Общая характеристика базисных условий контрактов купли-продажи. базисные условия поставки товаров (бупт). Базисные условия поставки Документ описывающий базисные условия поставки товаров

Следует иметь в виду, что, приступая к изучению данного вопроса, читатель должен быть знаком с содержанием контракта (договора) купли-продажи и четко представлять себе, что этот договор регулирует отношения только между продавцом и покупателем (в том числе и по вопросам транспортировки грузов), не затрагивая их взаимоотношений с перевозчиком. Круг отношений с перевозчиками устанавливается отдельными документами – договорами перевозки, содержание которых будет рассмотрено ниже.

Торгово-экономическое сотрудничество разных стран опосредствуется через заключение соответствующих внешнеэкономических сделок (соглашений, договоров, контрактов). Важное значение при заключении и исполнении этих сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют международные обычаи. В частности, в договорах купли-продажи товара большое значение имеет способ транспортировки товара и определяющие его правила.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, подготовка товара к отгрузке, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы, которые могут составлять от 30 до 50% цены товара. Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включают в цену товара. При транспортировке товара существует также риск, связанный с его потерей или порчей.

Для определения прав и обязанностей продавца и покупателя по доставке товара и установления момента перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя были разработаны базисные условия поставки. Выбор базисного условия сторонами контракта зависит, в первую очередь, от способа перевозки товара и условий поставки. Базисными эти условия называют потому, что они устанавливают базис (основу) цены товара и оказывают влияние на ее уровень.

Для унификации базисных условий поставки Международная торговая палата (МТП) в 1936 году издала “Международные правила по толкованию торговых терминов” (“Инкотермс”). В дальнейшем они выпускались в новых редакциях 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 годов. Это было обусловлено появлением новых видов транспортировки, например контейнерных перевозок с применением трейлеров и паромных судов с использованием горизонтального способа погрузки (выгрузки).

В настоящее время действует “Инкотермс 1990”, где все термины разделены на 4 группы. Группа первая – продавец представляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы “Е”); вторая группа – продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы “F”); третья группа “С” – продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара; четвертая группа “Д” – продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Базисные условия могут применяться и при прямых, и при смешанных перевозках.

“Инкотермс” применяют только в тех случаях, когда в контракте сделана ссылка на них. Поскольку Международные правила носят факультативный характер, их применение в полном объеме или в какой-то их части определяется договаривающимися сторонами. При несовпадении условий контракта с положениями “Инкотермс” приоритет имеют условия контракта. Любое положение, содержащееся в правилах “Инкотермс”, не может иметь применения, если стороны в контракте предусмотрели иные условия по вопросам, регулируемым правилами, поэтому во избежание недоразумений целесообразно включить в контракт фразу о том, что при толковании настоящего контракта имеют силу условия “Инкотермс” – 1990.

В “Инкотермс” не содержатся положения о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать в контракте.

Российские внешнеторговые организации при заключении контракта с фирмами зарубежных стран активно используют “Инкотермс”. Кроме того, с некоторыми государствами у нас заключены двусторонние Общие условия поставки товаров, в которых также содержатся указания относительно базисных условий поставки. Так же, как и “Инкотермс”, они являются рекомендательными, и стороны не обязаны точно следовать их рекомендации.

В современной практике международной торговли “Инкотермс” получил определенное признание и довольно широкое применение, поскольку предлагаемое в нем толкование отдельных терминов соответствует наиболее распространенным торговым обычаям и правилам торговли, сложившимся на мировом рынке. Базисные условия поставки обозначаются начальными буквами, определяющими положение груза по отношению к транспортному средству. “Инкотермс – 1990” определяет и дает толкование 13 разновидностям базисных условий поставки:

Группа “Е”

Вывоз груза с завода

EXW франко-завод

Группа “F”

Основная перевозка оплачивается покупателем

FCA франко-перевозчик

FAS франко-пристань вдоль борта судна

FOB франко-борт судна

Группа “С”

Основная перевозка оплачивается продавцом

CFR стоимость и фрахт

CIF стоимость, страхование, фрахт

СРТ фрахт/провозная плата оплачены до..

CIР фрахт/провозная плата и страховка оплачены до…

Группа “Д”

Прибытие груза

DAF поставка на границе

DES с судна

DEQ с пристани

DDU поставка до… без оплаты пошлины

DDP поставка до… с оплатой пошлины

Применяемый при обозначении базисных условий термин “франко” происходит от слова “свободно” и означает, что покупатель свободен от риска и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного за словом “франко” (свободно).

Разница между терминами “фрахт” и “провозная плата” заключается в том, что первый относится к морскому и воздушному транспорту, а второй – к наземному.

EXW (ex works) – франко-завод. При этом условии продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на своем предприятии в срок и в месте, обозначенном в контракте, для погрузки на транспортное средство, предоставленное покупателем. Продавец не обязан предоставлять покупателю свои погрузочные средства. Ecли это происходит, то покупатель несет расходы по данной операции.

Риск случайной утраты, повреждения или гибели товара переходит на покупателя с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение на складе продавца при условии, что товар должным образом индивидуализирован, то есть отделен от остальной продукции продавца и обозначен как товар, являющийся предметом данного контракта. Поставка товара на этом условии может осуществляться с использованием различных видов транспорта, а также их комбинаций.

FCA (free carrier) – франко-перевозчик . Данное базисное условие подразумевает передачу экспортного товара, включая экспортную лицензию и таможенную декларацию, указанному покупателем перевозчику в оговоренном месте. Термин “перевозчик” означает любое лицо, которое (или от имени которого) заключает договор перевозки. Перевозчиком может выступать и транспортно-экспедиторская фирма, принимающая на себя ответственность за транспортировку груза.

По данному базисному условию способ перевозки и фирму-перевозчика выбирает покупатель. Он обязан за свой счет заключить договор перевозки из обусловленного пункта, сообщив продавцу наименование перевозчика и срок передачи ему товара. Продавец в подтверждение сдачи товара перевозчику должен предоставить покупателю: коносамент или транспортную накладную, расписку перевозчика или же расписку транспортно-экспедиторской фирмы. Если для заключения договора перевозки требуется помощь продавца, то продавец может оказать покупателю эту услугу за его счет.

Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя в момент передачи товара в распоряжение перевозчика в поименованном пункте.

Расходы по формированию грузовых партий оплачивает покупатель: если эти расходы производит экспедиторская фирма-перевозчик, они включаются в провозную плату; если их производит продавец до сдачи груза перевозчику, он включает их в цену товара либо покупатель возмещает их отдельно.

Условие “Франко-перевозчик” может применяться при любых видах транспортировки.

FAS (free alongside ship) – свободно вдоль борта судна. Данное базисное условие применяется только при морских и речных перевозках. При этом продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный контрактом порт отгрузки и расположить его вдоль борта судна, указанного покупателем, или на подсобные суда и баржи и доставить к судну перевозчика, а также известить покупателя о том, что товар поставлен вдоль борта судна. Покупатель, в свою очередь, должен зафрахтовать судно, известить продавца о месте подачи груза, сообщить название судна, срок доставки товара и его погрузки на борт судна, уладить экспортные и таможенные формальности. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки и в срок, указанный в договоре.

FOB (free on board) – свободно на борту. Данное базисное условие предполагает, что продавец обязан поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в срок, указанный в договоре, и вручить покупателю коносамент, а также осуществить экспортные формальности. Покупатель фрахтует судно за свой счет, извещает продавца о сроке и месте погрузки, названии и месте прибытия судна. Риск случайной гибели или порчи товара переходит с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в согласованном сторонами порту отгрузки.

Страхование груза осуществляет каждая из сторон по своему усмотрению и в пределах своей ответственности, то есть продавец страхует его до момента перехода через борт судна в порту отгрузки, а покупатель должен позаботиться о страховании груза с момента перехода товара через борт судна в порту погрузки и до принятия его на своих складах в пункте назначения.

CFR (cost and freight) – стоимость и фрахт. Согласно этому базисному условию продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный контрактом срок. Это означает, что в уплачиваемую покупателем цену входит стоимость товара и фрахта.

Продавец представляет покупателю также чистый коносамент, под которым понимается коносамент, не имеющий дополнительных оговорок, прямо указывающих на дефектное состояние товаров или упаковки. Расходы по выгрузке товара в порту несет покупатель (кроме случаев перевозки на судах регулярных судовых линий, когда расходы по выгрузке входят во фрахт и, следовательно, оплачиваются продавцом). Риск случайной гибели товара переходит на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Условие cfR обязывает продавца уладить все экспортные формальности. Применяется только для речного и морского транспорта.

CIF (cost, insurance and freight) – стоимость, страхование, фрахт. Это условие также используется при поставке товаров морским и речным транспортом. Продавец при этом обязан зафрахтовать судно, оплатить фрахт, доставить товар в порт отправления, погрузить его на борт судна в согласованный срок и вручить покупателю чистый бортовой коносамент. Продавец также должен застраховать товар от транспортных рисков и вручить покупателю страховой полис, выписанный на его имя. Таким образом, при поставке товара на условиях СИФ в цену товара, оплачиваемую покупателем, входит его стоимость, фрахт и страхование.

Риск случайной гибели переходит на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту отправления. Покупатель должен иметь в виду, что данное условие обязывает продавца застраховать товар лишь на минимальных условиях. Страховую премию оплачивает продавец, но товар перевозится на страх и риск покупателя. Поэтому для полного покрытия рисков покупатель может дополнительно застраховать товар от всех рисков от склада до склада; расходы по этому страхованию он будет нести сам.

Если четко установлены все риски и уточнены соответствующие гарантии, то для фирмы-экспортера наилучшим является контракт на условиях СИФ. С одной стороны, товар застрахован от начала до конца, с другой – продавец получает максимальную цену (включая фрахт и стоимость страхования), а покупатель избавляется от всех сложностей и должен только оплатить товар. Единственным сложным моментом при поставке товара на условиях СИФ является то, что продавец перед отгрузкой должен убедиться в наличии у покупателя импортной лицензии. Ее получение и связанные с ней формальности оплачивает покупатель.

СРТ (carriage paid to…) – фрахт/провозная плата оплачены до… Это базисное условие может быть использовано для всех видов транспортировки, включая смешанную, контейнерную и др. Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товара до согласованного пункта в месте назначения и оплатить перевозчику провозную плату. Он должен передать товар первому перевозчику на его грузовом складе и получить грузовую расписку, которая содержит условия договора перевозки, но не является товаросопроводительным документом. Продавец предоставляет покупателю транспортный документ (коносамент, транспортную накладную или расписку перевозчика), выданный перевозчиком.

Покупатель указывает выбранный им пункт назначения и несет все расходы с момента прибытия товара в этот пункт. Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика в срок, предусмотренный договором. Если в транспортировке товара к согласованному пункту поочередно участвуют несколько перевозчиков, риски переходят на покупателя с передачей товара первому перевозчику. Базисное условие СРТ обязывает продавца уладить все экспортные формальности.

CIP (freight/carriage and insurance paid to…) – фрахт/провозная плата и страховка оплачены до… В соответствии с данным базисным условием продавец обязан заключить договор перевозки и оплатить перевозку до пункта назначения, застраховать товар, оплатить страховую премию и передать товар первому перевозчику.

Покупатель называет пункт назначения и несет все риски в процессе транспортировки. Риск переходит на покупателя с момента передачи товара первому перевозчику. По этому базисному условию страхования премия превышает цену, предусмотренную контрактом, на 10%. Продавец должен сообщить покупателю о величине страховой премии для того, чтобы тот мог дополнительно застраховать товар, если он сочтет это необходимым, прежде чем товар будет передан продавцом первому перевозчику. Условие CIP обязывает продавца уладить все экспортные формальности.

DAF (delivered at fronteir) – c поставкой на границе. Это условие означает, что обязанности продавца считаются выполненными в момент прибытия товара на границу, однако до поступления на таможенную границу страны, обозначенной в договоре. Продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя в указанном месте и передать ему обычный транспортный документ, складской варрант и т.д.

Покупатель обязан принять товар в поименованном месте поставки на границе и нести ответственность за все его последующие перемещения, выполнить за свой счет все таможенные и иные формальности, нести расходы по выгрузке товара по его прибытии в поименованное место поставки на границе. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента надлежащей передачи товара в его распоряжение в названном месте поставки на границе. Если необходимо покрыть риски страховым полисом, “Инкотермс” рекомендует продавцу и покупателю договориться, кто из них обеспечивает страхование товара на всем пути.

DES (delivered ex ship) – с судна (франко-порт назначения). Данное базисное условие используется только при морских и речных перевозках. Как и при условии CIF, продавец обязан за свой счет доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распоряжение покупателя на борту судна в пункте разгрузки, указанном в контракте. Он извещает покупателя о предполагаемой дате прибытия судна и предоставляет ему документы (коносамент и др.), дающие покупателю право на получение груза от перевозчика. Покупатель несет все риски и расходы, падающие на товар с момента, когда он был в действительности предоставлен в его распоряжение на борту судна.

DEQ (delivered ex guay) – с франко-пристани, с франко-причала (пошлина оплачена). Это условие используется только при морской и речной перевозке. Продавец несет все расходы по доставке товара в срок, обусловленный в контракте, на пристань (причал) в согласованном порту назначения, включая оплату фрахта и расходы по выгрузке товара и расположению его на пристани. Он предоставляет покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупатель мог принять товар и взять его с пристани. Покупатель несет все расходы и риски с момента, когда товар действительно предоставлен в его распоряжение на набережной в согласованном порту назначения после прохождения таможенной очистки.

DDU (delivered duty unpaid) – поставка до… без оплаты пошлины. Продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном пункте в стране-импортере. Продавец берет на себя все расходы и риски по перевозке товара к пункту назначения (кроме импортных пошлин, налогов и других расходов, а также расходов и рисков при оформлении документов на экспортируемый товар). Если стороны согласны, что продавец берет на себя улаживание импортных формальностей и обусловленные этим расходы и риски, то это должно быть ясно отражено в контракте.

DDP (delivered duty paid) – поставка до… с оплатой пошлины . Продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном пункте страны-импортера. Оно предполагает максимальные обязанности продавца и применяется при всех видах транспортировки.

Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения в стране импортера в срок, обусловленный договором, и передает покупателю документ, являющийся основанием для приема товара. При этом продавец за свой счет и риск заключает договор перевозки товара и несет все транспортные риски до пункта назначения.

Покупатель принимает товар, как только продавец надлежащим образом передает товар в его распоряжение в указанном месте назначения. Выгрузка товара, если иное не предусмотрено в контракте, также оплачивается продавцом. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента передачи товара в его распоряжение в поименованном месте назначения в стране импортера. Заключая контракт на этом условии, следует точно указать пункт назначения, в котором происходит переход рисков, в противном случае возможны расхождения в трактовке этого момента сторонами контракта, поскольку он (“критический момент”) может приходиться на портовый склад или на склад покупателя.

Понятие и назначение базисных условий поставки. Экономика мирового хозяйства обеспечила бизнесу широкий доступ к мировым рынкам. Товары продаются большими объемами практически во всех странах. По мере возрастания объемов и сложности международных продаж увеличиваются возможности возникновения разногласий и дорогостоящих споров, когда купли-продажи составлены не должным образом. Практика торговых отношений выявила наиболее часто встречающиеся условия товарного обмена и соответствующие им обязанности продавца и покупателя за определенные действия а, соответственно, распределение затрат, включаемых в цену товара.

Базисные условия поставки товаров – это общепризнанные торговые обычаи, соответствующие содержанию и характеру международных сделок.

Расходы по доставке товаров, которые в соответствии с базисными условиями несет продавец, включаются в цену товара, образуя ее основу – базис (поэтому базисные).

Чтобы исключить противоречие между продавцом и покупателем в толковании базисных условий, Международная торговая палата выпустила в 1936 г. свод Международных правил для точного определения торговых терминов (Первоначальное название «Торговые термины»). Поправки и дополнения были сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 гг. в документе Инкотермс (Международные правила по толкованию торговых терминов). В настоящее время действует редакция Инкотермс-2000, приведенная в соответствие с современной практикой международной торговли.

Международная торговая палата подчеркивает, что Инкотермс отражает отношения между продавцами и покупателями только в рамках договора купли-продажи и в определенных аспектах. Необходимость пересмотра Инкотермс-1990 объясняется несколькими причинами. Во-первых, за прошедший период значительно возросло применение электронных средств связи: телексов, телефаксов и т.д. Стороны внешнеторговых сделок все чаще стали прибегать к форме передачи документов (счетов-фактур, транспортных документов) такими средствами, что ускоряет время их обработки.

Другой причиной, вызвавшей необходимость пересмотра Инкотермс, являются изменения способов транспортировки грузов (горизонтальные системы погрузки и выгрузки, смешанные способы перевозки, использование контейнеров). В ходе подготовки новых редакций был применен иной способ изложения торговых терминов с целью облегчения их чтения и понимания.

В соответствии с Инкотермс обязательства сторон сгруппированы под десятью заголовками, каждый из которых отражает обязанности одной стороны по отношению к другой.

Основные обязанности продавца:

1. Поставить товар в соответствии с контрактом.

3. Договоры перевозки и страхования.

4. Поставка.

5. Переход рисков.

6. Распределение расходов.

7. Уведомление покупателя.

9. Контроль – упаковка – маркировка.

10. Прочие обязательства.

Основные обязательства покупателя:

1. Оплата цены.

2. Лицензии, разрешения, формальности.

3. Договоры перевозки.

4. Поставка.

5. Переход рисков.

6. Распределение расходов.

7. Уведомление продавца.

8. Доказательство поставки, транспортные документы.

9. Инспекция товара.

10. Прочие обязательства.

Термин «поставка» используется в двух различных смыслах. Во-первых, для определения момента, когда продавец вы- полнил свои обязательства по поставке. Во-вторых, применительно к обязанности покупателя получить или принять поставку товара.

Выражения «судно» и «корабль» используются как синонимы.

Термин «франко» происходит от слова «свободно» и означает, что покупатель свободен от всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного за словом «франко» (свободно вдоль борта судно порт Таганрог).

Термин «фрахт» – провозная плата за перевозку груза по любым путям сообщения, в особенности по водным. Перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо ответственное за использование транспортного средства. Термин «Таможенная очистка» товара включает уплату таможенных платежей; выполнении всех административных действий.

Базисные условия внешнеторгового контракта купли-продажи определяют момент перехода права собственности на товар, от продавца к покупателю, следовательно, и риски его случайной гибели.

Приоритет в выборе базисного условия поставки имеет покупатель. Правильный выбор во многом определяет выгодность сделки. При выборе базисных условий контракта надо стремиться к тому, чтобы доставку груза и оформление доку- ментов за пределами государства организовывал и оплачивал иностранный контрагент.

Краткая характеристика базисных условий поставки

В Инкотермс-2000 условия сгруппированы в четыре категории и включают 13 терминов.

Группа Е - Отправление

EXW - Франко завод (название места)

Группа F - Основная перевозка не оплачена

FCA - Франко перевозчик (название места назначения)

FAS - Франко вдоль борта судна (название порта отгрузки)

FOB - Франко борт (название порта отгрузки)

Группа С - Основная перевозка оплачена

CFR - Стоимость и фрахт (название порта назначения)

CIF - Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения)

CPT - Фрахт/перевозка оплачена до … (название места назначения)

CIP - Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (… название места назначения)

Группа D - Прибытие

DAF - Поставка до границы (… название места поставки)

DES - Поставка с судна (название порта назначения)

DEQ - Поставка с пристани (… название порта назначения)

DDU - Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения)

DDP - Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения)

Условия Инкотермс сосредоточены на обязательстве продавца по поставке. Риск потери или повреждения товара, а также обязательство нести расходы, связанные с товаром, переходят от продавца к покупателю, когда продавец выполняет свои обязательства поставки товара.

Группа «Е» возлагает на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте – обычно в собственном помещении продавца.

Группа «F» предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупате- ля.

Группа «С» возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать транспортные расходы, обязательно должен быть указан после соответствующего «С»-термина.

Группа «D» предполагает, что продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товара до этого места. Таким образом, «D»-термины означают договоры прибытия, тогда как «С»-термины говорят о договорах отгрузки.

Термины Инкотермс-2000 предусматривают различные виды транспортировки. Любой вид транспортировки возможен при базисных условиях: EXW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP. Только морской или водный транспорт предусмотрен при базисных условиях поставки: FAS, FOB, CFR, CIF, DES, DEQ.

Источник - Внешнеэкономическая деятельность: курс лекций / В.М. Безуглая. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 80 с.

Транспортно-экспедиторские предприятиям, как правило, предоставляется скидка за фрахт судов и других транспортных средств. Это уменьшает фрахтовые расходы их клиентов, то есть компенсирует стоимость услуг ТЭП.

Стороны заключают контракт, чаще всего недостаточно осведомлены о различиях в торговых порядках стран, где находятся коммерческие предприятия партнеров. Это может привести к спорам, судебных разбирательств, которые влекут за собой потери времени и финансовый ущерб. Чтобы избавиться от этих проблем, четко определить обязанности сторон и уменьшить риск юридических осложнений, в договорах (контрактах) купли-продажи, Международной торговой палатой (на английском - International Chamber of Commerce (ICC), в 1936 были разработаны торговые термины, представляют собой универсальный набор базовых условий, знание и применение которых облегчало осуществление торговых операций. Они основывались на международной торговой практике и обычаях. Сборник назывался "Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс" (International Commercial Terms). Изменения в Инкотермс вносились в 1953, 1967, 1980, 1990, 2000 годах. С 1 января 2011 вступила в действие новая редакция правил Инкотермс, которая получила название "Инкотермс 2010" .

Базисные условия поставки упрощают процесс разработки и заключения контракта, помогают партнерам найти способ распределения ответственности.

В контракте купли-продажи базисными условиями поставки являются условия, определяющие:

1) права и обязанности сторон по поставкам проданных товаров:

Кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территории стран экспортера, импортера, транзитных стран, а также при перевозке морским, речным, воздушным транспортом;

Состояние груза по транспортного средства, определяет обязательства продавца установленной в контракте цену доставить груз в определенное место или погрузить товар на транспортное средство или подготовить его к загрузке, или передать транспортной организации;

Обязательства продавца по упаковке и маркировке товаров, а также обязательства сторон по страхованию грузов;

Обязательства сторон по оформлению коммерческой документации в соответствии с действующим в международной торговой практике требованиями;

Где и когда переходят от продавца к покупателю права собственности на товар;

2) момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара и расходы, которые могут возникнуть в связи с этим.

Обязательства продавца и покупателя, приведенные в Инкотермс-2010 по каждой из базисных условий, перечисленные в таблице 10.1.

Таким образом, базисные условия поставки определяют, кто несет расходы по транспортировке товара от продавца к покупателю. Издержки, которые несет экспортер, включаются в цену товара (иногда они достигают 40-50% цены). Базисные условия устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень цены.

Таблица 10.1. Обязательства контрагентов

А. Обязательства продавца

В. Обязательства покупателя

А1. Предоставление товара в соответствии с условиями контракта

В1. Уплата цены

А2. Оформление лицензий, разрешений и выполнения других формальностей

В2. Оформление лицензий, разрешений и выполнения других формальностей

А3. Оформление контракта перевозки и страхования

В3. Оформление контракта перевозки и страхования

А4. Поставка (товара)

В4. Принятие поставки (товара)

А5. Переход рисков

В5. Переход рисков

А6. Распределение расходов

В6. Распределение расходов

А7. Сообщение покупателю

В7. Сообщение продавцу

А8. Доказательство поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения

В8. Доказательство поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения

А9. Проверка, упаковка, маркировка

В9. Проверка товаров

А10. Другие обязательства

В10. Другие обязательства

ИНКОТЕРМС содержит 11 коммерческих терминов, сгруппированных по четырем категориям. По каждой условием определяются обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Термин "Франко", который используется при обозначении базисных условий означает, что покупатель свободен от риска и всех расходов по снабжению товара до пункта, обозначенного после слова "франко" (табл. 10.2).

Таблица 10.2.

Одиннадцать терминов Инкотермс-2010 разделены на две группы:

1. Базисные условия поставки для любого вида или видов транспорта: EXW, FCA, CIP, CPT, DAT, DAP, DDP.

2. Базисные условия поставки для морского и внутреннего водного транспорта: FAS, FOB, CFR, CIF.

И. Группа "Е" требует от продавца лишь предоставить товар в распоряжение покупателя на своей собственной территории и поэтому он не несет никаких рисков и потерь по доставке груза

1. EXW - "франко-завод (франко-склад) продавца". Это условие поставок предполагает, что продавец выполнил свои обязательства по доставке товара в момент его передачи покупателю или уполномоченному им лицу со своего предприятия или склада. Продавец (если иное не оговорено сторонами в контракте) не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем и за его таможенную очистку (оплата необходимых таможенных сборов). Покупатель за свой счет обеспечивает отгрузки и транспортировки в пункт назначения и берет на себя все связанные с этим расходы и риски. Таким образом, это условие поставок содержит минимальные обязательства для продавца; соответственно и цена товара, продан по условиям EXW, будет наименьшей по сравнению с другими базисными условиями поставки. Однако это условие не должна применяться, когда покупатель по причинам, от него не зависящим, не может выполнить или обеспечить выполнение таможенных формальностей, связанных с экспортом товара. В этих случаях поставки необходимо осуществлять на условиях "франко-перевозчик" (FCA).

II. Группа "F" терминов требует от продавца доставки товара для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. Договоры на этих условиях относятся к договорам отправления.

2. FCA - "франко-перевозчик". Это условие означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара в момент передачи очищенного для экспорта товара перевозчику, который указал покупатель, в названном месте или пункте. Если этот пункт в контракте точно не указан, продавец может по своему усмотрению выбрать пункт передачи товара перевозчику в пределах оговоренного в контракте района. В ряде случаев (при транспортировке по железной дороге или воздушным транспортом) договор с перевозчиком заключается продавцом, но делает он это за счет покупателя и на его риск.

Это условие поставки может применяться по любым способом поставок, включая смешанные перевозки.

Под перевозчиком понимают лицо, которое в соответствии с договором перевозки, обязуется сделать или обеспечить транспортировку товара по железной дороге, автотранспортом, воздушным транспортом, морем или по внутренним водным путям, или смешанные перевозки. Если в соответствии с инструкциями покупателя продавец должен передать товар лицу, не являющемуся перевозчиком, то считается, что продавец выполнил свои обязательства на момент, когда товар перешел на ответственное хранение до этого лица.

3. FAS - "свободно вдоль борта судна". В этих условиях поставки продавец выполняет свои обязательства по поставке в момент, когда товары размещены "вдоль судна" на причале или на баржах-лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски повреждения товара берет на себя покупатель. Покупатель также должен обеспечить таможенную очистку товара в стране экспортера. Соответственно эта условие поставок не должна применяться, когда покупатель по объективным причинам не может обеспечить выполнение формальностей, связанных с экспортом товара.

4. FOB - "франко-борт" или "свободно на борту судна". Условие поставки FOB означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара в момент, когда последний пересек борт судна в согласованном сторонами порту отгрузки. Таким образом, риск потери или повреждения товара переходит от продавца к покупателю именно в этот момент.

При отгрузке на условиях FOB продавец должен обеспечить очистку товара для экспорта. В случаях, когда пересечение товаром борта судна не имеет большого значения (например, в случае перевозок на судах-рокеры или при контейнерных перевозках), применяется условие поставки FCA.

III. Группа "С" терминов требует от продавца заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Договоры на этих условиях относятся к отгрузочных контрактов.

5. CFR - "стоимость и фрахт". В этом случае продавец оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой груза в указанный пункт назначения.

В то же время риск потери или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент пересечения груза борту судна. Покупатель берет на себя также другие дополнительные расходы, которые могут возникнуть уже после погрузки товара на судно. Продавец, однако, должен обеспечить свободный вывоз груза из своей страны (оплатить все таможенные пошлины).

6. CIF - "стоимость, страхование и фрахт". По всем признакам CIF аналогичное CFR. Отличие заключается лишь в том, что продавец должен застраховать груз от риска повреждения или потери в процессе транспортировки. Продавец заключает договор со страхователем и платит ему страховую премию.

Однако при заключении договора по условиям CIF покупатель должен исходить из того, что продавец обеспечит минимально возможное страхование товара. Продавец также должен обеспечить таможенную очистку товара для экспорта.

7. СРТ - "перевозка оплачена до". На условиях СРТ продавец оплачивает стоимость перевозки груза в указанный пункт назначения. Риск потери или повреждения товара так же, как и все дополнительные расходы, возникающие после передачи товара перевозчику, переходят к покупателю в момент принятия груза перевозчиком.

При этом под перевозчиком понимают лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или обеспечить транспортировку товара по железной дороге, автотранспортом, морем, воздушным транспортом или внутренним водным путям или путем смешанной перевозки. Если для транспортировки груза использовались несколько перевозчиков, риски переходят с продавца на покупателя при передаче товара первому перевозчику. Продавец, однако, должен обеспечить очистку товара для экспорта.

8. СИР - "перевозка и страхование оплачены до». СИР имеет много общего с CIF. Используется любой вид транспорта. Применяется, как правило, при смешанных перевозках. Продавец должен заключить договора перевозки и страхования, обеспечить таможенную очистку груза. Однако так же, как и при транспортировке по условиям CIF, продавец должен обеспечить минимально возможное страхование груза.

IV. Группа "D" терминов, согласно которой продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в пределах страны импорта, и нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения. Договоры на этих условиях относятся к поставляющих контрактов.

9. DAT - "поставка на терминале" (название места назначения) означает, что продавец выполнил свои обязательства, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, доставлен им в согласованный терминал указанного места назначения. Под термином "терминал" понимается любое место, в т.ч. авиа / авто / железнодорожный карго терминал, причал, состав и др. Условие DAT возлагает на продавца обязанность нести все расходы и риски по транспортировке товара и его разгрузки на терминале, включая (где это потребуется) любые экспортные сборы из страны назначения. Под словом "сборы" в данном случае понимают ответственность и риски по проведению таможенной очистки, а также за уплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

10. DAP - "поставки в пункте" (название места назначения) означает, что продавец выполнил свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, предназначенный для разгрузки с транспортного средства, прибывшего в согласованное место назначения. DAP возлагает на продавца обязанность по экспортному таможенной очистке товара.

11. DDP - "поставка с оплатой пошлины" (название места назначения) означает, что продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется) любые импортные сборы в стране назначения. DDP не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как НДС), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи. Тогда как термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца.

  • 8. Инвестиционный проект, его жизненный цикл и основные фазы.
  • 9. Основные методы управления персоналом и их особенности
  • 10. Деловые совещания как форма управления персоналом.
  • 3. Анализ совещания??????
  • 11. Деловые переговоры как форма организации деятельности руководителя.
  • 12. Основные принципы и функции маркетинга в современных условиях
  • 13. Основные элементы комплекса маркетинга и их взаимосвязь
  • 15. Особенности и проблемы анализа внешнего рынка.
  • 16. Стимулирование сбыта в деятельности компании.
  • 17. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товара на рынок. Особенности маркетинговых коммуникаций во внешней торговле.
  • 18. Маркетинговое планирование: основные этапы, виды и значение.
  • 19. Транспортные особенности базисных условий поставки инкотермс 2000-2010
  • 20. Правовое регулирование внешнеторговых перевозок.
  • 21. Посредничество во внешнеторговых перевозках.
  • 22. Сущность, значения, задачи и принципы логистики. Современные тенденции в логистике.
  • 23. Характеристика базисных концепций логистики.
  • 24. Основные задачи и способы оптимизации закупочной логистики внешнеторгового предприятия.
  • 25. Основные задачи и способы оптимизации транспортной логистики.
  • 26. Основные задачи и способы оптимизации складской логистики. Классификация запасов. Логистический подход к управлению запасами.
  • 27. Понятие валютной системы, ее виды и основные элементы, ее определяющие. Эволюция мировой валютной системы.
  • 28. Виды балансов, характеризующих состояние внешнеэкономических связей страны. Платежный баланс рф.
  • 29. Международные валютно-кредитные и финансовые организации.
  • 30. Валютное регулирование и валютный контроль в рф на современном этапе.
  • 31. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов.
  • 33. Бизнес-план и его значение для привлечения иностранных инвестиций.
  • 34. Методы оценки стоимости компании при ее покупке или продаже.
  • 35. Бухгалтерская отчетность организации: ее состав и содержание основных отчетных форм; методы анализа отчетности.
  • 36. Психологические особенности деятельности менеджера вэо.
  • 37. Стрессы в управленческой деятельности и способы снижения их влияния на работу менеджера вэд.
  • 38. Кросс-культурная психология в деятельности менеджера вэо
  • 39. Социално-психологический климат в коллективе внешнеторговой организации.
  • 40. Сравнительная характеристика мотивации исполнительной деятельности по Маслоу, Мак-Грегору, Алдерферу.
  • 41. Концепция мотивации труда менеджера по д.МакКлелланду
  • 42. Психологические предпосылки успешности проведения коммерческих переговоров с зарубежными партнерами
  • 43. Деловая презентация
  • 45. Взаимоотношения в коллективе вэо: сущность, виды, особенности формальных и неформальных взаимоотношений.
  • И его поведение
  • Предпола-гаемое поведение индивида в
  • Собственное поведение индивида а
  • 46. Психология формулирования устных распоряжений, контроля и оценки их исполнения.
  • 47. Типовые стили поведения менеджера в конфликтных ситуациях
  • 48. Корпоративная культура: сущность, структура, функции. Роль менеджера в формировании корпоративной культуры.
  • Элементы организационной культуры
  • Ритуалы как средство формирования и развития культуры
  • 49.Понятие лидерства и руководства в отечественной психологии. Виды лидерства и стадии руководства.
  • 1Создание команды
  • 50. Коммерческое предложение. Акцепт твердой оферты. Запрос. Заказ. Другие документы, необходимые для заключения сделки.
  • 51. Особенности вт операций по основным товарным группам (торговля сырьевыми товарами, товарами широкого потребления, машинами, оборудованием и услугами).
  • 52. Особенности международной торговли машинами и оборудованием. Роль машин и оборудования в мировом экспорте. Главные продавцы и покупатели сырья и машин и оборудования на мировом рынке.
  • 53. Особенности международной торговли товарами широкого потребления. Роль товаров широкого потребления в удовлетворении потребностей населения.
  • Роль обновления номенклатуры на структуру и динамику спроса на товары ширпотреба. Франчайзинг.
  • 54. Виды внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные, встречная торговля, бартер, компенсационные сделки).
  • 1. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе
  • 2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
  • 3. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве
  • 55. Структура контракта международной купли-продажи товара и его основные положения
  • 56. Условия и формы платежа в контракте международной купли-продажи товара.
  • 55. Международное разделение труда – основа международной торговли.
  • 56. Основные тенденции развития современной международной торговли.
  • 57. Внешнеторговая политика и средства ее осуществления.
  • 59. Россия в современной структуре международной торговли товарами и услугами.
  • 60. Внешнеторговая политика России и основные средства ее осуществления.
  • 61. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли в России – их взаимосвязь и взаимодействие.
  • 62. Россия в процессах международной экономической интеграции.
  • 63. Присоединение России к вто – итоги завершения переговорного процесса.
  • 64) Право собственности в международной торговле
  • 65) Договор как основа экспортно-импортных операций: общий порядок заключения, основания и порядок изменения и расторжения договора.
  • 66) Доверенность и представительство в м/н экономических отношениях.
  • 67) Неустойка и возмещение убытков как форма ответственности за неисполнение договора.
  • 68. Коллизионные вопросы договорных обязательств в праве рф. Автономия воли и ее ограничения в экспортно-импортных операциях.
  • 69. Интеллектуальная собственность в м/н экономических отношениях
  • 70) Роль Венской конвенции в правовом обеспечении заключения и исполнения контрактов м/н купли-продажи товаров в России.
  • Часть I. Сфера применения и общие положения
  • 19. Транспортные особенности базисных условий поставки инкотермс 2000-2010

    Сущность и значение базисных условий поставки. Характеристика групп. Изменения в 2010 по сравнению с 2000. Особенности применения условий в зав-ти от вида транспорта .

    Инкотермс – документ, созданный международной торговой палатой, который является сводом международных торговых терминов. В нем заключены базисные условия поставки. Базисные условия поставки – элементы договора купли-продажи, определяющие обязанности сторон и распределение расходов и рисков между ними.

    Инкотермс имеет отношение только к контракту купли-продажи.!!!

    Инкотермс – факультативные условия, которые не обязаны применяться, но есть страны, где инкотермс обязательны – пример Испания.

    Инкотермс регламентирует :

      Обязанности продавца и пок-ля по договору купли-продажи, касающиеся доставки товара.

      Определяет место доставки товара

      Определяет момент перехода рисков утраты или повреждения груза с продавца на пок-ля

      Определяет момент перехода расходов по доставке товара с продавца на пок-ля

      Определяет расположение товара по отношению к транспортному средству.

    Экономическое значение – определяет составляющие цены товара. (цена товара; тара, упаковка, маркировка; оформление док-тов; таможенные формальности; проверка товара; внутренняя транспортная перевозка; погрузка, выгрузка в порту; морской фрахт; страхование груза)- важно для пок-ля

    Правовое значение – определяет момент перехода рисков повреждения или утраты груза (в этот момент продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке)- важно для продавца

    Инкотермс НЕ регламентирует момент перехода права собственности. Этот момент должен быть отдельно оговорен в контракте купли-продажи. (2 варианта: наступает в момент поступления оговоренных денежных средств на счет продавца- выгодно для продавца или наступает в момент перехода рисков)

    ИНКОТЕРМС – 2000 . Включает в себя 13 базисных условий поставки.

    Классификация торговых терминов :

    1) группа E – поставлено с завода. EXW

    2) группа F – группа отправления (основная перевозка не оплачена) FCA, FAS,FOB.

    3) группа С – основная перевозка оплачена. CFR, CIF, CPT, CIP.

    4) группа D – прибытие (товар должен прибыть в согласованное место назначения.) DAF, DES, DEQ, DDU,

    Из них для морского или внутр водного транспорта – FAS; FOB; CFR; CIF; DES; DEQ. Остальные используются при транспортировке любым видом транспорта.

    Ex - works

    Продавец считается выполнившим свои обязанности в момент предоставления им товара без таможенной очистки на своем складе.

    Документ – акт сдачи-приемки товара.

    Транспорт - любой

    FCA (free carrier ) франко перевозчик

    Продавец выполняет свои обяз-ти в момент передачи товара первому перевозчику. Документ – транспортная накладная или коносамент.

    Продавец обязан :

    загрузить груз в транспортное средство перевозчика, если передача товара на складе у продавца;

    передать товар перевозчику без погрузки, если передача товара – на терминале перевозчика;

    экспортные таможенные формальности.

    Д-т : накладная или коносамент

    Транспорт : контейнерные перевозки всеми видами транспорта

    Чаще всего это условие исп. при воздушных перевозках и автомобильных перевозках.

    FAS (free alongside ship) свободно вдоль борта судна

    Продавец обязан : экспортные таможенные формальности; разместить товар вдоль борта судна на указанном покупателем месте в оговоренном порту отгрузки. (момент перехода рисков и расходов)

    Покупатель обязан : оплатить перевозку от порта погрузки; оплатить погрузку; оплатить выгрузку;

    Документ: чистая доковая расписка

    Транспорт : морской

    Оно встречается в контрактах только тогда, когда товар классифицируется как генеральный груз и его доставка осуществляется морским транспортом на линейных ролкерных судах или на лихтерах. (Ролкер - грузовое судно с горизонтальным способом погрузки-выгрузки.) (Лихтер - грузовое несамоходное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.)

    FOB (free on board) свободно на борту

    Продавец обязан : экспортные таможенные формальности; погрузка;

    : пересечение грузом поручней судна в порту отгрузки

    Транспорт: морской

    Д-т: коносамент

    П-ль обязан: оплатить перевозку, фрахт, выгрузка; импортные таможенные формальности

    CFR (cost and freight)

    Продавец обязан : экспортные таможенные формальности, погрузка; перевозка;

    Момент перехода рисков и расходов

    Покупатель обязан : импортные таможенные формальности

    Выгрузка : по договору

    Транспорт : морской

    Д - т : коносамент

    CIF (cost, insurance and freight)

    Продавец обязан: экспортные таможенные формальности, погрузка, перевозка, страховка груза в пользу покупателя,

    Момент перехода рисков : пересечение товаром поручней судна в порту погрузки

    Момент перехода расходов : порт назначения

    Д-т: коносамент

    Покупатель обязан: импортные таможенные формальности

    Выгрузка: по договору

    Транспорт: морской

    Продавец должен заключить договор морского страхования грузов за свой счет, груз страхуется продавцом в пользу покупателя, так как именно на последнем лежат риски доставки товаров с момента пересечения ими поручней судна в порту отгрузки. Продавец должен застраховать товар на 110% его фактической стоимости, где 10% - гарантированная прибыль, которую покупатель потеряет, если товар или его часть будет повреждена или утрачена (полностью или частично).110% - покрытие минимальных рисков. Стоимость CIF = Ст перех риска + Ст трансп + Ст CIF * ((1.1*t страх)/100)

    CPT (carriage paid to) перевозка оплачена до..

    Продавец обязан : экспортные таможенные формальности, погрузка, перевозка

    Момент перехода рисков:

    Момент перехода расходов : пункт назначения

    Д-т: накладная

    Пок-ль обязан:

    Транспорт: любой

    CIP (carriage, insurance paid to..)

    Продавец обязан : экспортные таможенные формальности, погрузка, перевозка, страховка в пользу покупателя

    Момент перехода рисков: передача груза 1-ому перевозчику

    Момент перехода расходов : пункт назначения

    Д-т: накладная

    Пок-ль обязан: выгрузка, импортные таможенные формальности

    Транспорт: любой

    Чаще всего автомобильные, воздушные и мультимодальные перевозки

    DAF (delivered at frontier) доставлено до границы

    Продавец обязан: экспортные таможенные формальности, поставить товар в неотгруженом виде на пограничный пункт, перевозка до границы

    момент поступления товара на пограничный пункт

    Д-т: транспортная накладная

    Покупатель обязан: выгрузка, импортные таможенные формальности

    Транспорт: любой

    Используется при торговле с российскими компаниями из-за перелома норм права на границе (на территории России действует одна конвенция - СМГС, на территории Европы другая – CIM COTIF)

    Чаще всего железнодорожный транспорт, намного реже автомобильный.

    DES (delivered ex ship) поставлено с судна

    Продавец обязан: экспортные таможенные формальности, погрузка, перевозка

    Д-т: коносамент

    Момент перехода рисков и расходов: пересечение товаром поручней судна в порту назначения

    Покупатель обязан: импортные таможенные формальности, выгрузка

    Транспорт: морской

    Условие неудобно для продавца, он несет риски в течение всей перевозки, сложно объяснить пок-лю, почему он должен платить больше, чем за CIF.

    DEQ (delivered ex quay) доставлено с пристани в порту назначения

    Продавец обязан : экспортные таможенные формальности, погрузка, перевозка, выгрузка

    Д-т: доковая расписка

    Момент перехода рисков и расходов: размещение товара на пристани вдоль судна в порту назначения

    Покупатель обязан: импортные таможенные формальности

    Транспорт: морской

    DDU (delivered duty unpaid)

    Продавец обязан: экспортные таможенные формальности, погрузка, выгрузка, перевозка до пункта назначения

    Д-т: накладная

    Момент перехода рисков и расходов

    Пок-ль: импортные таможенные формальности

    Транспорт: любой

    DDP (delivered duty paid)

    Продавец обязан : экспортные таможенные формальности, погрузка, выгрузка, перевозка до пункта назначения, импортные таможенные формальности

    Д-т: накладная

    Момент перехода рисков и расходов : передача груза пок-лю в пункте назначения

    Пок-ль: принять товар

    Транспорт: любой

    ИНКОТЕРМС – 2011

    Изменения: 1) Новая структура: 2 группы терминов: 1- термины, используемые при перевозке любыми средствами транспорта; 2- термины, используемые при перевозке морским и внутр водным транспортом.

    3) необходимо указывать место и год ИНКОТЕРМС

    Всего 11 терминов

    DAT (delivered at terminal)

    Продавец считается выполнившим свои обязанности, когда товар разгруженный с прибывшего транспортного средства предоставлен в распоряжение пок-ля в согласованном терминале или месте назначения.

    DAP (delivered at place)

    Продавец считается выполнившим свои обязанности, когда товар предоставлен в распоряжение пок-ля на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке в согласованном месте.

    В 2010 убрали: DAF и DDU

    В FOB, CFR, CIF убрали понятие «поручни судна» как пункта поставки, т.к. этот товар считается поставленным, когда он на борту судна.

    Теперь если продавец грузит – FOB, если не грузит - FAS

    Убрали DES и DEQ

    Также с целью уточнения в соответствующие термины наряду с обязанностью продавца по погрузке товара, включена обязанность «предоставление отгруженного товара» при продаже товара в пути.

    Базисные условия поставки можно указать в статьях «Предмет контракта» или «Цена» (иногда они указываются в обеих этих статьях) либо выделить в самостоятельную статью контракта, что практикуется не часто.

    Базис поставки обязательно увязан с ценой и определяет важные элементы взаимных обязанностей сторон контракта по продвижению товара от Продавца к Покупателю, обеспечению транспортными средствами, погрузке и выгрузке товара, оформлению необходимых документов, проведению таможенного оформления, распределению между сторонами расходов по транспортировке, экспедиторским услугам, страхованию товара и др.

    Значение базисных условий поставки

    Базисные условия (базис) поставки определяют следующие обстоятельства исполнения контрактных обязательств:
    — место и момент выполнения Продавцом своих обязательств по поставке товара, т.е. передачи товара в распоряжение Покупателя (обычно это считается также моментом перехода права собственности с Продавца на Покупателя, хотя в Инкотермс о праве собственности не упоминается), соответственно, этот день считается датой поставки;

    — момент, до которого все расходы, связанные с поставкой товара, несет Продавец, а последующие расходы ложатся на Покупателя;

    — момент перехода с Продавца на Покупателя рисков утраты товара (полной или частичной) или его повреждения, причем, если Покупатель надлежащим образом не принимает поставку (например, к установленному сроку им не предоставлены транспортные средства, не вывезен товар со склада Продавца), переход расходов и рисков на Покупателя может предшествовать физической отгрузке товара.

    В мировой коммерческой практике применяется достаточно много разных базисных условий, причем основные различия между ними сводятся к определению места сдачи товара Продавцом Покупателю и использованию того или иного вида транспорта. Вместе с тем от выбора базиса поставки зависит решение целого комплекса вопросов, включая исчисление уровня контрактной цены, отсчет сроков гарантии, сроков предъявления претензий и т.д.

    Применение Инкотермс

    В ранее упоминавшихся Рекомендациях при определении базиса поставки во внешнеторговых контрактах предусмотрено применение Инкотермс (этот документ, разработанный МТП, упоминался в п. 3.2). Название этого документа является сокращением от International commercial terms, в переводе на русский — «Международные коммерческие термины (условия)», что в отечественной внешнеторговой терминологии соответствует «базисным условиям поставки». В Инкотермс обобщена международная практика по толкованию наиболее широко используемых коммерческих терминов в области внешней торговли, что позволяет устранить неодинаковую интерпретацию их, возникшую в разных странах.

    Примечание. Инкотермс впервые был создан МТП в 1936 г. и в последующем неоднократно корректировался (в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг.) для приведения установленных правил в соответствие с меняющейся практикой международной торговли. В ныне действующей, седьмой по счету редакции Инкотермс-2000 учтено широкое распространение в последнее время зон, свободных от таможенных пошлин, увеличение использования электронной связи в торговых сделках и изменения в практике транспортировок.

    Инкотермс носит рекомендательный характер, но уже давно широко применяется в международной торговой практике, причем в последнее время активно внедряется и в торговую практику в пределах внутренних рынков. Отметим, что Инкотермс является обязательным для применения в части импортных операций на Украине, в Ираке и Испании, а в Польше признан торговым обычаем.

    В Инкотермс-2000 приведены наименования 13 коммерческих терминов и их подробное толкование. Они сгруппированы в 4 группы (англ. E, F, C, D) и расположены в определенной последовательности, отражающей увеличение ответственности Продавца и его расходов, что, естественно, влияет на повышение уровня контрактной цены.

    Перечислим их полностью в сокращенном и полном обозначении на английском языке и в переводе на русский язык:

    EXW (Ex Works…) — ЕХВ или «с завода» (с предприятия, со склада) либо «франко-завод» (в обозначенном месте);

    FCA (Free Carrier…) — ФСА или «свободно у перевозчика» либо «франко-перевозчик» (в обозначенном месте);

    FAS (Free alongside Ship…) — ФАС или «свободно вдоль борта судна» либо «франко-вдоль борта судна» (в обозначенном порту отгрузки);

    FOB (Free on Board…) — ФОБ или «свободно на борту судна» либо «франко-борт» (в обозначенном порту отгрузки);

    CFR (Cost and Freight…) — СФР или «стоимость и фрахт» (указывается порт назначения);

    CIF (Cost, Insurance, Freight…) — СИФ или «стоимость, страхование, фрахт» (название порта назначения);

    CPT (Carriage Paid to…) — СПТ или «перевозка (провозная плата, фрахт) оплачена до» (обозначенного пункта/места назначения);

    CIP (Carriage and Insurance Paid to…) — СИП или «перевозка и страхование оплачены до» (обозначенного места назначения);

    DAF (Delivered at Frontier…) — ДАФ или «поставлено на границе» (в обозначенном месте);

    DES (Delivered ex Ship…) — ДЕС или «поставлено с судна» (в обозначенном порту назначения);

    DEQ (Delivered ex Quay…) — ДЕК или «поставлено с пристани (с причала)» (в обозначенном порту назначения);

    DDU (Delivered Duty Unpaid…) — ДДУ или «поставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения);

    DDP (Delivered Duty Paid…) — ДДП или «поставлено с оплатой пошлины» (в обозначенном месте назначения).

    В контрактах после каждого базисного условия обязательно указывается определенное место поставки, пункт отгрузки или назначения. При этом желательно, чтобы место поставки было указано возможно конкретнее.

    Например, в импортном контракте может оказаться недостаточным указание «СИП Москва»; целесообразно указать пункт места поставки в пределах крупного города, например название склада получателя или иного конкретного пункта, куда иностранный Продавец обязан доставить товар.

    В тексте Инкотермс дано обстоятельное толкование каждого из вышеуказанных 13 базисных условий с изложением конкретных обязанностей Продавца и Покупателя по 10 следующим аспектам.

    N Обязанности Продавца Обязанности Покупателя
    1 Предоставление товара в

    соответствии с контрактом

    Уплата цены
    2

    формальности

    Лицензии, свидетельства и иные

    формальности

    3 Договоры перевозки и страхования
    4 Поставка Принятие поставки
    5 Переход рисков Переход рисков
    6 Распределение расходов Распределение расходов
    7 Извещение Покупателю Извещение Продавцу
    8 Доказательства поставки,

    транспортные документы или

    эквивалентные электронные

    сообщения

    Доказательства поставки
    9 Проверка — упаковка — маркировка Осмотр товара
    10 Другие обязанности Другие обязанности

    В качестве примера раскроем содержание двух терминов, один из которых предусматривает минимальные , а другой — максимальные обязанности Продавца.

    По условию ЕХВ «с завода» обязанности Продавца в общем виде сводятся к следующему:

    — предоставить товар в распоряжение Покупателя в месте поставки, обозначенном в контракте (на складе предприятия или в другом пункте), в оговоренную дату или в пределах оговоренного срока; если в контракте не конкретизированы место и срок поставки, Продавец осуществляет поставку в месте и в сроки, обычные для поставки аналогичных товаров; при этом Продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт в месте поставки;

    — подготовить товар для отправки в транспортабельном состоянии, обеспечить упаковку, необходимую для перевозки товара, которая должна быть надлежаще маркирована;

    — обеспечить за свой счет проверку товара (его качества, количества, размеров, веса);

    — известить Покупателя о дате и месте, когда и где товар будет предоставлен в его распоряжение;

    — предоставить Покупателю коммерческий счет, другие необходимые документы или эквивалентные им электронные сообщения (EDI);

    — нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки;

    — нести все расходы, связанные с товаром до момента его поставки;

    — по просьбе Покупателя оказать ему полное содействие в получении экспортной лицензии или другого официального документа, необходимого для экспорта товара.

    Продавец не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное Покупателем, и последующую транспортировку товара, равно как и за таможенную очистку товара для экспорта.

    Покупатель в свою очередь обязан:

    — уплатить контрактную цену, т.е. сумму, предусмотренную контрактом купли-продажи товара, что является первостепенной обязанностью Покупателя при любом базисе поставки;

    — принять поставку товара, как только он предоставлен в распоряжение Покупателя в соответствии с условиями контракта;

    — нести все риски потери или повреждения товара с момента поставки;

    — нести все расходы, связанные с товаром с момента поставки, и все дополнительные расходы, возникшие вследствие невыполнения обязанности принять товар после его предоставления в распоряжение Покупателя;

    — оплатить все пошлины, налоги, другие сборы и расходы на выполнение таможенных формальностей;

    — получить необходимую экспортную/импортную лицензию или другое официальное свидетельство и выполнить таможенные формальности;

    — представить Продавцу соответствующие доказательства о принятии поставки, например расписку в получении товара или подписанный обеими сторонами приемо-сдаточный акт.

    Покупатель сам обеспечивает подачу транспортного средства, погрузку товара и перевозку его до места назначения. Но у Покупателя могут возникнуть трудности в отношении погрузки товара на транспортные средства в стране Продавца. Тогда по взаимной договоренности сторон Продавец может взять на себя обязанность по погрузке товара в месте его отправки.

    В случае если Покупатель не в состоянии выполнить таможенные формальности в стране Продавца, следует вместо условия «с завода» использовать иной базис поставки — «свободно у перевозчика».

    Базисное условие поставки ДДП — «поставлено с оплатой пошлины» (в поименованном пункте) обычно применяется при поставке товара на склад Покупателя. При этом условии в обязанности Продавца входит:

    — предоставить товар в распоряжение Покупателя на транспортном средстве, прибывшем в обозначенное место назначения, в согласованную дату или в пределах согласованного срока;

    — обеспечить за свой счет упаковку, необходимую для поставки товара, которая должна быть надлежаще маркирована, и проверку товара по качеству и количеству;

    — заключить договор перевозки товара до места назначения;

    — получить экспортную и импортную лицензию или другое официальное свидетельство, выполнить все таможенные формальности, требуемые для экспорта и импорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны;

    — известить Покупателя надлежащим образом об отправке товара;

    — предоставить Покупателю коммерческий счет, деливери-ордер (свидетельство о доставке товара), или обычный транспортный документ (коносамент, железнодорожную, автодорожную, воздушную накладную или накладную смешанной перевозки), или эквивалентное электронное сообщение (EDI), которые могут потребоваться Покупателю для принятия поставки товара;

    — нести все риски потери или повреждения товара до момента его доставки в место назначения;

    — нести все расходы, связанные с товаром до момента поставки, включая оплату пошлин, налогов и прочих сборов.

    Обязанности Покупателя при этом базисе поставки минимальны в сравнении с другими базисными условиями, но все же значительны и включают следующие:

    — уплатить цену, предусмотренную контрактом купли-продажи;

    — принять поставку товара в месте назначения, оплатить выгрузку товара с прибывшего транспортного средства;

    — нести расходы, связанные с предпогрузочным осмотром товара (за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями страны экспорта);

    — принять требуемый деливери-ордер, или транспортный документ, или эквивалентное электронное сообщение, полученные от Продавца;

    — по просьбе Продавца оказать ему полное содействие в получении импортной лицензии или другого официального свидетельства, требуемого для импорта товара, а также других документов или эквивалентных им электронных сообщений, выдаваемых в стране импорта, которые могут потребоваться Продавцу для предоставления товара в распоряжение Покупателя;

    — нести все риски потери или повреждения товара с момента его поставки, а также дополнительные риски в случае невыполнения Покупателем своих обязательств (содействие Продавцу в получении импортной лицензии, извещение Продавца о времени и пункте принятия поставки в названном месте назначения);

    — нести все расходы, связанные с товаром, с момента его поставки и возможные дополнительные расходы при невыполнении Покупателем вышеуказанных обязательств.

    Покупатель может согласиться на исключение из обязательств Продавца некоторых расходов, подлежащих оплате при импорте, в частности налога на добавленную стоимость — НДС (англ. VAT), что должно быть четко оговорено в контракте, например, «поставляется с оплатой пошлины без оплаты НДС» (в обозначенном месте назначения).

    Если же Продавец не может обеспечить таможенную очистку товара и оплату таможенных пошлин, следует вместо условия ДДП применять ДДУ — «доставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения).

    Российским участникам ВТД можно порекомендовать иметь в постоянном пользовании Инкотермс-2000 на английском и русском языках. Подчеркнем еще раз, что Инкотермс содержит набор терминов, рекомендуемых для применения в целях международной унификации их толкования и использования в качестве базисных условий поставки в контрактах купли-продажи. Вместе с тем в разных странах продолжают действовать свои торговые обычаи и правовые нормы в отношении применения тех или иных терминов.

    Стороны внешнеторговых контрактов часто договариваются о применении Инкотермс-2000 либо в полном объеме, либо с какими-то изъятиями, о чем должно быть прямо указано в контракте. В последнем случае применима, к примеру, такая формулировка: «Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим контрактом, действует Инкотермс-2000». Стороны вправе использовать отдельные положения Инкотермс и без общей ссылки на него, а при необходимости модифицировать, уточнять или дополнять те или иные условия.

    Например, в контракте можно оговорить момент перехода с Продавца на Покупателя права собственности на товар, учитывая, что в зарубежных странах этот вопрос решается по-разному или совсем не регламентируется законодательством.

    Из перечисленных в Инкотермс базисных условий не все широко используются в международной торговле. В частности, редко применимы условия «поставлено с судна» и «поставлено с пристани». Следует подчеркнуть, что базисные условия ФАС, ФОБ, СФР и СИФ применимы только при водных перевозках, соответственно, их нельзя использовать при перевозках товаров иными видами транспорта. Условие ДАФ часто применяется при железнодорожных и автомобильных перевозках, а в нашей стране — еще при использовании трубопроводного транспорта.

    Базисные условия поставки, отличающиеся от Инкотермс

    Российским участникам ВТД необходимо знать, что наряду с указанными в Инкотермс терминами в торговле с рядом стран применимы иные базисные условия, предусмотренные в ОУП с зарубежными странами.

    Примечание . Так, согласно ОУП с КНР условие ФОБ при водных перевозках (морских и речных) трактуется иначе, чем в Инкотермс, а именно: расходы по погрузке товаров на судно несет Продавец; если иное не установлено контрактом, Продавец также несет расходы по укладке товаров в трюме и другие расходы, связанные с погрузкой товаров, и обеспечивает необходимые сепарационные материалы и вентиляционное оборудование, стоимость которых оплачивается Продавцом за счет Покупателя.

    В этих же ОУП предусмотрено, что поставки товаров при железнодорожных перевозках осуществляются на условиях «франко-вагон государственная граница страны продавца» , при автомобильных перевозках — «франко-борт автомобиль на складе пограничного приемо-сдаточного пункта» , при воздушных перевозках — «франко-борт самолета в аэропорту страны Продавца» , а при почтовых отправлениях — «франко-получатель» , тогда как условия ДАФ, ЕХВ, ФСА не применяются.

    В ОУП с Финляндией записано, что при железнодорожных перевозках поставки осуществляются «франко-вагон обусловленная в контракте пограничная станция» , а при автомобильных перевозках «франко-автотранспортное средство место погрузки» либо «франко-автотранспортное средство место назначения» .

    В отечественной внешнеторговой практике вместо обычного ФОБ, содержащегося в Инкотермс, часто применяется условие « ФОБ со штивкой (укладкой в трюме)» (FOB stowed), поскольку по сложившимся обычаям в российских торговых портах основные стивидорные работы производятся силами порта за счет грузоотправителя (Продавца). Аналогично при импортных операциях российский Покупатель заинтересован, чтобы иностранный Продавец обеспечил укладку товара в трюмы судна в иностранном порту, поскольку Покупатель не имеет договорных отношений с иностранным портом.

    Примечание. По сравнению с Инкотермс существенно отличается применение термина ФОБ в США. Согласно Единому торговому кодексу (ЕТК) США условие «ФОБ определенное место» может быть обозначено как «ФОБ место отгрузки» и «ФОБ место назначения», причем допустимы указания «ФОБ судно, вагон или другое средство транспорта». В нашем понимании это означает поставку на условиях франко-указанный пункт, причем не обязательно в порт, но и в любой сухопутный пункт (место) назначения.

    Факторы, влияющие на выбор базиса поставки

    При выборе базисных условий поставки полезно учитывать следующие факторы:

    — особенности товара, его свойства и габариты;

    — заинтересованность в сокращении или увеличении объема своих обязательств по поставке товара и передаче соответствующих обязанностей иностранному контрагенту;

    — возможности каждой из сторон контракта обеспечить транспортные средства для доставки товара в конечный пункт назначения с учетом осуществления перевозки одним или несколькими видами транспорта (в смешанном сообщении) по единому транспортному документу;

    — возможности использования альтернативных видов транспорта и маршрутов перевозки <1>;

    — скалькулированные совокупные транспортно-экспедиторские расходы, включая провозные платежи (ставки фрахта при водных перевозках, тарифы на перевозки другими видами транспорта), стоимость перевалок, хранения, экспедиторских услуг, страхования;

    — условия обработки грузов в местах погрузки, выгрузки и перевалочных пунктах;

    — величина различных пошлин, налогов и сборов, взимаемых на территории стран Продавца, Покупателя и возможных транзитных территориях;

    — особенности получения и оформления необходимых документов;

    — сложившаяся отечественная и зарубежная торговая практика;

    — собственный опыт коммерческой работы на зарубежных рынках, включая наличие или отсутствие деловых отношений с транспортными, экспедиторскими, страховыми и иными организациями, позволяющих обеспечить оптимальное продвижение товара от Продавца к Покупателю.

    Решающее значение для выбора базиса поставки и способа транспортировки имеет характер товара , называемого в транспортной сфере грузом . Перевозчики выделяют несколько видов грузов исходя из условий их транспортировки:

    генеральный груз (general cargo) — обычные тарные и штучные грузы, упакованные в ящики, мешки, короба, бочки и т.д.;

    навалочный, насыпной груз (cargo in bulk) — груз, перевозимый без упаковки, т.е. навалом, насыпью (руда, уголь, удобрения, зерно, песок, гравий и т.д.);

    наливной груз (cargo in tanks) — перевозимый в жидком виде в танкерах, железнодорожных и автоцистернах (нефть, нефтепродукты, виноматериалы);

    скоропортящийся груз (perishable cargo) — требующий специального температурного и воздушного режима при перевозке (плодоовощная, мясомолочная, рыбная продукция, виноматериалы);

    негабаритный груз, в том числе длинномеры и тяжеловесы (long and heavy goods) — имеющий размеры или вес, превышающие допустимые нормы для размещения в обычных транспортных средствах — на железнодорожных платформах, в большегрузных автомашинах;

    опасный груз (dangerous cargo) — легко воспламеняющийся, взрывоопасный, ядовитый, токсичный, радиоактивный и др., требующий специального обращения при транспортировке, перевалках, хранении во избежание причинения ущерба людям, имуществу и окружающей среде.

    Как явствует из приведенного краткого перечня, для перевозки определенных грузов используются специальные транспортные средства, в том числе танкеры, рудовозы, лесовозы, рефрижераторы, цистерны и т.д. Пищевые товары в замороженном или охлажденном состоянии, а также дозревающие в пути бананы надлежит перевозить в специальных железнодорожных мехпоездах, рефрижераторных автомашинах, морских судах — рефрижераторах, банановозах — или использовать скоростной воздушный транспорт. Для перевозки некоторых особо опасных грузов требуются специальные разрешения государственных органов стран Продавца, Покупателя и транзита.

    Каждой стороне контракта важно найти наиболее выгодное для нее соотношение между двумя величинами: контрактной ценой и транспортной составляющей. Продавец стремится свести к минимуму дополнительные расходы по доставке товара в пункт назначения, по возможности возложив их на Покупателя, чтобы получить намеченную реальную экспортную выручку. Покупатель же заинтересован сократить транспортные расходы, чтобы снизить фактическую импортную стоимость и при этом избежать чрезмерных обязанностей по изысканию транспортных средств, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению многообразной документации и других операций.

    В тех случаях, когда российский Продавец заинтересован минимизировать объем своих обязательств по поставке товара, выгодно ориентироваться на условия «с завода» или «франко-перевозчик». Последнее условие в российских условиях более предпочтительно, так как иностранному Покупателю трудно обеспечить таможенное оформление, тем более получение экспортной лицензии (если необходимо). Исходя из тех же соображений при морских перевозках вполне реальны условия ФОБ или ФАС (последнее предпочтительно при перевозках в контейнерах). По условию ФАС согласно Инкотермс-2000 таможенная очистка возложена на Продавца.

    Российский Покупатель, желающий возложить максимальный объем обязанностей на Продавца, может предусмотреть базисные условия ДДП или ДДУ, а также СИФ при водных перевозках и СИП при перевозках другими видами транспорта. Кстати, условие ДДП неприемлемо для российского Продавца, если он не располагает необходимой информацией о реальных суммах пошлин, налогов, сборов и о процедуре таможенного оформления в стране Покупателя.

    Российским участникам ВТД следует более внимательно относиться к определению базисных условий в контрактах и, в частности, избегать таких небрежностей, как указание «СИФ Москва», «СИФ Екатеринбург», если не предусмотрена транспортировка товара водным путем, либо «франко-склад получателя» со ссылкой на Инкотермс.

    Полезно еще запомнить, что в трех базисных условиях — ФОБ, СФР и СИФ — одинаково предусмотрено, что Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки в установленную дату или в пределах согласованного срока, а также что риски потери или повреждения товара переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки . В связи с этим надо твердо уяснить, что согласно Инкотермс при условии СИФ указанные риски не могут переходить на Покупателя в порту выгрузки .

    При морских перевозках на условиях СФР или СИФ Покупатель в момент заключения сделки нередко затрудняется указать точный порт назначения. В таких случаях в импортных контрактах можно записать группу портов одного бассейна, например черноморские порты России и/или Украины, балтийские порты России и/или стран Балтии.

    По желанию Продавца или Покупателя в контракте может быть указано не одно базисное условие, а два или более альтернативных варианта.

    Примечание. Например, при экспорте крупных партий нефти возможно указание следующих альтернативных условий поставки: ФОБ Новороссийск, и/или Туапсе, и/или Вентспилс, и/или Одесса, и/или ДАФ Адамово Застава, и/или Фенешлитке, и/или Будковце. Таким образом, предусматривается, что транспортировка российской нефти может осуществляться морским и трубопроводным транспортом. Первые четыре пункта — морские порты, в которых имеются терминалы для концентрации нефтетоваров, причем они расположены в двух бассейнах — Черноморском и Балтийском. В последних трех пунктах находятся нефтеперекачивающие станции магистральных трубопроводов, откуда нефть может направляться в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, Словакию и другие европейские страны.

    Страхование товара в пути

    Если Продавец обязан застраховать товар при транспортировке до обозначенного пункта назначения (условия СИФ и СИП), то условия страхования согласуются сторонами. Эти условия могут излагаться в специальной статье контракта, где целесообразно конкретизировать, на какую сумму Продавец обязан застраховать товар (желательно превышающую сумму контракта), в какой страховой компании (можно порекомендовать «Ингосстрах» или его зарубежные представительства и дочерние компании), от каких рисков (включая специальные), каким документом оформляется договор страхования (страховой полис, сертификат) и как этот страховой документ передается Покупателю.

    В Инкотермс предусмотрено, что страхование должно быть произведено у страховщика или в страховой компании, пользующихся хорошей репутацией. При отсутствии специальных соглашений о противоположном страхование осуществляется в соответствии с минимальным покрытием согласно Условиям Института по разработке грузовых терминов (Institute Cargo Clauses) Объединения лондонских страховщиков (London Underwriters) или любого подобного сборника договорных статей.

    Авторитетный страховщик «Ингосстрах» разработал на основе вышеуказанных условий Правила транспортного страхования грузов , применяющиеся в отечественной внешнеторговой практике на протяжении десятилетий.

    Согласно Инкотермс по требованию Покупателя и за его счет Продавец обязан произвести страхование от ряда специальных рисков — военных рисков, забастовок, мятежей и других гражданских волнений, если это возможно. Для российских условий при морских перевозках в зимний период существенное значение имеет страхование (за дополнительную плату) от ледового риска, так как зимой все порты, кроме Мурманска (куда доходит теплое течение Гольфстрим), периодически замерзают.

    В Инкотермс содержится еще указание о страховой сумме: страхование должно покрывать как минимум предусмотренную в контракте купли-продажи цену плюс 10% (т.е. 110%) и должно быть заключено в валюте контракта.

    Вполне естественно, в Инкотермс предусмотрены только обязанности Продавца по страхованию товара до определенного пункта и не упоминается об обязанностях Покупателя, ибо последний не имеет такого рода обязанностей перед Продавцом при любом базисе поставки. Однако Покупатель сам заинтересован позаботиться о страховании товара при перевозке водным, сухопутным или воздушным транспортом от места поставки товара Продавцом до конечного пункта назначения (условия ЕХВ, ФСА, ФАС, ФОБ, СФР, СПТ, ДАФ).