К тому же многие из этих программных средств не имеют необходимых средств защиты.

Такая ситуация сложилась в результате отсутствия единой программно-технической платформы, проведения сотен дублирующих разработок программно-технических комплексов и автоматизированных систем различного назначения.

Это, в свою очередь, приводило к многократному увеличению финансовых затрат и времени на дублирующие разработки, а также к технологическому отставанию и существенной зависимости от импортной технологии. Созданные на их основе системы управления разрывали информационное пространство Вооруженных сил РФ на большое количество несовместимых фрагментов, снижали их защищенность, что в конечном счете приводило к потенциальной уязвимости в информационном противоборстве.

В настоящее время ситуация еще более обострилась в связи с появлением в ряде стран так называемого информационного оружия. Оно может быть средством для:

Целенаправленного воздействия на системы управления других стран и их силовых ведомств (искажение, формирование и навязывание ложной информации, ее уничтожение);
- совершения террористических актов против систем управления государством, силовых ведомств, отраслей жизнеобеспечения и экономики (связи, транспорта, топливного комплекса, энергетического комплекса, финансов и др.);
- разрушения автоматизированных систем.

Элементы информационного оружия могут быть и в составе импортных программных средств.

Поэтому автоматизированные системы военного назначения, построенные на зарубежных программных средствах, не могут обеспечить необходимой степени информационной безопасности и технологической независимости страны и Вооруженных сил.

Хотелось бы обратить внимание на особый вид угрозы в "информационной войне" - стремление развитых зарубежных стран к сдерживанию российской индустрии информационных технологий при одновременном противодействии доступа России к новейшим информационным технологиям. Собственно, ведущие фирмы мира и не скрывают своих намерений захватить информационные технологии Вооруженных сил России. Возникла угроза постоянной технологической зависимости от зарубежных поставщиков средств информационных технологий.

В этих условиях обеспечить единство системы вооружения, ее безопасность и технологическую независимость могут только отечественные защищенные базовые информационные технологии. Российские коллективы должны создавать и поддерживать программные и технические изделия на всех стадиях их жизненного цикла.

ВЫХОД ИЗ СОЗДАВШЕГОСЯ ПОЛОЖЕНИЯ

Понимая необходимость создания единой защищенной отечественной программно-технической платформы, Минобороны России в 1994 г. приняло решение о разработке отечественных базовых информационных технологий (включая операционные системы, системы управления базами данных, средства разработки и программно-технические комплексы).

Решение было принято также на основе анализа современного мирового опыта проведения военных операций, который показал, что к важнейшим факторам, определяющим их успешное проведение, относится своевременное комплексное информационное обеспечение боевых действий, скрытое управление войсками, применение высокоточного оружия. Это весьма наглядно демонстрируют события локальных конфликтов последних лет (Югославия, Афганистан, Ирак).

По заказу Министерства обороны РФ были созданы, проведены государственные испытания и приняты на снабжение Вооруженных сил отечественные средства базовых информационных защищенных компьютерных технологий: операционная система МСВС, система управления базами данных "Линтер-ВС" и программно-технический комплекс "Холст-С".

Анализ характеристик этих средств и зарубежных образцов-аналогов показывает преимущества отечественных разработок, прежде всего по надежности, защите от несанкционированного доступа, гарантийному обслуживанию, сопровождению и поддержке в особый период.

С использованием этих средств может вестись обработка информации, которая содержит государственную тайну.

Программные средства серийно поставляются как самостоятельно, так и в составе типовых защищенных программно-технических комплексов.

Гибкая структура комплекса "Холст-C" позволяет поставлять его в требуемой конфигурации и необходимыми вычислительными мощностями в соответствии с потребностями конкретного объекта автоматизации.

В последнее время Министерством обороны РФ с учетом экономической эффективности принят ряд решений по проведению единой научно-технической политики в Вооруженных силах в области военных базовых информационных технологий, в том числе по новой организации заказов и работ по созданию автоматизированных систем военного назначения на базе отечественных технологий.

Этими решениями определен порядок согласования разработок новых систем на основе базовых информационных технологий как внутри Министерства обороны, так и с основными разработчиками автоматизированных систем военного назначения.

На начальника вооружения Вооруженных сил РФ возложена принципиально новая задача по согласованию тактико-технических заданий на создание автоматизированных средств, систем управления войсками и оружием по видам обеспечения (математическому, программному, техническому, информационному, лингвистическому), комплексной защите информации и программно-техническим комплексам.

Установлено, что приниматься на вооружение (в эксплуатацию, на снабжение) автоматизированные средства, системы управления войсками и оружием будут только при условии их создания на основе отечественных базовых информационных защищенных компьютерных технологий. В соответствии с принятыми решениями эти принципы активно претворяются в практику разработки и модернизации информационно-технических систем.

Безусловно, внедрение этой технологии происходит не бесконфликтно. Мы встречаем зачастую довольно упорное противодействие со стороны некоторых разработчиков и организаций. И это не есть что-то из рук вон выходящее. Это нормальный процесс внедрения нового. Более того, мы прекрасно понимаем позицию сопротивляющихся. Ведь речь идет о необходимости доработки, а иногда и переделки отработанных и внедренных программных продуктов. Но жизнь неумолимо диктует необходимость перехода на современные защищенные технологии. Это надо осознать всем разработчикам программных продуктов и искать пути оптимального решения данной задачи.

Необходимо отметить и тот факт, что руководители ряда ведущих организаций промышленности своевременно подготовили коллективы и уже вышли на современный технологический уровень. К сожалению, отдельные организации - разработчики АСУ не сумели пока этого сделать.

ПЕРСПЕКТИВА

Вопросам создания информационно сопрягаемых между собой автоматизированных систем управления для всех уровней на основе унифицированных и стандартизованных программных, технических и информационно-лингвистических средств базовых технологий Министерство обороны уделяет особое внимание.

Приоритетная задача - дальнейшее развитие базовых военных информационных технологий в целях создания основ построения единого информационного пространства, включая системы, которые позволяют строить сквозные тракты управления от общевойсковых пунктов управления до непосредственно средств огневого воздействия.

Предполагается, что эти мероприятия позволят:

Создать интегрируемые автоматизированные системы военного назначения с "бесшовной" технологией стыков в рамках единого информационного пространства;

Сократить номенклатуру выполняемых работ, дублирующихся при разработке АСУ всех уровней управления видов, родов войск, главных и центральных управлений и расходы на их создание;

Сократить сроки создания АСУ за счет перехода на технологию применения серийных изделий и соответственно сократить финансовые затраты.

НЕМНОГО ЭКОНОМИКИ

Серийные поставки общих для всех АСУ компонент базовых защищенных информационных технологий позволят при разработке системы высвободить средства в объеме 25-30% от ее общей стоимости, направив их на разработку специального программного обеспечения, и тем самым сосредоточить усилия разработчиков на реализацию полного функционального предназначения системы.

При этом сроки создания систем сокращаются на 2-3 года. За счет внедрения современных информационных технологий и средств вычислительной техники при модернизации вооружения можно повысить его эффективность от 10 до 30%. Кроме того, такие программные продукты, как операционная система и система управления базой данных, имеют хороший экспортный потенциал. Объем продаж этих программных средств только тремя фирмами (IBM, Microsoft, Oracle) составляет около 80-100 млрд. долл. в год.

Поскольку на мировом рынке ОС и СУБД со средствами защиты свободно не продаются, можно сделать вывод о неплохих перспективах экспорта наряду с поставками вооружения и военной техники, программных продуктов отечественной разработки.

Сегодня все силовые министерства и ведомства поддерживают политику Министерства обороны и заинтересованы в создании защищенных информационных автоматизированных систем на основе базовых военных технологий. Эта политика будет неуклонно претворяться в жизнь.

Иначе и быть не может. Цена вопроса слишком велика - ведь до 20% государственного оборонного заказа ежегодно выделяется на создание автоматизированных систем различного назначения.

Хотелось бы надеяться, что и ведущие разработчики автоматизированных систем управления войсками и оружием осознают эту военно-техническую политику и требования Минобороны России в такой важнейшей области.