Педагогический проект «Экологическая тропа. Экологический проект Альпийская горка.Перспективный план на апрель -октябрь Когда лучше создавать альпинарий

Кольдяева Марина Юрьевна

воспитатель

МАДОУ детский сад №7 «Жар – птица»

г. Нижневартовск

Направленность проекта : взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим.

Вид проекта : творческий.

Цель проекта : Знакомство дошкольников с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о цветах.
2. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
3. Формировать навыки ухода за цветами.
4. Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Пополнять сенсорные ощущения.
6.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью цветов..
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Обогащать словарный запас детей и их знания о цветах.
  4. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Обеспечение проекта:

  1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
  2. Материально - техническое (фотоаппарат, посуда для экспериментов, лупа, пластмассовые ложечки для опытов, блюдца для экспериментов, салфетки)
  3. Экспериментальная площадка – клумба с цветами на территории детского сада.

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, наблюдения;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществляется на базе средних групп «А» и «Б» под руководством воспитателей. Проект реализовывался в совместной деятельности детей – педагога – родителей.

Формы организации проекта:

  1. Познавательные (аппликация, рисование, развитие речи, природный и социальный мир);
  2. Экологическая викторина “Цветики – семицветики ”;

Этапы осуществления проекта:

1.Организационный

  • подбор методической и художественной литературы.
  • определение тематики бесед,
  • подобор дидактических игр природоведческого содержания, направленных на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
  • систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
  • подбор опытов и экспериментов;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Воспитатель осуществляет введение в игровую ситуацию .

Детям приходит письмо: «У маленького олененка случилась беда. Ему негде жить и он просит ребят помочь ему – сделать красивую цветочную горку».

Рассказ воспитателя об альпийской горке.

2.Реализация проекта

Рисование :

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

Выставка рисунков “Цветочная горка для олененка ”

Прогулка:

Задание родителям: гуляя по городу обратить внимание детей на красивые клумбы, альпийские горки, цветочные композиции, рассмотреть их, сфотографировать.

Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о цветах.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер “Дождик и зернышко”

Игры и беседы по экологии:

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседы: «Вини- Пух идет на луг за медом», «Цветочные барометры», “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”, «Одуванчик»,
  2. Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Рождение цветка», «Если б я был цветком»

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “Где лучше посадить цветы?”
  2. “Наблюдаем, как прорастают семена астр”

Речевая деятельность:

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

  1. Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”, «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки»
  2. Составление сказки о цветах

Моделирование:

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

“Тюльпан ”

Релаксация:

Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

  1. Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
  2. Этюд “ Дождик и цветок”
  3. Игра – упражнение “Цветок – имя”

Оздоровление:

1. Физминутка “Цветы”, “Мой цветок”

2. Подвижная игра “Цветы и дождик”

3. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”

4. Гимнастика «Цветы-Волшебники»

Создание небольшой альпийской горки усилиями родителей, воспитателей и посильной помощи детей.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, рыхлили землю.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:
- Как доказать, что цветам нужен свет?
- Нужно ли цветам тепло?
- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.

Решение задач осуществляли в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

3. Обощающий

В ходе реализации данного проекта дети расширили представления о цветах. Путем исследования познакомились с их свойствами, особенностями жизнедеятельности. Дети узнали новые слова – понятия и названия. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.

Литература:

1. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе. //Детский сад от А.до Я. - 2009.№ 1. - С.152-158

2. Бобылева Л.П. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками.// Дошкольное воспитание. - 2010.№ 4. – С.38-43

3.Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

"Свидетельство о публи кации в СМИ" Серия А № 0005320

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Экологический проект «Альпийская горка»

Тип проекта: Творческий, групповой, совестно с родителями.

Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель - сентябрь 2016г.)

Актуальность:

Проблема сохранения природы и окружающей среды не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей культуры природолюбия, разносторонне-ценностного, уважительного и бережного отношения к животному и растительному миру.

Этот проект является одним из реальных и практических инструментариев развития экологического образования у дошкольников. Это своеобразная экспериментальная площадка для апробации новых форм, методов и подходов в области экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Современное оформление парков, скверов и приусадебных участков требует современного подхода к её оформлению. Одним из современных веяний является использование для их оформления Альпийские горки. Так в нашей группе «Дружные ребята» возникло желание сделать альпийскую горку на нашем участке, чтобы радовать не только нас, но и окружающих. Это придаст совершенно новый, современный вид нашему цветнику.

Проблема:

Для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников необходимо благоустройство и озеленение участка подготовительной группы детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны.

Цель

    Благоустройство и озеленение участка детского сада для обеспечения эстетики и создания комфортной ландшафтной зоны по осуществлению экологического и нравственного воспитания дошкольников.

    познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой. Закрепить знания детей о первоцветах,их строении и отличительных признаках. Познакомить детей со свойствами камней, почвы;

Задачи:

1. Формировать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

2. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей среды.

3. Осуществлять трудовое воспитание детей в процессе ухода за зелеными насаждениями;

4. Формировать у родителей установку на сотрудничество с педагогами;

5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной трудовой деятельности;

6. Пропагандировать охрану окружающей среды и формировать экологическую культуру родителей и младших дошкольников.

Участники проекта:

воспитатели подготовительной группы, дети, родители.

Методы проекта

наблюдения;

самостоятельное наблюдение;

коллективное наблюдение;

наглядные: тактильно–мышечная наглядность;

словесные: объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования.

Формы организации проекта:

Трудовая деятельность детей, родителей, воспитателей.

Ожидаемый результат:

развитие познавательного интереса детей, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Готовность родителей, детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды (благоустройство участка, посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы проекта:

1. Подготовительный: подбор методической, музыкальной, познавательной литературы, оборудования, пособий; выполнение творческих заданий.

2. Разработка проекта: довести до участников проекта важность данной проблемы.

3. Выполнение проекта по плану.

4. Презентация проекта «Альпийская горка»

План реализации проекта:

Основные мероприятия проекта участники

1. Подготовительный этап:

1 Оценка экологической ситуации территории подготовительной группы Воспитатели ДОУ

Сбор, анализ и систематизация информации по ландшафтному дизайну; о происхождении и видах культурных растений, особенностях выращивания, их свойствах и значении для здоровья. Воспитатели ДОУ

Приобретение семян для рассады, песка, чернозёма, инструментов, оборудования Воспитатели ДОУ, родители группы

2. Разработка проекта

Родительское собрание

информирование родителей о целях и задачах проекта;

привлечение к благоустройству и созданию Альпийской горки. Фёдорова Н.Н.

подбор растений цветников, деревьев и кустарников.

Воспитатели группы

Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта Родители, воспитатели

3. Практический этап. Выполнение проекта по плану:

Акция «Цветочное царство» посев семян на рассаду родители

Предпосевная обработка почвы Воспитатели группы

Постройка альпийской горки Воспитатели, родители, дети

Высаживание рассады однолетних и многолетних цветов Воспитатели

Экологический праздник и развлечения Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

Фоторепортаж «С места событий» Фёдорова Н.Н.

4. Презентация проекта:

Сообщение по реализации проекта Фёдорова Н.Н.

Фото экспозиция «С места событий»

Проведение «Праздника цветов» Воспитатели, музыкальный руководитель

Предварительный результат:

1. Выращивание рассады цветов.

2. Сбор мусора на территории ДОУ.

3. Предпосевная обработка почвы.

4. Разбивка цветников, клумб,

5. Высаживание рассады цветов в цветнике.

6. Обновление песка.

7. Покраска игрового оборудования, забора, веранды

Список литературы:

1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ: сборник статей. – Пермь, 2007г.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ авторы составители Л. С. Киселева, Т. А. Данилина – 2005.

3. Экология для начальной школы: игры и проекты. Цветкова И. В. – Ярославль: Академия развития, 1997

Альпийская горкаВыполнили:
Швецова Александра
Окунева Полина
Любова Екатерина
Руководитель: Мокина А.В.

«Если бы каждый
человек на клочке
земли своей сделал все,
что он может, как
прекрасна
была бы Земля наша».

Кто хотя бы раз в
жизни побывал в горах,
уже никогда не забудет
этот волшебный мир с
бескрайними
альпийскими лугами и
каменистыми
склонами.
Этим
и
объясняется
наше
желание
перенести
этот сказочный уголок
природы
в
нашу
реальную
жизнь.

Цель проекта

Воспитание у
обучающихся
трудолюбия и любви к
прекрасному в процессе
благоустройства
школьной территории.
Приобретение
обучающимися новых
умений и навыков

Задачи проекта

Ознакомление с проектированием, оформлением
приусадебного участка.
Развитие умений и навыков планировать свою
деятельность, используя знания, полученные в ходе
учебного процесса.
Привитие эстетического вкуса, экологического
образования, любви к природе.
Создание условий для социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья в современном
обществе.

Альпийская горка

Это участок сада с искусственным сооружением из
камней и растений высокогорной растительности.
Этот любимый многими элемент ландшафтного
дизайна берет свое начало и название высоко в горах, где
в расщелинах камней, как бы "вопреки суровой судьбе"
поселяются растения, поражающие разнообразием
форм и окраски цветов. Главным образующим фактором
таких уголков является камень, а растения лишь
дополняют и обрамляют глыбы. Подражая природе,
человек стал сооружать альпийские горки, отказываясь
от крупных растений и находя красоту в природной
форме камней, даже их щелях и трещинах.

Альпийская горка на
школьном участке это не только модный в
наше время атрибут
ландшафтного
проектирования, но и
важный декоративный
элемент, позволяющий
придать изюминку и
неповторимость
любому участку

Материалы для создания альпийской горки

камни
гравий
щебень
песок
известняковый
туф - травертин

Выбор места для альпийской горки

Альпинарий нужно разместить так, чтобы он
органически вписывался в окружающую его среду.
Не обязательно искать большое пространство ведь крохотные альпийские растения - не деревья,
и их на небольшом участке поместятся десятки.
Для альпинария выбирают, как правило, солнечное
место с достаточно аэрированной почвой на
таком участке, который хорошо виден с
небольшого расстояния.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа с которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Грибное царство», «Мини-водоем», «Казачье подворье», «Зеленая аптека», «Альпийская горка», «Цветник», «Метеостанция» и др.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Наш детский сад малокомплектный, территория небольшая, клумбы на территории сада недостаточно озеленены. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.

Педагогами ДОУ, активно используется экологическая тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята стали задавать много вопросов, и ждут на них ответы.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

— озеленение территории растениями;

— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

— создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Предполагаемый результат:

1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.

2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Создание атрибутов к видовым точкам.

5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 38».

Этапы реализации проекта

I этап: Поисково-исследовательский

— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;

— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;

— составление паспорта «Экологической тропы»;

— подготовить литературу по экологическому развитию детей;

— наметить план работы по реализации проекта.

II этап: Практический

— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;

— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;

— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;

— создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект – коллекции;

— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;

— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;

III этап: Заключительный

Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Василиса Прекрасная.

Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.

Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

Точки № 2, 3 «Цветники»

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Точка № 10 «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

«Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

Точка № 11 «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Точка № 9 «Зеленая аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений

Точка № 8 «Метеостанция»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется:флюгер, барометр, термометр, дождемер.

Точка № 7«Мини-водоем»

Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.

Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.


обустройство альпийской горки

Если на вашем дачном участке имеется какая-то неровность либо уступы, то вы можете сделать альпийскую горку.

В первую очередь стоит сказать о том, что подобного типа клумба весьма красива, спустя всего один год она будет покрыта прекрасными подушечками цветов, мхов и других трав.

При этом стоит сказать о том, что сам процесс обустройства такой территории, как альпийская горка своими руками является увлекательным занятием. Тут необходимо все продумать:

  • в каком месте высадить кустарник, относящийся к хвойным;
  • какие камни подойдет лучше;
  • выбрать многолетние растения, чтобы творение ваших рук целый год радовало вас разнообразием красок.

Стоит сказать и о том, что даже при бедой почве, то есть песчаной либо каменистой, которая не подходит для того, чтобы обустраивать другие цветники, альпийская горка в подобных условиях будет замечательно развиваться и цвести.


создание альпийской горки

Не каждый знает о том, что представляет собой альпийская горка. Своего рода гора из камней и растений на участке – это еще не альпийская горка. А вот красивые композиции, которые повторяют горные пейзажи с небольшими площадками из камня, небольшими кустарниками и многолетними растениями, которые долго цветут больше подходят под такое понятие.

Особенности создания проекта альпийской горки

Если есть возможность, то альпинарий должен быть:

  • изолированным от хозпостроек, площадок для детей и других подобных мест;
  • пропорциональным по отношению к общей площади всего участка;
  • расположен подальше от клумб с яркими цветами;
  • расположен в месте, где есть много солнца, около источника снабжения водой, если конечно есть возможность, то можно обустроить дополнительный полив;
  • по максимуму походить на горный пейзаж;
  • обустроен возле дома либо зоны для отдыха.

Про как обустроить альпийскую горку думали многие и только немногие, которые были более настойчивыми и смогли украсить свой двор такими холмами. С чего же начинается обустройство горки, понятно, что с подбора правильного места.

Чтобы такая клумба хорошо вписалась в общий дизайн и ландшафт сада, не обязательно искать большую свободную площадку, растения для альпинария компактные, и чтобы необходимо немного места, чтобы расположились рядом несколько десятков растений.

Такой размер как высота горки должна органично вписаться в имеющийся ландшафт. Следует опираться на то, чтобы форма, фактура и цвета на горке вписались в концепцию всего ландшафта.

Красиво горка будет смотреться, когда за ней будет располагаться небольшой кустарник или пышные маленькие деревья.

Как сделать альпийскую горку: инструкция


альпийская горка своими руками

Какие инструменты и материалы понадобятся для альпийской горки


Для реализации такого проекта вам понадобится следующее:

  • камни, которые относятся к одной породе, песок с речки, гравий, щебень, торф, дерновина, известняк, перегной, земля и растения для посадки;
  • колышки, рулетка, лопата, лом из металла, шнур, маленькая лопатка с длиной ручкой, ножницы, тачка, лейка и половник, с его помощью удобно доставать землю из узких отверстий.

Порядок действий


Если вы все приготовили, то можно приступать и план действий будет таковым:

  1. Любой из проектов начинается с того, что разбивается участок и наносится контур цветника, вот здесь и пригодятся подготовленные колышки и шнур. Площадь для горки расчищают, убирают верхний слой почвы. Его толщина должна составлять не более 40-ка сантиметров, затем необходимо хорошо прополоть подготовленный участок и убрать все сорняки.
  2. После того как вы все расчистите, на участке следует обустроить подушку из гравия, то есть засыпать слоем гравия, отходов от строительства либо шлаком. Толщина слоя должна составлять 10 см. подобный дренаж способен защитить корни от избытка влаги, не допуская попадания грунтовых вод под них, и поможет обеспечить правильную аэрацию.
  3. Прослойку водопропускающего типа необходимо сделать толще в местах где почва более плотная, илистая и бесструктурная, то есть слабо пропускает воду. Первым врагом альпийских горок является заболоченная местность, ведь растения, которые будут на ней расти, привыкли к легким каменисто-песчаным, кислым почвам.
  4. Сверху на дренажный слой, который является основой для альпинария, следует выложить подушку из песка, он должен иметь толщину в 5 см, хорошо затрамбовать и залить водой.
  5. После этого в равных частях перемешать дерн, перлит, кору сосны, песок, щепки деревьев, щебень с мелкой фракцией, торф, заранее измельченный, сфагнум и перегной.
  6. Не следует в данный слой добавлять много удобрения. Ведь слишком много удобрения приведет к тому, что все растения на горке вырастут либо слишком большими, либо вообще не вырастут, а просто погибнут. Подкармливать необходимо только определенные клубневые и луковичные растения, и при этом не часто и быть очень осторожными.
  7. Готовую смесь необходимо насыпать по всей горке, и таким образом смоделировать ее рельеф. Не нужно делать насыпь аккуратной и равномерной. На горке любого размера следует предусмотреть, где будут обрывы, тропинки, переходы, вершины.
  8. После засыпки земли вы можете начинать укладывать камни, а под них необходимо выстелить песок.

Как разложить камни для альпинария


Давайте более детально рассмотрим, какие камни необходимы для большой или маленькой горки, как они называются и методы их укладки.

Для того чтобы организовать такой экзотический цветник необходимо грамотно выбрать не только правильную породу камней, которые способны передать в грунт различные соли и металлы, но и сделают ее более кислой.

Обтесанные на протяжении многих лет ветром и водой породы, которые имеют неправильную форму, в ландшафте вашего участка будут иметь куда более выигрышный вид, по сравнению с породами вырезанными человеком. Осыпи камней должны быть похожи по своей структуре, а еще лучше, если они будут одинаковыми, но разные по своим размерам.

Самым лучшим вариантом для альпийской горки были и будут:

  • природный гранит;
  • известняк органического типа;
  • декоративный песчаник;
  • доломит;
  • лесной валун;
  • базальт;
  • травертин;
  • гнейс.

Не стоит собирать камни по полям и лугам. Можно купить подходящие в каменоломнях. Один камень может весить от 15 до 150 килограмм. Таким образом, для клумбы, имеющей размеры 1,5 на 3 метра, вам необходимо будет около тонны камней.

Начинать укладывать камни необходимо от подножья до верха, и переходить от камней большого размера до маленького. Изначально необходимо сформировать ядро альпинария. Для этого берут самый огромный и красивый камень и ставят его в углубление, это необходимо для того, чтобы он не шатался, а также его следует по бокам укрепить при помощи щебня.

Совет

Совет. Не следует делать укладку и соблюдать при этом равные пропорции и дистанцию, так как в природе камни располагаются хаотично, и чтобы ваша горка была похожа на творение природы стоит поступить также.


Во время закладки необходимо немного углубить не только сам центральный камень всей композиции, но и другие камни. Образовавшееся пространство между ними нужно засыпать земляной смесью, которую вы делали для альпинария, и полить из лейки, ведь в них вы будете высаживать растения.

Сверху прекрасно будет смотреться камень, имеющий форму конуса, которые символизирует вершину скала, а его окружают плоские камни.

При размещении камней дизайнеры ландшафта рекомендуют периодически отходить от всей композиции и просматривать ее с разных сторон на расстоянии. Альпинарий считается полностью готовым, только после того как он получит вид целостной и гармонично сформированной горы, пока даже без кустарников и других растений.

Но на этом весь процесс не заканчивается. Большие валуны должны полежать несколько недель для того чтобы прочно усесться в грунт. И только после этого, когда пройдет процесс оседания земли можно начинать обустраивать цветник на горке.

Выбор растений для альпийской горки


Растущие в жестоких климатических условиях высокогорья и закаленные низкими температурами и пониженным давлением атмосферы, сильными ветрами и перепадами температуры, растения для альпинария показывают выносливость в сложных климатических условиях России.

Чтобы организованный на вашей даче альпинарий на самом желе был похож на горный пейзаж, растения и кустарники следует выбирать по таким признакам:

  • неприхотливые к почве и климатическим условиям;
  • невысокий размер;
  • не быстрый рост;
  • без агрессивного метода размножения;
  • многолетнее развитие.

К почвопокровным и низкорослым растениям относят такие:

  • Молочай;
  • Живучка;
  • Папоротник;
  • Декоративная капуста;
  • Полынь;
  • Горноколосник;
  • Молодило;
  • Гейхера и многие другие.

Совет

Совет! Растения почвопокровного типа имеют мощную систему корней, и поэтому их следует размещать по склонам, чтобы избежать их размыва.


Растения, которые цветут для альпинария:

  • Эдельвейс;
  • Вероника;
  • Дриада;
  • Гвоздика;
  • Камнеломка;
  • Злаковый лютик;
  • Ползучий качим и множество других.

Совет

Совет! Каждое цветущее растение в общей композиции занимает сове место, так что цветы должны расти отдельно и не мешать друг другу. Тут важным моментом является то, чтобы добиться мягкого перехода оттенков на склонах горки. Этого весьма просто добиться, правильно скомбинировав растения по периоду их цветения.

Долгоцветущие растения бывают клубнолуковичные и луковые:
весенник;

  • Подснежник;
  • Кливия;
  • Гиациты;
  • Бабиана;
  • Мерендера;
  • Морисия;
  • Цикламен и множество других.

Совет

Совет! Сооружения альпинария из камня будут смотреться по максимуму декоративно, если вы будете знать период цветения растений. А также при высадке луковых растений в альпийской горке, которая имеет хороший дренаж, между ними следует оставлять достаточно места для того, чтобы они могли свободно разрастаться. Пустые некоторые время места следует замульчировать корой деревьев либо галькой.

К низкорослым травам для альпинария относятся такие как:

  • Лагурус;
  • Горец;
  • Алиссум;
  • Ковыль;
  • Трясунка;
  • Лириопе и другие подобные.

Совет

Совет! Растения, являющиеся травянистыми весьма привлекательными до конца осени, а другие уже завянут или еще не распустятся. Они являются своего рода фоном и украшают общий вид альпинария.

Небольшие кустарники для горки можно подобрать такие:

  • Барбарис;
  • Горная сосна;
  • Можжевельник;
  • Голубая ель;
  • Спирея;
  • Лиственница и другие подобные растения.

Совет

Совет! Изначально высаживаются кустарники и цветы, и под них выделяют наиболее просторные участки на горке. Не стоит садить их на самом верху либо в самом низу. Самое лучшее для них место рядом с большими камнями по краям горки, и расстояние между ними должно быть большим. Если все кустарники будут высажены правильно, то вам не нужно будет уделять особого ухода за ними. Определенные виды растений на зимний период накрываются специальными чехлами либо мешковиной.


Весьма часто в оформление альпинария включается мох. Пересаживаются пластинки мха из леса на камни в альпинарии таким образом. Изначально подушку мха чистят от родного грунта, а потом при помощи блендера ее тщательно перемешивают с сахаром (2 ложки) и 200 грамм кефира. Полученным раствором смазывают камни в местах, где будет высаживаться ковер из мха. Растения быстрее приживутся, если на протяжении 21 дня после посадки постоянно увлажнять почву.

Прекрасным дополнением альпинария может быть аккуратный зеленый газон.

Совет

Совет! Не стоит стараться расположить на горка как можно больше разных видов растений. Прекрасная композиция выйдет только в том случае, если вы узнаете побольше информации о различных растениях т сможете обеспечить даже малому количеству их видов приемлемый рост и развитие.

Схема посадки альпийской горки


растения для альпийской горки и их посадка

Между камнями вы можете оставить достаточное расстояние для нормального роста различных зеленых насаждений. Необходимо выкопать маленькую ямку, которую следует копать под наклоном и высадить в нее саженцы, расправить корни и присыпать землей, после чего утрамбовать. После окончания посадки горку поливают. Делать это следует сверху и к низу, потому как вода постепенно стекая, прекрасно пропитает почву и попадет прямо к корням растений.

При высадке розеточных цветов на горку не нужно высаживать их рядом с растениями почвопокровного типа. Почвопокровные имеют свойство быстро разрастаться и могут вытеснить другие более нежные растения.

Растения луковичного типа не будут разрастаться, если их посадить внутрь специального ограничителя, который можно сделать из старого ведра или банки, где нет дна.

Типы альпинариев


Интересное объединение камней и хрупких растений доставит огромное наслаждение любому человеку и заставляет погрузиться в раздумья и успокаивает нервы.

А вы после полученной информации можете только подобрать то, что вам больше всего нравится. И вас имеется большой выбор – это может быть:

  • в виде скалы с природными изломами на поверхности;
  • весьма сложным считается при оформлении склон горы с большими камнями и хвойными растениями;
  • склон террасированного типа со стенками подпорами разной высоты, формы и протяжности;
  • горная долина с пейзажами с ассиметрично расположенными группами камней;
  • лесной овраг, в котором будет располагаться родник либо искусственный водопад;
  • альпинарий в виде каменистой стенки – это небольшой холмик с беспорядочно разбросанными на нем камнями;
  • альпийская горка под названием чешская скала, которая имеет такую техническую особенность как слоистая кладка камней;
  • самой стильной из всех типов можно назвать альпийскую лужайку, на которой высаживают дикие растения, растущие только в горах.

примеры альпийских горок

Вывод:

Не стоит слушать тех людей, которые говорят о том, что создать альпинарий на своем участке можно всего за один день. Понятное дело, что это невозможно. Ну, только мини альпинарий, да и не в саду, а в квартире. Если желаете все сделать, как положено, то следует проложить дренаж, засыпать землю и сформировать горку в осеннее время, а цветы и камни раскладывать и высадить уже весной.