Российский бухгалтер. Доставка товаров – как оформить, чтобы избежать проблем. Учет расходов по доставке товаров от поставщика до покупателя Вознаграждение по доставке товара как оформить

Инструкция

Включите в договор поставки, заключенный с покупателем, пункт об обязанности доставки товара и о включении ее стоимости в цену товара.

Чтобы экономически обосновать стоимость расходов на доставку, составьте калькуляцию-расчет на транспортные услуги, включаемые в цену доставляемого товара. Такой расчет необходим, если доставка производится собственным транспортом.

Рассчитайте стоимость доставки на 1 км пробега или на 1 тонну перевезенного груза. Включите в нее расходы на заработную плату водителя с начислениями, расходы на ГСМ, амортизацию транспортного средства, общехозяйственные расходы. Утвердите калькуляцию руководителем.

Своевременно пересматривайте калькуляцию стоимости доставки при изменении ее составляющих: повышении цен на ГСМ, увеличении заработной платы водителя и т.д.

Если доставка товара покупателю производится наемным транспортом, в качестве обоснования расходов подойдут документы, выданные транспортной компанией: договор, счет-фактура, счет. Если организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость, в цену товара необходимо включать транспортные расходы с входящим НДС. Если организация является плательщиком НДС, при расчете цены товара сумма входящего налога исключается из стоимости расходов на наемный транспорт и «накручивается» при отгрузке товара покупателю на общую стоимость товара с учетом доставки.

Рассчитайте сумму транспортных расходов по доставке заказа, умножив стоимость доставки по калькуляции на количество километров пробега автомобиля или на массу доставляемого груза, если доставка производится собственным транспортом. Определите их стоимость по документам транспортной компании, если товар доставляется наемным транспортом.

Определите стоимость отгружаемого товара, умножив его цену на количество. Прибавьте к полученной цифре стоимость услуг по доставке этого заказа.

Чтобы не выделять транспортные расходы в счет-фактуре отдельной строкой, поделите общую стоимость заказа, включая транспортные расходы, на количество товара, получив цену его единицы с учетом стоимости доставки. Проставьте полученную цифру в графе «Цена за единицу (без НДС)» счета-фактуры и вычислите общую стоимость заказа. Увеличьте полученную стоимость заказа на сумму НДС, если организация является его плательщиком.

В случае если необходимо доставить покупателю одним рейсом товары разной стоимости, распределите транспортные расходы пропорционально стоимости каждого товара в этом заказе, а затем включите их в цену.

Источники:

  • Как учесть доставку
  • Учет транспортных расходов

Вывоз товара от поставщика – важный этап логистической цепочки, благодаря которому работа вашей компании будет слаженной и бесперебойной. Чтобы доставить груз вовремя и без потерь качества, целесообразно организовывать перевозку самостоятельно.

Вам понадобится

  • - пакет документов;
  • - деньги.

Инструкция

Оговорите с поставщиком приблизительную дату отправки товара. Если речь идет о большом расстоянии и крупном грузе, постарайтесь заняться организацией доставки как можно раньше. Определите условия, на которых будет вывозиться товар. Если ваш контрагент берет на себя доставку груза до транспортной компании или до вашего склада, вам останется лишь проконтролировать процесс. Однако зачастую гораздо выгоднее самостоятельно найти проверенного перевозчика и вывезти товар без дополнительных расходов и комиссий.

Выберите транспортную компанию, которая будет осуществлять доставку. Сравните тарифы и условия перевозки: в разных фирмах они могут существенно отличаться. Составьте заявку по шаблону перевозчика. В ней вы укажете дату отгрузки, габариты и вес товара, точные адреса, а также особые условия.

Запросите у поставщика пакет сопроводительных документов. Он должен включать в себя:1. Счет на оплату.2. Упаковочный лист.3. Сертификаты качества.После отправки товара поставщик пересылает вам копию товарно-транспортной накладной, с помощью которой вы можете получить точную информацию о местонахождении груза и его характеристиках. Если речь идет об импорте, к вышеназванным документам добавится сертификат происхождения товара и декларация от вашего иностранного контрагента.

Запомните трекинговый номер вашего отправления. Используя данный номер, вы всегда сможете узнать местонахождение груза и контролировать время его прибытия на станцию назначения.

Дождитесь уведомления о прибытии товара от транспортной компании. Получите груз по указанному адресу, предъявив документ, удостоверяющий личность (либо доверенность от компании), копии сопроводительных документов и транспортной накладной.

Видео по теме

Полезный совет

Заранее позаботьтесь об особых условиях, благодаря которым ваш груз прибудет на станцию назначения в полной сохранности. Среди них – страховка, охрана, бережные условия транспортировки хрупких товаров, особый температурный режим.

В соответствии с правилами бухгалтерского учета (ПБУ) №5/1, пунктом №13, торговая точка имеет право включить в стоимость товара закупочную цену, транспортные, налоговые и иные расходы. Торговая накрутка указывается в учетной налоговой документации согласно указанным правилам.

Вам понадобится

  • - товарная накладная;
  • - правовой акт;
  • - таблица торговой накрутки, применяемая ко всем единицам товара или по каждому наименованию отдельно.

Согласно статье 510 Гражданского кодекса РФ, по договору поставки товар покупателю доставляет поставщик. Обязанность передать товар покупателю может считаться исполненной в момент предоставления ценностей в распоряжение покупателя, указанного им лица или в момент сдачи груза перевозчику (п. 1, 2 ст. 458 Гражданского кодекса РФ). Рассмотрим возможные варианты ценообразования.

Цена товара включает расходы на доставку до покупателя

Поскольку договорная цена товара включает стоимость его транспортировки, в первичных документах и счетах-фактурах стоимость транспортных услуг отдельно не указывается. При этом стоимость доставки фактически увеличивает НДС, ведь он уплачивается уже с конечной цены товара (с учетом его транспортировки) (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

В целях налогообложения прибыли в доходах поставщика признается выручка от реализации, которая исчисляется исходя из всех поступлений, связанных с за реализованные товары, без учета НДС (п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ). Поэтому в выручку от реализации товара входит его полная стоимость, которая сформирована с учетом цены за доставку. При этом затраты на доставку товара покупателю учитываются у поставщика при налогообложении прибыли в составе расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253, ст. 320 Налогового кодекса РФ).

Правда, по мнению (письмо от 19 марта 2007 г. № 03-03-06/1/157), расходы на доставку товаров могут включаться в состав материальных расходов только до момента перехода на товар к покупателю. Поэтому, если поставщик доставляет товар до склада покупателя, право собственности на товар по условиям договора не должно переходить к покупателю ранее даты передачи этого товара ему на складе.

Цена товара не включает стоимость доставки до покупателя

Если продавец не включает транспортные расходы в цену товара, а для его доставки покупателю привлекает транспортные организации, то в договоре с покупателем должно быть прописано, что продавец в части транспортных услуг является посредником между перевозчиком и покупателем. В этом случае договор купли-продажи между продавцом и покупателем будет содержать элементы агентского договора по типу комиссии так как продавец действует при организации доставки от собственного имени.

Если сумма вознаграждения за доставку указана в договоре отдельно (сверх цены товара), то для продавца она является доходом от реализации, как и выручка от продажи товаров покупателю. Иные суммы, полученные поставщиком для выполнения обязательств по организации доставки, не признаются доходом в целях налогообложения прибыли (подп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Причем затраты поставщика на доставку товара не учитываются в целях налогообложения прибыли - их учитывает покупатель. Поэтому поставщик, выполняя обязательства по доставке товара в качестве агента, обязан обеспечить покупателя документами, подтверждающими транспортные расходы:

  • отчетом агента (ст. 1008 Гражданского кодекса РФ) с копиями документов, подтверждающих расходы агента (накладной, ТТН, счетов-фактур, выставленных перевозчиком);
  • актом выполненных работ и счетом-фактурой на сумму вознаграждения (если оно предусмотрено в договоре).

Базой для НДС у агента является только сумма посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РФ). Если вознаграждение агента учтено в цене товара (не прописано в договоре поставки отдельно), то объектом обложения НДС является только стоимость реализации товара.

Счет-фактуру, полученный от транспортной организации, поставщик регистрирует в журнале учета полученных счетов-фактур. В книге покупок поставщика он не отражается.

Расходы на доставку товаров покупатель компенсирует поставщику

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103), если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухучете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В данном случае поставщик не оказывает услуг по доставке товара покупателю, в связи с чем у него не возникает обязанности начислить НДС и предъявить его покупателю со стоимости транспортных услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Если между покупателем товаров и поставщиком не заключен посреднический договор на организацию доставки товаров до склада покупателя, то у поставщика отсутствуют основания выставлять в адрес покупателя счет-фактуру, в который переносятся показатели счета-фактуры, полученного от транспортной организации. Основанием для возмещения расходов на перевозку товара будет являться отчет организации с приложенными копиями перевозочных документов, выставленных транспортной организацией в адрес поставщика.

Разногласия в данном случае возникают при квалификации дохода и расхода в налоговом учете.

В письмах Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-03-06/1/157, от 3 октября 2006 г. № 03-11-04/2/195 указано: если в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, тогда сумма компенсации в налоговом учете считается доходом поставщика. В то же время оплата поставщиком доставки груза будет являться расходом.

Заметим, что некоторые судьи такие суммы возмещения от покупателей за доставку товара не признают в целях налогообложения доходом поставщика. А сумму расходов на доставку товаров, уплаченную транспортной компании и подлежащую возмещению покупателем, - расходом поставщика (постановления ФАС Центрального округа от 31 июля 2006 г. № А35-6168/04-С3, ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2005 г. № А05-6138/04-12).

Другая проблема связана с практикой применения статьи 162 Налогового кодекса РФ, согласно которой компенсация покупателем расходов на доставку товаров увеличивает облагаемую базу по НДС у поставщика как «иные поступления, связанные с реализацией». С суммы такой компенсации поставщик должен исчислить НДС по расчетной ставке, выставить себе счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж. Покупатель при этом право на вычет не получает.

С. Хвостова ,
заместитель - практики ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Обычно подрядчик сам закупает материалы, если договором не предусмотрено иное. Одни поставщики выписывают отдельные счета-фактуры, например на бетон и услуги доставки автобетоносмесителем. Другие в одном счете-фактуре указывают и материалы, и доставку (без акта). Как лучше: включать стоимость доставки в стоимость материалов или учитывать ее отдельно?

Налоговый учет
Прежде чем рассматривать различные варианты оформления документов на получение материалов и их доставку, следует отметить, что в любом случае затраты на доставку признаются в налоговом учете в составе материальных расходов. Поскольку стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ) с учетом и затрат на транспортировку. Так установлено пунктом 2 статьи 25 Налогового кодекса РФ. При этом материальные расходы рекомендуется относить к прямым (п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ).

Компания самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете расходы на доставку МПЗ относятся к материальным затратам в составе расходов по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. При этом, как и в налоговом учете, они должны быть включены в качестве транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в фактическую себестоимость приобретаемых материалов.

Данные правила определены в пункте 6 ПБУ 5/01 и пункте 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Эти нормативные документы утверждены приказами Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н и от 28 декабря 2001 г. № 119н соответственно.

Варианты оформления

Доставка не выделяется
Все расходы поставщика на доставку МПЗ включены в стоимость материалов и отдельно в документах не обозначены. Этот случай для покупателя самый удобный. Материалы приходуются по стоимости, уже включающей в себя расходы на доставку, и в дальнейшем их движение отражается в регистрах учета в обычном порядке.

Доставка оформляется отдельными документами
Стоимость доставки указана отдельно, поставщик помимо товаросопроводительных документов на материалы предъявляет покупателю документы на доставку. Такой вариант требует повышенного внимания к составу документов на услуги по доставке, так как от этого будет зависеть правомерность принятия к учету данных расходов покупателем.

Поставщик кроме документов на товар (товарной накладной по форме № ТОРГ-12, счета-фактуры) должен представить покупателю транспортную накладную и счет-фактуру на транспортные услуги. Надо понимать, что в данном случае поставщик оказывает (своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации) услуги по перевозке строительных материалов. Первичным документом, подтверждающим факт их оказания, является транспортная накладная.

Доставка выделяется без оформления документов
Поставщик указал стоимость транспортных услуг отдельной строкой в товаросопроводительных документах (накладной по форме № ТОРГ-12, счете-фактуре). Несмотря на то что форма № ТОРГ-12 не предназначена для документального оформления факта оказания услуги, на практике довольно часто отдельной строкой поставщик указывает в ней стоимость работ и услуг, связанных с отгрузкой материалов. В том числе услуги по подготовке к продаже, упаковке, погрузке, а также по доставке покупателю.

Если больше никаких документов поставщик не представил, то у покупателя – подрядной организации могут возникнуть проблемы. Как было отмечено выше, первичным документом, подтверждающим факт оказания транспортных услуг, является транспортная накладная. Ее отсутствие может стать основанием для отказа в признании суммы расходов на доставку материалов, указанной в документах на товар отдельной строкой.

Выбор порядка учета
Выделение транспортных расходов из стоимости поставляемых материалов, кроме создания проблем, о которых уже говорилось, прибавит работы бухгалтерии в плане принятия и отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета транспортных расходов. Так как в случае приобретения стройматериалов затраты на их покупку по своей сущности являются прямыми и должны увеличить стоимость материалов, то сумму доставки, указанную в транспортных накладных или выделенную в товаросопроводительных документах, необходимо распределить на весь доставленный товар. Например, пропорционально покупной стоимости каждой позиции, увеличив тем самым фактическую стоимость принимаемых материалов. Либо учитывать их обособленно, списывая в конце отчетного периода.

Хорошо еще, если расходы на транспортировку даются с привязкой к каждой партии товара (то есть к конкретной накладной). А если документы на оплату доставки поставщик выставляет без такой привязки, скажем периодически, за какой-то период времени? Тогда организации придется установить и закрепить в учетной политике методику распределения транспортных расходов на стоимость полученных материалов.

Использование отдельного субсчета­ счета 10 «Материалы» для отнесения на него расходов на доставку часто применяется на практике, хотя и представляется не вполне методологически верным. Приведенные выше положения законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету требуют включения транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость материалов. А это значит, что на счете 10 и в регистрах бухгалтерского и налогового учета каждая единица МПЗ должна быть учтена по стоимости, включающей в себя все расходы на ее приобретение, в том числе на доставку.

Но при большом объеме операций по движению материалов организовать такой учет непросто.

Поэтому, как сказано в пункте 83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, транспортно-заготовительные расходы могут приниматься к учету путем:

А) отнесения ТЗР на отдельный счет (счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») согласно расчетным документам поставщика;

Б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

В) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала.

При этом непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материалов целесообразно в организациях с небольшой их номенклатурой, а также в случае существенной значимос­ти отдельных видов и групп материалов.

Вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.

Иная методика
Если организация примет решение учитывать транспортно-заготовительные расходы обособленно (на отдельных субсчетах к счету 10 или к счету 15), то ей придется разработать методику расчета доли таких затрат, относящейся к передаваемым в производство материалам при каждом их спи­сании либо по итогам отчетного периода.

При применении метода учета ТЗР путем присоединения расходов на доставку к счету 15 в состав отклонений в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой. Сумма отклонений по окончании отчетного периода в полном объеме списывается на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости строительных материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, например на счет 20 «Основное производство».

Списание ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы остатка величины ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости (п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Приведенный пример и рассмотрение иных вариантов учета транспортных расходов показывают, что для организации-покупателя удобнее вариант, при котором поставщик не выделяет расходы на транспортировку, а включает их в стоимость строительных материалов. Оформление же расходов на доставку в качестве дополнительной услуги увеличивает документооборот и повышает трудоемкость учета.

Расходы на доставку и в бухгалтерском, и в налоговом учете включаются в стоимость приобретаемых материально-производственных запасов. Способ учета стоимости доставки в стоимости материалов организация определяет самостоятельно.

Наталья Олейникова , ведущий аудитор, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению,
лектор учебно-методического центра «Градиент Альфа»

План семинара:

  1. Расходы на доставку включены в цену товаров.
  2. Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Рассмотрим такую ситуацию: поставщик самостоятельно доставляет товары покупателю. Все издержки, которые при этом появляются, продавец может предъявить контрагенту двумя способами. Либо включить в цену товара, либо выставить на сумму транспортных затрат отдельный счет. Для каждого из этих двух способов понадобятся свои особые документы. Да и проводки будут отличаться. Вот об этих тонкостях учета я сегодня расскажу. Сразу оговорюсь – речь пойдет о доставке автомобильным транспортом. Ведь перевозками железнодорожным, морским и воздушным транспортом занимаются специализированные компании.

Расходы на доставку включены в цену товаров

Вот самый простой вариант – включить стоимость доставки в цену товаров. Причем это удобно как с точки зрения учета, так и в плане документального оформления.

Доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. То есть о ней ваша компания не упоминает в тексте договора. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики точно снимут расходы на бензин.

Производственные и торговые организации по-разному отражают расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Первые (если применяют метод начисления) могут включить такие расходы в состав прямых или косвенных. Об этом сказано в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Прямые расходы будут уменьшать налог на прибыль по мере того, как компания станет признавать выручку от реализации готовой продукции.

Если же расходы на доставку вы учитываете как косвенные, то их можно списать единовременно в том периоде, в котором они были произведены. То есть дожидаться, пока компания признает выручку, не нужно.

А торговые организации расходы на доставку учитывают в том периоде, когда они имели место. Дата оплаты и момент, когда компания признает выручку от реализации ТМЦ, роли не играют.

Ну а входной НДС по расходам, связанным с доставкой (например, со стоимости топлива), можно принять к вычету по общим правилам. То есть когда компания выполнит требования статей и НК РФ.

Пример 1

Компания на общем режиме отражает в учете расходы на доставку, включенные в цену готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается изготовлением кирпичей и доставляет их покупателям самостоятельно. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения.

В сентябре для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) использовали арендованный грузовик.

Затраты на его аренду составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ) – 2000 руб. Зарплата (в том числе страховые взносы с зарплаты) водителя – 1850 руб. Таким образом, компания потратила на доставку 4850 руб. (1000 + 2000 + 1850). Эта сумма была учтена в цене товаров.

Организация утвердила один и тот же перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому себестоимость готовой продукции и здесь и там составляет 40 000 руб. Затраты на доставку не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления. Проводки будут такими (для простоты не буду приводить те записи, которые связаны с зарплатой водителя, страховыми взносами и НДФЛ):

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – учтена стоимость аренды грузовика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – выделен НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
– 2000 руб. – списана стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – отгружена покупателю;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 4850 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.

При расчете налога на прибыль расходы на доставку учтены в тот же день, когда списана себестоимость реализуемой продукции. Дело в том, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в месяце, в котором ее доставили покупателю. При расчете налога на прибыль в сентябре были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000) и расходы в размере 44 850 руб. (4850 + 40 000).

Вопрос участника

– Надо ли составлять транспортную накладную, если стоимость доставки продавец включает в цену товаров?

– Нет, не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498 .

Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Теперь рассмотрим второй способ – стоимость доставки установлена сверх цены товаров. Соответственно, ваша компания выставляет отдельный счет на доставку.

Как и в предыдущем случае, вам необходимо составить путевой лист. Так вы обоснуете расходы на бензин. Кроме того, обязательно оформите транспортную накладную.

Причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 . Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36 .

Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать (см. ниже. – Примеч. ред. ).

О лекторе

Наталья Анатольевна Олейникова окончила Московский Государственный Университет пищевой промышленности. Работала главным бухгалтером. Прошла обучение и успешно сдала экзамены на . С 2002 является аудитором в области общего аудита. Успешно прошла обучение и имеет свидетельство налогового консультанта.

Вообще, акт необязателен. Но хуже от того, что вы его оформите, точно не будет.

Понадобится еще один документ. В нем вы опишете, что именно перевозите. Например, это может быть по типовой форме № ТОРГ-12 . Либо иной документ. Самое главное, чтобы в нем были все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

И наконец, счет-фактура. В нем выделите в разных позициях стоимость ТМЦ и доставки. А если заключен отдельный договор на перевозку, выставите два счета-фактуры: один на товары, а второй – на услуги по доставке.

При методе начисления доходы от оказания услуг по доставке готовой продукции (товаров) учитывайте в периоде, когда они начислены. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 271 НК РФ. А расходы на транспортировку отразите в том месяце, в котором они произведены. То есть их не нужно распределять на остатки незавершенного производства. Например, это зарплата водителей, которая является разновидностью расходов на оплату труда.

Сегодня при недобросовестности контрагентов реальность осуществления хозяйственных операций является определяющим условием получения налоговой выгоды (при условии проявления налогоплательщиком должной осмотрительности). На этом основывается современная судебная практика.

Имеются прецеденты признания налоговой выгоды необоснованной по причине исключительно отсутствия реальности поставки. Но их в разы меньше, чем практики признания налоговой выгоды необоснованной по причине отсутствия должной осмотрительности. О последнем зачастую свидетельствует отсутствие реальной предпринимательской деятельности контрагентов.

Факт реальности поставки должен быть документально подтвержден

Реальность для целей доказывания обоснованности налоговой выгоды означает не просто выполнение работ (поставку товаров) как таковых. Это выполнение работ (поставка товара) именно контрагентом налогоплательщика или посредством контрагента налогоплательщика.

При оценке реальности хозяйственных операций (на примере договора поставки) документами должны подтверждаться:

  • реальность договора поставки (динамика заключения договора);
  • реальность доставки товара (транспортная логистика).

Налоговые органы при проверке обоснованности налоговый выгоды (вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль) особое внимание уделяют реальности доставки товара от поставщика покупателю. Если товар доставлялся автотранспортом, настаивают на наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) по форме 1-Т. По мнению налоговиков, только ТТН может подтвердить реальность доставки товара покупателю.

Такая позиция основывается на следующем. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе ТТН, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

Отсутствие ТТН при признании поставщика недобросовестным может послужить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Причем даже при наличии должной осмотрительности со стороны покупателя.

Нужна ли ТТН при доставке товара своими силами?

Налоговые органы при проведении проверок до 25 июля 2011 года требовали от налогоплательщиков ТТН даже в случаях, когда налогоплательщики не являлись заказчиками перевозки или перевозка осуществлялась собственным транспортом.

Судебная практика по вопросу необходимости наличия ТТН у покупателя при доставке товара силами поставщика (или собственным транспортом) до декабря 2010 года была противоречивой. Ситуация прояснилась, когда Высший Арбитражный Суд РФ постановил, что ТТН по форме 1-Т служит документом для учета работ на автомобильном транспорте. Так как налогоплательщик не являлся заказчиком по договору перевозки грузов, то для принятия товара к учету и применения вычета по НДС достаточно ТОРГ-12.

Аналогичную позицию позднее занял Минфин России. Он разъяснил, что если организация не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН по форме 1-Т либо ТОРГ-12.

Таким образом, если сторона договора поставки не привлекает перевозчика, ТТН может не быть. Однако необходимо помнить, что в случае признания контрагента недобросовестным налоговый орган всегда будет требовать подтверждения реальности поставки и только ТОРГ-12 будет недостаточно.

Новая транспортная накладная

Ситуация изменилась 15 апреля 2011 года, когда были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки), в которых содержится новая форма транспортной накладной (ТН) и четко регулируется, что ТН подтверждает заключение договора перевозки.

Они вступили в силу с 25 июля 2011 года. С этого момента ТТН по форме 1-Т не применяется для целей оформления договоров перевозки.

Новая транспортная накладная не содержит товарного раздела, перечня и стоимости товара. Вместо этого указывается наименование груза, его количество, масса (грузовые места) и ценность.

Новая накладная предназначена исключительно для оформления услуг по перевозке грузов силами привлеченных перевозчиков. Факт передачи товара, как и ранее, фиксируется накладной по форме ТОРГ-12.

Однако с принятием Правил перевозки стороны могут применять ТТН по форме 1-Т для перевозки товара собственным автотранспортом. Минфин также разъяснил, что в случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и накладная не составляется. А затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание. Так как ТТН по форме 1-Т содержит товарный раздел и стоимость переданного водителю для перевозки товара, использование ТТН по форме 1-Т при перевозках собственным автотранспортом позволит подтвердить факт передачи товара водителю и суть поручения на перевозку. Если товар будет утерян водителем, данная накладная будет служить основанием для привлечения его к ответственности.

Как подтвердить реальность доставки с помощью новой накладной?

Новая транспортная накладная применяется только в отношениях по перевозке силами привлеченных перевозчиков. Несмотря на это налоговые органы, если контрагент будет признан недобросовестным, скорее всего признают налоговую выгоду необоснованной при отсутствии накладной даже в случае перевозки товара собственным транспортом.

Как же обосновать реальность доставки товара и правильно оформить транспортные документы?

При поставке товара существуют следующие варианты взаимодействия контрагентов:

  • доставка товара своим транспортом и своими силами;
  • доставка товара силами привлеченного перевозчика;
  • доставка товара с помощью экспедитора.

Комплект документов у сторон зависит от того, на ком лежит обязанность по доставке товара.

Обратим внимание, что реальность поставки необходимо подтверждать как покупателю, так и поставщику.

Доставка товара осуществляется своим транспортом и своими силами

В данном случае сторонний перевозчик не привлекается, договор перевозки не заключается. Не оформляется и транспортная накладная.

Лицо, на котором лежит обязанность по доставке, имеет в собственности или аренде транспортные средства и штат своих или привлеченных водителей. Стороне, осуществляющей доставку товара и использующей свои транспортные средства, необходимо списывать горюче-смазочные материалы (ГСМ).

В связи с этим комплект документов у поставщика и покупателя будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы товарно-материальные ценности (ТМЦ), путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

ТТН по форме 1-Т (или по своей форме) может оформляться по желанию стороны и не является обязательной. ТТН по форме 1-Т является дополнительным доказательством реальности операции по поставке товара.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя поставщика, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

ТТН может оформляться по желанию стороны и не является обязательной.

В случае если покупатель не является грузополучателем (товар следует сразу покупателю (грузополучателю)), то путевого листа у покупателя не будет. В данной ситуации рекомендуем оформлять ТТН по форме 1-Т.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на водителя на получение ТМЦ, путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя покупателя, доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

Водитель должен иметь путевой лист. Из путевого листа покупателю (и поставщику) будет ясно, чей водитель доставляет (получает) ему (у него) груз и привлекал ли поставщик (покупатель) перевозчика.

Товарно-транспортная накладная

Доставка товара осуществляется силами привлеченного перевозчика

В данном случае лицо, на котором лежит обязанность по доставке, привлекает стороннюю организацию для осуществления перевозки.

Отношения по перевозке оформляются договором перевозки. Согласно п. 6 Правил перевозки, транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Таким образом, договора перевозки в виде единого документа может и не быть.

Помимо единого документа, договор перевозки может быть оформлен заказом на перевозку и транспортной накладной. При наличии рамочного договора перевозки заказчик для выполнения каждой конкретной перевозки подает перевозчику заявку на перевозку. Разницы между заявкой и заказом нет.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявку на перевозку, транспортную накладную, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ.

Оформлять одновременно и ТТН по форме 1-Т, и транспортную накладную не требуется. Если товары на учет принимаются по ТОРГ-12, то ТТН по форме 1-Т не требуется. Для учета расходов по перевозке достаточно транспортной накладной.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, транспортную накладную, копию путевого листа на водителя, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

В случае если покупатель не является грузополучателем, то транспортной накладной и путевого листа у него не будет. Тогда рекомендуем запрашивать у поставщика копию ТН, подтверждающей, что товар доставлен грузополучателю.

Обязанность по доставке лежит на покупателе

В комплект документов у покупателя входят: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявка на перевозку, транспортная накладная, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

В комплект документов у поставщика входят: договор поставки, ТОРГ-12, транспортная накладная, копия путевого листа на водителя перевозчика, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

Обращаем ваше внимание, что налоговые органы считают обязательным наличие транспортной накладной и у поставщика, и у покупателя в любом случае при перевозке товара автотранспортом. Так как ТТН (по форме 1-Т) оформлялась в 4 экземплярах, то у грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика должны быть экземпляры накладной в обязательном порядке.