Птицы рождены для полета. Урок "рожденные летать" Организационный момент, мотивация

Хотите лучше владеть компьютером?

Пользователям ПК, часто работающим с текстовыми документами, бывает нужно сравнить два документа: например, если над документом работали несколько человек или документ (скажем, договор) был отправлен партнеру на согласование и дополнение, нужно быстро найти все сделанные второй стороной изменения. Да и сам пользователь может создать несколько копий документа и запутаться: какая версия последняя, и какие исправления были внесены. Оказывается, в версиях программы Word 2007, 2010, 2013 есть простая возможность быстрого и автоматического сравнения двух документов. Как им воспользоваться?

Читайте новые статьи

Актуализация опорных знаний учеников — это не просто освежение в памяти ранее изученных материалов. Это приведение информации, так сказать, в боевую готовность. Хорошо, если школьники не просто припомнили («Ой, мы же вчера об этом говорили!Вы еще про какого-то царя рассказывали!»)разрозненные факты, а готовы связать их с новой информацией. Тем более важно это в том случае, если необходимый опорный материал изучался достаточно давно.

Родители восприняли эту идею скептически, выслушали, из вежливости записали пару советов. Но через несколько дней начались звонки с просьбой назвать книгу, чтобы они ее почитали целиком, или получить еще пару советов, так как то, что я дала на собрании, сработало и дети менялись на глазах. А поделилась с ними я советами из книги «Как говорить, чтобы подростки слушали…».

Конструкция самолета-истребителя отличается необыкновенной точностью: особый тип крыла и его стреловидность, оригинальное решение хвостовой части, обтекатель двигателя и, разумеется, абсолютно рассчитанный вес. Чтобы самолет полетел, все должно быть правильно.

Но знаете ли вы, что крошечный воробей, живущий у вас во дворе, был сконструирован для полета более точно?

Воробей по некоторым меркам стоит немного. Во времена Христа их можно было купить за грош пару. И все же Иисус говорил, что ни один воробей не упадет на землю не замеченным Его Отцом.

И мы говорим: «Это любовь, это забота. Мы можем надеяться, что любящий Господь не обойдет вниманием даже ничтожного воробья».

Но знаете ли вы, что воробью уже было уделено значительное внимание, прежде чем он впервые поднялся в небо? Действительно, конструируя воробья. Господь явно проявил не меньшую тщательность, чем при сотворении мира. Видите ли, воробьям не было предназначено падать на землю. Они были созданы для полета! Так же, как почти все остальные птицы (пингвины - знаменательное исключение, они великолепно приспособлены для «полета» в воде).

В древнегреческом мифе рассказывается об одном афинянине по имени Делал и его сыне Икаре, которые, находясь на службе у критского царя, впали в немилость и были сосланы на небольшой островок в Средиземном море. Естественно, они пытались найти способ бежать оттуда.

Делал старательно изучал строение крыльев морских птиц. Затем сам изготовил из перьев, скрепленных воском, две пары крыльев. Эти крылья позволили им бежать. Но все кончилось плачевно, так как Икар, возгордившийся своей новой способностью, слишком близко подлетел к солнцу. По словам поэта,

Когда неверных крыльев воск растаял,

Икар несчастный в волнах утонул.

Только через три тысячелетия человек научился летать. Но уже не с помощью крыльев, прикрепленных к телу. Человек ведь совершенно неприспособлен к полету, и чтобы исправить это положение, ему потребовалось придумать нечто

более радикальное.

С одной стороны, вес грудных мышц человека, приводящих в движение плечи и руки, составляет всего один процент от общего веса его тела, тогда как у некоторых птиц этот показатель достигает 30 процентов от общего веса.

С другой стороны, кости птицы очень легки, поскольку они полые. Размах крыльев буревестника, например, составляет примерно два метра, а кости весят всего сто-сто пятьдесят граммов. Подумайте об этом! Его оперение весит больше,

чем скелет! Но и перья, как вы знаете, очень легки.

Однако, несмотря на легкость, кости птицы весьма упруги и прочны. Безусловно, эти качества совершенно необходимы, чтобы преодолеть все трудности полета.

Вы, конечно, представляете, какая невероятная энергия требуется для осуществления полета. Но и в этом аспекте птицы прекрасно подготовлены: у них самая высокая температура тела среди всех животных, которая, наряду с эффективной пищеварительной системой и быстрым кровообращением, позволяет птице быстро утилизировать необыкновенно большое количество съедаемой пищи.

Кто-то подсчитал, что золотистая ржанка теряет во время перелета через океан с Лабрадора в центральную часть Южной Америки всего около пятидесяти граммов от своего веса - настолько целесообразно она устроена. Если бы небольшой самолет мог действовать с такой же эффективностью, ему хватило бы четырех литров топлива не на 30 км, как это происходит сейчас, а почти на 250 км!

У птиц, несомненно, должна быстро осуществляться подача энергии грудным мышцам. Что же, и это предусмотрено. У пернатых более высокое кровяное давление, чем у людей, а концентрация сахара в крови почти вдвое выше, чем у млекопитающих. У плохо летающих птиц, вроде домашнихкур, снабжение мышц груди кровью сравнительно слабое, вот почему их мясо имеет светлую окраску. Зато у хороших летунов кровообращение в этих мышцах интенсивное, и ткани у

них темно-красного цвета.

Далее, чтобы нормально летать, необходимо обладать острым зрением. Здесь у птиц все в полном порядке. Ястребы и другие хищники имеют в восемь-десять раз более острое зрение, чем человек. Это не означает, что ястребы обладают телескопическим зрением. Но строение глаза хищной птицы действительно обеспечивает большую разрешающую способность. Наиболее чувствительная часть ястребиного глаза содержит полтора миллиона фоторецепторов, тогда как глаз человека - только двести тысяч. Понятно, почему ястреб способен различать мельчайшие детали на огромном расстоянии.

Перья птиц удивительно приспособлены для защиты от жары и от холода, для отталкивания от воздуха и для придания телу обтекаемой формы. Незначительное изменение положения каждого перышка во время полета позволяет поглощать энергию из воздуха и максимально эффективно ее использовать. Подсчитано, что птичьи перья, учитывая их легкость, более прочны, чем любой материал, созданный человеком. Под слоем перьев у многих птиц имеется нижний покров из очень мягкого пуха, который служит своеобразной изоляцией.

Если вы рассмотрите строение отдельного махового пера под микроскопом, то увидите поистине изумительную картину. Это перо чрезвычайно сложно и в конструктивном, и в функциональном отношении. Специалисты утверждают, что главное маховое крыло голубя состоит более чем из миллиона частей. Это и опахала, и бородки, и бородочки, и крошечные зубчики. Все вместе они образуют структуру, напоминающую застежку-молнию. Как только она «раскрывается», ее легко восстановить, очищая перья клювом.

Когда вы в следующий раз найдете птичье перо, вспомните, как изумительно оно приспособлено для стремительного, длительного и маневренного полета.

Но это еще не все. Во время полета птица компенсирует малейшие изменения, происходящие в потоке воздуха. Оперение верхушки крыла действует наподобие пропеллера самолета. С его помощью птица регулирует угол наклона, чтобы справиться с меняющимся давлением воздуха вокруг нее. Основа крыла работает как крыло самолета. А второстепенные и третьестепенные перья крыла выполняют функции закрылков.

Слушайте дальше. У основания ствола каждого пера располагаются включенные в кожный слой нервные окончания, которые фактически превращают перья в чувствительные рецепторы. Они регистрируют точное положение каждого пера, а затем при помощи спинного мозга осуществляют непрерывную регуляцию более 12 000 мелких мышц, связанных с основанием каждого перышка!

Но погодите, это тоже еще не все. Точное положение тела птицы регистрируется полукружными каналами внутреннего уха. А внутреннее ухо информирует мозжечок об изменяющихся условиях. Что вы об этом скажете?

Когда вы наблюдаете за птицей в полете, очень трудно сказать, что происходит. Форма крыла постоянно меняется. Тем более невозможно рассмотреть движение внутренних мускулов.

Вообще, чем крупнее птица, тем медленнее она взмахивает крыльями. Колибри совершает за секунду около пятидесяти взмахов, а цапля - всего два. Взлет и приземление, естественно, требуют наибольшей концентрации энергии и координации движений.

Планирующий полет больше всего напоминает скольжение санок по склону, если не считать того, что птица скользит не по снегу, а по воздуху. Вот как это происходит. Если птица планирует по «воздушному откосу», теряя высоту со

скоростью три метра в секунду, а слой воздуха, в котором располагается этот «откос», набирает высоту с той же скоростью, то птица будет планировать в горизонтальном полете. И, безусловно, когда воздушные массы поднимаются быстрее, чем она планирует вниз, то птица будет набирать высоту вообще без приложения каких-либо усилий.

Если скорость ветра равна восходящей и нисходящей скорости планирующей птицы, она как бы застывает в воздухе.

Представьте, к примеру, что человек спускается по эскалатору с той же скоростью, с какой эскалатор поднимается; скорость перемещения человека в пространстве в этом случае равна нулю. То же происходит и с птицей в воздухе в последнем описанном нами случае.

Вы, вероятно, замечали парящих птиц с растопыренными, словно пальцы, кончиками крыльев. Такое положение перьев называется прорезанием и служит для предотвращения завихрений, когда птица заходит на посадку.

Некоторые пернатые совершают перемещения, напоминающие движения вертолета: вертикальный полет, задний ход, зависание на месте. Это чрезвычайно сложные образцы координации, механизм которых мы полностью не понимаем. Известно только, что эти воздушные акробаты используют не только восходящие, но и нисходящие силовые потоки.

Не знаю, как вы, но я совершенно поражен! Птицы - будь то воробьи или колибри, ястребы или орлы - рождены для полета. Они фантастически оснащены для полета и замысловато созданы, для полета!

Здесь я хотел бы поблагодарить моего друга, орнитолога д-ра Эйзу Торесена за всю эту великолепную информацию о птицах!

Так удивительно ли, что Господь задавал Иову вопрос: «Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале и ночует

на зубце утесов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко... и где труп, там и он» (Иов 39:26-30).

Скажите-ка, могло ли все это возникнуть по воле случая? Неужели все уникальные способности птиц просто развивались в течение долгих столетий? Неужели их фантастическая оснащенность для полета накапливалась постепенно?

Продумайте этот вопрос. Допустим, птица имела бы соответствующий тип крыла, но слишком слабые грудные мышцы. Смогла бы она летать? А что, если бы она не обладала возможностью быстро доставлять энергию к этим мышцам? Смогла бы она летать? А если бы птица имела слабое зрение? Что тогда?

Представьте себе, что птичьи перья имеют менее сложное строение - вроде чешуи рыб и рептилий, например? Что, если бы перья не могли бы в любой нужный момент менять форму крыла? А если бы эти изменения не регистрировались во внутреннем ухе и не пересылались бы в мозг для корректировки полета? Если бы хоть один элемент оснащения птицы не был предусмотрен или недоразвился,

смогла бы она летать?

Другими словами, если бы птица обладала не всеми, а только некоторыми из необходимых для полета качествами, смогла бы она выжить, ожидая, пока необходимые качества разовьются? Нет. Они необходимы птице все сразу. Птица

должна была родиться такой. Ее необходимо было создать такой. И это, друзья мои, не эволюция. Это Творение! Это и есть «в начале Бог»!

Именно Иов, как вы помните, посоветовал: «Спроси... у птицы небесной, и возвестит тебе» (Иов 12:7).

Спрашивайте у птиц, наблюдайте их в полете, изучайте, как они устроены. Послание это слишком внятно, чтобы не услышать его. Бог существует. Творец существует. В жизни есть смысл. Птицы не возникли ниоткуда, более того, они не являются результатом слепого и бессмысленного случая. И мы, кстати, тоже!

Но сначала обратимся за поддержкой к пчелам!

«Тема Птицы» - Зоб Мускулистый желудок Железистый желудок Воздушные мешки Клоака Восковица. Открытые задачи по теме «Птицы». Коноплянка. Какая птица поит своих птенцов при помощи оперения? В какое время суток больше перелётных птиц: а) ночью, б) днём, в) утром? Что такое лоток и леток? Тестовые задания по теме «Птицы».

«Развитие птиц» - Органы размножения птиц. Откладывание яиц и уход родителей за потомством повышают эффективность размножения. Яичник. Зимовка. Сезонные миграции. Улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в «теплые» края. Разнообразие формы и цвета яиц. Где располагаются органы размножения? «Барабанная» дробь. Песня сообщает, что территория занята.

«Скелет птицы» - Сравнение скелетов ящерицы и голубя. Отдел скелета. Анализ скелетов. Строение костей. Скелет голубя. Скелет ящерицы. Способность летать. Кости птиц. Как полёт повлиял на скелет птицы. Скелеты. Полёт.

«Жизнь птиц» - «Птицы нашего леса». Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полёта. Приглашение в проект. Что мы знаем о птицах нашего леса? Каково будущее птичьего населения? Какие виды птиц обитают в нашем лесу? Есть ли законы защищающие птиц?

«День птиц» - Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Отыщите названия птиц. 5 минут. Формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц. Но особенно я люблю несолёное сало. Живу я на дереве, в дупле. Девочка устроила столовые для птиц. Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. Схема урока. Научиться выделять признаки сходства и различия у птиц.

«Строение птицы» - Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? Толстая кишка впадает в клоаку. Птицы. Внешнее строение птиц. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. "Познакомиться с основными морфологическими и анатомическими особенностями организации птиц, связанных с полетом".

Данные об авторе

Еремеев Василий Иванович

Место работы, должность:

Учитель биологии МОУ "Заозерская средняя общеобразовательная школа №10"

Республика Карелия

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Биология

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Конспект урока

Урок Биологии 7 класс.

Учитель: Еремеев В.И.

Тема: «Рождённые летать».

Цель : Познакомить учащихся с классом птиц, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом, дать определение птицам.

Задачи : 1) образовательные : ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (наличие крыльев, обтекаемой формы тела, строение стопы). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

2) развивающие : развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.

3) воспитательные : формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

Структура урока :

1. Организационный момент.

2. Вводное слово. Цель урока.

3. Изучение нового материала:

· Определение птиц.

· Приспособление к полёту.

4. Закрепление.

5. «Аукцион знаний».

6. Заключительное слово.

7. Итог урока.

Межпредметные связи:

1. Биология - физика

2. Биология - литература

3. Биология - музыка

Оборудование:

ü Таблицы с рисунками птиц, чучела птиц.

ü Модели самолета, вертолета

ü Коллекция «Топливо» /керосин/.

ü Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с кольцами, набор грузов по 100г - 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч, веревка.

ü Видеофильм: «Разнообразие птиц» (можно использовать любой видеофрагмент о птицах без звука, а тек прочитать учителю)

ü Музыка: мелодия из программы «В Мире животных».

ü Выставка книг (см. список в конце конспекта).

ü К уроку подготовлена мультимедийная презентация.

Ход урока:

Вводное слово.

Приглашаем вас сегодня в необычайный, загадочный и великий «Мир Птиц».

Показ фрагмента Видеофильма: «Разнообразие птиц»:

Разнообразие птиц на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. Наш мир обеднел бы без их звонких песен, игры красок и пышного щегольства оперенья.

Вы только представьте себе: на нашей планете живет более 100миллиардов птиц - цифра, потрясающая воображение.

Они окружают нас повсюду, украшая собой всю Землю, не меньше, чем самые яркие цветы, позолоченная осенняя листва или голубые зеркала озёр.

Среди них есть мудрецы и жестокие агрессоры, добродушные тихони и весёлые артисты, великие труженики и настоящие лентяи.

Иногда это очень маленькие птички, размером всего на всего с пчелу (колибри), а иногда настоящие гиганты - страусы, рост которых может достигать почти до 3 метров, а вес - превышает 150 кг.

Мир птиц полон удивительных тайн и замысловатых загадок, которые всегда привлекают наше внимание к себе.

А сколько написано поговорок и легенд о птицах. Например, красивая легенда о лебединой верности, о птице счастья, птице фениксе.

А количество стихов и песен о птицах, где воспевается многоликость этих чудных созданий, невозможно подсчитать.

Когда ночами, полные печали, звучат у моря крики журавлей,

И дымкою туман плывёт в морские дали, тоскую я о Родине моей.

Не правда ли красиво?!

Мы всегда испытываем трепетное восхищение пред лицом чудес в мире пернатых.

Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное - они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта!

С незапамятных времён, людям свойственно было мечтать о полёте. Что только не придумывали

Как бы хотелось прямо сейчас взмахнуть руками и полететь! Но к сожалению это возможно только во сне.

Парить, перелетать с места на место, наслаждаться ощущением воли и простора могут только они:

«РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»

Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Рождённые летать».

Сегодня мы познакомимся с этими удивительными созданиями природы - птицами и раскроем их некоторые тайны.

I часть: Определение птиц.

- С чего нам начать?

- Как с чего, конечно с самого главного. Мы должны выяснить: А кто же они такие птицы? Посмотрите на них?

- Почему птиц нельзя спутать с другими животными?

- На основании чего мы можем сказать, что птица - это птица?

- Какие у вас есть мнения на этот счет?

1. Птицы летают .

Но только ли птицы летают? Летают также насекомые, млекопитающие (летучие мыши, белки-летяги), летающие рыбы. Но самыми хорошими летунами бесспорно признаны птицы.

2. Птицы имеют крылья .

Крылья также имеют насекомые, летучие мыши.

3. Птицы имеют клюв .

4. Птицы имеют перья .

Потому птиц называют пернатые. Ни у одних животных населяющих Землю нет перьев, кроме птиц.

- Исходя из наших выводов, давайте попробуем составить определение птицам.

- С научной точки зрения:

Птицы - это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие клюв.

- Существует несколько определений птиц, составленных разными учеными биологами. Давайте прочитаем какое определение птицам дано в вашем учебнике: страница 144.

- Какое определение вы считаете более красивым и удобным для вас, то и запишите в тетрадь.

- Таким образом, мы с вами выяснили определение птиц.

II часть: Приспособленность птиц к полету.

- Какие же они всё-таки своеобразные эти птицы - «Рожденные летать».

- А почему же они могут летать? Какие у них есть приспособления к полёту?

- На протяжении многих веков человек пытался покорить воздушную стихию и для этого создавал различные технические конструкции - воздушные шары, дирижабли, аэропланы, вертолёты и самолёты. Принцип этих летательных аппаратов человек заимствовал у природы, аналогом которых являются птицы. Не верите? Попробуем это доказать!

- Птицы и самолёты очень похожи друг на друга. Смотрите:

Голова - голова (кабина пилотов), шея - шея, туловище - туловище (салон), крылья - крылья, ноги - шасси, хвост - хвост.

- Выясним, слагаемые успеха, позволяющие летать.

Ответы учащихся учитель записывает в таблицу:

Птица

Самолет

1. Крылья.

1. Крылья.

2. Обтекаемая форма тела.

Перьевой покров.

2. Обтекаемая форма тела.

3. Легкий скелет.

Прочность, легкость, компактность.

3. Легкий корпус.

Алюминий.

4. Сильные мышцы.

4. Двигатели.

5. Причуды стопы.

5. Шасси.

6. Питание.

6. Топливо.

Керосин.

7. Органы чувств.

7. Бортовые приборы.

ПРИРОДА ← КОНСТРУКТОР → ЧЕЛОВЕК

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Крылья .

Крылья - видоизменённые передние конечности.

Крупные перья передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

- Сокол Сапсан, для увеличения скорости движения прижимает крылья к телу, когда устремляется за добычей с небес и достигает при этом скорость 180км/ч. Современные истребители достигают высоких скоростей, также складывая в полете крылья.

- Альбатрос - самая крупная из летающих птиц, у которых крылья имеют вытянутую форму и размах до 3 метров, потому часами может парить над океанами, не сделав ни одного взмаха. Крылья планеров - длинные, узкие; набрав высоту в восходящем потоке теплого воздуха, они потом парят медленно и плавно опускаясь вниз.

- Колибри - может занимать почти вертикальное положение, стоять в воздухе на одном месте и даже двигаться назад, за счет того, что их крылышки бьются с частотой 80 взмахов в секунду. Горизонтальный винт вертолёта позволяет ему зависать в воздухе.

- А бывают ли птицы без крыльев? Нет! Бескрылых птиц в природе не бывает, хотя не всякие крылья годятся для полета. У Страусов - крылья используются для брачных танцев. У Пингвинов - они выполняют функцию ласт. У Новозеландского Киви - они очень малы и полностью спрятаны среди оперения, так что снаружи не видны. У других внешне и вовсе не отличаются от типичных крыльев - просто они очень слабые и птицу в воздух поднять не способны.

2. Обтекаемая форма тела.

Обтекаемую форму тела птицам придает перьевой покров. Старательно уложенные перья придают птице хорошо обтекаемый контур так, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению перьев.

- Перо - чудо инженерного искусства, которое проявила природа. Оно чрезвычайно легко и прочно. Заменить крыло самолету - большая проблема, а вот поврежденное перо восстановить легко. Кроме того, перья и пух отлично согревают птицу и защищают её.

- От перьев многое зависит в жизни птиц, поэтому птицы очень тщательно ухаживают за своими «пуховиками»: промывают в воде, протирают пылью, укладывают каждое пёрышко на своё место, а некоторые смазывают свои перья жиром (гусь - «как с гуся вода»).

- А знаете ли вы сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы - 8325; у воробья зимой - 3550, а летом - 3150.

3. Легкий скелет (кости). Прочность, легкость, компактность.

- Важное условие для хорошего полета - это малый вес. Самолетным металлом является алюминий, вернее его сплавы, они очень легкие и прочные.

- Значит скелет птиц, должен состоять из легких и прочных костей. Это достигается за счет полых костей. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.

- Демонстрация опыта: типы костей (2 штатива с кольцами, грузики, бумага). Сначала учитель складывает лист бумаги несколько раз и вставляет его в кольца штативов. На бумагу одевает веревку, а к ней привешивает грузик. Бумага не выдерживает веса и грузик падает. Затем учитель сворачивает лист бумаги в трубочку и повторяет опыт. Бумага выдерживает вес даже нескольких грузиков. Учащиеся делают вывод о том, что легкость скелета птиц достигается полыми костями.

4. Сильные мышцы.

- Самолет взлетает за счет работы двигателей.

- Двигателем, обеспечивающим работу крыльев у птиц служат мощные летательные мышцы, на долю которых приходится до 25% веса тела.

5. Причуды стопы.

- Стопа состоит из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад), исключения: совы и дятлы - 2 вперед, 2 назад, стриж - 4 вперед.

- Наличие цевки - длинной прочной кости, не имеющей мускулатуры. Через неё проходят сухожилия. Обеспечивает сгибание пальцев. Выполняет функцию рычага, обеспечивает точную координацию движений.

- Птицы при ходьбе опираются не на всю стопу, как это делаем мы, а на пальчики. Так называемое «Пальце-хождение» это придает особую мягкость и элегантность движениям. Чарующая грация артистов балета также во многом достигается за счет того, что они танцуют на «пальчиках».

6. Питание.

- Полет требует много энергии. Самолет заправляется топливом (керосин) /показ коллекции с керосином/, а птицам приходится очень много есть. Например, птица колибри в сутки съедает пищи в 2 раза больше собственного веса.

- Птицы постоянно заняты поиском корма.

- Скорость переваривания также очень велика. Например, воробей полностью переваривает зерна за 3 часа.

Уравнение:

С6 Н12 О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2 О + Е

много пищи - много кислорода энергия

- А при полете требуется в 10-12 раз больше кислорода, чем в покое.

- Поэтому в дыхательной системе птиц кроме легких, имеются воздушные мешки, благодаря которым при полете обеспечивается непрерывный ток воздуха через легкие.

7. Рекорды зоркости.

- У самолета есть бортовые приборы для ориентации. А птицы же ориентируются в воздухе за счет органов чувств. Конечно, лучше всего у них развито зрение.

- Если среди всех живых существ планеты устроить соревнование на самое лучшее зрение, то птицы бесспорно займут на нем все призовые места.

- Главный приз, несомненно достанется хищникам. Острота зрения у некоторых хищных птиц в 8 раз больше, чем у человека.

- Степной орел видит суслика с высоты нескольких сотен метров.

- Сапсан - голубя за километр.

- С расстояния 1,5 км беркут наблюдает за кроликом.

- Парящие на головокружительной высоте гифы различают труп мелкой антилопы с расстояния 3-4км.

- Птицы видят мир во всём богатстве его цветов и красок.

- А вот обоняние развито куда скромнее.

- От чего люди не летают?

- Люди никогда не смогут полететь, потому, что у них нет крыльев.

- Полёт - это прежде всего победа над земным притяжением. Секрет возникновения подъемной силы, побеждающей в полете силу тяжести разгадал выдающийся русский исследователь, основоположник современной аэродинамики Н.Е.Жуковский. Он доказал, что причина кроется в разности давления воздуха снизу и сверху от крыла.

- Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.

Закрепление:

- Подведём итоги: Почему же птицы летают?

Учащиеся подводят итоги урока по таблице, делая вывод:

Конструктор - человек, конструктор - Природа.

III часть «Аукцион Знаний».

- А теперь, мы предлагаем вам проверить ваши знания о птицах. И попробуем выбрать самого эрудированного в «Мире пернатых».

- Перед вами «галерея птиц».

7 конвертов - 7 темниц

А в темнице той хранится удивительная птица!

Постарайтесь её угадать!

- Если вы угадаете её с первого раза, то получите 3 отличительных знака,

- Если со второго - то 2,

- А если с третьего, то только - 1

- Попрошу не устраивать птичий базар.

Для подготовки этой части урока учитель заранее заготавливает «раскладушку» - «галерею птиц» с 7 конвертами. В конвертах находятся картинки птиц. Учитель, зачитывая подсказки, предлагает учащимся за 1 минуту угадать птицу, спрятанную в конверте. Фотографии птиц можно показать с использованием сети интернет, предварительно их скачав. Заготовленная раскладушка используется на остальных уроках: учащимся предлагается задание найти любую информацию о представленных птицах и вкладывать её в конверты. Эта информация используется при изучении темы: «Разнообразие птиц».

ЛОТ №1

Подсказка первая:

Птицы, которые не терпят одиночества и поминутно перекликаются, оповещая отставших собратьев о месте нахождения стайки. Ведь они неутомимые путешественники.

Подсказка вторая:

Пока леса утопают в сугробах, встреча с этими красавцами не редкость даже на оживленных городских улицах. Они вовсе не пугливы и позволяют любоваться собой с близкого расстояния.

Подсказка третья:

Про этих птиц спели Иванушки Интернешенел.

Ответ: СНЕГИРЬ.

ЛОТ №2

Подсказка первая:

Она может поворачивать голову на 180º в горизонтальном положении и на 270º в вертикальном.

Подсказка вторая:

Способны видеть мелкие предметы при слабом ночном освещении. Обладает чутким слухом, улавливая даже незначительные шорохи.

Подсказка третья:

На Руси эти птицы являются символом мудрости.

Ответ: СОВА.

ЛОТ №3

Подсказка первая:

Первые европейцы, высадившиеся на побережье Бразилии писали: «Это настоящее миниатюрное чудо». А местные жители называли её «Солнечный бог», «Ангел Солнца».

Подсказка вторая:

Ученые утверждают: «Сердце этих птиц бьется невероятно быстро - до тысячи ударов в минуту.

С удивлением и радостью неожиданно обнаружил, что эта крылатая (каламбур не случаен) фраза, ошибочно приписываемая Максиму Горькому, принадлежит Владимиру Галактионовичу Короленко (1853—1921). В его очерке "ПАРАДОКС" эти слова пишет ногой человек, безрукий от рождения. http://www.lib.ru/RUSSLIT/KOROLENKO/paradox.txt . Да, да, тому самому В.Г. Короленко, яростно выступившему против кровавого навета, в котором обвиняли вотяков в "Мултанском деле", а позднее Бейлиса.

общеизвестно.

Но вот эта крылатость души убогих, обделенных судьбой людей характерна именно для В.Г. Короленко не только в его очерке "Парадокс". Вспомните "Слепого музыканта". Это не горьковское "Рождённый ползать летать не может", может, летает!

Иван Бунин иронично переделал эту фразу Короленко:

Человек создан для счастья, как птица для ПАШТЕТА.

Некоторые иронизируют круче:

Человек создан для счастья, как птица для ПОМЁТА.

Человек создан для счастья, как рыба... для консервов.

Человек создан для счастья, как уж для ползания.

Человек создан для ХОДЬБЫ, как птица для полёта.

Птица создана для счастья, как человек для ходьбы...

Человек создан для счастья, как птица для полёта, только счастье не всегда создано для него . (Human beings are created for happiness as birds are created for flight, but happiness is not always created for them).

И даже так:

"Человек создан для счастья, как птица для полёта", - иронизируют над человеком страусы и пингвины.

Я и сам иронизировал по этому поводу:

Прошли года. Уже всё поздно.

Не пьётся и не курится.

А человек для счастья создан,

Как для полёта курица.

Считают птицу символом полёта,

А не производителем помёта.

Хоть далеко не всем присущ полёт,

Но всем без исключения - помёт.

И у обгаженного обелиска

Внезапно понимаешь, прослезясь:

Высокое и низкое - так близко,

Так неразрывна между ними связь!

Но я писал и о том, что рождённый ползать может летать:

Раскован стих. В нем бабочки паренье.
И незаметно всем, наверняка,
Мучительное чудо превращенья
Из червяка в красавца-мотылька.
Как гусеница кокон свой плетет
И тянет, словно жилы, паутины.
Наброски не видны из-за картины.
И муки творчества - они не в счет.
Недвижна куколка и не видны усилья,
Рождающие для полета крылья.
Мучительный процесс метаморфозы
В летящий стих из ползающей прозы,
Чтоб отразились в строчке на века
Еловый терпкий дух и белизна цветка.

Человек рожден РАБОТАТЬ, как птица летать.(L"homme naquit pour travailler, comme l"oiseau pour voler) - это Рабле. А Рабле, в свою очередь, цитирует Вульгату (латинский перевод) книги Иова, 5:7: homo ad laborem nascitur et avis ad volatum "человек рожден для ТРУДА/МУЧЕНИЯ, а птица для полета". В Синодальном переводе: "но человек рождается НА СТРАДАНИЕ, как искры, чтобы устремляться вверх". "Искры" и "птицы" - разные интерпретации древнееврейского "сыновья Решефа". Решеф - хтоническое божество, его культ был распространен в Древней Сирии и Палестине (http://en.wikipedia.org/wiki/Resheph). Возможно, на самом деле речь не о птицах или искрах, а о каких-то демонах.http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=75900

Не могу не упомянуть стихотворение Николая Гумилёва:

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Всё ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так, век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

А еще вспоминается прекрасное стихотворение землячки В.Г.Короленко - Лины Костенко.

И вправду, крылатым грунта не надо.
Нету земли, то небо отрада.
Нету и поля, то будет воля.
Нету пары, и тучи отарой.
В этом для птиц, верно, правда от века.
А как человеку? Что человеку?
Живёт на земле. Летать не умеет.
А крылья имеет. А крылья имеет!
И крылья те, не из пуха-перьев.
Из правды и чести они, из доверья.
Кого-то верность в любви окрыляет.
Кто-то в вечном порыве взлетает.
Кто-то своей окрылён работой.
Другому крылья - щедрость, забота.
Кому-то - из песен даны, иль надежды.
Кому - из поэзий, мечты безбрежной.
Как будто летать человек не умеет...
А крылья имеет. Крылья имеет!

(перевод Светланы Лесковой)

Невольно вспоминаются и картины Марка Шагала:

Всё-таки как замечательно сказал Владимир Галактионович Короленко:

ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ, КАК ПТИЦА ДЛЯ ПОЛЁТА!