Состав бухгалтерской отчетности нко. О составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации Отчет о финансовых результатах нко

Любое предприятие, работающее на территории России, должно сдавать отчетность в различные государственные органы.

Не являются исключением. Однако для таких субъектов предусмотрен иной состав документации и особые сроки сдачи.

Что такое НКО?

Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.

Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:

  • имеет самостоятельный баланс;
  • может открывать счета в банках;
  • имеет право на штампы со своим названием;
  • действует на основании устава;
  • создаётся на неограниченный срок деятельности.

Эти предприятия создаются для социальных, культурных, образовательных, политических и прочих аналогичных видов деятельности, целью которых выступает достижение общественных благ. Наиболее известные подобные организации являются благотворительными.

Субъекты такого рода могут осуществлять коммерческую деятельность, но только если она предназначена для достижения целей компании и распределения полученного дохода между учредителями не предполагается. Их деятельность регулируется законом № 7-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность

Некоммерческие организации обязаны вести соответствующий учёт, составлять отчёты и представлять их ежегодно. Срок, до наступления которого необходимо сдать готовые формы, наступает 31 марта года, следующего за отчетным.

Согласно законодательству, в состав бух. отчётности НКО включаются два типа документов, каждый из которых должен быть оформлен по установленной форме с учётом особенностей деятельности субъекта:

  • Бухгалтерский баланс . Отличие данного отчёта от , состоит в замене раздела «Капиталы и резервы» на «Целевое финансирование». При этом организация указывает информацию о суммах источников формирования её активов. Конкретное содержание раздела зависит от правовой формы компании.
    НКО самостоятельно определяет, насколько подробным будет отражение информации в балансе. Например, если у предприятия достаточно большое количество запасов, то в отчётности может быть показан детализированный состав МПЗ. Если же их ассортимент ограничен, то всю сумму разрешено показать одной строкой.
  • Отчёт о целевом использовании средств . В содержится следующая информация:
    • размер использованных в деятельности средств, в том числе расходы на оплату труда, благотворительность, целевые мероприятия, затраты на обеспечение функционирования предприятия;
    • остаток средств на начало года;
    • общая сумма поступивших денег, в том числе целевые, членские, вступительные и добровольные взносы, также указывается прибыль от предпринимательской деятельности;
    • остаток на конец года.

Также можно составить пояснительную записку. Этот документ содержит выраженную в произвольной форме расшифровку отдельных показателей.

Сдавать отчётность допускается в бумажном или электронном виде.

Подробную информацию о бухучете данных предприятий вы можете почерпнуть из следующего видео:

Налоговая отчетность

Некоммерческие организации отчитываются также в государственные органы ИФНС. Перечень документов зависит от выбранной системы налогообложения.

Общий режим

Если предприятие не использует специальную систему налогообложения, то оно должно представить в налоговую следующие документы:

  • . Её рекомендуется сдавать в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за датой окончания периода.
  • . Если существующая организация имеет в составе активов налогооблагаемое имущество, она должна предоставлять расчёт и перечислять платежи ежеквартально. От заполнения формы и уплаты налога освобождаются только предприятия, не владеющие основными фондами. Декларация по авансовым платежам представляется в соответствующие органы в течение 30 дней после окончания отчётного периода. Документ, содержащий сведения о итоговом расчёте, сдаётся не позднее 30 марта.
  • . НКО признаётся плательщиком , если ведёт предпринимательскую деятельность. Форма подаётся за каждый отчётный период не позднее чем через 28 дней после его окончания. Отчёт за налоговый период должен сдаваться до 28 марта года, следующего за истекшим. Если организация не вела предпринимательскую деятельность, она должна предоставить в территориальную инспекцию специальную упрощённую декларацию. Срок её сдачи также наступает 28 марта.
  • . Если в составе имущества компании имеется земельный участок, она должна предоставить данный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным.
  • . Она необходима, если организация имеет транспортное средство. Срок сдачи документа - также 1 февраля.

Кроме перечисленных, НКО должны предоставить в инспекцию некоторые другие бумаги:

  • . Предоставляется в случае, если в компании оформлено 100 и более сотрудников. Сдаётся до 20 января.
  • . Согласно законодательству, любое предприятие обязано отчитаться о сумме подоходного налога, удержанного с работников, если их численность превышает 25 человек. Для этого необходимо представить в налоговые органы справку по установленной форме в срок до 1 апреля.

Специальные системы

Данные организации имеют право использовать специальные налоговые режимы. В этом случае они обязаны предоставить в государственные органы соответствующие отчеты:

  • . Её нужно оформлять, если предприятие применяет . Документ сдаётся ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  • . Заполняется, если компания находится на УСН (). В этом случае форма оформляется и сдаётся до 31 марта года, следующего за прошедшим периодом.

Ответственность за сведения, указанные в документах, данные субъекты несут такую же, как и другие предприятия.

Прочая документация

НКО также представляют расчёты в другие государственные учреждения.

Внебюджетные фонды

  • . Представляется в фонд социального страхования, если численность сотрудников превышает 25 человек. Даты представления документа в электронном и бумажном виде различаются:
    • на бумаге следует отчитываться до 20 января;
    • электронный расчёт разрешается представлять до 25 января.
  • . Представляется в территориальные органы ПФР, если среднесписочная численность превышает 25 человек. Сроки сдачи следующие:
    • 15 февраля, если отчёт формируется на бумаге;
    • 22 февраля, если сдаётся электронный расчёт.

Федеральная служба государственной статистики

Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО . Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
  • Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.

Министерство юстиции

Некоммерческие предприятия обязаны предоставлять отчёты о своей деятельности в Минюст:

  • Форма №0Н0001 . В ней должны быть отражены сведения о руководителях, а также о характере деятельности организации.
  • Форма №0Н0002 . Заполненный бланк содержит информацию о расходовании целевых денежных средств, а также об использовании имущества.
  • Форма №0Н0003 . Заполняется на официальном сайте министерства.

В некоторых случаях компании могут не предоставлять указанные отчеты. Такая возможность появляется, если:

  • в НКО не было поступлений активов от иностранных лиц, международных предприятий и т. п.;
  • учредителями или участниками не являются иностранные граждане;
  • общая сумма поступлений за год не превышает 3 миллиона рублей.

В таком случае вместо форм №0Н0001 и 0Н0002 сдаётся заявление о соответствии требованиям законодательства. Оно составляется в произвольной форме.

Все перечисленные отчёты нужно предоставить в территориальное управление министерства до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Особенности социально ориентированных НКО

Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:

  • социальная защита;
  • помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
  • защита животных;
  • охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
  • оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
  • охрана окружающей среды;
  • благотворительность;
  • профилактика опасных форм поведения людей;
  • деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.

Чаще всего они создаются в форме религиозных организаций, ассоциаций, общественных объединений, автономных НКО. Политические партии, государственные корпорации не могут быть таковыми.

Отчётность таких компаний имеет ряд отличительных черт. Вместо стандартных бланков, которые сдают все предприятия, они заполняют специальные формы:

  • Бухгалтерский баланс СО НКО.
  • Отчёт о целевом использовании их средств.

Последние изменения 2019 года

Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:

  • раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
  • существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
  • малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.

Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.

Актуальность предложенного пособия заключается в том, что оно представляет собой подробный справочник по бухгалтерскому учету некоммерческой организации. Настоящее издание раскрывает наиболее значимые аспекты учета доходов и расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также формы и методы бухгалтерского учета некоммерческих организаций и другие не менее важные вопросы. Предложенное пособие предназначено для бухгалтеров и руководителей некоммерческих организаций, а также может быть полезно преподавателям и студентам экономических вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях (В. И. Радачинский, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 4. Бухгалтерская финансовая отчетность некоммерческих организаций

4.1. Понятие и формы бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Бухгалтерская отчетность , как завершающий этап учетного процесса, представляет собой совокупность показателей и аналитических данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период.

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 03.11.2006 г.) обязывает составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Некоммерческие организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливают упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. В таком случае бухгалтерская отчетность представляется только один раз в год по итогам учетного года в составе:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Отчет о целевом использовании полученных средств является специальной формой, применяемой только некоммерческими организациями, существующими за счет целевых денежных средств. Средства целевого использования отражаются в форме № 6. По следующим группам расходов:

1) расходы на целевые мероприятия;

2) расходы на содержание аппарата управления;

3) расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.

В случае превышения суммы расходов над суммой поступлений, разница показывается как остаток средств на конец отчетного периода в круглых скобках, разъяснение по этому вопросу даются в пояснительной записке.

Согласно порядку составления и формирования бухгалтерской отчетности в упрощенной форме, пояснительная записка в данном случае не предусматривается.

Некоммерческие организации обязаны представлять отчеты во внебюджетные фонды РФ по единому социальному налогу в разрезе социальных фондов. Сроки представления отчетов устанавливаются внебюджетными фондами самостоятельно. Формы и сроки представления отчетов одинаковы для всех видов организаций. Отчеты в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования по уплате единого социального налога, отчет по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств.

Некоммерческие организации составляют статистическую отчетность, и в установленные сроки сдают в органы статистики.

Для отдельных некоммерческих организаций установлен особый порядок составления и представления отчетности. В настоящее время идет увеличение не только количественного состава некоммерческого сектора экономики, но и расширения сферы деятельности учреждений данной формы хозяйствования. К сожалению, российское законодательство, не успевает фиксировать и отражать этот стремительный процесс. Требуется строгая регламентация, и даже кодификация (создание сводного нормативного акта) всей сферы деятельности организаций непроизводственного сектора экономики.

В случае несоблюдения сроков представления отчетности или ее не представления к нарушителям применяются меры взыскания. Уклонение от проведения обязательной аудиторской или препятствие ее проведения урегулируется в судебном порядке с наложением штрафных санкции, на основании решение арбитражного суда по искам, предъявляемым органам прокуратуры и органами, осуществляющими финансовый контроль (Федеральное казначейство, государственная налоговая служба и др.).

4.2. Требования по составлению и раскрытию бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В случае выявления недостаточности данных для формирования полного представления о финансово-хозяйственной деятельности организации и изменениях в ее финансовом положении, исходя из Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43 н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99», в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащаяся в ней, т. е. исключительно одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не считается нейтральной, если по средствам отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

В исключительных случаях (например, при изменении вида или характера деятельности) допускаются изменения принятых содержания и форм бухгалтерской отчетности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто с указанием причин, вызвавших это изменение.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год – отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом, для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации организации по 31 декабря соответствующего года, а для организации, созданных после первого октября, – по 31 декабря следующего года.

При формировании отчетности по упрощенной системе в состав годовой бухгалтерской отчетности не входят: форма № 3 «Отчет об изменении капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

1) наименование составляющей части;

2) указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

3) организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)).

4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5) вид деятельности;

6) организационно-правовая форма/форма собственности (указывается согласно классификатору организационно правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по классификатору форм собственности (КОФ));

7) единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. – код по ОКЕИ 384; млн руб. – код по ОКЕИ 385);

8) адрес (указывается полный почтовый адрес организации);

9) дата утверждения.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган посчитает ее полезной для заинтересованных пользователей. В ней раскрывается динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет. В части некоммерческих организаций раскрывается деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия и мероприятия в области улучшения (совершенствования) системы здравоохранения; в области социально-культурного и морально-нравственного развития общества и другая информация.

4.3. Отчетность некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Учреждения некоммерческого сектора экономики, ведущие производственную и иную хозяйственную деятельность, с целью получения выручки от реализации и извлечения прибыли, должны использовать более расширенный вариант отчетности.

При заполнении отчета о прибылях и убытках (форма № 2) следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (с изменениями от 18.09.2006 г и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (с изменениями от 18.09.2006 г.)

Все данные формы № 2 показываются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывают с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет должен содержать следующие числовые показатели:

1) выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей;

2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

3) валовая прибыль;

4) коммерческие расходы;

5) управленческие расходы;

6) прибыль/убыток от продаж;

7) процент к получению;

8) процент к уплате;

9) доходы от участия в других организациях;

10) прочие операционные доходы;

11) прочие операционные расходы;

12) внереализационные расходы;

13) прибыль/убыток до налогообложения;

14) налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

15) прибыль/убыток от обычной деятельности;

16) чрезвычайные доходы;

17) чрезвычайные расходы;

18) чистая прибыль (непокрытый убыток).

Для реальной оценки финансово-хозяйственного положения организации, ее деятельности, платежеспособности к бухгалтерскому балансу прикладываются пояснения.

Введена новая структура субсчетов к счету 90 «Продажи» и их составных частей как при представлении промежуточной, так и годовой бухгалтерской отчетности.

К счету 90 предусмотрено открытие следующих субсчетов:

1) «Выручка»;

2) «Себестоимость продаж»;

3) «Налог на добавленную стоимость»;

4) «Акцизы»;

5) «Прибыль (убыток) от продаж».

Если организация является плательщиком экспортных пошлин, то дополнительно открывается субсчет «Экспортные пошлины». Таким же образом разрешено открывать субсчета для учета налогов и средств целевого назначения второго порядка.

В отчете необходимо показывать расходы по тем видам доходов, которые превышают 5 % общей суммы доходов за отчетный период.

По статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей)» показывают выручку от продажи продукции и товаров, поступления от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете.

По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданной в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения. Данные по этой статье показывают уровень затрат, связанных с продажей продукции (работ, услуг) как у производителей, так и у организаций занятой торговой деятельностью.

Статья «Валовая прибыль» используется в расчетах ряда показателей для нужд управления затратами, ценообразования.

Следует учесть тот факт, что при формировании некоммерческой организацией отчета о прибылях и убытках статьи, которые не несут существенных данных для оценки финансовых результатов деятельности (либо нет информации, в виду отсутствия фактов хозяйственной деятельности по данным статьям), организации, могут не заполняться.

Правила составления сводной (консолидированной) отчетности в России

Некоммерческие учреждения, как уже отмечалось, могут иметь свои представительства, филиалы и другие структурные подразделения. В таком случае возникает необходимость составления общей (сводной) отчетности по всему учреждению.

Сводная бухгалтерская отчетность – это совокупность показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, которые имеют вклады в дочерние и зависимые предприятия. Она формируется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (с изменениями от 12.05.1999 г)

Организации, имеющие филиалы, представительства и иные структурные подразделения, в том числе выделенные на отдельный баланс, должны включать показатели их деятельности в бухгалтерскую отчетность. Путем сложения данных показателей материнской организации и деятельности филиалов и представительств формируется единый бухгалтерский отчет.

Бухгалтерским законодательством закреплены следующие положения:

1) предприятие считается дочерним, если другое общество, именуемое головным, имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом;

2) дочернее общество имеет свой устав и является юридическим лицом, не отвечая по долгам головной организации;

3) хозяйственное общество считается зависимым, если другое общество (головное) имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Принципы составления сводной отчетности:

1) при наличии у материнской организации дочерних и зависимых обществ одновременно свободная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах;

2) бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность при наличии следующих фактов:

а) материнская организация обладает более 50 % голосующих акции акционерного общества или более 50 %, уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

б) материнская организация имеет возможность определять решение, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором;

3) материнская организация вправе дополнять типовые формы данными, необходимые пользователям сводной бухгалтерской отчетности (числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны производится в сводной бухгалтерской отчетности обособленно; если такие показатели не имеют существенного значения, то их отражают общей суммой);

4) достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель материнской организации;

5) объем, порядок, и сроки представления бухгалтерской отчетности дочерним организациям устанавливает материнская организация;

6) урегулирование финансовых взаимоотношений материнской организации и дочерних обществ производится до составления сводной бухгалтерской отчетности;

7) составление сводной отчетности выполняется в соответствии с правилами объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность;

8) при составлении сводной бухгалтерской отчетности необходимо использовать единую учетную политику в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ;

9) необходимость пересчета валютных статей для включения в сводную бухгалтерскую отчетность дочернего общества, составленную в иностранной валюте;

10) в свободную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность материнской организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период на одну и ту же дату.

4.4. Отчетность некоммерческих организаций перед налоговым органом

Состав и порядок представления налоговой отчетности некоммерческих организаций зависит от характера осуществляемой ею деятельности. Любая деятельность учреждения некоммерческого сектора экономики, не противоречащая законодательству РФ и уставу данной организации не может облагаться налогом, за исключением тех случаев, когда некоммерческая организация помимо основной деятельности, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с извлечение прибыли. В последнем случае у организации возникают объекты налогообложения. По таким объектам организация должна уплачивать налоги согласно налогового законодательства, отражать соответствующие сведения в отчетных документах и представлять их налоговым и другим финансово-контрольным органам.

В случае возникновения объекта налогообложения расчеты по налогам и другим платежам обязательного исполнения представляются в государственный налоговый орган. Представляется налоговая декларация по налогам, которые некоммерческая организация обязана уплачивать, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В Государственную налоговую инспекцию сдаются сведения о расчетных и валютных счетах, открытых в кредитных учреждениях, на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

4.5. Отчетность некоммерческих организаций перед государственными и муниципальными органами управления (по использованию целевых средств)

На выполнение определенных социально-экономических, научно-исследовательских, культурно-просветительских, санитарно-эпидемиологических и других мероприятий и программ выделяются финансовые средства из местных бюджетов или бюджета РФ.

Контроль за использованием данных денежных средств целевого характера осуществляют органы государства и местного самоуправления специально на то уполномоченные. Согласно Указу Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.1996 г. № 1095 (с изменениями 25 июля 2000 г., 18 июля 2001 г.) предусмотрена необходимость проведения не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных проверок по поступлению и расходованию бюджетных средств на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства Федерального бюджета.

Средства, израсходованные не по целевому назначению и доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Некоммерческие организации могут получать в свое распоряжение средства и материальную помощь от заинтересованных лиц (юридических и физических): гранты, имущество и прочее. Такая помощь имеет целевую направленность. В таком случае, на некоммерческую организацию ложится задача отчитаться, за предоставленные средства.

Некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов по предусмотренным видам деятельности. В обязательном порядке составляется отчет об исполнении сметы и представляется той организации, которая выделила денежные средства на целевые мероприятия.

Внутренняя отчетность

Разрабатывается самостоятельно и используется для анализа эффективности использования ресурсов организации. Внутренняя отчетность является очень важным элементом контроля, особенно при наличии у некоммерческой организации структурных подразделений. В таком случае контроль играет широкую роль в деятельности учреждения, помогает выявить и самостоятельно пресечь факты ошибок, злоупотреблений и других нежелательных явлений, негативно влияющих на всю хозяйственную деятельность данной организации.

Учитывая факт отсутствия во многих организациях некоммерческого сектора экономики систем внутреннего контроля, можно предположить, что появление таковых, способно существенно усовершенствовать организационную систему управления учреждения и способствовать формированию более достоверной отчетности.

НКО на УСН — какую отчетность сдавать – вопрос, с которым в первый год работы сталкиваются все некоммерческие организации, применяющие упрощенку. НКО также как и коммерческие компании должны вовремя подавать отчетность в государственные инстанции. Рассмотрим подробнее в нашем материале особенности сдачи отчетности НКО на упрощенке.

НКО: понятие и особенности

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.

Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.

Финансирование НКО может осуществляться путем получения:

  • взносов от участников и учредителей организации;
  • благотворительных добровольных взносов и пожертвований;
  • прибыли от ведения предпринимательской деятельности;
  • поступлений, полученных от имущества НКО;
  • других доходов.

НКО и УСН: условия применения

НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.

Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).

Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:

  • НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).

НКО, выбравшие доходный режим могут уменьшить УСН-налог на страховые взносы с заработной платы, выданной из любых источников. Об этом сказано в письме Минфина от 09.08.2012 № 03-11-06/2/105.

НКО на УСН: какую бухгалтерскую отчетность сдавать

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ НКО имеют право представлять отчетность в упрощенной форме. При этом НКО может сдавать не только упрощенный вариант отчетности, но и стандартный полный вариант. Решение об этом принимается НКО индивидуально.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности для НКО на УСН входят:

  • Бухгалтерский баланс. Эта форма для НКО отличается от формы для коммерческих предприятий тем, что раздел «Капиталы и резервы» заменяется на «Целевое финансирование». Здесь НКО должна показать данные по суммам источников формирования ее активов. При этом организации сами определяют подробность отражения в балансе тех или иных данных. К примеру, при наличии у фирмы в большом количестве запасов можно при желании детально отразить в балансе состав МПЗ. Но можно это и не делать, а просто отразить сумму запасов одной строкой.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств. Этот документ отражается суммы средств, которые были использованы на ведение деятельности фирмы. Сюда входят оплата труда, затраты на благотворительность, проведение целевых мероприятий и др. Также в отчете нужно будет показать остатки денежных средств на начало и конец года, общую сумму поступивших взносов, прибыль при ведении предпринимательской деятельности.
  • Отчет о финансовых результатах. Его НКО сдавать не обязательно, он может быть заменен отчетом об использовании денежных средств. Он является обязательным только при соблюдении следующих условий:
  • за отчетный год НКО получила значительный доход;
  • данные о прибыли не отражают в полной мене финансовое состояние организации.

Существенную информацию можно дополнительно раскрыть в пояснительной записке к балансу.

Если у НКО отсутствует бухгалтер, то руководитель может заполнять отчетность самостоятельно. НКО могут отчитываться как в бумажном, так и в электронном виде. Некоммерческие организации применяют стандартные формы отчетности, утвержденные приложением №6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66. Данная отчетность сдается по итогам года, не позднее 31 марта.

Отдельно нужно отметить особенности, присущие НКО, имеющим социальную ориентацию (СО). То есть при осуществлении своей деятельности они выполняют различные социальные функции (благотворительность, социальная защита, здравоохранение, образование и др.). Такие организации заполняют специальные формы отчетности, а именно: бухгалтерский баланс СО НКО и отчет о целевом использовании средств (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Отчетность по налогам

Некоммерческие организации на упрощенке также должны отчитываться в ФНС. По окончании года (до 31 марта) они должны сдавать налоговую декларацию по УСН. Заполнить отчет организация может либо вручную либо в электронном виде. НКО заполняют тот же бланк упрощенной декларации, что и коммерческие фирмы (форма, утвержденная Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). При отсутствии у НКО доходов и расходов она должна подать нулевую декларацию по УСН (п.1 ст.346.23 НК РФ).

При этом в декларации по УСН НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества». Это должны делать НКО, которые в течение года получали целевое финансирование или которые на начало года имеют остаток целевых средств с прошлого периода, даже если в отчетном году поступлений не было.

Также НКО-упрощенцы должны вести книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

НКО на УСН не нужно платить налог на прибыль, на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому большинству НКО не нужно сдавать декларации по этим налогам.

Совмещение НКО и УСН не всегда означает, что другие налоги кроме единого, организации платить не надо. Из этого правила много исключений:

  • налог на имущество платят организации, которые имеют имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • НДС должны заплатить НКО-налоговые агенты по НДС;
  • Транспортный налог платят те НКО, у которых в собственности есть транспортные средства;
  • Земельный налог платится, если у предприятия есть в собственности земельный участок и др.

Другая отчетность

Отчетность по работникам:

  • в ИФНС -2-НДФЛ, 6-НДФЛ, ЕРСВ и среднесписочная численность;
  • в ФСС -4-ФСС;
  • в ПФР - СЗВ-М.

Также некоммерческие организации предоставляют в орган Росстата два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО, где отражаются данные касательно деятельности организации;
  • Форма №11 (краткая), где должна содержаться информация об изменениях в основных фондах.

Обязательным является сдача отчетности в Министерство юстиции:

  • Форма №0Н0001 – в ней отражена информация о руководителях НКО и осуществляемой ею деятельности;
  • Форма №0Н0002 – показывает как использовалось имущество НКО и на что были израсходованы целевые средства;
  • Форма №0Н0003 – отражает объем средств, получаемых от иностранных и международных организаций, граждан и лиц без гражданства.

Бланки форм утверждены приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72. Данная отчетность предусмотрена, чтобы государство могло обеспечить контроль, нет ли у НКО иностранных граждан среди участников и учредителей и иностранных источников финансирования (ч. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

Первые две формы не нужно заполнять организациям, если:

  • у них не поступали активы от иностранных лиц;
  • учредителями и членами НКО являются граждане РФ;
  • поступления НКО за год составили более 3 млн. руб.

Вместо них нужно заполнить заявление о том, что НКО соответствует требованиям законодательства.

Итоги

Таким образом, отчетность, представляемая НКО несколько отличается от отчетности, которую должны сдавать коммерческие предприятия. НКО могут сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме, а также в соответствии с индивидуальными особенностями детализировать статьи баланса. Отдельно НКО должны сдавать специальную отчетность в Минюст России.

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

НКО отличается от коммерческих структур нацеленностью на достижение социально значимого результата, получение материальной выгоды не является для них приоритетом. Их деятельность регулируется ГК РФ, НК РФ и отраслевым законодательством (Закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ). В роли НКО могут выступать объединения предприятий или физических лиц. Формами некоммерческих учреждений являются потребительские кооперативные структуры, фонды, организации, ведущие религиозную деятельность.

Какую отчетность должны сдавать НКО

Некоммерческим учреждениям законодательно вменено в обязанность регулярно отчитываться об итогах деятельности. НКО должны подавать в контролирующие органы полный комплект бухгалтерской отчетности. Ее состав регулируется ст. 14 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, бланки актуальных форм приведены в Приказе авторства Минфина от 02.07.2010 г. № 66н.

ВАЖНО! Бухгалтерская отчетность должна формироваться с периодичностью 1 раз в год.

Структура составляемой налоговой отчетности напрямую зависит от применяемого НКО режима налогообложения. Обширный перечень отчетных форм присущ общей системе, при использовании упрощенного спецрежима можно ограничиться декларацией по . Дополнительно надо будет подавать декларационную форму по налогу на недвижимое имущество, если оно имеется в собственности у НКО.

Бухгалтерская и налоговая отчетность составляют базу для подведения итогов деятельности. Этими формами НКО при взаимодействии с контролирующими органами не ограничиваются. Надо составлять и такие виды отчетности:

  • статистическая;
  • формы по расчетам с бюджетом по страховым взносам (подаются в ФНС и во внебюджетные фонды);
  • специализированный тип документации, представляемой в Минюст.

Состав и классификация отчетности

Бухгалтерская отчетность действующими некоммерческими организациями может подаваться в полном или упрощенном формате. Состав такого комплекта документации будет содержать:

  • форму баланса;
  • отчет, отражающий финансовые результаты работы;
  • отчетность по целевому характеру использования средств.

Предусмотренный законодательством бланк отчета о движении денежных ресурсов НКО могут не составлять и не подавать в проверяющий орган. ПБУ 4/99 наделяет НКО полномочиями по непредоставлению отчета об изменениях в капитале.

ВНИМАНИЕ! Религиозные организации могут не сдавать бухгалтерский комплект отчетности, если у них в отчетном интервале нет обязательств налогового типа.

При необходимости дать более детальную расшифровку отдельным показателям в бухотчетности НКО могут воспользоваться рекомендованными Минфином формами пояснений или разработать собственный шаблон. О том, как подавать бухгалтерскую отчетную документацию в электронном виде, рассказывается в Приказе ФНС от 20.03.2017 г. № ММВ-7-6/228@.

Отчетность по прибылям и убыткам должна оформляться при условии соответствия нескольким критериям:

  • в отчетном году были зафиксированы значительные доходные поступления, источником которых стала предпринимательская деятельность организации;
  • текущий уровень финансового положения не может быть оценен объективно и достоверно без детализации статей дохода.

Налоговая отчетность на будет состоять из таких форм:

  • декларация по ;
  • по налогу на имущество;
  • по ;
  • по земельному виду налога;
  • по транспортному налогу;
  • информация о ССЧ (усредненном показателе численности наемных работников).

Часть из указанных форм подлежит заполнению только в тех случаях, когда у компании есть объект налогообложения. Например, если организация не имеет в собственности транспортных средств, то у нее не возникают налоговые обязательства перед бюджетом по транспортному налогу. Сведения о ССЧ подаются при условии соответствия нормативу численности.

Не входят в состав отчетности, но обязательны для предоставления в ФНС при наличии наемных работников, справки 2-НДФЛ. По доходам персонала необходимо отчитываться и по форме 6-НДФЛ.

Для организаций, официально оформивших переход на спецрежим, установлены особые формы налоговой отчетности:

  1. Если НКО применяет УСН, то она обязательно сдает в ФНС декларацию по этому виду налога.
  2. При использовании спецрежима в форме большая часть отчетности будет заменена декларацией по ЕНВД.

Отчетность во внебюджетные фонды представлена формой 4-ФСС, мониторингом которой занимается ФСС, и бланком РСВ. Последний объединил в себе признаки нескольких документов, которые раньше подавались в разные фонды по страховым взносам. Он должен быть сдан в обслуживающий орган ФНС. В отделение ПФР надо подать два вида отчетных документов:

  • СЗВ-СТАЖ;
  • СЗВ-М.

При взаимодействии с органами статистки на НКО возлагается обязанность по подготовке двух обязательных бланков:

  • форма 1-СОНКО;
  • форма 11 (краткая).

Форма 11 (краткая) утверждена Приказом Росстата от 26.06.2017 № 428. В графах этого документа раскрывается информация об основных фондах НКО, их движении и текущем объеме. Отчет 1-СОНКО регламентируется положениями Приказа, изданного Росстатом 22.09.2017 г. № 623.

  1. Формы № 0Н0001. В документе раскрываются сведения о лицах, осуществляющих руководство некоммерческой структурой, о направлении деятельности учреждения.
  2. Формы № 0Н0002. Бланк расшифровывает данные по расходным операциям с привлечением ресурсов целевого финансирования. Этим отчетом подтверждается факт соблюдения целевого характера трат. Дополнительно указываются сведения о мероприятиях по использованию имущественных активов.
  3. Формы № 0Н0003. Их заполнение осуществляется не на бумажных носителях, а сразу на сайте Минюста.

КСТАТИ, от подачи отчетов в Минюст НКО освобождаются при условии, что в рассматриваемом периоде у них не было зафиксировано операций по поступлению активов от международных компаний или лиц с иностранным гражданством. Дополнительное требование – соответствие общего объема годовых поступлений пределу в 3 млн рублей.

При освобождении от подачи отчетных форм в Минюст бланки №0Н0001 и №0Н0002 заменяются формой заявления.

Сроки сдачи отчетных форм

Для некоммерческих организаций при подготовке документов отчетного характера актуальны способы подачи их в контролирующие органы посредством личного визита, почтового отправления или ТКС. Последний вариант доступен для тех учреждений, которые оформили цифровую подпись квалифицированного типа.

В Минюст отчетные формы должны быть поданы представителями НКО в срок до 15 апреля. Сформированный комплект бухгалтерской отчетности принимается у субъекта хозяйственной деятельности с соблюдением предельных сроков – до окончания трехмесячного интервала, отсчитываемого от даты завершения отчетного года.

Эти нормы актуальны и для упрощенного набора бухгалтерской отчетной документации, для представления письменных пояснений и расшифровок к отдельным статьям отчетных форм.

Декларационная форма по НДС готовится на ежеквартальной основе. Сдать ее надо успеть до 25 числа месяца, следующего за отчетным отрезком времени. По имущественным налоговым обязательствам декларация подается в ФНС раз в год. На ее оформление дается 3 месяца после завершения рассматриваемого периода. По производимым авансовым платежам подается отдельный бланк на ежеквартальной основе.

По налогу на прибыль надо отчитываться ежемесячно или поквартально. На подготовку отводится 28 календарных дней. По налоговым обязательствам на земельные наделы декларация сдается в срок до 1 февраля после завершения отчетного годового интервала. Аналогичные временные рамки выставлены для транспортного налога. Сведения о ССЧ налоговые органы собирают до 20 января каждого года за предыдущий период. Декларация по УСН сдается раз в год до конца марта. Обязанность по ее сдаче установлена для предприятий даже в ситуациях, когда они фактически не имели доходных поступлений.

ВАЖНО! Статистические формы, которые некоммерческие структуры должны составлять и представлять обслуживающим их территорию подразделениям Росстата, подаются с учетом предельного срока до 1 апреля в году, следующем за отчетным промежутком.