Социальное развитие сельских территорий до года. Фундаментальные исследования

Премьер-министр России Дмитрий Медведев одобрил и подписал концепцию Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» .

Главные цели программы - создать благоприятные условия жизни в сельской местности, в том числе для молодых специалистов и их семей, и существенно повысить престиж сельского образа жизни.

На реализацию этих задач планируется затратить в общей сложности около 300 млрд рублей. Из них 90,4 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета, 134,5 млрд из региональных бюджетов, и ещё 74,3 млрд - из внебюджетных источников. Программа будет реализована в два этапа (первый с 2014 по 2017 год, второй с 2018 по 2020 год), а её непосредственным осуществлением займутся Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры и Министерство спорта.

В документе отмечается, что такие траты необходимы в связи с негативным положением, в котором оказалась сельская местность - в первую очередь, это отрицательная демографическая ситуация, а также проблемы с социальной и инженерной инфраструктурой, неразвитость дорожной сети. По пессимистичному прогнозу Росстата, численность сельского населения к 2021 году может сократиться до 36 млн человек (против 37,5 млн на момент переписи 2010 года), говорится в концепции.

На что направятся средства

По прогнозу, к 2020 году реализация программы поможет решить следующие задачи:

— улучшить жилищные условия 75,5 тыс. сельских семей, в том числе 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
— сократить количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, на 22,2 тыс. чел.;
— расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики на 858 ед.;
— привлечь к занятиям физической культурой и спортом сельских жителей, прежде всего, молодежи, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 519,2 тыс. кв.м;
— улучшить доступ сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети данных учреждений на 9,96 тыс. мест;
— повысить уровень инженерного обустройства села: газом — до 60,1%, водой — до 61,9%;
— охватить 132 сельских поселения комплексной застройкой;
— повысить гражданскую активность сельских жителей, активизировать их участие в решении вопросов местного значения путем поддержки 775 местных инициатив;
— привлечь внимание общества к достижениям в различных сферах сельского развития путем проведения ежегодных всероссийских мероприятий (спортивных соревнований, конкурсов).

Эти результаты должны стать показателем эффективности работы программы. При этом самая большая сумма - 141, 8 млрд рублей - будет выделена на улучшение жилищных условий. Ещё 121,4 млрд рублей пойдёт на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, 33,6 млрд рублей направятся на комплексную компактную застройку, а 1,8 млрд планируется выделить на гранты. Среди прочих трат - организация выставок достижений сельского хозяйства и финансирование научно-методического обеспечения программы.

Итоги предыдущей программы

Новая федеральная целевая программа придёт на смену предыдущей программе - «Социальное развитие села до 2013 года» , которая реализуется с 2003 года. В частности, за 8 лет на программу было затрачено около 266 млрд рублей, на которые:

Построено 15,6 млн. кв. метров жилья:
- введено в эксплуатацию 54,4 тыс. км распределительных газовых сетей,
- введено в эксплуатацию 14,2 тыс. км локальных водопроводов;
- введено емкостей телефонной сети на 705,5 тыс. номеров;
- построено и реконструировано 11,5 тыс. км линий электропередачи напряжением 0,38 и 6-10 кВ, 2,2 тысяч трансформаторных подстанций;
- построено общеобразовательных учреждений на 96 тыс. мест;
- построено учреждений культурно-досугового типа на 24,3 тыс. мест;
- открыто 461 единиц фельдшерско-акушерских пунктов.

За оставшиеся 2 года эти показатели будут увеличены.

Реализация предыдущей программы позволила достичь ощутимых результатов - уровень рождаемости на селе повысился на 33,3%, а уровень смертности снизился на 11,5%. Такие данные приведены за период с 2002 по 2010 годы. Также программа принесла и экономический эффект, оцениваемый специалистами в 48 млрд рублей в год.

Михаил Орлов , президент группы компаний «Амбика-агро», специалист по сельскому хозяйству:

— Во-первых, уже сам факт того, что есть такие национальные проекты - это очень хорошо, потому что это всё таки значит, что правительство и общество признаёт факт, что ситуация в сельской России катастрофическая. Для тех людей, которые понимают, что такое Россия (а их не так много, в том числе и внутри самой России), поясню, вся наша культура, все наши корни - всё исходит из сельской России. Россия не родилась в городах.

Очень тяжело смотреть на эти программы, понимая, что не только наша экономика, но вся наша культура от этого зависит. Я боюсь, что второго элемента нет в этом алгоритме. Любой человек, который хоть немного поездил по России, понимает, что это колоссальные просторы, и они почти пустые. Возникает очень много вопросов. 10 лет тому назад, когда шли активные дебаты по поводу приватизации земли - были разговоры о том, что не надо приватизировать землю, потому что тогда придут агрохолдинги и заберут всё, а бедный народ не сможет работать. Это правда, но только в том, что этого народа просто нет. Есть, но его мало. Это не результат того, что земля была приватизирована, а результат того, что у народа не было инструмента, чтобы работать с землёй.

У нас был премьер-министр Столыпин, который генерировал колоссальный рост агроэкономики в Российской империи. Чем? Не тем, что кому-то что-то обещал и кого-то куда-то отправлял. Нет, он просто дал людям - сельскому населению (а его тогда было очень много - около 85% всего населения империи, а сегодня, по-моему, - меньше 20%) инструмент. Какой инструмент? Если у вас есть земля, с определённым набором доказательств того, что вы на эту землю имеете право - договор долгосрочной аренды или собственность и т.д., вам давали деньги под программы индивидуальные на 35 лет со ставкой в размере 1,5% в год. Т.е. с такими условиями финансовыми, с таким инструментарием можно было это поднять. При таких условиях Россия за десятилетие стала зерновой державой номер один в мире.

Поэтому сейчас вопрос, стакан полупустой или полуполный - понятен. С одной стороны, я очень рад, что такие программы есть - это значит, что всё-таки понимает общество, что это и есть самое важное. Другой момент- насколько этого достаточно, чтобы действительно что-то менять. И здесь встаёт вопрос исполнения, а исполнение у нас не всегда беспроблемное. Есть вопрос - насколько векторы развития сельской экономики будут иметь реально ко всему этому доступ. Есть разные категории - есть агрохолдинги, которые тоже очень много делают, например, создают рабочие места. Но у них обычно есть те административные ресурсы (мы прекрасно понимаем, что без них в России никак), которые позволяют развиваться быстрее. Вторая категория - это компании местного характера - эти люди сто лет назад назывались кулаками - они создают крупномасштабные фермы в регионах. Опять вопрос - получат они доступ к возможностям, предоставляемым этой программой, остаётся без ответа. Есть ещё мелкие фермеры.

Программа сама нормальная. Можно её критиковать, можно её хвалить. Но, знаете, это не так важно с учётом объёма катастрофы, создаваемой с 17-го года. Любой шаг вперёд - уже большой плюс. Можно долго критиковать, но из-за одного размера нашей страны, мы уже являемся третьим по объёму экспортёром зерна в мире. А вот представьте на секунду, если бы мы были эффективны. Мы были бы державой номер один.

Мы привыкли каждый день по многу жаловаться, что нам что-то не нравится, что хотим быстрее, лучше. Но сам факт, что что-то есть - уже хорошо. Это значит, что всё-таки по этому направлению мы идём. Хотелось бы, конечно, как во времена Столыпина за 10 лет увидеть результат, а теперь придётся терпеть 20 или 30 лет. Хотелось бы, конечно, всё это увидеть очень быстро.

Я не склонен защищать первое лицо в нашем государстве, но ему сочувствую, потому что под ним работает административный аппарат регионов, с которым очень тяжело иметь дело, который сложно назвать эффективным. Здесь не справился бы и новый Столыпин.

Можно долго жаловаться и критиковать, но я очень рад и благодарен правительству, что они эту задачу поставили, и что в нашем общем алгоритме развития это один из пунктов, который признали стоящим особого внимания и поддержки со стороны политического корпуса.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Устойчивое развитие сельских территорий

Многодетная семья. Хотим принять участие с мужем в программе устойчивое развитие сельских территорий. Муж прописан на селе у родителей и работает в апк. я дома в декретном отпуске. Прописана в другом регионе с детьми. Нам отказывают в постановке на очередь так как у нас нет прописки на селе. Законно ли это? могу ли я оформить временную регистрацию себе и детям на селе и встать в программу.

Здравствуйте, Ольга. В данном случае чиновники совершенно правы, семья (все члены семьи), которая претендует на участие в региональных программах по развитию села, должна быть зарегистрирована на соответствующей территории, более того, проживать там определённое количество лет. Вам должны были всё объяснить, все условия участия в программе. Если все остальные условия позволяют участвовать в программе (сроки постановки в очередь, возраст и проч.), то регистрируйтесь по месту пребывания и, впоследствии, подавайте документы. Всего Вам доброго!

Хочу участвовать в программе "Устойчивое развитие сельских территорий", улучшить жилищные условия приобрести другое жильё. Живу и работаю на селе в школе, состав семьи 4 человека. Имеется жилье в совместной собственности. По какой норме будет рассчитана жилплощадь по общей (59,1 кв.м.) или жилой (30,6 кв.м). В ст. 51 ЖК РФ написано общей площади жилых помещений? Выходит жилым является 30,6 кв.м. или нет? с/у Расим, Башкортостан.

Здравствуйте, Расчет в данном случае производится по общей площади. Не факт, что Вашу семью признают нуждающимися в улучшении жилищных условий, если семья состоит из 4-х человек. Желаю Вам удачи и всех благ!

Мне нужна консультация по программе "устойчивое развитие сельских территорий ленинградской области". столкнулись с рядом проблем.

Добрый вечер. Чтобы вас подробно и компетентно проконсультировать необходимо понимать с какими именно проблемами вы столкнулись.

Я и моя семья хотим участвовать в программе "Устойчивое развитие сельских территорий".У нас нет своего жилья и соответственно прописки. Моя подруга прописала нашу семью в свою квартиру на один год, чтобы мы смогли участвовать в этой программе. Я собрала все необходимые документы и справки на свою семью, но администрация требует справку о наличии права собственности на объекты недвижимости на мою подругу и ее маму. На каком основании администрация требует эти справки на мою подругу и ее маму, если они нам не родственники и это не наша квартира, в которой мы прописаны?

Здравствуйте, Дина! По всей видимости, администрация руководствуется ст. 70 Жилищного кодекса РФ, а именно тем, что Вы были вселены в квартиру Вашей подруги в качестве членов её семьи. Вам необходимо уточнить, указывала ли подруга при подаче заявления о регистрации Вас в её квартире, что Вы вселяетесь в качестве членов семьи.

Я подала документы на ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий" на завершение строительства. И наконец дошла очередь получить помощь. Но пока мне не объяснили что это конкретно. Это деньги или какие-то бумаги?

Здравствуйте, Для того, чтобы юристу ответить на Ваш вопрос, нужно знать условия программы, в которой Вы принимаете участие. Обычно выдают сертификат на определенную сумму. Деньги тоже могут выдать, но у них целевое назначение Желаю Вам удачи и всех благ!

Я хотела спросить про ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий"

Здравствуйте, Вы можете пойти туда, где сдавали документы изначально, для постановки в очередь и попросить текст программы, в дальнейшем показать его юристу. Обычно такие программы - они региональные. Мы с ними не знакомы Желаю Вам удачи и всех благ!

Я стою на программе "Устойчивое развитие сельских территории 2014-2017" , работаю в сельской местности. Совместно со мной стоят на программе члены моей семьи: дочь и сын. Деньги будут выданы по долям. Если дочь выйдет замуж исключат ее из программы?

Добрый день! Нужно смотреть условия программы. Но по аналогии с другими с гос. программами - то да, Ваша дочь перестает быть членом Вашей семьи и создает свою, таким образом она выпадает из программы. Либо есть вариант признания зятя Вашим членом семьи, включении его в гос. программу и выделении на него доли. В любом случае, обратитесь за консультацией в отдел, где Вы стоите на учете. Они скажут Вам максимально достоверную информацию, которую применяют на практике.

Являюсь участником Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 “О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"). Нам выделили субсидии на строительство дома площадью 71.11, так как нам не хватало собственных средств (они должны составлять 30% от общей стоимости строительства). Наши средства мы могли тратить на услуги по стройке, доставке и др. А средства субсидии на стол материалы (по ним мы полностью отчитались). Сейчас когда мы поставили дом на учет, площадь его составила 72 кв.м. И теперь в нашем департаменте с нас требуют полное подтверждение потраченных собственных средств. Хотя в постановление Правительства об этом и слова нет. Там есть п. 14 в котором говорится о перерасти субсидии, но об этом в нашем департаменте слушать не хотят. Подскажите как быть? Очень нуждаемся в квалифицированном совете! Спасибо.

Добрый день! В данном случае необходимо узнать, на каком основании (где эти условия установлены) требуют полное подтверждение потраченных собственных средств. Тогда будет видно, в чем проблема.

МОЮ многодетную Семью поставили на очередь «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» я работаю в городе, муж не работает проживаем в селе. Хотят снять с очереди так как ни кто не работает в селе. Правомерно ли?

Здравствуйте! Конечно, правомерно, так как данная Программа рассчитана прежде всего на работающих в сельской местности. Удачи и добра!

Касается ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий". Могу ли я в ней участвовать?
Мне 25 лет. Прописка сельская. Замужем (мужу 36 лет). Образование " Экономика и управление на предприятии. Работаю в сельской администрации. 2 детей.
В этой программе в 2012 году участвовали мои родители.

Здравствуйте, Оюна! Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее соответственно - Программа, заявление); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. 5. Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности: а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир); б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир); в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений; г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений; д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир); е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений. 6. В каждой из указанных в пункте 5 настоящего Типового положения групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления в соответствии с пунктом 19 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат: а) гражданам, имеющим трех и более детей; б) гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". 7. К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке. Если все условия в СОВОКУПНОСТИ соблюдены, то имеете полное право! Всего наилучшего!

Наша семья стоит в очереди по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы" с 2012 года. По разным причинам нас каждый год опускают со списка и выделяют средства ставшим в очередь позже нас. Это законно? По какому принципу должны выдавать средства?

Здравствуйте. Если вам до сих пор не предоставили жилье по данной программе, то вам необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением.

Я стою в очереди как молодая семья на селе по программе " Устойчивое развитие сельских территорий". Семья состоит из четырех человек: я, муж и двое детей. Муж с одним ребенком прописан у своих родителей, а я со вторым ребенком у своих. Сейчас хотим в нашем же поселке взять в ипотеку однокомнатную квартиру, пока ждем своей очереди и все четверо в ней прописаться. Возможно ли так сделать?

Доброго времени суток. Если вы возьмете ипотеку в данной ситуации, то к сожалению вас имеют полное право снять с программы Молодая семья. Удачи вам и всего наилучшего.

Доброго времени суток Если вы сейчас берёте квартиру в ипотеку, вас сразу же снимут с очереди и никакого сертификата вы не получите, ипотеку нужно оформлять после получения сертификата Удачи Вам. Анна Титова.

Хочу задать несколько вопросов о программе устойчивое развитие сельских территорий.

Здравствуйте. Задавайте. Что вас именно интересует? Советую вопросы писать максимально сжато, но чтобы было понятно, что вы хотите узнать.

По программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 год. и т. д. Была предоставлена соц. выплата на строительство жилого дома. Скажите пожалуйста в какой действительно срок должен быть построен дом и на каком этапе строительства можно за него отчитаться? Как правильно рассчитать размер выплаты?

Добрый день, В инернете доступен этот документ. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 июля 2013 года N 598 О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" Он предусматривает отчетность соответствующих инстанций о результативности программы. Рекомендую официально запросить у них разъяснения о порядке и условиях, сроки, отчетность использования соц. выплаты. Получите официальные разъяснения/документ.

Я участвую в программе устойчивое развитее сельских территорий, работаю в сельском хозяйстве. Мне выдали субсидию на строительство дома, придётся ли мне возвращать субсидию если я перейду на работу в другой район так же в сельское хозяйство.

Здравствуйте при выделении субсидии с вами заключается договор там должны быть прописаны все условия когда и при каких обстоятельствах вы обязаны возвратить эту субсидию.

По программе Устойчивое развитие сельских территорий, полученную субсидию можно использовать в любом сельском поселении на территории Республики Мордовия или только в том муниципальном районе, где прописан?

Здравствуйте. Данная программа регламентируется Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением: копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере 30 % от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала; документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копий документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению). Перечень таких документов, сроки и порядок их представления определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Участвую в программе "Устойчивое развитие сельских территорий", какую сумму я должен предоставить в справке из банка в министерство, если в проекте заявлен дом в 150 квадратов.

Добрый день! Вам нужно обратиться письменно к ним за разъяснением, чтобы получить письменный ответ, можно через их сайт или почтой заказным письмом. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать... Дата, подпись.

Подавала на строительство дома по программе устойчивое развитие сельских территорий, вошла в плановый список на 2019 год. На сегодня решила покупать дом. Выплатят ли мне субсидии на покупку дома если я подавала на строительство?

Добрый день! Нет не выплатят, вы улучшите свои жилищные условия За более подробной информацией обращайтесь на личные консультации к юристам. Всего наилучшего!

Хотела бы получить консультацию по программе:" Устойчивое развитие сельских территорий." Могут ли меняться условия программы на местном уровне?

Если по условиям региональной программы допускается изменение условий на местном уровне, то это вполне возможно. Нужно смотреть конкретно программу конкретного региона.

Купили жильё по программе"устойчивое развитие сельских территорий" отработали год. Работы не стало, хотим переехать в другую область в сельскую местность. Нужно ли нам вернуть деньги.

Непосредственно законодательством это не регулируется. Все зависит от условий (и формулировок этих условий) подписанного Вами договора, в настоящем случае в рамках региональной программы. В общем случае - да.

Получили сертификат по Федер. Целевой программе "Устойчивое развитие сельской территорий". Вы мне ответили, что я могу заключить договор (на строительство) с любым ИП.,но надо задекларировать доход в налоговой. А эта сумма по программе подлежит налогу? Если нет, то тогда как поступить.

Добрый Вам день по правилам сайта консультации по налоговому праву на платной основе С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович

2,5 года назад вступили в программу Устойчивое развитие сельских территорий. Нас поставили на очередь (муж работает врачом в селе) Мы приобрели участок и сделали проэкт за свой счет. А теперь нас сняли с очереди сказав что мы не подходим. Но у нас за это время ничего не поменялось, жилье мы не приобретали. Законно ли это и как нам быть в этой ситуации?

Здравствуйте, Если вы участвуйте в программе, не совсем понятно, зачем нужно было покупать землю и брать разрешение на строительство, до получения сертификата Желаю Вам удачи и всех благ!

Здравствуйте! Нужно жаловаться в прокуратуру, Согласно ФЗ РФ №59-ФЗ жалоба пишется в произвольной форме (своими словами), или заказывайте в личку юристу, подается по почте либо вручается лично.

Обратитесь с жалобой в прокуратуру (ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ"), пусть проведут проверку по данному факту В жалобе должны быть указаны: - наименование прокуратуры; - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя; - почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть направлен ответ; - суть жалобы - личная подпись заявителя; - дата

Если вы купили участок для строительства дома, то он, скорее всего именно это повлияло на снятие вас с очередности с учетом длинных очередей и отсутствия строительства в селе В любом случае обратитесь в суд с иском об оспаривании действий администрации.

По программе "Устойчивое развитие сельских территорий" кто получит выплату на строительство вперед: работник АПК, вставший на программу в 2016 году или работник соц. сферы, который стоит с 2012 года?

Добрый день не знаем такой программы. Нужно знать ее условия. Получите их и ознакомьтесь с ними С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

Если по программе "устойчивое развитие сельских территорий..." не дойдет очередь до 2020 года то программа закроется?

Здравствуйте! Трудно сейчас сказать, что будет с данной программой. Возможно, она вновь поменяет название и условия, как это уже было. Но если это будет так, то в Программе Вы останетесь. Удачи и добра!

Для получения денег на приобретение жилья по программе "Устойчивое развитие сельских территорий" обратилась в поселковый совет за справкой о том, что я, как молодой специалист нуждаюсь в улучшении жилищных условий. По факту проживаю в приватизированной квартире (4 собственника: мать, отец, я-дочь, сын) с братом, его женой и 3-мя племянниками. Мать с отцом живут отдельно и не прописаны в квартире. Квартира состоит из комнаты 14 кв.м, кухни 12 кв. м с печным отоплением и неотапливаемых прихожей 6 кв.м и веранды 12 кв.м. Общая площадь квартиры составила 44 кв.м, разделили на 4 собственников и вышло по 11 м 2, а несовершеннолетние дети брата не считаются? Отказали, сославшись, что вышло больше 10 м 2 на человека. Так получается можно жить в неотапливаемой веранде? Это правильно? Другого жилья не имею. Разъясните, пожалуйста, правильно ли признали меня не нуждающейся в жилье?

Обжалуйте ответ чиновников либо в порядке подчиненности либо в судебном порядке, так как площадь неотапливаемой веранды не относится к жилой площади.

Дом в собственности, но говорят, что по программе устойчивое развитие сельских территорий нельзя продавать дом в течении 5 лет. Правы ли те, кто так нам вещает?

День добрый, если с программой установлены такие правила, значит законно, скорее всего когда участвовали в программе изучили условия программы.

Да, правы и такие условия как правило включаются в договоры передачи в собственность такого жилья. Это так называемое обременение, которое вам придется соблюдать. По аналогии с ипотекой, когда жилье передается в собственность, но находится в залоге у банка до окончательной выплаты стоимости жилья.

Можно ли продать дом купленный по программе устойчивое развитие сельских территорий? Дом куплен в 2015 году. Мы купили дом в соседнем селе. Хотели бы его продать и купить дом в той деревне, где живем.

Если указанный дом был передан в Вашу собственность без каких-либо ограничений, Вами согласованных - можете продавать, закон не против.

1

Проведен анализ различных подходов к определению «устойчивое развитие сельских территорий», который показал, что рассмотренные авторские определения не лишены недостатков и требуют уточнений. Немногие авторы учитывают природно-ресурсный потенциал сельских территорий, а такой важный аспект устойчивого развития, как историко-культурные особенности, практически не встречается в определениях ученых данной области. Исходя из этого, предложено авторское определение устойчивого развития сельских территорий. В ходе исследования была разработана концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий, которая представляет собой взаимосвязанную систему, включающую цели, задачи, факторы, влияющие на устойчивость территорий, механизмы, обеспечивающие развитие и инструменты устойчивости в целом, а также по каждой ее составляющей. Выделены четыре взаимосвязанные составляющие устойчивого развития сельских территорий: экономическая, социальная, экологическая и институциональная.

сельские территории

устойчивое развитие

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru. (дата обращения 13.02.2014).

2. Калягина Л.В. Анализ направлений устойчивого развития сельских территорий // Ползуновский альманах. – 2009. – №1. – С. 235-241.

3. Коваленко Е.Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №2.

4. Магомедов И.Ш. Совершенствование механизма устойчивого развития сельских территорий: на примере Республики Дагестан: дис. ... канд. экон. наук. – Махачкала, 2011. – 163 с.

5. Медков А.Л. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий: автореф. … дис. канд. экон. наук. – Воронеж, 2012. – 25с.

6. Меренкова И.Н. Сельский туризм и диверсификация экономики сельских территорий / И.Н. Меренкова, В.Н. Перцев // АПК: экономика, управление. – 2010. – № 7. – С. 43-46.

7. Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: монография / под ред. В.И. Фролова. – СПб.: СПб. гос. архит.-строит. ун-т, 2011. – 464 с.

8. Мищенко И.В. Теоретические вопросы формирования устойчивого развития сельских поселений // Экономика. – 2011. – 30 марта. – С. 23-28.

9. Перцев В.Н. Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района: автореф. … дис. канд. экон. наук. – Воронеж, 2011. – 24 с.

10. Петриков А. Устойчивое развитие сельской местности в России и направления научных исследований // АПК: экономика, управление. – 2001. – № 12. – С. 13.

11. Mobilizing the regional eco-economy: evolving webs of agri-food and rural development in the UK / T. Marsden // Cambridge journal of regions, economy and society. – 2010. – № 3. – Р. 225–244.

Рассматривая такой раздел экономической науки, как экономика сельских территорий, необходимо отметить, что понятийный аппарат окончательно не сформирован. Такие понятия, как «сельские территории», «сельская местность» и другие схожие словосочетания, не имеют общего научного обоснования ни в научной литературе, ни в действующих нормативно-правовых документах. Это обстоятельство ограничивает возможность создания единого направления исследований сложившейся ситуации и разработку мероприятий и программ по решению накопленных в сельской местности проблем и противоречий.

Обобщив существующие определения понятия «сельская территория», мы пришли к выводу, что она представляет собой сложный социально-экономический, культурно-самобытный ареал существования и жизнедеятельности сельского сообщества, обозначенный территорией вне урбанизированных пространств и включающий в себя сельские поселения, состоящие из сельских населенных пунктов с их социально-производственной инфраструктурой, предприятиями и окружающим природным ландшафтом и соответствующие межселенные территории. Целью данного исследования является разработка теоретических основ устойчивого развития сельских территорий.

Результаты исследования

В Концепции под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель . Однако многие ученые предлагают авторское определение устойчивого развития сельских территорий.

В рамках первого подхода - процессного − авторами рассматривается устойчивое развитие сельских территорий как процесс изменения различных сфер жизнедеятельности сельского сообщества (социальных, экономических и экологических) и определяются ориентиры такого развития (увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель и др.). Такая точка зрения является наиболее распространенной (Коваленко Е.Г., Концепция, Магомедов И.Ш., Петриков А.В. и др.) . Однако часть авторов отождествляют устойчивое развитие с одной или несколькими сферами жизнедеятельности. Федеральный закон № 246-ФЗ от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства» и В.И. Фролов ориентируются на социальное и экономическое развитие , Л.В.Калягина - на социальное, T. Marsden - на экологическое, что не позволяет реально оценить уровень устойчивости того или иного сельского поселения . Устойчивое развитие должно быть направлено на позитивную динамику комплекса показателей.

Также следует отметить, что недостатком при данном подходе является то, что авторами не учитываются особенности (специфика) сельских территорий и не отражаются механизмы воздействия на процесс их развития. Опыт показывает, что на процесс развития необходимо воздействовать, он должен быть управляемым для достижения стоящих перед государством целей. Авторы, отнесенные нами ко второму подходу, попытались устранить этот недостаток.

Второй подход - системный. Так же как и при первом, «процессном» подходе, рассматривается устойчивое развитие сельских территорий как процесс изменения различных сфер жизнедеятельности сельского сообщества (социальных, экономических и экологических), но дополнительно указываются механизмы воздействия на процесс развития сельских территорий (финансовая и инвестиционная стратегия, обязательное участие местных инициатив, эффективные действия органов местного самоуправления и др.). По нашему мнению, авторами данного подхода являются А.Л. Медков, И.Н. Меренкова, И.В. Мищенко, В.Н. Перцев и др. .

Данный подход описывает совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов. С нашей точки зрения, он является наиболее целесообразным для раскрытия сущности изучаемого понятия, но рассмотренные авторские определения не лишены недостатков и требуют уточнений.

Немногие авторы учитывают природно-ресурсный потенциал сельских территорий, а такой важный аспект устойчивого развития, как историко-культурные особенности, практически не встречается в определениях ученых данной области.

Проведенный анализ различных подходов к определению «устойчивого развития сельских территорий» позволил нам сформулировать его авторское определение. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается контролируемый и отслеживаемый государством с помощью системы мониторинга комплексный динамический процесс позитивных изменений показателей, характеризующих социальное, экономическое и экологическое состояние сельских территорий, ориентированный на расширенное воспроизводство у сельскохозяйственных товаропроизводителей, диверсификацию их агропроизводства, привлечение инвестиций, использование инноваций посредством эффективных действий органов государственной власти, местных инициатив и элементов самоорганизации хозяйствующих субъектов, учитывающих ресурсный потенциал и историко-культурные особенности сельских поселений.

Решение задач в области устойчивого развития сельских территорий невозможно без их комплексной оценки, которая отражает социально-экономическое состояние сельских территорий и позволяет разработать эффективные организационно-экономические мероприятия по повышению их устойчивого развития, с учетом ресурсного потенциала, территориальных и историко-культурных особенностей.

Государственное регулирование устойчивого развития сельских территорий способствует разработке мер, обеспечивающих правовой аспект реализации социальных, экономических и экологических составляющих сельских территорий.

Расширенное воспроизводство у сельскохозяйственных организаций, самоорганизация хозяйствующих субъектов, диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей в агропромышленном комплексе, привлечение инвестиций − основные направления повышения устойчивости развития сельских территорий, способствующего оптимальному использованию ресурсов, стабильному развитию сельской экономики, доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшению качества и уровня жизни сельского населения и др.

Устойчивое развития сельских территорий позволит обеспечить устойчивый рост сельской экономики, повысить занятость, уровень и качество жизни, а также снизить темп миграции сельского населения, сохранить окружающую среду. С этой целью была разработана концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий, которая представляет собой взаимосвязанную систему, включающую цели, задачи, факторы, влияющие на устойчивость территорий, механизмы, обеспечивающие развитие и инструменты устойчивости в целом, а также по каждой ее составляющей (рисунок).

Концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий

Считаем, что можно выделить четыре взаимосвязанных составляющих устойчивого развития сельских территорий: экономическую, социальную, экологическую и институциональную.

От уровня экономической устойчивости зависят диверсификация сельской экономики, расширение источников формирования доходов сельского населения, обеспечение их занятости и др. Социальная устойчивость отражает улучшение жилищных условий сельского населения, восстановление и развитие социальной инфраструктуры и др. Экологическая устойчивость предполагает рациональное использование природных ресурсов. Институциональная составляющая предусматривает развитие правовых, финансовых, организационных и иных институтов, способствующих устойчивому развитию сельских территорий.

С целью устойчивого развития сельских территорий необходимо разработать действующий организационно-экономический механизм в соответствии с Концепцией.

Заключение

Таким образом, реализация перечисленных выше механизмов окажет положительный социально-экономический и экологический эффект в процессе развития сельских территорий. Однако реализация данных механизмов - это сложный, трудоемкий и затратный процесс, так как в настоящее время многие сельские территории переживают кризис, проявляющийся в ухудшении демографической ситуации, низком уровне и качестве жизни сельских жителей и высоком уровне безработицы, нерациональном использовании природных ресурсов и др. Мы считаем, что мониторинг устойчивого развития сельских территорий поможет оценить уровень их устойчивости и выбрать правильные направления развития для той или иной сельской территории, которые смогут вывести ее на новый уровень развития.

Рецензенты:

Смелик Р.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского», г. Омск;

Рогатнев Ю.М., д.э.н., профессор, проректор по учебной (образовательной) деятельности, ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г. Омск.

Работа поступила в редакцию 29.07.2014.

Библиографическая ссылка

Шумакова О.В., Рабканова М.А. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-7. – С. 1643-1646;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35269 (дата обращения: 23.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

О проекте ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на годы и на период до 2020 года» на годы и на период до 2020 года» Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент сельского развития и социальной политики Москва – 2013 г.


Структура проекта ФЦП МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 Паспорт 1.Характеристика проблемы 2.Основные цели и задачи 3.Мероприятия 4.Обоснование ресурсного обеспечения 5.Механизм реализации 6.Оценка социально- экономической эффективности Приложения 1. Мероприятия ФЦП (ресурсное обеспечение и целевые индикаторы по годам реализации Программы) 2. Средства, выделяемые на реализацию ФЦП (по направлениям, видам расходов и источникам финансирования) 3. Основные целевые индикаторы ФЦП 4. Показатели эффективности реализации ФЦП Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на: 5. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов 6. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности 7. Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по предоставлению грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности 8. Методика оценки эффективности реализации ФЦП


Основные положения паспорта ФЦП Основание для разработки-распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г р (Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года) и от 8 ноября 2012 г р (Концепция ФЦП) Государственный заказчик – координатор -Министерство сельского хозяйства РФ Государственные заказчики -Министерство сельского хозяйства РФ Министерство культуры РФ Министерство спорта РФ Объем ресурсного обеспечения Программы -всего - 299,2 млрд.руб., в т.ч. за счет средств: федерального бюджета – 90,4 млрд. руб. (30%); консолидированных бюджетов субъектов РФ – 150,6 млрд.руб. (50%); внебюджетных источников – 58,1 млрд.руб. (20%) МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3


Цели и задачи ФЦП ЦелиЗадачи создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности


Основные целевые индикаторы и ожидаемые результаты ФЦП Наименование индикатораЗначение за гг. Ожидаемые результаты Ввод (приобретение) жилья – всего, тыс. кв.м 5438,8 Обеспечение жильем 75,5 тыс.семей в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов 3032,3 в т.ч. 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов Ввод в действие общеобразовательных учреждений, тыс.мест 22,3 Снижение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 22,3 тыс. человек Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, ед. 858 Повышение доступности для сельских жителей первичной медицинской помощи Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений, тыс. кв.м 519,2 Привлечение сельского населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом Ввод в действие учреждений культурно- досугового типа, тыс. мест 9,9 Улучшение территориальной доступности услуг в сфере культуры для сельских жителей Ввод в действие распределительных газовых сетей, тыс. км 18,2 Повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 60,2% (с 55,9% в 2013 г.) Ввод в действие локальных водопроводов, тыс. км 12,9 Повышение уровня обеспеченности питьевой водой сельского населения до 61,9% (с 58,5% в 2013 г.) Количество населенных пунктов в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, ед. 132 Создание комфортных условий жизнедеятельности на компактной территории для привлечения специалистов на объекты АПК Количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку 775 Повышение гражданской активности и участия сельских жителей в решении вопросов местного значения МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5


Определение «сельской местности» для целей ФЦП ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»Проект ФЦП Сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением административных центров субъектов Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Численность сельского населения, проживающего в городских округах – 2066,7 тыс. чел. (5,5% от общей численности сельского населения), в т.ч. в городских округах, в состав которых входят административные центры субъектов РФ – 526,8 тыс. чел. (25% от численности сельского населения, проживающего в городских округах) Субъект РФ Чис-ть сельского населения, прожив. в город.округах из них прожив.в город. округах – админ. центрах регионов тыс. чел. в % от общ. чис- ти сельс. нас. тыс. чел. в % от общ. чис- ти сельс. нас. Свердловская обл.619,78933,44,8 Краснодарский край387,31687,53,6 Приморский край90,82024,85,3 Тюменская обл.48,4722,93,1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6


Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов Предоставление гражданам и молодым семьям (молодым специалистам) социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство (приобретение) жилья (с возможным привлечением работодателей) для предоставления молодым семьям (молодым специалистам) по договорам найма с правом выкупа Дополнительное условие получение социальной выплаты для граждан – осуществление трудовой деятельности в сельской местности Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане и молодые специалисты, занятые в АПК Социальная выплата может быть направлена на строительство жилья или приобретение жилья на первичном рынке, а также у работодателя Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры Предоставление субсидий муниципальным образованиям в целях софинансирования строительства (реконструкции) объектов социально-инженерной инфраструктуры (общеобразовательные учреждения, ФАПы и офисы врачей общей практики, плоскостные спортивные сооружения, учреждения культурно-досугового типа, распределительные газовые сети, локальные водопроводы) Предоставление субсидий муниципальным образованиям в целях софинансирования проектов комплексного обустройство площадок под компактную жилищную застройку Размещение объектов социально- инженерной инфраструктуры осуществляется в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планов поселений) Преимущественное развитие социально- инженерной инфраструктуры и реализация проектов комплексной застройки в населенных пунктах, где развивается агропромышленное производство, в том числе осуществляется реализация инвестиционных проектов в АПК МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Предоставление грантов органам местного самоуправления или органам территориального общественного самоуправления сельских поселений на реализацию общественно значимых проектов с участием граждан, проживающих в сельских поселениях. Приоритетные направления реализации проектов: благоустройство сельских поселений; экологическая реабилитация сельских территорий; сохранения и восстановления природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов; поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел, развитие сельского туризма; оздоровление социальной среды в сельской местности; нравственное и патриотическое воспитание молодежи, организация досуга; проведение смотров-конкурсов коллективов народного творчества, художественной самодеятельности Отбор проектов осуществляется на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. В порядке конкурсного отбора может быть предусмотрен расширенный перечень направлений реализации проектов, включающий помимо приоритетных, и другие направления, учитывающие особенности социально-экономического развития сельских территорий субъекта РФ. Максимальный размер гранта – 2 млн.руб., но не более 60% от стоимости проекта, оставшаяся часть – за счет средств местных бюджетов, вклада сельских жителей и организаций, в том числе в форме трудового участия. Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий Организация и проведение всероссийских конкурсов: - информационно-просветительских проектов по сельской тематике (поощрение реализованных проектов на телевидении, радио, средствах массовой информации, направленных на распространение положительного опыта развития сельских территорий, повышение значимости крестьянского труда, сохранение народных традиций, историко-культурных ценностей); - достижения в области устойчивого развития сельских территорий (выявление и распространение лучших практик в деятельности органов местного самоуправления и организаций в сельской местности, способствующих созданию условий для устойчивого развития сельских территорий) Предварительный этап конкурсов проводится в субъектах РФ. Победители региональных конкурсов принимают участие в основном этапе конкурсов Финансовое обеспечение конкурсов включает: - денежные поощрения победителям; - расходы по организации и проведению конкурсов Оператором по проведению конкурсов предлагается определить ФГУ «Пресс-служба Минсельхоза России» или выбрать организацию на конкурсной основе. Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий Реализация проекта «Моя малая Родина»: - проведение всероссийского молодежного конкурса творческих работ; - создание и ведение единого информационного ресурса о сельских населенных пунктах России в сети Интернет; - поддержка проектов, направленных на оказание сельскому населению мобильной практической помощи информационного характера; - проведение всероссийского творческого фестиваля; Организация и проведение всероссийских спортивных мероприятий: - всероссийских летних и зимних сельских спортивных игр (Минспорт России); - всероссийских соревнований по традиционным для России (национальным) видам спорта; - всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно- спортивной работы в сельской местности (Минспорт России) Оператор проекта «Моя малая Родина» определяется на конкурсной основе. Расходы по организации и проведению всероссийских сельских спортивных игр и смотра-конкурса осуществляются в рамках текущих затрат Минспорта России и не включаются в финансовое обеспечение Программы Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Научно-методическое обеспечение реализации Программы Проведение ежегодного мониторинга развития сельских территорий, включающего статистические и социологические наблюдения. Проведение научных исследований по актуальным проблемам развития сельских территорий, разработка прогнозов, рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы Расширение направлений мониторинга по сравнению с мониторингом социальной сферы села, проводимым в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11


Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации Объем финансирования мероприятий из федерального бюджета на 2014 год Мероприятие Объем средств, млн.руб. Улучшение жилищных условий граждан – всего в т.ч. молодых специалистов Комплексное обустройство объектами инфраструктуры – всего, в т.ч.: - школы - ФАПы - спортивные сооружения - клубы - газификация - водоснабжение - обустройство площадок под жилищную застройку * Грантовая поддержка местных инициатив100 Поощрение и популяризация достижений – всего, в т.ч.: - конкурсы - проект «Моя малая Родина» - спортивные мероприятия НИОКР5 Всего9000,0 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 * Финансирование мероприятий по развитию сети учреждений культурно-досугового типа предусмотрено с 2016 года (государственный заказчик – Минкультуры России)


Схемы реализации ФЦП МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на годы и на период до 2020 года» Субъекты РФ представляют в Минсельхоз России бюджетные заявки на получение субсидий Минсельхоз России распределяет субсидии среди регионов, представивших бюджетные заявки и отвечающих условиям предоставления субсидий (наличие региональных программ, софинансирования) Минсельхоз России согласовывает проект распределения субсидий и направляет в Правительство РФ На основании утвержденного Правительством РФ распределения субсидий Минсельхоз России заключает соглашения с регионами о предоставлении субсидий Субъекты РФ представляют в Минсельхоз России на конкурсный отбор региональные целевые программы устойчивого развития сельских территорий Минсельхоз России проводит конкурсный отбор региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий, подготовленных на основе документов территориального планирования (схем территор.планирования районов и ген.планов поселений) и проектного подхода Минсельхоз России распределяет субсидии среди регионов, региональные программы которых прошли конкурсный отбор Минсельхоз России согласовывает проект распределения субсидий и направляет в Правительство РФ На основании утвержденного Правительством РФ распределения субсидий Минсельхоз России заключает соглашения с регионами о предоставлении субсидий В месячный срок после заключения соглашения субъекты РФ представляют утвержденный перечень объектов социально-инженерной инфраструктуры в рамках Программы Ежемесячно субъекты РФ представляют отчетность о реализации Программы, включая сведения об освоении средств и вводе объектов в эксплуатацию


Критерии отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий Мероприятия региональных целевых программ на планируемый год должны быть представлены в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов, на территории которых планируется их реализация Планы по развитию сети объектов социально-инженерной инфраструктуры, предусмотренные в региональных программах, должны быть составлены с учетом следующих подходов: - комплексное обустройство населенных пунктов, ориентированное на завершение обустройства с учетом имеющегося инфраструктурного потенциала, текущей демографической ситуации и прогнозов ее развития; - преимущественное развитие социально-инженерной инфраструктуры в местах развития агропромышленного комплекса; - размещение объектов социально-инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планов поселений); - наличие утвержденной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на объекты социально-инженерной инфраструктуры В законе субъекта РФ (проекте закона) о бюджете субъекта РФ должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование региональных целевых программ Финансовый механизм региональных программ должен быть основан на государственно-частном партнерстве и предусматривать привлечение средств внебюджетных источников для реализации программных мероприятий В муниципальных образованиях, в которых планируется реализация мероприятий региональных программ, должны быть разработаны муниципальные целевые программы устойчивого развития сельских территорий с учетом вышеизложенных подходов МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14