Всемирная торговая организация (вто). Всемирная торговая организация (ВТО): история и цели создания История создания и развития всемирной торговой организации

Каждый из нас регулярно слышит в новостях о ВТО. Информацию об этой организации можно встретить и в учебниках по географии и экономике. Ее деятельность очень важна для европейских стран, но наши соотечественники знают о ней немного. В последнее время очень активно обсуждается такая тема, как «Россия и ВТО». И на волне возросшего интереса давайте попробуем разобраться в этом сложном экономико-политическом вопросе.

Структура и организация

Итак, ВТО - что это? как «всемирная торговая организация». Она была основана в 1995 году для расширения свободы торговых отношений во всём мире, а также между государствами, вступившими в ВТО. В основу легло Генеральное соглашение по торговле и тарифам, созданное в 1947 году.

Штаб-квартира организации расположена в Швейцарии (Женева). В настоящий момент генеральным директором структуры является Паскаль Лами, а на середину 2013 года в ее состав входило 159 стран. Генеральному директору подчиняется Генеральный совет или секретариат, который в свою очередь руководит несколькими комиссиями.

Главный официальный орган ВТО - Министерская конференция. Она собирается не реже одного раза в двухлетний период. За всю историю существования структуры было организовано шесть таких конференций, и почти каждая из них сопровождалась рядом протестных акций со стороны врагов глобализации. Думаем, мы ответили на вопрос: «ВТО, что это?». Теперь перейдем к рассмотрению целей этой организации.

Три главные цели

1. Беспрепятственное содействие международной торговле и устранение барьеров, мешающих этому. Организация ВТО не допускает при этом отрицательных последствий и различных злоупотреблений. Для отдельных предпринимателей, предприятий и ведомственных организаций нормы международной торговли не изменяются без предупреждений. Их смысл ясен и понятен, а применение - последовательно.

2. Поскольку в подписании текстов соглашений участвует много стран, между ними постоянно возникают дебаты. ВТО выступает посредником в переговорах, вводя ряд нормативных ограничений и создавая надежность, что помогает избежать конфликтов.

3. Третий важный аспект работы организации - урегулирование споров. Ведь у участвующих в переговорах сторон, как правило, разные цели. Контрактам и соглашениям, заключенным при посредничестве ВТО, часто необходимо последующее толкование. Все спорные моменты лучше решать в установленном организацией порядке, основанном на взаимно согласованных юридических аспектах, обеспечивающих сторонам равные возможности и права. Именно поэтому все соглашения, подписанные в рамках организации, включают пункт об условиях урегулирования споров.

Пять принципов

В настоящее время выделяют пять принципов, которым должна соответствовать мировая торговая система.

1. Отсутствие дискриминации

Ни одно государство не имеет права ущемлять другое путём наложения ограничений на товаров. В идеальном варианте национальная и иностранная продукция должна продаваться на внутреннем рынке страны в одинаковых условиях.

2. Снижение протекционистских (торговых) барьеров

Торговые барьеры - это факторы, препятствующие появлению иностранных товаров на внутреннем рынке какого-либо государства. Прежде всего к ним относятся и таможенные пошлины. Также на оказывает влияние политика установления обменных курсов валют и административные препоны.

3. Предсказуемость и стабильность торговых условий

У правительств, инвесторов и иностранных компаний должна быть уверенность в неизменности торговых условий (тарифных и нетарифных барьеров) внезапным и произвольным образом.

4. Стимулирование соревновательной составляющей

Чтобы конкуренция между фирмами разных стран была равноправной, необходимо пресекать нечестные способы борьбы - экспортные субсидии (государственная поддержка фирм-экспортеров) и применение демпинговых (специально заниженных) цен для выхода на новые экспортные рынки.

5. Льготы для государств с низким уровнем развития

Как правило, страны ВТО имеют сильную экономику, но есть и слаборазвитые государства, которым организация предоставляет особые привилегии. Этот принцип вступает в противоречие с другими, но он нужен для втягивания в международную торговлю государств с низким уровнем развития.

Функции

  • контроль соблюдения условий базовых соглашений ВТО;
  • урегулирование споров по проблемам внешнеэкономической торговли;
  • помощь как развивающимся, так и низкоразвитым странам;
  • сотрудничество с различными ;
  • создание благоприятных условий для переговоров между членами ВТО;
  • контроль политики стран в сфере международной торговли.

Процедура присоединения

Мы практически раскрыли вопрос «ВТО - что это?». Осталось рассмотреть наиболее важную его часть - процедуру присоединения, отработанную за долгие годы существования организации. Судя по опыту стран-соискателей, процесс занимает примерно 5-7 лет.

На первом этапе специальные рабочие группы проводят многосторонний анализ торгово-политического режима и экономического механизма присоединяющегося государства на предмет их соответствия правилам и нормам ВТО. Затем начинаются переговоры по условиям вступления в организацию страны-кандидата. Причём в них могут участвовать и заинтересованные государства, входящие в рабочие группы.

Главная тема переговоров - «коммерчески значимые» уступки, которые получат страны ВТО по доступу на ее рынки после официального вступления государства-кандидата в организацию. Не менее важный для обсуждения вопрос - сроки принятия на себя обязательств, вытекающих из членства.

В свою очередь присоединившееся государство получит права, которые есть у других членов ВТО. Это прекратит ее дискриминацию на внешних рынках. Если какой-либо член организации совершает противоправные действия, любая страна может обратиться с жалобой в ОРС (Орган по разрешению споров). На национальном уровне его решения обязан исполнять каждый участник ВТО.

Заключительный этап состоит в ратификации законодательным органом государства-кандидата всех документов, согласованных Рабочей группой и утверждённых Генеральным советом. После этой процедуры страна-кандидат получает соответствующий статус.

Россия и ВТО

Так как экономика нашей страны (ещё со времен распада СССР) всё больше интегрировалась в международную торговлю, стала возникать необходимость в выходе на мировую арену. Впервые вступление в ВТО обсуждалось российским руководством ещё в 1995 году, тогда же были проведены переговоры. Присоединение страны к этой организации предоставит множество преимуществ. А учитывая темпы развития глобализации, их получение становится стратегическим приоритетом. Бонусы, которые получит Россия после вступления в ВТО:


В 2012 году завершился 16-летний переговорный процесс по вступлению РФ в ВТО. В Конституционный суд был отправлен международный договор на предмет проверки его соответствия российскому законодательству. В июле 2012 года суд признал прописанные в договоре условия ВТО законными, как и всё соглашение в целом. Спустя 11 дней президент Путин В.В. подписал соответствующий указ о вступлении России в эту организацию.

Критика

Надеемся, мы достаточно подробно рассказали об этой организации, и у вас больше не возникнет вопроса: «ВТО - что это?». В заключение пару слов о критике.

Многие люди не согласны с принципами ВТО о Они полагают, что данные принципы не способствуют созданию более процветающей жизни для большинства граждан, а лишь приводят к обогащению и без того состоятельных стран (и отдельных личностей). Также договоры ВТО обвиняются в несправедливом приоритете богатым государствам и мультинациональным корпорациям.

Критики считают, что небольшие страны-члены ВТО не имеют влияния в организации, а развитые - концентрируются исключительно на собственных коммерческих интересах. Также, по мнению экспертов, вопросы защиты окружающей среди и здравоохранения всегда задвигаются на второй план в угоду дополнительным льготам для бизнеса.

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Основными направлениями деятельности ВТО являются
Подобный материал:
  • 3. Международная торговля и внешнеторговая политика , 103.1kb.
  • 42. Международная торговля: динамика, структура и направления , 368.32kb.
  • Учебная программа для специальности: 26 02 03 Маркетинг Факультет , 182.38kb.
  • В. И. Фомичев Международная торговля 2-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано , 6263.93kb.
  • Программа по дисциплине Международная торговля для слушателей заочного отделения Международного , 396.91kb.
  • Программа дисциплины «Международная торговля объектами интеллектуальной собственности» , 143.46kb.
  • О. А. Миронова Учебно-методический комплекс дисциплины «международная торговля» Ростов-на-Дону , 727.71kb.
  • Международная трудовая миграция , 233.73kb.
  • , 147.34kb.
  • Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу , 27.15kb.
Тема 3. Международная торговля и внешнеторговая политика (окончание)

1. Международная торговля на современном этапе развития МЭО. Динамика и структура международной торговли.

2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика.

3. Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО.

___________________________

3. Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО

Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) и его роль в регулировании мировой торговли

Особую роль в регулировании международной торговли занимала организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994 г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.

ГАТТ - многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблем мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.

Основная цель ГАТТ - содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в междуна­родной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и тор­гового обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

  • осуществление торговли без дискриминации на основе ре­жима наибольшего благоприятствования и национального ре­жима;
  • защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;
  • сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров;
  • предоставление консультаций странам-участницам;
  • развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
  • предоставление льготного режима для развивающихся стран;
  • заключение региональных торговых соглашений;
  • установление особых норм регулирования торговли для текстиля и одежды.
Положение о режиме наибольшего благоприятствования . Общим правилом для всех стран - членов ГАТТ и ВТО являлось и является то, что они должны соблюдать положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ означает, что если одна страна (например, США) снижает таможенный тариф какой-то другой стране (допустим, Австралии) с 20 до 10% на шерстяные свитера, то первая делает такую же уступку всем другим странам мира. Но есть и исключения из РНБ.

Раунды ГАТТ: краткая характеристика основных решений

Основной деятельностью ГАТТ/ВТО является подготовка условий и проведение международных торговых переговоров; организация раундов, или туров, переговоров (названных по месту их проведения) по заключению многосторонних соглашений о сокращении таможенных тарифов и смягчении нетарифных барьеров для их участников.

Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них :

  • раунд Диллона, 1960 - 1961 гг.;
  • раунд Кеннеди, 1964 - 1967 гг.;
  • Токийский раунд, 1973 - 1979 гг.;
  • Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.,
В течение первых 3 десятилетий суще­ствования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализа­ции международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты (наиболее ярко в рамках раунда Диллона ). Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд ), переговоры уже никог­да не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более ши­рокий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась от­ныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растяну­лось во времени и происходило путем постепенного "сглаживания" и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.

По завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого средневзвешенный тариф на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%. Для сравнения: средний уровень таможенных сборов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов составил около 40%.

Уругвайский раунд - это самые крупные торговые переговоры в 80-90-е годы. Тремя основными органами этого раунда были: комитет по торговым переговорам; переговорная группа по товарам; переговорная группа по услугам.

О важности Уругвайского раунда можно судить всего лишь по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:

Дальнейшее сокращение тарифов;

Нетарифные меры;

Тропические товары;

Продукция, производимая на базе природных ресурсов;

Текстиль и одежда;

Сельское хозяйство;

Статьи ГАТТ;

Защитные оговорки;

Субсидии и компенсационные меры;

Урегулирование споров;

Права на интеллектуальную собственность;

Инвестиционные меры;

Функционирование системы ГАТТ;

Торговля услугами.

Среди важных решений "уругвайского" раунда - Генераль­ное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС) . Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллек­туальной собственности (ТРИПС) и мерам инвестиционной политики (ТРИМС).

Важным результатом "уругвайского" раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО) , которая начала действовать с 1 января 1995 года.

Всемирная торговая организация (ВТО).

Основные цели, принципы и направления деятельности

Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».

ВТО - постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН.

ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. На число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли.

Местопребывание ВТО - Женева (Швейцария).

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

  • контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;
  • выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
  • урегулирование торговых споров между странами-членами;
  • наблюдение за торговой политикой стран-членов;
  • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.
Важнейшие принципы ВТО
  • Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации.
  • Принцип национального режима.
  • Принцип зашиты национальной промышленности.
  • Принцип создания устойчивой основы торговли.
  • Принцип содействия справедливой конкуренции.
  • Общее запрещение количественных ограничений импорта.
  • Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах.
  • Принцип региональных торговых договоренностей.
  • Специальные условия для развивающихся стран (преференциальный режим)
  • Исключение в отношении текстиля и одежды

Международные торговые переговоры в ВТО, как и в ГАТТ, проводятся раундами. Сначала участники согласовывают повестку будущего раунда, затем высшим органом ВТО - Министерской конференцией принимается решение о запуске раунда, и начинается переговорная работа по всем пунктам его повестки. Традиционно в ВТО соблюдается «пакетный принцип», в соответствии с которым раунд не завершается, пока не найдены решения по всем вопросам его повестки.

Итоги последнего, Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг., результатом которого, собственно, и стало создание ВТО) носили во многом незавершенный характер. Многие члены ВТО были заинтересованы в дальнейшем совершенствовании торговой системы.

Новый (текущий) раунд многосторонних торговых переговоров был начат в ходе четвертой Министерской конференции ВТО, прошедшей в ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе. Он получил название Дохийский раунд. Членам ВТО удалось согласовать весьма широкую по своему охвату и амбициозную по заявленным результатам повестку многосторонних переговоров – так называемую Дохийскую повестку развития (DDA – Doha Development Agenda).

Заявленная задача раунда – продолжить процесс реформ и дальнейшую либерализацию торговой политики, уделяя, при этом, особое внимание потребностям в развитии развивающихся и наименее развитых стран.

Основу повестки раунда составляют три документа:

Декларация министров, содержащая программу раунда (Министерская декларация Дохи);

Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности и вопросам здравоохранения;

Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

В соответствии с Министерской декларацией Дохи «единый пакет» раунда включил в себя следующие переговорные треки:

· услуги,

· сельское хозяйство,

· доступ на рынки промышленных товаров (NAMA – non-agricultural market access),

· торговля и окружающая среда,

· правила ВТО в отношении субсидий и антидемпинга,

· региональные торговые соглашения, а также

· т.н. «сингапурские вопросы» (вопросы, решение о запуске переговоров по которым было принято на Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1998 году - регулирование инвестиций, конкуренция, транспарентность при осуществлении правительственных закупок и упрощение торговых процедур).

Кроме того, в рамках раунда проводятся переговоры по совершенствованию системы регулирования споров. Однако данное направление не является частью «единого пакета», поскольку члены ВТО не захотели ставить решение этого ключевого вопроса в зависимость от договоренностей по другим элементам переговорной повестки.

Технически переговоры по ключевым темам – сельскому хозяйству, NAMA, услугам – организованы таким образом, чтобы сначала согласовать модальности – параметры итоговых договоренностей по каждому из направлений. Модальности являются основой для обсуждения конкретных цифр и формулировок.

В соответствии с Дохийской декларацией раунд планировалось завершить к январю 2005 г., однако, этот срок так и не был выдержан. Из-за широкого охвата повестки и чувствительности переговорных тем раунд забуксовал. Главным камнем преткновения стало сельское хозяйство – один из наиболее чувствительных секторов экономики, как для развитых, так и для развивающихся стран.

Развивающиеся страны видят одной из ключевых задач раунда снижение поддержки и уровня защиты сельского хозяйства в развитых странах. В свою очередь развитые страны хотят добиться улучшения доступа на рынки товаров и услуг развивающихся стран, в первую очередь наиболее развитых из них (Китая, Бразилии, Индии).

В феврале 2008 г. был одобрен План действий, подготовленный тогдашним Генеральным директором ВТО Паскалем Лами. Планом устанавливался очередной срок завершения переговоров Доха раунда - конец 2008 года, а также предлагалось завершить согласования модальностей по сельскому хозяйству и NAMA.

Проекты модальностей, которые стали предметом интенсивных переговоров в течение 2008 года, предусматривались, среди прочего, следующие важные элементы договоренностей.

→ Снижение тарифов на промышленные товары по швейцарской гармонизирующей формуле, в соответствии с которой снижению в первую очередь подлежат более высокие ставки тарифов (для развитых и развивающихся стран коэффициенты снижения разные, предполагающие более льготные условия для развивающихся стран);

→ Объем льгот для развивающихся стран напрямую зависит от выбранного ими коэффициента сокращения тарифов (страны, которые произведут более масштабные сокращения по формуле, смогут в большем объеме вывести из-под действия обязательств по сокращению чувствительные тарифные линии либо сократить тарифы для этих товаров в меньшей степени);

→ Снижение общей поддержки сельскому хозяйству США (примерно на 70% - с 48,2 млрд. долларов США до около 14,5 млрд. долларов США) и ЕС (примерно на 80% - 110,3 млрд. евро до около 24,3 млрд. евро);

→ Отмена к 2013 г. экспортных субсидий (для развивающихся стран – к 2016 г.);

→ Снижение тарифов на чувствительные товары на меньшую величину в обмен на расширение тарифных квот.

По оценкам П. Лами, к концу 2008 г. около 80% модальностей были согласованы. Однако неурегулированными остались вопросы создания специального защитного механизма (СЗМ) для развивающихся стран, торговля хлопком и секторальные инициативы (прежде всего, по промышленному оборудованию, электронике и электрическим изделиям, химической промышленности).

После 2008 г. переговорная активность членов ВТО заметно снизилась. На первый план вышли текущие проблемы в области торговли, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом. 17 стран из «Группы 20» приняли меры, направленные на ограничение торговли. Резко увеличилось число антидемпинговых и специальных защитных мер.

В числе основных причин создавшейся в Дохийском раунде ситуации называется несовпадение подходов развитых и развивающихся стран в отношении концепции «Раунда развития». Для первых текущий раунд остается инструментом для осуществления новой волны либерализации мировых рынков, в особенности рынков ведущих развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, стремятся использовать Раунд для изменения баланса сил в системе международных торгово-экономических отношений, устранения дискриминации своих товаров, защиты национальной промышленности.

Изменился состав ключевых участников переговоров. «Авторство» результатов Уругвайского раунда принадлежит ограниченной группе стран, в первую очередь т.н. группе «квадро» - США, ЕС, Японии и Канады. Остальным, в том числе большинству развивающихся стран, оставалось молчаливо одобрить эти результаты. Сейчас же многие динамично развивающиеся экономики во весь голос отстаивают на переговорах свои интересы. Сложилась «новая группа квадро» - США, ЕС, Бразилия, Индия. Кардинально изменило расстановку сил вступление в активные переговоры Китая, несколько лет после присоединения к ВТО в 2001 году сохранявшего пассивную позицию в организации.

Среди самих развитых стран не было и нет единства по многим ключевым вопросам. В результате члены ВТО оказались в определенном смысле «заложниками» принципа консенсуса – основополагающего принципа ВТО. Каждый шаг по пути либерализации сталкивается с противодействием той или иной заинтересованной группы. Даже позиции тех стран, которые нацелены на дальнейшую либерализацию, не всегда однозначны.

Нельзя забывать и о том, что многие темы Нового раунда направлены на устранение «серых зон», спорных вопросов в соглашениях ВТО. Однако, зачастую страны больше устраивает существующая неопределенность, позволяющая обходить правила ВТО в своих интересах.

Тупиковую ситуацию на Дохийском переговорном раунде все чаще стали упоминать в контексте тезиса об общем кризисе многосторонности в системе международных отношений. Эксперты понимали, что «кредита доверия», равно как и «кредита времени» у ВТО становилось все меньше. Большие надежды связывались с 9-й Министерской конференцией Организации в декабря 2013 г. на о. Бали, которая рассматривалась многими как критически важная для будущего развития многосторонней торговой системы и судьбы самой ВТО.

В течение 2012-2013 гг. в ВТО продолжались поиски любых возможностей сдвинуть с «мертвой точки» многосторонние торговые переговоры. Дискуссии велись вокруг концепции т.н. «ранних договоренностей» (early harvest), подразумевающей достижение компромиссов по отдельным вопросам Дохийской повестки дня и выполнение этих договоренностей «на временной или постоянной основе» до завершения раунда в целом, что предусмотрено самой Дохийской декларацией (пункт 47).

Позиция бывшего Гендиректора ВТО П. Лами состояла в том, что необходимо вести осторожное поступательное движение на тех треках, где результат просматривается в принципе, чтобы затем постараться распространить прогресс на другие переговорные направления. На протяжении этих двух лет участники переговоров концентрировали усилия на поиске компромиссных решений по упрощению процедур торговли, специальному и дифференцированному режиму для развивающихся и наименее развитых стран, а также по отдельным вопросам сельскохозяйственного досье. Эти направления рассматривались в качестве основных кандидатов для формирования «корзины ранних договоренностей», которую члены ВТО старались подготовить к Балийской конференции.

В результате, в ходе декабрьской Министерской конференции 2013 г. членам ВТО удалось согласовать текст Соглашения об упрощении торговых процедур, а также ряд решений по сельскому хозяйству и облегчению доступа на рынок для наименее развитых стран. Но самое главное достижение Балийской конференции заключалось в том, что был дан политический импульс для активизации дальнейших переговоров. С принятием Соглашения об упрощении торговых процедур ВТО продемонстрировала, что многосторонняя система регулирования торговли сохранила свою жизнеспособность. Министерской декларацией было поручено в течении двенадцати месяцев выработать пост-Балийскую повестку ВТО по оставшимся вопросам раунда Дохи.

Однако, в настоящее время ситуация на Дохийском раунде торговых переговоров ВТО продолжает оставаться напряженной. На фоне многолетнего отсутствия реального прогресса в достижении пакетных договоренностей раунда растет уверенность в невозможности достижения договоренности по всему комплексу мер либерализации торговли, предусмотренных амбициозным Дохийским планом более 10 лет назад. Как и ранее, «критической массы» позитива, необходимого для выхода на субстантивные договоренности по Дохийской повестке, не просматривается.

В июле 2015 года члены ВТО констатировали невозможность выполнения мандата 9-ой Министерской конференции по выработке пост-Балийской рабочей программы. Группировки развитых и развивающихся стран по-прежнему занимают кардинально несовпадающие позиции по объему и распределению обязательств, которые должны стать итогом Дохийского раунда. Требования развивающихся стран реализовать в полном объеме заложенный в Дохийском раунде потенциал содействия развитию наталкиваются на все более настойчивые призывы Запада провести рекалибровку элементов договоренностей.

Внешне это противоречие проявилось, в частности, в форме разногласий США и КНР в вопросе сокращения государственной поддержки сельского хозяйства. Американцы заявляют о неготовности распространить на Китай льготные условия сокращения субсидий, предусмотренные для развивающихся стран.

В контексте подготовки к очередной Министерской конференции ВТО Найроби в декабре 2015 г. члены Организации пытаются определиться в подходах к двум ключевым вопросам: возможен ли «минимальный пакет» в рамках Дохи, и может ли он привести к завершению раунда.

США настаивают на «минимальном пакете» для 10-ой Министерской конференции по тематике Дохи, с принятием которого «раунд Развития» можно будет считать официально завершенным. Американцы считают, что такой «минимальный пакет» может включать ограничение условий экспортной конкуренции (экспортные субсидии, экспортные кредиты, госторгпредприятия и продовольственная помощь) и усиление положений в соглашениях ВТО по транспарентности. При этом Вашингтон требует для себя льготных условий в отношении сокращения сроков экспортного кредитования. При этом, среди развитых стран по-прежнему нет единства по многим ключевым вопросам. Так, Брюссель требует от США сокращения сроков экспортных кредитов. В понимании Евросоюза, было бы также весьма желательно согласовать в Найроби «субстантивный пакет» по Доха-раунду, включающий сельское хозяйство, NAMA и услуги.

Представители развивающихся стран обеспокоены возможным отказом развитых стран от предварительно согласованных договоренностей. Индия не готова завершить Доху без закрепления льготы для развивающихся стран по защитному механизму для сельскохозяйственных товаров. Бразилия - без сокращения членами ВТО тарифов и внутренних субсидий в сельском хозяйстве. Особую позицию занял Китай. Для него второстепенно осуществление новой волны либерализации мировых рынков. Задача Пекина – отстоять концепцию «раунда развития», т.е. особых льгот для развивающихся стран, к которым Китай относит и себя. Завершение Дохи с «минимальным пакетом» для Пекина неприемлемо.

Таким образом, в год своего 20-летия, накануне 10-ой Министерской конференции ВТО, как площадка для выработки новых правил мировой торговли и движущей силы либерализации доступа на рынки, в очередной раз оказалась в глубоком кризисе, перспективы успешного разрешения которого выглядят весьма сомнительно.

Место проведения

Обсуждавшиеся вопросы

Число стран- участников

(раунд Диллона)

(раунд Кеннеди)

и антидемпинговые меры

(Токийский раунд) открыт в Токио

Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения

(Уругвайский раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, Уругвай

Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы

(Доха раунд) открыт в столице Катара – Дохе 1

Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров.

Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами

Токийский раунд - первая попытка реформы системы международной торговли

В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. Этот раунд продолжил усилия ГАТТ, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на промышленные изделия, в результате чего средняя величина ставок таможенных пошлин на промышленные изделия снизилась до 4.7 процента. Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармонизации, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались в большей степени, чем низкие тарифы. Однако, снижение тарифов было вскоре нивелировано ростом цен и изменением валютных курсов.

По другим направлениям результаты Токийского раунда были более значительны. Этот раунд ознаменовался поворотом усилий к модернизации правил торговли. В результате переговоров был достигнут ряд новых соглашений. Некоторые из этих соглашений были связаны с условиями применения ряда действующих правил ГАТТ, другие же охватывали совершенно новые направления. К этим соглашениям присоединились прежде всего промышленно развитые страны и часть развивающихся государств. Соглашения были достигнуты по таким вопросам, как:

Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенсационные меры);

Соглашение по техническим барьерам в торговле;

Соглашение по процедурам лицензирования импорта;

Соглашение по правительственным закупкам;

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпенговые меры);

Соглашение по говядине;

Международное соглашение по молочной продукции;

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.