Социальные проекты в школе: темы, примеры. Суть социального проекта. Цель социального проекта. Социальные проекты школьников примеры Социальный проект примеры тем

Такое понятие, как «социальные проекты» имеет латинское происхождение. В переводе данный термин означает создание объекта, специфическую деятельность, в ходе которой изучается определенное явление или процесс. Проанализируем основные моменты, касающиеся социального проектирования.

Основа проектирования

Именно социальные проекты помогают моделировать некоторые ситуации. Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов.

Структура социального проекта

Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта:

  • планирование;
  • проекция;
  • предвидение;
  • предвосхищение;
  • прогнозирование результатов;
  • конструирование;
  • моделирование;
  • анализ результатов.

Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.


Особенности планирования

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Постановка гипотезы

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

Литературный обзор

Любой социальный проект в школе, на производстве, невозможен без полноценного предварительного анализа той проблемы, о которой пойдет речь в исследовании. Нет необходимости «изобретать велосипед» заново, для начала нужно изучить литературу, выбрать ключевые моменты, связанные с тематикой исследования. Только после получения теоретических знаний, можно переходить к разработке собственного социального проекта.

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень.

Реализация поставленных задач

Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научно-техническое, и гуманитарно-эстетическое. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

Также, приводя примеры социальных проектов, которые создаются и реализуются с участием школьников, можно выделить заботу о людях преклонного возраста. Ребята с удовольствием помогают ветеранам войны убирать помещения, укладывать дрова, полоть от сорняков грядки на приусадебном участке. Участие «трудных подростков» в подобных мероприятиях помогает им понять важность и значимость доброго отношения к взрослым. Ребята, которые помогают одиноким пожилым людям, меняют свои взгляды на жизнь, становятся добрее, не совершают противоправных поступков.

Проект «Доступная среда»

Есть и такие социальные проекты, которые направлены на помощь самим детям. В нашей стране функционирует проект, помогающий ребятам с проблемами в физическом развитии, получить полноценное образование. Проект «Доступная среда» предполагает создание в обычных государственных образовательных учреждениях нормальных условий для передвижения детей – колясочников. По данному социальному проекту, дети – инвалиды обучаются вместе со своими сверстниками, то есть их не лишают полноценного общения с ровесниками. Если по медицинским показаниям, подобный вариант обучения невозможен, существуют примеры социальных проектов, помогающих больным детям.

Инклюзивное обучение

Национальный проект «Образование» содержит специальный раздел, посвященный индивидуальному и домашнему обучению детей с отклонениями в развитии. Дистанционный педагог помогает ребенку не только получать определенные знания, но и становится его другом и полноценным собеседником. Прежде чем приступать к реализации данного проекта, и дети, и педагоги проходят специальную курсовую подготовку. Доступность обучения гарантирует больным детям не только теоретические знания по разным учебным дисциплинам, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ. Например, если реализовывался проект, направленный на помощь в адаптации трудных подростков, проводится статистический обзор. В ходе анкетирования выявляется реальное количество участников проекта, их удовлетворенность в результате исследования. Далее, составляется диаграмма либо график, оценивается результативность проекта.

Заключение

В последнее время интерес к социальным проектам возрос. Если в прошлом веке подобного направления в школе практически не существовало, то на данный момент для каждой параллели разрабатываются и реализуются собственные направления исследования. Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, российских. Кроме того, существуют специальные программы по поддержке талантливых социальных проектов. Победители и призеры тех конкурсов, которые включены в специальный перечень, определенный Министерством образования РФ, имеют право на материальные гранты в размере 30 и 60 тысяч рублей.

Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований.

Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ИНТЕРЬЕРА »

Учитель швейного дела

Кузнецова Светлана Юрьевна

2011-2012 учебный год

Руководитель проекта: Кузнецова Светлана Юрьевна, учитель швейного дела

Творческая группа:

Кузнецова Светлана Юрьевна, учитель швейного дела

Садовников Михаил Александрович, учитель столярного дела

Сударкина Ксения,обучающаяся 9 класса

Сударкина Елена, обучающаяся 9 класса

Куликова Анна, обучающаяся 7 класса

Клепикова Ольга, обучающаяся 7 класса

Тарасова Мария, обучающаяся 10 класса

Щукина Виктория, обучающаяся 9 класса

Агеева Екатерина, обучающаяся 6 класса

Дмитриева Елена, обучающаяся 8 класса

Морозкина Олеся, обучающаяся 8 класса

Аржевитина Мария, обучающаяся 8 класса

Ермакова Алена, обучающаяся 8 класса

Горенкова Юлия, обучающаяся 9 класса

Горохова Ирина, обучающаяся 9 класса

Сроки реализации проекта: 1 учебный год

Направление проекта: «Социальный проект»

Вид проекта:

практико – ориентированный

надпредметный

внутришкольный

долгосрочный

Постановка проблемы

В январе 2011 г наша школа – интернат из с. Дивеево была переведена в п. Сатис Дивеевского района. Переехав в новое здание, мы сразу решили, что необходимо подумать об оформлении учебного корпуса.

В прежней школе у нас была большая замечательная выставка детского творчества. Обучающиеся предложили оформить стены коридора нового здания своими работами, выполненными в разных кружках.

Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все необходимое, чтобы помещение школы были благоустроенными, ведь это дом наших ребят, где им должно быть уютно и комфортно. Поэтому у нас в школе много внимания уделяется эстетическому оформлению помещений. Проблема эта для обучающихся нашей школы актуальна, так как её решение формирует у детей эстетический вкус, чувство ответственности за выполнение своей работы и желание изменить облик школы к лучшему, что обязательно сможет пригодиться им в самостоятельной жизни.

С 1 сентября 2011 г мы с группой детей разработали план реализации проекта и приступили к работе.

Цель проекта:

создание эстетически благоприятных условий для обучения и отдыха воспитанников

Задачи проекта:

Обеспечение воспитанникам возможности осуществления пробы сил в оформлении интерьера;

Формирование навыков осознанного восприятия трудового долга и чувства социальной ответственности;

Развитие нравственных качеств через воспитание эстетикой окружающей школьной действительности;

Создание условий для формирования у обучающихся школы-интерната знаний и умений, которые потребуются в самостоятельной жизни;

Создание условий для формирования у воспитанников понимания важности их личного труда для общества;

Привитие обучающимся эстетического вкуса.

Гипотеза работы

В процессе кружковой деятельности мы решили использовать метод творческих проектов, ведь это способствует развитию индивидуальных способностей и выявлению творческого потенциала обучающихся.

Суть этой работы состоит в том, что каждый из участников творческой группы сможет проявить себя в том виде прикладного творчества, которое ему ближе. Все участники могут выбрать себе работу по душе, самостоятельно выбрав размер работы, материалы, все цветовые сочетания и при желании изменить их.

Свою задачу вижу в следующем: помочь обучающимся сделать правильный выбор композиции с учетом их склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей, а также оказывать необходимую помощь непосредственно во время выполнения работы.
В каждой работе важно авторство, каждое произведение искусства - это выражение сокровенного «я». Выполняя работу не по заданию, а по желанию обучающиеся вкладывают частичку своей души в каждое

творение. Поэтому интерьер, который мы решили оформить должен получиться очень «тёплым».

Оригинальность проекта

Когда мы только решили заняться осуществлением этого проекта уже тогда было ясно, что задумка наша будет оригинальной. Ведь мы хотим оформить интерьер не фабричными картинами, а работами прикладного творчества, выполненными своими руками. Даже если кто-то решит повторить наш проект, это будет невозможно. Ведь каждая работа выполнена по усмотрению автора, по его представлению о цветовом решении и является эксклюзивной.

Методы проектной деятельности

На свете много творческих людей. Среди детей с ОВЗ их тоже не мало. Без творчества мир был бы неинтересен и скучен.Сущность метода творческих проектов создавать что-то новое, интересное, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «не подсмотришь» . Все люди имеют право быть разными и видеть этот мир по своему. Содержание этой системы - гуманитарно-эстетическая культура и возможность художественного образования обучающихся средствами различных видов прикладного искусства. Именно гуманитарный склад мышления и гуманитарный стиль деятельности лежат в основе развития индивидуальных творческих способностей обучающихся.

В широком смысле социальный проект - это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственное благополучие, но и благополучие других людей.

План реализации проекта

Этап проекта

Сроки

Исполнители

Организационный

Выявление интересов детей, формулировка проблемы

Сентябрь 2011 г

Кузнецова С.Ю.

Выбор темы проекта

Сентябрь 2011 г

Формулировка цели проекта и задач

Сентябрь 2011 г

Кузнецова С.Ю.

Формирование группы

Сентябрь 2011 г

Кузнецова С.Ю.

Распределение задач для каждой группы

Сентябрь 2011 г

Кузнецова С.Ю.

Установление сроков выполнения проекта

Сентябрь 2011 г

Кузнецова С.Ю.

Практический

Выбор работ

Сентябрь 2011 г

Обучающиеся (участники проекта) ,

Кузнецова С.Ю.

Выполнение работ в технике

«Счетный крест»

Горенкова Юлия

Сударкина Ксения,

Сударкина Елена,

Куликова Анна,

Клепикова Ольга,

Щукина Виктория,

Дмитриева Елена,

Агеева Екатерина,

Морозкина Олеся,

Аржевитина Мария,

Ермакова Алена

Выполнение работ в технике

«Квиллинг»

Сударкина Ксения,

Сударкина Елена,

Дмитриева Елена,

Куликова Анна,

Клепикова Ольга,

Щукина Виктория,

Агеева Екатерина

Выполнение работ в лоскутной технике

«Квилтинг»

Горохова Ирина

Выполнение работ в технике

«Ковроделие »

Тарасова Мария

Выполнение работ в технике

«Изонить »

Дмитриева Елена,

Сударкина Ксения,

Сударкина Елена,

Куликова Анна,

Клепикова Ольга,

Щукина Виктория

Выполнение работ в технике

«Вязание крючком »

Куликова Анна

Подготовка необходимого количества рамок для работ

Май 2012 г

Кузнецова С.Ю., обучающиеся (участники проекта)

Оформление работ

Май 2012 г

Кузнецова С.Ю., обучающиеся (участники проекта)

Установка крепежей

Май 2012 г

Садовников М.А.

Размещение работ

Май 2012 г

Кузнецова С.Ю., обучающиеся (участники проекта)

Презентация

Май 2012 г

Кузнецова С.Ю.

Аналитический

Защита проекта

Май 2012 г

Кузнецова С.Ю., обучающиеся (участники проекта)

Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития.

Май 2012 г

Кузнецова С.Ю., обучающиеся (участники проекта)

Проверка гипотезы

В самом начале работы были выявлены интересы детей, сформулирована проблема, выбрана тема и определена цель проекта. Творческая группа сформировалась быстро. Все желающие принять участие в проекте были утверждены. Мы предполагали, что работы будут выполнены в различных техниках, поэтому вся группа разделилась по желанию на 6 подгрупп: «Квиллинг», «Квилтинг», «Ковроделие », «Счетный крест», «Вязание крючком », «Изонить ». В каждой подгруппе оказалось разное количество обучающихся. Некоторые участники записались сразу в 4 группы, чтобы выполнить несколько работ. Далее мы решили, что должны выполнить этот проект в течении учебного года,т.е. в мае 2012 года он должен быть готов.

Перейдя к практическому этапу все участники выбрали работы, которые они хотели бы выполнить. Затем подобрали необходимые схемы, материалы, выбрали цветовые сочетания и приступили к работе.

В процессе работы что-то не получалось, что-то получалось совсем не так, как хотелось. Приходилось переделывать и исправлять. Хорошо, что ошибки и их исправление не повлияли на настрой участников и работы были выполнены в срок.Теперь нужно было их оформить, подобрать рамки. Этот процесс тоже занял определённое время. На некоторые работы понадобились дополнительные отделочные материалы.

Когда работы были готовы в количестве 37 штук,оставалось только разместить их на стенах коридора второго этажа. Мы обратились за помощью к учителю столярного дела Садовникову М.А. , который установил необходимые крепежи для рамок.

Размещали творческие работы все вместе, дружно, советуясь друг с другом.

После защиты проекта мы выслушали мнение педагогов и обучающихся школы. Все отзывы были положительными, что очень порадовало участников проекта.

Выводы руководителя проекта о проделанной работе

Цель нашего творческого проекта достигнута. Мы действительно стали участниками создания эстетически благоприятных условий для обучения и отдыха воспитанников. Совсем не важно, что мы оформили стены не всего коридора, а только его части. Главное, что взявшись за дело мы довели его до конца.

Очень важно, что самую основную работу выполнили учащиеся. С большим удовольствием они изготавливали свои работы для оформления интерьера школы. И всем нам очень приятно, что на наши работы могут полюбоваться не только обучающиеся и работники, но и гости нашей

школы.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект предусматривает свое дальнейшее развитие - проведение деятельности в направлении расширения социокультурного пространства учреждения, разработки и реализации развернутой программы социального проектирования.

При возобновлении проекта возможны шаги по увеличению возрастного диапазона привлеченных воспитанников, предоставление им большей доли самостоятельности на всех этапах проектирования, масштабности социально значимых объектов для благоустройства силами воспитанников школы-интерната.

Список используемой литературы

  1. Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности [ Текст ] : Учебное пособие / О.В. Курбатова О.В. - Ростов н/Д, 2003.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [ Текст ] : пособие для учителей / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2005.
  3. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе [ Текст ] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001г.
  4. Организация проектной деятельности в школе [ Текст ] / Авт.-сост. С.Г. Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение 1. Опрос обучающихся

Опрошено обучающихся – 88

Ответили «нравится» - 42

Ответили « не нравится» - 0

Ответили «очень нравится» - 46

Приложение 2 . Фотографии и презентация

Проект «Наша новая школа» выдвинул важные требования к современному образованию: научить жить в постоянно меняющемся мире. Слово жить вмещает в себя многое: умение учиться на протяжении всей жизни, быть ответственным за судьбу Родины, умение самореализовать свои способности, быть счастливым. С общепризнанной точки зрения, все обозначенные проблемы поможет школьнику решить воспитывающая среда образовательного учреждения.

Отличительными особенностями воспитывающей среды школы в сравнении с социальной средой в целом, является наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного становления, многообразие осваиваемых субъектных ролей, личностная значимость среды для ее субъектов. Важны также ориентация на успех и лидерскую направленность как формы проявления самореализации субъектов среды, насыщенное взаимодействие субъектов среды, комплексная реализация личностных потребностей в функционирующих пространствах среды, педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде школы.

Воспитывающую среду образовательного учреждения, в частности, школы, как часть социальной среды, организованную педагогами-профессионалами, можно рассматривать как микросреду, наиболее приближенную, после семейной, к растущему человеку, вступающему в большой социальный мир. Эту среду необходимо смоделировать так, чтобы обеспечить педагогические условия, способствующие личностному становлению школьника. «Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели» - К.Гельвеций.

На наш взгляд, поставленные задачи можно решить, включая детей в социально значимую, полезную деятельность, в социальное проектирование, которое, является одним из современных интенсивных методов социализации школьников. Практика реализации социальных проектов показывает, что в результате у школьников формируется социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию). Процесс социализации можно представить как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненно-социальных проблем и присвоение опыта в достижении определенных целей.

Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Работа над проектом позволяет учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности. Социально значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Практика социального проектирования как эффективной формы социализации учащихся в нашей школе уже сложилась, поэтому можно оценить имеющиеся результаты.
Главная цель детских объединений школы - формирование позитивного социального опыта, готовности к активным социальным действиям. Приведем примеры некоторых долгосрочных проектов, реализуемых школьниками.

В настоящее время очень важным направлением в воспитании детей представляется нам развитие милосердия. Данная проблема является актуальной. Развитие в детях доброты, сопереживания служит противостоянию жестокому миру, воздействует на их самовоспитание. Общими целями проектов «От сердца к сердцу», «Помнить, чтобы жить» является формирование умения оценивать различные факты окружающей жизни, выбирать способы решения актуальных проблем, пропаганда общечеловеческих ценностей (преемственность, память, милосердие), осознание учащимися своих гражданских обязанностей, развитие личностных качеств. Речь идет о проявлении заботы школьников об учителях-ветеранах, а также ветеранах войны и труда.

Средства для помощи пожилым людям учащиеся зарабатывают на ежегодной благотворительно ярмарке (12-15 тысяч). Ветераны, получая добрые поздравления и подарки, ощущают, что в школе о них помнят и их любят. Ребята понимают, насколько важно ветеранам осознавать, что их подвиг не забыт, а они сами, с их опытом, знаниями, мудростью нужны и востребованы. Участники проекта почувствовали, как важно не терять связи со старшим поколением, утвердились в своем праве решать актуальные проблемы современного общества, что повысило у них чувство гражданской активности как одной из главных социальных ценностей.

Проект «Ребята и зверята» предполагал помощь Читинскому зоопарку. Ребята взяли на воспитание 2-х степных лисиц-корсаков. Участвуя в проекте, дети учатся добросовестно относиться к порученному делу, находить радость в бескорыстной помощи ближним. Дежуря в зоопарке по выходным дням, они сэкономили для своих подопечных 3,5 тысячи рублей. И дело, конечно, не в заработанной сумме, а в том, что ребята обретают жизненный и деловой опыт, что обеспечивает их личностный рост и самоопределение.

Особую значимость обрел проект «Давайте говорить правильно по-русски», реализуемый в 2011 году. Цели проекта видятся в привлечении внимания жителей города и гостей Забайкальского края к необходимости повышения культуры речевого общения. И з листовок, размещенных в троллейбусах, маршрутных такси, междугородних автобусах, они узнают о правильном произношении и грамматическом строе нашей речи. Школьники получили поддержку средств массовой информации: Читинское телевидение и радио. Данный проект заслужил высокую оценку общественности и был удостоен Гранта в 20 тысяч рублей на конкурсе социальных проектов в рамках Гражданского форума «Забайкальцы - Забайкалью». Включившись в практическую деятельность по разрешению одной из социальных проблем, старшеклассники убедились, что они реально могут повлиять на изменение социальной ситуации.

Технология социального проектирования настолько действенна, что может служить основой для концепции воспитания в рамках классного коллектива. В качестве примера назовем воспитательную систему 7 класса «Я - Забайкалец». Начиналась она с проекта «Мемориал», который предполагал оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда. Затем ребята выразили желание помочь городу в благоустройстве Мемориала Боевой Славы. Они неоднократно очищали территорию от мусора, вместе с родителями и ветеранами участвовали в посадке Аллеи Славы, весной планируют разбить клумбы возле Мемориала. Волонтерский отряд проводит работу над альбомом: «Труженики тыла, награжденные медалью за доблестный труд в годы ВОВ». Ведется сбор материалов о боевом и трудовом прошлом ветеранов войны и труда. Ребята очень гордятся тем, что они постоянно сотрудничают с такой серьезной организацией, как городской Совет ветеранов.

Всем известно выражение: о государстве судят по тому, как живут ее старики.

Несмотря на то, что в Забайкальском крае много делается для поддержки ветеранов войны и труда, для увековечения памяти погибших, проблемы остаются. Ветераны нуждаются в человеческом тепле, внимании и поддержке. Мы хотим создать клуб ветеранов на базе школы №38, где пожилые люди могут собираться вместе, чтобы интересно провести время, помочь школьникам найти себя. Наш проект поможет пожилым людям найти понимающих, близких по духу людей, которые наполнят жизнь ветеранов новым смыслом, позволят им почувствовать себя нужными обществу и друг другу.

Особая значимость проекта в том, что результат его двухсторонний: и старшее поколение, и молодежь становятся социально значимыми единицами в обществе: у ветеранов появляется уверенность в будущем своих внуков, а у молодых - истинные идеалы.

В программе клуба предполагается организация встреч ветеранов с психологами, юристами, проведение концертов силами учащихся и педагогов, импровизированные вечера «у костра» с исполнением песен и стихов. Мы хотим предложить ветеранам установить посильный контроль над школьниками, требующими особого внимания, планируем привлечь ветеранов к оценке работы школы.

Одним из главных критериев воспитывающей среды, по нашему убеждению, является формирование у школьников тех ценностных начал, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности. Реализуя совместно со Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города. Именно мысль о том, что «я могу это сделать сам и не только для себя», больше всего воодушевляет подростков. Этот период становления детской личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников.

В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.п.

В-четвертых, участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы.

Таким образом, назначение воспитывающей среды школы - становление человека, способного реализовать себя как личность. Социальное проектирование имеет большой образовательный потенциал, поскольку дает возможность участникам «научиться самостоятельно решать возникающие проблемы и преодоле-вать имеющиеся трудности, действовать в условиях, в которых при-ходится рассчитывать на собственные силы, овладевать современными экономическими, право-выми, психологическими, педагогическими знаниями и специальными умениями в конк-ретной деятельности» .

Объединенные во времени, пространстве, движении педагоги и учащиеся, взаимодействуя, сознательно создают в образовательном учреждении воспитывающую среду, являющуюся целью, условием и результатом их сотрудничества.

Вам понадобится

· социальная проблема;

· пути решения;

· обширный материал по данной теме;

· письменные принадлежности.

Инструкция

Если вам не дает покоя какая-то социальная проблема, и вы знаете, как ее решить, то вы можете создать свой социальный проект. Но процессу непосредственного проектирования предшествует долгий, масштабный, многоуровневый сбор информации по данному вопросу.

Отличительная черта социального проекта в том, что он является абсолютно новым продуктом. Особая ценность такого проекта, созданного не специалистом, а рядовым гражданином, состоит в том, что его рекомендации не оторваны от реальной ситуации и адаптированы к существующей действительности. Но для того, чтобы ваш проект привлек внимание и был реализован, вы должны подать не просто интересную и продуктивную идею, но и убедить всех, что современная ситуация требует именно таких преобразований.

Вы можете провести по рассматриваемой проблеме социологический опрос, где ваши доводы и предложения будут подтверждаться общественным мнением.

Если ваш проект будет сопровождаться заключениями экспертов, статистическими данными, заключениями специалистов, то шансы на его реализацию возрастут.

Помните, что ваш социальный проект - это официальный документ, и не допускайте неточностей и "вольного стиля" в оформлении. Работа должна быть написана в официально-деловом стиле с элементами научного (если есть исследования).

Вы также можете привести положительный опыт социальных преобразований, подобных (но не идентичных) вашему. Проведение аналогий между будущими положительным эффектом и уже реально существующими достижениями значительно повысит ваш проект в глазах комиссии.

В большинстве сегодняшних социальных проектов участвуют волонтеры и члены благотворительных организаций. Иными словами, в решении социальных проблем участвует сам социум. Поэтому для продвижения своей идеи вы можете обратиться к единомышленникам из общественных некоммерческих организаций.

Оформление социального проекта

Социальный проект – это комплекс мероприятий, в соответствии с котором осуществляется деятельность общественной организации. Проекты затрагивают социально-значимые проблемы, обосновывают и предлагают пути решения.

Социальный проект состоит из 13 основных разделов.

1. Титульный лист. На титульном листе должно быть указано название проекта, его авторы, название и адрес организации, территория реализации, дата начала и завершения проекта, а также его бюджет (в рублях).

2. Аннотация. В аннотации стоит указать основную идею проекта, целевую аудиторию, требуемые ресурсы и сроки реализации проекта. Большой плюс будет, если вы укажите сильные стороны проекта и его отличия от подобных. Аннотация – это краткая характеристика социального проекта, которая адресуется потенциальным ресурсодателям и деловым партнерам.

3. Описание организации. В этом разделе вы должны показать, что ваша общественная организация надежная и перспективная. Напишите общие сведения об организации (когда, где и кем учреждено, численность), конкретные цели на ближайшие три года (обычно выражаются в количественных показателях), историю объединения (динамику развития, связи, важные события и успехи). Укажите направленность деятельности и опыт (направления деятельности, основные программы, достигнутые результаты, реализуемые и реализованные проекты), партнерские связи и перспективы развития общественного объединения.

4. Обоснование необходимости проекта. Насколько эта проблема актуальна в обществе? Чем ваш проект оригинален и отличается от других, похожей тематики?

5. Цели и задачи. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Задачи – детализированная конкретная цель, раскрывающая ее объем и перечисляемые конкретные действия.

6. Методы реализации проекта. Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта. То есть описание того, каким образом будет осуществляться проект.

7. Управление проектом . Конкретно укажите какие «должности» нужны для реализации проекта кроме руководителя. Сколько волонтеров требуется, и каких специалистов следует задействовать.

8. Рабочий план реализации проекта. Распишите, какие действия вы будете производить поэтапно:

1. Организационно-информационный этап. Создание группы, организационных условий, информационное обеспечение.

2. Основной этап. Основная работа по реализации проекта.

3. Итогово-перспективный. Подведение итогов деятельности, выработка перспектив его дальнейшего развития, пост-релизы и информационное освещение.

9. Ожидаемые результаты . Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. Результаты должны быть реалистичными, выполнимыми и измеряемыми.

10. Методы оценки результатов. План оценки проекта должен быть хорошо разработан, описаны инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам. Количественные и качественные индикаторы должны быть убедительными и обоснованными.

11. План дальнейшего развития проекта. Проект планируется одноразовый или постоянно-действующий? Будет ли изменяться целевая аудитория или территория?

12. Бюджет. Какие ресурсы нам нужны для реализации проекта и в каком количестве (кадровые, материальные, финансовые ресурсы). Надо оценить какие ресурсы у нас есть, а какие необходимо. И где мы можем взять недостающие ресурсы.

13.Пресс-релиз и коммерческое предложение. Пресс-релизы рассылаются во все СМИ, а коммерческие предложения – потенциальным спонсорам. Социальные проекты в такой форме можно подавать и на участие в грантах, и конкурах фондов.

План написания социального проекта
1. Какие существуют проблемы? (в какой сфере?)
2. Выбрать основные, наиболее волнующие темы (проблемы)
3. Разбиться на группы (команды) по выбранным темам
4. Раскрыть сущность проблемы. Ответить на вопросы: Что? – в чем заключается проблема? Из-за чего?
5. Где? – насколько широко распространена проблема?
6. Когда? – насколько долго существует проблема?
7. Сколько? – какое количество людей затрагивает?
8. На кого влияет? (Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать. Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.)
9. Какова цель проекта? (Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата. Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.)
10. Задачи проекта? (Это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели. Опишите задачи проекта списком: · 1. …2. … 3. … Важно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта. Проверьте. Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель). Проанализируйте. Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов.)
11. Механизм реализации? Сроки? Смета? (при необходимости) Ожидаемые результаты? (Какие действия, мероприятия приведут нас к реализации задач и выполнению поставленной цели. Количественный результат (что будет сделано?)- фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д. Качественный результат (что изменится?)- должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.)

Оформление проекта

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

  • Титульный лист: название проекта, авторы, контактные данные (1 стр.)
  • Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (5-10 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 14 шрифт, Times New Roman)
  • Подробное описание проекта:
    • Содержание проекта, обоснование.
    • Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.
    • Цели и задачи проекта.
    • Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.
    • Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.
    • Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).
    • Бюджет (смета).
    • Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.
    • Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.
      • приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (14) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.

К СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Понятие социального проектирования

Социальное проектирование - это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.

В этом смысле можно утверждать, что социальный проект - это решение социально значимой проблемы в чётко ограниченных временных рамках.

Социальный проект:

Это универсальный инструмент для чёткого стратегического планирования вашей деятельности;

Это воплощение любой вашей идеи в реальность;

Это возможность рассчитывать свои шаги к достижению цели с точностью до дней;

Это умение правильно использовать свои (всегда ограниченные) ресурсы и привлекать их из различных источников;

Это решение социально значимых проблем в вашем регионе (районе);

Из чего состоит проект?

проблема - цель - задачи - механизм реализации (методы, методики, технологии) - этапы реализации - бюджет - ожидаемые результаты

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап - это логическое звено в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна логично вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных и качественных результатов. Каждый метод - это способ, с помощью которого решается определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужны критерии оценки.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева).

Допустим, почва - это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни - это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой чёткую цель - задаём направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с чёткими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны способствовать определённым изменениям в среде.

Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно.

Постановка проблемы

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея - проект уже стоит на стадии замысла.

Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех социального проектирования. Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, так как проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере.

Проблема - это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект, и её анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы - это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Здесь важно продемонстрировать, что для авторов (соавторов, менеджеров) проекта понятны причины появления проблемы, для решения которой он и выполняется, но не фиксируются исключительно отрицательные последствия существующей проблемы.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом её факторов, подтверждённым количественными показателями. Эти показатели основаны на ранее проведённых исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). Зачастую, в разделе, посвящённом анализу проблемы, авторы проектов приводят многие разнообразные статистические данные, которые, во-первых, часто не соответствуют диагностируемой проблеме, поставленной цели и сформулированным задачам, а, во-вторых, являются неточными, недостоверными, тенденциозно и предвзято подобранными автором. Например, часто авторы представляют якобы катастрофические данные, но забывают упомянуть о их ярко выраженной положительной динамике (и правильно делают, иначе эксперт может посчитать предлагаемое вами в проекте решение неадекватным, либо всю мысленную конструкцию и вовсе квази- или псевдопроектом). Здесь важно продемонстрировать корректный подход к представлению информационных данных, о чём эксперт и делает вывод в этом содержательном блоке.

Принципиально важным является определение тех индикаторов, т.е. количественных и качественных показателей, которые в дальнейшем станут шкалой для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли ранее попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с вашей профессиональной деятельностью. Авторы должны показать знание проблем целевой группы проекта и наличие специалистов (кстати, необязательно, чтобы сам автор напрямую этим занимался: он может координировать работу всех специалистов проекта), которые смогут работать с этой целевой аудиторией.

В любом случае, проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока:

Актуальность решаемой социальной проблемы;

Диагностика возникновения и развития представленной проблемы;

Информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);

Соответствие решаемой проблемы содержанию предложенной номинации конкурса.

Цель проекта

Цель - наивысшая точка достижений, к которой стремится конкурсант в ходе реализации проекта.

Цель проекта - это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу, определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться автором.

Для оценки вашего варианта постановки цели была разработана следующая система критериев, основанная на популярном в социальном проектировании SMART-тесте:

Конкретность (посредством каких механизмов и технологий будет решаться предлагаемая проблема);

Измеримость (должен быть предусмотрен механизм измерения достигнутого результата, он должен быть ощутимым);

Значимость (следует предполагать максимально оптимальное её решение);

Степень социальной применимости варианта решения проблемы (адекватность условиям реализации проекта);

Инновационность (специфическая индивидуальность предполагаемых путей решения проблемы);

Достижимость;

Выгодность (сфокусированность на активном воздействии на проблему);

Ограниченность во времени (определение временного отрезка, в пределах которого будет достигнута цель при предполагаемых результатах).

Несмотря на всю сложность представленной системы критериев оценки, процесс формулирования цели является простым, достаточно следовать предложенной формуле:

Цель = вариант решения проблемы (измеримость) + посредством чего? (варианты: на основе чего? через что?) + для кого? (конкретная целевая группа) + применительно к каким условиям? + и в какой отрезок времени?

Целесообразно также отметить, что решение поставленной проблемы должно строиться не на основе создания какого-либо социального института, что является пассивным образом действий, а посредством его функционирования в указанном вами направлении (сфокусированность на активных действиях). Фактически цель - это ваше уникальное решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи проекта

Задачи - конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

К сожалению, часто участники формулируют задачи крайне неудовлетворительно, хотя это, пожалуй, самый ответственный этап проектирования. Именно сформулированные задачи позволяют понять эксперту стратегию реализации авторской проектной идеи, а вовсе не цель (которая, несмотря на важность её постановки, в лучшем случае помогает определить направление дальнейшей деятельности). В связи с этим очень важным является вывод, на который следует обратить внимание конкурсантам: нет корректно сформулированных задач - нет и стратегии по реализации проектной идеи, что ставит под сомнение достижимость поставленной цели.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

Задача как действие (проведение какого-либо мероприятия);

Задача как деятельность (часто текущего характера);

Задача как метод;

Ненаправленность на достижение цели - задача сформулирована красиво и правильно, но её решение никак не приближает автора к достижению цели;

Дублирование и излишняя детализация задач.

И здесь мы сталкиваемся с высокой ценой аккуратного обращения с фразами, которые могут быть похожими, но иметь разный смысл.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки верного формулирования задач:

Логичное и последовательное следствие решения проблемы;

Взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);

Задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.

Выполнение этих условий -и есть выполнение критериев, применяемых для оценки проектов в данном содержательном блоке.

Чем яснее и чётче (но не проще - это не всегда помогает) определены задачи, тем выше ваши шансы завершить проект успешно. Итак, определив алгоритм действий по решению представленной проблемы и возвращаясь к формулированию задач проекта, следует задать себе вопрос: для чего и зачем были предусмотрены вами эти действия? Данные вопросы необходимы при постановке задач проекта, если отталкиваться от этапов (фаз) проекта, то есть от содержания конкретных действий. Другой вариант формулирования задач: их определение основывается на предлагаемой автором стратегии реализации проекта. При таком подходе задачи должны удовлетворять SMART-тесту , что является чрезвычайно трудным для авторов, поэтому лучше отталкиваться от содержания фаз проекта.

Единого рецепта, видимо, нет, и вряд ли он предвидится: всё зависит от специфики решаемой проблемы. В любом случае, не следует поступать так, как принято в некоторых ведомствах и учреждениях России. То, что предшествует реализации проекта, выполняется формально и в спешке (задач как таковых нет), стадия разработки концепции нередко вообще не просматривается. Часто такие авторы думают, что главное ввязаться в бой, а там посмотрим. Подобная практика ведёт к непродуманной трате финансовых средств и материальных ресурсов, деморализует всю проектную команду, которая вынуждена нередко переделывать работу, не говоря уже о поломанных человеческих судьбах (ведь это социальный проект) и полностью дискредитованных методах работы, которые сами по себе могли бы являться перспективными.

Небольшая подсказка: рекомендуем авторам проектных идей при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.

Механизм (методы) реализации проекта

Метод - это способ, при помощи которого достигается цель проекта.

Один из самых объёмных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Автор проекта должен ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их решение, какие ресурсы будут при этом задействованы.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

Соответствие механизма реализации цели и задачам проекта;

Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

Соответствие деятельности заявленным результатам;

Реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета;

Инновационность;

Взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту.

Отсюда следует, что в проекте важны не только и не столько гениальные идеи, сколько те методы, при помощи которых будет достигаться цель проекта. Средства никогда не могут оправдывать цель. Методы, которые предлагает проектировщик, - это те «дороги», которыми он собирается двигаться к намеченной цели. Неверно выбранный путь никогда не приводит к достижению какой бы то ни было благой цели.

Этапы реализации проекта

Поэтапный календарный план - это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

Наличие плана - графика реализации проекта или поэтапного описания проекта: привязка к конкретным целевым группам, месту и времени (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);

Реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но не перенасыщенность);

Описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;

Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что проект не должен сводиться к организации и проведению помпезных акций: эффект от них нулевой (практически всегда), однако средства израсходованы, но эти расходы ни на что не повлияли, ничего качественно не изменили.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты - это конкретные результаты , которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

Соответствие результатов цели и задачам проекта;

Измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей);

Реалистичность.

Главное: перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.

Вместе с тем, следует охарактеризовать некоторые элементы формулирования ожидаемых результатов:

Направленность не на предотвращение следствий проблем, а на устранение их причин;

Направленность действий на выработку у целевой группы способности к последующему самообеспечению;

Вовлечение в реализацию проекта представителей целевой группы.

Бюджет

Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определённых затрат денежных средств и материальных ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Таким образом, бюджет социального проекта должен обладать следующими свойствами:

Обоснованностью объёмов предполагаемых затрат;

Логичностью - взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту;

Соразмерностью масштабу проекта;

Соразмерностью опыту проектанта;

Эффективностью (прозрачностью) затрат.

В заключение хотелось бы заметить, что важным (но не необходимым) для самого конкурсанта является то, что им будет заявлено о его собственном опыте опыте реализации социальных проектов. Кроме того, проект, как нам это представляется, должен обладать свойством его тиражируемости на других территориях (условия, при которых он может быть тиражируемым, можно конкретизировать).