Носов на горке слайд шоу. Презентация на тему "Н. Носов "На горке"". Анализ произведения, выборочное чтение




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
  • Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.
  • Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
  • Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник “Литературное чтение” 1 часть, презентация, дидактические материалы с заданиями

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • ознакомление с рассказом Н.Носова “На горке”; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.

Регулятивные УУД:

  • выполнение принятой учебной задачи; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;

Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;

Личностные УУД:

  • умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!

Перемена быстро пролетела,
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И получить отметку “пять”!

2. Работа над развитием техники чтения.

1. Дыхательная гимнастика

  • Вдох носом выдох через рот
  • Нюхаем цветок
  • Тушим свечи

2. Отработка дикции (слайд 2)

Ок-ок-ок - падает снежок
Ип-ип-ип - слышу снега скрип
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

3. Самоопределение к деятельности постановка темы и цели урока.

Ребята, перед вами фотографии известных вам писателей и поэтов. Давайте вспомним их фамилии и имена.(слайд 3)

Дети называют имена и фамилии (№1 М.Пляцковский, №2К.Чуковский, №3 В.Орлов, №4 дети затрудняются ответить)

Что это значит? (предположения детей)

Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с новым писателем, которого зовут Самуил Маршак, а также с его творчеством.

Узнаем о нем немного подробнее. (слайды 4-11)

Узнать название произведения нам помогут загадки: (слайд 12 слова – отгадки вылетают в нужном порядке и по вертикали получается название произведения “На горке”)

*Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

*Зеленый теленочек перевязан веревочкой лежит на боку и толстеет.(арбуз)

*Пока дети – каждый в берете повзрослели – шляпы надели (грибы)

*Рос шар бел ветер дунул шар улетел (одуванчик)

*Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)

*Сам дней не знает а другим указывает(календарь)

*Зимой и летом одним цветом (ель)

Какое название у нас получилось?

Правильно, “На горке”.

Кто может мне сказать что такое горка.

Как вы думаете, слово горка имеет одно или несколько значений?

Где мы можем об этом узнать? Конечно в толком словаре. (слайды 13-14)

- “Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь”.

А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

Существует понятие “Красная горка”, оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

Одному человеку с такой работой не справиться.

Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Убедимся, верны ли наши предположения. Для этого мы прочитаем это произведение. Вместе с тем подчеркиваем непонятные слова, которые будут встречаться нам во время чтения.

4. Первичное восприятие текста

а) чтение текста (текст читают по очереди хорошо читающие дети.)

После прочтения выясняем значение непонятных слов.

Значение каких слов в тексте вам непонятны?

б) Словарная работа (слайд 15)

Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги

5. Физкультминутка (слайд 16)

Учитель организует смену деятельности детей, через проведение динамической паузы в игровой форме.

Молодцы, ребята! Сейчас мы отдохнем, а потом выполним задания, которые я вам приготовила

Раз, два, раз, два - (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.

6. Вторичное восприятие произведения

Дидактическая задача: организовать работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста и делению его на логические части.

а) беседа по вопросам:

А сейчас мы ответим на вопросы.

Какую ошибку совершил Котька и почему?

А что делал Котька, когда ребята трудились?

Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься )

Какой он? (хитрый)

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться )

Что из этого вышло? Прочитайте.

Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом ).

Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

Понравилось ли Котьке работать?

Подтвердите словами из текста...

Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше ).

Кто помог ему стать лучше? (его товарищи )

б) работа в паре

На каждом столе разрезанные пословицы (приложение 1)

Соберите пословицы и найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

Проверим, правильно ли вы составили пословицы. (слайд 17)

Вы правильно справились с заданием.

Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? (дети называют пословицу под №3)

Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

7. Физкультминутка (Релаксация) (под спокойную музыку)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем...
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

в) работа в группе

У каждой группы клей, конверт с картинками, лист на который будут приклеивать картинки (приложение 2)

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. (слайд 18)

Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

Каких картинок не хватает? (Хитрый Котька смотрит в окно, Котька делает ступеньки)

Давайте расставим картинки по порядку и озаглавим каждую картинку.

(Дети приклеивают картинки на лист в нужном порядке и подписывают каждую картинку)

  1. Ребята строят горку.(+)
  2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-)
  3. Хитрец на скользкой горке.(+)
  4. Котька испортил горку песком.(+)
  5. Ребята ругают Котьку (+)
  6. Котька помогает ребятам. (+)
  7. Котька делает ступеньки. (-)

После выступления групп можно задать вопрос

Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Дидактическая задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.

Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания.

Наш урок подходит к концу. Подведем его итог.

Продолжите фразы: (слайд 19)

1. Я познакомился...

2. Я научился...

3. Мне было интересно...

4. Мне было трудно...

5. Больше всего мне понравилось...

6. Я понял, что... (- Мы совершаем в жизни очень много поступков, и плохих, и хороших. Но главное – вовремя остановиться, суметь признать свою ошибку и исправить её. Только так можно заслужить уважение окружающих.)

9. Итог урока:

А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок. У вас у каждого на столе лежат снежинки, приклейте их на соответствующую горку. Белая снежинка – не все получилось, не все понравилось, синяя снежинка – было интересно, все удалось. Какая горка получилась самая высокая? (на доске прикреплены два листа с рисунком горки, дети приклеивают снежинки на соответствующую горку)

Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо за хорошую работу! (слайд 20)

10. Домашнее задание:

У вас на столах лежат листочки с домашним заданием. Его вы можете сделать по выбору: (приложение 3)

1. Пересказ от имени Котьки.

2. Пересказ по картинному плану.

3. Пересказ по словесному плану.

Конспект открытого урока

По литературному чтению,

проведенного Кузьминой И.А. во 2-А классе

ТЕМА . Н.Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.

ЦЕЛИ : 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, презентация

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

Эмоциональный настрой

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Д ети хором произносят текст :

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Дыхательная гимнастика

Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ок- ок –ок –падает снежок Слайд 1

Ип- ип- ип – слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

А теперь прочтите ее громко и быстро.

2. Сообщение темы урока, его целей.

Какие это произведения?

Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р Слайд 3

3. Подготовка к первичному восприятию текста

Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4

Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

Ребята, а вы любите бывать на горке?

Почему?

Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа

Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 5

СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению:

Собирали)

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным

Значением: ленятся)

СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)

ДВОР –НИЦ-КА-Я - ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в

Словарике на странице 214 учебника)

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)

НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению:

Сломал)

4.. Первичное восприятие текста

Чьё чтение вам понравилось больше всего?

5.. Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

Кому понравился рассказ?

Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

6. Анализ произведения, выборочное чтение

Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья )

Что делали ребята?

Прочитайте, как они строили горку.

А что делал Котька, когда ребята трудились?

Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься )

Какой он? (хитрый)

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться )

Что из этого вышло? Прочитайте.

Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом ).

Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

Понравилось ли Котьке работать?

Подтвердите словами из текста…

Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше ).

Кто помог ему стать лучше? (его товарищи )

Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь. Слайд 6

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

7. Деление текста на части, составление плана, пересказ

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд 6

Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

Давайте расставим картинки по порядку.

Какой картинки не хватает?

У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

План. Слайд 7

  1. Строительство горки ребятами.
  2. Хитрец на скользкой горке.
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята заставили товарища работать.
  5. Котьке понравилось трудиться .

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается?

О чем надо обязательно сказать в этой части?

Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8. Обобщение материала

Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА Слайд 8

ЗЛО

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ
ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы: Слайд 9

  1. Развеселить читателя.
  2. Подшутить над кем- нибудь.
  3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  4. Разбудить фантазию.
  5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9. Итог урока.

У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос.Кошелевка муниципального района Сызранский Самарской области Н.Н.Носов «На горке» Урок литературного чтения во 2 классе Разработала: Сухарева О.А. учитель начальных классов

ТИП УРОКА: комбинированный ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа. 2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное. 3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание. 4.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Знакомы ли вы с этим героем? - Какой писатель написал книгу об этом герое? - Какие произведения этого автора вы знаете?

Найдите портрет Н. Носова среди портретов других писателей 1 2 3 4

Проверь себя Тест по рассказу Н.Носова «Живая шляпа» 1 . Как звали котёнка? а) Мурзик; б) Васька; в) Пушок 2. Что делал котёнок в начале рассказа? а) Сидел на полу возле комода и ловил мух; б) Спал на диване; в) Играл с мальчиками. 3. Какой был хвост у кота? а) белый; б) серый;. в) черный 4. Где лежала шляпа? а) на столе; б) на комоде; в) на полке

5. Почему упала шляпа? а) уцепился кот; б) дунул ветер; в) задели ребята; 6. Как звали мальчиков – героев рассказа? а) Леша и Дима; б) Толя и Коля; в) Володя и Вадик. 7. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? а) Огурцы; б) Картофель; в) Яблоки. 8. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы? а) Володя; б) Вадик

Ключ к тесту 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос б а б б 5 вопрос 6 вопрос 7 вопрос 8 вопрос а в б а

Разгадайте анаграмму Г - - Ь О - - - Ь Р - - - - Ь К - - - - - Ь А - - - - - - Ь Г УСЬ О СЕНЬ Р ЕМЕНЬ К ОРАБЛЬ А КВАРЕЛЬ

Ответьте на вопросы по тексту - Понравилось ли вам произведение Н.Н. Носова? - Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом. - Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении? - К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете? - Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему? - Хочется ли вам самим выразительно прочитать его?

Физкультминутка «Во дворе» Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши) Начинается игра. Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения) Строим горку во дворе. Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево) Двор украшен в декабре. Раз, два, раз, два (ритмично топаем) Вот и кончилась игра.

Прочитайте стихотворение В. Волиной, выбрав подходящую интонацию: уверенность, удивление, обиду, недовольство, осуждение, угрозу Коля Кнопкин проживает В нашем доме пятый год. Не скандалит, не хворает, Не дерется, не ревет… Подрастает этот мальчик Не по дням, а по часам… Не умеет этот мальчик Ничего на свете сам: Ни кровать свою убрать, Ни башмак зашнуровать.

Словарная работа Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице. На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа 1 . Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

Расставьте картинки по порядку 3 1 4 5 2

план 1. Ребята строят горку.(+) 2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-) 3. Хитрец на скользкой горке.(+) 4. Котька испортил горку песком.(+) 5. Ребята ругают Котьку (+) 6. Котька помогает ребятам. (+) 7. Котька делает ступеньки. (-)

Домашнее задание Пересказ плана по сюжетным картинкам Нарисовать картинку для недостающего пункта плана «Котька делает ступеньки» Составит кластер или синквейн к слову «Друзья»

С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? 1. Развеселить читателей 2. Подшутить, посмеяться над ребятами. 3. Показать, что не нужно бояться признавать и исправлять свои ошибки.

Итог урока 1. Я научился… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Больше всего мне понравилось… 5. Я понял, что…


Класс: 2

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.
  • Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания.
  • Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

ХОД УРОКА

Начало урока

1) Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать
– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);

А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж

Слайд 3:

Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.

2) Сообщение темы урока, его целей

Слайд 4:

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили?
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей – НОСОВ

Слайд 5: (портрет)

Слайд 6: (рассказ о биографии Н.Н. Носова

– Какие произведения этого автора вы знаете? Слайд 7.
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

Слайд 8: А Н К Е Г О Р Слайд 9.

3) Подготовка к первичному восприятию текста.

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». Слайд 10.
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему?
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа. Слайд 11.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами:

СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

4) Первичное восприятие текста

5) Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка: Слайд 12.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания - руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

6) Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья )
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться )
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше ).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи )
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 13:

1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация) Слайд 14.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 15.

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

Составление плана рассказа (по группам).
– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План

  • Строительство горки ребятами.
  • Хитрец на скользкой горке.
  • Котька посыпает горку песком.
  • Ребята заставили товарища работать.
  • Котьке понравилось трудиться.

– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8) Обобщение материала

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9) Итог урока

– У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

10) Выставление и комментирование оценок

11) Дифференцированное домашнее задание

  • Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
  • Выбор творческого задания (на выбор):
    • нарисовать диафильм к рассказу;
    • продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».