EMBA на русском языке. Что отличает программы MBA от Executive MBA

В последнее время мы все больше получаем вопросов про программы MBA, поэтому в этой статье рассказываем про основные особенности и разницу между классической MBA-программой и Executive-MBA.

Кстати, если Вы думаете и выбираете между MBA и магистерской программой, Вам будет полезна – здесь рассказываем про ключевые различия и кому подходят эти программы.

В целом, обе программы (MBA и EMBA) очень схожи по содержанию и целям обучения, но они проводятся совершенно в разных форматах и направлены на разные целевые группы.

Особенности MBA-программ:

  • Программа создана для профессионалов и управленцев среднего уровня (low to middle level management) с опытом работы 3-5 лет. Средний возраст на программе зависит от школы — в США он обычно чуть ниже — 25-26 лет, в Европе и Азии — 27-28 лет.
  • Цель программы – дать комплекс необходимых для управленца навыков и знаний, которые позволят сделать значительный скачок в карьере, и/или поменять индустрию сразу после окончания программы
  • Большинство программ проходят в формате full-time –это интенсивное очное обучение с полным погружением
  • Длительность большинства MBA-программ: 1 год в Европе, 2 года в Северной Америке
  • Для топ-школ обязательно сдавать GMAT, средний балл – ок. 700


Особенности программ Executive MBA:

  • Программа создана для управленцев высшего уровня с опытом работы от 9-10 лет. Большинство кандидатов в среднем имеют опыт работы 14-15 лет. Средний возраст на программах EMBA — 39-40 лет.
  • Если на MBA большинство студентов хотят поменять компанию/отрасль, то на EMBA предполагается, что Вы растете внутри компании (многих EMBA студентов спонсируют компании-работодатели). Конечно, сфера деятельности после EMBA возможна, но это не основная цель программы.
  • Формат обучения на EMBA-программах – part-time (заочный), большинство студентов совмещают работу и учебу. Обязательно смотрите подробнее про этот формат в каждой школе, потому что он может значительно различаться – во многих школах предполагается, что примерно раз в два месяца Вы прилетаете на учебу на несколько дней, но есть и ряд программ, где учеба проходит почти каждые выходные (например, в London Business School или ESADE)
  • Также в некоторых школах значительная часть учебы предполагается самостоятельно онлайн, с минимальным числом занятия непосредственно в школе (например, на Executive MBA в школах IE Business School и IMD).
  • Для топ-школ нужно сдавать GMAT или Executive Assesment (альтернативный GMAT тест, созданный специально для поступающих на EMBA программы), хотя многие школы делают исключения (к примеру, у Вас уже есть MBA-степень или первое образование по бизнесу, либо видя Ваш опыт комиссия считает, что не потребуется сдавать экзамен). При этом же, есть довольно много сильных школ, куда GMAT не потребуется сдавать.

Наши клиенты успешно поступали на программы MBA и EMBA в школы: INSEAD (Франция, Сингапур), HEC Paris, IE, EADA, LBS, Cass Business School, EMLYON, Babson College, HKUST и мн. другие.

Карпов Алексей Борисович

Директор департамента организационного развития и персонала НПФ «Материа Медика Холдинг», кандидат психологических наук.

К выбору программы EMBA я подошел ответственно и осознанно. За несколько лет рассмотрел различные программы, которые предлагаются российскими ВУЗами совместно с международными бизнес-школами, изучил отзывы в Интернете, пообщался с выпускниками. К моменту поступления мой опыт на управленческих должностях в роли Директора по персоналу превышал 10 лет, поэтому я понимал, что, с одной стороны, мне нужна серьезная теоретическая база в области экономики, с другой – обмен практическим опытом с профессионалами разных сфер современного бизнеса. Как альтернативу обдумывал вариант получения второго высшего экономического образования.

Уже прошло 2 года после окончания EMBA в ВШМ ВШЭ, и пока я ни разу не пожалел, что выбрал именно эту программу и школу. Сочетание подходов, разнообразие жизненных и профессиональных взглядов преподавателей, большой опыт в бизнесе – все это вместе с интересной и творческой подачей материала помогло мне получить знания в максимальном объеме.

В своей работе и жизни еще в процессе обучения, я стал замечать много положительных изменений. Во-первых, расширился горизонт видения. Сейчас, планируя различные действия, я вижу не только ближайшие события, связанные с ними, но и систему в целом, в дальней и среднесрочной перспективе. Во-вторых, понимание смежных бизнес-функций, что важно в каждодневной работе и во взаимодействии. В-третьих, возрос интерес к бизнес-литературе и всевозможным источникам полезной для саморазвития информации.

Это способствовало моему карьерному росту в компании, расширению полномочий, успешному решению более ответственных задач. Сейчас я работаю Директором департамента организационного развития и персонала и вхожу в состав Совета директоров, и я уверен, что впереди меня ждут новые возможности.

Кузьмина Ирина Викторовна

Глава регионального офиса банка «Открытие» в Смоленской области

Executive MBA оказало огромное влияние на мое сознание, понимание многих вещей, экономических процессов и жизненной философии. Общение с преподавателями бизнес-школы - это огромное удовольствие, и 2 года, проведенных на программе, я вспоминаю с особой теплотой. Это общение изменило многое во мне, заставило размышлять о том, о чем раньше я даже не задумывалась, а главное - подарило чувство свободы в выборе дальнейшего жизненного пути и четко привило мысль о важности использования всех возможностей, которые тебе дают жизненные обстоятельства. Оно позволило мне принять решение о смене работы в прошлом году, накануне защиты выпускной работы на программе, принять новый вызов, попробовать себя на очень сложном проекте под названием Банк «Открытие». Скажу честно, так сложно еще не было никогда, несмотря на мой многолетний опыт работы в банках на руководящих позициях. Но я не жалею о принятом решении, т.к. получила на программе такую силу, которая все одолеет.

Я могу с гордостью сказать, что за прошедшие 10 месяцев на новой работе удалось провести трансформацию структуры, решить огромное количество сложных кадровых вопросов, заложить впечатляющий бизнес-фундамент для работы банка «Открытие» в регионе, построить новый флагманский офис банка в г.Смоленске.

В настоящее время я возглавляю региональный офис банка «Открытие» в Смоленской области, который представлен 8-ю офисами второго уровня. Для себя я поставила задачу построить концептуально новый банк, реально полезный для бизнеса и людей, банк честный и профессиональный. Верю в успех! Спасибо бизнес-школе! Очень скучаю!

Новиков Павел Владимирович

Директор центра компетенций Fintech & Blockchain, Фонд «Сколково»

Обучение в ВШМ помогло мне поразмышлять над процессами и явлениями о существовании которых, я раньше не подозревал. Я получил новые инструменты для анализа и стратегического развития бизнеса, которыми могу делиться со стартапами и корпорациями. Благодаря обучению в ВШМ развивается критическое мышление и глубокое понимание различных аспектов бизнеса, теперь я берусь за самые сложные проекты в сфере инноваций и помогаю ещё большему числу стартапов выйти на международный рынок.

Пожалуй, лучшим подтверждением качества обучения было приглашение от ВШМ выступить в качестве лектора по теме «Инновационное предпринимательство и экосистема инноваций» для слушателей программы EMBA.

Сейчас я работаю директором центра компетенций Fintech & Blockchain в Фонде «Сколково», занимаюсь коммерциализацией инновационных разработок стартапов для финансовой сферы в России и за рубежом, а также помогаю корпорациям и венчурным фондам находить и инвестировать в уникальные российские проекты.

Программа EXECUTIVE MBA Факультета международных программ РАНХиГС является аналогом совместной программы Kingston University London/РАНХиГС, но реализуется на русском языке. Программа предназначена для менеджеров среднего и высшего звена, предпринимателей и владельцев бизнеса, желающих получить максимум от международного бизнес-образования, при этом, обучаясь на родном языке.

Основные параметры программы:

  • Длительность программы 22 месяца, модульный формат
  • 8 учебных модулей в Москве + международный модуль в Лондоне
  • Новая бизнес-реальность: фокус на цифровую трансформацию бизнеса в каждом модуле
  • Баланс теории и практики, практикоориентированное обучение
  • Сквозной курс «Новое лидерство», основанный на компетенциях 21 века
  • Групповой консалтинговый проект в конце первого года обучения, основанный на кейсе реальной компании-заказчика
  • Индивидуальный проект- решение проблемы бизнеса как итог обучения, защита проекта

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1
СЕНТЯБРЬ 2019
5 ДНЕЙ
МОДУЛЬ 2
НОЯБРЬ 2019
5 ДНЕЙ
МОДУЛЬ 3
ФЕВРАЛЬ 2020
5 ДНЕЙ
МОДУЛЬ 4
АПРЕЛЬ 2020
5 ДНЕЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОДУЛЬ В KINGSTON UNIVERSITY LONDON
ИЮЛЬ 2020, 5 ДНЕЙ
МОДУЛЬ 5
СЕНТЯБРЬ 2020
5 ДНЕЙ
МОДУЛЬ 6
НОЯБРЬ 2020
5 ДНЕЙ
МОДУЛЬ 7
ФЕВРАЛЬ 2021
5 ДНЕЙ
МОДУЛЬ 4
АПРЕЛЬ 2021
5 ДНЕЙ
ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
ИЮНЬ 2021, 2 ДНЯ

Изменение бизнес-среды

Глобальные вызовы цифровой экономики. Основные тренды и технологии. Макро и микро экономика для бизнеса

Организация и люди

Организационное поведение и развитие. Новый формат организации и управление человеческим капиталом. Кросс-культурный менеджмент. Лидерство.

Финансы

Современное управление финансами. Финансовая отчетность и управленческий учет. Корпоративные финансы. FinTech – новые финансовые технологии.

Операционное управление

Управление цепочкой создания ценности. Lean. Управление качеством. Эффективность предприятия.

Управление проектами

Традиционные подходы к управлению проектами. Гибкие технологии Agile. Управление рисками.

Маркетинг и коммуникации

Современный интерактивный маркетинг. Брендинг. Цифровые технологии для маркетинга и коммуникаций.

Стратегия и управление изменениями

Конкуренция. Стратегическое положение компании. Стратегические альтернативы. Внедрение стратегических решений. Стратегия в эпоху цифровой трансформации.

Инновации и предпринимательство

Развитие креативности, культуры инноваций и предпринимательства в организации. Создание новых продуктов и услуг.

ИТ для бизнеса

ИТ решения для повышения эффективности бизнеса. Большие данные и предиктивная аналитика. ИИ.

Социальная ответственность бизнеса

Этика и ценности. Социальная ответственность. Управление репутацией. Корпоративные коммуникации.

Коммуникации

  • Публичные выступления и ораторское искусство
  • Ресурсное состояние руководителя
  • Психология бизнеса

Критическое мышление

  • Поиск и анализ информации
  • Анализ проблем и принятие решений
  • Системное мышление

Взаимодействие / коллаборация

  • Лидерство и работа в команде
  • Эмоциональный интеллект
  • Крос-культурное взаимодействие

Креативность

  • Способы развития креативности
  • Дизайн-мышление
  • Создание инновационной среды в организации

Условия поступления

  • Высшее образование
  • Управленческий стаж от 7 лет
  • Мотивационное письмо
  • Собеседование с директором программы

Стажировки

Выездной модуль в Великобритании 2019
За гранью технологической сингулярности. Мастер-класс Дмитрия Мариничева
Проекты для Сбербанка и ВкусВилл от группы слушателей ЕМВА на русском языке

Описание программы

Продолжительность: 22 месяца

Начало обучения: сентябрь ежегодно

Стоимость: 1 250 000 ₽ (Специальные условия для "Лидеров России" 1.000.000 ₽)

Язык: Программа реализуется на русском языке. При участии иностранных специалистов обеспечивается перевод на русский язык.

Национальные требования к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА
(НАСДОБР, 2015. извлечение)

1. Программа уровня МВА - это программа профессионального развития дженералистского характера для тех, кто обладает соответствующим значительным опытом практической работы, необходимым для того, чтобы внести вклад в образовательный процесс в рамках своей группы, с акцентом на лидерство, стратегическое управление и профессиональную ориентацию.

2. Цель программы уровня МВА заключается в том, чтобы:

  • систематизировать и обогатить предшествующий практический опыт.
  • развить у слушателей стратегическое мышление, предпринимательские навыки, инновационность и лидерские качества.
  • развить понимание и сформировать опыт в изучении ключевых проблем бизнеса, в том числе, его трансформации и глобализации, и определить потенциальный вклад бизнеса в решение этих проблем.
  • развить навыки межличностного взаимодействия и командной работы.
  • развить умение применять накопленные и вновь приобретенные, знания и опыт для решения сложных проблем бизнеса в различном контексте.
  • сбеспечить приобретение знаний на продвинутом уровне в области управления организацией и изучения среды, в которой она работает.
  • сформировать понимание социально ответственного управления бизнесом.
  • способствовать непрерывному обучению и личностному развитию.

3. Не менее 60% преподавателей , участвующих в реализации базовых профессиональных дисциплин представляемой на аккредитацию программы, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание, и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
К базовым дисциплинам относятся дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.

4. К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно (не менее 70% от общего количества преподавателей спецдисциплин) привлекаться руководители, специалисты, профессиональные тренеры, коучи, консультанты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или научные исследования и разработки в данной предметной сфере.

К специальным дисциплинам (обязательным и по выбору) относятся дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривающие углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Это дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.

5. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.

6. Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т. п.) не относятся к категории МВА , если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе.

7. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:

  • концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.
  • концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.
  • теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.
  • процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.
  • макро-и микроэкономика.
  • влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.
  • навыки управления изменениями.
  • политика бизнеса и стратегии.
  • лидерство и предпринимательство.
  • устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес - решений.
  • современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.

8. Программа уровня МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения.

9. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости , из них не менее 600 часов аудиторных занятий. Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме

10. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня , использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными.

Программа имеет поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.

В программах, разработанных на модульной основе , структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.

Программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения» . Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата.

Европейские руководящие принципы для программ МВА
(принято EQUAL, подписаны Российской ассоциацией бизнес-образования)


Дженералистская программа МВА предназначена для людей с опытом работы, ориентированная на образовательные результаты (приобретенные знания и понимания, профессиональные навыки и умения, универсальные навыки и умения), это программа, формирующая стратегическое мышление.

Раздел 1. Экономика - правовая среда бизнеса

  • Закономерности экономического поведения субъектов
  • Макроэкономические индикаторы в деятельности компании
  • Предпринимательское право
  • Трудовое право
  • Корпоративное управление
  • Институциональные отношения

Раздел 2. Личностное и профессиональное развитие

  • Системное мышление менеджера
  • Профессиональные навыки менеджера (тренинг)
  • Персональное управленческое искусство
  • Командообразование (тренинг)
  • Бизнес - коммуникации (тренинг)
  • Программа развития карьеры
  • Самоменеджмент
  • Английский язык

Раздел 3. Управление финансами

  • Финансово-кредитная система
  • Финансовые рынки и финансовые институты
  • Налогообложение
  • Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
  • Бухгалтерский учет
  • Управленческий учет
  • Финансовый анализ
  • Управление финансами фирмы
  • Базовые концепции финансового менеджмента
  • Инвестиционный менеджмент
  • Оценка стоимости предприятия
  • Риск-менеджмент (курс по выбору)
  • Финансовые технологии
  • Организация рынка ценных бумаг и биржевые операции
  • Принятие краткосрочных финансовых решений
  • Налоговый менеджмент (курс по выбору)
  • Формирование финансовой политики организации (курс по выбору)

Раздел 4. Менеджмент

  • Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению
  • Общий и операционный менеджмент
  • Внедрение системы сбалансированных показателей
  • Логистический менеджмент
  • Стратегический менеджмент
  • Менеджмент качества
  • Бизнес-планирование
  • Управление проектами

Раздел 5. Человек в организации

  • Организационное поведение
  • Управление конфликтами
  • Стратегия выживания (тренинг)
  • Управление человеческими ресурсами
  • Управление изменениями (тренинг)
  • Кросс - культурный менеджмент (курс по выбору)
  • Управленческие технологии
  • Лидерство в менеджменте (тренинг)
  • Теория и технологии эффективных коммуникаций в управлении (тренинг)

Раздел 6. Управление информацией

  • Информационные системы и технологии
  • Управление информацией и знаниями
  • Телекоммуникационные квалификации

Раздел 7. Маркетинг

  • Общий маркетинг
  • Управление маркетингом
  • Принятие ценовых решений.
  • Технологии маркетинговых коммуникаций
  • Маркетинговые технологии
  • Управление продажами (тренинг)
  • Брэндинг (курс по выбору)

Раздел 8. Международный бизнес и менеджмент

  • Международная среда бизнеса
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Технологии международного бизнеса

Раздел 9. Прикладные проекты. Самостоятельная работа

  • Консультирование.
  • Управленческий консалтинг.
  • Стажировки (по выбору).
  • Компьютерная деловая игра (курс по выбору).

Аттестационный проект.

Executive MBA (EMBA) – это программа обучения бизнес-профессионалов с опытом работы – топ-менеджеров и собственников бизнеса. Как правило, трудовой стаж учащихся должен составлять не менее семи лет.

Главная особенность программ EMBA – модульное обучение, предусматривающее выездные модули в других городах или странах. Кроме того, в образовании для руководителей мало теории и много практики: учащиеся решают бизнес-кейсы (case study), делают проектную работу, принимают участие в тренингах, мастер-классах и деловых играх, посещают интерактивные лекции.

Первые программы EMBA появились в США и Европе около 20 лет назад. Сейчас они очень популярны и присутствуют в линейке программ почти каждой крупной бизнес-школы (за исключением лишь нескольких из них, к примеру, Harvard Business School, которая принципиально не вводит такой тип обучения, придерживаясь классического формата ежедневного обучения в течение двух лет).

В России первые программы EMBA появились в начале 2000-х годов, сразу став популярными. Почти каждая российская бизнес-школа имеет в своем портфеле одну или несколько программ EMBA, в Москве же их насчитывается более 40.

Срок обучения на программе EMBA

Как и обычная программа MBA, Executive MBA может длиться от года до двух лет с разной степенью интенсивности. Обычно это несколько модулей, которые могут проходить в разных городах или странах (иногда бывает еще обучение по выходным).

Полностью дистанционных программ EMBA не существует, так как одно из главнейших преимуществ такой программы – возможность общения с лидерами бизнес-сообщества в целях обмена знаниями и расширения профессиональных контактов. Тем не менее, в перерывах между модулями возможно удаленное обучение с помощью современных технологий (лекции, коллективная работа и кейсы могут проходить в режиме онлайн).

Стоимость программ EMBA

В России и за рубежом стоимость программ EMBA выше, чем программ MBA. Что касается Москвы, то в столице – широкий разброс цен на обучение по этим программам, который зависит от многих факторов: включения в цену расходов на модули за границей, обучающей литературы и т.д.

Если сравнивать расценки на EMBA в Москве со стоимостью образования этого уровня за границей, то на родине образование для руководителей оказывается дешевле. Исключение, пожалуй, составляет только программа EMBA МШУ «СКОЛКОВО», которую издание «Коммерсант. Деньги» поместило в 2014 году на 7-е место в самых дорогих программ EMBA мира.

Свои варианты EMBA есть также в РАНХиГС, МИРБИС, Российской экономической школе, Moscow Business School или в МГИМО.

Что касается культурной столицы России, то EMBA в Санкт-Петербурге можно получить, например, в Stockholm School of Economics, одной из ведущих бизнес-школ мира с «тройной короной» аккредитаций (EQUIS, AMBA и AACSB), а также в Высшей школе менеджмента СПбГУ.

Узнать больше о программах EMBA в России и за рубежом можно на образовательной выставке .

Почему Executive MBA – это хорошее вложение денег?

Executive MBA (EMBA) остается одним из самых выгодных вложений в собственное благополучие: интенсивное развитие лидерских качеств, более широкое стратегическое видение и практические навыки, которые можно применить здесь и сейчас.

Ведущие бизнес-школы с программами Executive MBA за рубежом

Программы EMBA (Executive MBA) в США и странах Европы – это «сливки» бизнес-образования, которое само по себе считается элитным и дорогим обучением.