Современные проблемы науки и образования. Механизм внедрения этических норм Внедрение этических норм в практику деловых отношений

Для того чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т.е. быть частью реальной кадровой политики.

Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс. Около 90% зарубежных компаний внедряло этические принципы посредством таких кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила. Поскольку этические кодексы распространены более чем другие инструменты внедрения этики в жизнь корпораций, рассмотрим их подробнее. Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом - комитетом, комиссией.

Комитет по этике корпорации имеет определенный набор функций, к которым относятся следующие:

вынесение этических вопросов для обсуждения правлением или топ-менеджерами;

доведение основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;

разработка мер, поддерживающих кодекс;

анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутрикорпоративных отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;

составление отчетов о деятельности комитета для совета директоров;

обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.

Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах. Объем их весьма различен - от кодекса "Формулировка деловой этики" на одну страницу компании "Эксон Корпорейшн" до "Этического стандарта компании "Ситикорп", объемом более чем 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся в последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент делается на столкновении интересов корпорации: а) с правительственными органами; б) с сотрудниками или акционерами корпорации; в) с правительствами иностранных государств.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) - со стороны общественных организаций - и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Конечно, невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники. Вместе с тем письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.

Можно указать на ряд преимуществ, которые дают корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:

Кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино "путеводители" к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда отдельным работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются слишком субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих-многих других факторов.

Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и подсказывают самые логичные решения.

Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.

Кодекс дает общий ориентир в тех ситуациях, когда трудно однозначно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т.е. когда в противоречие приходят универсальная этика и профессиональная этика.

Этические кодексы могут помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической защиты как компании в целом, так и каждому сотруднику в отдельности.

Однако у этических кодексов есть ряд недостатков:

Они требуют значительных затрат времени и денег.

Они требуют высокой квалификации тех, кто их составляет.

Своим существованием кодексы предполагают необходимость применения наказаний для нарушителей.

Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.

Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.

Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляют их значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимость неэтичной практики.

Для того чтобы этические принципы, нормы и стандарты стали реалией деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т. е. быть частью реальной кадровой политики.

В мировой практике существует семь основных механизмов , посредством которых можно внедрить в практику этические нормы. К ним относятся:

1) Этические кодексы являются наиболее часто используемыми механизмами. Известно, что около 90 % зарубежных компаний внедряло этические нормы в деятельность посредством кодексов. Этические кодексы могут разрабатываться для компании в целом или для отдельных функциональных подразделений. Как правило, этический кодекс разрабатывается специально созданным органом – комитетом, комиссией и т. п. В кодексе обязательно указываются дисциплинарные меры, применяемые к тем, кто нарушает данный кодекс.

2) Комитет по этике корпораций имеет ряд функций:

‑ вынесение этических вопросов для обсуждения руководством или правлением;

‑ доведение основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;

‑ разработка мер, поддерживающих кодекс;

‑ анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутрикорпоративных отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;

‑ составление отчета о деятельности комитета для совета директоров;

‑ обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.

3) Управленческий этический тренинг представляет собой наборы этических норм, своеобразные этические модули, которые включаются в общую программу практической подготовки менеджеров низшего и среднего звена. Таким образом, комитеты по этике обслуживают высший уровень менеджмента, помогая найти индивидуальные нетривиальные решения различных этических проблем, а управленческий тренинг снабжает низовой и средний менеджмент набором готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

4) Социальный аудит , представляет собой попытку оценивать социальное поведение корпорации в социуме. Он призван проверить и дать информацию о том, в какой степени действия корпорации соответствуют ожиданиям общества. Социальный аудит может быть использован в организации для организации внутреннего контроля за этичностью действий менеджеров, за исполнением этического кодекса, за рациональным использованием ресурсов и т. п. Данный механизм применяется только в масштабах корпорации. В основном социальный аудит сводится к определению того, насколько деятельность организации отвечает требованиям государственных норм по здравоохранению, безопасности и контролю за загрязнением окружающей среды.

5) Юридический комитет занимается контролем за соблюдением корпорацией всех законов, в том числе и подзаконным актам, носящим этический характер: по защите окружающей среды, защите прав человека и т. п.

6) Службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам. Сотрудники таких служб рассматривают жалобы, конфликты, претензии по этическим вопросам, поступающим как от сотрудников организации, так и со стороны.

7) Изменения в корпоративной структуре. По данным, характеризующим мировую экономику, лишь немногие корпорации принимают внутренние структурные изменения с целью приспособления к этическим требованиям.

Для эффективного использования этики при принятии решений необходимы два условия – внимание менеджеров к этим вопросам и высокая организационная культура. Первое характерно для тех компаний, руководители которых являются подлинными лидерами, весь персонал стоит на позициях, что «этичный бизнес – это хороший бизнес», стратегия и тактика подчинены удовлетворению запросов основных деловых участников, сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких фирмах считают, что этика поддерживает корпоративную культуру на необходимом уровне и это помогает укреплять бизнес.

Согласно одной из принятых на Западе моделей этически обоснованных решений принимающие их менеджеры действуют по следующей схеме:

1. Собирают информацию для всестороннего обоснования решения. Если оно затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степень положительного и отрицательного воздействия.

2. Подбирают соответствующие этические гипернормы и микронормы. Если между ними возникает конфликт, применяется правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых предпочтение отдается тем, которые согласуются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются четко и понятно.

Так, одни компании соблюдают конфиденциальность переписки служащих по своей электронной почте, ссылаясь на неприкосновенность посланий, другие контролируют ее, мотивируя это своим правом собственности на компьютеры и сохранением служебной информации. Этическим решением является недвусмысленное, четкое и ясное заявление компании о своей политике в отношении использования ее компьютеров служащими (независимо от конкретного содержания такого заявления).

3. После исключения неприемлемых вариантов готовятся два варианта этического обоснования – желательное и минимально приемлемое.

4. Выясняется, возможно ли преобразовать (в силу внешнего давления или производственной необходимости) минимально приемлемое этическое обоснование в желательное.

Например, на предприятии имеет место конфликт двух этических гипернорм – неприкосновенности частной жизни и моральной ответственности работодателя за жизнь и здоровье занятых. Последняя реализуется через правила техники безопасности, которые, в частности, требуют тестирования сотрудников на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки, будучи абсолютно необходимыми, не приносят вреда, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отходит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.

5. При недостаточности этического обоснования принимаемого решения следует руководствоваться другими обоснованиями – экономическими, технологическими, социальными.

Так, сокращение штатов при реконверсии или модернизации производства, если оно диктуется производственной необходимостью, трудно оценивать с моральной точки зрения. Суммарный выигрыш от такого сокращения (экономический, технологический) перевешивает моральные соображения в пользу сохранения рабочих мест. Уволить же недисциплинированных сотрудников, пренебрегающих нормами морали, можно и по одним этическим мотивам.

Гибкое применение деловой этики позволяет ведущим западным фирмам максимально использовать потенциал этического фактора, не создавая конфликта с остальными компонентами.

Важным условием быстрого развития отечественного бизнеса становятся усвоение и соблюдение принятых в мировой практике этических норм, а также приемов их использования. В этих условиях большое значение будут иметь отечественные разработки, связанные с этическим обоснованием управленческих решений.

Понимание и принятие на себя компаниями социальной ответственности и внедрение этических принципов в деятельность предприятий привело к возникновению к концу ХХ в. термина «корпоративной социальной ответственности » (КСО), понимаемого как этичное поведение организаций по отношению к человеческому обществу.

В настоящее время в самом общем смысле под корпоративной социальной ответственностью, понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития. Однако до сих пор корректное определение термина корпоративная социальная ответственность является сложной задачей.

Начиная с 1950-х гг. в мировой управленческой литературе, прежде всего американской, было разработано множество релевантных концепций, среди которых наибольшую известность получили «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчив ость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная добросовестность». Последовательно развиваясь, указанные концепции не столько замещали друг друга, сколько аккумулировали в себе предыдущие достижения. В 1980-е гг. указанный ряд продолжили концепции «заинтересованных сторон» и «этики бизнеса», пережившей второе рождение в применении к более широкому контексту социальной ответственности. К началу ХХI в. пришел черед теорий «устойчивого развития» и «корпоративного гражданства».

Вполне аргументированным представляется подход А. Керолла - одного из ведущих мировых специалистов в области отношений бизнеса и общества - предлагающего увязывать все указанное множество концепций с развитием теории корпоративной социальной ответственности как «ядра», согласованного с альтернативными концепциями или трансформирующегося в них.

Именно этот подход позволяет перевести проблему из общих рассуждений о роли бизнеса в общественном развитии к анализу деятельности конкретного делового предприятия, строго говоря, не обязательно относящегося к корпоративному сектору.

Подход А Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО. Согласно модели А Керолла, КСО являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна.

Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. В некотором роде правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность - неформальным. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Трактовка КСО как пирамиды сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их систематизировать. В дальнейшем А. Керолл в статье, написанной в соавторстве с М. Шварцем, модифицировал пирамиду путем отнесения филантропической ответственности к категории этической и (или) экономической ответственности, так как занимаясь «стратегической филантропией», компании нередко руководствуются экономическими мотивами, основываясь на своей экономической ответственности, и различие между «филантропической» и «этической « деятельностью иногда сложно провести и в теории и на практике.

Следует также подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений.

Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик.

Соответственно, корпоративная социальная ответственность может быть определена как рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании.

Таким образом, корпоративные социальные программы в первую очередь следует рассматривать с позиции рациональности и извлечения выгод в долгосрочном периоде. Масштаб и охват корпоративной социальной политики будет зависеть от конкретных целей (краткосрочных и долгосрочных), которые преследует компания и многих внешних условий.

Корпоративная социальная ответственность – это выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

В целом, КСО предполагает:

‑ производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;

‑ соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;

‑ содействие повышению квалификации и навыков персонала;

‑ защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;

‑ защиту культурного наследия;

‑ поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;

‑ помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;

‑ соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Самая широкая трактовка КСО включает в это понятие:

Корпоративную этику;

Корпоративную социальную политику в отношении общества;

Политику в сфере охраны окружающей среды;

Принципы и подходы к корпоративному управлению;

Вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;

Политику в отношении персонала.

Зарубежная теория и практика позволяет выделить три элемента социальной ответственности бизнеса:

а) экономическая (сведения о поставщиках и потребителях продукции, персонале - зарплаты, пенсионные отчисления, социальные выплаты, взаимоотношения компании с государством - налоги и обществом -пожертвования и прочая благотворительность);

б) экологическая (сведения об использовании сырья, энергии, воды, какими выбросами и отходами сопровождается производство);

в) социальная организация и безопасность труда, соблюдение прав работников, ответственность фирмы за то, что она производит - от элементарного обеспечения безопасности товаров до обязательств по корректной рекламе).

В нашей стране превалирует экономический аспект социальной ответственности, по данным опроса, проведенного агентством рыночных исследований и консалтинга.

Понятие корпоративной социальной ответственности опирается на концепцию 3P , заключающуюся в том, что руководитель организации должен уделять равное внимание работе на прибыль (profit), заботе о персонале, клиентах и партнерах (people) и мероприятиям, направленным на защиту окружающей среды (planet).

КСО компаний – обязательная составляющая корпоративного управления во всех развитых странах. В России же пока только крупные организации постепенно внедряют в свою деятельность концепцию социальной ответственности.

Основными результатами правильной социальной политики компании являются:

‑ укрепление доверия со стороны зарубежных партнеров по бизнесу, которые охотнее строят деловые отношения на долговременной основе с социально успешными компаниями;

‑ возможность привлекать и удерживать квалифицированные кадры в условиях их острого дефицита;

‑ формирование вокруг предприятия зоны социального благополучия.

Социально ответственная компания должна в своей деятельности реализовывать ряд принципов, подтверждающих ее позицию в области КСО:

Принцип системности, обеспечивающей эффективность реализации функций и направлений КСО в системе корпоративного управления;

Принцип комплексности, подразумевает скоординированность деятельности предприятия по трем направлениям устойчивого развития: экономическому, социальному, экологическому;

Принцип интегрированности, предполагает, что с одной стороны - КСО интегрирована в основную деятельность предприятия, с другой - подразумевается ответственность перед обществом в целом, а так же перед отдельными входящими в него членами (заинтересованными сторонами);

Принцип подотчетности состоит в подотчетности перед заинтересованными сторонами и обществом в целом, а также соответствие принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам;

Принцип адресности означает ожидание выполнения определенной обязанности по отношению к определенному заинтересованному лицу,

Принцип динамичности, под которым. понимается, что концепция КСО претерпевает постоянные под влиянием принятой парадигмы, мировых, страновых, региональных особенностей ведения бизнеса;

Принцип инновационности мероприятий и технологий их реализации означает и гармонизацию из-за высокой динамичности внешней среды;

Принцип открытости всех действий предприятия в области КСО и
адекватность предприятий их составу и содержанию;

Принцип кооперации, предполагающий объединение предприятия как с другими компаниями, ассоциациями, союзами, так и непосредственно с различными заинтересованными сторонами для решения социально-экономических проблем страны и других административно-территориальных образований;

Принцип результативности обеспечивает взаимосвязь финансовых показателей деятельности предприятия с его активной социально- ответственной позицией;

Принцип многоуровневости подразумевает, что деятельность предприятия в области КСО развивается в определенной последовательности.

За несколько лет, наиболее кризисных для страны в целом, пройдя «жернова» экономических реформ, многие предприятия были вынуждены отказаться от «социальной» как непрофильных активов, не приносящих предприятию прибыли, более того, требующей совершенно неоправданных с экономической точки зрения серьезных финансовых затрат на ее содержание и поддержание. Однако, в современных российский бизнес, особенно крупный, уже на возвращается к возрождению традиций социальной ответственности: развивается социальная инфраструктура предприятий, программы, бизнес активно начинает участвовать в мероприятиях и акциях.

Российская модель КСО еще не сформировалась окончательно, а скорее находится в стадии своего развития, демонстрируя при этом устойчивые положительные результаты.

Подходы к КСО

Существуют три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса.

Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» Милтоном Фридманом (Milton Friedman) в 1971г. и может быть названа теорией корпоративного эгоизма : «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры».

В соответствии с его теорией, большинство современных руководителей являются специалистами именно в отрасли управления, то есть не имеют собственного бизнеса, а выступают наемными работниками. На основе этого факта исследователь делает вывод, что современные руководители должны нести ответственность только перед владельцами своих компаний. Соответственно, их главной задачей является максимально эффективное содействие реализации интересов владельцев компаний. По мнению Фридмана, все владельцы компаний имеют единственную четкую цель, – их волнует исключительно эффективное использование инвестированных ими денежных средств.

В соответствии с теорией Фридмана, принимая решение направлять ресурсы своих организаций на защиту «социального блага», руководители подрывают основы рыночного механизма. При этом кому-то в любом случае придется расплачиваться за такое перераспределение активов. Если действия управленческого персонала отвечают задачам социальной ответственности компании, но приводят к снижению прибыли и дивидендов, потери несут акционеры. Если для проведения тех или других мероприятий, связанных с ответственностью перед обществом, руководители вынуждены уменьшать заработную плату и льготы, потери несут работники организации. Если для компенсации дополнительных расходов повышаются цены на продукцию, которая выпускается компанией или услуги, которые предоставляются, потери несут потребители. Со временем, в результате избыточного повышения цен, потребители могут вообще перестать покупать товары и услуги фирмы, уровень продаж уменьшится и предприятие даже может обанкротиться, поскольку потеряет всех своих клиентов. Исследователь выражает сомнение о том, что руководители предприятий и фирм достаточно компетентны для того, чтобы определять, каким должно быть общество, в котором они живут. Эту задачу, по мнению Фридмана, должны решать избранные народом политические деятели.

Потом из этой концепции появился термин «компания собственников (подход Минфорда).

Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.

Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Такую теорию можно назвать теорией корпоративного альтруизма . Появилась она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».

Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.

Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теорий, теория «разумного эгоизма» (еnlightened self-interest). Она настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

Социальная ответственность бизнеса: аргументы за и против

Аргументы ЗА социальную ответственность бизнеса:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы . Фирмы, которые признали необходимость социальной деятельности, стремятся обеспечить себе долгосрочные гарантии обеспечения прибыли. Эта тенденция стала закономерной реакцией на улучшение отношения общества к социально ответственным компаниям. Социальная ответственность способствует формированию благоприятного делового имиджа организаций в обществе, в котором они функционируют.

2. Морально-этические обязательства . Коммерческие и производственные фирмы могут и должны иметь так называемую социальную совесть. Им стоит нести перед обществом ответственность уже потому, что ответственные действия отвечают их собственным интересам.

3. Формирование благоприятной репутации в обществе. Фирмы стремятся улучшить свою репутацию в обществе для того, чтобы увеличивать объемы продаж, иметь возможность нанимать квалифицированных работников, получать доступ к государственному финансированию и другие выгоды и льготы. Поскольку общественность считает социальные цели важными, компании могут сформировать благоприятную общественную мысль о себе, решая те или другие социальные задания.

4. Улучшение внешней среды. Участие фирм в социальных мероприятиях способствует решению многих серьезных проблем общества и, следовательно, ведет к улучшению обстановки в нем. Они могут помочь повысить качество жизни в своем городе и сформировать в нем желаемую общественную среду, что, в свою очередь, способствует привлечению и найму квалифицированных и морально ответственных работников.

5. Уменьшение государственного регулирования. Государственная регуляция влечет дополнительные экономические расходы и ограничивает гибкость менеджеров в процессе принятия решений. Повышая уровень своей социальной ответственности, компания может ожидать сокращения давления со стороны государственных органов.

6. Сбалансированность ответственности и власти. Компании, особенно большие, как правило, имеют значительную власть в обществе. Для того, чтобы уравновесить эту власть, они должна нести определенную ответственность. Если власть превышает ответственность, такой "перекос" нередко становится почвой для безответственного поведения, способного нанести вред интересам общества.

7. Увеличение доходов владельцев (акционеров) предприятия. Социальная ответственность фирмы рано или поздно способствует повышению цены на ее акции. На фондовом рынке социально ответственная компания будет считаться компанией с меньшими рисками и более открытой для общественной критики. Таким образом, осуществляя социальные мероприятия, организация обеспечивает лучшее соотношение цены и дохода по своим акциям.

8. Наличие ресурсов . Коммерческие и производственные фирмы имеют финансовые ресурсы, технических специалистов и опыт в сфере управления, которое является достаточными для предоставления поддержки общественным и благотворительным проектам, которым нужная помощь.

9. Лучше предусматривать проблемы, чем ликвидировать их последствия. Любые социальные проблемы рано или поздно придется решать. Компаниям стоит предпринимать определенные действия прежде, чем эти проблемы станут серьезными, а их решение дорогим и таким, которое будет нуждаться в значительных расходах энергии менеджеров, исконно предназначенной для достижения другой цели, в частности производства продукции и услуг.

Аргументы ПРОТИВ социальной ответственности бизнеса:

1. Нарушение правила максимизации прибыли. Данное правило являет собой основу классической точки зрения на проблему социальной ответственности. В соответствии с ней, бизнес уже социально ответственен, если занимается исключительно собственными экономическими интересами, оставляя при этом осуществление всех других видов деятельности за другими учреждениями.

2. Размывание цели . Преследование социальных целей размывает первичную цель бизнеса - достижение высоких экономических показателей. Если же ни экономические, ни социальные цели не достигаются должным образом, может пострадать общество.

3. Расходы . Чаще всего расходы на социально ориентированную деятельность компании возмещаются не полностью. В этом случае кто-то должен их компенсировать. Субъектам бизнеса или придется нести эти расходы самим, или возмещать их за счет потребителей, увеличивая цены на свою продукцию и услуги.

4. Избыточная власть . Бизнес сегодня стал одним из самих влиятельных секторов общества. Если компания начинает преследовать социальные цели, она добывает еще большую власть, хотя общество и так уже наделило субъектов бизнеса достаточными властными полномочиями.

5. Недостаточность навыков и опыта . Руководители и менеджеры компаний профессионально подготовлены, в первую очередь, к экономической деятельности. Для решения проблем социального характера они обычно не имеют достаточных знаний.

6. Недостаточность ответственности . Представители политических кругов преследуют социальные цели, и именно на них обществом возложена ответственность за принятие соответствующих решений. Это не касается руководителей и менеджеров компаний. Четких форм и процедур отчетности коммерческих компаний за свою деятельность перед общественностью не существует.

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями - добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло - это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль - это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы - это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы морали Обычаи Нормы права
человек выбирает осмысленно и свободно выполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людей могут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе - чувство долга исполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение общества одобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательными обязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример - принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо - мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность - это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать - её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство - бедность, анархия - диктатура, переедание - голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Самая важная - воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция - оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

- 66.50 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Кафедра: «Философии»

по дисциплине: «Деловая этика»

на тему: «Механизмы внедрения этических норм в деловую сферу»

Выполнила студентка:

Специальность……

Шифр………

Воронеж 2012г.

Введение………………………………………………………… …………..3

1. Механизмы внедрения этических норм в деловые отношения………..4

Заключение…………………………………………………… ……………10

Список литературы………………………………… ……………………...12

Введение

Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т.д.).

Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой – системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.

Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.

Одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.

В конце ХХ века развитие этики пошло в сторону специализации и детализации: стала развиваться профессиональная этика – этика врача, этика социального работника, этика журналиста, этика бизнесмена и т.п. В связи с угрожающими тенденциями развития техники появилась этика науки и техники, экологическая этика, биоэтика и т.п. Человечество столкнулось с проблемами, вызванные принципиально новыми отношениями, которые складываются между человеком, обществом и природой. Возникла парадоксальная ситуация: человеческая деятельность угрожает самому существованию человека. Отсюда – необходимость осмысления и выработки нравственной позиции по отношению к этим явлениям.

Механизмы внедрения этических норм в деловую сферу

Для того чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т.е. быть частью реальной кадровой политики.

В мировой экономике существует семь основных механизмов, посредством которых можно внедрить в практику этические нормы. К ним относятся:

  1. этические кодексы;
  2. комитеты по этике;
  3. тренинг;
  4. социальные аудиты;
  5. юридические комитеты;
  6. службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам;
  7. изменения в корпоративной структуре.

Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс. Около 90% зарубежных компаний внедряло этические принципы посредством таких кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.

Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений, например для отдела закупок, и затрагивать только специфические для данного отдела этические проблемы.

Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом - комитетом, комиссией и т.п.

Чтобы сделать кодекс эффективным, обычно бывают приняты определенные дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. Правительственные постановления во многих странах заставили корпорации более гибко реагировать на меняющиеся общественные ценности, тратить средства на контроль за загрязнением окружающей среды, обеспечивать равные возможности трудиться национальным меньшинствам и женщинам и т.п. Этические кодексы, разработанные на базе этих постановлений, не раз помогали менеджерам корпораций находить выход из сложных этических ситуаций, а также создавать корпоративную культуру.

Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах. Объем их весьма различен - от кодекса "Формулировка деловой этики"на одну страницу компании "Эксон Корпорейшн" до "Этического стандарта компании "Си- тикорп", объемом более чем 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся в последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) - со стороны общественных организаций - и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Кроме того, идея организации проведения внешнего контроля поддерживается далеко не всеми правительствами, а также теоретиками и практиками менеджмента. Считается, что слишком много препятствий на пути реализации такой идеи. К таким препятствиям относятся трудность в выявлении того лица в корпорации, которое обладает полномочиями и властью для применения принуждений, сложность (или даже невозможность) получения информации о возможных этических нарушениях, проблемы разработки единой системы мотивации сотрудников к соблюдению этического кодекса и многие другие трудности.

Очевидно, что невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники.

При контроле служебных действий сотрудников компании используют тесты на детекторах лжи, тесты на принятие наркотиков и т.п.

Много усилий прилагается для разработки тестов, используемых при найме новых менеджеров и рядовых сотрудников на работу.

Однако некоторые менеджеры и владельцы компаний справедливо полагают, что попытки этической коррекции служебного поведения человека, имеющего достаточный жизненный опыт, равно как и опыт работы на данной фирме (или какой-либо другой), далеко не всегда успешны.

Комитет по этике корпорации имеет определенный набор функций, к которым относятся следующие:

  1. вынесение этических вопросов для обсуждения правлением или топ-менеджерами;
  2. доведение основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;
  3. разработка мер, поддерживающих кодекс;
  4. анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутрикорпоративных отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;
  5. составление отчетов о деятельности комитета для совета директоров;
  6. обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.

Управленческий этический тренинг является еще одной возможностью внедрения этических принципов в деятельность корпораций. Это наборы этических норм, своеобразные этические модули, которые включаются в общую программу подготовки менеджеров низового и среднего звена.

Таким образом, если комитет по этике обслуживает высший уровень менеджмента корпорации, помогая найти нетривиальные индивидуальные решения этических проблем, этический тренинг снабжает и среднее, и низовое звено менеджмента набором готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

Тренинг способствует практическому внедрению этических принципов в структуру принятия корпоративных решений.

Социальный аудит, как и другие формы внедрения этических требований в корпоративную практику, имеет сравнительно небольшую историю - около двух-трех десятилетий. Социальный аудит представляет собой попытку оценивать социальное поведение корпорации в общественной среде. Принятие устава дает ей определенные права и даже привилегии. За это общество требует от корпорации определенного поведения, не нарушающего общего этического фона и определенных действий, способствующих развитию и процветанию общества.

В основном социальный аудит сводится в настоящее время к тому, чтобы определить, насколько деятельность данной корпорации соответствует государственным нормам по здравоохранению, безопасности или по контролю за загрязнением окружающей среды.

Юридический комитет занимается контролем за соблюдением корпорацией всех законов и подзаконных актов по всем направлениям деятельности; часть работы такого комитета касается наблюдения за соответствием действий корпорации законам и подзаконным актам, носящим этический характер: по охране окружающей среды, защите прав человека и т.п.

Лишь немногие предприятия имеют специальные службы по урегулированию этических претензий. Обычно сотрудники таких служб рассматривают жалобы и претензии по этическим вопросам, поступившие как со стороны, так и от работающих в данной корпорации.

Поданным, характеризующим мировую экономику, лишь незначительное число корпораций предпринимает внутренние структурные изменения с целью приспособления к этическим требованиям.

Заключение

Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma – правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника позволяет вернуть этическим нормам то императивное значение, которое им присуще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить индивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, поднять значимость и авторитетность профессиональной деятельности каждого социального работника, всей системы социальной защиты населения.

Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Напротив, этика социальной работы требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование всех возможных видов ресурсов – от социальных до личных ресурсов как самого социального работника, так и его клиента; однако допустимо это лишь в социально и профессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в узкокорпоративных или личных корыстных интересах.

Краткое описание

Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».

Проблемы экологии души человека и автономии личности постоянно находятся в поле зрения учёных, начиная с античных мыслителей и заканчивая современными исследователями философской антропологии, философии науки и техники, психологии и педагогики, психиатрии и физиологии. Духовная ак­тивность задаёт смысловое направление уникальному и целостному формированию гражданина, способного приносить пользу не только себе, но и обществу, и миру в целом.

Исторически становление человека – как самостоятельного и правомочного субъекта социальной жизни – было опосредовано автономией личности, воплощённой в её суверенности и гражданской самостоятельности. Однако, не стоит забывать, что «личная свобода и местная автономия должны быть строго согласованы с интересами общего социального тела: при этом никогда не должно упускать из виду, что от преуспеяния отдельных частей на началах свободного развития всегда выигрывает и целое» .

Автономия гражданина и права человека являются нормативно-ценностной основой гражданского общества. Р.Г. Апресян определяет: «Автономия – условие самореализации и утверждения личностью своего достоинства, в частности, посредством осознанного включения в жизнь сообщества. Но для этого и само сообщество своей организацией должно стимулировать творческую инициативу граждан, способствовать их индивидуальной и групповой активности, – должно быть средой, благотворной для такой активности и непримиримой к произволу» .

Г. Гегель и К. Маркс понимали гражданское общество как сферу негосударственных и неполитических отношений в социуме. Жизнеспособность гражданского общества обеспечивается слаженной работой системы неполитических институтов, к которым относятся: Церковь, местные органы самоуправления, СМИ, независимые университеты, профсоюзы и другие формы общественных объединений. Структура гражданского общества складывается из различных вариантов взаимодействия суверенных субъектов, что проявляется в нахождении баланса интересов: индивидуальных и групповых, неформальных и институционализированных.

Личность является деятельной общественной единицей, которой необходимо обеспечивать нормальное развитие, защищая её от пассивности, упадка и болезни. В.М. Бехтерев полагал, что отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности. Учёный писал: «Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности <…>. Без общественной деятельности личность останавливается на известной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушною к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, лишённым той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государства» .

Многообразие природы человека находит своё выражение в общественной жизни, реализуясь в плюрализме мнений. Это многообразие взглядов нуждается в некой сбалансированности на принципах нравственности, справедливости и солидарности. В.М. Бехтерев утверждал, что «объединение народной мысли путём печати, союзов, собраний при свободном обмене мнений является тем могущественным рычагом, который обеспечивает успех дела там, где он казался недостижимым для отдельных лиц, лишённых общественной связи и солидарности» .

В книге «Проблемы развития и воспитания человека» учёный актуализировал вопрос о взаимоотношении личности и социальной среды, в которой проявляет себя личность. Учёный отмечает:«…во всех социальных группах прочное сплочение, кроме начал племенного родства и биологического смешения народностей, можно ожидать лишь на основах нравственной и умственной связи и общих экономических, политических и правовых интересов. Чем теснее развиваются эти нормальные естественные связи между отдельными особями и народностями, входящими в данный социальный союз, тем прочнее они сливаются в одно социальное целое, которому не будут страшны ни внутренние неурядицы, ни внешние толчки и которое может спокойно развиваться на условиях самого широкого самоуправления» .

31 марта 2009 года решением Священного Синода (журнал № 18) был образован Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, которомупоручено осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата.

Православная Церковь издавна играла значительную роль в жизни России, предлагая согражданам определённую модель поведения, тем самым объединяла абсолютное большинство людей базисом нравственных ценностей. 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора , посвящённого теме «Единство истории, единство народа, единство России», была принята «Декларация русской идентичности», в которой дано следующее определение: «русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа» .

Идеи всеединства органически вплетены в структуру гражданского общества, которая ориентирована на благо: развития человека и общества, сближения народов, утверждения идеалов истины, добра и красоты. Всеединство в социальной жизни С.Л. Франк понимает не как множество монад, а как слитное их взаимопроникновение, то есть «Я» не существует само по себе, но рождается лишь в живой встрече с «Ты», образуя при этом сложное единство «Мы». Нравственный закон человеческого «Я» воспринимается человеком внутренне, в отличие от права, которое вменяется ему извне. Обычаи, нравы и общественное мнение обладают внутренне-внешней силой, духовно побуждающей человека совершать поступки определённого рода. Духовное возрастание собственной личности является нравственным долгом в жизни каждого человека, поэтому «должное, наряду с абстрактно-общей формой нормы или правила, необходимо должно облекаться и в форму конкретных, регулирующих жизнь <…> велений человеческой воли».

Работа «Свет во тьме» была посвящена проблеме совершенствования мира и человеческой жизни через «увеличение в ней абсолютного количества добра» . Улучшение нашего мира происходит посредством труда и благодатных сил любви. Человек изливает любовь в мир, тем самым наращивая в нём добро (в любви к Богу и ближнему). Франк утверждал, что совершенствование жизни – это путь «изнутри наружу, от личной жизни к жизни общественной, иначе говоря, путь совершенствования общих отношений через нравственное воспитание личности. Это есть основной, царственный путь подлинно христианского совершенствования жизни, на котором, через проповедь любви, сострадания, уважения к человеку, обуздания тёмных, корыстных, хаотических вожделений, через соответствующее воспитание, через педагогическую и миссионерскую активность, закладываются прочные основы лучшего, более справедливого, более проникнутого любовью и уважением к человеку порядка общественной жизни» . Философ понимал «Мы» как взаимно скоординированную жизнь духовно пробуждённых, нравственно и социально зрелых, правдивых и ответственных личностей, которые в процессе сотрудничества уважают свободу и права, долг и призвание другой личности.

Базисному понятию личности в европейской традиции, трактуемому как «самодостаточный социальный атом», Л.П. Карсавин противопоставил евразийскую концепцию «симфонической личности», в которой единое и многое существуют не порознь, а в единстве многообразия: «Симфонический субъект не агломерат или простая сумма индивидуальных субъектов, но их согласование (симфония), согласованное множество и единство и – в идеале и пределе – всеединство. Поэтому и народ – не сумма социальных групп (сословий, классов и т.д.), но их организованное и согласованное иерархическое единство; культура народа – не сумма, а симфоническое единство более частных культур, и она не существует иначе, как их реально-конкретное единство, и вне их». Таким образом, гражданское общество в идеале выступает как реальная «симфоническая личность» во всеединстве всех своих «индивидуаций», существующая в субъектах иерархического порядка: в культурах, народах, классах, группах, конкретных индивидах.

11 декабря 2015 года Святейший Патриарх Кирилл на встрече с представителями Молодёжной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации сказал: «Я глубоко убеждён в том, что если все политические партии в нашей стране будут соотносить свою правовую деятельность и политическую практику с отстаиванием фундаментальных нравственных ценностей, то наш плюрализм будет работать во благо. Мы будем сохраняться как народ, как общество, как государство вне зависимости от того, кто выиграет очередные выборы, парламентские или президентские. У нас будет гарантия исторического существования» .

Неслучайно Предстоятель РПЦ подчеркнул жизненную необходимость отстаивания фундаментальных нравственных ценностей в современном мире. Большинство граждан РФ обеспокоены высоким уровнем религиозной безграмотности у молодёжи, ввиду чего существует реальная угроза вовлечения подрастающего поколения россиян в экстремистские организации, которые под прикрытием ложных ценностей пытаются манипулировать другими людьми, сеют хаос и страх в мире. В этой связи на повестку дня вновь выносится вопрос о религиозно-просветительской деятельности в рамках учебно-воспитательной работы во всех образовательных учреждениях страны. Это свидетельствует о необходимости включения в педпроцесс подготовки и прохождения аттестации медицинских и педагогических работников лекционных курсов «Мировые религии» и «Биоэтика» .

Светское образование предполагает право гражданина РФ на изучение любых наук, в том числе наук о религии: теология, история и философия религии и т.д. Курс «Мировые религии» носит академический характер, так как не предназначен для религиозной пропаганды и агитации в преподавательской или родительской, школьной или студенческой среде, но рассчитан на приобщение педагогических работников и обучающихся к ценностям отечественной и мировой религиозной культуры, к духовным традициям многоконфессионального российского общества, нацелен на развитие умения идентифицировать их в исторической проекции к современности. Знание многообразия религиозных форм духовности позволит будущему специалисту применить их в своей профессиональной деятельности в области педагогики, медицины и здравоохранения.

Биоэтика – это комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, теологии, биологии, медицины, права. Междисплинарная специфика биоэтики являет собой важный шаг на пути реформы всей системы преподавания гуманитарных дисциплин в педагогических и медицинских вузах, построенной на принципах преемственности и с учётом острейших проблем современной науки и практики . Религиозные институты и нравственные убеждения людей остаются сегодня действенным способом защиты общества от разрушительных последствий использования новейших нано-, био-, информационно-коммуникативных и когнитивных технологий, которые могут привести человечество к гибели.

Нанотехнология является ключевой научной сферой инновационного общества, поскольку с нею связаны ожидания и надежды на будущее: позитивные экономические, социальные и экологические результаты. Процессы сращивания науки и техники актуализировали ряд новых философско-методологических проблем, требующих рассмотрения «здесь» и «сейчас». В XXI веке динамично развивающимися являются NBIC-технологии, которые оказывают воздействие не только на уровень научно-технического развития общества, но и на генетику, телесность и интеллект человека .

Помимо обязательных курсов по биоэтике в учебный процесс вузов необходимо вводить элективные курсы по этой проблематике, в чтении которых будут задействованы представители разных специальностей. «Биоэтика – междисциплинарная система научного и вненаучного знания о главенстве общечеловеческих ценностей в деле сохранения жизни на Земле, о закономерностях и свойствах взаимодействия человека с окружающей средой, проявляющихся в аксиологическом измерении его отношения к самому себе, другим людям, природе, обществу и миру в целом.

Экзистенциальные права человека, его автономия и биосоциальная целостность, свободное развитие личности – всё это составляет уникальную природу человека и нуждается в защите от агрессивного биотехнологического вторжения в бытийные основания его жизни. Безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединённых в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле» .

Пространство взаимодействия суверенных интересов регулируется правом. В свою очередь, правовое государство управляется посредством установленного Закона, который призван гарантировать в равной мере защиту граждан как от произвола государственного лица, так и корпоративно-организованной группы лиц. В инновационном обществе созрела необходимость выработки мер по предотвращения конфликтов в информационном пространстве и соблюдении в интернете общепризнанных принципов международного права.

В современном мире остро стоит вопрос о необходимости обеспечения равноправного доступа государств к управлению сетью Интернет и закреплении их суверенного права на регулирование её национальных сегментов. На сегодняшний день некоторые вопросы развития Сети разделены между отдельными организациями, усилия которых скоординированы лишь в малой степени.

Виртуальный мир имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К сожалению, за всё время существования интернета не были выработаны единые обязательные международные правила поведения в цифровой среде. Информационное пространство осваивают преступники и террористы, делая реальный мир уязвимым для посягательств на права и свободы человека. Их мишенью могут стать известные личности и рядовые граждане, государственные и частные компании, отдельные национальности и целые государства. На современном этапе развития цифровая сфера таит в себе множество угроз индивиду, обществу и миру в целом, поэтому интернет – как уникальное трансграничное пространство – необходимо регулировать в этико-правовом аспекте.

16 декабря 2015 года Д.А. Медведев, выступая нацеремонии открытия 2-й Всемирной конференции по вопросам Интернета, подчеркнул: «Электронные сервисы двигают прогресс в образовании, в науке, в здравоохранении, развивают сектор производства, услуг, трансформируют подходы к государственному и корпоративному управлению, и для нас очень важно думать о том, каким образом, с одной стороны, совместить дух свободы, в котором изначально развивался интернет, и, с другой стороны, необходимость выработки универсальных правил поведения в этой среде». Председатель Правительства РФ считает, что это нужно делать под эгидой ведущих международных институтов, включая Организацию Объединённых Наций, в том числе опираясь и на профильную отраслевую организацию – Международный союз электросвязи .

Многие соотечественники пытаются найти рецепты быстрого строительства в РФ гражданского общества, забывая при этом, что возрождение духовности и достижение высокого уровня правосознания народа – длительный процесс, нуждающийся в тщательной методологической проработке в сферах науки и образования, объединяющий усилия в общем деле всех граждан без исключения. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа .

Каждый человек имеет правосознание вне зависимости от того, знает он об этом или нет, заботится он о нём либо пренебрегает им, укрепляет его в себе или игнорирует его проявления. И.А. Ильин подчёркивал, что основы правосознания народа закладываются именно в семье .

Общество, культура, семья – неразрывны. Культура семьи – это развитие и становление личности в почитании истинных ценностей своего народа. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества, потому что она взращивает главное богатство общества – человека.

Нет человека без правосознания, поскольку даже преступник, нарушающий закон, в своей повседневной жизни, так или иначе, ставит перед собой вопрос: о праве и не праве, о моём праве и твоём праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. Первое проявление естественного правосознания проявляется в человеке в тот момент, когда он поставлен перед фактом попрания своих личных прав, тогда инстинкт самосохранения переносит его в поле правовой совести и взывает к другим людям о священных и неприкосновенных правах. Пропустив ситуацию через себя, индивид осознаёт, что естественное правосознание не есть кабинетное измышление, а реально духовный орган, необходимый не только всем людям в повседневной жизни, дабы они уважали его право, но и ему самому, чтобы он уважал права других людей. Проблема формирования новой субъектности в контексте научно-технологического развития страны поднимается в ряде опубликованных работ .

В современном обществе есть множество людей с уродливой формой правосознания, которая свойственна не только отдельным индивидам, но и государству в целом, если оно погрязло в коррупции и цинизме. Государство нельзя назвать лишь «системой внешнего порядка», осуществляющейся через внешние поступки людей. Государство, прежде всего, творится внутренне, в своей духовной сущности, совершается и протекает в душе своих граждан через проявление человеческого правосознания. Граждане, принадлежащие государству только формально юридически, а душевно и духовно чуждые ему, могут стать вредителями и предателями Отечества: «Своекорыстные, безнравственные, продажные люди, беззастенчивые и беспринципные карьеристы, циничные демагоги, честолюбивые и властолюбивые авантюристы – не говоря уже о простых преступниках – не могут ни создать, ни поддерживать здоровый государственный организм» .

Строительство гражданского общества будет идти семимильными шагами, если граждане РФ осознают необходимость включения каждого индивида в общее дело: создание для подрастающего поколения россиян достойного настоящего, позволяющего взрослым обрести уверенность в их светлом будущем, чтобы спустя десятилетия потомки смогли назвать нынешнюю эпоху – великим прошлым .

Без развитого правосознания личности немыслимо гражданское общество. В этом контексте право на свободу слова является тем вектором мысли, который направлен на реализацию человеком стремлений к изменению социальной действительности в лучшую сторону. Человек со зрелой формой правосознания не может мириться с социальной несправедливостью.

Рассуждая об этических механизмахстановления и развития гражданского общества, необходимо учитывать значительный потенциал СМИ в деле:

1) популяризации нравственных ценностей,

2) предоставления правдивой информации,

3) проведения независимого журналистского расследования,

4) просвещения аудитории по вопросам защиты гражданских прав и свобод,

5) активизации возможностей населения в широком обсуждении социально значимых проблем,

6) формирования у россиян навыков гражданского участия в жизни страны.

С учётом вышеизложенного можно заключить, что индивидуальную и групповую активность человека необходимо согласовывать с фундаментальными нравственными ценностями. Этические механизмы становления и развития гражданского общества должны быть ориентированы на всестороннее развитие личности, этническую и профессиональную идентичность, автономию, свободу и ответственность человека перед самим собой, другими людьми, природой, обществом и миром в целом. В условиях инновационного общества сферы науки, образования, здравоохранения и цифровых технологий нуждаются в дальнейшей модернизации, исходя из принципов автономии, нравственности, справедливости и солидарности. Это позволит реализовать идеи всеединства в процессах взаимодействия и функционирования институтов гражданского общества и правового государства.

  • Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. – С. 174–216.
  • Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4294643.html (дата обращения 16.12.2015)
  • Агеева Н.А. Подготовка и аттестация медицинских и педагогических работников в контексте светского и религиозного гуманизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 41. – С. 78–83.
  • Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  • Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  • Казанцев А.К., Кисилев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. NBIC-технологии. Инновационная цивилизация XXI века. – М.: Инфа-М, 2012. – 383 с.
  • Инновационные технологии в медицине XXI века. Матросова И.В., Евдокимов В.В., Каскаева Д.С., Петрова М.М., Теппер Е.А., Евсюков А.А., Ольховская Е.И., Косенко П.М., Вавринчук С.А., Милютин С.М., Карташова Е.А., Сарвилина И.В., Трофимович Ю.Г., Черданцев Д.В., Большаков И.Н., Шестакова Л.А., Котиков А.Р., Козлов В.В., Чайкин Д.А. St. Louis, Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. – 2013. – 324 с.
  • Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  • Дмитрий Медведев принял участие в церемонии открытия 2-й Всемирной конференции по вопросам Интернета / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://government.ru/news/21075/ (дата обращения 16.12.2015 г.)
  • Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  • Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2008. – 912 с.
  • Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  • Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
  • Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  • Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  • Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  • Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  • Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
  • Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  • Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 3. – С. 93–97.
  • Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  • Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  • Количество просмотров публикации: Please wait