Положение об отделе контроллинга (оао «кп»). Контроллинг в россии

Те, кто впервые слышит слово "контроллинг", как правило, представляют себе контроль за чем-либо, но на самом деле это совершенно не так. Контроллинг на предприятии - это сложная система, которая направлена на усовершенствование финансовых, кадровых, технологических процессов с целью достижения эффективного функционирования организации в целом. В отличие от контроля, который предназначен для выявления проблем и ошибок, допущенных в прошлом, контроллинг стремится к построению системы управления процессами в фирме, которые фокусируются на текущих и будущих делах. Почему это так важно?

Служба контроллинга на предприятии является важным элементом, так как его работники могут минимизировать потери ресурсов, сделать анализ текущих и будущих планов, а также выявить возможные ошибки, то есть те, которые могут быть допущены в ходе деятельности компании. Однако для того, чтобы понять, что представляет собой этот вид деятельности, важно подробнее изучить его особенности и ключевые моменты. В данной статье будут рассмотрены основные понятия, цели и задачи контроллинга, а также его концепции, инструментарий и функции.

Понятия и определения

Контроллинг - это новое направление в системе менеджмента, поэтому сегодня нет однозначного определения данного понятия. Однако существует несколько определений, которые пользуются наибольшей популярностью и отображают суть данного термина.

Его происхождение связано с английским глаголом to control. В переводе "контроллинг" - это "руководство, наблюдение, контроль, управление, регулирование". Однако такого описания мало для того, чтобы понять суть данного явления, поэтому стоит рассмотреть два следующих более точных определения.

Контроллинг является обособленным направлением деятельности в организациях, которое связано с осуществлением экономической функции и направлено на принятие правильных стратегических и оперативных решений руководящим персоналом.

Контроллинг - это комплекс действий, направленных на сопровождение всех процессов необходимым информационно-аналитическим обеспечением для принятия правильных управленческих решений. Чаще всего они нацелены на увеличение прибыли в организации.

Современный контроллинг на предприятии обязательно должен включать в себя систему менеджмента качества, управление рисками и системой ключевых показателей, а также управление процессами при реализации любого вида планирования.

Цели и задачи

Исходя из основных понятий, можно сделать вывод, что главной целью контроллинга на предприятии является ориентация всех процессов управления на достижение определенных поставленных целей, которые могут выражаться в усовершенствовании продукции, достижение должного уровня конкурентоспособности и так далее. Другими словами, цель - это поддержание эффективного управления организацией. Каково же его назначение?

Исходя из цели, выделяют следующие основные задачи контроллинга при управлении компанией:

  • разработка методологии планирования и его организация;
  • учет, включающий сбор информации и ее обработку;
  • контроль;
  • организация мероприятий по специальной системе наблюдений.

Данные задачи, изложенные в кратком виде, имеют своеобразные подзадачи, которые должны выполняться службой или отделом, на который возложена функция контроллинга. Разработка методологии планирования и его организации включает в себя следующее:

  • обеспечение создания нормативной базы, которая поможет осуществлять прогнозы развития компании;
  • оказание консультативной помощи лицам, которые разрабатывают стратегические планы;
  • выполнение координационной работы при составлении различных планов, при определении главных и составлении бюджетов;
  • принятие участия в обсуждениях и определениях параметров (качественных и количественных) работы.

Задача учета включает в себя следующее:

  • разработка структуры передачи и получения информации;
  • создание системы информационного обеспечения для предоставления справок, сведений и отчетов лицам, ответственным за определенный процесс в управлении компанией;
  • определение потребности в снабжении необходимой информацией менеджеров или других ответственных лиц;
  • сопоставление планов и отчетов и составление промежуточной отчетной документации, которая отображает ход выполнения планов;
  • анализ отклонений от планов, выявление возможных причин и разработка предложений по предотвращению влияния негативных факторов, которые повлекли сбои в работе.

Задача контроля включает в себя:

  • отслеживание выполнения планов, направленных на достижение стратегических целей;
  • отслеживание состояния условий внешней среды, взаимосвязанных с отработкой стратегических планов;
  • контроль за слабыми местами, которые были выявлены при планировании или анализе хода выполнения программ.

Задача по организации мероприятий по специальной системе наблюдений предусматривает следующее:

  • разработка нормативной базы для получения и предоставления информации внутри организации;
  • разработка мероприятий, предусматривающих дополнительное информационное и аналитическое обеспечение.

Особое место в системе персонала и ресурсов занимает ведение отчетности. Как правило, традиционная отчетность подразумевает ориентацию на прошлое и изложение фактических данных о прошедших процессах и явлениях, а отчетность в контроллинге ориентирована в будущее.

Таким образом, можно увидеть, что организация контроллинга на предприятии способствует созданию за процессами с целью определения последствий тех или иных управленческих решений. А также можно сказать, что внедрение контроллинга позволяет уберечь руководство компании от принятия необдуманных или нерентабельных решений, влекущих за собой расход ресурсов.

Методы

Для выполнения всех поставленных задач при управлении организацией контроллинг предусматривает применение следующих общенаучных методов:

  • анализ;
  • дедукция;
  • индукция;
  • конкретизация;
  • абстрагирование;
  • синтез;
  • аналогия;
  • моделирование.

После того как были рассмотрены цели, задачи и методы данного направления деятельности, крайне важно остановиться и на его функциях.

Функции

Система контроллинга на предприятии включает в себя такие основные функции, как:

  • информационная;
  • учетно-контрольная;
  • аналитическая;
  • функция планирования.

А также условно можно выделить три функции, которые будут являться совокупностью вышеперечисленных - сервисную, комментирующую и управленческую.

Причины возникновения контроллинга

На стыке девятнадцатого и двадцатого веков многие американские руководители в процессе управления организациями столкнулись с острой необходимостью улучшения методов хозяйственного учета и финансового контроля. Первые попытки улучшения учетной системы выглядели таким образом - руководители предприятий возлагали на главного финансиста и секретаря фирмы задачи по предоставлению аналитической информации по вопросам экономической и хозяйственной части. Таким образом формировалась тесная рабочая взаимосвязь между финансовой службой и человеком, который ассистирует главному руководителю. Впоследствии было установлено, что из-за многообразия информации и потребности ее детализации целесообразнее возложить данную задачу на отдельных должностных лиц. Таким образом и произошло внедрение контроллинга на предприятии.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения контроллинга:

  • всемирный экономический кризис;
  • усложнение и ужесточение для предпринимателей системы налогообложения;
  • усложнение форм финансирования.

Развитие контроллинга как отрасли экономической науки обусловлено следующими причинами:

  • интернационализации и дифференциации компаний;
  • сменой технологий, задействованных в производственных сферах;
  • усложнение системы управления предприятием;
  • осложнение внешней среды;
  • усложнение коммуникативных процессов для принятия управленческих решений, что повлекло за собой острую потребность в компетентных кадрах в сфере системотехники и организации.

Сегодня многие руководители зарубежных предприятий отмечают, что после создания отделов контроллинга на предприятии, к примеру, увеличились доходы фирмы, использование финансовых, человеческих и других видов ресурсов стало более правильным и удалось значительным образом сократить издержки.

Перед службой контроллинга в организации стоит очень серьезная задача - обеспечивать оперативный сбор и составление детального анализа информации по всем имеющимся затратам в целях управления предприятием. Директор предприятия, начальник финансовой службы и начальники производственных отделов должны своевременно и регулярно получать информацию, чтобы в случае возможных отклонений успеть принять правильные меры и скорректировать работу всего предприятия.

Концепции

На сегодняшний день в экономической литературе выделяют немецкую и американскую концепцию контроллинга. В целом данные концепции очень похожи друг на друга, однако основным их отличием является то, что первая более ориентирована на рассмотрение проблем внутреннего учета и анализа внутренней среды организации, а вторая - проблем внешней среды, с которой тесно взаимосвязана компания.

Стоит отметить, что немецкая концепция получила более широкое признание. Согласно данной концепции, центральной задачей является решение проблем внутреннего учета в плановой, контрольной и документальной форме.

Американская концепция также ставит на передний план решение вопросов, связанных с плановой, контрольной и документальной формой внутреннего учета, однако здесь центральное место отведено еще и решению задач оценки внешней среды и ее детального анализа.

Инструменты

Инструменты контроллинга - это некоторый набор действий, который позволяет выполнять определенные функции и задачи. Данный инструментарий можно классифицировать по таким критериям:

  • период действия (стратегический или оперативный);
  • область применения (зависит от поставленных задач).

Для того чтобы четко понять, какие основные инструменты используются в контроллинге и при каких обстоятельствах их лучше всего применять, следует рассмотреть нижеприведенную таблицу.

Область применения

Инструментарий

Период действия

Отчеты о хозяйственной деятельности

Учетные формы

Показатели учета

Методы анализа отчетности

Оперативный

Организация потоков информации

Система документооборота

Стратегический

Планирование

Работа с объемами заказов

Анализ точки безубыточности

ABC-анализ

Анализ слабых мест фирмы

Анализ инвестиционных проектов

Анализ скидок

Анализ сбыта и структуры потребления

Оценка рентабельности запуска производства сырья для изготовления собственной продукции

Оценка кривой обучаемости

Методы логистики

Бенчмаркинг

Оценка потенциала фирмы

SWOT-анализ

Карты восприятия

Оценка качества обслуживания

График Гантта

Расчет уровня запасов

Планирование работы мощностей

Ценообразование

Анализ барьеров входа

Сетевое планирование и др.

Стратегический

Мониторинг и контроль

Система своевременного предупреждения

Анализ издержек

Анализ соответствия показателей (плановых и фактических)

Анализ разрывов

Стратегический

К вопросу выбора инструментария в контроллинге необходимо подходить крайне осторожно. К примеру, организации, которая ведет свою деятельность в условиях рынка олигополии или монополии, абсолютно нет смысла использовать анализ конкурентов.

Вышеперечисленные инструменты в контроллинге финансов позволяют значительно упростить процедуру экономического развития и составления плановой и отчетной документации.

Стратегический и оперативный контроллинг

Существует два вида контроллинга, которые отличаются периодом своего действия, а также задачами и способами их решения.

Стратегический контроллинг направлен на выполнение долгосрочных программ, стратегий. Его цель - формирование четкой системы планирования, которая позволит надежно управлять компанией, что приведет к увеличению прибыли.

А. Гэльвайтер (ученый-экономист) в своих трудах выделил восемь направлений, которые должен охватывать стратегический контроллинг, а именно:

  1. Определение полноты планов компании, а также их формальное и финансовое содержание.
  2. Контроль за нестабильными условиями внутри организации и во внешней среде, которые тесто связаны с реализацией стратегических планов фирмы.
  3. Контроль за принятием важных решений и их исполнением, исходя из аспекта сроков.
  4. Отслеживание выполнения планов, особенно на сложных или важных этапах его осуществления.
  5. Своевременное реагирование на неблагоприятные внешние и внутренние условия, которые могут причинить финансовый вред организации или дать побочный результат деятельности.
  6. Отслеживание стратегической ситуации фирмы на основе регулярных анализов.
  7. Проверка разграничения стратегических единиц предприятия.
  8. Контроль соблюдения определяющих принципов предприятия, которые были определены ранее.

Можно выделить такие задачи этого вида контроллинга:

  • определение количественных и качественных целей;
  • ответственность за планирование;
  • проработка системы альтернативных стратегий;
  • определение критических точек во внутренней и внешней среде для системы альтернативных стратегий;
  • определение слабых мест организации и управление ими;
  • формирование системы показателей;
  • управление отклонением и их показателями;
  • управление мотивацией в учреждении;
  • управление экономическим потенциалом.

Оперативный контроллинг на предприятии отличается от стратегического тем, что он направлен на оказание помощи управляющим в достижении результатов краткосрочных целей. Стоит отметить, что его главная задача состоит в том, чтобы не допустить кризисного состояния в организации и отследить текущий процесс выполнения запланированных мероприятий.

Для того чтобы понять отличительные черты этих двух видов, следует рассмотреть нижеприведенную таблицу.

Признаки Стратегический контроллинг Оперативный контроллинг

Ориентация

Внутренняя среда

Внешняя среда

Рентабельность

Экономическая эффективность

Уровень управления

Стратегический (долгосрочный)

Тактический и оперативный

Создание условий для выживания

Проведение антикризисных мероприятий

Поддержание успешного потенциала

Обеспечение ликвидности и прибыльности

Главные задачи

Определение количественных и качественных целей

Ответственность за планирование

Проработка системы альтернативных стратегий

Определение критических точек во внутренней и внешней среде для системы альтернативных стратегий

Определение слабых мест организации и управление ими

Анализ экономической эффективности

Методическая помощь при разработке бюджета

Поиск слабых мест для осуществления тактического управления

Определение совокупности подконтрольных показателей в соответствии с текущими целями

Сравнение плановых и фактических показателей

Определение влияния отклонений на исполнение текущих планов

Мотивация

Взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга

Данные два вида контроллинга являются неотъемлемыми частями друг друга. Самой главной задачей стратегического контроллинга является обеспечение длительного существования конкретного предприятия, а оперативного - текущее планирование и реализация определенных планов для получения прибыли.

Взаимосвязь этих двух видов можно представить в виде таких изречений:

  • «делать правильное дело» - это стратегический контроллинг;
  • «делать дело правильно» - это оперативный.

Таким образом, можно сделать вывод, что оперативный контроллинг является составной частью реализации стратегического.

Внедрение и организация работы службы

Если руководитель предприятия принял решение о внедрении системы контроллинга, то ему понадобится в первую очередь внести изменения в организационную структуру и создать службу (отдел), которая обязательно должна быть в прямом подчинении у генерального директора или главного руководителя. Служба контроллинга может включать в себя следующих специалистов:

  • начальник службы;
  • контроллер-куратор цехов (подразделений/участков/отделов);
  • специалист по управленческому учету;
  • специалист по информационным системам.

Если объемы производства или размер организации небольшой, то можно объединить функции данных направлений и исключить одну должность.

Для надлежащей организации работы при внедрении такой системы следует прописать каждому специалисту должностные инструкции, функционал которых будет определен исходя из потребностей предприятия.

Каждый руководитель, особенно тех предприятий, которые расположены на постсоветских территориях, должен помнить, что внедрение инновационных методов управления может вызвать у персонала критику, а в некоторых случаях и полное отторжение. Поэтому перед запуском работы службы контроллинга необходимо презентовать нововведения и донести до сведения всех сотрудников главные задачи, цели и основные функции, которые будет выполнять данное структурное подразделение.

Также стоит отметить, что внедрение такой службы должно быть поэтапным и включать в себя подготовительную стадию, на которой изучается состояние предприятия, затем само внедрение, и в заключение осуществляется этап автоматизации, если в этом есть необходимость.

Заключение

В целом контроллинг отображает в себе огромнейший спектр научных экономических и управленческих дисциплин — менеджмент, стратегическое планирование, кибернетика, экономическая теория и так далее. Благодаря этому профессиональный менеджер или команда из нескольких специалистов, на которых возложена функция контроллинга, способны решать производственно-экономические и кадровые вопросы, учитывая многоплановость и широкий спектр проблематики данной деятельности. Именно поэтому наличие налаженной системы контроллинга на предприятии позволяет решать, а зачастую и предвидеть проблемы, что, в свою очередь, приводит к своевременному реагированию и минимизации различных издержек и серьезных финансовых потерь.

Как организовать службу контроллинга на предприятии и выбрать оптимальную модель организации службы контроллинга

Алексей Медведев,
руководитель деппартамента консалтинга ГК «ИНТАЛЕВ»

КАК БЫВАЕТ

Для начала давайте посмотрим, в каком виде контроллинг чаще всего встречается сегодня в украинском бизнесе. На рисунке 1 показано соотношение наиболее типичных случаев (диаграмма построена на основании моих наблюдений и проектного опыта).

В большинстве компаний службы контроллинга нет вообще. Есть отдельные его функции (бюджетирование, финансовый анализ и др.), но о системе речь не идёт. Многим такая служба (не функции!) вообще не нужна. Например, если бизнес небольшой (10-20 сотрудников) и собственник непосредственно занимается операционной деятельностью, то он сам выполняет все функции контроллинга.

Другой вариант - когда контроллером называют представи теля акционеров или собственников. Они перестают заниматься оперативным управлением, но оставлять компанию без присмотра не хотят. Поэтому назначают приближённого человека (обычно - своего родственника) «присматривать за бизнесом». Чаще всего он наделён большими полномочиями, но ответственности за эффективность бизнеса не несёт. В одной компании, где мы выстраивали службу управления денежными средствами, все платежи утверждал такой вот контроллер. Он мог любую заявку на оплату отклонить, отложить, мог уменьшить сумму. При этом ответственность за невыполнение обязательств по данному платежу оставалась на заявителе (на том, кто инициировал заявку на оплату). Ситуация усугублялась тем, что этот контроллер не был специалистом ни в финансах, ни в экономике, действовал интуитивно, порой даже не объясняя причин того или иного решения. В целом, это только вредило бизнесу.

В некоторых компаниях контроллером называют казначея. Основная задача казначея - контроль движения денег и платежей (соответствие бюджету, правильность разнесения по ЦФО и т. д.). Выполнять функции контроллинга в полном объёме этот сотрудник не может, он располагает только данными о движении денег и доходах/расходах. Например, у него нет информации о нефинансовых показателях: удовле­творённости клиентов, сроках выполнения заказов, скорости реагирования на запросы, изменении в конъюнктуре рынка... По сути, в этом случае казначей берёт на себя часть функций контроллинга, связанных с деньгами, и при выявлении крити­ческих отклонений информирует руководство. Бывает и так: сотрудника назначили контроллером или даже создали подразделение, но об этом никто не знает. По заданию руководства люди собирают какие-то данные, анализируют их, готовят отчёты и т. д. Сложности возникают с самого начала: подразделения, которые владеют необходимой информацией, не спешат делиться ею. А у сотрудников, которым такие задачи поручены, нет полномочий, чтобы внедрять новые системы управления, инициировать изменения в организации. Такой расклад не принесёт ущерба, только если принятие решения об оптимальном использовании имеющихся возможностей (на основании полученных данных) берёт на себя руководитель компании - в то время как группа контроллинга играет лишь роль статистов, собирающих информацию. И, наконец, наиболее редкая ситуация - когда в компании есть полноценная служба контроллинга. Как правило, это бизнес с западными инвестициями либо созданный по западной модели. В Украине таких примеров пока не очень много.

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

При создании системы контроллинга возникает вопрос «зачем?» Не будем подробно останавливаться на цели - «контролировать бизнес, чтобы не воровали». Она хотя и актуальна, но это только начальный уровень в выстраивании системы контроллинга. В мировой практике главное её предназначение - помогать менеджерам принимать решения, вовремя предупреждать управленческие ошибки, объективно оценивать сильные и слабые стороны компании, выявлять возможности и риски.

А что может быть объектом контроллинга? Вариантов много, и каждая организация выбирает для себя что-то важное: стратегию, качество продуктов и услуг, финансы, технологии... Объектами контроллинга становятся целые области управле­ния: логистика, персонал, клиенты, маркетинг, поставщики, инвестиции и др. Существуют разные инструменты (методологические и технологические) для управления этими объектами: управленческий, бухгалтерский и налоговый учёт, бюджетирование, финансовый и экономический анализ, система менеджмента качества, управление знаниями, цепочкой поставок, ERP-системы и пр. И важнейшая задача контроллинга - интегрировать все эти объекты и технологии в единую систему, в пульт управления бизнесом. Почему же обычно возникают сложности с организацией полноценной службы контроллинга? Причин может быть несколько.

ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА

Если решение создать службу контроллинга принято, вот шаги, которые надо будет пройти:

  • Спроектировать службу контроллинга: выбрать схему её создания, определить функции, разработать план организационных изменений. На это понадобится 2-3 недели.
  • Набрать персонал. Длительность этапа будет зависеть от оперативности работы вашей HR-службы, требований к квалификации сотрудников и т. д. В среднем, процесс занимает 4 недели. Хотя, выбрав первую модель (временная группа контроллинга), можно справиться и за 1-2 дня (тогда периодически процесс будет повторяться - по мере возникновения новых задач контроллинга).
  • Разработать методологию: описать учётную политику, бюджетное и стратегическое управление, создать положения о KPI, о мотивации и т. д. Важно, чтобы в этом принимали участие набранные в службу сотрудники. По сути, это их обязанность - создание методологии контроллинга. Ускорить процесс помогут привлечённые со стороны эксперты, имеющие опыт разработки регламентов и внедрения систем контроллинга. При таком раскладе этап займёт 4-6 недель - в зависимости от задач, которые будут стоять перед службой.
  • Внедрить инструменты контроллинга (KPI, автоматизированную систему управления и др.). Если в компании уже создана комплексная автоматизированная система и требуются некоторые её доработки, вы справитесь своими силами. Но точно определить длительность данного этапа невозможно, так как работы по оптимизации системы будут вестись постоянно. Если же в компании нет единой автома­тизированной системы, то к её внедрению лучше привлечь специалистов со стороны, это поможет в разы сократить время и даст лучшие результаты. В зависимости от сложности задач, внедрение комплексной системы может занять от 6 до 12 месяцев.
  • Постоянно совершенствовать работу службы контроллинга и компании в целом.

    ТРУДНО ИНТЕГРИРОВАТЬ НОВУЮ СЛУЖБУ В СЛОЖИВ­ШУЮСЯ СТРУКТУРУ . В компаниях уже есть устоявшаяся схема владения информацией, взаимодействия между подразделениями, иерархия власти. И любые попытки их изменения наталкиваются на жёсткое сопротивление людей. Так, финансовый департамент боится открывать цифры, чтобы не потерять свою власть над бизнесом. IT-директор тоже не согласен, чтобы обширный доступ к информации был у кого-то ещё, кроме него. В результате сама идея контроллинга проваливается.

    НЕТ НЕОБХОДИМЫХ ИНСТРУМЕНТОВ . Для полноценной работы службы контроллинга нужна комплексная информационная система, включающая управленческий учёт, управление персоналом, управление стратегией, CRM, операционный учёт и т. д. В компаниях же обычно существует несколько разрозненных информационных систем. Если всё так и оставить, служба контроллинга только тем и будет заниматься, что выискивать информацию в разных системах, пытаться её консолидировать и структурировать. В итоге, когда некий отчёт будет сделан, окажется, что он уже не нужен пользователю.

  1. ОТСУТСТВИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ . В наших институтах нет такой специальности, как «контроллер», и даже в бизнес-школах вы едва ли найдёте специализированные курсы по контроллингу. Основные сложности возникают при попытке найти «универсального солдата» для службы контроллинга. Помимо базовых требований к таким сотрудникам (знания экономики и финансов, и бюджетирования, умения работать с разными информационными системами), важны ещё опыт в бизнесе и понимание проис­ходящих в компании процессов - от бухучёта до маркетинга, продаж и производства. Если не будет хотя бы одной составляющей из этого набора, то есть не будет целостного видения бизнеса, то решения и рекомендации контроллера скорее всего будут поверхностными или слишком локальными.
    Чтобы преодолеть все эти сложности, нужно:
    • грамотно спроектировать службу контроллинга и интегрировать её в компанию;
    • подобрать квалифицированные кадры, сформировать команду;
    • внедрить комплексную информационную систему.
    Первый из этих шагов - база для всего остального. Успех в целом будет зависеть от того, насколько точно выбрана модель построения службы контроллинга. Об этом и пойдёт речь дальше.

МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА

Есть несколько схем построения службы контроллинга. И для каждого бизнеса, каждой ситуации и цели какаято из них подходит лучше других. Давайте посмотрим, как выбрать оптимальную схему именно для своего случая.


Итак, первый вариант - СОЗДАНИЕ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА из сотрудников разных подразделений, который собирается периодически (рис. 2). Его функции и задачи могут меняться в зависимости от того, какие новые проекты запускает компания или какие проблемы у неё возникают. Например, в такую группу могут входить руководители департаментов продаж, маркетинга и производства. Основная их задача - анализ результатов работы компании за месяц (с какими финансовыми показателями он закончился, сколько рекламаций получено, что нового сделали конкуренты на рынке, какие маркетинговые шаги предприняли мы и т. д.) и выработка решений по улучшению ситуации. Или другой подход: раз в две недели собирается группа, состоящая из специалистов планового отдела, финансового и бухгалтерии - для изучения проблем и поиска решений в области аналитической работы. Формальными результатами подобных сборов обычно становятся протоколы с принятыми решениями. Такая схема организации службы контроллинга подойдёт небольшим компаниям с одним видом деятельности, территориально не рассредоточенным, в которых работает до 50 человек и внедрена система KPI хотя бы в упрощённом виде. Подойдёт она и организациям, оперирующим в устойчивой экономической среде, бизнес которых идёт по накатанному пути (наверное, сейчас сложно найти такие рынки). Но этот подход точно будет неэффективен в крупных, территориально распределённых компаниях с разными направлениями бизнеса. (Недостатки и преимущества этой и других моделей перечислены в таблице 1.)

Таблица 1. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА

Модели

Преимущества

Недостатки

Временная группа из представителей разных подразделений

  • Нет необходимости в дополнительных кадрах

Нет ответственности за сроки и результат

  • Разносторонний опыт участников

Работа идёт медленно, по остаточному принципу

  • Нет проблем с интегрированием в структуру компании

Низкий статус, игнорирование подразделениями

Проблемы с координацией работы

Служба в подчинении гендиректора или наблюдательного совета
  • Высокий статус руководителя способствует выполнению решений
  • Высокая сопротивляемость других служб, особенно финансовой
  • Ответственность за результат, высокое качество, быстрота выполнения
  • Сложнее найти квалифицированные кадры
  • Можно спросить за выполненную работу по заранее составленному плану
  • Долгий срок внедрения, интегрирования
  • Выше затраты на оплату труда

Подразделение в составефинансового департамента

  • Нет конфликта интересов с финансовым департаментом
  • Недостаточно высокий статус руководителя
  • Легче интегрировать в организацию, так как создаётся на базе существующей службы
  • Традиционное мышление сотрудников, сопротивление изменениям
  • Ответственность за результат, высокое качество работы
  • Финдиректор может отсечь информацию, с которой не согласен или которая ему не выгодна

Организованная по такому принципу служба будет легко справляться с периодически возникающими задачами в рамках системы контроллинга. Например, при появлении проблем в поставках сырья (не в срок, некачественное) нужно решить, что делать дальше с поставщиком. Служба закупок не может принять такое решение сама, так как этот процесс связан с производством, финансами, продажами. Собирается группа из представителей перечисленных отделов, анализирует текущее состояние, выявляет причины сбоев, вырабатывает план действий и рекомендации, как избегать этого в будущем. Как только проблема решается, потребность в работе группы контроллинга отпадает. А при возникновении других проблем группа снова собирается.

Но временная группа контроллинга не справится с задачами оперативного (ежедневного) и стратегического контроллинга. Ведь аналитика и работа над процессами непрерывного улучшения должна быть системной и постоянной, она требует ответственности за сроки и результаты. Если же членов временной группы настроить на ежедневный контроллинг, то наверняка пострадает эффективность на их основных участках, за которые они отвечают.

Понимая, что группа будет выполнять свои функции периодически, не системно (фактически - по остаточному принципу), надо максимально оптимизировать схему её работы.

Мы рекомендуем ставить её руководителем человека с большими управленческими полномочиями и авторитетом в компании. Благодаря этому решения и предложения группы будут иметь более высокий статус. Также стоит назначать в группе ответственного за регламент. В его функции будет входить не только составле­ние отчётов (протоколов), но и контроль выполнения утверждённых решений. То есть он отвечает за все организационные процедуры - с момента сбора группы до реализации принятого ею решения.

Второй вариант - СОЗДАНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА , которая будет подчиняться генеральному директору или наблюдательному совету. Такая схема (рис. 3) используется в организациях, созданных по западной модели ведения бизнеса. Она хорошо работает в крупных компаниях (с 3-5 тыс. персонала), которыми владеют не два-три человека, а группа акционеров. Подходит она и для бизнеса с дивизиональной оргструктурой. В этом случае контроллеры являются кем-то вроде внешних аудиторов, но работают на постоянной основе, имеют весомые права и состоят в штате. Небольшим частным фирмам едва ли есть смысл формировать службу контроллинга по такой модели. Затраты на создание и содержание могут оказаться значительно большими, чем эффект от её работы.


Отдельный департамент хорошо справится с задачами стратегического и оперативного контроллинга. А ещё - будет выполнять роль посредника между компанией и её акционерами. Он работает как бы на два лагеря. С одной стороны - обеспечивает системное развитие бизнеса, ведёт процесс непрерыв­ных улучшений, постоянно мониторит его состояние (например, через показатели KPI), оценивает риски и возможности внешней среды, предлагает новые управленческие технологии и помогает их внедрять. С другой стороны - в каждом решении учитывает интересы собственников (акционеров), во многом заказчиком работы этой службы выступают именно они. В данном случае представители службы контроллинга «вхожи» практически в любые процессы компании. На первых порах это может вызывать сопротивление со стороны руководителей подразделений (да и сотрудников). Поэтому уделите особое внимание процессу создания службы: выделите его как отдельный проект в компании, привлеките к её построению и адаптации ключевых стейкхолдеров (особенно тех, что потенциально могут быть в оппозиции), пропишите регламент работы, полномочия, задачи и т. д. Важно, чтобы решения и действия этой службы не были формальностью, а реально помогали работе сотрудников и компании в целом.

Если вы создаёте службу контроллинга по такой модели, дополнительно в неё можно включить такие подразделения:

    Отдел автоматизации. Нас часто спрашивают, кому должен подчиняться отдел разработки (не IT-отдел). По функциональному признаку он ближе к IT-директору, который больше занимается вопросами информационной безопасности, обеспечением «железом» и т. д. При этом большинство задач по доработке информационной системы поступает от финансового департамента, бухгалтерии, то есть по идее служба разработки должна бы подчиняться финансовому директору. Но у финансового директора несколько иные задачи, нежели курирование отдела разработки. Поэтому, когда в компании будет служба контроллинга, отдел разработки гармонично в неё впишется.

    Отдел оптимизации бизнес-процессов. Всё чаще в компаниях появляются такие подразделения или отдельные сотрудники. И, как правило, руководство не знает, куда их «приткнуть» в оргструктуре - то ли к администрации, то ли к HR-департаменту, то ли к департаменту развития. Одной из функций контроллинга как раз и есть оптимизация процессов, поэтому отдел с таким названием логично включить в данную службу.

    Отдел внутреннего аудита. Его включение в службу контроллинга тоже логично, так как он выполняет схожую функцию - представляет интересы акционеров.


Третья модель предполагает ВЫДЕЛЕНИЕ СЛУЖБЫ КОНТРОЛ­ЛИНГА В СОСТАВЕ ФИНДЕПАРТАМЕНТА (рис. 4). Это наиболее удачная схема для большинства украинских компаний. Такая служба занимается задачами контроллинга не по случаю, а по обязанности. При этом нет необходимости содержать и вписывать в оргструктуру отдельный департамент. Этот подход будет наиболее эффективен, если в компании внедрено стратегическое управление - разработаны цели на 2-3 года, отслеживаются стратегические и тактические KPI. Без системы контроллинга оценивать достижение целей и оперативно вносить корректировки в планы будет затруднительно. Такая схема будет эффективна и в вертикально интегрированных компаниях. У одного нашего клиента служба контроллинга организована именно так - его бизнес включает производство, логистику, дистрибьюцию и розничную продажу одного конечного продукта. И, хотя масштабы деятельности не очень велики, создана управляющая компания. В её финансовом департаменте как раз централизованы функции контроллинга по всем направлениям. Это позволяет ставить цели и отслеживать показатели, которые будут ориентированы на эффективность бизнеса в целом (а не отдельных его частей).

Если структурно отдел контроллинга создаётся на базе существующего подразделения, лучше всего использовать в качестве базового отдел бюджетирования, планирования или планово-экономический. Если примете решение за основу взять другое подразделение - будьте готовы к сопротивлению со стороны планово-экономического отдела, так как вы отберёте у него часть функций. Отдел контроллинга в такой модели стоит доукомплектовать 2-3 сотрудниками (не заменить экономистов на контроллеров, а именно доукомплектовать).

Отдел контроллинга в структуре финансового департамента выполняет такие функции (укрупнённо):

  • Создание и контроль системы сбора оперативной информации.
  • Составление качественных аналитических отчётов с нужной глубиной детализации.
  • Разработка рекомендаций по ценообразованию.
  • Совершенствование системы документооборота.
  • Оценка существующих систем автоматизации, целесообразности автоматизации отдельных участков, постановка задач автоматизации.
  • Прогнозирование выручки, затрат и прибыли с помощью методик контроллинга.
  • Методологическая поддержка по экономическому анализу и оценке инвестиционных проектов.
  • Экономическая экспертиза управленческих решений.
  • Непосредственное участие в разработке и реализации стратегии компании.

Благодаря высокому статусу финансового департамента, в состав которого входит служба контроллинга, у его сотрудников есть возможности влиять на стратегические решения компании. Им не страшно предлагать оригинальные идеи и шаги.

Но не подойдёт такая модель организации службы контроллинга компаниям, собственники которых не доверяют своей финансовой службе. Ведь постановка задач и выводы будут проходить через фильтр финдепартамента. Поэтому одно из ключевых условий здесь - доверие со стороны владельцев.

Современная практика организации контроллинга сформировала ряд способов создания специальных служб контроллинга или делегирования функций контроллинга действующим управленческим службам предприятия. Как правило, службы оперативного и стратегического контроллинга выделяются в самостоятельные подразделения организации. При таком разграничении необходимо обеспечить координацию и согласование деятельности служб оперативного и стратегического контроллинга с целью достижения методологического единства выполняемых функций. Более совершенные формы организации службы контроллинга присущи крупным предприятиям.

В структуре службы контроллинга выделяют должностное лицо, ответственное за всю деятельность в сфере контроллинга, - главного контроллера. Если в организации отсутствует специально созданная служба контроллинга, то обязанности главного контроллера выполняет руководитель всего предприятия, один или несколько руководителей структурных подразделений. В условиях малого и среднего бизнеса зачастую отсутствуют объективные условия для внедрения системы контроллинга в полном объеме с соблюдением всех принципов его организации. В этих случаях функции главного контроллера возлагаются на топ-менеджеров или ответственных за учетно-финансовую сферу управления. При этом нередко функции контроллинга ограничиваются решением задач координации разных направлений управленческой деятельности. В разных странах сложились различные традиции назначения главного контроллера. Главному контроллеру могут подчиняться такие отделы, как бухгалтерия, отдел планирования и прогнозирования, информационно-вычислительный отдел, отдел статистики и другие экономические службы предприятия.

Существенным условием повышения эффективности контроллинга на предприятиях российского бизнеса является подготовка научно-методических разработок, определяющих типовую модель должностных функций контроллера. Базовый документ такого характера уже существует. Это разработанный и утвержденный в сентябре 2002 г. «Международной группой контроллинга» (International Group of Controlling) вариант миссии контроллера. В этом документе указано, что контроллеры организуют и сопровождают процесс постановки целей, планирования и управления предприятием. Таким образом, контроллер относится к группе должностных лиц, ответственных за достижение целей предприятия. Эту миссию контроллеры исполняют посредством решения следующего комплекса задач:

¦ обеспечение прозрачности информации о производственных результатах, финансовом состоянии, стратегиях предприятия;

¦ координация частных целей и частных планов, составляющих элементы единого стратегического плана компании;

¦ формирование зон ответственности сотрудников, участвующих в принятии решений; тем самым обеспечивается более высокая эффективность реализации стратегических целей;

¦ обеспечение организационно-методической базы для решения задач экономического мониторинга и обеспечения других функций по сбору первичной информации;

¦ поддержка и поощрение инновационных решений по ключевым направлениям менеджмента на предприятии, в том числе стимулирование процессного подхода к управлению (способность «выходить» за пределы конкретной частной функции).

Потребность в осуществлении функций контроллинга в наибольшей степени ощущается на крупных предприятиях, представляющих сложную экономическую систему, нуждающуюся в более совершенных инструментах управления. Специфика функции контроллера состоит в том, что именно он ориентирован на то, чтобы «настроить» систему планирования, контроля, информационного обеспечения на достижение целей предприятия. Крупные предприятия располагают ресурсами, необходимыми для создания служб контроллинга как специализированного структурного подразделения в системе управления организацией. При их формировании важно соблюдать ряд принципов и правил:

¦ следует избегать излишне сложной организационной структуры службы контроллинга;

¦ важно выбрать наиболее приемлемый для данного предприятия тип организации службы контроллинга (централизованная, децентрализованная);

¦ независимо от способа организации службы контроллинга важно обеспечить стимулы к самостоятельности и инициативе в работе контроллеров;

¦ служба контроллинга должна находиться в прямом подчинении у собственника и (или) руководителя предприятия;

¦ службе контроллинга должно быть официально предоставлено право получения всей необходимой для работы экономической информации и комментариев к ней из всех подразделений предприятия и от всех должностных лиц;

¦ службе контроллинга должен быть обеспечен статус самостоятельного, независимого подразделения предприятия.

Наиболее характерными способами организации службы контроллинга являются централизованная и децентрализованная схема ее построения. При централизованной службе контроллинга ее возглавляет главный контроллер, который непосредственно подчинен руководству предприятия. При децентрализованной модели службы контроллинга часть функций службы контроллинга передается другим подразделениям предприятия. В подчинении главного контроллера остаются ключевые функции контроллинга в таких сферах, как маркетинг, логистика, внешнеэкономические связи, ресурсы и др.

Для российского бизнеса создание службы контроллинга является новым направлением в сфере организации управлением предприятием. При всей очевидной перспективности контроллинга его внедрение в практику российских предприятий происходит замедленными темпами, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин:

¦ негативно сказывается влияние психологического фактора, проявляющееся в инертности, в нерешительности при овладении новыми методами управления предприятием;

¦ существенную роль играет дефицит высококвалифицированных специалистов в области контроллинга;

¦ зачастую руководители организаций не владеют информацией о преимуществах и содержании контроллинга;

¦ потенциальные возможности контроллинга не могут быть в достаточной мере реализованы в условиях преимущественной ориентации руководства предприятий на краткосрочное планирование деятельности, что связано с нестабильностью общей ситуации в России;

¦ многие предприятия не располагают достаточными материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, необходимыми для организации службы контроллинга;

¦ недостаточна обеспеченность научно-методическими разработками и практическими рекомендациями в области контроллинга, отсутствует типовая модель организации контроллинга на предприятии.

Несмотря на перечисленные трудности и проблемы, существует объективная возможность и необходимость распространения практики контроллинга в сфере управления бизнесом. Основным аргументом в пользу этого может служить тот существенный экономический эффект, который дает служба контроллинга. Определенную роль в освоении методов контроллинга могут сыграть такие факторы, как издание методических разработок для топ-менеджеров по вопросам стратегического и оперативного контроллинга, включение в учебные планы экономических вузов дисциплины «контроллинг», поддержка идеи освоения контроллинга как инструмента управления на уровне государственного регулирования экономических отношений в сфере бизнеса. Важно также определить унифицированный регламент службы контроллинга и разработать типовую модель специалиста-контроллера. По определению зарубежных ведущих специалистов в области контроллинга, контроллер - это специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга, способный к творческой аналитической деятельности. Контроллер, по определению Эльмара Майера, это тот, кто больше других учится, умеет, знает, системно мыслит и действует в гармонии с окружающей средой, ориентируясь на поставленные цели и на будущее, чтобы успешно управлять предприятием.

Профессионал-контроллер должен быть специалистом высокого класса в сфере управления. Соответственно к контроллеру предъявляются следующие требования:

  • 1) обладание профессиональными способностями и знаниями в области экономики и управления (например, владение методами и инструментами планирования, способность проводить комплексный экономический анализ, умение работать с информацией и др.);
  • 2) знание методов и техники контроллинга;
  • 3) обладание способностями и интересом к творческой деятельности;
  • 4) владение основами «организационного поведения»;
  • 5) наличие мотивации к труду в сфере контроллинга.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Служба контроллинга на предприятии………………………………...5

1.1. Создание службы контроллинга на предприятии…………………….…..5

1.2. Структура и состав службы контроллинга…………………………..........8

1.3. Контроллер, его функции и обязанности………………………………...12

1.4. Организационная модель информационной службы экономических расчетов при реализации функций контроллера………………….…..14

Заключение………………………………………………………………………..20

Список используемой литературы……………………………………………....21

Введение

Данная тема является достаточно актуальной, поскольку особенности современного развития предприятий РФ в различных сферах характеризуются тем, что динамично меняющаяся окружающая среда становится постоянным источником новых возможностей и опасностей, в связи с чем менеджеры принимают управленческие решения в условиях высокой степени неопределенности, а также ограниченности свободы действий, следствием чего становится снижение эффективности управленческой деятельности. Для успешного функционирования и прогрессивного развития товаропроизводителя особую важность приобретает внедрение в практику управления контроллинга и соответствующего ему методического инструментария, которые помогли бы модифицировать сложившуюся систему управления таким образом, чтобы своевременно принимать как предупредительные меры к явлениям, угрожающим существованию предприятия, так и оперативно реагировать на новые позитивные возможности, открываемые внешним окружением.



Несмотря на то, что феномен контроллинга имеет в мировой управленческой практике уже длительную историю возникновения, в нашей стране в настоящее время контроллинг не получил широкого распространения по причине не проработанности многих вопросов теоретического и прикладного характера.

Вместе с тем, высокий уровень неустойчивости, гиперконкуренция, усложнение проблем промышленных предприятий в российской хозяйственной системе, обусловливают повышение значимости контроллинга, благодаря которому станет возможным в максимальной степени устранить ошибки, просчеты и неблагоприятные отклонения как в настоящем, так и будущем товаропроизводителей. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на совершенствование теоретико-методологической базы, выработку организационных и методических основ контроллинга на отечественных предприятиях.

Глава 1. Служба контроллинга на предприятии

Создание службы контроллинга на предприятии

Поскольку основная задача системы контроллинга – анализировать информацию, то можно сказать, что основной ресурс для проведения данной работы – люди (сотрудники конкретной организации). Да, именно сотрудники организации, так как они должны постоянно находиться в компании, знать ситуацию, в которой находится организация в конкретный момент времени, регулярно получать и анализировать всю поступающую к ним информацию.

Итак, для организации работы службы контроллинга необходимы аналитики (специалисты) для того, чтобы исследовать, в первую очередь, горизонтальные связи между подсистемами системы менеджмента и вертикальные связи между подсистемами и элементами системы менеджмента. Вернее сказать, исследовать потоки информации между ними.

Для эффективной работы службы контроллинга необходимо, чтобы вся информация передавалась в службу контроллинга;

Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контроллинга на предприятии – анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.

При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:

1. Служба контроллинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения;

2. Служба контроллинга должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово экономических служб;

3. Служба контроллинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначена информация службы контроллинга;

4. Служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия;

5. Служба контроллинга должна быть независимой от той или иной финансово экономической службы. Стандартного шаблона по организации, структуре службы контроллинга не существует. Все зависит от организационной структуры предприятия, вида деятельности (работ, услуг) и т.д. Но самое главное от чего зависит организация и структура службы контроллинга – желание руководителя, то есть, что хочет получать от работы службы контроллинга руководитель, какое место он отводит данной службе на предприятии.

Служба контроллинга может состоять из двух, трех человек, может из десяти, двадцати, а может представлять собой отдельные независимые службы, которые функционируют независимо друг от друга, но подчиняются главной службе контроллинга (главному контроллеру). Рассмотрим данные варианты.

Если предприятие не является частью корпорации, то организацию службы контроллинга можно начать с привлечения к такой работе 3-4 высококвалифицированных человек, которые будут выполнять роль аналитической службы и обеспечивать руководителей (финансового директора, коммерческого директора) оперативной информацией о состоянии затрат на предприятии, составлять аналитические отчеты, прогнозировать показатели финансово-экономического положения предприятия, проводить расчет экономической эффективности управленческих решений, связанных с затратами и прибылью, налаживать методику планирования в планово-экономическом отделе.

Затем службу контроллинга можно расширить, тем самым увеличить свое влияние, например, таким образом, – назначить в каждый цех (отдел, бригаду) своего контроллера, который будет отслеживать и анализировать отклонения фактических параметров работы (прежде всего затрат) от плановых. Такая организация работы службы контроллинга существует во многих крупных европейских промышленных компаниях, например, в концерне Fiat в Италии.

Что касается организации службы контроллинга в корпорации (холдинге), то отдел контроллинга необходимо формировать на каждом предприятии. Причем управление этими службами ведется из головной (управляющей) компании.

Итак, видно, что служба контроллинга должна иметь доступ ко всей информации, вплоть до элементов системы менеджмента. Поэтому, данная служба должна занимать достойное место в организационной структуре предприятия, она должна иметь широкое должностное поле для того, чтобы ей предоставляли информацию. Кроме того, информация, предоставляемая службой контроллинга, необходима только руководителю (финансовому, коммерческому директору) для принятия оперативных управленческих решений.

Поэтому отдел контроллинга должен получить высокий статус и независимость от других финансово-экономических служб. А, следовательно, данную службу лучше всего подчинить непосредственно руководителю предприятия или финансовому (коммерческому) директору. И в этом случае отдел контроллинга встает на один ярус с финансовым отделом, экономическим отделом, отделом продаж, отдела закупок, бухгалтерией и другими отделами. Более того, служба контроллинга ставится в некотором роде в привилегированное положение, поскольку приказом заместителя генерального директора по экономике (финансового директора) остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию.

В последние годы контроллинг занимает особое место среди концеп­ций управления затратами на предприятиях промышленно развитых стран Запада. Подтверждением этого может служить все возрастаю­щее число публикаций, посвященных исследованию проблем кон­троллинга и придающих ему чрезвычайно важное значение в системе управления современным предприятием. Однако следует отметить, что до настоящего времени не существует однозначной, общепризнан­ной трактовки понятия контроллинг.

В ряде исследований контроллинг рассматривается в качестве систе­мы управления хозяйственной деятельностью и прибылью, в рамках которой выделяют две основные функции: контроль и . Это нашло отражение в работе немецкого исследователя Д. Хана.

В ряде работ получила распространение концепция контроллинга, в которой главной его функцией является координация системы ме­неджмента в целом для обеспечения действий, направленных на целе­вое . Вместе с тем к настоящему времени в промышленно развитых странах Запада достаточно четко оформились три основ­ные концепции контроллинга, обусловленные его функциональным назначением и институциональным оформлением:

Контроллинг с ориентацией на систему бухгалтерского учета;

Контроллинг с ориентацией на информацию;

Контроллинг с ориентацией на координацию деятельности пред­приятия.

Концепция контроллинга с ориентацией на систему бухгалтерского учета связана с реализацией информационных целей посредством ис­пользования данных бухгалтерского учета на предприятии. Основное внимание уделяется стоимостным показателям. Речь идет преимуще­ственно об обеспечении получения прибыли.

Другими словами, рассматриваемая концепция контроллинга может быть охарактеризована как ориентированная на прибыль. При этом она является в определенной мере ограниченной, поскольку опирается только на данные бухгалтерского учета. Вследствие этого концепция контроллинга, ориентированная на данные бухгалтерского учета, отве­чает главным образом потребностям оперативной деятельности пред­приятия и лишь частично отвечает стратегическим целям его развития.

Концепция контроллинга с ориентацией на информацию предусмат­ривает не только использование данных бухгалтерского учета (коли­чественная информация), но и информации качественного характера, непосредственно связанной с хозяйственной деятельностью предпри­ятия. Согласно данной концепции главной задачей контроллинга ста­новится информационная поддержка принимаемых управленческих решений руководством предприятия. Он должен поддерживать внут­рифирменный процесс управления с помощью целенаправленного подбора и обработки информации. Данная концепция контроллинга предусматривает включение широкого круга информационных задач в структуру управления предприятием. Однако решение этой пробле­мы на практике является достаточно сложным.

Концепция контроллинга с ориентацией на координацию основыва­ется преимущественно на различии между системой управления и си­стемой исполнения. Согласно этой концепции первичная координа­ция исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления, а вторичная координация внутри управленческой системы относится к контроллингу.

Причем задачи координации в рамках данной концепции контрол­линга подразделяются на два уровня:

Ориентация на планирование и контроль;

Ориентация на управленческую систему в целом.

Вместе с тем большинство зарубежных и отечественных исследо­ваний сходятся во мнении, что контроллинг представляет собой но­вую концепциюу правления предприятием, в основу которой положено стремление обеспечить успешное его функционирование вдолгосроч- ной перспективе. Это может быть обеспечено посредством:

Адаптации системы стратегических целей развития предприятия к постоянно изменяющимся условиям внешней среды;

Формирования системы информационного обеспечения процес­са стратегического планирования и управления на предприятии;

Согласования оперативных планов деятельности предприятия со стратегическим планом его развития;

Формирования системы контроля за процессом реализации стра­тегического плана развития предприятия и корректировки его со­держания;

Гибкости организационной структуры управления предприяти­ем с целью повышения ее способности быстрого реагирования на постоянно изменяющиеся условия внешней среды.

Как полагает большинство зарубежных и отечественных исследовате­лей, в качестве основной причины возникновения контроллинга можно назвать необходимость осуществления системой интеграции всех аспек­тов процесса управления в рамках предприятия. В этой связи контрол­линг призван обеспечить методическую и организационную основу для поддержки основных функций управленческой деятельности на пред­приятии (анализ, прогнозирование, планирование, учет, контроль).

Основные задачи контроллинга представлены на рис. 10.1.

Таким образом, контроллинг ориентируется на поддержку процесса принятия управленческих решений на предприятии. Он призван адаптировать традиционную систему учета и контроля на предприя­тии к современным потребностям его руководства, т. е. в функции контроллинга должны включаться создание, обработка, проверка и пред­ставление системной управленческой информации.

В общем случае функции контроллинга непосредственно обусловли­ваются конкретными видами управленческой деятельности в рамках предприятия, которые обеспечивают достижение поставленных целей развития предприятия, включая стратегические. Основные функции контроллинга обобщены в табл. 10.1.

Следовательно, по мнению большинства зарубежных и отечествен­ных исследователей, современная концепция контроллинга должна ориентироваться на систему управления предприятием в целом. Она должна координировать подсистемы планирования, контроля и ин­формационного обеспечения.


Рис. 10.1. Основные задачи контроллинга на предприятии

Таблица 10.1

Основные функции контроллинга на предприятии

Функции контроллинга

Учет

Обоснование, разработка и ведение системы внутреннего учета напредприятии;

Унификация критериев и методов оценки деятельности как предприятия в целом, так и отдельных его структурных подразделений

Планирование

Обеспечение информационной поддержки процесса стратегического и оперативного планирования в рамках предприятия;

Координация процесса обмена информацией в процессе управленческой деятельности на предприятии;

Совершенствование содержания и структуры систем стратегического и оперативного планирования на предприятии;

Координация и увязка стратегических и текущих планов развития предприятия;

Разработка и последующая корректировка методических подходов к оценке достоверности и реалистичности разрабатываемых стратегических и текущих планов развития предприятия

Контроль

Обоснование и выбор показателей (параметров) стратегического и текущего планов, контролируемых в содержательном и временном разрезах;

Сопоставление плановых и фактических величин для оценки степени достижения целей стратегического плана развития предприятия;

И оценка возникающих отклонений от параметров стратегического плана, выявление причин отклонений фактических показателей от плановых, выработка предложений для предотвращения такого рода отклонений

Информационно- аналитическое обеспечение

Разработка содержания и структуры информационного обеспечения для осуществления контроля за процессом реализации стратегического плана развития предприятия;

Стандартизация информационных потоков, носителей и каналов коммуникации в рамках предприятия;

Предоставление информации, позволяющей осуществлять контроль за ходом реализации планов развития предприятия;

Сбор и систематизация наиболее значимых показателей (параметров), применяемых в процессе оценки степени реализации планов развития предприятия;

Обоснование и разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений в рамках предприятия;

Обеспечение эффективности функционирования информационного обеспечения контроллинга

Специальные функции

Сбор, систематизация и анализ информации о состоянии внешней среды предприятия;

Проведение сравнительной оценки результатов деятельности предприятия по сравнению с его конкурентами;

Проведение расчетов по оценке эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках предприятия

Степень реализации на предприятиях функций контроллинга зави­сит главным образом от следующих факторов:

Социально-экономического положения предприятия;

Понимания руководством предприятия важности и полезности внедрения контроллинга;

Размера предприятия (численности занятых, объема производства);

Уровня квалификации управленческого персонала предприятия;

Номенклатуры выпускаемой продукции;

Уровня диверсификации производства;

Сложившегося уровня конкурентоспособности предприятия;

Уровня квалификации сотрудников, занимающихся контрол­лингом.

Необходимо отметить, что в последние годы для большинства про- мышленно развитых стран Запада службы контроллинга (преимуще­ственно на крупных фирмах) или услуги привлекаемых экспертов- контроллеров являются вполне привычными. Причем в этих странах концепции контроллинга во многом схожи. Существующие различия касаются главным образом понимания двух основных моментов: праг­матизма и степени совершенствования системы в соответствии с мен­талитетом пользователей. Так, например, в США преобладает прагма­тический подход: контроллинг тесно связан с менеджментом и более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.

В Германии же, в свою очередь, преобладает тенденция академиза- ции, которая предусматривает первоначальное формирование теоре­тически целостной системы контроллинга, а затем постепенный пере­ход к решению конкретных задач.

В нашей стране интерес к контроллингу начал проявляться в нача­ле 1990-х годов в условиях реформирования российской экономики. Вместе с тем в России пока известны лишь единичные примеры ис­пользования контроллинга.

Таким образом, в современных условиях можно говорить о значи­тельном потенциале развития концепции контроллинга и возможности ее дальнейшего уточнения. В этой связи исключительно важное науч­ное и практическое значение приобретает разработка теоретических и практических основ отечественной концепции контроллинга.

Нам представляется, что основным недостатком всех существующих концепций контроллинга можно считать идею объединения функций планирования и контроля, что в определенной степени объясняется не­пониманием содержания плановой деятельности в рамках предприя­тия. Планирование даже на среднем по масштабу промышленном пред­приятии представляет собой достаточно сложную и многогранную деятельность, в которую вовлекается большое число различного рода специалистов. Поэтому передача функций планирования главному контролеру, как предлагают зарубежные исследователи в области кон­троллинга, приведет на практике лишь к дезорганизации и снижению качества плановой работы на предприятии. В этой связи совмещение функций планирования и контроля представляется необоснованным и нецелесообразным. По нашему мнению, контроллинг в рамках пред­приятия должен выполнять собственные функции, связанные с конт­ролем и оценкой принимаемых плановых решений и подготовкой на этой основе конкретных предложений по корректировке планируемых параметров (ориентиров). Согласно такому подходу контроллинг дол­
жен представлять собой непрерывно функционирующую систему конт­роля за процессом разработки и реализации планов на предприятии, включая стратегические планы.

Следовательно, главной функцией контроллинга должен являться процесс контроля.

Основные элементы процесса контроля на предприятии приведены на рис. 10.2.

Представляется, что контроль в рамках предприятия призван забла­говременно выявлять проблемы и корректировать деятельность пред­приятия до того, как эти проблемы перерастут в кризисные ситуации. Следовательно, одна из важнейших причин осуществления процесса контроля заключается в том, что любое предприятие безусловно долж­но обладать способностью вовремя фиксировать ошибки своей деятель­ности и исправлять их до того, как они помешают достижению целей развития предприятия. Необходимо отметить, что ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри предприятия, переплетают­ся, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих усло­вий функционирования окружающей среды и поведения людей.

Еще более распространенной может быть ситуация, при которой предприятие функционирует, постоянно переходя из одной кризис­ной ситуации в другую. Причем следует отметить, что в бизнесе такое положение дел считается вполне приемлемым. Вместе с тем вполне понятно, что время от времени кризисная ситуация на предприятии может развиваться достаточно быстро, чтобы руководство предприятия могло сразу ее зафиксировать и выработать соответствующую ли­нию поведения. Однако в большинстве случаев нет никакой необхо­димости постоянно прибегать к методам антикризисного управления.

Рис. 10.2. Основные элементы процесса контроля за ходом реализации планов развития на предприятии

Кроме того, необходимо особо отметить положительную сторону про­цесса контроля на предприятии, которая заключается во всемерной под­держке всего того, что является успешным в деятельности предприятия.

Сопоставляя реально достигнутые результаты деятельности предпри­ятия с запланированными, руководство получает возможность опреде­лить, в каких сферах деятельности организация достигла определенных успехов, а где потерпела неудачу. Иными словами, один из важнейших аспектов контроля состоит в том, чтобы определение направлений дея­тельности предприятия наиболее эффективно способствовало достиже­нию основных целей его функционирования и развития. Таким образом, выявляя и оценивая успехи и неудачи в деятельности предприятия и их причины, руководство получает возможность достаточно быстро адапти­ровать деятельность к динамично меняющимся условиям окружающей среды и обеспечивать условия продвижения к целям развития.

Процесс контроля на предприятии должен носить всеобъемлющий характер, охватывая все возможные элементы управленческой дея­тельности. Он не может являться прерогативой только менеджера и его помощников, выполняющих эти функции, т. е. «контроллеров». Каждый руководитель предприятия, независимо от своего ранга, осу­ществляет контроль как часть должностных обязанностей. В этой свя­зи ни планирование, ни формирование организационных структур, ни мотивация и т. д. не рассматриваются в отрыве от процесса контроля.

В основу организации системы контроля на предприятии должен быть положен ряд принципов:

Системность;

Результативность;

Оперативность

Простота применения;

Экономичность;

Непрерывность.

В общем случае процесс контроля в рамках предприятия включает следующее стадии.

1 стадия. Формирование системы контролируемых параметров.

2 стадия. Проведение контрольной оценки.

3 стадия. Принятие решений по результатам контроля.

На первой стадии контроля осуществляется выбор состава контро­лируемых параметров (стандартов) и определяются их фактически достигнутые значения. Эта стадия контроля демонстрирует, насколь­ко тесно взаимосвязаны функции планирования и контроля в рамках управленческой деятельности на предприятии. Выбор контролируе­мых параметров непосредственно следует из целей планирования. Причем цели, которые могут использоваться в качестве стандартов для контроля, должны отвечать двум основным требованиям.

Во-первых, они могут использоваться лишь в определенных вре­менных рамках, соответствующих периоду разработки плана.

Во-вторых, контролируемые параметры должны иметь по возможно­сти количественное измерение. В этом случае в процессе проведения контроля целесообразно использовать показатели результативности, характеризующие степень достижения планируемых целей. Использо­вание на практике таких показателей позволяет руководителям пред­приятия сопоставлять реально достигнутые результаты деятельности с запланированными. Однако данная задача является весьма сложной, поскольку далеко не все цели функционирования и развития предпри­ятия можно выразить численно. Достаточно легко определять показа­тели результативности для таких величин, как прибыль, объем продаж, затраты и т. п., поддающихся количественному измерению. Вместе с тем некоторые цели функционирования и развития предприятия вы­разить численно не представляется возможным. В этом случае целесо­образно использовать косвенные показатели. Так, например, небольшое количество увольнений на предприятии может использоваться в каче­стве показателя результативности при выработке стандартов в области удовлетворенности работой. Однако опасность применения косвенных показателей заключается в том, что на них самих могут оказывать воз­действие совершенно другие факторы, непосредственно не влияющие на контролируемый параметр. Так, например, незначительное количе­ство увольнений на предприятии может отражать не высокую степень удовлетворенности работой, а общее кризисное состояние экономики. Другими словами, люди могут оставаться на данной работе не потому, что она их удовлетворяет, а потому, что им достаточно сложно или прак­тически невозможно найти другую работу. В этой связи очень важно научиться отделять случайные факторы от истинных причин того или иного явления.

Необходимо отметить, что невозможность выразить показатель ре­зультативности в количественной форме не может и не должен слу­жить оправданием того обстоятельства, чтобы не устанавливать конт­рольные стандарты вообще. Нельзя эффективно контролировать без показателя результативности. Неизбежным следствием отсутствия такого показателя является управление «по наитию», которое факти­чески управлением и не является, а представляет простую реакцию на ситуацию, вышедшую из-под контроля.

Как свидетельствует опыт промышленно развитых стран Запада, ряд успешно функционирующих предприятий столкнулись с доста­точно сложными проблемами из-за того, что их руководство не успело установить показатели результативности в таких трудно поддающих­ся измерению областях, как социальная ответственность и организа­ционная культура.

Особо сложной для установления показателей результативности является инновационная сфера (НИОКР). До настоящего времени предпринимавшиеся попытки предложить подходы к измерению ре­зультативности в данной сфере деятельности оказались практически безуспешными. Традиционными показателями, которые применяют­ся в этой сфере деятельности, являются число патентов, публикации, отчетов и завершенных проектов. Однако эти показатели не позво­ляют оценивать направленность НИОКР и полезность их проведем ния для предприятия. Другими словами, они не дают ответа на воп­рос: служат ли все эти патенты, публикации, проекты и т. п. стремлению диверсифицировать деятельность предприятия или проникать на но­вые рынки?

В последние годы на большинстве предприятий промышленно раз­витых стран наиболее широко распространенными показателями, ко­торые используются в процессе контроля и оценки результата прове­денных научных исследований и разработок, являются «достижение целей развития предприятия» и «процент работ, принятых и одобрен­ных предприятием». Эти показатели в сочетании с показателями эф­фективности выполнения работ в определенной мере позволяют уста­навливать, что НИОКР не только эффективно, но и полезно для предприятия.

На второй стадии процесса контроля идет сопоставление фактически достигнутых результатов деятельности предприятия в различных сферах с установленными контрольными стандартами. На данном эта­пе процесса контроля руководство предприятия должно отвечать на вопрос: насколько фактически достигнутые результаты деятельности предприятия соответствуют запланированным? Кроме того, на этой стадии целесообразно также проводить оценку масштаба отклонения от контрольных стандартов. Такого рода оценка может и должна слу­жить основой для выработки программы мероприятий по корректи­ровке плана развития предприятия. Деятельность, осуществляемая на данной стадии процесса контроля, является наиболее важной частью всей системы контроля. Она должна заключаться в определении и оцен­ке масштаба отклонений от контрольных стандартов.

Вместе с тем необходимо отметить, что на данной стадии исключи­тельно важное значение приобретает определение масштаба допустимых отклонений. В том случае, если выбирается слишком большой масштаб отклонений, то возникающие проблемы могут приводить к весьма небла­гоприятным для предприятия ситуациям. И напротив, в том случае, если масштаб отклонения выбирается слишком малым, то система контроля будет дезорганизовывать работу предприятия и скорее препятствовать, чем способствовать достижению целей его развития. Другими словами, в этом случае будет достигаться достаточно высокая степень контроля, но процесс контроля будет дорогостоящим и неэффективным. Типич­ным примером такой ситуации может служить при которой для принятия управленческого решения необходимо пройти через множе­ство бюрократических инстанций. Многие правительственные програм­мы оказываются часто неэффективными в связи с тем, что значительная доля средств затрачивается на управление ею и на обеспечение надлежа­щего контроля, а не на реализацию системы мероприятий программы. Преимущества системы контроля должны перекрывать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат вре­мени, которое расходуется менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на оборудование, ис­пользуемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, переда­чу и поиск информации, связанной с вопросами контроля. На предпри­ятии, если прибыль, возникающая при осуществлении контроля, меньше затрат на него, то такой контроль является неэкономичным и непродук­тивным. Один из способов возможного увеличения экономической эф­фективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Содержание этого метода заключается в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от контрольных стандартов.

Важным и достаточно сложным элементом второй стадии контроля является оценка (измерение) результатов деятельности, которая позво­лит ответить на вопрос: насколько удалось соблюсти установленные стандарты? В свою очередь, для проведения такой оценки необходимо сформировать соответствующую информационную базу, которая явля­ется достаточно дорогостоящей.

Ключевую роль в обеспечении эффективности контроля играет пе­редача и распространение информации. Для того чтобы система конт­роля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до све­дения соответствующих работников предприятия как контрольные стандарты, так и достигнутые результаты. Такого рода информация должна быть точной и доводиться до работников предприятия в доступ­ной и понятной форме, что позволит, в свою очередь, принимать обо­снованные управленческие решения. Другими словами, необходимо обеспечить эффективную связь между теми, кто устанавливает конт­рольные стандарты, и теми, кто должен их выполнять. Основные труд­ности, которые могут возникать в процессе сбора и распространения контрольной информации, связаны преимущественно с различными коммуникационными проблемами. В то время как часть данных соби­рается и обрабатывается с помощью ЭВМ, большая часть информации должна будет обрабатываться человеком. Вполне понятно, что присут­ствие человека в процессе контроля сопряжено с возможными искаже­ниями информации, на основе которой должны приниматься управ­ленческие решения. Искажения информации могут сыграть весьма существенную роль в тех случаях, когда неизбежны субъективные оцен­ки. Наиболее характерным примером в этом отношении могут служить попытки оценки результата труда управленческих работников.

Заключительным этапом второй стадии процесса контроля может являться оценка информации о полученных результатах. Во многих случаях мерой такой оценки может служить масштаб допустимых от­клонений, установленный ранее. Вместе с тем в отдельных случаях управленческие работники могут и должны давать личные оценки и интерпретировать значимость полученной информации. При этом они должны принимать в расчет риск и другие факторы, которые обусловливают выбор того или иного управленческого решения. Цель этой оценки заключается в том, чтобы принимать решение - необхо­димы ли определенные действия, и если да, то какие?

Третья стадия процесса контроля связана с выбором определенной линии поведения управленческого работника - ничего не предприни­мать, устранить возникшие отклонения или пересмотреть контрольные стандарты.

Выбор линии поведения управленческого работника, при которой не следует ничего предпринимать, может осуществляться в том случае, если сопоставление фактически достигнутых результатов с контрольными стандартами свидетельствует о том, что поставленные цели достигаются. Вместе с тем в управленческой деятельности нельзя рассчитывать на то, что произошедшее один раз обязательно повторится снова. Поэтому даже если система контроля показала, что в определенном аспекте деятельно­сти предприятия все идет нормально, необходимо все равно продолжать контролировать и оценивать получаемые результаты.

В том случае, когда имеет место отклонение фактически достигну­тых результатов от запланированных, необходимо осуществлять кор­ректировку уже принятых управленческих решений. Смысл такой корректировки заключается в том, чтобы выявить причины возник­ших отклонений и добиться возвращения предприятия к запланиро­ванной стратегии развития. Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значений каких-либо внутренних факторов развития предприятия, совершенствования функций управ­ления или технологических процессов.

Необходимо подчеркнуть, что причиной возникающих отклонений от выбранной стратегии развития может стать как один фактор, так и сочетание нескольких факторов. Вполне естественно, что управлен­ческий работник прежде чем выбрать определенное корректирующее действие должен оценить влияние всех возможных факторов и их вза­имодействие. Причем поскольку все подразделения предприятия так или иначе взаимосвязаны между собой, постольку любое существен­ное изменение в одном из них затронет предприятие в целом. Вот по­чему управленческий работник должен первоначально убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополни­тельных трудностей, а поможет их разрешению.

Однако далеко не все отклонения от контрольных стандартов следу­ет устранять. В отдельных случаях сами стандарты могут оказаться не­реальными. По этой причине контроль может указывать на необходи­мость пересмотра выбранных контрольных стандартов. Причем, как и в случае с корректирующими действиями различного типа, необходи­мость радикального пересмотра контрольных стандартов (в сторону по­вышения или понижения) может являться симптомом проблем, возни­кающих либо в процессе контроля, либо в процессе планирования.

На предприятии принято выделять две основные формы контроля:

Стратегический;

Текущий (оперативный).

Стратегический контроль направлен на обеспечение потребностей стратегического планирования и управления.

Текущий контроль предполагает осуществление систематического наблюдения за ходом выполнения текущих планов и программ разви­тия предприятия.

В соответствии с этим в рамках предприятия целесообразно фор­мировать системы стратегического и оперативного контроллинга.