Заключается единство. Тесты по экономике. Частная собственность на землю является причиной

В чём заключается Единство измерений? Что такое качество измерений?

Читайте также:
  1. А) Качество следует определять как соответствие требованиям, а не как полезную пригодность.
  2. В основу построения ф.с. положены 3 основополагающих элемента: функциональное назначение (у каждого звена свои задачи), территориальность, единство финансовой системы.
  3. В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность за качество изготовленной продукции.
  4. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________________функция финансов
  5. В чем заключается драматизм развития социологии в России?
  6. В чем заключается эвристическая роль гипотезы в научном исследовании?
  7. Ввести в программы высших учебных заведениях курсы по стандартизации и управлению качеством продукции.
  8. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ

Одна из главных задач метрологии – обеспечение единства измерений.

При проведении измерений необходимо обеспечить их единство. Под единством измерений понимается характеристика качества измерений, заключающаяся в том, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установленных пределах равны размерам воспроизведённых величин, а погрешности результатов измерений известны с заданной доверительной вероятностью и не выходят за установленные пределы.

Понятие "единство измерений" довольно ёмкое. Оно охватывает важнейшие задачи метрологии: унификацию единиц физических величин, разработку систем воспроизведения величин и передачи их размеров рабочим средствам измерений с установленной точностью и ряд других вопросов. Единство должно обеспечиваться при любой точности, необходимой науке и технике.

На государственном уровне деятельность по обеспечению единства измерений регламентируется стандартами, государственной системой, обеспечением единства измерений ГСИ.

Согласно Закону РФ "Об обеспечении единства измерений" единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в РФ единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

На достижение и поддержание на должном уровне единства измерений направлена деятельность государственных и ведомственных метрологических служб, проводимая в соответствии с установленными правилами, требованиями и нормами. На государственном уровне деятельность по обеспечению единства измерений регламентируется стандартами. Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) или нормативными документами органов метрологической службы.

Для обеспечения единства измерений необходима тождественность единиц, в которых проградуированы все существующие средства измерений одной и той же величины. Это достигается путём точного воспроизведения и хранения в специализированных учреждениях установленных единиц физических величин и передачи их размеров применяемым средствам измерений.

Правовой основой обеспечения единства измерений служит законодательная метрология, которая представляет собой свод государственных актов и нормативно-технических документов различного уровня, регламентирующих метрологические правила, требования и нормы.



Единство измерений может быть обеспечено при соблюдении двух условий, которые можно назвать основополагающими:

− выражение результатов измерений в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин;

− установление допустимых ошибок (погрешностей) результатов измерений и пределов, за которые они не должны выходить

Погрешностью называют отклонение результата измерений от действительного (истинного) значения измеряемой величины. Следует иметь в виду, что истинное значение физической величины считается неизвестным и применяется в теоретических исследованиях; действительное значение физической величины устанавливается экспериментально в предположении, что результат измерения максимально приближается к истинному значению.

Качество измерений характеризует совокупность свойств средств измерений, обеспечивающих получение в установленный срок результатов измерений с требуемой точностью, достоверностью, правильностью, сходимостью, воспроизводимостью.

Точность измерений – характеристика качества измерения, отражающая близость к нулю погрешности результата измерения.



Достоверность измерений определяется степенью доверия к результату измерения и характеризуется вероятностью того, что истинное значение измеряемой величины находится в указанных пределах. Данная вероятность называется доверительной.

Правильность измерений – характеристика измерений, отражающая близость к нулю систематических погрешностей результатов измерений.

Сходимость результата измерений – характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другу результатов измерений одной и той же величины, выполняемых повторно одними и теми же методами и средствами измерений и в одних и тех же условиях. Сходимость отражает влияние случайных погрешностей на результат измерения.

Воспроизводимость результатов измерений – характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другурезультатов измерений одной и той же величины, полученных в разных местах, разными методами и средствами измерений, разными операторами, но приведённых к одним и тем же условиям.

Дополнительно:

ГСИ - это комплекс установленных стандартами взаимоувязанных правил, положений, требований и норм, определяющих организацию и методику проведения работ по оценке и обеспечению точности измерений.

Технической основой ГСИ является:

§ Система(совокупность) государственных эталонов единиц и шкал физических величин – эталонная база страны

§ Система передачи размеров единиц и шкал физических величин от эталонов ко всем СИ с помощью эталонов и других средств проверки.

§ Система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих СИ, обеспечивающих исследования, разработки, определение с требуемой точностью характеристик продукции, технологических процессов и других объектов.

§ Система государственных испытаний СИ(утверждение типа СИ), предназначенных для серийного или массоого производства и ввоза из-за границы партиями.

§ Система государственной и ведомственной метрологической аттестации, поверки и калибровки СИ

§ Система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов

§ Система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Различают воспроизведение единиц:

Децентрализованное (единицы воспроизводятся там, где выполняются измерения (м^2)

Централизованное (информация о единицах передается с места их централизованного хранения и воспроизведения. Оно осуществляется с помощью специальных технических средств, называемых эталонами.Основные единицы воспроизводятся только централизованно.

Эталон единицы величины – средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины(или кратных или дольных значений величины) с целью передачи её размера другим средствам измерений данной величины. От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них – рабочим средствам измерений.

Средства измерений (СИ) можно разделить на эталоны и рабочие средства измерений.

Рабочие средства измерений применяют для определения параметров (характеристик) технических устройств, технологических процессов, окружающей среды и т.д. Воспроизведение, хранение и передача размеров единиц осуществляются с помощью первичных, вторичных и рабочих эталонов. Рабочие эталоны раньше назывались образцовыми средствами измерений. Высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений являются эталоны.

Эталон – это высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы физической величины (ФВ) с целью передачи её размера другим средствам измерений.

От эталона единица величины передаётся разрядным эталонам, а от них – рабочим средствам измерений.

Эталон должен обладать тремя существенными признаками: неизменностью, воспроизводимостью и сличаемостью.

ü Неизменность – свойство эталона удерживать неизменным размер воспроизводимости единицы ФВ в течение длительного интервала времени.

ü Воспроизводимость – возможность воспроизведения единицы ФВ с наименьшей погрешностью для достигнутого уровня развития техники измерений.

ü Сличаемость – возможность обеспечения сличения с эталоном других средств измерений, нижестоящих по поверочной схеме, с наибольшей точностью для достигнутого уровня развития техники измерений.

В определение эталона входят понятия: воспроизведение, хранение, передача.

Воспроизведение единицы ФВ – совокупность операций по материализации единицы ФВ с помощью государственного первичного эталона. Различают воспроизведение основных и производных единиц.

Передача размера единиц – приведение размера единицы ФВ, хранимой поверяемым СИ, к размеру единицы, воспроизводимой или хранимой эталоном, осуществляемое при их поверке (калибровке). Размер единицы передается "сверху вниз".

Хранение единиц – совокупность операций, обеспечивающих неизменность во времени размера единицы, присущего данному СИ.

Различают следующие виды эталонов:

Первичный эталон – эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным. Государственный первичный эталон – государственный эталон единицы ФВ, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единицы ФВ с наивысшей в РФ точностью, утверждаемый в этом качестве в установленном порядке и применяемый в качестве исходного на территории РФ .

Международные первичные эталоны принимаются по международному соглашению в качестве международной основы для согласования с ними размеров единиц, воспроизводимых и хранимых национальными эталонами.

Первичному эталону соподчинены вторичные и рабочие эталоны.

Вторичные эталоны получают размер единицы путём сличения с первичными эталонами рассматриваемой единицы.

Рабочие эталоны воспринимают размер единицы от вторичных эталонов и, в свою очередь, служат для передачи размера менее точному рабочему эталону и рабочим средствам измерений. Рабочие эталоны подразделяют на разряды (1-й, 2-й, 3-й, ...).

Эталоны сравнения – эталоны, применяемые для сличения эталонов, которые по тем или иным причинам не могут быть непосредственно сличены друг с другом.

Эталоны в обычных измерениях не используются.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ИНТЕРЕСЫ ТОРГОВОЙ БУРЖУАЗИИ – ЭТО

В) МЕРКАНТИЛИЗМ

2. КАКАЯ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ ВПЕРВЫЕ СДЕЛАЛА ПРЕДМЕТОМ СВОЕГО АНАЛИЗА ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА

В) КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ

3. КАКОЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ?

Б) НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

4. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЕДИНСТВО ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА:

А) НОСЯТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

5.В ЧЕМ СУТЬ МЕТОДА НАУЧНОЙ АБСТРАКЦИИ:

В) В ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ПОВЕРХНОСТНЫХ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ СТОРОН ЯВЛЕНИЯ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ИССЛЕДОВАНИИ ВНУТРЕННИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

6. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА:

В) ПРОИЗВОДСТВО-РАСПРЕДЕЛЕНИЕ-ОБМЕН-ПОТРЕБЛЕНИЕ

7. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ОБУСЛОВЛЕНА:

В) ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ РЕСУРСОВ

8. ПРЕДМЕТОМ ТРУДА ЯВЛЯЕТСЯ:

Б) ТО, НА ЧТО НАПРАВЛЕН ТРУД И ИЗ ЧЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ ТРУДА

9. ВЫБЕРИТЕ, КАКИЕ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОТНОСЯТСЯ К СОЦИАЛЬНЫМ

Б) ПОТРЕБНОСТИ В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

В) ОСОЗНАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

11. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

А) ОБОСОБЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12. КАКАЯ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ЧЕРТ ПРИСУЩА НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ ПРОИЗВОДСТВА:

В) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАМКНУТОСТЬЮ, ПРОДУКТЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

13. ЦЕНА ТОВАРА – ЭТО:

Б) ДЕНЕЖНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОВАРА

14. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ К. МАРКСА БАЗИРУЕТСЯ НА АНАЛИЗЕ:

В) ДВОЙСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ТРУДА

15. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ А.МАРШАЛЛА РАССМАТРИВАЕТ ЦЕНУ КАК:

А) РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПРОСА, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТЬЮ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НА КОТОРОЕ ВЛИЯЮТ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

16. ДЕМОНЕТИЗАЦИЯ ЗОЛОТА:

В) ЗОЛОТО УТРАЧИВАЕТ ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

17. ПРОСТАЯ, ЕДИНИЧНАЯ ИЛИ СЛУЧАЙНАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ ИМЕЕТ ВИД:

Б) X ТОВАРА «А»= Y ТОВАР «В»

18. В КОТОРОМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ПРИМЕРОВ ДЕНЬГИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА:

А) ОПЛАТА ТОВАРА В МОМЕНТ ПОКУПКИ

19. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В СТРАНЕ, СЛОЖИВШАЯСЯ ИСТОРИЧЕСКИ И ЗАКРЕПЛЕННАЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, - ЭТО:

В) ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

20. МАССА ДЕНЕГ В ОБРАЩЕНИИ:

В) ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА ВЕЛИЧИНЕ НОМИНАЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА СКОРОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ

Б) ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ ДРУГ К ДРУГУ ПО ПОВОДУ ПРИСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ

22. ЕДИНСТВО ОТНОШЕНИЙ ВЛАДЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ В ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ИМЕЕТ МЕСТО ТОГДА, КОГДА:

В) ХОЗЯЙСТВЕННИК И СОБСТВЕННИК ПЕРСОНИФИЦИРОВАНЫ В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ЛИЦЕ

23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕ ВКЛЮЧАЮТ:

А) ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ К ВЕЩАМ, БЛАГАМ

24. ТЕОРЕМА КОУЗА ГЛАСИТ:

Г) ЧЕМ ТОЧНЕЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ И ЧЕМ НАДЕЖНЕЕ ЗАЩИЩЕНЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ТЕМ НИЖЕ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ВЫШЕ УРОВЕНЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА

25. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – ЭТО ФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗА ГРАЖДАНИНОМ ПРАВ:

Г) ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ КАКИМ-ЛИБО ИМУЩЕСТВОМ

26. КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ФУНКЦИЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ РЫНКА:

Г) СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

27. СТОРОННИКИ КЛАССИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЫНКЕ, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, ВЫСТУПИЛИ БЫ В ПОДДЕРЖКУ:

Г) ПОЛИТИКА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОС-ВА В ЭКОНОМИКУ

28. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА – ЭТО:

А) СОВОКУПНОСТЬ ИНСТИТУТОВ, СЛУЖБ, ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ РЫНОК И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НОРМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

29. ПОНЯТИЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО:

Б) ТОВАРЫ СТАНДАРТИЗОВАНЫ, ОТСУТСТВУЮТ БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ НА РЫНОК

30. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

А) РОСТ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

31. КАКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЛАЕТ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА РИСК КАПИТАЛА МИНИМАЛЬНЫМ:

В) АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

32. КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВРЕМЕННЫМ УСТАВНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО И БАНКОВСКОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ:

В) КОНСОРЦИУМ

33. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ – ЭТО:

Б) ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО, УЧРЕДИТЕЛИ КОТОРОГО НЕСУТ РИСК УБЫТКОВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ВКЛАДОВ В УСТАВНЫЙ ФОНД

34. СУЩНОСТЬ КАПИТАЛА НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ВЫРАЖАЕТ ОДНО ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:

Г) ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРИНОСИТ ПРИБЫЛЬ

35. КАПИТАЛ С НАТУРАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:

В) ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ, ФИНАНСОВЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ЕГО ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ОБСЛУЖИВАЮТ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ БЛАГ

36. К ПОЯВЛЕНИЮ ТОВАРА РАБОЧАЯ СИЛА ПРИВЕЛО:

А) ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

37. УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРА РАБОЧАЯ СИЛА В УСЛОВИЯХ РЫНКА:

Б) ТОВАР РАБОЧАЯ СИЛА – ЭТО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТОВАР

38. РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – ЭТО:

Б) КОЛИЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ, КОТОРЫЕ МОЖНО КУПИТЬ НА НОМИНАЛЬНУЮ

39. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА ОТОБРАЖАЕТ:

А) ФАКТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

40. КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОХОДОВ РАССЧИТЫВАЕТСЯ:

Г) КАК ОТНОШЕНИЕ ПЛОЩАДИ МЕЖДУ БИССЕКТРИСОЙ И КРИВОЙ ЛОРЕНЦА К ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ТРЕУГОЛЬНИКА, ОЧЕРЧЕННОЙ ЛИНИЕЙ РАВНОМЕРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

41. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ:

А) ВОЗНИКНОВЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ

42. ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ УЧАСТКИ ЗЕМЛИ ПРИНОСЯТ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ РЕНТУ:

Г) АБСОЛЮТНУЮ

43. КАКОВА ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ:

А) РАЗЛИЧИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПО ПЛОДОРОДИЮ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ

44. КТО ПРИСВАИВАЕТ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНУЮ РЕНТУ I :

А) СОБСТВЕННИК ЗЕМЛИ

45. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦЕНА ЗЕМЛИ?

А) ЭТО ЦЕНА, КОТОРУЮ ВЫПЛАЧИВАЮТ ЗЕМЕЛЬНОМУ СОБСТВЕННИКУ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЮ С/Х ЗЕМЕЛЬ

46. ПРОЦЕСС ВСЕВОЗРАСТАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, КУЛЬТУРНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА И Т.П. ЭТО:

Б) ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

47. К КАКОМУ УРОВНЮ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОТНОСИТСЯ РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ КАК ГЛАВНЫХ СУБЪЕКТОВ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ВСЕМИРНЫЕ ИСТОЧНИКИ СНАБЖЕНИЯ И РЫНКИ СБЫТА:

А) МИРОВОМУ;

48. К КОМПОНЕНТАМ ИНДЕКСА ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОТНОСЯТ –

А) УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАНЫ, УРОВЕНЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ, УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ, УРОВЕНЬ ЛИЧНЫХ КОНТАКТОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТРАНЫ;

49. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

Г) ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ.

50. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:

В) ОТВЕТЫ А И Б;

51. В ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА ЛЕЖИТ ПРИНЦИП:

А) ОТРАСЛЕВОЙ ОБОСОБЛЕНИЯ;

52. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА СОПРЯЖЕНО СО ВСЕМ ПЕРЕЧИСЛЕННЫМ НИЖЕ, КРОМЕ:

Г) АВТАРКИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК.

53. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРО ЦЕСС ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ СТРАНАМИ НА ОСНОВЕ:

В) СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА;

54. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПУТЕМ:

В) СУММЫ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

55. ПРЯМЫМИ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ СЧИТАЮТСЯ ТЕ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ИХ СОБСТВЕННИКУ:

Б) УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЗАРУБЕЖНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ;

56. ПЕРВЫМ ИСТОЧНИКОМ ССУДНОГО КАПИТАЛА ЯВЛЯЮТСЯ:

Г) ВЕРНО ВСЕ ВЫШЕ СКАЗАННОЕ.

57. ВОЗВРАТНОСТЬ, СРОЧНОСТЬ, ПЛАТНОСТЬ И ГАРАНТИРОВАННОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ЧЕРТАМИ:

Б) КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ;

58. НА ВЫДАЧЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ССУД ПОД ЗАЛОГ НЕДВИЖИМОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРУЮТСЯ:

Г) ИПОТЕЧНЫЕ БАНКИ.

59. ДОХОД, ПОЛУЧАЕМЫЙ НА КАПИТАЛ, ПЕРЕДАННЫЙ В ССУДУ, НАЗЫВАЕТСЯ:

Б) ПРОЦЕНТОМ

60. РАЗНИЦА МЕЖДУ СУММОЙ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ БАНКОМ ПО АКТИВНЫМ ОПЕРАЦИЯМ, И СУММОЙ ПРОЦЕНТОВ, ВЫПЛАЧЕННЫХ БАНКОМ ПО ПАССИВНЫМ ОПЕРАЦИЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:

А) ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ;

61. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ:

Б) СОВОКУПНОСТЬ ЗАКОНОВ, ПРАВИЛ, НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ;

62. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ - ЭТО:

Г) РАЗНИЦА МЕЖДУ СУММАРНЫМИ РАСХОДАМИ И ДОХОДАМИ БЮДЖЕТА.

63. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НАЗЫВАЕТСЯ:

Г) ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ.

64. К КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ ОТНОСИТСЯ:

Б) НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ;

65. КРИВАЯ ЛАФФЕРА ИЛЛЮСТРИРУЕТ ТО, ЧТО НАИБОЛЬШИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

В) ОПТИМАЛЬНАЯ СТАВКА НАЛОГА;

661. СУЩЕСТВУЮТ ТАКИЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ:

А) ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ;

67. КАКУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЕТ ГОСУДАРСТВО И В РЫНОЧНОЙ И В АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКЕ:

А) ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

68. КАКОЙ ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ?

В) УСТАНОВЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ РАЗМЕРОВ ПРОИЗВОДСТВА ВСЕМ СУБЪЕКТАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

69. КАКОЙ ПРОБЛЕМОЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ДОЛЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ГОСУДАРСТВО?

А) РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВСЕХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В ОБЩЕСТВЕ;

70. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВКЛЮЧАЮТ:

Г) ЗАПРЕТ НА ЗАНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

71. ЭКОНОМИСТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В СТРАНЕ ДОСТИГАЕТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА:

В) РАБОТАЮТ ВСЕ, КТО ХОЧЕТ РАБОТАТЬ

72. КАКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИЗМЕРЯЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Г) ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ.

73. ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – ЭТО:

Г) ЛИЦА, НЕ НУЖДАЮЩИЕСЯ В РАБОТЕ

74. ПОТЕРЯВШИЙ РАБОТУ ИЗ-ЗА СПАДА В ЭКОНОМИКЕ ПОПАДАЕТ В КАТЕГОРИЮ БЕЗРАБОТНЫХ, ОХВАЧЕННЫХ:

В) ЦИКЛИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ;

75. ЧТО ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННОГО МОЖЕТ БЫТЬ ОТНЕСЕНО К ПОСЛЕДСТВИЯМ БЕЗРАБОТИЦЫ:

В) РОСТ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ;

76. МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ МАЛЫХ ЦИКЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ:

Г) ПРОЦЕССЫ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ.

77. В КАКОЙ ФАЗЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЦИКЛА НАЧИНАЕТСЯ МАССОВАЯ ЗАМЕНА ОСНОВНОГО КАПИТАЛА:

Г) СТАДИИ ОЖИВЛЕНИЯ.

78. КАКОЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ГОСУДАРСТВО В ФАЗЕ СПАДА?

Г) УВЕЛИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ.

79. ЦИКЛЫ КОНДРАТЬЕВА-ЭТО:

В) ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦИКЛЫ;

80. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС КАКОГО ПЕРИОДА ПРИВЕЛ К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ КРАХУ РЫНОЧНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ:

В) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 Г.Г.

81 . СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:

Б) БЕСПРЕРЫВНОМ ПОВТОРЕНИИ И ОБНОВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПР-ВА, ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

82. ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПРОСТОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО:

Б) ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ МАСШТАБАХ И НА ТОЙ ЖЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЕ, ЧТО И РАНЬШЕ;

83. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП ОТ РЕАЛЬНОГО:

В) РЕАЛЬНЫЙ ВВП РАССЧИТЫВАЕТСЯ В СОПОСТАВИМЫХ ЦЕНАХ (С ПОПРАВКОЙ НА ИНДЕКС ЦЕН);

84 . В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ФОРМИРУЮТСЯ ДОХОДЫ:

Г) РАБОТНИКОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СФЕР ПРОИЗВОДСТВА;

85. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО – ЭТО:

Б) СОВОКУПНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ БЛАГ, КОТОРЫМИ РАСПОЛАГАЕТ СТРАНА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДАТУ;

86. ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Г) СОВОКУПНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ, А ТАКЖЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ.

87. СТОРОННИКИ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОДИТ НА ОСНОВЕ:

А) РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ;

88. ПРИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПОДХОДЕ К КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗА ОСНОВУ ПРИНИМАЮТСЯ:

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ;

89. КАКАЯ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК НЕ ОТНОСИТСЯ К «РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ»?

В) МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ;

90. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ СОСТОЯТ В:

В) СОЧЕТАНИИ РЫНОЧНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, МНОГООБРАЗИИ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ;

ЕДИНСТВО, единица наглядно данное единичное (единица счета) или же множество, составные части которого взаимосвязаны и взаимодействуют т. о., что все вместе производят единое впечатление, действуют как единое целое (синтетическое единство).… … Философская энциклопедия

ЕДИНСТВО, единства, ср. 1. отвлеч. сущ. к единый. Единство плана. Единство кассы. Единство места, единство времени и единство действия три основных требования, которым должна была удовлетворять классическая трагедия. 2. только ед. Общность,… … Толковый словарь Ушакова

См. сходство... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. единство единение, сплоченность, спаянность, цельность, целостность, союз, спайка, смычка, объединение, соединение,… … Словарь синонимов

Группа меньшевиков оборонцев. Возникла в 1914, оформилась в марте 1917. Поддерживала Временное правительство в проведении войны до победного конца. Издание газеты Единство. Распалась летом 1918 … Большой Энциклопедический словарь

Группа меньшевиков оборонцев. Возникла в 1914, оформилась в марте 1917. Лидер Г. В. Плеханов. Поддерживала Временное правительство в ведении войны до победного конца. Издавала газету Единство. Распалась летом 1918. Источник: Энциклопедия Отече … Русская история

1) группа меньшевиков оборонцев. Возникла в 1914, оформилась в марте 1917. Поддерживала Временное правительство в проведении войны «до победного конца». Издание газеты «Единство». Распалась летом 1918. 2) российская центристская политическая… … Политология. Словарь.

единство - единство, род. единства (неправильно единство, род. единства) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ЕДИНСТВО, а, ср. 1. Общность, полное сходство. Е. взглядов. 2. Цельность, сплочённость. Е. нации. 3. Неразрывность, взаимная связь. Е. теории и практики. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

единство - ЕДИНСТВО1, слитность, спаянность, сплоченность ЕДИНСТВО2, монолитность, неделимость, неразделимость, нераздельность, неразрывность, нерасчленимость, слитность, целостность, целость, цельность ЕДИНЫЙ, монолитный, неделимый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

единство - 1. Общность, полное сходство. 2. Сплоченность, цельность. 3. Неразрывность, взаимная связь. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Данная статья о философском и религиозном понятиях. В Википедии есть также статья о Единство (значения) Единство (др. греч. μονάς, лат. Unitas) такая взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему… … Википедия

Книги

  • , Кузнецов Василий Юрьевич , Зачем говорить про единство мира в постклассической ситуации, когда бесчисленные множественности стремительно разбегаются в разные стороны? Затем, чтобы разглядеть условия возможности… Категория: Общая философия Издатель: ,
  • Единство мира в постнеклассической перспективе , Кузнецов В. , Зачем говорить про единство мира в постклассической ситуации, когда бесчисленные множественности стремительно разбегаются в разные стороны? Затем, чтобы разглядеть условия возможности… Категория:

Противоречивое единство человека заключается в том, что:

Во-первых, человек как биологический объект является частью природы, входит в глобальный кругооборот веществ, тесно связан с природой через питание, дыхание, обмен веществ и зависит от физических факторов среды. Его организм, как и организмы других животных, подвержен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения окружающей температуры, интенсивности (активности) солнечной радиации. В отклоняющихся, экстремальных условиях затрачивается много сил и средств на искусственное создание и поддержание «комфортной» среды;

Во-вторых, человек в процессе своей деятельности сам воздействует на природу. При этом масштабы воздействия человека связаны с непрерывно нарастающим уровнем технического и социального развития.

В результате производственной деятельности человека возник новый процесс обмена веществ и энергии между природой и обществом. Этот обмен носит уже техногенный характер и называется антропогенным или социальным обменом веществ и энергии.

Антропогенный обмен существенно изменяет общепланетарный круговорот веществ, резко ускоряя его. В период научно-технического прогресса и на стадии его интенсификации масштабы и скорость антропогенного обмена резко возрастают, вызывая заметные напряжения в биосфере. Техническая мощь человека достигла масштабов, соизмеримых с биосферными процессами. Так, строительная и горнодобывающая техника ежегодно «перемещает на поверхности Земли больше материала, чем сносится в моря всеми реками мира в результате водной эрозии. Человеческая деятельность на планете изменяет климат, влияет на состав атмосферы и Мирового океана.

Вмешательство человека отрицательно влияет на процессы круговорота в природе. Воздействия человека на экосистемы так интенсивны, что организмы не успевают приспособиться к ним. В условиях современной хозяйственной деятельности человека реальна возможность полного подрыва естественных воспроизводительных сил природы, множатся примеры безвозвратных потерь отдельных популяций и видов живых организмов, ухудшается экологическая обстановка на нашей планете.

Таким образом, человек из-за отчуждения от остальной живой природы, создания им техносферы и колоссального надбиологического потребления природных ресурсов стал по существу главной причиной нарушения равновесия в природе.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира.Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие - пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеетисторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основныхтипов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формахрелигиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, ифилософского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.



Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни - общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашеноэмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы иценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собойкомпоненты мировоззрения - познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение - всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущихисторических типа мировоззрения :

§ мифологическое;

§ религиозное;

§ философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Семинар 2

Что означает философия

Слово "философия", как и многие другие названия предметов и научных дисциплин, пришло к нам из древнегреческого языка. Стоит отметить, что древнегреческих заимствований в русском языке великое множество, причем особенно много их в научном аппарате практически любой дисциплины. Состоит слово "философия" из двух греческих слов: ????? (читается как "филиа") - любовь и????? (читается как "софиа") - мудрость. Таким образом, мы получили непосредственное значение этого предмета. Философия - это любовь к мудрости.

Если же говорить о том, что является предметом философии, то можно охарактеризовать философию как науку, занимающуюся изучением фундаментальных принципов существования (человека и мира) и познания (мира человеком). Иными словами, философия - это та дисциплина, которая пытается ответить на вопрос о том, как устроен мир и каково место человека в нем. Теперь поговорим об этом более подробно.

Что изучает философия - сущность науки

Здесь мы не будем изобретать велосипед и просто расскажем вам о традиционных определениях. Дело в том, что ученые-философы не любят давать никаких определений философии, нередко говоря о том, что таких определений попросту не существует. Однако начинающему изучение этого предмета (по желанию или по необходимости) такие определения все же нужны.

Итак, философия занимается исследованием первопричин, основ сущего, существования. Это те универсальные принципы, по которым существуют и изменяются бытие и мышление, пытающееся познать бытие. С точки зрения традиционной философии бытие - это и мыслимое, и мысль. То есть и предмет, и мысль о нем суть одно и то же. Философы давно поняли, что в своих вариантах и частностях мыслимое необозримо. Поэтому они стали концентрироваться на общих категориях и первопричинах существования. Сложность, однако, заключается в том, что эти категории свои для каждой эпохи и, более того, - для каждого философского направления. О философских направлениях и школах рассказывать мы не будем, а сразу перейдем к разделам философии. Во-первых, школ философии очень много, а во-вторых, каждое направление заслуживает особого внимания и отдельной статьи.

Разделы философии

Философия - весьма сложная наука, поскольку сложен сам предмет ее изучения. Именно поэтому до сих пор не существует четких границ и в определении ее дисциплин или разделов. Потому будем и здесь опираться на традиционное деление. Традиционно философия включает в себя такие разделы, как онтология, метафизика, логика, этика, эстетика и эпистемология. Теперь рассмотрим каждый из них более подробно.

Онтология

Онтология занимается исследованием собственно бытия, основ существования, то есть самых общих вопросов. По сути, онтология - это попытка наиболее общего описания бытия, существования без привязки к какой-либо дисциплине. Эта дисциплина пытается познать бытие как единство и совокупность всех видов реальности: объективной, субъективной, реальной, виртуальной и физической.

Метафизика

Метафизика - это дисциплина, исследующая первоначальную природу реальности, отвечающую на вопрос о том, откуда все пошло. Таким образом, метафизика пытается выяснить истинную природу и причину возникновения бытия и реального мира. Существуют так называемые метафизические вопросы, ответы на которые в каждое время были и, наверное, будут свои. Главные вопросы (сводящиеся, в общем, к одному и тому же) следующие: Каковы начала начал? Каковы истоки истоков? Что есть причина причин? Если онтология занимается изучением самого существования, то метафизика - изучением причины существования.

Логику также относят к разделам философии, поскольку она изучает мышление: как оно устроено, по каким законам существует, какие формы имеет. По сути, логика - это наука о познавательной интеллектуальной деятельности, а также наука о законах и формах правильного мышления. Также логику нередко называют и наукой о способах рассуждения и способах доказательств и опровержений, так как мышление в языке оформляется в виде рассуждения.

Этика занимается исследованием нравственности и морали в общем смысле, а также нравственных и моральных норм различных социальных групп и слоев общества. Вот три основные проблемы, которые этика пытается решить уже на протяжении многих веков:

1. Проблема назначения человека и смысла жизни.

2. Проблема определения критериев добра и зла.

3. Проблема справедливости.

Эстетика

Эстетика занимается исследованием чувственного, эстетического восприятия реальности. В общем смысле это отношение к искусству и к природе, проявление высоких чувств в наслаждении чем-либо или в творчестве. Эстетику нередко называют учением о сущности прекрасного и его формах в жизни в природе и в художественном творчестве. Что касается искусства, то оно является одним из основных объектов исследования эстетики, как особая форма общественного сознания.

Эпистемология (гносеология)

И несколько слов об эпистемологии. Существует научный синоним этого слова - гносеология. По сути, эпистемология (или гносеология) изучает возможность познания человеком мира в целом и самого себя в мире. Таким образом, для эпистемологии главной проблемой является проблема познания истины и смысла существования. Здесь опять же не будем вдаваться в подробности, поскольку каждая школа и каждый крупный ученый-философ по-разному отвечают на этот вопрос.

Философские методы исследования

Различают несколько основных методов, с помощью которых философы осуществляют познание бытия и сущего. Это такие методы, как метафизика, диалектика, эклектика, догматизм, герменевтика и софистика. Теперь несколько слов о каждом из них.

1. Метафизика - такой метод познания, при котором все объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно. То есть все объекты исследуются сами по себе, без взаимосвязи между ними, без учета развития и изменений, а также без учета возможных внутренних противоречий.

2. Диалектика, в противоположность метафизике, рассматривает объекты с учетом их изменений и развития, а также внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей, причин и следствий.

3. Эклектический метод познания заключается в произвольном соединении различных разрозненных фактов, концепций, понятий и т.д., которые не имеют единого начала. В результате получаются весьма поверхностные выводы, кажущиеся, однако, весьма правдоподобными и привлекательными. Во все века этот метод был востребован теми, кому было необходимо формировать массовое сознание и общественное мнение.

4. Догматическое познание мира осуществляется с помощью четко определенных и принятых догм - недоказуемых убеждений, которые носят абсолютный характер. Данный метод сейчас практически не используется и был более характерен для средневековых философов.

5. Герменевтика - это одновременно и философский, и лингвистический, и литературоведческий термин. Суть герменевтики заключается в правильном истолковании смысла того или иного текста, что приводит к более объективным с точки зрения науки результатам.

6. Софистика - это метод выведения логически правильных, но по сути ложных посылок, используемый больше для побед в спорах и конфликтах, чем в познании истины, чем должна заниматься философия.

Существует также несколько философских направлений, которые можно назвать и методами философии. Это материализм, идеализм, рационализм и эмпиризм.

1. Материализм подразумевает под собой реалистичное восприятие материи, при котором действительность воспринимается полностью реальной. Сознание материалисты относят к части материи.

2. Идеалисты воспринимают материю как производную идею сознания, основополагающую идею, которая породила все вокруг.

3. Рационалисты твердо убеждены в том, что истина может быть понята только разумом. При этом они отрицают влияние личного опыта и ощущений.

4. Эмпиризм, наоборот, признает познание только в результате собственного, личного опыта и чувственных ощущений.

Итак, мы рассмотрели основные разделы философии и методы познания, выяснили, в чем состоит философия. Думаем, что вам понятно теперь, что философия - дисциплина очень и очень непростая. Но что дает философия обычному человеку? На самом деле очень многое. На вопрос о том, в чем смысл философии, можно ответить так. Философия в значительной степени формирует мировоззрение человека, заставляя его задумываться о своем месте в мире, об основополагающих категориях бытия, нравственных нормах и о поведении в обществе.

Семинар 3

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.

Греческая философия - одно из величайших чудес древнего мира наряду с наукой, искусством, спортом, демократией - все это без остатка перешло в наследие исторических эпох. Многие достижения греков в этих сферах социокультурного творчества навсегда стали классическими.

Греческая философия выросла из мифа - те же проблемы (что есть мир? Что есть человек? Какое место он занимает?), в начале та же терминология. Потому, что миф основан на традиции и фантазии , т.е. как бы обращен назад, к прошлому. А философия - основана на доверии к способностям разума . Миф безличностен, анонимен. Философские учения всегда персонифицированы. Миф как бы заколдовывает мир, философия его расколдовывает в том смысле, что она стремится отыскать причины вещей, явлений, процессов в самих вещах, явлениях, процессах, а не в каких-то сверхъестественных вещах.

Время жизни античной философии более 1000 лет (до II века н.э.), но наиболее продуктивными в творческом отношении являются первые три столетия, потом лишь детализация, разработка тех идей, гипотез, которые были сформулированы на заре Античного Мира.

Античную философию можно разделить на три относительно самостоятельных периода:

1. Натурфилософский (натура - природа; VI-V век до н.э.);

2. Классический(V-IV век до н.э.);

3. Эллинистический (IV век до н.э. - VI век н.э.).

Основные интуиции (прозрения) античной философии:

§ Всякое знание явно или неявно всегда покоится, исходит из неких явных или чаще неявных допущений, предпосылок. Эти предпосылки нельзя доказать, обосновать. Они - плод интуитивных прозрений. У античной философии есть свои допущения, прозрения, на которых она основывается. Важнейшие среди них:

§ последняя и высшая инстанция бытия, которая объемлет все, это - космос. Люди, боги, души, атомы, пустота … - все объемлется Космосом (сравним с религиозным миропониманием: есть две реальности: высшая божественная, непостижимая для человеческого ума, запредельная и природная, данная человеку в его ощущениях и могущая быть им познанной). Этот Космос огромен, но конечен, он идеальным образом устроен и имеет форму шара, т.е. Космос для античных мыслителей телесен и как бы чувственно нагляден.

§ Космос живой. Таковым его делает космическая душа.

§ Космос разумен. Этот разум обнаруживает себя в общем порядке, законосообразности, повторяемости, ритмах, которые наблюдаются и в природе, и в человеческой жизни.

§ Этот Космос статичен, неизменен.

§ Человеку дано через его разум словно рентгеном просветить Космос и постичь его.

§ Человек - это маленькая копия большого Космоса: тело, душа, ум. Т.е. человек - это микрокосмос. Смысл его жизни - обретение гармонии (душевной, внутренней, с Космосом, миром).

Основная проблема греческой философии - проблема диалектики , т.е. выяснение соотношения материального и идеального. Или другими словами проблема уяснения того, как из хаоса, из некого набора первичных элементов, на которые все распадается, из которых все состоит, образуется упорядоченный, гармоничный космос.

Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:

1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего,
2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека,
3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.

Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).

Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).

В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

Семинар 4 Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

Эпоха Просвещения, создавшая культ разума, поставила задачу разумного преобразования природы и общества. Однако практическое осуществление этих идей в ходе социальных преобразований Великой французской революции показало, что общественные идеалы просветителей не реализуются в реальных процессах. Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.

Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:

1. сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;

2. вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.;

3. общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм;

4. концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

В характеристике немецкой классической философии как единого течения важны две особенности – преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.

Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениям:

1. идея познавательной активности субъекта (Кант );

2. обоснование моральной и правовой автономии личности (Кант );

3. идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг );

4. принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель );

5. систематика принципов и категорий диалектики (Гегель );

6. идея исторической закономерности (Гегель );

7. принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель ).

Впоследствии эти новации стали действительными инструментами философского анализа реальности.

Семинар 5 Этапы развития русской философии. 1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Важнейшими событиями, определившими формирование философии в этот период, стали принятие христианства на Руси, татаро-монгольское иго, создание централизованного Московского государства. Первым философским произведением на руси принято считать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита иллариона (ХI в.). Центральная проблема «Слова» – определение места руси во всемирной истории. Философские идеи в религиозной и литературно-художественной форме 2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХVIII век в России – это время преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Большой вклад в развитие философии в этот период внес М.В. Ломоносов. У Ломоносова нет философских трактатов, но для всех его трудов характерен философский уровень осмысления. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человеческого разума. На основе своих естественнонаучных исследований Ломоносов пришел к ряду важных философских идей: атомно-молекулярная картина строения материального мира, закон сохранения вещества, принцип эволюционного развития всего живого и др. Ломоносов ввел в русский язык множество научных и философских терминов. 3) Классическая русская философия (– начало ХХ вв.). ХIХ век – «золотой» век русской культуры. Расцвет философской мысли стал одной из составных частей общего подъема русской культуры. В середине ХIХ века философия в России выделилась в самостоятельную область духовной жизни. Причинами этого стали: - необходимость систематизации философских идей, накопленных в течение многих веков; - влияние философской культуры Запада; - подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформой 1861 года. Философия ХIХ в. представляет собой неоднородное явление6 - религиозно-идеалистическое (Владимир Соловьев, Николай Федоров и др.); - материалистическое (Н.Чернышевский и др.), - литературно-художественную и естественнонаучную линии. 4) Русская философия ХХ века. Этот период можно подразделить на 3 этапа: - философия «серебряного века» русской культуры. Это период расцвета религиозной философии, в центре внимания философов размышления о судьбе страны, вопросы о направленности общественного развития, обсуждалась возможность альтернативы социалистическим идеям (Н.Бердяев и др.); - философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции), - философия советского периода. Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии (Г.Плеханов, В.Ленин и др). Характерные черты русской философии. Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт. 1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии. 2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления. 3) Глубокий интерес к социальной проблематике. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране. 4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли. 5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении. 6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. Творчество А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. богато философскими идеями. 7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. 8) «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.
Семинар 6 Бытие - это существование материальных и духовных объектов. Быть - значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира - факт его существования.

Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия - это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:

Бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях - бытие мирового духа;

Бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;

Бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ

Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ пониманияонтологических противоречий

Между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;

Между единством мира и его многообразием в этом его единстве;

Между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей.

В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono - один) - это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало - материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis - двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат. Plereles - множественный) - это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.

Материализм - это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным - идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

Материализм различают:

по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;

по способу мышления на диалектический и метафизический;

по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;

с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль - продукт деятельности мозга);

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм - это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало.

Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).

Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

Материя

В гносеологическом плане материя есть философская категория для обозначенияобъективной реальности , которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. То есть здесь материя противостоит сознанию как абсолютная противоположность. Следовательно, говорить о первичности материи мы можем только в гносеологическом аспекте.

Онтологическое понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи. Затем уже в Новое время материю старались понимать не как материал, а как первосвойство мира, определяющее всё многообразие свойств принадлежащих ему явлений. Позже стало очевидно, что в онтологическом смысле материя по отношению к своим проявлениям (состояниям и свойствам) выступает как субстанция - всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной. То есть здесь материя предполагает сознание не как свою абсолютную противоположность, а как своё свойство.

Важно всегда помнить, что понятие «материя» в любом аспекте (гносеологическом или онтологическом) всегда есть абстракция и «чистое создание мысли», то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов.

Материя, как считают представители диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию исознание.

В чем состоит единство мира?

На этот вопрос существует несколько вариантов ответа и, соответственно, контрдоводов на них:

1. Мир един, потому что мысль о нём едина. Следовательно, единство мира состоит в егоидеальности.

Контрдовод: мысль может объединить элементы сознания в единство, если оно уже существовало или может существовать в материальных прообразах.

2. Единство мира состоит в его бытийности (то есть существовании).

Контрдовод: признание наличия свойства существования есть способ решения проблемы бытия или небытия, а не проблемы единства мира.

3. Единство мира состоит в его материальности, то есть все бесконечно многообразные вещи: звёзды, планеты, атомы, живые организмы, человек, общество и даже природная подоснова сознания, несмотря на их качественное различие, одинаково представляют собой объективную реальность, существуют вне нашего сознания и независимо от него, то есть являются материальными.