Планирование и способы закупок на поставку товаров для муниципальных нужд. Этапы планирования закупок Всему свое время

Планирование закупки товаров - один из важнейших этапов деятельности любого современного учреждения, предприятия. Он предназначен для формирования подготовительной документации при необходимости приобретения продукта, заказа работ, услуг. Наиболее актуальная сфера для муниципалов, госкомпаний. Разработано несколько методов планирования, рассматриваемых в рамках специализированных образовательных курсов. Безусловно, теоретические выкладки применимы на практике, область их приложения исключительно широкая. Во многом это обусловлено и требованиями действующего законодательства к обоснованию приобретений муниципалов, госструктур.

Начало без ошибок - залог успеха

В настоящее время практикуется планирование закупок по ФЗ 44. Этим документом на федеральном уровне декларировано, насколько важна процедура составления плана. Требования к составлению проекта приобретений впервые появилось в 2013 г., и с тех пор проще для реализации отдельными учреждениями ситуация точно не стала. Правовые нормативы, актуальные для наших дней, требуют планировать приобретения в строгом соответствии с законами, тщательно документируя каждый шаг, любую операцию.

Организация закупок, составление плана - задачи, которые при неизменности закона в наше время решаются с применением более современных методик. Это позволяет при повышенной экономической эффективности результата придерживаться установленных норм. Система планирования закупок - залог положительного результата всего мероприятия. Потребности важно анализировать, учитывая объемы выделяемых на предприятие средств. Конечно, оптимальный вариант - это выделение финмасс в тех количествах, которые требуются конкретному учреждению для реализации всех запланированных сделок, но бюджетные ограничения редко позволяют воплотить все 100%.

Сделать все правильно

Между прочим, актуальность и сложность вопроса планирования планов закупки, составления проектов видна уже из того обилия специализированных изданий, что выпускаются в последнее время, раскрывая различные тонкие аспекты, нюансы вопроса. Многое обусловлено сложной экономической ситуацией в державе, на основании чего требования закона ужесточаются, равно как и контроль за их соблюдением. Есть и положительная сторона: удается эффективно предупредить злоупотребления, коррупционную составляющую, неэффективную растрату бюджетных накоплений.

Планирование закупок на год - самый часто встречающийся вариант. Не будет лишним составление планов и на длительный промежуток времени (пятилетка), но они формируются лишь в общих чертах. Бывают и кратковременные планы (например, на месяц), но такие отражают лишь текущие потребности предприятия. Годовой план - это не просто список необходимого к приобретению, но еще и документ, демонстрирующий перспективы учреждения, его стратегию развития, совершенствования рабочего процесса. Нередко к плану прилагается пояснительная записка, обосновывающая необходимость каждого из перечисленных пунктов. Это позволяет предупредить подозрения в злоупотреблении и доказать нужду в выделении средств.

Основные задачи: разбирая примеры закупки

Планирование, осуществление закупок могут оказаться зоной ответственности, которой предприятие пренебрегает. В такой ситуации качество оказания услуги, произведенного в результате рабочей деятельности учреждения продукта будет достаточно низким, а сроки - затянутыми. Если не удалось проработать правильно цену контракта, спланировать приобретение, есть вероятность неэффективного расходования средств, что может расцениваться как правонарушение с вытекающими последствиями.

Планирование муниципальных закупок позволяет предупредить непредвиденную отмену операции. Инициатором блока сделки могут выступить контролирующая инстанция, подрядчик или само учреждение, внезапно обнаружившее ошибку и по причине этого вынужденное в срочном порядке прекратить сотрудничество по договоренности. Это приводит к временным потерям, финансовым. Заказчик, неправильно оформивший закупочный процесс, может столкнуться со штрафными санкциями. В частности, из действующих законов следует, что должностное лицо, безответственно, некорректно подобравшее метод закупки, вынуждено отвечать: наказание достигает 50 000 рублей.

Одно за другим

На современных предприятиях планирование закупок осуществляется посредством систематизированного подхода к вопросу с использованием эффективных электронных, вычислительных средств, программных комплексов. Это позволяет минимизировать вероятность человеческой ошибки. Последовательность операций представляет собой формирование плана, его согласование с вышестоящими инстанциями, исполнение задуманного. Уже на этапе подготовки необходимо обосновать все запланированные операции, проверить соответствие поставленным перед учреждением целям, а также нормировать закупку. Последнее предполагает контроль качества приобретаемого продукта, заказываемой услуги относительно действующих требований, ожидаемых потребительских качеств. На этапе плана анализируют необходимое количество продукта и предельную цену, по которой его можно приобретать.

Управление планированием закупок включает организацию общественного обсуждения мероприятия. Особенно актуально это для ряда сделок, для которых в законах оговорена гласность. Есть такие мероприятия, реализовывать которые, не проведя предварительно общественное исследование с оценкой итогов, просто нельзя. В настоящее время для организации такого шага активно используются самые современные средства и способы коммуникации, технические решения, информационные технологии.

Бумажкам нет конца!

Планирование государственных и муниципальных закупок предполагает формирование плана-графика, закупочного плана. Второй тип документации введен с 2016-го. Первый практиковался и раньше, форма его остается неизменной уже несколько лет. График формируется на год. Закупочный план составляется на средний срок и включает в себя все наименования продукции, необходимой учреждению и закупаемой у поставщика. В норме такой документ охватывает трехлетний временной промежуток, так как именно на этот период формируется бюджет.

Планирование закупок бюджетников - особенно непростой вопрос. Необходимо ориентироваться на ФЗ, принятый в 2011 под номером 223. Им декларированы возможности составления гибкого плана, охватывающего двенадцатимесячный промежуток. Некоторые закупки обосновывать не нужно. Это касается перечня, подпадающего под нормативы второй части пятнадцатой статьи упомянутого ранее 44-го ФЗ. У бюджетников есть право корректировать планы в соответствии с необходимостью. Нет ограничения по срокам, причинам.

Все по плану

Закупки в бюджетном планировании в формате графика предполагают в качестве фундамента использовать документацию, разработанную на трехлетний промежуток и описывающую основные потребности учреждения. Далеко не всякое юрлицо с первого раза может успешно сформировать такой закупочный план, который можно воплощать в реальность, поэтому законом оговорены возможности внесения коррективов в те документы, что уже опубликованы через специализированную информационную систему.

Зачастую изменения необходимо вносить по мере обнаружения потребностей в товарах, которые выявить раньше не получилось. Через электронный бюджет планирование закупок представляет собой довольно гибкий процесс, можно добавлять новые пункты, особенно если финансовые возможности для их воплощения обусловлены экономией на торгах, уже прошедших к моменту корректировки. Внести изменения можно, когда это стимулируется итогами общественного обсуждения, если таковое было организовано как удовлетворение требования законов.

Закупочная логистика

Чтобы планирование закупок (электронный бюджет, ведомый посредством современных программных продуктов, оказывает существенную помощь специалистам) было максимально эффективным, организовывать вести мероприятия, учитывая требования логистики. При составлении плана нужно ориентироваться в потребностях предприятия, издержках, связанных с рабочими процессами, складских пространствах, доступных для использования. Играют роль и количество материала, необходимое для производственного процесса, сроки, в которых оно должно быть поставлено. Чтобы добиться успеха, нужно учитывать ресурсы поставщиков, возможности организовать собственное производство некоторых расходных материалов, применимых для изготовления конечного продукта, оказания услуги.

Формирование с учетом всего указанного плана закупок в бюджетном планировании применительно к государственным, частным компаниям позволяет наладить рабочий процесс без простоев и финансовых потерь, обусловленных излишками приобретения, порчей расходного сырья. Чтобы выявить, как много материалов нужно (а именно этот показатель является базовым для вычисления большинства прочих), необходимо освоить несколько типовых методов вычислений. Для применения их к конкретной компании предварительно нужно собрать максимально полную информационную базу о применении сходного сырья в промышленности ранее.

Сколько нужно?

Один из методов планирования закупок - оценка объемов продукции, которую необходимо произвести, на основании потребности клиента в ней. Зная, насколько значим в текущий момент спрос на товар, можно обоснованно рассчитать, как много сырья понадобится. Для упрощения вычислений формируют списки с продуктами, материалами, учитывают время, необходимое на поставку разных позиций, длительность хранения. Если некий расходный материал можно изготовить своими силами, нужно заранее рассчитать, как велики на это временные затраты.

Зная временные промежутки, оценивают брутто-потребность позиций, получаемых от поставщика, изготавливаемых своими силами. На ее основании определяют чистую потребность, анализируя уже существующие запасы, сделанные заказы и запланированные производственные объемы. Среди заказов могут быть те, что сделаны ранее для предыдущей серии товара. При планировании нового производственного цикла их учитывать не нужно.

Колебания спроса

Этот способ планирования закупок актуален, когда интерес потребителя можно описать волновым графиком с повторяющимися элементами. Чтобы добиться сглаживания, необходимо оценить, как велико фактическое потребление продукта за уже истекший временной промежуток, выявить соотношение с заранее для него рассчитанными показателями. На новый период прогноз представляет собой вычисленный для прежнего временного промежутка показатель, к которому прибавляется корректирующая величина - количество товара, умноженное на коэффициент значимости.

Альтернативный вариант

Еще один метода планирования закупок - детерминированный. К такому прибегают, когда известно, за какой срок нужно исполнить поступивший заказ, как много материала для него требуется, в какой срок расходное сырье будет поставлено.

Иногда наиболее применим на практике стохастический подход. Базой для проведения расчетов выступают методы статистики, математики. Применяя специализированные формулы, можно оценить, какая потребность в продукте ожидается, и на основании этого спланировать закупку расходного материала.

Прибегая к накопленному опыту персонала, можно реализовать эвристический подход к планированию закупок.

Всему свое время

Планирование государственных закупок, частных предполагает наличие максимально полной информационной базы относительно производственного процесса и результата его приложения. Необходимо предоставить аналитикам доступ к точным сведениям о движении расходных материалов, комплектующих, запчастей. Должны быть данные обо всех этапах от момента исследования рынка закупок до поступления приобретенного на склад.

Чтобы логистическая закупочная система хорошо работала, нужно знать, что за материалы используются в производственном процессе. Формирование плана закупок предполагает согласованное взаимодействие разных лиц, трудоустроенных на предприятии. Планирование государственных закупок (а в равной степени - в частных компаниях) вынуждает наладить взаимные связи между разными отделами, подразделениями, филиалами юрлица. Только тщательно организованное взаимодействие позволяет гарантировать правильность расчетов, анализа, выбор в пользу оптимального метода формирования закупки. Совместная работа позволяет определиться в пользу наилучшей ценовой политики, заключить выгодный договор с поставщиком, отследить количество поступившего, имеющегося, израсходованного сырья. Логистика включает контроль за сроками поставок, размещением сырья в пределах складских территорий.

Ничего лишнего

Посредством организации логистики закупок можно добиться минимального наличия запасов на складе при бесперебойной поставке расходного сырья на производственный процесс. Чтобы планирование было эффективным, нужно точно сформулировать, какие именно позиции требуются и в каком объеме, в какой временной промежуток точно они должны быть в распоряжении цехов, как велики возможности известных поставщиков. Логисты оценивают текущие возможности склада, прорабатывают пути организации производственного процесса расходного сырья посредством собственных мощностей.

Закупаем с умом

Во многом планирование закупок тесно связано с выбором конкретного формата сотрудничества с поставщиками. В последнее время наиболее широко распространенный вариант - оформление тендера. Он в равной степени применим и к государственным предприятиям, учреждениям, и при поиске поставщика частником. Понятие тендера пришло в экономику довольно давно. Организация торгов - область ответственности заказчика, оглашающего конкурсные условия на поставку продукта, оказание услуг. В рамках аукциона желающие могут вступить в конкуренцию за право заключения договора с заказчиком на заранее оглашенных условиях. Правила, которым будет подчинено сотрудничество, необходимо сформулировать, опубликовать заранее. Для этого заполняется полный пакет конкурсной документации с указанием сроков всех этапов взаимной работы. Перечисляются наименования продуктов, услуг, цены, устраивающие заказчика.

Классический тендер представляет собой процедуру с участием обилия конкурентов. Выиграть право заключения договора непросто, зато сам по себе процесс экономически эффективный, справедливый. Организация его возложена на руководителей предприятия, выступающего в роли заказчика. На фирме собирают комиссию по закупкам, состав которой утверждается начальствующим составом. Эти специалисты готовят пакет документов, оформляют все необходимое для выставления условий на всеобщее обозрение. Необходимо помнить о действующих нормативных, правовых актах, регламентирующих тендеры, аукционы.

Внимательно и досконально

Все заявки, пришедшие в ограниченные конкурсом временные рамки, должны быть проанализированы участниками закупочной комиссии. Относительно каждого из вариантов формулируется общее решение: принимать предложение, назначать потенциальное лицо подрядчиком либо отклонить вариант. Определяясь в пользу конкретного исхода, нужно свериться с условиями конкурса, проанализировать особенности всех поступивших предложений. Идеальный исход процедуры - заключение договоренности по минимальной возможной цене при соблюдении всех требований и условий заказчика. Беспристрастность, открытость, прозрачность - основные преимущества такой процедуры.

При формулировании требований к исполнителям руководствоваться нужно не только собственными интересами, но и средними предложениями по рынку. Если заказчик выставляет заведомо невыгодные условия, вряд ли найдутся желающие подписаться на подобное сотрудничество, по итогам тендера не появится ни одной заявки. Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, ведущей к срыву сроков поставок, нужно формулировать адекватные предложения. Один из путей, к которым прибегают в последнее время все чаще - установка условий, максимально возможных для заказчика. Каждый потенциальный подрядчик предлагает свои варианты, соответствующие по цене либо более доступные, и уже на основании анализа всех поступивших заявок можно выбрать самый удачный путь сотрудничества.

Как проводим?

Планируя закупки в форме тендера, необходимо сперва проанализировать ценовые предложения рынка, составить сводную базу котировок, сравнивая разных поставщиков, после чего приступать непосредственно к организации конкурса. В сопроводительной документации указывают требования к цене договора, срокам его исполнения, квалификационному уровню и качеству продукта. Каждый из участников по итогам тендера получает индивидуальный номер, первый предназначен победителю. Если таковой отказывается от заключения соглашения, приоритетом будет обладать второй по списку и так далее. В процессе проведения тендера запрещен контакт участников комиссии и представителей заинтересованных потенциальных подрядчиков.

Белов Валерий Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена новеллам законодательного регулирования процесса планирования в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются вопросы, тесно связанные с планированием: обоснование закупок, нормирование закупок, общественное обсуждение закупок. Обращается внимание на необходимость расширения горизонта планирования в рамках формируемой контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система; закупки товаров, работ, услуг; государственные и муниципальные нужды; планирование.

Planning in contract system

Belov Valery Yevgenyevich, Candidate of Law, Associate Professor of Civil and Family Law Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article is devoted to novels of legislative regulation of planning process in purchasing system in sphere of goods, works, services procurement for public service. It considers the issues, closely connected to planning: substantiation of procurements, norming of procurements, public hearings of procurements. Attention directed to necessity of extension of planning horizon under forming purchasing system.

Key words: purchasing system; procurement of goods, works, services; state and municipal requirements; planning.

Особое внимание в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон о контрактной системе), вступающем в силу с 1 января 2014 г., уделено вопросам планирования. В частности, это нашло отражение в содержании принципа единства контрактной системы в сфере закупок. В ст. 11 рассматриваемого Закона применительно к указанному принципу говорится об обеспечении государственных и муниципальных нужд посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

<1> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Вопросам планирования закупок посвящена отдельная глава рассматриваемого Закона. Следует отметить, что в ныне действующем Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) <2> лишь вскользь упоминаются рассматриваемые вопросы <3>. В Законе о контрактной системе рассматриваемые вопросы, касающиеся планирования, изложены достаточно развернуто и систематизированно.

<2> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<3> В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основании данной нормы издан Приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" // Российская газета. 2012. 22 февр.

В соответствии со ст. 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения заказчиками двух видов документов:

планов закупок, формируемых на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете;

планов-графиков, содержащих перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (на очередной финансовый год).

В рассматриваемом Законе отмечается, что планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок. К последним в соответствии с данным Законом, помимо прочего, отнесены достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных:

государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования федерального уровня);

государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования регионального уровня);

муниципальными программами (ст. 13).

Таким образом, закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд рассматриваются в качестве механизма реализации различного уровня среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны.

Статья 17 Закона о контрактной системе посвящена планам закупок. В последних, в частности, должны быть отражены цели осуществления закупки, наименование и объем закупаемых товаров (работ, услуг), обоснование закупки, информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги (при необходимости).

Планы закупок могут быть изменены в случаях, установленных Законом, в частности, при изменении целей осуществления закупок либо требований к закупаемым товарам (работам, услугам).

Закон о контрактной системе предполагает, что план закупок должен быть сформирован государственным или муниципальным заказчиком при составлении и рассмотрении проектов соответствующих бюджетов и утвержден в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего заказчика объема его прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение соответствующих обязательств. План закупок бюджетного учреждения должен быть сформирован последним при планировании его финансово-хозяйственной деятельности и утвержден в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. План закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Законом предусмотрено, что Правительством РФ должны быть установлены порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок и порядку размещения таких планов в единой информационной системе <4>. Положения Закона, касающиеся планов закупок, вступают в силу с 1 января 2015 г.

<4> Следует отметить, что Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с данным документом в 2013 - 2015 гг. должны быть разработаны и приняты 53 постановления и распоряжения Правительства РФ, а также 14 ведомственных нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено, кроме планов закупок на основе последних должны будут составляться планы-графики закупок. В ст. 21 рассматриваемого Закона определено содержание планов-графиков. В них, в частности, должны быть отражены наименование и описание объекта закупки, дополнительные требования к участникам закупки (при необходимости), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и соответствующее обоснование.

План-график должен быть разработан и утвержден заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности.

В план-график должны быть внесены соответствующие изменения в случае внесения изменений в план закупок, а также в ряде иных случаев, установленных Законом. К последним, в частности, отнесены случаи увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также изменения до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса.

План-график, а также вносимые в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения данного документа.

Положения ст. 21 Закона о контрактной системе, касающиеся планов-графиков, вступают в силу с 1 января 2015 г. Единственным исключением является норма о том, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21). Данные положения вступят в силу с 1 января 2016 г.

Как и в отношении планов закупок, Правительством РФ применительно к закупкам всех уровней должны быть установлены соответствующие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков, а также требования к их форме и порядку размещения в единой информационной системе.

В Законе о контрактной системе отмечается, что особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) <5>.

<5> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.

В этой связи следует отметить, что оборонный заказ формируется на основе ряда программных документов. К последним, в частности, относятся военная доктрина; планы строительства и развития Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов; государственная программа вооружения; долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности государства. Детальный порядок формирования государственного оборонного заказа установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 724 "О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей" <6>. В соответствии с утвержденными Правилами проект оборонного заказа разрабатывается в три этапа:

<6> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5310.

  1. разработка предложений по основным показателям оборонного заказа и их составу, оптимизация показателей и их увязка с параметрами перспективного финансового плана страны;
  2. выработка предложений по основным параметрам оборонного заказа - по номенклатуре, объемам продукции (работ, услуг) и прогнозируемым ценам на нее; формирование проекта основных показателей оборонного заказа;
  3. формирование проекта оборонного заказа и представление в Правительство РФ.

С вопросами планирования (формированием планов, планов-графиков закупок) неразрывно связан и ряд других вопросов, нашедших непосредственное отражение в гл. 2 Закона о контрактной системе, посвященной планированию в сфере закупок.

Обоснование закупок. В ст. 18 рассматриваемого Закона отмечается, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана и плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, о которых говорилось ранее. При формировании плана закупок должна быть обоснована необходимость закупки того или иного объекта (объектов) с учетом реализуемой цели закупки и требований к закупаемым товару, работе, услуге. При этом должны учитываться предельные цены на соответствующий товар (работу, услугу), а в случае необходимости и нормативные затраты на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами. Другими словами, речь идет об обосновании того, что закупается и какие денежные средства выделяются на ту или иную закупку. Решение данной задачи является особо актуальной на фоне многочисленных фактов, свидетельствующих о закупках (попытках закупки) заказчиками товаров, необходимость закупки которых либо вообще отсутствует, либо речь идет о необоснованно дорогостоящих автомобилях, мебели и т.п.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и дополнительные требования к участникам закупки.

Закон содержит положение о том, что при проведении мониторинга, аудита или контроля в сфере закупок должна будет проводиться оценка обоснованности закупки, в результате чего закупка может быть признана необоснованной. Последствиями такого признания станет выдача предписаний об устранении нарушений и привлечение к административной ответственности виновных лиц. Порядок обоснования закупок и форма обоснования будут установлены Правительством РФ. Таким образом, от обоснования лишь начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренного в ныне действующем Законе о размещении заказов, должен быть осуществлен переход в том числе к обоснованию самого предмета закупки, т.е. решение вопроса, не только по какой цене закупать, но и что конкретно следует (можно) закупать. Рассматриваемые нормы об обосновании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г.

С вопросом обоснования закупок неразрывно связан и вопрос нормирования в сфере закупок . В ст. 19 Закона о контрактной системе, посвященной данному вопросу, содержится определение понятия "нормирование". Под последним понимается "установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов". Закон расшифровывает и составляющую данного определения, касающуюся требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам. Под такого рода требованиями понимаются "требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации". Вполне очевидно, что если речь идет, например, о требованиях к закупаемым мебели или автомобилю, то они могут и должны отличаться в зависимости от того, для кого этот товар закупается (главы администрации сельского поселения или губернатора). В то же время и в первом, и во втором случае должны существовать определенные ограничения, касающиеся предмета закупки.

Правительством РФ должны быть установлены общие правила нормирования, включая общие требования к порядку разработки, принятия, содержанию и обеспечению исполнения актов о нормировании, а также общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на них) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

На основании вышеуказанных общих правил соответствующими органами исполнительной власти будут установлены правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. Требования по нормированию будут разработаны и для иных заказчиков: казенных, бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Акты по нормированию также подлежат размещению в единой информационной системе.

Общественное обсуждение закупок. Рассматриваемый вопрос нашел отражение в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" <7>. В данном акте в части совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок говорится о реализации мер по обеспечению обязательного предварительного публичного обсуждения размещаемых заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб., включая формирование начальной цены контрактов. Фактически речь идет о форме общественного контроля в рассматриваемой сфере: налогоплательщику не должно быть безразлично, на какие цели расходуются соответствующие денежные средства.

<7> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2333.

Письмом Правительства РФ от 2 августа 2012 г. N АД-П13-4450 <8> предусмотрено общественное обсуждение крупных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. руб. Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить применение с 10 августа 2012 г. в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб. при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, а также нужд федеральных государственных бюджетных учреждений (далее также - порядок общественного обсуждения) <9>.

<8> www.economy.gov.ru
<9> www.economy.gov.ru

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в свою очередь рекомендовано организовать применение государственными и муниципальными заказчиками с указанной даты в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка.

В ст. 20 Закона о контрактной системе говорится о том, что Правительство РФ должно будет установить случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и порядок такого обсуждения. При этом в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно будет предусмотреть иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок соответственно для региональных и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

Последствием обязательного общественного обсуждения закупок может стать внесение изменений в планы и планы-графики закупок, документацию о закупках. В определенных случаях закупки могут быть вообще отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Положения ст. 20 Закона об обязательном общественном обсуждении закупок должны вступить в силу с 1 января 2016 г. До этого времени будет сохранен ныне действующий порядок общественного обсуждения закупок.

В гл. 2 Закона о контрактной системе также содержатся нормы о начальной (максимальной) цене контракта и цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ст. 22). Определение и обоснование соответствующих цен должны осуществляться заказчиком с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативного метода; тарифного метода; проектно-сметного метода; затратного метода. В случае невозможности применения указанных методов заказчик вправе применить иные методы. При этом требуется в обоснование соответствующих цен включить и обоснование невозможности применения вышеуказанных методов. В данной статье выделяются признаки идентичных и однородных товаров (работ, услуг), а также признаки сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок <10> будут разработаны методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

<10> В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru) Министерство экономического развития РФ определено в качестве федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статья 23 Закона о контрактной системе посвящена идентификационному коду закупки и каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок формирования идентификационного кода закупки будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

С 1 января 2017 г. наименование объекта закупки в установленных законом случаях будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Правительство РФ должно будет установить порядок формирования и ведения в единой информационной системе указанного каталога, а также правила его использования.

Необходимо обратить внимание на сроки планирования в контрактной системе, позволяющие говорить лишь о краткосрочном планировании. В то же время в ряде программных документов отмечается необходимость перехода не только к среднесрочному, но и к долгосрочному планированию (прогнозированию) в рамках формируемой контрактной системы. Так, вопросы, связанные с формированием контрактной системы России (в том числе в части планирования и прогнозирования), были затронуты в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. <11>. В этом программном документе, в частности, говорится о необходимости определения на ближайшие три года прогнозных планов закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний. Согласно рассматриваемому документу в дальнейшем предполагается расширить горизонт прогнозирования до 5 - 7 лет, т.е. речь идет о переходе к среднесрочному планированию (прогнозированию) в рассматриваемой сфере.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р <12> (далее - Стратегия инновационного развития), вопросам формирования контрактной системы посвящен п. 3 разд. VIII "Инновационное государство". В соответствии с данным программным документом предполагается, что контрактная система позволит осуществлять средне- и долгосрочное планирование государственных закупок и информировать предпринимательский сектор о прогнозируемой потребности в инновационной продукции, которая будет востребована в рамках перспективного государственного заказа. Особо выделено направление, связанное с формированием прогнозов (на 5 - 7 лет) и планов государственных закупок, включающих инновационный компонент.

<12> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

Пока же согласно нормам рассматриваемого Закона планирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет носить краткосрочный характер, не выходя за рамки трехлетнего периода.

В заключение необходимо отметить следующее.

Принятие Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является важным этапом в дальнейшем развитии правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, в том числе в части планирования и связанных с ним вопросов обоснования и нормирования закупок, их общественного обсуждения и т.д. В перспективе следует говорить о переходе от краткосрочного к среднесрочному и долгосрочному планированию в рамках формируемой контрактной системы.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете планирование закупок согласно ст.16 44-ФЗ предусматривает формирование плана закупок на трехлетний период и на один год. Причем эти два документа должны формироваться и использоваться в работе одновременно. Т.е. в 2016 году заказчики начнут готовить эти документы на период 2017-2019 г.г. В этой статье мы с вами подробно поговорим о планах закупок. Разберемся, что они собой представляют, какую информацию в себе содержат, а также где и кем размещаются. Материал статьи будет полезен, как заказчикам, так и участникам закупок.

1. Что такое план закупок?

План закупок — это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.

Общие требования к планам закупок установлены статьей 17 44-ФЗ.

План закупок составляется заказчиком на 3-и года (п.4 ст.17 44-ФЗ). В том случае, если срок закупки превышает три года, информация вносится в план закупок (далее — ПЗ) на весь период закупки. Первые ПЗ заказчиков должны быть сформированы на период 2017-2019 г.г.

Требования к форме ПЗ и порядок размещения таких планов в устанавливаются Правительством РФ. Также Правительством РФ устанавливаются:

  • порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ для обеспечения федеральных нужд;
  • требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПЗ в субъектах РФ и муниципальных образованиях (Примечание: Эти требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»)

2. Какая информация должна содержаться в плане закупок?

Согласно ч.2 ст.17 44-ФЗ в ПЗ должна содержаться следующая информация:

1. идентификационный код закупки (Примечание: Данный код формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию);

2. цель осуществления закупки;

3. наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;

4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6. обоснование закупки (Примечание: Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Обоснование закупки является приложением к плану закупок. Правила обоснования, а также формы обоснования закупок определены Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»);

7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;

9. дополнительная информация, предусмотренная для включения в ПЗ Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

Примечание: План закупок вы можете сделать автоматически в программе .

3. Форма плана закупок

Нормативное правовое регулирование планирования закупок осуществляется по уровням бюджетного финансирования. Т.е. форма, порядок формирования, утверждения, размещения ПЗ устанавливаются для заказчиков каждого уровня бюджетного финансирования соответственно:

  • для заказчика федерального уровня (Правительством РФ);
  • для заказчиков уровня субъекта РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);
  • для муниципальных заказчиков (местными администрациями).

Таким образом, заказчикам федерального уровня при подготовке ПЗ необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

(xls, 39 Кб).

А для заказчиков уровня субъекта РФ и муниципальных заказчиков необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», а также порядком ведения ПЗ, утвержденным субъектом РФ (местной администрацией).

Т.е. субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ на своем уровне с учетом требований Постановления № 1043, и имеют возможность корректировать следующие параметры:

  • сроки формирования ПЗ;
  • основания для внесения изменений в ПЗ (помимо тех, что предусмотрены Правительством РФ);
  • дополнительные сведения, включаемые в формы ПЗ.

(xls, 39 Кб).

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч.7 ст.17 44-ФЗ).

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ч.8 ст.17 44-ФЗ).

4. Внесение изменений в планы закупок

Согласно ч.6 ст. 17 44-ФЗ ПЗ подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением целей осуществления закупок и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие изменениям, вносимым в федеральный бюджет (бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) на текущий финансовый год и плановый период;

3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;

5) использования в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;

6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок.

5. Публикация плана закупок

Утвержденный ПЗ подлежит размещению в в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч.9 ст.17 44-ФЗ).

Также заказчики вправе размещать ПЗ на своих сайтах в сети интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях (ч.10 ст.17 44-ФЗ).

О том, как составить план закупок и план-график закупок на 2016 год рассказывается в этом видео:

Вот мы с вами и рассмотрели, что собой представляют планы закупок по 44-ФЗ. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Планирование закупок (ведение планов и планов-графиков закупок). Обоснование закупок. Общественное обсуждение закупок

Планирование закупок. К нормативным правовым актам, регулирующим планирование закупок, кроме Закона о закупках (ст. 17, 21), относятся:

  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 00.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 29.11.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия утвержденного бюджета на очередной финансовый год и плановый период соответствующего публично-правового образования или государственного внебюджетного фонда.

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В план закупок включается следующая информация:

  • 2) цель осуществления закупки (наименование мероприятия государственной программы Российской Федерации либо непрограммные направления деятельности (функции, полномочия); ожидаемый результат реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации);
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) планируемый год размещения извещения, направления приглашения, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 5) объем финансового обеспечения (отдельно на текущий финансовый год, на плановый период, на последующие годы);
  • 6) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 7) информация о применении при осуществлении закупок дополнительных «квалификационных» требований к участникам закупки;
  • 8) информация о проведении общественного обсуждения закупки (да или нет).

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

^идентификационный код закупки;

  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о закупках, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата 11редусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта;
  • 9) информация о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в закупках или организациям инвалидов в закупках;
  • 10) осуществление закупки только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (да или нет);
  • 11) применение национального режима при осуществлении закупки;
  • 12) информация о проведении общественного обсуждения закупки.

План закупок и план-график подлежат утверждению заказчиком в один

и тот же срок - в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств (лимитов бюджетных обязательств) или утверждения плана финансово- хозя й стве н н ой дсятел ьности.

Утвержденные план закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Как видно, из предыдущего описания план закупок и план-график являются похожими документами. Идеологически план закупок должен быть документом более верхнего уровня, предусматривающим прогноз нужд, которые необходимы заказчику на период бюджетного планирования. Фактически этот документ нужен для подготовки бюджетных проектировок для составления проекта бюджета в части расходов на государственные (муниципальные) закупки соответствующих получателей бюджетных средств. Формально план закупок утверждается уже после утверждения бюджета, но по факту именно данные плана закупок ложатся в основу бюджетного планирования.

План-график - это технический документ, который предусматривает не общие нужды, а конкретные закупки, их сроки и иные параметры (способ закупки, размер обеспечения и т.д.). Если в плане закупок может планироваться удовлетворение общей нужды (например, снабжение офисов заказчика канцелярской продукцией и офисной бумагой на протяжении всего срока бюджетного планирования, то в плане-графике предусматривается закупка но конкретному лоту (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные отличия плана закупок и плана-графика

Параметры сравнения

План закупок

План-график

Горизонт планирования

Срок действия бюджета

Один финансовый год

Единица планирования

Объекты закупок без обязательной привязки к конкретному лоту

Конкретная закупка (лот)

Основание планирования

План закупок

Способ планирования финансового обеспечения

Определяется предельный объем финансового обеспечения

Определяется начальная (максимальная) цена конкретного контракта

Планирование конкретных характеристик закупки (способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя, размера обеспечения заявки и пр.)

Таким образом, план закупок по своему характеру в большей степени является документом «стратегического» планирования закупок, а план- график - документом «тактического» планирования закупочной деятельности.

Между тем в настоящее время, когда нормы о планировании закупок в полном объеме вступили в силу только с 1 января 2016 г. и практика планирования закупок только начинает нарабатываться, идеология описанного выше подхода законодателя к регулированию планирования закупок полностью не реализуется. До сих пор горизонт планирования закупок в рамках плана закупок и плана-графика один и тот же. В условиях отсутствия четких методических рекомендаций и сформированной надлежащей практики планирования закупок и контроля за ее соблюдением план закупок и план-график превращаются в дублирующие документы.

В план закупок и план-график должны своевременно вноситься изменения. С 1 января 2017 г. вступила в силу норма, согласно которой закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

КоАП РФ в 2016 г. был дополнен составами административных правонарушений в сфере планирования закупок. Если раньше жесткое соответствие между планом закупок (планом-графиком) и фактически осуществляемыми закупками контролирующими органами не отслеживалось, то теперь установлена специальная ответственность за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки или в случае, если информация о такой закупке вообще не включена в план- график.

Обоснование закупок. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана-закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о закупках.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки.

По результатам аудита в сфере закупок (осуществляется Счетной РФ,

контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований) и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» детализирует предмет обоснования закупок на соответствующей стадии (при составлении плана закупок и плана-графика). Сведения о предмете обоснования и составе информации, указываемой в документах планирования закупок, указаны в табл. 2.3.

Таблица 23

Состав информации, указываемой в плане закупок и плане-графике

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Идентификационный код закупки

Наименование объекта и (или) объектов закупки

Обоснования объекта и (или) объектов закупки

Наименование государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программноцелевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы

Наименование мероприятия государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации

Окончание табл. 23

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со ст. 19 Закона о закупках нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подряди и ком, ис пол нителем)

Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование невозможности применения для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о закупках, а также обоснование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нс предусмотренного ч. 1 ст. 22 Закона о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном ст. 22 Закона о закупках

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с и. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках («мелкие» закупки с единственным поставщиком, направление работников в служебные командировки, оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами) обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. Подробнее об этом указано в параграфе 3.16 учебника.

По результатам обоснования закупок заполняются специальные формы:

  • отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок;
  • и отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.

Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны размещаться в единой информационной системе в виде приложений к плану-графику (плану закупок).

Общественное обсуждение закупок. В соответствии со ст. 20 Закона о закупках Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, нс могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. В соответствии с ними обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

  • а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • б) в рамках государственного оборонного заказа;
  • в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона в отдельных случаях;
  • г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Общественное обсуждение закупок проводится в два этапа.

Первый этап начинается с даты размещения в ЕИС плана закупок, содержащего информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению. Срок обсуждения но первому этапу должен составлять не менее 20 дней.

В рамках первого этапа проводится интернет-обсуждение в ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» и очные публичные слушания. В интернет-обсуждении комментарии, предложения и замечания могут оставлять зарегистрированные пользователи. Все комментарии модерируются для исключения употребления пользователями ненормативной лексики. На комментарии в течение двух дней с даты их размещения должен даваться ответ заказчика.

Не позднее 10 дней после окончания срока интернет-обсуждения заказчик должен провести очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке или нескольких закупках.

Информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС.

Очные публичные слушания являются открытыми. Заказчик не может ограничить кого-либо в праве принять участие в обсуждении. При проведении очных публичных слушаний лицо, осуществляет аудиозапись.

По результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • отмена проведения закупки;
  • продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;
  • продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план закупок (план-график).

В течение двух дней после проведения очных публичных слушаний заказчик размещает в ЕИС протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа (включая интернет-обсуждение и обсуждение информации о закупке в ходе очных публичных слушаний), а также принятое решение по результатам первого этапа общественного обсуждения закупки. Данный протокол автоматически средствами ЕИС направляется Федеральное казначейство России для целей осуществления надзору в финансово-бюджетной сфере.

Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в интернет-обсуждении в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в ЕИС такого извещения и такой документации.

Обязательное общественное обсуждение на втором этапе завершается за три дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено.

Участники обязательного общественного обсуждения оставляют замечания, предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик, так же как и на первом этапе, в течение двух дней готовит ответы на соответствующие замечания и предложения.

По результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;
  • продолжении проведения закупки с внесением изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке.

После окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения заказчик размещает в ЕИС протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое заказчиком решение по результатам общественного обсуждения.

Протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения автоматически, средствами ЕИС, направляется в ФАС России.

Начиная разговор о планировании деятельности заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прежде всего следует отметить, что сам процесс планирования закупок товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками определяется основополагающими целями и принципами ФЗ № 44. Поэтому планирование направлено прежде всего на повышение эффективности использования финансовых ресурсов и результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С начала вступления в силу ФЗ № 44, то есть с 1 января 2014 г., по настоящее время при планировании своей закупочной деятельности в рамках закона о контрактной системе заказчики несут обязанность по формированию единственного документа, отражающего потребности заказчика в товарах, работах, услугах, а также содержащего предполагаемые сроки осуществления закупок. Речь идет о плане-графике.

Однако, как известно, с 1 января 2016 г . вступает в силу порядок двухэтапного планирования, о котором говорится в ч. 1 ст. 16 ФЗ № 44. Двухэтапное планирование представляет собой формирование, утверждение и ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать, утверждать и размещать в установленные сроки еще один документ - план закупок.

Планы закупок

Напоминаем, что ст. 16 «Планирование закупок» и ст. 17 «Планы закупок» ФЗ № 44 вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом планы закупок должны формироваться на срок, соответствующий сроку действия федерального закона (муниципального правового акта) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений бюджетного законодательства РФ (ч. 4 ст. 17 ФЗ № 44). Разберемся в этом более подробно.

Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. В связи с тем, что план закупок, как уже было отмечено, согласно бюджетному законодательству должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно.

Таким образом, первые планы закупок на трехлетний период должны быть разработаны и утверждены заказчиками уже в 2016 году.

Многих заказчиков беспокоит вопрос о том, что объективно спрогнозировать потребности в товарах (работах, услугах) для удовлетворения своих нужд сроком на 3 года достаточно сложно. С одной стороны, это действительно так. Однако не следует забывать, что при наличии обоснованной потребности в уже утвержденный и размещенный план закупок заказчик имеет право внести изменения. При этом основания для внесения таких изменений содержатся в документе, определяющем порядок ведения плана закупок.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - Постановление № 1043).

Так, п. «а» ч. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, утвержденных Постановлением № 1043, установлено, что государственные и муниципальные заказчики в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа - главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

Схожие, но несколько отличающиеся от указанных сроков требования установлены для бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований).

Кроме того, с 1 января 2016 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 552).

Постановлением № 552 утверждены:

- Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

- требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Таким образом, с 1 января 2016 г. формирование, утверждение и ведение плана закупок - обязанность заказчика, обусловленная законодательством.

Планы-графики

Что касается порядка работы заказчика над планом-графиком , отметим следующее.

Порядок ведения планов-графиков регламентирован статьей 21 ФЗ № 44, вступающей в силу с 1 января 2016 г. (за исключением части 11, вступающей в силу с 1 января 2017 г.).

Итак, прежде всего заказчику необходимо знать, что план-график содержит перечень товаров работ, услуг, предполагаемых к закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и формируется на финансовый год в соответствии с планами закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ № 44 порядок и особенности размещения, а также форма планов-графиков на 2015 - 2016 годы определены:

1) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 761/20н от 27.12.2011 г. «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» ;

2) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 182/7н от 31.03.2015 г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 и 2016 годы» (далее - Приказ № 182/7н), вступившего в силу 23 мая 2015 г.

Обращаем внимание: Приказом № 182/7н признаны утратившими силу:

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»;

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 29 августа 2014 г. № 528/11н «О внесении изменений в Особенности размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденные совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н».

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 553).

Постановлением № 553 утверждены:

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.