Казяева И.А. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции. Информационное влияние на человека: пути обеспечения информационной безопасности в современном мире Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного

Для эффективного управления развитием национальной экономики в интересах достижения стратегических и ближайших целей социально-экономического прогресса необходима идентификация важнейших факторов и условий обеспечения национальной безопасности.

Факторы – это различные объекты, процессы, явления, оказывающие влияние на какой-либо объект, процесс или явление. Факторы в обобщенном виде представляют собой причины, т.е. движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие их характер в целом или отдельные черты.

Национальная безопасность функционирует и развивается под воздействием вполне определенного набора факторов. Эти факторы по своему проявлению, источнику зарождения и направленности действия на систему могут подразделяться на объективные и субъективные, внешние и внутренние (рис. 6).

Рис. 6. Группы факторов,
влияющих на национальную безопасность страны

Факторы в отличие от условий всегда имеют количественную оценку, характеризующую их положительное или отрицательное воздействие на систему национальной безопасности. Однако дать точную оценку факторам не всегда удается в связи с косвенным влиянием ряда факторов на национальную безопасность.

Под системой факторов национальной безопасности понимается взаимосвязанная в процессе жизнедеятельности совокупность природных, климатических, социальных, политических, экономических, экологических, научно-технических, информационных и других условий, под воздействием которых развиваются все основные процессы в стране (рис. 7).

Часть факторов существует объективно и независимо от социального начала. Это, прежде всего, природные условия и ресурсы, а также зафиксированные на историческом этапе развития страны результаты предшествующей деятельности объектов безопасности с различными качественными и количественными оценками.

В современных условиях развития российского общества можно выделить ряд групп факторов обеспечения национальной безопасности.

Экономические факторы включают трудовые ресурсы, средства и орудия труда (основные производственные фонды), производственную, социальную и рыночную инфраструктуру, уровень жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики, стратегические запасы и т.п.

Рис. 7. Внутренние факторы
обеспечения национальной безопасности

Природно-климатические факторы объединяют топливно-энергетические, минерально-сырьевые, лесные, водные, земельные и биологические ресурсы, а также физико-географичес­кие факторы – климатические условия, рельеф, состав почв и т.п.

Факторы, синтезирующие влияние экономических и при­родных условий – формы общественной организации производства, направленность политики государства, совокупность мероприятий и целенаправленных воздействий по сохранению и воспроизводству природных условий и ресурсов, а также элементов экономической системы, обеспечивающих необходимое качество среды обитания человека, производственных процессов добычи и переработки ископаемых.

Социально-политические факторы обусловливают формирование систем расселения, а также выравнивание уровней экономического развития различных субъектов Российской Федерации, решение национальных и культурных задач, охрану здоровья, оборонные задачи и т.п.

Социально-демографические факторы представляют возрастной состав населения, уровень образования, правовой и политической культуры, показатели рождаемости и смертности, плотность и состав населения, заболеваемость населения и т.п.

Этнографические и этнополитические факторы – национальный состав населения, расселение этносов, рождаемость и смертность в различных этносах, культура межнационального общения, степень неравномерности социального, политического и экономического развития этносов.

Информационные факторы – размах и время циркуляции информационных потоков, направленность их движения, эмоциональная окраска информации, способы производства, защищенность тайн и секретов.

Общественно-политические факторы – уровень развития государства, общества, культуры, политических движений и партий, негосударственных институтов и подсистем обеспечения безопасности.

Военно-политические факторы – военная мощь, военный потенциал, военная политика, а также боеготовность Вооруженных Сил, уровень милитаризации и т.п.

Научно-технический прогресс можно рассматривать в качестве комплексного фактора, так как его воздействие распространяется на все перечисленные группы факторов.

Отметим, что три группы факторов – природно-климати­ческие условия, факторы, синтезирующие влияние экономических и природных условий, и уровень научно-технических и технологических достижений в совокупности можно объединить в обширную группу факторов, характеризующих безопасность среды обитания человека (рис. 8).

Рис. 8. Факторы, характеризующие безопасность среды
обитания человека

Природа (среда обитания), как фактор национальной безопасности, может по-разному влиять на безопасность любого государства. Так, например, на национальную безопасность России отрицательно влияет рост загрязненности мест традиционного проживания населения, наблюдающееся потепление климата, низкое качество почв, выпадение из севооборота огромных северных земель.

Опосредованно все эти факторы сказываются на производстве продуктов питания, а также на общем экономическом развитии нашей страны. С другой стороны, среда обитания как территория влечет за собой определенные военно-стратегические последствия. В частности, большая оперативная глубина, а также возможность рассредоточения стратегических объектов «горизонтальной эскалации», уязвимость с нескольких направлений, проблемы с дальней переброской войск таят в себе как положительный, так и отрицательный эквивалент национальной безопасности.

Среду обитания россиян определяют сегодня состояние вод, почв, техногенные воздействия (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия), бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные), космическая деятельность человека, солнечная активность и целый ряд других факторов.

Ежегодно России наносится вред более чем от 30 видов опасных природных процессов и явлений. Статистика чрезвычайных ситуаций, вызванных на территории России опасными природными процессами и явлениями, за ряд последних лет следующая (в процентном соотношении от числа чрезвычайных ситуаций): наводнения – 35%; ураганы, бури, тайфуны, смерчи – 19%; сильные или особо длительные дожди – 14%; землетрясения – 8%; сильные снегопады и метели – 7,5%; оползни, обвалы – 5%; сильные морозы и заморозки в вегетативный период – 3%; лавины – 2,5%; засухи – 2%; гололед, карстовые провалы, подтопления – по 1%; извержения вулканов – менее 1%; прочие – около 5%. Ежегодный экономический ущерб, наносимый природными явлениями, по экспертным оценкам, составляет 4–5 млрд р. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает 54-е место в мире по размерам ущерба и 57-е место по количеству пострадавших и погибших от стихийных бедствий.

Геополитические факторы безопасности страны объединяют такие факторы, как размеры и освоенность территории, протяженность и состояние государственных границ, а также характер отношений с сопредельными странами и имеющаяся геостратегическая инфраструктура.

В тесной взаимосвязи с географическим положением, размерами территории, состоянием экономики, политическим климатом в российском обществе находятся вопросы национально-го­сударственного устройства и демографической ситуации в стране. От их разрешения и урегулирования зависят внутренняя стабильность и безопасность страны. Население размещено по территории страны крайне неравномерно: основная часть населения проживает в Европейской части, тогда как главные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке.

К разряду важнейших факторов национальной безопасности относятся научно-технологические факторы. На национальную безопасность отрицательно влияют неравномерность развития фундаментальных и прикладных, гуманитарных и естественных наук, утечка мозгов за рубеж, низкий уровень расходов на НИОКР в ВВП. Среди факторов, способных негативно влиять на обеспечение научно-технологической безопасности, выделяются следующие: технологическая зависимость от какой-либо страны в стратегически важной для развития российской отрасли экономики; отставание в научно-техническом развитии; отсутствие единой государственной политики научно-технологического развития; недостаточная защита государством национальных технологий; невозможность внедрения передовых технологий мирового уровня; утрата конкурентоспособности национальной техники; неумение использовать в полной мере национальный интеллектуальный потенциал, способности квалифицированного персонала; отсутствие возможностей для использования новых технологий в производстве.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

  • основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
  • условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

  • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • в завершении процесса становления демократичного общества;
  • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

  • динамично развивающегося производства и рынка;
  • высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

  • нравственных ценностей общества;
  • традиций патриотизма и гуманизма;
  • культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

  • в обеспечении суверенитета;
  • в упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

  • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

  1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

В современном мире человек просто потопает в массе информации, которая постоянно воздействует на него.

Куда не глянь – повсюду источники информации, которые, безусловно, оказывают .

В этой статье мы поговорим о том, каким является информационное и как в связи с этим человеку защитить себя и снизить уровень манипулирования его сознанием.

Ведь окружающая информация оказывает воздействие на потребности человека, его устремления, цели и желания.

Путем определенной подачи информации можно заставить сделать человека все, что угодно.

Для начала давайте разберемся с тем, что такое информация.

Информация – это…

Можно дать такое определение этого термина.

Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-то.

Человек получает информация от телевидения, радиовещания и связи.

Традиционные средства:

  • печатные периодические издания средств массовой информации (газеты, журналы и пр.);
  • художественная, учебная и научно-публицистическая литература;
  • телерадиовещание;
  • театрально-концертная деятельность;
  • кинопрокат;
  • музеи;
  • выставки и т.д.;
  • электронные источники.

К современным способам информации относятся:

  • печатные (вся информация находится на бумажной основе или другого рода основе)
  • эфирные (звуковые источники)
  • электронные.

К электронной системе можно отнести радиотелефонные сети, аудио- и видеозаписи, компакт-диски и, конечно же, компьютерные системы с глобальной Интернет-сетью.

Все перечисленные способы массовой информации имеют огромное значение в жизни общества, оказывают прямое или косвенное влияние на человека.

Средства массовой коммуникации способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных обществ, что «информационные бомбы» входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических.

И СМИ не просто способны они делают это сейчас.

И созидательную, и разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить.

Из-за обилия информации человеку трудно ориентироваться в информационном потоке, отличить ложную информацию от правдивой. Широкое распространение получила на рынке информационных услуг так называемая «желтая пресса», дающая информацию без комментариев или ту, за которую она не несет юридической ответственности.

В нашей стране проходит настоящая революция в области развития информационных сетей. Свободу вещания получили зарубежные радиостанции, кроме государственных, появились частные телерадиокомпании, спутниковые системы связи.

Что нужно делать, чтобы обезопасить себя от негативного влияния СМИ?

1) Прежде всего, необходимо выработать активную жизненную позицию.

Для этого нужно иметь информацию по интересующему вас вопросу из разных источников, уметь анализировать эту информацию, чтобы сделать вывод о том, где, в каком источнике информация более полная и достоверная. Надо учиться давать объективную оценку происходящим событиям.

Здраво анализировать и рассуждать.

2) При получении информации необходимо знать, в чьей собственности находится данное средство массовой информации (государственное ли оно или частное), чтобы понять целевую направленность той или иной информации.

3) Вести здоровый образ жизни. Исключить вредные привычки. Так как ослабленным больным и обессиленным человеком проще управлять и манипулировать.

4) Расширять свое сознание. Пытаться воспринимать информацию комплексно и многогранно.

Средства массовой коммуникации становятся все более значительным фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте.

К потреблению информации нужно подходить осознанно, так же как и к продуктам, которые вы отбирается для вашего употребления.

Информация, на которую опирается человек, строит его действительность, определяет его мировосприятие.

Поэтому следует быть осознанным в восприятие поступающей информации.

Задумайте о том, как вы воспринимаете информацию. Уделите внимание обдумыванию этой статьи. А теперь ответьте себе на вопросы:

  • Смотрите ли вы телевизор?
  • Верите ли вы всему, что слышите по новостям?
  • Влияет на вас реклама? (Многие люди совершенно четко уверены в том, что уж на них реклама точно не влияет, но стоит им сравнить список тех вещей, которые они покупают с тем, что рекламируют по телевизору, как их мнение меняется)

Однако все большее количество людей осознают, что смотреть телевизор – это пустая и неочень полезная трата времени. Но такие люди активно пользуются интернетом, в котором также хватает рекламы и информационного влияния на человека.

Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Необходимо быть осознанным и расширять сознание, тогда любое влияние на человека будет бесполезным.

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Аннотация
В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на уровень качества продукции. Вся совокупность данных факторов делится на внешние и внутренние. В отдельную группу выделяется человеческий фактор. Приводится характеристика элементов каждой группы факторов.

THE FACTORS INFLUENCING QUALITY OF PRODUCTION

Kazyaeva Irina Alekseevna
Mordovian State University named after N. P. Ogarev
4th year student of the faculty of Economics


Abstract
In this article the factors influencing production level of quality are considered. All data set of factors shares on external and internal. The human factor is allocated in separate group. The characteristic of elements of each group of factors is introduced.

Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия, так как в значительной степени определяет его выживаемость в условиях рынка. Выпуск качественной продукции – это один из наиболее надежных способов для фирмы обеспечить себе путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

На качество продукции оказывает влияние большое количество факторов. Значительная степень их влияние на обеспечение высокого качества продукции приходится на этап проектирования продукции (80 %), затем на процесс контроля и регулирования технологических процессов (15 %) и на процесс контроля качества готовой продукции (5 %).

В работе Е.А. Шацких факторы, влияющие на качество продукции, представлены в виде 2-х крупных блоков: внешние факторы и внутренние факторы (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на качество продукции

Таким образом, автором рассматриваются факторы как внутренней, так и внешней среды организации. Факторы внешней среды являются основой для формирования качества в условиях рыночных отношений. Как отмечает автор, особое значение среди данных факторов занимают конкурентные, которым на предприятиях должно уделяться пристальное внимание. Предприятие не может оказать влияние на факторы внешней среды, однако, своевременный учет их действия с целью прогнозирования возможных колебаний способен обеспечить более быструю адаптацию организации в конкурентной среде.

    технический фактор – это фундамент качества продукции. Он предполагает внедрение новой техники и технологии, использование новейших материалов, которые и являются базой для выпуска конкурентоспособной продукции

    организационный фактор – фактор, связанный с решением вопросов на производстве, к которым можно отнести организацию труда и управление, повышение ответственности за качество производимой продукции, оперативно-производственное планирование, обеспечение культуры производства, повышение квалификации персонала и т.д.

    экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции, материальная ответственность работников за изготовление недоброкачественной продукции;

    социальные факторы характеризуют квалификацию работников, уровень их образования, социально-психологический климат в коллективе, профессиональная структура кадров, повышение квалификации, мотивация персонала и др.;

    эксплуатационные факторы – факторы, влияющие на качество изделия в процессе его эксплуатации. Это факторы текущего, планового и капитальных ремонтов, проведение регламентных работ, соблюдение технической документации;

    производственные факторы – факторы, которые возникают в процессе производства продукции и аспекты оперативного их устранения;

    фактор информационной оперативности – это фактор, призванный обеспечивать своевременное поступление всей необходимой информации лицам, призванным предотвращать появление брака .

Деление факторов на внешние и внутренние позволяет более комплексно подойти к вопросу изучения и минимизации их возможного негативного воздействия на качество продукции. Также в некоторых источниках особое внимание уделяется человеческому фактору и выдвигается предложение рассматривать его как отдельную группу. Так как в современных экономических условиях между предприятиями наблюдается конкурентная борьба за высококвалифицированные кадры, данное предложения, с авторской точки зрения, является целесообразным (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Группы факторов, влияющие на качество продукции

Внешние и внутренние факторы при данной классификации сохраняют свои характеристики и деление на составные элементы. Делается больший акцент на то, что при наличии у предприятий одинаковой техники и технологии, снабжение их одинаковыми материалами и комплектующими, именно человеческий фактор будет являться определяющим. К данному фактору можно отнести: квалификацию, опыт, профессионализм, заинтересованность персонала, активность и инициативу, обмен передовым опытом, наставничество и др. .

В учебном пособии Н.С. Сачко совокупность факторов, влияющих на качество продукции, представлена в виде диаграммы Исикавы («рыбьего скелета») (Рисунок 3).

Из диаграммы следует, что автор основной акцент делает на факторы внутренней среды организации. В своем подходе он располагает их последовательно, в порядке прохождения продукции по этапам ее жизненного цикла внутри предприятия (слева направо): проектирование (проект продукции, исходные материалы), производство (оборудование, человек), контроль продукции (методы контроля, измерение уровня качества). Каждый их представленных элементов оказывает большое влияние на уровень качества выпускаемой продукции, однако при прочих равных условиях большое внимание следует уделить человеческому фактору как основе конкурентоспособности товара и продукции в современных экономических условиях.

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на качество продукции

В учебных пособиях Е.О. Ермолаевой и Г.И. Шевелёвой предлагается деление всей совокупности факторов на 4 группы: технические, организационные, экономические и социальные (Таблица 1).

Таблица 1 – Классификация факторов, влияющих на качество продукции

Факторы, влияющие на качество продукции
Технические Организационные Экономические Социальные

    Вид изготавливаемой продукции и серийность её производства

    Состояние технической документации

    Качество технологического оборудования,оснастки, инструмента

    Состояние испытательного оборудования

    Качество средств измерения и контроля

    Качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий

    Обеспеченность материалами, сырьём и т.д.

    Техническое обслуживание оборудование, оснастки

    Планомерность и ритмичность работы

    Организация работ с поставщиками

    Организация информационного обеспечения

    Научная организация труда, культура производства

    Организация питания и отдыха

    Формы оплаты труда и величина заработной платы

    Премирование за высококачественную работу

    Удержание за брак

    Соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой

    Организация и проведение хозрасчёта

    Состояние воспитательной работы

    Подбор, расстановка и перемещение кадров

    Организация учёбы и повышение квалификации

    Организация отдыха вне рабочее время

    Взаимоотношения в коллективе

    Жилищно-бытовые условия

Следовательно, в подходе, представленном данными авторами, также рассматриваются факторы, влияющие на качество с позиции организации внутренней среды предприятия. Однако в этом случае они представлены в виде укрупненных групп факторов. Особое значение при формировании внутренней инфраструктуры обеспечения качества приобретают состояние оборудования, тип производимой продукции, обеспеченность материалами, качество трудовых ресурсов и материальное стимулирование/наказание персонала.

На основании вышерассмотренных подходов к классификации факторов, оказывающих влияние на уровень качества выпускаемой предприятием продукции, предлагаем обобщенный вариант деления всех факторов, с выделением основных крупных блоков и детализацией составляющих их элементов (Таблица 2).

Факторы
Внешние Человеческий фактор Внутренние
Технические Уровень развития техники и технологии Квалификация Технические Вид изготавливаемой продукции
Осуществление НИОКР, частота внедрения новшеств Образование Состояние оборудования
Другое Общая эрудиция Качество материалов
Социально-культурные Тип потребительской культуры Опыт другое
Уровень жизни населения Отношение к работе Организационные Планомерность, ритмичность работы
Демографическая ситуация Пол Организация труда и отдыха
Другое Возраст Обеспеченность материалами
Экономические Уровень доходов населения Другое Другое
Финансирование научных исследований Экономические Величина заработной платы
Программы поддержки бизнеса Удержания за брак
Другое Себестоимость продукции
Другое
Социальные Подбор кадров
Повышение квалификации сотрудников
Жилищно-бытовые условия
Другое

В предложенной классификации сохраняется деление всех факторов на внутренние и внешние, с выделением человеческого фактора в отдельный блок. По каждому блоку приводятся характеристика элементов, его составляющих. Данный подход в общем виде представляет всю совокупность факторов, способных оказать влияние на уровень качества производимой продукции и позволяет визуально представить некоторые из них.

Ассистент кафедры международного права РУДН кандидат юридических наук

Аннотация:

В статьи рассматривается влияние коррупции на защиту и обеспечение прав человека. Она нарушает достоинство человека, равенство между людьми в обществе. В результате исследования были предложены ряд мер противодействии коррупции.

Ключевые слова:

Коррупция, права человека, противодействие коррупции, международные меры противодействия коррупции, национальные меры противодействия коррупции.

Коррупция представляет собой одно из разрушительных явлений, которое наносит колоссальный ущерб всему миру. От последствий коррупции страдают не только государства и общество как социальные структуры, но и сам человек как центральное звено данной организации. Таким образом, коррупция нарушает фактически все основные права человека, особенно когда речь идет о равной защите и обеспечении основных прав человека. Сложность коррупции как социального явления выражается в различных формах её проявления и мерах по её пресечению. Коррупция как социальное зло многогранно, поэтому не имеет единого определения, которое можно встретить в тех или иных нормативных документах. Понятие термина «коррупция» определяется различными факторами: развитием общества, появлением новых способов совершения коррупционных действий и т.д. Предложенные подходы к определению коррупции и мер её пресечения можно встретить в различных международных, региональных и национальных нормативных актах, таких, как Конвенция ООН против коррупции, Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция о борьбе с коррупцией должностных лиц Европейских Сообществ или должностных лиц государств, Конвенция Африканского Союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней и т.п. Конвенция ООН против коррупции 2003 года устанавливает следующие цели и понятия. Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем: а) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом. В соответствии целями настоящей Конвенции: а) «публичное должностное лицо» означает: 1) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; 2) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; 3) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не менее, для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой II настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; б) «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; в) «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени; г) «имущество» означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них; д) «доходы от преступления» означают любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления; е) «приостановление операций (замораживание)» или «арест» означают временное запрещение передачи, преобразования, отчуждения или передвижения имущества, или временное вступление во владение таким имуществом, или временное осуществление контроля над ним по постановлению суда или другого компетентного органа; ж) «конфискация» означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа; з) «основное правонарушение» означает любое правонарушение, в результате которого были получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в статье 23 настоящей Конвенции деяния, образующие состав преступления; и) «контролируемая поставка» означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления. Конвенция Африканского Союза от 11 июля 2003 года определяет коррупцию как действия и практику, включив нарушения подобного рода, запрещенные настоящей Конвенцией. Подобные действия понимаются как прямые или косвенные действия государственных должностных лиц или иных лиц, направленные на запрос или согласие для себя или кого-либо от третьих лиц любой материал в виде денежной ценности и выгоды, таких, как подарки, преимущества, обещание в совершении или воздержании от совершения какого-либо действия при выполнении возложенных на них служебных обязанностей. К подобным действиям также относятся предложение или предоставление чего-либо, действие или бездействие, ложное обогащение, нецелевое расходование государственных средств или средств иных учреждений теми же лицами или частными лицами. Федеральный Закон РФ № 4823 от 2008 г дает следующее определение коррупции: «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица». Анализ данных подходов к определению коррупции приводит к следующим выводам: 1) коррупция есть противоправное деяние; 2) под термином «лицо» понимается любой человек, занимающий государственную или частную должность, или третье заинтересованное лицо в совершении противоправного деяния; 3) «должность», или «служба», означает любую поверенную функцию лицу, совершившему противоправное деяние; 4) предметом посягательства являются любые государственные, общественные или частные имущественные и неимущественные блага, поверенный в виде функции лицу, совершившему противоправное деяние; 5) меры пресечения – это меры внутреннего и международного воздействия. Учитывая все вышесказанное, можно дать следующее определение: «коррупция – это противоправное деяние, совершённое лицом, выполнявшим или не выполнявшим определенные обязанности, направленное на посягательство на те или иные блага, для пресечения которых требуются меры внутреннего или международного характера воздействия». Данное определение не претендует на полноту, поскольку не учитывает всю сложность данного феномена как социального явления, которое постоянно меняется с развитием общества. Меры внутреннего и международного характера представляют собой все необходимые экономические, социальные, культурные, правовые и др. средства, необходимые для пресечения коррупции. Другая сложность, возникающая при определении понятия коррупционного противоправного деяния, заключается в её системности. Коррупция всегда включается в системное мышление или действие, так как она требует многоплановости подготовки или цепочного взаимодействия между двумя или несколькими лицами. Однако вне зависимости от сложности определения, системности коррупционного противоправного деяния оно всегда наносит ущерб обществу и в отдельности нарушает права каждого индивида, особенно когда речь идет о равном доступе к определенным правам человека и о невозможности обеспечить их достойную защиту. С одной стороны, коррупция, как уже отмечено, проявляется в различных формах и имеет серьезные отрицательные последствия. Она встречается фактически в повседневной жизни: в образовательном процессе, при вступлении в должность и пр., а что самое страшное ‑ подрывает сам общественный строй и угрожает самому существованию государства. Если рассматривать проявление коррупцию при вступления в должность, то отмечается, например, предпочтение родственникам или близким лицам при устройстве на государственные должности. Это препятствует равному доступу многих граждан, не имеющих родственников, высокопоставленных лиц, и не имеющих достаточных финансовых средств для доступа к работе своей мечты. Зачастую конкурсы на поступление на государственную должность проводятся не на равной основе и по компетентности нарушают принцип равенства всех граждан перед законом. Международный билль о правах человека гарантирует право каждого на равный доступ к государственным делам. В соответствии с пунктом «а» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей. Каждому человеку также должна быть гарантирована одинаковая для всех возможность продвижения по службе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации (ст. 7, п. с. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. С другой стороны, надо отметить, что коррупция в самой страшной форме приводит к организованной преступности, способной довести до свержения государственного устройства или отсутствия стабильности в стране. Подобные явления можно наблюдать в некоторых африканских, латиноамериканских и азиатских странах, где государства не в состоянии контролировать ситуацию, что приводит к массовым и грубым нарушениям прав человека. В качестве примера можно привести такие страны, как Колумбия, Мексика и др., где наркокартели ежегодно лишают жизни десятки тысяч людей, что является грубым нарушением – лишением права на жизнь. В Гвинее-Бисау организованная преступность, связанная с коррупционными действиями, во главе с «наркодиллерами» также постоянно приводит к государственным переворотам, создавая ситуации, близкие к гуманитарной катастрофе. Таким образом, нужно отметить что: ‑ коррупция всегда посягает на государственную и общественную стабильность и интересы и, следовательно, на интересы каждого индивида; ‑ коррупцией пользуются должностные лица, как публичные, так и частные, для достижения своих корыстных интересов в ущерб интересам иных граждан; ‑ совершение коррупционных действий приводит к удовлетворению личных интересов или интересов своих близких лиц. Коррупция нарушает не только нравственность общества, но и принцип всеобщего уважения прав человека, особенно принцип равенства всех перед законом, принцип равноправного и добровольного участия каждого гражданина в государственном управлении и т.д. Все вышесказанное подтверждает посягательство коррупции на основные права человека, закрепленные как на национальном, так и на международном уровне. В этой связи меры противодействия коррупции заключаются не только во внутреннем правовом и ином воздействии, но и в активном участии общественности, в международном сотрудничестве. Проанализировав существующие международные и национальные нормы по противодействию коррупции, можно отметить, что предложено большое количество мер экономического, социального правового, политического характера, которые, однако, не оказываются настолько эффективными, насколько хотелось бы. В этой связи нужно акцентировать внимание на следующих некоторых мерах. Во-первых, государство должно обеспечивать всем достойный уровень жизни, ликвидируя крайнюю нищету, выплачивая справедливую заработную плату, как отмечается в положениях различных документов по противодействию коррупции. Глава 2 Конвенции ООН против коррупции посвящена мерам по предупреждению коррупции. Среди указанных мер можно отметить обозначенные в ст. 7 п.1. (подпункт с), где говорится о том, что государства должны способствовать выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учетом уровня экономического развития государства. Данное предложение имеет существенное значение, так как статистика показывает, что в странах, где достаточно высокий уровень жизни, вероятность коррупции невелика. Вторая мера, которая, с нашей точки зрения, является принципиально важной, однако не упоминается в известных нам документах, состоит в том, что государства должны в соответствии со своими основополагающими принципами правовой системы сдерживать инфляцию для того, чтобы заработная плата соответствовала в действительности прожиточному минимуму. Последний мировой финансовой кризис как раз показал, что государство остаётся главной опорой и регулятором финансовой устойчивости страны. Третья немаловажная мера – это мобильность госслужащих, должностных лиц внутри государства, включая альтернанс в государственном управлении. Опыт показывает, что отсутствие мобильности и альтернанса всегда приводит к установлению такой системы управления, в которой создаются условия безнаказанности. Альтернанс и мобильность позволяют проводить своевременную проверку и выявлять недостатки. В-четвертых, важным является средством борьбы с коррупцией административная мера. Она заключается в передаче набор кадров на должность в частные структуры осуществляющие конкурсный отбор. При этом кандидаты должны быть наделены правом подачи апелляции в соответствующие органы, если его отстранение от конкурса не обосновано. Коррупция представляет собой сложное противоправное социальное деяние, выявление которого чрезвычайно сложно. Пресечение коррупции требует применение особых мер воздействия как внутреннего, так и международного характера. Коррупция, в какой форме бы она ни проявлялась, всегда наносит ущерб обществу. Коррупция не предоставляет равноправный доступ к общественным и государственным делами и управление ими, а также угрожает стабильности страны, подрывает основы государственного строя, подвергая опасности жизни людей, т.е. нарушает право на равную защиту и обеспечение прав человека. ЛИТЕРАТУРА Статья 1, 2 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 одобрена резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи. Статья 1, 4 Конвенции для предупреждения и противодействия коррупции, принятой на 2 ординарной сессии АС 11 июля 2003 г. в Мапуто. Статья 1 ФЗ № 4823 от 2008 Об основных принципах противодействия коррупции, правовых и организационных основах предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизациях и (или) ликвидациях последствий коррупционных правонарушений. Ст. 1 Всеобщей декларации права человека 10 декабря 1948 г.