Моральные правила: соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (до н.э.) римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:
Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Почему?
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:
Я ЛИШНИЙ Окапывали вишни. Сергей сказал: Я лишний. Пять деревьев, пять ребят Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. Агния Барто. Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний» ?
Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло. Марк Аврелий Марк Аврелий Антонин 4 апреля 174 года – 8 апреля 217 года римский император, философ Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо Жан-Жак Руссо́ 28 июня июля 1778,) французский писатель, мыслитель, композитор.
Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский Справедливость такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне
Источники информации: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, – 63 с.: ил. php %BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C html jpg jpg jpg jpg Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg
Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).
Развитое чувство справедливости – умение прислушаться к совести-голосу сердца... Справедливость (весьма редкое качество) – способность подняться над собой и своими интересами... Предвзятость и пристрастие, спутники эгоизма, творящие несправедливость. Эгоизм мешает взглянуть правде в глаза... Чувство справедливости помогает в жизни поступать правильно и красиво, мирит людей...
Слайд 1
Слайд 2
Справедливость Урок 12.
Составитель: Пичугина Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ»
Основы светской этики
Слайд 3
Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
Слайд 7
Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Слайд 8
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 9
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
Слайд 10
В чем может проявляться справедливость?
(в работе, к окружающим, к самому себе).
А что значит быть справедливым?
Слайд 11
Слайд 12
Пословицы и поговорки:
Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай,
В ком добра нет,
в том и правды мало.
правду и делай. да в лес ушла.
да не всяк её творит.
а правду слушай.
коли в тебе её нет.
Слайд 13
Афоризмы:
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер)
Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.
Марк Туллий Цицерон:
Слайд 19
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:
Слайд 20
Демокрит:
Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ
Слайд 24
Вывод. Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Слайд 25
Заключение. Р. Киплинг, английский писатель Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово
Слайд 26
Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г. Камешково Панова И.А. Справедливость
Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека. Задачи: 1. Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек, какими качествами он должен обладать, воспитание в детях чувства справедливости. 2. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. 3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений. Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.
Вид урока: комбинированный Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы; элементы исследовательского метода. Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая;
Проверка домашнего задания 1. Кому из членов семьи ты рассказывал о долге? 2.Что особенно заинтересовало их? 3. Какие вопросы вызвали у них затруднения? 4.Смог ли ты им помочь?
Солнышко
А И В О С Т ь Р П Л Е В Д С
Пословица Справедливый человек, словно памятник отовсюду виден.
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценён по заслугам.
Моральные правила современного человека 1.Избегай в своих действиях зла (унижения, достоинства, обмана и насилия) 2.Стремись к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. 3.Признавай правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте. 4.Будь готов пойти навстречу другому человеку. 5.Стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.
Пословицы За правое дело стой смело. Поступай по справедливости и победа будет обязательно. Любишь кататься люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнёшь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Око за око, зуб за зуб.
Рефлексия Что такое справедливость? Каким должен быть справедливый человек? Тяжело ли быть справедливым человеком?
О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?
Спасибо за работу!
- ПВЕАРЛИСТОСЬВД
- Справедливость -
- Что такое справедливость?
- Какого человека можно назвать справедливым?
- Что значит, справедливо относиться к людям?
- Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают?
- Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?
- Составьте предложения с предложенными словосочетаниями:
- справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.
- -Почему крестьянин освободил тигра?
- - Как тигр хотел отблагодарить человека?
- - Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке?
- - Как ты думаешь, что такое справедливость?
- Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
- Не от богатства
- и бедности люди поступают несправедливо.
- Хорошо рассуждать о добродетели –
- не значит ещё быть добродетельным,
- а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
- Аристотель
- (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
- Аристотель:
- Справедливость есть исполнение долга,
- несправедливость – неделание того,
- что должно, уклонение
- [от выполнения своих обязанностей].
- Демокрит:
- Демокри́т Абдерский
- (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ
- -Говоришь правду-правду и делай.
- -Была правда, да в лес ушла.
- -В ком добра нет, в том и правды мало.
- -Всяк правды ищет, да не всяк её творит.
- -Без правды - не житьё, а вытьё.
- -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
- -Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- -Правда глаза колет.
- -Правду что шило в мешке не утаишь.
- -Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
- Надумала кошка Мурка Шарика из
- конуры выжить.
- И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!
- И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
- Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!
- Ситуация 1. «Игра»
- Сестра:
- - Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
- Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
- Ситуация 2. «Дружок»
- Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
- Оцените поступок мальчика.
- Я ЛИШНИЙ
- Окапывали вишни.
- Сергей сказал:
- - Я лишний.
- Пять деревьев, пять ребят
- - Я напрасно вышел в сад.
- А как поспели вишни,
- Сергей выходит в сад.
- - Ну нет, теперь ты лишний!
- Ребята говорят.
- Агния Барто.
- Можно ли считать справедливыми
- слова ребят в стихотворении А. Барто
- «Я лишний» ?
- Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ
- Нормою человеческих действий
- должна служить справедливость.
- Николай Чернышевский
- Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.
- Людвиг Берне
- Напишите для себя несколько законов справедливости и постарайтесь в течение недели им следовать. В конце недели запишите, каким законам справедливости оказалось труднее или, наоборот, легче следовать.