Условия успешного функционирования рынка. Сущность рынка и условия его нормального функционирования Теория спроса и предложения

These masseurs know how to get rid of stress in the best way… we are sure you’re going to say goodbye to sexual dissatisfaction in less than you can imagine. That’s why we love erotic massages and then take other minutes of maximum sexual pleasure with these exotic girls. So, to be real, stop wasting so much time and watch our special selection of videos with the best porn massage always free .

Porn massages that will make you cum multiple times!

There are important reasons for you to give yourself a well-deserved massage because you need something new as your partner doesn’t satisfy you in the day-to-day we live in constant stress. That’s why we’re the best option for you as intimate massage raise your temperature and improve your day. Have an open mind to enjoy these hot caresses, regardless of culture or any impediment, these horny masseurs are experts in all kinds of sensual massage , and the best of all is the naked body massage , pure pleasure in its maximum expression.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что по­нятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле ры­нок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людь­ми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребле­ния. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономи­ки, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

Отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

Обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

Процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

Кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент

Процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включаю­щей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено многосубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макро­уровне: ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ори­ентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидирована Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов: предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, неза­конные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной дея­тельности, ведет к падению темпов производства.

В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая - связана с введением общих условий Хозяйствования, обес­печивающих рыночные связи. К их числу относятся:

реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбаланси­рованности при структурных изменениях;


демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сами по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе» (Макконнелл К., Брю С. Экономикс.-М.: Республика, 1992.);

создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемен­та: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый и рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Рынок создается не на один день. Эта форма организации хозяйствования формировалась веками и доказала свою эффективность, следовательно, она должна существовать и развиваться в будущем. Для этого необходимо уже сейчас сформировать условия, которые послужат основой нормального функционирования и развития рыночного хозяйства.

Переход к рыночным отношениям - сложный процесс, который прошел во многих странах. Человечеством накоплен определенный опыт, выявлены закономерности становления рынка, которые необходимо использовать и у нас. Условий нормального функционирования рынка много, но из них можно выделить три основных. Для того чтобы рынок начал функционировать как самостоятельная полноправная система, необходимо иметь многообразные формы собственности, располагать резервом факторов производства и создать рыночную инфраструктуру.

Главные условия перехода к рынку - изменение отношений собственности, создание многообразия форм собственности. Любая форма собственности, стимулирующая предпринимательство, конкуренцию и дальнейшее развитие рыночных отношений, должна иметь право на существование.

Практика рыночных отношений убедительно показала, что в современных условиях наиболее эффективной является акционерная форма собственности. Это предопределяется следующими факторами.

  • 1. Акционерная форма собственности через продажу акций быстро мобилизует значительный капитал и способствует поддержанию пропорции между спросом и предложением. Вспомните механизм рынка: его основной движущей силой и главным показателем являются цены. Если спрос опережает предложение, то цепы растут и необходимо расширять производство. Рост цен и соответственно увеличение нормы прибыли привлекают в данную отрасль дополнительные капиталы. Выпущенные акции тут же находят своего покупателя, а в производство вливается дополнительный капитал, который используется на расширение.
  • 2. Акционерный капитал демократизирует экономику. Те проблемы, которые мы пытаемся решить с 1986 г., - проблемы демократизации производства и управления - получат новые возможности для своего решения. Владея акциями своего предприятия, любой работник заинтересован в повышении эффективности производства, росте прибыли. Он будет участвовать в поиске резервов развития и в оптимизации управления. В промышленно развитых странах большинство работников каждого предприятия владеют его акциями и какую-то часть доходов получают в форме дивидендов, причем эта часть постоянно увеличивается.
  • 3. Акционерная собственность стимулирует развитие диверсификации производства. Диверсификация - это форма кооперирования, предполагающая вложение капитала в любую отрасль. Например, любая крупная компания может позволить себе (и она это делает) вложить полученную прибыль не только в свое производство, но и в строительство спортивных сооружений, покупку гостиниц и ресторанов, в содержание бензоколонок, в производство обуви и медицинского оборудования, кондитерских изделий и металлорежущих станков - словом, туда, где можно получить дополнительную прибыль. Что это дает? Многое: для фирмы - стабильность доходов (если плохо идет дело в одной отрасли, прибыль в другой поможет исправить общую картину), для производства - дополнительные капиталы из других отраслей, для рынка - увеличение его плотности (т.е. массы и ассортимента товаров).

Перечисленные факторы показывают, что акционерная собственность наиболее рациональна для развития современного рынка. Но чтобы создать акционерное общество, необходимы акционеры, т.е. люди, покупающие акции в частную собственность. Поэтому частная собственность служит как бы предпосылкой, исходной формой создания акционерной. В нашей стране начинать нужно было именно с частной собственности: восстанавливать ее право на существование, право иметь каждому человеку в собственности любой фактор производства.

Эта проблема неразрывно связана с другой: разгосударствлением экономики, денационализацией, приватизацией. Данные три понятия в нашей периодической печати часто отождествляются друг с другом. В действительности - это явления разные, и нужно четко представлять различия между ними.

Разгосударствление означает сокращение доли государственного сектора в экономике. Добиться этого можно не только денационализацией или приватизацией. Предположим, что доля государственного сектора составляет 90%, а остальное производят кооперативы, колхозы и индивидуальные, частные предприятия. Если на следующий год доля кооперативов, колхозов и частных предпринимателей увеличится, то на государственный сектор будет приходиться 85%, потом 80% и т.д. То есть начинается процесс разгосударствления. Этот процесс можно стимулировать через налоговую систему, инвестиционную политику, совершенствование хозяйственного права.

Денационализация - продажа ранее национализированных государством предприятий и их акций в собственность частным компаниям, акционерным обществам и т.п.

Для того чтобы денационализация прошла эффективно, необходимо выполнить ряд условий.

  • 1. Четко определить субъект собственности. Несвоевременное решение этой проблемы в нашей стране привело к тому, что предприятия, недвижимость, принадлежащие народу, за бесценок перешли в руки бывших партаппаратчиков и работников исполкомов разных уровней. Организованный Фонд государственного имущества несколько разрядил обстановку, хотя и не решил проблему. Опыт стран с рыночной экономикой (которые за последние годы очень много государственного имущества денационализировали) показывает, что наиболее рациональной организацией такого типа являются холдинги, которые лучше всего создавать на уровне отдельных регионов. Они должны на основе экспертных оценок определять продажные цены предприятий, выступать держателями (хранителями) акций каждого предприятия и продавать их, когда будет принято решение об их продаже.
  • 2. Законодательно установить механизм распределения акций денационализируемых предприятий. Во всех развитых странах в этом случае выделяется доля, которая обязательно продается определенной группе потенциальных покупателей: работникам данного предприятия (причем по ценам, значительно ниже номинала), иностранным фирмам, национальным фирмам, жителям и финансовым институтам страны. В данном случае продолжается процесс демократизации производства, привлекаются иностранные капиталы, а значит, и технологии, развивается процесс диверсификации и привлечения свободных денежных капиталов.

Результат денационализации выражается в демонополизации экономики, демократизации отношений собственности, получении противоинфляционного эффекта, причем он возникает по двум направлениям:

  • o ослабляется нагрузка на бюджет, так как проданные предприятия снимаются с бюджетного финансирования и дотаций;
  • o посредством продажи акций изымаются из оборота свободные наличные деньги.

Процесс акционирования в нашей стране показал недостатки, над которыми надо работать, чтобы получить максимальный социально-экономический эффект. Не был продуман до конца механизм распределения средств, полученных от акционирования (они в основном идут в государственные фонды на решение социальных задач). Конечно, это важно, особенно в условиях, в которых находилась страна в 1990-е годы, и понятно, что у государства не хватало средств для обеспечения социальной помощи населению и выплаты пенсий.

В то же время нельзя забывать и о другой стороне проблемы. Дело в том, что акционированные промышленные предприятия требуют коренной реконструкции. Они не смогут прибыльно работать на имеющемся изношенном, морально устаревшем оборудовании и тем более не смогут переоснащать производство на выпуск продукции, требуемой рынком. А это означает, что они обречены на банкротство. Последствия этого тоже должны быть понятны: прекращение выпуска продукции, новый отряд безработных, которых нужно содержать и трудоустраивать, не говоря уже о том, что поступлений в бюджет от такого предприятия не будет.

Другая проблема связана с субъектами акционерной собственности. При акционировании предполагалось, что основными хозяевами предприятий станут трудовые коллективы. Но в соответствии с правилами акционирования реальными хозяевами производства могли стать коллективы только тех предприятий, которые акционировались по второму варианту. В этом случае коллектив получил бы 51% акций. Однако по данному варианту коллектив не получает никаких льгот, наоборот, условия акционирования очень жесткие. Для того чтобы выкупить такой пакет, каждому члену коллектива требовалось заплатить значительную сумму (особенно это касалось крупных предприятий).

Учитывая условия, в которых жил народ, когда накопленные за долгие годы сбережения, хранимые в Сберегательном банке, фактически пропали, цены постоянно росли и вся получаемая заработная плата практически шла на текущее потребление, сделать это было очень сложно. Нужных для выкупа акций денег у трудящихся просто не было и нет. В результате не выкупленные коллективом акции перешли в распоряжение Фонда государственного имущества и были выставлены на аукционную продажу, где их смогли скупить представители того небольшого слоя населения, которые сумели, используя служебное положение и государственную собственность, сколотить частный капитал. В итоге коллективы перестали быть хозяевами на своем производстве.

Таким образом, процесс акционирования породил новые социально-экономические проблемы, которые надо было срочно решать.

Под приватизацией как одной из форм денационализации понимается покупка государственной собственности отдельными частными лицами. Как показала практика, у нас возможна такая приватизация в основном в сфере торговли и услуг.

Второе условие формирования рынка - создание резервов факторов производства. Развиваться и реализовать преимущества рыночного механизма возможно только тогда, когда в обществе есть резервы средств производства и рабочей силы, поскольку для восстановлении равновесия спроса и предложения в условиях роста цен нужны не только дополнительные капиталы для вложений в производство, но и дополнительные факторы производства, которые можно купить на вложенные капиталы.

Вопрос со средствами производства решается проще: на практике есть три пути решения проблемы:

  • 1) купить дополнительные средства производства;
  • 2) повысить мощность производственной базы за счет внедрения новых технологий;
  • 3) создать на предприятиях резерв средств производства.

Первый путь связан с дополнительными затратами времени, так как оборудование нужно заказать, купить, установить, иногда необходимо построить новые помещения, а самое главное - покупается то оборудование, которое в настоящий момент есть на рынках и, как правило, такое же, как действующее, а это воспроизводит старую структуру производства. Поэтому эффективнее осуществлять различные комбинации двух последних путей: модернизацию технологических процессов и использование резервных мощностей. Обычно такие резервы в виде установленного, но временно не работающего оборудования есть на каждом предприятии.

Гораздо сложнее решается проблема резерва рабочей силы. Здесь речь идет не только о дополнительно вовлекаемых в производство людях, но и о безработице. Все признают, что безработица - отрицательное явление в рыночной экономике, но это и объективная необходимость. Надо иметь в виду, что в современных условиях безработица не та, о которой писал Маркс полтора века назад. Появляется новый фактор безработицы - повышенная мобильность рабочей силы: люди ищут более выгодное место работы, меняют специальность, проходят переквалификацию и т.п. Это так называемая переходная, или фрикционная, форма безработицы, связанная с демографической ситуацией, с размещением производительных сил, с поисками человеком возможностей самовыражения и решения своих экономических проблем. В развитых странах существует также структурная безработица. Она возникает при крупных структурных изменениях в национальном хозяйстве. Поскольку изменение структуры для нашей экономики объективно необходимо, у нас будет возникать и эта форма безработицы.

В любом случае все формы безработицы являются дополнительным источником рабочей силы для функционирующих предприятий при расширении производства. И надо иметь в виду, что рыночная экономика не может обеспечить 100%-ную занятость, да это и не нужно. Необходим постоянный резерв рабочей силы в виде безработицы. Однако это не означает, что всех ждет место в резервной армии труда. Как правило, риску стать безработными подвержены в большей мере лишь определенные категории занятых. В первую очередь - это недобросовестные, неквалифицированные работники, работники устаревших профессий, не имеющие опыта, и т.п. В то же время добросовестный квалифицированный работник если и оказывается без работы, то очень непродолжительное время. Как правило, он всегда сможет найти себе работу, но вот условия найма будет выбирать. Все эти моменты относятся к нормально функционирующей рыночной экономике, а вот в период ее становления проблема безработицы резко обостряется, так как переход к новому типу хозяйства всегда сопровождается спадом производства.

Третье условие создания рынка и его нормального функционирования - наличие рыночной инфраструктуры. У нас есть лишь отдельные элементы этой сферы, которые также нуждаются в реконструкции. По сути, инфраструктуру в России нужно создавать заново.

Для рынка товаров и услуг у нас существует только розничная торговля, но сеть магазинов явно недостаточна, их структура, количество, специализация и качество обслуживания далеки от идеала. Даже возникшая сеть частных магазинов не решает проблемы, ибо цели их создания и функционирования односторонни, а условия работы не стимулируют конкуренции. Структура оптовой торговли находится в стадии становления, ведут ее в основном бывшие структуры Госснаба, модифицированные в коммерческие фирмы, частично - сами производители и небольшие частные фирмы. Торговля ведется прямо с предприятий или баз; оптовые магазины по-прежнему отсутствуют.

Для нормального функционирования рыночной экономики очень важна система товарных бирж. Их основная задача - упорядочение рынка сырья и других товаров. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих в данный момент ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания, т.е. она служит регулирующим звеном между производителем и потребителем.

В России проделана определенная работа по созданию товарных бирж - специализированных, региональных, универсальных. Они практически все начали функционировать, но в отличие от товарных бирж в развитой рыночной экономике они продавали только товары, которые были у них в наличии.

На самом деле современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку продукции в будущем периоде при относительно небольших объемах реальных продаж. Экономическая роль биржи в том, что она способствует стабилизации цен, инструментами которой выступают механизм функционирования биржи и устоявшиеся правила биржевой торговли. Одно из основных правил - гласность заключения сделки. Продавцы объявляют количество предлагаемых товаров для поставки, условия поставки и цены. После того как с покупателем достигнута договоренность, основные положения заключенного контракта фиксируются на специально установленных в залах стендах.

На каждой бирже публично устанавливаются цены на начало и конец дня, причем существуют определенные правила, ограничивающие колебания цен в течение одного дня. Биржа постоянно осуществляет сбор и обработку информации о возможных поставщиках товаров, о потребностях в них у потребителей, делает прогнозы о будущих потребностях и ценах. Помимо того что биржа осуществляет контроль за качеством продаваемых партий товаров и одновременно с производителем-поставщиком несет ответственность за нарушение условий контракта, она вырабатывает стандарты на товары, регистрирует торговые марки фирм, допущенных к участию в биржевой торговле. Отечественные биржи эти функции практически не выполняли и по сути являлись оптовыми магазинами по продаже отдельных видов сырья. Именно поэтому большинство из них просуществовали недолго.

Рынок не может существовать без определения будущих потребностей, спроса на отдельные виды товара, так как в современных условиях это привело бы к значительным убыткам и даже поставило бы вопрос о правомерности существования отдельных фирм. Такой работой занимаются специализированные организации и подразделения внутри фирм, которые выполняют функции маркетинга.

Наиболее общее определение маркетинга, встречающееся в экономической литературе, характеризует его как предвидение, управление спросом на товары, услуги, рабочую силу, территории и идеи посредством обмена. С позиций фирмы или предприятия маркетинг можно определить как комплексную систему организации и управления производственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированной на удовлетворение конкретных потребителей и определенных групп покупателей. Здесь отражен один из главных принципов маркетинга - адресность производства, т.е. производство продукции для конкретного потребителя, определенного предварительно.

Высшей целью современного маркетинга является не просто удовлетворение конкретных потребностей покупателя, а комплексное решение его проблем на основе анализа достаточно точной информации о наиболее существенных аспектах деятельности потребителя, его целях, достижениях и намерениях. Речь идет не только о продукции, но и о системе взаимосвязанных продуктов и услуг, на производство которых ориентирует свою деятельность производитель.

Создание рыночных отношений в стране требует выработки собственных концепций маркетинга. Для промышленных предприятий это необходимо давно. Пока предприятия работали практически вслепую, только благодаря сложившимся ранее хозяйственным связям. Но и эти связи постепенно разрушались из-за монопольно взвинченных поставщиками цен на свою продукцию, перепрофилирования их на выпуск более выгодных на текущий момент товаров. Очевидно, что такая практика не могла привести к увеличению объемов производства и сбыта.

Государство, по нашему мнению, должно взять на себя стратегическое управление промышленным комплексом и ни в коем случае не самоустраняться от этого под предлогом акционирования предприятий. Правильнее будет бороться с монополизацией, создавая благоприятные экономические условия для развития частного бизнеса, для долгосрочных иностранных инвестиций. В таком случае на российском рынке появятся сильные, дееспособные конкуренты.

Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда, которая должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поисках работы, выплачивать пособия, обеспечивать переквалификацию кадров в соответствии со спросом на рабочую силу, организовывать общественные работы.

Рынок капиталов требует создания фондовых и валютных бирж. Работа в этом направлении в нашей стране фактически только начинается.

Помимо частной инфраструктуры, соответствующей определенному виду рынка, необходимо создание инфраструктуры общего назначения. Речь идет о создании кредитной, банковской, денежной систем, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Без этого не сможет работать ни один рынок, а, кроме того, данная инфраструктура, сама не являясь продуктом рынка, в то же время обеспечивает его единство, целостность в масштабах страны и в связях с другими странами. Функции создания такой инфраструктуры и ее поддержания может выполнить только государство.

Одновременно с созданием условий функционирования рынка, о которых мы говорили выше, необходимо рассмотреть еще целый комплекс проблем, без решения которых рынок существовать не может.

Одна из главных проблем - демонополизация экономики. Монополия проявляется в различных формах. Типичный вид монополии - монополия производителя. С первых лет советской власти в нашей стране стали строить предприятия-гиганты, которые изначально становились единственными производителями определенного вида продукта, т.е. создавали монополии. Последствия этого известны: рост цен, снижение качества продукции, сдерживание научно-технического прогресса. Кроме того, сбои в работе таких предприятий-монополистов неизбежно приводят к сбоям в смежных отраслях и к нарушениям в функционировании национального хозяйства в целом.

Помимо этой формы для нашего хозяйства было характерно наличие своеобразных монополий: монополии государственной собственности и монополии распределения. Начиная борьбу с монополиями, надо помнить одно правило: монополизированная экономика может управляться только административными методами. Поэтому если разрушить административную систему полностью раньше, чем искоренить монополии, то это может сделать экономику неуправляемой. Отдельные факты подобного явления мы наблюдаем сейчас. Поэтому борьба с монополиями, т.е. демонополизация, должна проводиться через создание действенных, непротиворечивых законов о конкуренции, о предпринимательстве и др. Такие документы должны ставить монополизм вне закона. В них должно быть отражено, что если предприятия уличены, например, в сговоре о ценах или разделе сфер влияния, если на рынке проявляются монопольные тенденции (ваша продукция - 90% рынка, цены не меняются, качество не улучшается и пр.), то вас могут привлечь к суду.

Недостаточно только создать законы, нужно иметь организации и институты, реализующие их и несущие ответственность за их исполнение. У нас только принимают законы об экономике, но реализацию их часто пускают на самотек. В развитых странах функции реализации законодательных актов возложены на отраслевые министерства.

Все перечисленные мероприятия должны осуществляться в рамках разработанной антимонопольной политики. Необходимо прежде всего выделить объект демонополизации. В любой экономике могут существовать так называемые естественные монополии (например, единая сеть железных дорог, газопроводы, единая энергосистема и пр.). Это такая сфера деятельности, перевод которой на рыночные отношения в силу ряда технико-экономических свойств производства может привести к снижению эффективности ее функционирования.

При переходе к рынку нужно вести борьбу с мафией и коррупцией, с новыми формами существования теневой экономики, которая строится на сокрытии доходов от налогообложения и на фальсификации торговой марки.

Развивать рыночную экономику можно только при условии развитых контактов с мировым рынком, с другими странами. Пути развития внешнеэкономических отношений могут быть различными: внешняя торговля; создание совместных предприятий и свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала; развитие валютных отношений. Но все названные процессы замыкаются на проблемах, которые надо решать: это конвертируемость рубля и государственные гарантии, соблюдение норм международного хозяйственного права.

Поскольку рынок не занимается проблемами обеспечения социально-экономических прав населения, государству в период перехода к рынку необходимо создать систему социальных гарантий для населения. Она должна действовать не только при переходе к рынку, но и в развитой рыночной экономике.

Рассматривая проблему становления и развития рынка, надо постоянно иметь в виду, что рынок сам по себе есть форма организации производства и его связей. Он может быть использован для решения различных социальных целей. В зависимости от выбора целей механизм рыночной экономики, а следовательно, и тип рынка могут быть различными.

В механизме функционирования рыночной экономики есть элементы, позволяющие реализовать любые социальные цели. Дело в том, что рынок - это еще не рыночная экономика. Под рыночной экономикой понимается рынок в единстве с экономическими функциями государства, с государственным регулированием экономики. Государство может вмешиваться в процессы перераспределения доходов и в потребление. Вмешательство его в такие процессы во всех странах увеличивается, что связано с усилением социальной ориентации национальных хозяйств. Это необходимо предусмотреть заранее и в создаваемом хозяйственном механизме России, чтобы иметь возможность реализовать социальные цели развития страны.

Рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций , дабы они могли продолжать свою деятельность.  

Рынки являются центром экономической деятельности, и многие наиболее важные экономические проблемы связаны с функционированием рынка. Например, почему на некоторых рынках только несколько фирм конкурируют друг с другом, в то время как на других рынках представлено куда большее количество компаний Обязательно ли обилие фирм-конкурентов означает выгоду для потре-  

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА - правила (теоретические основы) функционирования рынка труда а) работа оплачивается эквивалентно образованию, квалификации, качеству б) минимальная заработная плата обеспечивает уровень жизни выше прожиточного уровня в) рабочие места отвечают  

Для нормального функционирования рынка необходимо обеспечение следующих условий  

Буквально во всех сферах экономики в условиях функционирования рынка потребителя проблема обеспечения качества становится первостепенной, о чем свидетельствует распространение стандартизации, метрологии и сертификации, как нормативных, оценочных и контролирующих систем обеспечения качества . В международной и отечественной практике в этой связи, например, можно назвать получившую развитие в последние годы стандартизацию в области страхования, в области банковской деятельности , бухгалтерского учета и др.  

В соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства Российской Федерации Операции с недвижимым имуществом выделены в самостоятельную сферу деятельности экономики (код 83000), тем самым подчеркнуто важное значение сферы недвижимости в функционировании народного хозяйства . Кроме того, в ряде самостоятельных отраслей, таких как сельское хозяйство , строительство, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, жилищное хозяйство, финансы и кредит, объектом деятельности служит недвижимость.  

Следующим принципом функционирования рынка является принцип свободы выбора для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страхования . Для его реализации необходимы широкий ассортимент страховых услуг, разумное сочетание обязательной и добровольной форм страхования на рынке и постоянно расширяющиеся возможности покрытия различных видов ущерба.  

Рынок капиталов представляет собой механизм управления потоками денежных ресурсов и платежных средств , приносящих доход, который зависит от спроса и предложения, платежеспособности продавцов и покупателей. Схема функционирования рынка капиталов приведена на рис. 29.1.  

Регулирование занятости основано на синтезе рыночных рычагов и активного участия государства в регламентации правил предпринимательской деятельности, функционировании рынка труда, социальной защиты граждан от последствий безработицы, в ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики . Для этого в среднесрочной перспективе потребуется решить ряд проблем  

Деятельность бирж рассматривается в учете экономической деятельности не как торговая, а как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.  

В гл. 15 описывается суть сделок с использованием внутрифирменной информации, отмечаются законодательные инициативы по ограничению или запрещению таких операций и предпринимается попытка предсказать влияние, которое они могли бы оказать на фондовый рынок . Бухгалтеры не должны игнорировать проблему сделок с использованием конфиденциальной информации . Такие сделки могли существовать когда-то, но в последнее время внимание многих было обращено на следующий острый момент. Хлеб бухгалтеров в значительной мере обеспечивается рынком ценных бумаг и необходимостью защищать интересы инвесторов. Следовательно, заботой бухгалтеров должны быть все меры, которые могут серьезно повлиять на регулирование и функционирование рынков капитала.  

В основе Доклада о корпорациях лежит предположение об общественном договоре между бизнесом и обществом. Другими словами, общество позволяет бизнесу существовать, закрепив это законодательно и допуская функционирование рынка, а бизнес в ответ несет обязательства перед обществом. В эти обязательства входит представление отчетности о деятельности, причем не только акционерам и кредиторам, но и наемным работникам и другим заинтересованным сторонам, в конечном счете - обществу в целом. Следовательно, Доклад о корпорациях посвящен не представлению акционерам и кредиторам обще-целевой финансовой отчетности , а обеспечению разнообразной информацией, в том числе финансовыми сведениями , всех групп пользователей. Такая информация может быть представлена в ряде отчетов, как традиционно применяемых, так и тех, что еще предстоит разработать.  

И формирование оптимального, с точки зрения инвестора, инвестиционного портфеля , и консультирование, и анализ требуют знания основных принципов функционирования рынка ценных бумаг.  

Основным побудительным мотивом любого финансового нововведения является прибыль. С экономической точки зрения новый финансовый продукт или процесс будет прибыльным только тогда, когда он делает функционирование рынка более эффективным и/или универсальным. Возвращаясь чуть-чуть назад, мы вспомним, что задача финансовых рынков - направлять сбережения общества наиболее эффективным пользователям. Однако посредничество тоже требует затрат. Расходы представляют собой разницу между тем, что получает конечный владелец средств, и тем, что платит конечный заемщик (при неизменном риске, а также неудобствах, испытываемых одной или обеими сторонами). Финансовые инновации могут сделать рынок более эффективным с точки зрения уменьшения этой разницы (как мы ее  

Другая цель сбора данных об экономически активном населении - обеспечение основы для измерения предложения рабочей силы , затрат труда и того, в какой степени имеющиеся людские ресурсы используются для производства продуктов и услуг. Такая информация нужна для определения политики наращивания трудового потенциала и повышения эффективности его использования с позиций достижения максимальных социально-экономических результатов. Это предполагает необходимость разработки и постоянного совершенствования методологии статистической оценки и анализа трудовых ресурсов и активного населения, их наличия, воспроизводства и использования, а также занятости и безработицы, состояния и функционирования рынка труда и его результатов.  

Разрушение экономического и информационного пространства в последние годы в Поволжье и других регионах во многом вызвано тем, что факторы инфраструктурного характера практически не учитывались при размещении производительных сил и проведении крупных мероприятий структурно-технологического и организационного содержания. В отечественной практике хозяйствования, к сожалению, традиционно не решались проблемы создания и совершенствования материально-технической базы инфраструктуры и не готовили специалистов в этой области. Транспортная логистика получает применение не системно, без учета закономерностей и параметров потоков информационных , материально-энергетических, финансовых и капитала. Опыт зарубежных промышленно развитых стран показывает, что инвестирование развития инфраструктуры , определяющей пространственно-временные предпосылки нормального функционирования рынка (особенно средств производства) должно быть опережающим относительно собственно производства товара . Сложным остается проблема соединения конечных финансовых интересов различных транспортных ведомств железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного. Требуется значительное государственное регулирование развития инфраструктуры рынка в связи с повышением роли импортно-экспортных факторов в перспективе. Управление инфраструктурой рынка все в большей степени становится объективной задачей, успешное решение которой может способствовать существенному росту социально-экономической эффективности хозяйствования всех субъектов России. Наибольший эффект может быть получен на межрегиональном уровне системы экономических ассоциаций "Центр", "Большая Волга", "Большой Урал" и другие. В этой связи требуется соответствующая координация межрегиональных и федеральных органов управления и концентрация капитальных вложений в развитие всех материально-технических и других элементов инфраструктуры современного рынка . Среди первоочередных задач особое место занимают задачи диктуемые необходимостью кадрового обеспечения инфрас фуктуры рынка.  

Особенности функционирования рынков золота. На этих рынках осуществляется купля-продажа стандартных слитков - крупных и мелких. В их числе слитки международного типа в 400 тройских унций (12,5 кг) с высокой чистотой сплава (не менее 995-й пробы) крупные слитки весом от 900 до 916,6 г мелкие слитки весом от 1005 до 990 г. Вес слитков уменьшается до 1-10 г с целью удовлетворения гезаврационного спроса. Слитковое золото все больше уступает место скупке памятных медалей и медальонов.  

Для нормального функционирования рынка ценных бумаг , торговля которыми крайне рассосредоточена, необходима инфор-  

Функционирование рынков прямых заимствований связано с рядом трудностей, которые обусловлены крупнооптовым характером продаж, что сужает круг возможных покупателей . Поэтому движение денежных  

Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа. По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованного финансирования конкретной компании практически 4бездонен. Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в достаточно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации финансирования. Функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами , так и собственно

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):

    • свобода законной экономической (предпринимательской) деятельности всех участников общественного производства;
    • всеобщность рыночных отношений;
    • договорный характер экономических отношений;
    • равноправие экономических агентов;
    • определенный уровень экономической ответственности;
    • свободное рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
    • конкуренция, которая является основой рынка;
    • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
    • многообразие форм собственности;
    • устойчивые денежная и финансовая системы;
    • стабильная политическая обстановка.

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:

    • эффективное распределение ресурсов;
    • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
    • гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (высокая мобильность);
    • восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их внедрение в производство;
    • свобода выбора и действий;
    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Вместе с тем рынок характеризуется и рядом негативных сторон:

    • не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;
    • не сохраняет окружающую среду;
    • не регулирует мировые богатства и ресурсы (например, рыбные);
    • не создает коллективных товаров и услуг (образование, оборона, здравоохранение);
    • не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
    • не обеспечивает фундаментальных исследований;
    • удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;
    • подвержен нестабильности, периодическим спадам и подъемам.

В завершение отметим особенности современной рыночной экономики:

    • гибкое, адаптивное производство;
    • целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;
    • насыщенность товарами и услугами;
    • изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса;
    • государственное регулирование и стимулирование конкуренции;
    • формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность).

Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, являются цены, уравновешивающие спрос и предложение.

Рыночный спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Спрос, функция спроса

Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.

Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе .

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса .

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

  • Цена данного товара (Р);
  • Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s , Р c);
  • Текущие доходы потребителей (I);
  • Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
  • Объективные (внешние) условия потребления (N);
  • Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама (Inf);
  • Запасы товара (R);
  • Период времени, в том числе и сезонность потребления (T);
  • Ожидания потребителей (Е).

Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.

Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса :

Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E), где Q d - объем спроса.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d = f (P)

Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.

Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар можно представить следующим образом:

Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

  • снижение цены увеличивает число покупателей,
  • расширяет их покупательную способность,
  • делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) – это обратная функция спроса . Линейная функция спроса будет выглядеть, как

Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос . Совокупный спрос на рынке складывается из индивидуального спроса множества покупателей. Причем под индивидуальным спросом может приниматься как спрос отдельного потребителя, так и спрос на одном из рынков данного товара (например, региональном). Предположим, что спрос на некоторый товар складывается из индивидуального спроса трех потребителей, тогда совокупный спрос можно представить как:

Нетипичное поведение величины спроса выражается в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.

Эффект Гиффена . При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.

Эффект Веблена (1899 г.). Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.