Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста-социолога. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста-социолога Коммуникативный портрет личности

«Современный русский» - Современное педагогическое понятие «урок» является исконно русским. Замысел урока -. Языковые телекоммуникационные: Урок… Ролево-игровые (формирование коммуникативной компетенции). Культурологические телекоммуникационные: Основное требование к современному уроку русского языка –. Слово «урок» в языческие времена разновидность «магической, колдовской порчи человека».

«Функции языка» - Но воздух оказался не бесплатен в перспективе. С.Я.Маршак Словарь Усердней с каждым днем гляжу в словарь. Читая …., я узнал о том,…, как будто сам побывал там. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Можно написать в заключении. Всякий текст несёт в себе какую-то информацию. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть.

«Международное значение русского языка» - Три функции русского языка в современном мире. Россия многонациональное государство. Какие причины привели к включению русского языка в состав международных языков? Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Русский язык – средство общения, орудие познания и форма человеческого мышления.

«Деловой русский язык» - Отрицающая сторона. Действующие лица дискуссии. Деловой этикет. Разные виды и жанры рекламы. Деловые бумаги. Д.Карнеги. Изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы. О русском речевом этикете. Правила ведения спора, полемика, дискуссии, дебаты. Публичная речь, интервью, комментарий.

«Русский язык в мире» - Русский язык в современном мире. Пространство. Русский язык является одним из официальных языков. Статус русского языка в мире. Достоинства русского языка. Участие в развитии связей с Россией. Новый мир в будущем. Русский язык. Статус русского языка. Лингвист. Журналисты. Великие предшественники. Литературные произведения.

«Роль русского языка» - Русский язык начнут изучать по всем меридианам. Русский язык по общему числу говорящих. Словарная статья. Русский занимает третье место в мире. Герои переходят на русский язык. Русское слово „совет. Русский язык в международном общении. Истинная любовь к своей стране. Русский язык. Слово – дело великое.

Всего в теме 25 презентаций

48. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / Под ред. В. Н. Телия. – М., 1991.

49. Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, имиджах, рейтингах. – М., 2000.

Глава V
Коммуникативно-речевой портрет делового человека (руководитель, менеджер, предприниматель)

§ 1. Профессиональное коммуникативное поведение и профессиональная коммуникативная личность

Коммуникативное поведение – это вербальное и сопровождающее его невербальное поведение народа, личности или группы лиц в процессе коммуникации, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Частный случай коммуникативного поведения – профессиональное коммуникативное поведение. Профессиональное коммуникативное поведение представляет собой разновидность группового коммуникативного поведения, регулируемого нормами и традициями общения определенного социума. Профессиональное коммуникативное поведение личности отличается рядом характерных признаков: речевых, коммуникативных и поведенческих, которые в совокупности составляют стереотипный чувственный образ представителя определенной профессии в сознании носителя языка.

Коммуникативная личность может быть определена как коммуникативная индивидуальность человека или усредненная коммуникативная индивидуальность некоторого социума, представляющая собой совокупность языковых характеристик и особенностей коммуникативного поведения личности или социума, которые воспринимаются членами этого социума как характерные для данного типа личности. Под профессиональной коммуникативной личностью следует понимать профессионально обусловленную составляющую национальной коммуникативной личности.

Среди профессиональных коммуникативных личностей особый интерес вызывает коммуникативная личность делового человека . Деловые людям традиционно привлекают к себе общее внимание, речь и поведение деловых людей нередко оказываются предметом пристального внимания окружающих, поскольку деловой человек, обычно руководитель, всегда выделяется более высоким ролевым статусом и материальным обеспечением.

Деловые люди – это начальники, руководители, организаторы производства, бизнесмены, предприниматели, менеджеры. Что объединяет людей названных профессий? Прежде всего – сфера деятельности, а именно управление различными процессами, ресурсами, людьми.

Предприниматели, бизнесмены, менеджеры – это не только сравнительно новые для России профессии, но и новая социальная группа, представителей которой объединяют высокие доходы, более или менее однотипный образ жизни, особые мораль и психология, особое речевое поведение. Поскольку эта группа все еще находится в стадии формирования, то очертить ее границы довольно трудно. Так, например, ясно, что к бизнесменам относятся люди, имеющие свой бизнес, свое дело. Однако это "свое дело" может быть очень разным, если его ведут банкиры, строители, юристы или врачи. Но, несмотря на профессиональные различия, всех их объединяет общая цель бизнеса – извлечение прибыли . И это последнее во многом влияет на стереотипное представление о деловом человеке.

Т. А. Милехина в книге "Российские предприниматели и их речь" пишет о том, что в создавшемся стереотипном образе делового человека большую роль играет отношение россиян к богатству. В русском национальном способе восприятия и понимания действительности отношение человека к деньгам всегда было сложным и неоднозначным. Устойчивое убеждение "богатый – значит вор" можно назвать одним из специфических для России, тогда как в других странах, например в Америке, наоборот, "богатый – значит умный".

В русской коммуникативной культуре очень сдержанное, прохладное отношение к богатству, что, по мнению ряда исследователей, сложилось под влиянием православной этики, исходившей из христианской догмы о греховности плоти. Деньги и бизнес – нерусские по происхождению слова. Слово деньги могло появиться в речевом обороте русских языке не ранее XIII в., когда русский лексикон пополнился множеством тюркских заимствований. Другое ключевое слово – бизнес – по своей исходной внутренней форме не является названием какого-либо специфического рода деятельности, а означает просто занятость, как бы отсутствие свободного времени, досуга. В то же время современный русский концепт "бизнес" – это изначально представление о профессиональном посредничестве, не имеющем традиции наименования, поскольку в русском этническом сознании торговля всегда воспринималась как непроизводительное ремесло. Наименованию торговец в русской традиции предпочиталось слово купец , внутренняя форма которого не случайно выделяет акт купли, а не продажи. Даже, казалось бы, в нейтральном слове собственность скрыта некоторая оценочная коннотация. Тем самым, можно сказать, что в национальной русской традиции исторически сформировалась идеологическая антиномия рынка, выстроенного на законах купли и продажи в денежном измерении, и духовно-ценностного отношения к жизни, пренебрежения к предметно-вещному миру богатства. Исследователи русского национального характера отмечают в связи с этим типизированное ментальное отношение русских к богатству: "Есть у нашего народа черта, которая ставит в тупик многих экономистов и социологов, – дух нестяжательства, выражаемый в отсутствии стремления к материальному богатству, накопительству".

Таким образом, в обыденном сознании носителей русского языка сложилось критическое восприятие предприимчивости, расчета, коммерческой хватки. В этом, очевидно, и кроется основная причина того, что к деловым людям в России относятся либо настороженно, либо враждебно.

Еще одна характерная черта современности – появление коммуникативных профессий , освоить которые без необходимого навыка в области коммуникации невозможно. В условиях растущей конкуренции от коммуникативных умений профессионалов во многом зависит успех любого предприятия, любого дела. В профессиях типа "человек – человек" требуются профессиональные коммуникаторы, к которым относятся специалисты, имеющие многообразные навыки речевого поведения и осознанно отбирающие варианты такого поведения в зависимости от личности партнера (партнеров) и от ситуации для достижения максимальной эффективности делового взаимодействия.

Руководитель, предприниматель, менеджер, бизнесмен – это типичные коммуникативные профессии. Сознательное управление общением, прогнозирование результатов контакта, создание условий для оптимального взаимодействия являются в коммуникативных профессиях не просто насущной необходимостью, а качеством, по которому оценивают уровень не только конкретного специалиста, но и всей организации (фирмы, завода, холдинга), которую он представляет, в целом.

Для руководителей, менеджеров, предпринимателей, бизнесменов, организаторов производства важнейшую часть их профессионального облика составляет коммуникативная компетентность – умение общаться в любых ситуациях. Более того, названные профессии относятся к областям повышенной речевой ответственности, в которых умение общаться предполагается как основное и необходимое условие успеха профессиональной деятельности. "Бизнес – это умение разговаривать с людьми", – говорят предприимчивые американцы. Один из выдающихся менеджеров США, президент крупнейшего в мире автогиганта – компании "Форд и Крайслер" – Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними".

48. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / Под ред. В. Н. Телия. – М., 1991.

49. Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, имиджах, рейтингах. – М., 2000.

Глава V
Коммуникативно-речевой портрет делового человека (руководитель, менеджер, предприниматель)

§ 1. Профессиональное коммуникативное поведение и профессиональная коммуникативная личность

Коммуникативное поведение – это вербальное и сопровождающее его невербальное поведение народа, личности или группы лиц в процессе коммуникации, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Частный случай коммуникативного поведения – профессиональное коммуникативное поведение. Профессиональное коммуникативное поведение представляет собой разновидность группового коммуникативного поведения, регулируемого нормами и традициями общения определенного социума. Профессиональное коммуникативное поведение личности отличается рядом характерных признаков: речевых, коммуникативных и поведенческих, которые в совокупности составляют стереотипный чувственный образ представителя определенной профессии в сознании носителя языка.

Коммуникативная личность может быть определена как коммуникативная индивидуальность человека или усредненная коммуникативная индивидуальность некоторого социума, представляющая собой совокупность языковых характеристик и особенностей коммуникативного поведения личности или социума, которые воспринимаются членами этого социума как характерные для данного типа личности. Под профессиональной коммуникативной личностью следует понимать профессионально обусловленную составляющую национальной коммуникативной личности.

Среди профессиональных коммуникативных личностей особый интерес вызывает коммуникативная личность делового человека . Деловые людям традиционно привлекают к себе общее внимание, речь и поведение деловых людей нередко оказываются предметом пристального внимания окружающих, поскольку деловой человек, обычно руководитель, всегда выделяется более высоким ролевым статусом и материальным обеспечением.

Деловые люди – это начальники, руководители, организаторы производства, бизнесмены, предприниматели, менеджеры. Что объединяет людей названных профессий? Прежде всего – сфера деятельности, а именно управление различными процессами, ресурсами, людьми.

Предприниматели, бизнесмены, менеджеры – это не только сравнительно новые для России профессии, но и новая социальная группа, представителей которой объединяют высокие доходы, более или менее однотипный образ жизни, особые мораль и психология, особое речевое поведение. Поскольку эта группа все еще находится в стадии формирования, то очертить ее границы довольно трудно. Так, например, ясно, что к бизнесменам относятся люди, имеющие свой бизнес, свое дело. Однако это "свое дело" может быть очень разным, если его ведут банкиры, строители, юристы или врачи. Но, несмотря на профессиональные различия, всех их объединяет общая цель бизнеса – извлечение прибыли . И это последнее во многом влияет на стереотипное представление о деловом человеке.

Т. А. Милехина в книге "Российские предприниматели и их речь" пишет о том, что в создавшемся стереотипном образе делового человека большую роль играет отношение россиян к богатству. В русском национальном способе восприятия и понимания действительности отношение человека к деньгам всегда было сложным и неоднозначным. Устойчивое убеждение "богатый – значит вор" можно назвать одним из специфических для России, тогда как в других странах, например в Америке, наоборот, "богатый – значит умный".

В русской коммуникативной культуре очень сдержанное, прохладное отношение к богатству, что, по мнению ряда исследователей, сложилось под влиянием православной этики, исходившей из христианской догмы о греховности плоти. Деньги и бизнес – нерусские по происхождению слова. Слово деньги могло появиться в речевом обороте русских языке не ранее XIII в., когда русский лексикон пополнился множеством тюркских заимствований. Другое ключевое слово – бизнес – по своей исходной внутренней форме не является названием какого-либо специфического рода деятельности, а означает просто занятость, как бы отсутствие свободного времени, досуга. В то же время современный русский концепт "бизнес" – это изначально представление о профессиональном посредничестве, не имеющем традиции наименования, поскольку в русском этническом сознании торговля всегда воспринималась как непроизводительное ремесло. Наименованию торговец в русской традиции предпочиталось слово купец , внутренняя форма которого не случайно выделяет акт купли, а не продажи. Даже, казалось бы, в нейтральном слове собственность скрыта некоторая оценочная коннотация. Тем самым, можно сказать, что в национальной русской традиции исторически сформировалась идеологическая антиномия рынка, выстроенного на законах купли и продажи в денежном измерении, и духовно-ценностного отношения к жизни, пренебрежения к предметно-вещному миру богатства. Исследователи русского национального характера отмечают в связи с этим типизированное ментальное отношение русских к богатству: "Есть у нашего народа черта, которая ставит в тупик многих экономистов и социологов, – дух нестяжательства, выражаемый в отсутствии стремления к материальному богатству, накопительству".

Таким образом, в обыденном сознании носителей русского языка сложилось критическое восприятие предприимчивости, расчета, коммерческой хватки. В этом, очевидно, и кроется основная причина того, что к деловым людям в России относятся либо настороженно, либо враждебно.

Еще одна характерная черта современности – появление коммуникативных профессий , освоить которые без необходимого навыка в области коммуникации невозможно. В условиях растущей конкуренции от коммуникативных умений профессионалов во многом зависит успех любого предприятия, любого дела. В профессиях типа "человек – человек" требуются профессиональные коммуникаторы, к которым относятся специалисты, имеющие многообразные навыки речевого поведения и осознанно отбирающие варианты такого поведения в зависимости от личности партнера (партнеров) и от ситуации для достижения максимальной эффективности делового взаимодействия.

Руководитель, предприниматель, менеджер, бизнесмен – это типичные коммуникативные профессии. Сознательное управление общением, прогнозирование результатов контакта, создание условий для оптимального взаимодействия являются в коммуникативных профессиях не просто насущной необходимостью, а качеством, по которому оценивают уровень не только конкретного специалиста, но и всей организации (фирмы, завода, холдинга), которую он представляет, в целом.

Для руководителей, менеджеров, предпринимателей, бизнесменов, организаторов производства важнейшую часть их профессионального облика составляет коммуникативная компетентность – умение общаться в любых ситуациях. Более того, названные профессии относятся к областям повышенной речевой ответственности, в которых умение общаться предполагается как основное и необходимое условие успеха профессиональной деятельности. "Бизнес – это умение разговаривать с людьми", – говорят предприимчивые американцы. Один из выдающихся менеджеров США, президент крупнейшего в мире автогиганта – компании "Форд и Крайслер" – Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними".

Социальная сенситивность в нашем понимании – это высокая чувствительность в сфере общения, боязнь новых ситуаций, повышенная тревожность при изменении обстоятельств взаимодействия.

Данное исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1991 году. В нем использовалась шкала сенситивности, включавшая в себя констатацию непереносимости прямого взгляда в глаза в беседе, деликатность по отношению к собеседнику и партнеру, острую внутреннюю реакцию на комплименты в адрес субъекта и чрезмерную эмоциональность других людей.

Среди высокосенситивных (их было 26 человек) обнаружилось много аутистичных, интровертов, отчужденных. Подростки этой группы более скованны, не владеют выразительными движениями. У них наблюдаются высокие показатели замкнутости, стеснительности, необщительности, низкие самоконтроль и саморегуляция, низкие показатели умений и навыков общения, большая неудовлетворенность общением. Однако они ответственны и совестливы, ориентированы на партнера. Фрустрированы, но не конфликтны, тревожны, подозрительны, мечтательны и самокритичны.

Сенситивность мешает лидерству (среди группы лидеров не обнаружено ни одного человека с высокой сенситивностью). Контактность, совместимость и адаптивность у высокосенситивных лиц снижены.

По сравнению с застенчивыми (общая группа – 107 чел.), многие показатели сенситивных выглядят лучше и приближаются к норме. Они более удовлетворены общением и ориентированы на партнера, доверчивы, более смелы в общении, чем застенчивые, но более аутистичны по сравнению с ними.

Очень высокая аутистичность, по которой сенситивных превосходят только особозастенчивые и шизоидные люди, является характерным сопутствующим признаком чрезмерной сенситивности.

Показатели успешности общения сенситивных и застенчивых практически одинаково невысоки.

Если сравнить уровень сенситивности в других выделенных из общего массива группах, то окажется, что нечувствительными в сфере общения являются истероидные люди, чрезмерно доверчивые люди и лица с низким самоуважением.

Таким образом, чрезмерная доверчивость не является истинным доверием, которому свойственны отзывчивость и чуткость. Она лишена этих свойств и представляет собой защитную манипулятивную доверительность, идущую рука об руку с подозрительностью.

Анализ сенситивности на разных уровнях контактности показывает обратное соотношение этих свойств: чем выше контактность, тем ниже сенситивность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенситивность относится к личностным свойствам, снижающим контактность и успешность общения.

Сенситивность и застенчивость, будучи близкими по очень многим проявлениям, имеют существенное различие: сенситивность как акцентуация и психопатия формируется в 16-19 лет, а личностная застенчивость формируется в ранний период жизни ребенка.

Эпилептоидная направленность. Эти акцентуанты необыкновенно общительны, гиперсоциальны, но при этом мрачны, ревнивы, конфликтны, склонны к праздности, аффективности. У них обнаруживается полное отсутствие застенчивости, они не любят коллективных и соревновательных игр.

В заключение параграфа скажем, что акцентуации характера лежат в основе многих дефектов общения. Поэтому так сложно отучить ребенка от демонстративное™ или излишней самоуверенности, от упрямства или стремления во всем поддакивать, привычки не смотреть в глаза при разговоре или теребить свое ухо, почесывать нос, разговаривать на повышенных тонах или, наоборот, говорить едва слышно. Эти и другие дефекты общения становятся чертой характера, поведенческой привычкой, зачастую выступают в роли спасительной ширмы, за которой скрываются неуверенность, напряжение, тревога.

Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения

К свойствам личности, приводящим к устойчивым дефектам общения, могут быть отнесены также тревожность, ригидность и некоторые аналогичные свойства.

Тревожность

Тревожность как свойство личности проявляется в особых трудностях и недостатках общения, делает его неполноценным, свернутым, односторонним. Она мешает открытому, искреннему общению, вносит элемент подозрительности, необоснованных страхов, является помехообразующим фактором.

Нередко тревожный человек плохо понимает, что именно ему говорят, что предлагают, о чем спрашивают, поскольку обуреваем опасениями, ожиданием срыва договоренностей, беспокойством по самым разным поводам. Тревожные люди часто обращаются с просьбой или поручают одно и то же дело сразу нескольким людям. Именно это обстоятельство предрешает неудачу: каждый надеется, что другой выполнит это поручение.

Тревожность

(беспокойство, страх)

индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает.

Повторяющиеся неудачи и следующие за ними разочарование в людях, обиды и недоразумения лишь увеличивают тревожность. Образуется порочный круг. Тревожный.челрвек часто винит себя в излишней доверчивости и снова подстраховывается, и вновь все повторяется.

Тревожность (беспокойство, страх) – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает (Платонов, 1984).

По К. Изарду, тревожность – аффективно-когнитивная структура, состоящая из доминирующих эмоций страха, связанных с одной или несколькими фундаментальными эмоциями, особенно страданием, виной, гневом. Это психологическое состояние, имеющее специфическую эмоционально-психологическую направленность и особые психофизиологические проявления – изменение вегетативной нервной системы и функций организма (Изард, 1982).

Существует два вида тревожности:

а) невротическая – безотчетное переживание беспокойства, направленное в будущее, с определенным содержанием, при котором сохраняются критика и возможность коррекции;

б) психотическая – мощное, безудержное, совершенно не корректируемое, бессодержательное переживание.

Личностные особенности тревожных людей таковы: беспокойство, нарушение деятельности, непереносимость трудных ситуаций, неуверенность в себе, чувство неполноценности.

Внешний мир тревожный человек воспринимает как наполненный опасностями; тревожность увеличивается в ситуациях угрозы самооценке и личностной адекватности, точная оценка действий, саморегуляция понижены. Тревожный человек быстро впадает в панику, если по неизвестным причинам откладывается встреча, задерживается деловой партнер, возникает неопределенность. Нередко у таких людей формируются своеобразные защитные фиксированные реакции – автоматизмы; подергивание плечами, вскидывание бровей, покусывание губ и т. д.

Тревожно-мнительная личность имеет выраженные свойства: мания к порядку, стремление все регламентировать, создавать для себя правила и запреты. Таким людям свойственны особая строгость в суждениях, бережливость и скупость. Все эти свойства оказываются весьма тягостными для партнеров по неформальному общению.

М. К. Касвинов в романе «Двадцать три ступени вниз» дает яркое описание тревожного и неуверенного в себе человека, каким, по его мнению и воспоминаниям современников, являлся российский царь Николай II.

«Для обычного выражения лица характерна была странная, „таинственная" полуулыбка. Она тонула в густых усах и небольшой овальной бородке светло-рыжеватого цвета... Говорил не спеша, негромким грудным голосом, обдумывая каждую фразу, почему разговор изобиловал длинными паузами, смущавшими собеседника... Во время разговора Иногда производил впечатление человека не вполне уверенного в себе, колеблющегося, но старающегося скрыть свои колебания и неуверенность, что наружно выдавали подергивание плечом, частое нарочитое покашливание, сопровождающееся безотчетным поглаживанием рукой бороды и усов». (Касвинов, 1982, с. 127).

Ригидность

Как и повышенная тревожность, ригидность, недостаточная пластичность (особенно свойственная холерикам и меланхоликам), формирует дефектность общения, мешает человеку быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Для ригидных людей трудна, например, ситуация конфронтации, дискуссии. Обычно они стараются уйти от подобных ситуаций не в силу некомпетентности или неподготовленности, а потому, что уже имеют за плечами опыт неудачного взаимодействия в стрессовой ситуации.

Наблюдая за дебатами соперников на выборах, мы видим, как один из спорящих может подолгу застревать на какой-либо проблеме, зацикливаться на старых обидах, в то время как более пластичный и гибкий партнер начинает пользоваться этим обстоятельством, быстро меняя темы, вводя новые факты и подлавливая своего неповоротливого собеседника на противоречиях.

Ригидность в психологии понимается как инертность, вязкость, следование догмам. Черта, противоположная ригидности, – флексибильностъ. Между ними существует масса оттенков пластичности.

Ригидность – это состояние и свойство личности, свойство темперамента и характера, активное сопротивление изменениям, близкое к упрямству, которое проявляется как в мышлении, так и в поведении. Это фиксированная форма поведения, часто возникающая в ситуации стресса.

По К. К. Платонову, ригидность – затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (Платонов, 1984).

Другие авторы подчеркивают различную степень осознанности ригидных действий, затрудняющую корректировку собственных действий индивида при объективной потребности внести изменения в соответствии с изменившимися условиями. По Г. В. Залевскому, ригидность – трудность или неспособность корректировать программу, элементы деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации при различной степени их осознания и принятия (Залевский, 1971).

Для изучения ригидности создан ТОР (Томский Опросник Ригидности). Он выявляет 7 типов ригидности: актуальная, премоторная, динамическая, праксическая, когнитивная, эмоционально-аффективная, психосоциальная. Опросник оценивает такие проявления ригидности, как неадекватная скованность поведения, трудность перехода к новым отношениям, фиксация на частных темах беседы, слепая привязанность к тривиальным решениям задачи, трудность изменения навыков, инертность, консервативность.

Ригидность

затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Ригидные личности обычно авторитарны и очень консервативны в своих взглядах, привязанностях, привычках. Отдельную группу составляют социально ригидные личности, которые плохо предвидят роли других и плохо исполняют свои роли. Положительная сторона ригидности – малая подверженность человека отвлекающим воздействиям, однако это свойство мало компенсирует те дефекты общения, с которыми вынужден сталкиваться любой партнер ригидного, человека.

1. Дефекты общения – это помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; они выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.

2. Акцентуации характера и развитие у субъекта психологической защиты неизбежно делают общение дефектным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психологической защиты препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми, препятствует взаимному пониманию и сотрудничеству.

3. Нарушения общения – пагубная для отношений смесь дефектного и одновременно деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто неосознанно враждебна и разрушительна.

4. Тревожность, ригидность – свойства личности, приводящие к устойчивым дефектам общения, которые выражаются в следующем:

· подозрительность и разнообразные опасения вследствие тревожности мешают открытому искреннему общению;

· недостаточная регуляция своих состояний и действий приводит к нарушению обязательств, суетливости, повышенной эмоциональности, раздражительности;

· излишняя регламентация и бережливость, педантичность, часто наблюдающиеся у высоко тревожных людей, осложняют общение;

· ригидность проявляется в излишней консервативности, трудности перехода к новым отношениям, неуступчивости в спорах и дискуссиях, в ситуации конфронтации и соперничества.

Основные понятия

Дефекты общения

Акцентуации характера

Тревожность

Ригидность

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются дефекты общения?

2. Какой тип акцентуации связан с самыми большими дефектами общения?

3. В чем проявляются дефекты общения у тревожных и ригидных людей?

4. Какие проявления во взаимодействии вы могли бы отнести к дефектам общения? Приведите примеры.

Дополнительная литература

Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1980.

Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск: Наука, 1990.

Куницына В. Н. Психологические последствия интенсивного профессионального общения. Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. – Ярославль, 1984.

Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства и тревоги // Вопросы психологии. -1969. – № 1; Вопросы психологии. – 1971. – № 5.

Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М.: Аргус, 1995.

^ К.Ф. Седов (Саратов) Теоретическая модель психолингвоперсонологии


Современный этап развития отечественной пси-холингвистики знаменует переход от изучения общих свойств коммуникации, сознания, речевого поведения к попыткам определения своеобразия коммуникативных проявлений, которые присущи либо социальной группе, либо являются характери-стиками отдельно взятого индивида. Иными сло-вами, ученых все больше занимает, ч е м л ю д и в о б ще н и и и ре че во м м ы шле н и и о тли -чаются друг от друга.

В разных городах нашей страны учеными раз-личных направлений и научных школ накоплен зна-чительный багаж подходов и методов моделирова-ния индивидуально-личностных особенностей ком-муникативной компетенции (идиостиля, речевого портрета, коммуникативной личности) человека [см., например: Аксиологическая лингвистика...

2006; Ерофеева 1991, 1996; Карасик 2007; Лингво-

Персонология. 2006; Наумов 2006 и др.]. И сейчас наступает, наконец, момент, когда критическая масса превысила тот рубеж, когда количество должно перейти в качество: разрозненные исследо-вания интегрируются в самостоятельное направле-ние Ч"Л-науки. Для обозначения этого направления используются два конкурирующих термина -психолингвистика индивидуальных различий и психолингвоперсонология.

Прежде чем предлагать принципы возможного моделирования идиостиля, нужно определить основные категории намеченной научной области. Что, собственно, выступает в качестве предмета исследования?

На правах частичных синонимов учеными используются обозначения: языковая (речевая, ком-муникативная) личность; языковое (речевое, комму-никативное) сознание; языковое (речевое, коммуни-кативное) поведение; языковая (речевая) деятель-ность; а также коммуникативная компетенция (индивида, личности, человека); идиостиль; речевой (языковой, коммуникативный) портрет и мн. др.

Для начала разберемся с личностью.

Очень большое распространение в отечествен-ной лингвистике 90-х годов получил термин языко-вая личность. В кругозор науки его ввел Г.И. Богин , после чего подхватил и канонизировал в своей книге Ю.Н. Караулов . Авторитет (на-учный и административный) ученого привел к тому, что языковой личностью стали называть любую коммуникативную характеристику, выступающую отличительной способностью текста, профессии, возраста, литературного произведения, стиля и т.д. и т.п. Автор настоящей статьи не избежал воздействия подобной тенденции и в течение двадцати лет ак-тивно использовал термин в своих работах. Однако со временем значение терминологического словосо-четания «языковая личность» потеряло четкость, становилось все более расплывчатым. В результате

Термин перестал «работать». Чтобы поправить дело, лингвисты, имеющие склонность в термино-творчеству, на правах синонимов ввели сходные обозначения речевая личность, коммуникативная личность [см., например: Красных 2003; Стернин 2001]. Однако увеличение числа синонимичных терминообозначений не проясняет, а еще больше запутывает суть проблемы.

В психологии, откуда, собственно, и пришел этот термин, существует значительное число концепций, представляющих обоснование этого понятия. По-давляющее большинство психологов считают, что личность - результат социализации индивида, в ходе которой происходит его приобщение к куль-турным ценностям, выработанным человечеством за тысячелетия его становления. Термин личность обычно трактуется в связи с близкими понятиями индивид и индивидуальность: индивидом человек рождается на свет, личностью становится, а индиви-дуальность свою отстаивает. Итак, личность - это относительно устойчивая совокупность психологи-ческих свойств, которая формируется в результате включения индивида в пространство межиндивиду-альных связей. Это целостное многоуровневое и многогранное семиотическое образование, которое представляет собой модель, отражающую и выра-жающую систему культурно-психологических ха-рактеристик человека. Способность к коммуникации

Одна из важнейших граней личности; она может быть измерена, иметь индивидуально выраженный характер. Так же как и личность в целом, это свой-ство может становиться объектом моделирования.

Традиция использования терминологических со-четаний, где слово личность стоит после прилага-тельного-определения, обычно заставляет включать обозначаемое понятие в систему бинарных оппози-ций: волевая, эмоциональная, агрессивная, коопера-тивная, элитарная личность / безвольная, неэмоцио-нальная, неагрессивная, некооперативная, неэлитар-ная личность. Закон структурно-семантической ана-логии заставляет искать элемент бинарной оппози-ции и в терминах языковая, речевая, коммуникатив-ная личность. Поэтому при обилии синонимических обозначения, на мой взгляд, лучше будет пожертво-вать указанными терминами и отказаться от их использования. Гораздо больше соответствуют русскому языку номинации «речевой портрет лич-ности»; коммуникативная (жанровая, текстовая, ста-тусно-ролевая, ортологическая и т.д.) компетенция личности; коммуникативное поведение личности и т.п. Возможно, я не прав.

Для того, чтобы психолингвистику индивиду-альных различий вписать в общее пространство *РЛ-науки, необходимо предмет данной научной отрасли соотнести с общим предметом психолингвистики. Таким предметом следует, по нашему мнению, счи-тать коммуникативную компетенцию, которая рас-сматривается в индивидуально-психологическом аспекте [см.: Горелов, Седов 2005: 5-10]. Предметом психолингвоперсонологии, в русле заявленного подхода будет м о д е л ь к о м м у н и к а т и в н о й компетенции личности. Она включает в себя аспекты (грани), которые показывают комму-никативную составляющую разных уровней лично-сти. Коммуникативная индивидуальность человека складывается из комбинации типологических черт коммуникативной компетенции, которые относятся к разным типологиям, дифференцирующим лично-стей на основе различных оснований (о чем - чуть ниже).

Что же считать объектом и (что ничуть не менее значимо) - материалом исследования? Основной объект психолингвистики индивидуальных разли-чий - к о м м у н и к а т и в н о е (р е ч е в о е) поведение, дискурс, явленный ученому в виде процесса и продукта - конкретных речевых произведениях, будь то связные и цельные тексты или результаты ассоциативных или любых иных экспериментов. В современной науке нет единства в толковании значения термина «дискурс». Однако ныне в большинстве работ отечественных и зару-бежных ученых [см., например: Арутюнова 1999; Карасик 2002; Красных 2003; Макаров 2003 и мн. др.] сложилась традиция, в рамках которой под словом дискурс понимается целостное речевое про-изведение в многообразии его когнитивно-комму-никативных функций. Мы не ставим своей задачей подробное реферирование и критический анализ всех накопившихся к настоящему времени в науке точек зрения на рассматриваемый феномен. Расста-вим лишь некоторые акценты, необходимые для уточнения методологического фундамента предла-гаемой модели. С нашей точки зрения, наиболее удобной рабочей дефиницией дискурса может быть определение с позиций феноменологического под-хода. Д и с к у р с - о б ъ е к т и в н о с у щ е с т -в ую ще е в е р б а ль но - з н а ко во е по -с тро е н ие, ко то ро е с о про в о жда е т пр о це с с с о циа ль но го в з а им о де йс т -вия людей. Подчеркнем интерактивную при-роду дискурса: он запечатлевает в себе взаимодей-ствие, диалог. В своей объективности он напоми-нает многогранный кристалл, стороны которого способны отражать различные особенности этого взаимодействия: национально-этническую, соци-ально-типическую (жанровую), конкретно-ситуа-цивную, речемыслительную, формально-структур-ную и мн. др. Каждая из граней рассматриваемого феномена может стать основанием для выделения особого аспекта рассмотрения дискурса, который, в свою очередь, способен сформировать самостоя-тельный раздел в общей теории дискурса.

Конкретные дискурсы представляют собой мате-риал анализа, который должен быть препарирован при помощи исследовательского инструментария.

Коммуникативное поведение - это лишь видимая часть айсберга, под которой скрываются латентные механизмы, обусловливающие реализацию комму-никативной компетенции в социально значимом взаимодействии людей. Это явления с о з н а н и я (языкового, коммуникативного, когнитивного), которое создает предпосылки для протекания рече-вого мышления.

Таким образом, система категорий психолингво-персонологии приобретает следующий вид:


  1. коммуникативная компетенция личности, конкретизируемая в различных ее аспектах и уровнях - предмет исследований;

  2. коммуникативное поведение в многообразии форм его дискурсивного существования (от тестов, речевых фрагментов, до однословных реакций ассо-циативных экспериментов) - объект исследования;

  3. сами речевые произведения - материал иссле-дования;

  4. латентные механизмы сознания и осуществ-ляемые на их основе процессы речевого мышления - скрытый для внешнего наблюдения мотор, в кото-ром работают приводные ремни от коммуникатив-ной компетенции к реальным дискурсам, - предмет самостоятельных исследований.
Опираясь на систему выделенных категорий, можно создать речевой (коммуникативный) портрет личности, который отражает уникальность ее спо-собности к общению. Такой портрет должен иметь голографический характер, который по мере его написания предстает в виде объемной модели коммуникативной компетенции индивида. Такая модель, на наш взгляд, должна включать в себя пять уровней (аспектов) выражения коммуникативного поведения и речевого мышления:

  1. Уровень врожденных предпосылок формиро-вания коммуникативной компетенции.

  2. Уровень формирования коммуникативных черт характера.

  3. Уровень сформированности речевого мышле-ния.

  1. Уровень жанрово-ролевой компетенции.

  2. Уровень культурно-речевой компетенции.
1. Уровень врожденных предпосылок формирования коммуникативной компетенции.

Этот аспект анализа коммуникативного поведе-ния должен учитывать психофизиологические свой-ства, которые передаются человеку генетически. Они составляют врожденный набор задатков, кото-рые создают предпосылки к успешности в тех или иных видах коммуникации, и составляют базовый слой становления коммуникативной компетенции. К числу таких задатков следует отнести темперамент, профиль функциональной асимметрии мозга и осо-бенности конституции (телосложения).

Как известно, т е м п е р а м е н т - это устойчи-вая система психофизиологических черт личности человека, которая предопределена особенностями протекания его высшей нервной деятельности. Со времен Гиппократа с острова Кос, который в 5 веке до нашей эры одним из первых описал типы темпе-рамента и их основные поведенческие проявления, и грека Галена, который в начале века предложил термины для их обозначения, мы продолжаем делить людей на эти четыре типа: сангвиник, холе-рик, флегматик, меланхолик. Позже наш соотечест-венник И.П. Павлов дал их обоснование с психофи-зиологических позиций.

Ни у кого нет сомнений в том, что темперамент влияет на характер протекания речевого поведения, на то, как ведет себя человек в коммуникативном конфликте и т.п. И при составлении речевого порт-рета исследователь должен учитывать эту личност-ную особенность человека. Однако прямой связи между особенностями коммуникативного поведения и темпераментом установить можно далеко не все-гда [см., например: Ерофеева 1991; Алексеев 1996]. Чаще всего, темперамент в речи проявляется опо-средованно и более всего влияет на формирование коммуникативных черт характера.

Другая психофизиологическая черта личности, которая влияет на речевое поведение и выступает в качестве составляющей в модели коммуникативной компетенции, - п р о ф и л ь ф у н к ц и о н а л ь н о й асимметрии мозга.

В нейропсихологии профиль асимметрии выра-жается соотношением доминирования одной из рук, ног, зрения или слуха [подробнее см.: Брагина, Доброхотова 1981; Седов 2007 б]. Наиболее важную роль играет выделение моторных (здесь рука играет главную роль) факторов. Определение таких профи-лей дает основание для диагностики и самодиагно-стики с целью выявления врожденных задатков, которые создают предпосылки для успеха или неус-пеха человека в разных видах деятельности и, пре-жде всего, в деятельности речевой. При этом сразу нужно сказать, что проблема эта в силу ее необы-чайной сложности очень далека от окончательного разрешения. Очень часто констатация моторных и сенсорных доминирований не имеет соответствия с типами лево- или правополушарного мышления.

Одно можно сказать определенно: по типу сво-его мышления люди подразделяются на левополу-шарников и правополушарников. И, как это обычно бывает при составлении типологий, имеется сме-шанный, переходный тип - амбиполушарники, у ко-торых два типа мышления сосуществуют. Очень грубо разграничивая два представленные выше типа мышления, можно сказать, что левополушарники тяготеют к вербально-логическим операциям. Их голова «набита словами», которые образуют проч-ные вербальные сети синтагматических ассоциаций. Именно эти сети облегчают продуцирование речи. Мышление правополушарников сильнее затрагивает эмоционально-образную сторону личности. Разде-ление на лево- и правополушарников часто назы-вают делением на «мыслителей» и «художников». Левополушарники для обработки информации при-бегают главным образам к левополушарным страте-гиям, правополушарники отдают предпочтение пра-вополушарным стратегиям [см., подробнее: Седов

Особенность профиля функциональной асим-метрии, а точнее - доминирования у личности лево-или правополушарного мышления - составляет важную черту речевого портрета. Как и темпера-мент, эта характеристика не проявляется в речи на-прямую; более всего она влияет на формирование иных уровней коммуникативной компетенции: жанрово-ролевого и, особенно - уровня сформиро-ванности речевого мышления.

Наконец, третьей врожденной предпосылкой формирования коммуникативной неповторимости личности является, как это может быть ни пока-жется странным, с в о е о б р а з и е е г о т е л о -сложения, конституции. Наболее последо-вательно соотношение конституции и психологиче-ских свойств личности демонстрирует концепция немецкого психиатра Эрнста Кречмера. Проводя клинические наблюдения за больными, страдаю-щими разными формами психических расстройств, ученый обратил внимание на то, что между типом сложения человека и тяготением его к тому или иному виду болезни существует взамосвязь. Это позволило ему утверждать, что т и п т е л о с л о -жения определнным образом корре-лирует с психическими особенно-стями обычных здоровых людей. На основе многолетних исследований Кречмер выделил четыре конституционных типа.

Лептосоматик (от греч. leptos - хрупкий, soma - тело) - (тип Дон Кихота) высокий рост, хрупкое телосложение, цилиндрическая форма ту-ловища, вытянутое лицо, плоская грудная клетка, узкие плечи, нижние конечности длинные, тонкие кости. Лицо: удлиненный тонкий нос, неразвитая нижняя челюсть. Крайняя форма подобного типа характеризуется астеничностью - от греч. asntenos -слабый.

Пикник (от греч. pyknos - плотный) - (тип Санчо Панса) - малый или средний рост, округлость туловища (узковатые плечи при полном теле - боч-кообразная форма), тучность, выступающий живот, груглая голова на короткой шее.

Атлетик (от греч. athlon - борьба) - крепкое телосложение, высокий или средний рост, хорошо развитая мускулатура, широкие плечи при узких бедрах. Лицо: овальное, нижняя челюсть хорошо развита.

Диспластик (от греч. dys - плохо, plastos -сформированный) - своего рода «несортовой то-вар», тип, характеризующийся разного рода дефор-мациями телосложения.

По наблюдениям Кречмера здоровые люди, имеющие определенный тип сложения, в своей пси-хике имеют в зародыше свойства, характерные для разных заболеваний: лептосоматик тяготеет к ши-зофрении, пикник - к маниакально-депрессивному психозу, атлетик - к эпилепсии. Наиболее очевид-ным здесь предстает противопоставленность между лептосоматического и пикнического типа.

Конституциональному типу лептосоматика соот-вествует психологический тип - ш и з о т и м и к. Его особенности: замкнутость, отрванность от реальности, упорство, склонность к мечтательности, абстрактному мышлению. В общении эти люди демонстрируют склонность к логическим рассужде-ниям, целеустремленность в постижении новых зна-ний, склонность к наукам, напрямую не связанным с реальностью (математике, философии). Однако у них плохо развита интуиция, они демонстрируют эгоцентричность, не способность на эмоциональном уровне переключиться на точку зрения собеседника.

Конституционному типу пикника соотвествует психологический тип - ц и к л о т и м и к. Его характеристики в чем-то диаметрально противопо-ложные: это коммуникабельные реалисты, тяго-теющие к бытовому комфорту. Циклотимики легко строят межличностное общение, подстраиваясь к собеседнику на эмоциональном уровне, демонстри-руя высокий уровень сопереживания (эмпатии). При том что они хрошо разбираются в мотивах поведе-ния людей, они затрудняются в построении обобще-ний, логических умозаключений, не связанных с конкретной реальностью.

В качестве промежуточного Кречмер вылелял так называемый вис к о з н ы й тип, который соот-вествует алитическому типу телосложения. Основ-ными психологическими особенностями этого типа является восприятие окружающего мира в качестве арены борьбы. Атлетики - люди, идущие по жизни подобно бегуну с препятствиями. В построении отношений с другими людими они склонны к ком-муникативным конфликтам, речевой агрессии. Обладая очень большой энергией, люди этого типа часто не умеют использовать ее разумно, демонст-рируя отсутствие гибкости и толерантности в отно-шения с партнерами по социальному взаимодейст-вию.

У диспластиков отчетливо выявляемых психоло-гических характеристик выделить очень трудно.

Как темперамент и особенности профильного строения мозга тип телосложения косвенно влияет на процесс образования коммуникативной индиви-дуальности человека, создавая определенный набор задатков для успешности/неуспешности в той или иной сфере речевой деятельности.

В современной психологии индивидуальных различий выделяются и другие врожденные черты личности. Для более детального знакомства с иными точками зрения мы отсылаем читателя к специаль-ной литературе [см., например: Ильин 2004].

2. Уровень формирования коммуникативных черт характера.

В психологии характер обычно определяется как совокупность относительно устойчивых социально-психологических черт личности, которые проявля-ются в ее взаимодействии с другими людьми. Счи-тается, что характер формируется к семилетнему возрасту и очень мало меняется на протяжении всей жизни человека. При том что взаимосвязь характера человека и его дискурсивного поведения очевидна с позиции здравого смысла, последовательного и сис-темного исследования такой взаимосвязи в лингвис-тике еще не проводилось. Связано это с тем, что характер и языковая способность напрямую друг с другом не связаны. А потому поиски проявления характера (как равно и темперамента) на уровне языка смысла не имеют. В общении характер нахо-дит выражение в стратегических и тактических предпочтениях говорящего, в том, какой путь он избирает для достижения той или иной коммуника-тивной цели.

В качестве параметров, служащих критериями для выделения коммуникативных черт характера можно выделить следующие оппозиции:


  1. Д о м и н а н т н о с т ь / н е д о м и н а н т н о с т ь;

  2. Мобильность/ригидность;

  3. Э к с т р а в е р с и я / и н т р о в е р с и я;

  4. Ко нф ликтность/неконфликтно сть;

  5. Ц е н т р а ц и я / к о о п е р а т и в н о с т ь. Доминантность, как равно и недоми-
нантность обычно выступают показателями «психологической конституции человека, закре-пившимися за счет соответствующего воспитания» [Добрович 1987: 50]. Доминантная языковая личность в общении демонстрирует инициативу и напористость. Основой ее иллокутиных намерений становится желание влиять на собеседника, убедить его в своей правоте. Доминантность внешне прояв-ляется в том, что человек больше говорит сам и го-раздо меньше слушает собеседника. Недоминантная личность - полная противоположность описанному выше: он уступчив и неинициативен, он готов слу-шать коммуникативного партнера, но не навязывает ему тем для разговора и не настаивает на своей точке зрения.

Мобильность/ригидность - коммуни-кативные качества характера, связанные с пластич-ностью, способностью перестраиваться по ходу раз-ворачивания интеракции. Мобильная языковая лич-ность легко и быстро меняет речевые средства в за-висимости от ситуации, характера собеседника, темы общения. Ригидный коммуникант демонстри-рует неспособность моментально переключаться с одних речевых тактик на другие; он долго и основа-тельно входит в тему разговора и не может быстро изменить его течение.

Выделение экстраверсии/интроверсии как черт речевого портрета личности восходит к концепции классика психоанализа К.-Г. Юнга. Экс-траверт - человек, который тяготится одиночеством; как правило, у него очень много приятелей, отно-шения с которым имеют довольно поверхностный характер. В своем речевом поведении экстраверт демонстрирует устремленность вовне: он стремится к коммуникации с любым собеседником и предпо-читает факт общения факту отсутствия оного. Интроверт, наоборот, тяготится большими компа-ниями; у него мало друзей, но отношения с ними имеют характер прочной и глубокой привязанности. В общении интроверт внешнему диалогу в жанре бытовой болтовни предпочитает разговор по душам; ему необходимо не просто общение, а общение, предполагающее понимание.

Характер человека ярче всего проявляется в ин-теракции по тому, как человек строит отношения с партнером по коммуникации. Поэтому можно уме-стно подразделять коммуникативные черты харак-тера п о с п о с о б н о с т и к к о о п е р а ц и и в повседневном речевом поведении. В основу класси-фикации единый критерий: доминирующая установка по отношению к участникам общения. Здесь можно выделить три типа языковых лично-стей: конфликтный; центрированный; кооперативный. Каждый из обозначенных типов представлен двумя подтипами.

Конфликтный тип демонстрирует уста-новку против партнера по коммуникации. В основе этого типа характера лежит агрессивность, которая в коммуникативном поведении проявляется в разных речевых формах [подробнее см.: Седов 2007]. Он представлен двумя разновидностями: конфликтно -агрессивный и конфликтно-манипуляторский.

Конфликтно-агрессивный подтип характеризу-ется тем, что один из участников демонстрируют коммуникативному партнеру отрицательно заря-женное эмоциональное отношение (прямая агрес-сия), которая выражается в явной враждебности. Агрессор - ущербная в социально-психологическом отношении личность.

Конфликтно-манипуляторская разновидность характера проявляется в виде косвенной (скрытой) агрессии. Здесь мы также сталкиваемся с психоло-гической ущербностью, которая преодолевается за счет коммуникативного партнера. Манипулятор самоутверждается, ставя собеседника в конкретной ситуации общения на нижнюю по сравнению с собой статусную позицию. Для того, чтобы до-биться ощущения социальной полноценности, ком-муникант такого рода должен доставить собесед-нику моральный дискомфорт («сказать гадость»). Крайней формой вербальной агрессии становится коммуникативный садизм, когда партнер по обще-нию становится объектом словесного издеватель-ства.

Центрированный тип характера находит выражение установке на игнорирование партнера коммуникации. Здесь также можно две разновидно-сти: активно-центрированный и пассивно-центриро-ванный.

^ Активно-центрированный подтип (активный эгоцентрик) иногда по своим речевым проявлениям напоминает конфликтно-манипуляторский дискурс: в нем тоже присутствуют перебивы собеседника, произвольные изменения темы разговора и т.д. Однако здесь необходимо констатировать разницу: если конфликтный манипулятор не уважает комму-никативного партнера, желая навязать ему свою точку зрения, то активный эгоцентрик просто не способен встать на точку зрения другого участника общения.

Пассивно-центрированная разновидность обще-ния характеризуется уходом одного из коммуника-тивных партнеров в себя. Такой пассивный эгоцен-трик обычно выглядит безобидным рассеянным (иногда - забитым) «ежиком в тумане». Он с трудом способен выйти за пределы собственного внутрен-него мира. Такая особенность речевого поведения, как правило, становится результатом работы психо-логических защитных механизмов, которые обычно отражают какие-то особенности воспитания инди-вида. Обычно речевое поведение такой языковой личности содержит несоответствие выбранных говорящим тактик ситуации общения и намерению собеседника, что свидетельствует о неумении пере-ключиться на точку зрения слушателя. Это же выражается в упоминании имен, неизвестных собе-седнику, как известных; в принципиально баналь-ных реакциях на информацию, касающуюся комму-никативного партнера; в неадекватных реакциях (репликах невпопад); в переведении разговора на темы, которые касаются только говорящего, и пол-ном отсутствии интереса к темам, интересующим слушателя и т.п.

Кооперативный тип речевого поведения отличается доминирующей установкой в общении на партнера коммуникации. На уровне коммуника-тивного поведения они проявляются в двух подти-пах: кооперативно-конформном и кооперативно-актуализаторском.

Кооперативно-конформная разновидность дис-курса характеризуется тем, что один из участников общения демонстрирует согласие с точкой зрения собеседника, даже если он не вполне разделяет эту точку зрения, что, как правило, выступает следст-вием боязни конфликта, конфронтации. Такая настроенность проявляется в демонстрации инте-реса к другому участнику коммуникации в виде уточняющих вопросов, поддакивания, проявлении сочувствия, утешения, комплимента и т.д. В реаль-ном общении обычно это выглядит как имитация (в той или иной степени убедительности) настроенно-сти на коммуникативного партнера.

Кооперативно-актуализаторский подтип рече-вого поведения отражает высший уровень коммуни-кативной компетенции человека по способности к речевой кооперации. В этом случае говорящий руководствуется основным принципом, который можно определить, как стремление поставить себя на точку зрения собеседника, взглянуть на изобра-жаемую в речи ситуацию его глазами. Принципи-альным отличием поведения актуализатора от кон-формиста выступает двойная перспектива в обще-нии: ориентация не только на коммуникативного партнера но и на себя. Точнее - стремление возбу-дить в себе неформальный интерес к собеседнику, умение настроиться на его «волну» [подробнее см.:

Седов 2004, 2007].

На формирование характера влияют и особенно-сти эмоционально-волевой сферы личности. Так например, по преобладанию положительных или отрицательных эмоций люди подразделяются на оптимистов и пессимистов. Влияние эмоциональной сферы на формирование коммуни-кативной компетенции - предмет особого рассмот-рения [см., например: Шаховский 1987; 1996].

По наличию/отсутствию волевых свойств людей можно грубо поделить на ц е л е у с т р е м л е н н ы х и нецелеустремленных и т.п.

Еще раз напомним, что характер проявляется в коммуникативном поведении на уровне прагматиче-ских стратегий и тактик, определяющих структуру интерактивного взаимодействия коммуникантов.

Особенности коммуникативного поведения лич-ности на уровне характера хорошо определяются по акцентуации, т.е. легкому отклонению от ус-редненной нормы (в пределах нормы психологиче-ского здоровья). В психологии индивидуальных отличий существуют разные типологии акцентуации характера. Они принадлежат психиаторам-практи-кам и являются результатом эмпирических наблю-дений. Не имея возможности детального описания типов акцентуаций характера, отсылаем читателя к

Книге А.Е. Личко .

^ 3. Уровень сформированности речевого мышления.

Скрытым, латентным механизмом реализации коммуникативного поведения и его разновидности -речевой деятельности выступает речевое мышление, которое включает в себя операции порождения дис-курса и операции декодирования речевого сообще-ния. В современной психолингвистике существуют богатые традиции исследования формирования и понимания высказывания [см., например: Горелов, Седов 2005; Зимняя 1985; Человеческий фактор в языке... 1991 и др.]). При несущественных разли-чиях большинство моделей порождения речи пред-ставляют собой систему этапов, стадий, прохожде-ние которых приводит к разворачиванию мысли в дискурс. Обобщая существующие в современной науке взгляды на проблему соотношения речи и мышления, И.А. Зимняя выделяет три основных стадии процесса перехода мысли в высказывание: мотивационно - побуждающий, форми -рующий и реализующий.

Первый уровень процесса формирования выска-зывания - мотивационно-побуждаю-щий, по мнению ученого, «представляет собой «сплав» мотива и коммуникативного намерения. При этом мотив - это побуждающее начало данного речевого действия, тогда как коммуникативное на-мерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [Зимняя 1985: 90-91]. Второй уровень речепорождения - ф о р -мирующий - «это уровень собственно форми-рования мысли посредством языка. <...> Этот уровень ответственен за логическую последователь-ность и синтаксическую правильность речевого высказывания» [Там же: 93]. Он представлен двумя подуровнями - с м ы с л о о б р а з у ю щ и м и формулирующим. В полной подели порож-дения высказывания можно выделить следующие стадии превращения мысли в дискурс:


  1. Мо т и в данного акта речевой деятельности (Для чего, с какой целью я говорю?), а предвари-тельно у говорящего должна быть сформирована установка на общение в целом (ее нет, например, во сне).

  2. Коммуникативное намерение, кото-рое реализуется в виде настроя на определенную типичную ситуацию социального взаимодействия людей - на конкретный речевой жанр, будь то жанр приветствия, комплимента, ссоры, доклада, бол-товни и т.п.

  3. Смысловое содержание (замысел) будущего высказывания (Не только «для чего», но и «что именно буду говорить», начну с вопроса или с констатации?). Здесь формируется целостная (может быть, пока еще неотчетливая, диффузная) семантическая «картина» будущего высказывания: смысл, семантика уже есть, а конкретных слов и синтаксических структур еще нет.

  4. Сформировавшаяся внутренняя программа (замысел) начинает трансформироваться: начинает работать механизм перекодировки, пере-вода смысла с языка образов и схем на конкрет-ный национальный язык - слов с их значениями.

  5. Разворачивание ядерного смысла (темы) в построенное в соответствии с психолингвистиче-ской нормой текстовости речевое целое.

  6. При этом сначала образуется с и н т а к с и -ческая схема будущего высказывания. «Внут-ренние слова», т.е. значения слов уже становятся «прообразами» слов внешних и занимают посте-пенно «свои» синтаксические позиции.

  7. Следующая стадия речепорождения - грамма-тическое структурирование и морфемный о т б о р конкретной лексики, после чего:

  8. Реализуется п о с л о г о в а я м о т о р н а я программа внешней речи, артикуляция.
Коммуникативная компетенция разных людей отличается по степени совершенства у них меха-низма порождения и декодирования дискурса. На этом уровне моделирования речевого портрета кри-терием для создания типологии будет уровень сформированности механизмов внутренней речи, способность человека в рамках деятельности созна-ния совершать латентные операции по сворачива-нию и разворачиванию замысла, перекодированию информации с языка образов в текст на конкретном национальном языке и т.д.

Выделением уровней сформированности рече-вого мышления более всего занимает возрастная психолингвистика, изучающая процесс становления коммуникативной компетенции личности в онтоге-незе. Исследованию этой проблемы посвящена се-рия работ автора настоящей статьи [см., например: Седов 2004]. Их результаты наглядно показывают, что в норме речевого развития каждому возрас-тному этапу эволюции личности соответствует определенный уровень способности человека к осуществлению латентных механизмов речевого мышления. Активизация процесса формирования речевого мышления намечается после завершения у личности стадии самонаучения языку, который обычно совпадает у нее с началом школьного дет-ства. Именно в этот период речевой биографии человека доминантой его развития становится текст (дискурс), а речевое мышление приобретает харак-тер дискурсивного мышления. После завершения стадии самонаучения языку как системе языковая личность в рамках дискурсивного поведения способна на речевые действия, опирающиеся на деятельность в рамках конкретной ситуации. К завершению младшего школьного возраста ребенок обретает способность к важнейшим латентным операциям по сворачиванию и разворачиванию ин-формации, которые составят основу его внутренней речи. Способность к внутреннему планированию речевой деятельности позволяет подростку в построении дискурса оторваться от конкретной ситуации и строить целостные связные речевые произведения, несущие в себе сложные, иерархиче-ски организованные текстовые смыслы. Однако интериоризация внешней речевой деятельности во внутриречевую у младших подростков еще не очень глубока: им еще не доступны сложные семантиче-ские построения на глубинном смыслообразующем уровне порождения и понимания высказывания. Дискурсивное поведение школьников среднего звена, несмотря на автоматизированность процессов создания текстов, еще не всегда осмысленно; речь и мышление в процессе построения текстов еще не сливаются полностью. Такое соединение при нор-мальном развитии коммуникативной компетенции наблюдается лишь к окончанию школьного детства. Именно в этом возрасте школьник обретает способ-ность к построению сложных вербально-логических операций во внутренней речи. Это связано с еще большей интериоризацией внешнеречевых процес-сов, которая затрагивает наиболее глубинные смыс-лообразующие стадии речевой деятельности -стадии формирования замысла, опирающиеся на тонкие операции антиципации, компрессии и пере-кодирования информации с кода вербального на код индивидуально-личностных смыслов и мн. др.

Путь развития дискурсивного мышления чело-века можно представить как процесс, сопровож-дающий социально-интеллектуальное становление личности, в котором в ходе интериоризации внеш-неречевых форм во внутриречевые наблюдается все большее сближение текстовых способов моделиро-вания действительность и глубинных когнитивно-мыслительных процессов.

Методы определения уровней сформированности речевого мышления и критерии такого выделения, применяемые к исследованию коммуникативной компетенции детей, с успехом могут быть приме-нены к созданию речевых портретов, моделей ком-муникативной компетенции взрослых носителей языка.