Порядок составления акта о возврате денежных сумм. Нужно ли применять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением онлайн-касс Унифицированная форма км 3 бланк

1. Должны ли организации использовать в учете с 01.07.2017 при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) следующие формы:

КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины";

КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию";

КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам";

КМ-4 "Журнал кассира-операциониста";

КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста";

КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации";

КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ";

КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы"?

2. Необходимо ли организации использовать в учете вышеуказанные формы в случае наличия у организации ККТ, не предусматривающей обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    При осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники, предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, организации не обязаны применять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

    Те организации, которые после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, должны разработать и утвердить применяемые формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые могут соответствовать формам КМ, приведенным в Постановлении N 132.

Обоснование вывода:

1. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Типовые правила) регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ. В них указаны формы кассовых документов (NN 24, 24а, 25, 26, 27, 30, 54), которые необходимо заполнять. Однако Типовые правила ссылаются на закон, который действовал до принятия Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ), и упоминаемые в них формы уже давно не употребляются (утратили силу). В свою очередь, документооборот центральной (главной) кассы, под которой подразумевается вся сумма наличных денежных средств организации, регулируется указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Много лет используются формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9, далее обобщенно - формы КМ), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление N 132).

Однако, как указано в письме Минфина России от 16.09.2016 N 03-01-15/54413), Постановление N 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ. Соответственно, оно не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Можно предположить, что это разъяснение вызвано появлением в Законе N 54-ФЗ указания на то, из каких нормативных актов состоит законодательство о ККТ. Оно присутствует в новой редакции закона, которая на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ действует с 15.07.2016. В предыдущей редакции подобной нормы не было.

Согласно письму ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@ указанное разъяснение относится к организациям и индивидуальным предпринимателям, перешедшим на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (т.е. использующим ККТ, в которых предусмотрена обязательная передача фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, далее сокращенно - применяющим онлайн-кассы). Они не обязаны заполнять утвержденные ранее формы по ККМ, включая КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы".

В письме ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ специально подчеркнуто такое преимущество перехода на новый порядок применения ККТ, как отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ).

В связи с этим приходим к однозначному выводу: при осуществлении торговых операций с использованием онлайн-касс организации не обязаны применять формы КМ.

При этом остается вопрос: не является ли применение форм КМ обязательным в каких-то иных случаях?

2. В ст. 5 Закона N 54-ФЗ пользователям вменяется в обязанность:

    предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;

    обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ней и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять указанным должностным лицам документацию на них.

Однако в Законе N 54-ФЗ не расшифровывается, что относится к упомянутым документам и документации.

В постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (в нем указывается, что оно принято в соответствии с Законом N 54-ФЗ) упоминается лишь такой документ, как паспорт ККТ.

Следует упомянуть о двух нормативных документах, в которых указано, что их исполнение регулируется Законом N 54-ФЗ:

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н);

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н).

В данных регламентах прямо указывается, что в число проверяемых документов входят, в частности, акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, справка-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации. В сущности, это именно те формы, о которых говорится в Типовых правилах. Но сами эти формы в указанных регламентах не приводятся, в них также отсутствуют отсылки к Постановлению N 132 или к другим документам.

Логично предположить, что упомянутые выше административные регламенты не будут применяться налоговыми органами при проверках онлайн-касс, и именно этим вызвано появление письма ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@.

В то же время некоторые, хотя и немногочисленные, категории налогоплательщиков даже после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Понятно, что их будут проверять по-старому, и от них налоговые органы будут (обоснованно) требовать заполнения документов, связанных с применением ККТ.

Но можно ли утверждать, что связанная с ККТ документация должна обязательно соответствовать формам КМ?

Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, теперь у организаций нет обязанности применять унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом. В том числе стало не обязательным для применения и Постановление N 132*(1). Поэтому любая организация, применяющая ККТ, теперь вправе разработать свои собственные первичные документы, связанные с применением ККТ, лишь бы в них имелись обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В то же время никто не запрещает организации утвердить такие формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые соответствуют приведенным в Постановлении N 132, тем более что подобные документы должны соответствовать требованиям по указанию в них информации, установленным Типовыми правилами. Очевидно, что формы КМ полностью соответствуют данным требованиям.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения наличной денежной выручки через ККТ;

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения денежной выручки через ККТ с использованием банковских карт;

Энциклопедия решений. Проверки применения ККТ;

Энциклопедия решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) При этом заметим, что в Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 указывается, что обязательными продолжают оставаться формы документов, установленные на основании других федеральных законов (например кассовые документы).

Когда налоговики проверяют работу организаций и предпринимателей с денежной наличностью и , то при обнаружении акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по унифицированной форме N КМ-3 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) (далее - акт КМ-3) особо внимательно изучают его и приложенные к нему документы. Ведь они должны убедиться в правильности оприходования наличной выручки. Поэтому рассмотрим, когда надо составить этот первичный документ и как оформить прилагаемые к нему бумаги.

Когда составлять акт

Акт КМ-3 надо составить, если:
(или ) кассир ошибся и пробил неправильный (например, чек на большую сумму, который не погасили в течение смены);
(или ) покупатель в день приобретения возвращает товар и деньги ему возвращают из операционной кассы;
(или ) чек выбит, но покупатель передумал его отоваривать (например, когда сначала выбивают чек в общей кассе, а потом в отделе отпускают товар).

Пишем акт

Этот акт оформляется в одном экземпляре в конце рабочего дня (смены) при сдаче выручки за день (при снятии Z-отчета). То есть в тот же день, когда выбит ошибочный или ненужный чек. Акт подписывает комиссия, которая состоит (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Указания по заполнению)):
- из руководителя организации (предпринимателя);
- заведующего отделом (секцией);
- старшего кассира;
- кассира-операциониста.
Итоговую сумму акта по всем аннулированным за день чекам кассир отражает в графе 15 журнала кассира-операциониста по форме N КМ-4.

Что приложить к акту

К акту КМ-3 нужно приложить неправильный чек, наклеенный на лист бумаги (так удобнее, чтобы его не потерять). На чеке должен расписаться руководитель организации (заведующий отделом или секцией) или сам предприниматель и должен быть поставлен штамп "Погашено" (Указания по заполнению; п. п. 4.2, 4.3, 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.1993 N 104).
Вместе с тем чек, который надо приложить к акту, не всегда есть в наличии. И тогда налоговики могут трактовать это как несоблюдение требований к оформлению возврата денег покупателям или ошибочно пробитых сумм по ККТ. И соответственно, приравнять к неоприходованию части выручки (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.07.2007 N 34-25/072141). Значит, вам надо подстраховаться, а как - зависит от ситуации.
Ситуация 1. Чек не вернул покупатель, возвращающий товар .
Как известно, по Закону о защите прав потребителей продавец обязан вернуть деньги покупателю, даже если у последнего нет оригинала кассового чека (Пункт 5 ст. 18, п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Поэтому если покупатель смог доказать вам, что товар приобретал у вас, и вы вернули ему деньги, то к акту КМ-3 можно приложить заявление покупателя на возврат денег с указанием, что кассовый чек утерян. На этом заявлении руководитель организации (предприниматель) должен поставить отметку о том, что он согласен с возвратом денег покупателю. При этом если программа ККТ позволяет распечатать информацию о покупке, то и ее можно приложить к акту.
Ситуация 2. Ошибочно пробитого чека нет у кассира .
Такое возможно, к примеру, когда:
(или ) чек был ошибочно выбит на большую сумму, но его забрал покупатель, хотя деньги за товар получены в нужной сумме;
(или ) неотоваренный неправильный чек потерял кассир.
На первый взгляд налицо недостача денег в кассе, за которую отвечает кассир (Статья 244 ТК РФ; Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85).
Однако если по документам видно, что за весь проданный товар деньги в наличии и руководитель организации (предприниматель) сочтет возможным не наказывать кассира, то с него можно взять объяснительную записку. И тогда к акту КМ-3 можно приложить эту записку и товарный отчет (например, по форме N ТОРГ-29 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132)). Объяснительная может быть составлена так.

Генеральному директору
ООО "Роза"
Василькову В.П.
от кассира-операциониста
Травкиной М.А.

Объяснительная записка

28.06.2011 при работе на АМС-100К, заводской номер 20746097, я из-за невнимательности пробила чек N 0011 на сумму 11 153 руб. 00 коп. вместо 1153 руб. 00 коп. Этот чек был отдан покупателю, с которого была получена правильная сумма в размере 1153 руб. 00 коп. В результате сумма в размере 10 000 руб. 00 коп. (Десять тысяч рублей 00 коп.) внесена в память кассового аппарата ошибочно.

Заметьте, налоговики в этой ситуации, конечно, могут попытаться оштрафовать вас за неоприходование выручки, но суды, скорее всего, вас поддержат (Постановления ФАС МО от 09.04.2008 N КА-А40/2670-08; ФАС СЗО от 01.12.2005 N А56-7930/2005, от 29.09.2004 N А52/1052/2004/2).

Итак, правильное оформление акта КМ-3 позволит вам избежать штрафов за неоприходование выручки. А они немаленькие (Статья 15.1 КоАП РФ; Письма УФНС России по г. Москве от 18.12.2008 N 22-12/118181, от 03.11.2006 N 22-12/97729).
И следите за сроками: если прошло уже более 2 месяцев с момента неправильного оформления акта, то наказать вас уже не смогут - пройдут сроки давности привлечения к ответственности (Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Если покупатель возвращает товар, оплаченный наличными, или если чек пробит ошибочно, заполняется форма (акт) КМ-3. Скачать бланк, образец заполнения , а также прочитать инструкцию по оформлению можно ниже.

Акт возврата денежных средств по кассе оформляется, если покупатель вернул товар в день покупки. На чеке должен поставить подпись директор магазина - это будет основанием для выдачи денег. Далее разберем, как заполнять акт возврата денежных средств.

Акт КМ-3: образец заполнения

Форма КМ-3 составляется в одном экземпляре комиссией, в которую входит заведующий отделом и кассир. Утверждается документ руководителем.

Акт возврата денежных средств: скачать образец

Начинать заполнение акта возврата денежных средств нужно с шапки. В ней укажите:

  • название компании, ее адрес и ИНН,
  • сведения о кассе: модель, номер производителя и регистрационный,
  • ФИО кассира, который оформлял возврат.
  • номер и сумму каждого чека, по которому был возврат,
  • должность и ФИО сотрудника, который разрешил вернуть деньги,
  • общую сумму возврата - цифрами и прописью.

Заполнять форму КМ-3 нужно в день возврата денег покупателю. Если Z-отчет за смену уже сняли, заполните расходный кассовый ордер .

КМ-3: бесплатно скачать бланк и образец

Заполнение формы КМ-3 при использовании онлайн-кассы

Используя онлайн-кассы, заполнять акт (форму КМ-3) при возврате денег покупателю необязательно. Достаточно информации, которая поступает в налоговую с ККТ.

Если используете онлайн-кассу, надо оформить чек с признаком «возврат прихода» на основании заявления покупателя . Кроме того, нужно заполнить РКО на сумму возврата.

Далее - ответы на часто задаваемые вопросы о применении формы КМ-3.

Является официальной унифицированной формой документа, фиксирующего возврат денежных средств покупателям. К ее оформлению следует отнестись внимательно, так как в случае допущенных здесь ошибок для компании или предпринимателя могут наступить значительные негативные последствия.

Официальная форма КМ-3

Так же как и другие формы кассовых документов (КМ-1, КМ-2 и т.д.), акт КМ-3 утвержден Госкомстатом России в 132-м Постановлении от 25.12.1998 (далее - Постановление). Долгое время налоговики и Минфин утверждали, что эти формы являются обязательными для компаний и предпринимателей и они не могут их изменять, дополнять или применять свои собственные формы (смотрите Письмо ФНС от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941 , информацию Минфина № ПЗ-10/2012). Однако в конце 2016 года позиция ведомств изменилась. Так, ФНС в Письме от 26.09.2016 № ЕД-4-20/18059@ высказалась, что формы КМ не являются обязательными для применения, так как Постановление не относится к законодательству о применении ККМ. Таким образом, с учетом данного последнего разъяснения компании и предприниматели вправе изменять эти формы либо использовать собственные.

Вместе с тем на практике формы КМ, в том числе КМ-3, часто применяются. Ниже вы можете скачать бланк официальной формы.

Когда же возврат денег покупателю производится по ошибочно выбитому чеку (например, кассир пробил чек на большую сумму, забыв предоставить скидку), то акт по форме КМ-3 также оформляется, если возврат производится в тот же день. В этом случае кассир должен погасить такие чеки, наклеить их на лист бумаги и передать в бухгалтерию вместе с актом КМ-3. В журнале кассира-операциониста делаются соответствующие записи о произведенных возвратах.