Презентация на тему память по психологии маклаков. Презентация на тему "память и ее развитие". Виды и процессы памяти


Презентация рассказывает о памяти, удивительной способности нашего мозга. Это благодаря ей мы помним такое огромное количество сведений. Однако не всегда в нужный момент можно восстановить в голове нужную информацию. Почему так происходит, можно понять, если ближе познакомиться с этим сложным процессом. Скачать презентацию о памяти можно как для классных часов, так и для уроков анатомии, психологии.

Известны ли вам, что запоминать человек начинает еще задолго до своего появления на свет. Находясь в утробе, эмбрион с 20 недели хорошо слышит, все, что происходит рядом с ним, и запоминает некоторые звуки, ощущения. В процессе жизни наша память развивается, совершенствуется. Ученые выделяют несколько ее видов. Зная их, школьникам будет намного легче организовать свою учебную деятельность, достичь высоких результатов.


Презентация дает подробный рассказ о том, что собой представляет память человека. Школьникам интересно будет узнать, почему у одних она феноменальная, а у других желает быть намного лучше. Скачать работу ученицы 10 класса можно для классных часов, для уроков анатомии, биологии или окружающего мира в 4 классе.

Итак, отправляемся вместе со школьницей исследовать устройство человеческой памяти. Неверно утверждать, что в нашем мозгу есть какой-то определенный центр, который хранит всю полученную информацию. Все намного сложнее. Оказывается, различные участки мозга отвечают в разной степени за сохранность поступивших к ним сведений. Вот почему у одних людей больше развита зрительная память, а у других двигательная или эпизодическая. Хотите знать больше? Придется скачать презентацию и изучить все 24 слайда электронной разработки.


Презентация рассказывает об удивительном свойстве воды. Это бесцветное вещество способно сохранять полученную информацию. Это говорит о том, что существует память воды. Хотите в этом убедиться? Необходимо скачать исследовательскую работу ученицы 10 класса и вместе с ней пройти тот сложный путь, который она досконально изучила.

Огромное количество трудов посвящено бесцветной жидкости, которая дает жизнь всему живому. Кроме привычных ее свойств, ученые открывают и необычные ее качества. Сюда относится память воды. Изучив это свойство, человек использует жидкость для воздействия на свой организм, для лечения, для проведения различных ритуалов. Это не просто некая физическая субстанция, это достаточно сложный организм, который не до конца изучен.


Презентация дает полезные сведения школьникам о том, как развитие памяти и внимания влияет на успешность обучения в школе. Показать разработку можно на классном часу, на психологических занятиях и при проведении тренингов. С материалом можно ознакомить родителей школьников, которые тоже смогут помочь своему ребенку стать более удачным.

Прежде чем заняться развитием памяти и внимания, ученикам предлагается познакомиться с удивительными фактами из жизни некоторых феноменальных личностей, способных помнить практически все, что было в их жизни. К числу таких особ относятся Александр Македонский, Сократ, Юлий Цезарь, Леонард Эйлер. В работе приведены способы, которые помогут улучшить память. Это зрительные диктанты, проговаривание ситуации, создание ассоциаций. Есть в пособии и советы, что следует делать регулярно, чтобы улучшать процесс запоминания.


Презентация будут достаточно интересной для тех, кто решил заняться тренировкой памяти. В работе собран ряд упражнений, которые позволят начать этот увлекательный процесс, который поможет в дальнейшем стать человеку более успешным. Чем раньше ученик поймет, что только от него самого зависит качество памяти, тем скорее он приступит к самосовершенствованию. Электронный ресурс можно скачать для классных часов в начальной или средней школе.

Не стоит жаловаться на то, что объем информации в школе настолько обширный, что запомнить все практически невозможно. Оказывается можно, и некоторые в этом успешно убедились. Ставьте для себя реальную цель: «Я сегодня тренирую свою память для того, чтобы завтра мне было легко учиться». И поверьте: все обязательно получится.


Презентация знакомит школьников с различными видами памяти человека, которые помогают нам сначала запомнить материал, а затем воспроизводить его при необходимости в нужной последовательности, осознанно. Невозможно жить, потеряв это свойство своего организма, поэтому так важно не только много знать о нем, но и сохранить его ясным до глубокой старости.

Существует множество классификаций видов человеческой памяти. Ученица в своей работе выбрала наиболее доступную версию для понимания ее ровесниками, поэтому познакомимся с ней более подробно. Итак, виды человеческой памяти:

  • по объекту запоминания: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая;
  • по степени волевой регуляции: произвольная и непроизвольная;
  • по длительности хранения полученной информации: кратковременная, оперативная, долговременная;
  • по участию мышления: смысловая, механическая.

Каждый из представленных видов подробно расписан в работе.


В презентации предлагаются игры для развития зрительной памяти учеников 1 класса. Игровые задания можно использовать как для работы в обычном классе, так и для тренировки зрительной памяти детей, имеющих диагноз ЗПР. Проводить игры можно как на индивидуальных занятиях, так и на классных часах.

Перечень упражнений, предлагаемых в работе:

  • Дама сдавала в багаж
  • Пексессо или парочки
  • Сказочный паровоз
  • Головоноги

В работе описывается каждое упражнение, приводятся правила, имеется наглядность.


Слайд 2

является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Виды памяти

Наглядно-образнаяпамять - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы. Словесно-логическаяпамять - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Двигательнаяпамять - это память на движения. Эмоциональнаяпамять - это память на переживания

Слайд 7

Слайд 8

Процессы памяти

Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опы­та человека новыми знаниями и формами поведения. Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение от­носительно длительного периода времени. Воспроизведение- это активизация закрепленного ранее содержа­ния психики. Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психи­ки, позволяющее им более эффективно функционировать

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Знание, приобретенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно Уильям Джеймс (1842-1910)

Слайд 14

Длительность запоминания

Кратковременная память - это запоминание и сохранение инфор­мации на короткий срок после однократного и очень непродолжитель­ного восприятия. Долговременнаяпамять - это память в интересах длительного со­хранения информации, которая часто запоминается после многократ­ного повторения. Оперативная память - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Особенности памяти (продуктивность)

Объем - характеристика отражающая количественные показате­ли и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой че­ловеком информации. Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохране­ния и воспроизведения информации достигать определенной скорости её обработки и использования. Точность- спо­собность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизве­дения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание. Длительность - характеристика свидетельствующая о способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свиде­тельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию

Слайд 21

Из фонограммы допроса свидетеля:

«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая? Ответ: Да. Вопрос: Когда он произошел? Ответ: 14 июля. Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли? Ответ: Да. Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали? Ответ: Да, именно так. Вопрос: Когда это было, в какое время? Ответ: Около 9 часов утра. Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня? Ответ: Этого я не помню. Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо. Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».5 Задания: 1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос? 2. В чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике?

Слайд 22

В1902 году эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку " забывание есть правило, а воспоминание-исключение". Впоследствии Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как её искажение в угоду эгоистическим интересам личности, её индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Слайд 23

Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Сам по себе повторный рассказ обвиняемого (или другого очевидца) о событии преступления на месте его совершения, естественно, никакой дополнительной доказательственной силой не обладает. Главная цель воспроизведения показаний - получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

Посмотреть все слайды

Слайд 2

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации.

Слайд 3

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов.

Слайд 4

Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Слайд 5

Непосредственный отпечаток сенсорной информации Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Слайд 6

Кратковременная память удерживает материал иного типа В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов.

Слайд 7

Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Слайд 8

Долговременная память Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти.

Слайд 9

В памяти выделяют три процесса: - запоминание (ввод информации в память); - сохранение (удержание); - воспроизведение.

Слайд 10

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Слайд 11

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

Слайд 12

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Слайд 13

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

Слайд 14

Почему человек забывает? Существует несколько причин, почему человек забывает информацию: 1. Отсутствие или потеря интереса (потребности, мотивации) 2. Отсутствие или снижение концентрации внимания (сосредоточения) 3. Когда информация не осмыслена.

Слайд 15

Факторы препятствующие концентрации памяти стресс;рассеянность;перевозбуждение или апатия; погруженность в себя и т.д.Также возможности памяти понижаются из-за:усталость;действие алкоголя и других наркотических веществ;болезни.

Слайд 16

«У ВАС ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ?» (Психологический тест) О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая у вас память?

7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию. 13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.

Слайд 20

18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь. Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

Слайд 21

Посмотреть все слайды

Выполнила: студентка 132 группы I курс Киселева Мария Проверил: преподаватель возрастной анатомии Акайкина Ю.А. Томск 2014 Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования томской области. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение. «Томский государственный педагогический колледж.» (ОГБОУ «ТГПК»)




Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности


Существует 4 процесса памяти: Запоминание это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.


Хранение процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.


Забывание потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.










Основные виды памяти Кратковременная память Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Современные оценки ёмкости кратковременной памяти - обычно 4-5 объектов. Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код.


Долговременная память Долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу.




1. Сколько телефонных номеров вы храните в голове? Несколько – те, которыми постоянно пользуюсь – 2. Ни одного, даже свой иногда забываю – 1. Точно не считал, но много – Случается, что вы не можете вспомнить, о чем хотели поговорить с человеком? Бывает, если меня перебивают – 1. Никогда, меня и в других это раздражает – 3. Случается, если это что-то несущественное – Можете ли вы вспомнить какую-нибудь любимую одежду из дошкольного детства? Конечно, и не одну – 3. Нет, если только по фото – 1. С трудом, но игрушки помню – 2.


4. Вы можете забыть о важной встрече? Периодически этим страдаю – 1. Считанные разы бывало такое, когда забывал записать – 2. Нет, если она назначена в обозримом будущем – Часто ли вы приходите из магазина без нужной покупки? Страхуюсь – прохожу все отделы – 2. Нет, я точно помню, что мне нужно – 3. Да, если нужных покупок больше трех – Можете ли вы точно воспроизвести, что делали три дня назад? Да, если происходило что-то выдающееся – 2. Только в общих чертах – 1. Думаю, да – 3.


7. Помните ли вы слова детских или застольных песен? Не помню, потому что никогда не знал – 1. Не больше пары куплетов и припева – 2. И помню, и пою – Вы вспомните имя старого приятеля, с которым не общались много лет? Да, если раньше мы были близки – 2. Нет, для меня это проблема – 1. Если мы общались, непременно вспомню – Вы забываете о днях рождения родных и близких? Нет, но это заслуга записной книжки – 2. Да, на меня уже даже не обижаются – 1. Нет, помню даже, сколько кому лет – 3.


Вы набрали: 16 и менее баллов Вы отличаетесь не только отсутствием памяти, но и рассеянным вниманием. Можно, конечно, над этим умиляться, но жить с таким «набором» сложно. Не исключено, что вам просто не хватает самоорганизации и примитивный еженедельник значительно облегчил бы ваше существование. Но лучше все- таки начать уделять внимание развитию памяти, решать головоломки и кроссворды, учить стихи и иностранные языки. От 17 до 23 баллов У вас память достаточно посредственная. Возможно, проблема в большом объеме информации, которой забита ваша голова, но нужный «файл» извлечь не всегда удается. Поэтому разгрузите голову, воспользовавшись современными средствами напоминания: на работе – компьютер, электронные записные книжки, в быту – мобильный телефон, таймеры и будильник. 24 и более баллов Память и внимание – ваша сильная сторона. Возможно, это природное качество, но все равно не стоит «перегружаться». Психологи утверждают, что люди, которые никогда ничего не забывают, живут в состоянии постоянного напряжения, ощущают груз тревоги и внешних запретов. А кроме того, нередко лишают себя радости творчества и открытий.




Характеристика памяти

Основной характеристикой памяти в психологии является отражение ее, как функции мозга, способной усваивать, удерживать и впоследствии использовать информацию, получаемую от всех пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Это своего рода матрица, куда закладывается полная база данных о всем имеющимся жизненном опыте индивида, связующая его прошлое и настоящее без которой человечество вряд ли смогло бы выжить и развиться, как биологический вид. Психология, как наука, в отличие от медицины работает в основном с прижизненным видом памяти, хотя генетическая ее разновидность тоже учитывается, в особенности, при определении наследственной составляющей в организации психических состояний человека и оценки степени их отклонений от нормы.


Забыть или запомнить?

Если говорить о механизмах памяти, то в психологии они делятся по основным своим функциям: необходимости запомнить поступившую информацию, сохранить ее, воспроизвести при необходимости и забыть в случае ее малозначимости. Кстати, забывание совершенно не означает полное стирание ненужных файлов. Они просто закладываются в более глубокие «архивы» и извлекаются оттуда по импульсному запросу той части нашего сознания, которая отвечает за текущий жизненный опыт и фильтрации его по степени важности.


Забыть или запомнить?

Залогом успеха в любом виде деятельности человека является развитие памяти, и психология предлагает массу методик, способных помочь максимально, в мельчайших деталях запомнить и сохранить на долгий срок получаемую информацию. Естественно, основы развития внимания и памяти в психологии человека закладываются в детстве и начинать строить прочный фундамент для «библиотеки накопленных знаний о внешнем мире» лучше именно в первой декаде жизни ребенка, так как детская память более гибкая и цепкая, хотя и в более позднем возрасте, при желании и использовании различных техник запоминания, возможно научиться достаточно быстро извлекать из «кладовых мыслительного процесса» все необходимые на данный момент сведения.


Раз ступенька, два ступенька...

Структура памяти в психологии человека обычно представляет собой трехуровневую лестницу, ступеньки которой располагаются по иерархии их временной составляющей.


Сенсорная память

Самой короткой по длительности является сенсорная память, период удерживания данных которой, составляет, от силы, полсекунды. Она перерабатывает информацию, идущую от органов чувств, и если «высшее начальство» в виде конкретных центров головного мозга не проявило к ней должного внимания, то сенсорная составляющая нашей памяти, благополучно удаляет ненужный материал из своей «корзинки» и заполняет ячейки новыми информационными поступлениями.


Кратковременная память

Следующий уровень в нашей лестнице занимает кратковременная память, которая по продолжительности своего действия превышает сенсорную, но тем не менее, тоже имеет свои ограничения. К примеру, объемы запоминаемого материала сводятся к 5-7 информационным единицам. Причем 7 это предел и если нужно усвоить больше сведений, то мозгу приходится производить перегруппировку символов, для того, чтобы уместить их в отведенные ему кратковременной памятью 7 ячеек.


Долговременная память

Для более длительного хранения и последующего многократного воспроизведения воспоминаний существует долговременная память, у которой также есть свои минусы, в частности время, затрачиваемое на поиск нужных сведений. Но тем, не менее вся машина работает достаточно быстро и слаженно, так что подавляющее большинство запрашиваемых данных «подаются к столу» вовремя и практически без искажений.



Природа все продумала за нас и нам остается только быть ей бесконечно благодарными за все прекрасные моменты нашей жизни, которые, мы помним и за те негативные воспоминания, на которых у нас есть возможность учиться, извлекая уроки